Значимость закона акта

Понятие, признаки и виды законов

Законэто нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона относятся следующие:

— он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

— порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

— в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

— он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

— он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов по их юридической силе:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

3) федеральные законы — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

— субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

— предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

— сроку действия (постоянные законы и временные);

— характеру (текущие и чрезвычайные);

— сферам действия (общефедеральные и региональные);

— содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические ит.п.);

— степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);

— значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

— объему регулирования (общие и специальные).

Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные актыэто изданные на основе и во исполнение законов акты. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов.

1) Указы Президента РФ — обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводиться указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.)

2) Постановления Правительства РФ — обязательны к исполнению на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3) Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7) Локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

studme.org

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ

Нормативно-правовой акт это властное предписание государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами: во-первых, он содержит общеобязательные правила поведения, то есть нормы права; во-вторых, он односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан; в-третьих, обладает соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами; в-четвертых, характеризуется неконкретностью адресата; в-пятых, является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства.

Нормативно-правовые акты образуют систему, базирующуюся на их юридической силе. Следовательно, система нормативно-правовых актов – это совокупная субординационная связь властных предписаний государства, основанная на их юридической силе.

Особенности системы нормативно-правовых актов заключаются в следующем:

1. Они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой.

2. Эта форма связи между нами определяется их юридической силой.

3. Место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (Конституция, закон, постановление и т. д.).

Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами:

а) различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативно-правовыми актами;

б) различиями в юридической природе или юридической силе;

в) различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов. Главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.

Закон это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. В свою очередь, эти законы различаются по сфере действия. Они классифицируются на общефедеральные и республиканские. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территорий республик, входящих в Российскую Федерацию.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Федерации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих порядок его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав подчиненных ему органов.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

К внешним реквизитам закона относятся: наименование вида акта и органа, принявшего его, указание места и даты принятия. Среди этих реквизитов должна быть также подпись должностного лица, имеющего по закону право подписывать соответствующие акты (Президент РФ подписывает законы РФ, Председатель Совета Федерации – постановления Совета Феде­рации). Заголовок закона является исходным формальным реквизитом его содержания. Он должен точно соответствовать смыслу закона, предмету его регулирования.

Преамбула закона – это исходная часть (введение), предшествующая основному содержанию закона. В преамбуле указывается, в связи с чем принимается тот или иной закон, какие цели он преследует. В преамбуле не должно содержаться нормативных предписаний или нормативных определений. Ко всему прочему она должна быть емкой, лаконичной и четкой.

Способ взаимосвязи составных частей закона определяется его характе­ром и содержанием. Если он представляет собой объемный и сложный по своему построению акт, то неизбежна его рубрикация на соответствующие нормативные части, разделы, главы, подразделы и т. д.

Разделение закона на рубрики, их наименование должно соответствовать тем общественным отношениям, которые они регулируют и закрепляют. Причем рубрикация закона должна основываться на принципе «восхождения» от общего к особенному, от простого к более сложному. Вначале необходимо изложить общие положения и принципы, лежащие в основе закона, а затем уже в определенной последовательности располагать соответствующие нормативные предписания. Придав логическую стройность закону, законодатель тем самым способствует его эффективности, правильному пониманию его содержания.

Конституция представляет собой основной закон государства, укрепляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан.

Конституция является юридической базой всего текущего законодательства. Федеральные конституционные законы вносят изменения и дополнения в конституцию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов – не менее 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Федеральные (обычные) законы хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1).

Основы законодательства законодательный акт сводного характера, содержащий важнейшие, основополагающие нормы соответствующей отрасли законодательства. Они служат правовой базой регулирования общественных отношений в определенной области и издаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Регламент законодательный акт, закрепляющий структуру, функции и порядок деятельности палат Федерального Собрания, их комиссий и комитетов. Регламент юридически обеспечивает процессуальную форму принятия решений Советом Федерации, Государственной Думой и их рабочими органами.

Кодекс – законодательный акт, в котором сведены к внутреннему единству нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс, как правило, относится к какой-либо одной отрасли права (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс). Систематизация норм права в кодексе производится в порядке, отражающем структуру данной отрасли права.

Договоры (соглашения) Российской Федерации всегда имеют нормативный характер, если они касаются взаимоотношений со своими субъектами. Они могут быть заключены в форме учредительного договора, соглашения о сотрудничестве и др. Примером договора может служить Федеративный договор, заключенный между Российской Федерацией и Татарстаном в 1994 г .

Все последующие нормативно-правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, то есть имеют подзаконный характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно классифицировать на законодательные и подзаконные.

Указы Президента Российской Федерации занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо Президент (в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В отличие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, указы Президента могут носить и ненормативный характер.

Нормативные указы Президента подзаконные акты. Они издаются в пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам. Юридическая природа указа Президента обусловливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Нормативные указы, как и законы, следует различать в зависимости от того, каким президентом они изданы и на какой территории они действуют. На этом основании указы подразделяются на два вида: указы Президента РФ и указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются постановления Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и состоит из Председателя правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Президента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти.

Аналогичным статусом обладают постановления правительств республик, входящих в состав Российской Федерации. Но их действие ограничено территориями этих республик.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер. Нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти республик и иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.

Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

1) нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

2) время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

3) нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия.

Законы и иные нормативные акты считаются утратившими силу и прекратившими действие по следующим основаниям:

1) в результате прямого указания об отмене, содержащегося либо в тексте вновь принятого акта, либо в специальном решении компетентного органа;

2) в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший, если сам старый акт не отменен;

3) по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте.

Действие нормативных актов в пространстве ограничивается определенной территорией, в пределах которой они реализуются.

Под территорией государства понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, включая внутренние и территориальные воды, воздушные пространства над ними, недра, а также военные, торговые и иные корабли, находящиеся за пределами государства, и территории посольств.

Действие нормативных актов по кругу лиц распространяется на всех российских граждан, должностных лиц, лиц без гражданства и иностранцев, государственные органы, общественные организации. Некоторые нормативные акты распространяются только на граждан или имеют отношение лишь к лицам без гражданства и иностранцам.

www.bibliotekar.ru

Значимость закона акта

Система законодательства — это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт— это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения — в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права — в этом их специфический признак.

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

Юридическая сила нормативно-правового акта — это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

1. Законы;

2. Подзаконные акты.

Закон — это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Признаки закона.

1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.

2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

3) Высшая юридическая сила — важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона — необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.

6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.

Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция
Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:
— Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.
— Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

2) Федеральные конституционные законы
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

3) Федеральные законы
Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:
— кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);
— текущее законодательство.
Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

4) Законы субъектов федерации.
Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

Подзаконные нормативные акты — это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они

1) принимаются на основе закона,
2) принимаются во исполнение закона,
3) не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

  • указы Президента;
  • постановления Правительства;
  • акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;
  • акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

    zakon.rin.ru

    Функции закона в праве, в обществе. Задачи, функции уголовного закона

    Человечество — это сложный механизм, который функционирует благодаря внутренним отношениям между отдельными лицами. Но основная проблема состоит в том, что подобного рода взаимодействие очень часто осуществляется хаотично и требует упорядочивания. Изначально люди существовали в небольших группах. Отношения в таких формациях регулировались посредством моральных норм. С развитием государств появилась проблема контроля человеческого взаимодействия, потому что любая страна — это сверхмощная социальная конструкция. Поэтому моральные нормы не могут обеспечить контроль общественных отношений в столь громоздком механизме. В процессе поисков наиболее эффективного способа координирования, были испробованы различные категория.

    Одними из них является насилие и религия. Но в практической отрасли данные категории не показали себя столь эффективно, как право. Последняя конструкция была разработана на основе переработанных моральных норм, которые, в свою очередь, санкционированы государством. Помимо того, право имеет множество форм проявления, одной из которых является закон. Он наделен массой характерных признаков и иных особенностей. Стоит также отметить, что законодательство играет достаточно большую роль в процессе привлечения тех или иных лиц к уголовной ответственности. Поэтому в данной статье мы рассмотрим основные задачи не только общих нормативно-правовых актов, но еще и уголовного закона.

    Что такое закон?

    Функции закона – это крайне важный вопрос, однако не всем людям понятен факт того, что собой вообще представляет данная юридическая категория. Ранее мы уже указали на тот факт, что право – это основной регулятор общественных отношений, представляющий собой совокупность норм, санкционированных государством. В свою очередь, законом называется форма проявления права. Но такое понятие является широким по своей сути. В более узком смысле закон можно представить как нормативно-правовой акт, принимаемый в установленном порядке специальными органами законодательной власти. Содержание закона полностью состоит из юридических норм, которые влияют на те или иные виды общественных отношений. Помимо того, представленные НПА дает возможность применять методы, способы государственного принуждения и ответственности. Следует помнить, что на сегодняшний день в мире существуют определенные семьи правовых систем. Одной из них является континентальная. Особенность в том, что в этой семье закон является ключевым источником права. В свою очередь, правовую систему Российской Федерации можно отнести к континентальному типу, что обуславливает достаточно большую значимость законов в этом государстве.

    Признаки закона

    Учитывая большую роль упомянутых НПА в жизни современного общества и некоторых государств, можно вывести наиболее типичные признаки закона, которые характеризуют его. К ним можно отнести следующие, а именно:

    1. Закон – это прежде всего документ, обладающий юридической силой. То есть его нормы оказывают прямое влияние на те или иные отношения путем их координирования.
    2. Упомянутые НПА – это во всех без исключения случаях продукт нормотворческой деятельности, определенного государственного органа власти. Как правило, законы издаются парламентами. Помимо того, их создание представляет собой достаточно сложную процедуру, состоящую из целой системы отдельных шагов.
    3. Законами регулируются наиболее распространенные, иными словами, типичные отношения, возникающие внутри общества.
    4. В континентальной семье права закон представляет собой не только основной источник юридических норм, о чем уже было упомянуто, но еще и высший по своей юридической силе после конституции нормативный акт.
    5. Законы создают определенный базис для правовой деятельности нормотворческих, правоохранительных, судебных и иных подобных органов. Помимо того, данные НПА входят в структуру правового поля государства.

    Следует отметить, что законодательная система любого государства, как правило, состоит из целого ряда нормативных актов, которые, в свою очередь, регулируют отдельные виды общественных отношений. К числу подобных относится уголовный закон. В Российской Федерации именно он является центральным актом, которым регламентируются общественные отношения в сфере социально-опасных деяний. Помимо того, представленные признаки обуславливают функции закона в обществе, о чем пойдет речь далее в статье.

    Каковы функции закона?

    Существует множество распространенных мнений о том, каковы задачи высших нормативных актов в юридической системе государства. Ученые по данному поводу ведут постоянные споры. Но все же, какие функции выполняет закон? Существует мнение о том, что задачи представленных НПА являются смежными с функциональными направлениями права в целом. Данный вывод имеет рациональное зерно, ведь закон – это прежде всего источник и форма выражения юриспруденции. Поэтому можно выделить следующие функции закона: специально юридические и социальные. В первом случае мы говорим о следующих видах, например:

    • Регулятивная функция выражает саму природу права, которое создано для координации общественных отношений. Иными словами, законы помогают более качественно определять наиболее правильное поведение людей.
    • Охранительная функция позволяет нормам законодательных актов непосредственно защищать наиболее значимые социальные отношения. Более детально это направления действия проявляется в специальных юридических отраслях. Одной из подобных является уголовная.
    • Закон строится прежде всего на идеологии. Впоследствии он несет её в массы. На основе этого можно выделить идеологическую функцию законов.

    Функции социальной направленности

    Специальные направления действия представленных в статье актов не являются первостепенными. Они, как правило, возникают уже в процессе действия их норм. Более важными являются социальные функции закона, к числу которых относятся следующие, а именно: экономическая, экологическая, политическая и коммуникативная. Все они в той или иной степени регулируют наиболее важные и значимые для общества отношения в основных сферах его действия. Таким образом, представленные функции закона наглядно показывают его первостепенное значение для человечества. Следует отметить, что в большей части современных государств данные направления являются неизменными, хотя роль этих НПА совершенно разная. Некоторые законы, в свою очередь, обладают своими характерными особенностями. Например, основной уголовный нормативный акт регулирует сферу отношений, возникающих на основе социально-опасных деяний, которые реализуют некоторые люди. Он, в свою очередь, входит в систему одноименного законодательства, которое обеспечивает юридическую ответственность за совершения подобного рода действий.

    Особенности уголовного законодательства

    На сегодняшний день существует множество систем высших нормативных актов, которые создаются с целью регулирования однородных общественных отношений. Уголовное законодательство, в свою очередь, представляет собой целую систему НПА, созданных с целью координирования социальных взаимосвязей в сфере совершения наиболее опасных деяний, то есть преступлений. Данная структура является ничем иным как прямым проявлением уголовного права в целом. В разных странах существует множество подходов к выражению данного законодательства. Одни государства издают множество различных нормативных актов, другие – воплощают все отраслевые принципы и задачи в кодифицированных НПА. Что касается Российской Федерации, то в данной стране существует единый уголовный закон, УК РФ. Он, как и иные подобные НПА, имеет свои функции, структуру и место в юридической системе.

    Общее понятие об Уголовном кодексе

    Следует помнить, что УК РФ – это прежде всего исключительный нормативный акт, регулирующий одноименную правовую отрасль. Это значит, функции закона в праве уголовного характера имеют массу особенностей, о чем пойдет речь далее. Прежде всего следует упомянуть тот факт, что акт, обеспечивает юридическую охрану общественных отношений от наиболее пагубных, преступных деяний, которые могут совершаться людьми. В нормах уголовного закона также предусмотрены меры и формы наказаний за те или иные преступления. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации был создан в 1996 году.

    Структура уголовного закона РФ

    Функции закона в праве уголовного характера во многом обуславливаются структурой этого нормативного акта. В данном случае большую роль играет принадлежность России к континентальной семье права. На основе этого фактора практически все существующие отрасли структурно делятся на общую и особенную части. Первый элемент уголовного закона содержит в себе нормы, регламентирующие наиболее общие принципы одноименной отрасли. То есть, в данной части можно ознакомиться с категориями преступников, понятием вины, соучастия, незаконченности деяний, возможностью освобождения лица от уголовной ответственности и т. п. Особенная часть в данном случае подразумевает собой конкретный перечень общественно опасных деяний, за которые предусмотрены санкции. Следует отметить, что преступными, считаются только те деяния, которые внесены во вторую часть закона. Любые иные правонарушения будут вызывать ответственность не уголовного, а иного характера.

    Функции уголовного закона

    Как и в случае с иными юридическими отраслями, уголовная имеет определенные направления своего действия. Они, в свою очередь, реализуются в уголовном законе. Как показывает практика, практически все функции этих НПА направлены на охрану общественных интересов. Это распространенный принцип многих уголовных законов не только на территории РФ, но и других стран. Конечно, существуют некоторые отличия, однако можно выделить наиболее классическую группу функций, которыми наделены все без исключения НПА упомянутой отрасли. Таким образом, уголовный закон выполняет функции следующие:

    1. Главная функция закона уголовной направленности — охранительная. Она выражается в том, что нормы этого акта, обеспечивают защиту общественных отношений. В данном случае, уголовно-правовые нормативные акты охраняют все сферы жизнедеятельности человека от преступных посягательств. При этом защита возможна благодаря существованию режима ответственности за совершенные деяния. Она, как правило, представляет собой систему крайне неудовлетворительных мер личного и имущественного характера, которые применяются к виновным в совершении преступлений лицам.

    2. Функции закона уголовного характера имеют в своей структуре профилактическое направление. Подобного рода задачи выражаются в том, что соответствующая юридическая отрасль, создает определенного характера препятствия в процессе совершения преступлений. Это характеризуется наличием уголовно-правовых запретов существующих для конкретных деяний. Главное направление профилактической функции основывается на том, чтобы заставить преступника переосмыслить факт своего деяния и отказаться от реализации уголовно-наказуемого умысла. Следует отметить, что в системе этого направления действия, существует два вида профилактики. Первое направлено на весь социум. То есть, уголовный закон не допускает осуществления преступлений любыми лицами. В случае специальной профилактики, действие нормативного акта направлено, прежде всего, на лиц, которые уже совершили уголовно-наказуемые деяния, с целью не допустить повторного совершения преступлений.

    3. Основная функция закона в обществе воспитательная, особенно если мы говорим об уголовно-правовой сфере, ведь благодаря существованию этого направления нормативные акты строят определенную идеологию, которая, в свою очередь, развивает убеждение о наивысшей ценности порядка и законности. Помимо того, уголовный закон внушает социуму страх юридической ответственности, которая незамедлительно настает за совершаемые преступления.

    Соотношение правосознания и воспитательной функции

    Задачи, функции уголовного закона, представленные в данной статье, в большинстве случаев зависят от социальных факторов, а не только юридической системы. Возьмем, к примеру, воспитательное направление действия. Данная функция уголовного права корректно работает лишь в том случае, если правосознание социума находится на высоком уровне. То есть, каждый в отдельности человек должен понимать, что такое преступление, и какие последствия за его совершение могут возникнуть. Если общество попросту не воспринимает уголовное право в таком формате, то это значит, что оно еще не сформировало качественную юридическую идеологию. В Российской Федерации большая часть населения в целом понимает суть уголовной отрасли. Люди знают свои права и не пытаются нарушить правомочия других лиц, за исключением некоторых случаев.

    Заключение

    Итак, в статье мы рассмотрели функции закона в обществе, а также его роль для юридической системы любого государства. Большинство структур, состоящих из подобных НПА, требуют значительной доработки, которая невозможна, без теоретического осмысления проблематики. Мы также представили функции уголовного закона РФ, которые отличаются характерными особенностями и сферой применения.

    businessman.ru

    Смотрите так же:

    • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
    • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
    • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
    • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
    • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
    • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Обсуждение закрыто.