Земельный налог в белоруссии

В Беларуси предлагают ввести налоговый вычет на медуслуги и откорректировать земельный налог

В Беларуси предлагают ввести социальный налоговый вычет по подоходному налогу в сумме расходов на медицинские услуги. С такой инициативой выступил Минский столичный союз предпринимателей и работодателей, сообщают в МНС. Это предложение обсуждалось на очередном заседании специальной межведомственной рабочей группы, которая занимается подготовкой предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Ввести налоговый вычет по подоходному налогу на медуслуги

— Основной посыл инициативы по предоставлению указанной налоговой льготы заключался в следующем: если простимулировать граждан, предоставив им право на применение социального налогового вычета по подоходному налогу в сумме расходов на оплату медицинской помощи, то это, в свою очередь, окажет стимулирующее воздействие на развитие платной медицины, обеспечит рост объемов ее услуг и сокращение бюджетных затрат на здравоохранение. При этом в качестве доводов неоднократно звучали ссылки на опыт других стран, в том числе Российской Федерации, — отмечают в МНС.

Напомним, сейчас в Беларуси существует только социальный налоговый вычет по заключенным договорам добровольного страхования медрасходов. По мнению представителя Белорусского союза предпринимателей Владимира Коявы, который присутствовал на заседании, эта льгота работает неэффективно.

По его мнению, если для пациентов за счет применения социального налогового вычета уменьшится цена на платные медицинские услуги, эффект от предоставления льготы будет колоссальный — повысится покупательная способность, увеличится количество пациентов, легализуется серый рынок в медицине, налоговая база увеличится, медицинские учреждения будут платить налоги до 20−30% с оборота и т.п.

— Вместе с тем, судя по горячей полемике, которую вызвало это предложение, не все так однозначно. На фоне прозвучавшего выступления возник ряд закономерных вопросов. Почему речь о социальном налоговом вычете по подоходному налогу идет лишь в отношении медицинской помощи, а не в комплексе с другими услугами, например, в сфере того же образования? — отмечают в МНС. — Каким образом просчитать эффективность применения предлагаемого социального налогового вычета? Почему только сектор платных медицинских услуг надо развивать за счет льготы? Опять же, если цена вопроса, за которым скрывается такой мощный потенциал, заключается всего лишь в 13% подоходного налога, то почему бы медицинским центрам, оказывающим платные услуги, не рассмотреть возможность адекватного снижения их стоимости, а не перекладывать это решение на государство?

— Работа нашей группы должна быть сконцентрирована на другом направлении. Никто не ставил перед нами задачу расширять налоговые льготы. У нас есть поручение главы государства, наоборот, это оптимизировать. Поэтому давайте мы будем просто выполнять свою работу — работать над тем, что нам поручили: простота, удобство, совершенствование налогового администрирования», — сказала заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая.

В МНС отмечают, что вопрос о возможности расширения права физлиц на применение социального налогового вычета по подоходному налогу в сумме расходов на оплату медицинской помощи остался открытым. «Решено предложить Министерству здравоохранения дать оценку поступившему предложению и представить необходимые данные в целях его дополнительного изучения», — поясняют в ведомстве.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Внести изменения по земельному налогу

На последнем заседании комиссии также обсуждали возможную корректировку земельного налога. Так, по предложению республиканского общественного объединения «Белорусская научно-промышленная ассоциация», рассматривался вопрос о порядке платы за право заключения договора аренды земельного участка (далее — плата за право аренды). Председатель этого объединения Сергей Варивода отметил, что необходимо совершенствовать существующий механизм взимания платы за право аренды земельных участков, снизить ее размер, а также создать равные условия заключения договоров аренды земельных участков для государственных и частных организаций.

— В частности, для того чтобы обеспечить соблюдение заложенного в статье 2 Налогового кодекса принципа всеобщности и равенства налогообложения, предложено в перспективе вернуться к законодательной практике предоставления земель в пользование с уплатой земельного налога, упразднив при этом плату за право аренды и арендную плату, — отмечают в МНС. — На текущий же момент предлагалось инициировать внесение соответствующих изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». Плату за право аренды земельного участка, ставки которой установлены постановлением правительства, предложено снизить в десять раз.

На заседании решили обратиться в Госкомимущество, чтобы специалисты этого ведомства «проанализировали направления, связанные с порядком формирования платы за право аренды и арендной платы за земельные участки, механизмом взимания такой платы и вопросами освобождения субъектов от ее уплаты в разрезе действующего законодательства».

— Принято также решение дополнительно проработать совместно с Госкомимуществом предложения об определении функционального назначения земельных участков в зависимости от цели их использования, указанной в решении о предоставлении земельного участка, — отмечают в МНС. — Кроме этого, дано поручение МНС и Министерству финансов Республики Беларусь проработать поступившее от представителя Белорусского союза предпринимателей предложение об унификации налоговой льготы по земельному налогу и налогу на недвижимость в отношении организаций, которые осуществляют деятельность в сферах образования и здравоохранения.

Кроме того, МНС предлагает установить ограничения на принятие местными советами депутатов решений по увеличению ставок земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных общественным объединениям инвалидов, а также унитарным предприятиям и учреждениям таких объединений.

Ранее на одном из заседаний предлагалось ввести социальный налоговый вычет в сумме расходов на получение второго и последующего высшего, среднего специального или профессионально-технического образования, а также на прохождение переподготовки и повышения квалификации. Однако эти предложения после обсуждения на заседании отклонили.

Читайте также:

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

finance.tut.by

Земельный налог

Земельный налог – налог уплачиваемый владельцами земельных участков. Обязанность его уплаты может быть законодательно обусловлена самим фактом владения земельным участков или возникать при наличии некоторых дополнительных условий.

Земельным налогом в Республике Беларусь, согласно статье 193 Налогового кодекса, облагаются расположенные на ее территории земли. В том числе:

  • Принадлежащие на правах частной собственности, пожизненного наследуемого владения или временного пользования физическим лицам, а также принятые ими по наследству;
  • Принадлежащие организациям на правах частной собственности, постоянного или временного пользования.

Плательщиками земельного налога признаются физические и юридические лица, перечисленные в статье 192 НК РБ. Там же определены условия, исходя из которых, наступает обязанность уплаты земельного налога, основания для освобождения от него.

Земельный налог собирается с целью регулирования экономическими методами рационального использования земельных ресурсов, накопления средств, для проведения мероприятий по землеустройству, повышению качества и охране земель, территориальному развитию.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется статьями Налогового кодекса Республики Беларусь. В качестве налогового периода для расчета суммы земельного налога принимается календарный год.

Земельный налог начисляется на основании:

  • государственного акта на земельный участок;
  • удостоверения, дающего право временного пользования земельным участком;
  • свидетельства о государственной регистрации прав на земельный участок;
  • решений соответствующих государственных органов о возникновении или переходе прав на земельные участки;
  • сведений о наличии в собственности земельных участков, содержащихся в регистре государственного земельного кадастра, в едином государственном регистре недвижимого имущества;
  • сведений, представляемых землеустроительными службами исполкомов;
  • сведений о предоставленных во временное пользование и не возвращенных в срок, самовольно занятых и/или используемых не по целевому назначению земельных участках;
  • сведений о земельных участках, на которых располагаются объекты сверхнормативного незавершенного строительства.

О решении, касательно возникновения или изменения прав на земельный участок, соответствующий государственный орган информирует налоговые органы по месту постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя, в отношении физического лица – по месту нахождения земельного участка. Сообщение содержит сведения о площади, кадастровой стоимости, целевом назначении и использовании земельного участка. Расчет подлежащей уплате суммы производится умножением налоговой базы на ставку налога.

Ставки земельного налога в 2017 году для жилой усадебной зоны установлены для физических лиц за год:

  • 20,72 белорусских рублей за гектар – если кадастровая стоимость земельного участка меньше 20 720 бел.руб. за гектар;
  • 0,1% от кадастровой стоимости участка – если кадастровая стоимость земельного участка 20 720 бел.руб. за гектар и больше.

Расчет земельного налога для юридических лиц сложнее, в нем учитываются многие факторы, в том числе стоимость участка, вид производимой на нем деятельности и пр.

Местные Советы депутатов вправе увеличивать или уменьшать ставки земельного налога некоторым категориям плательщиков.

В статье 193 Налогового кодекса перечислены виды земельных участков облагаемых налогом и освобожденных от него. Так обложению земельным налогом не полежат:

  • земли общего пользования на территории населенных пунктов;
  • территории кладбищ;
  • территории лесного фонда, на которых ведется лесное хозяйство;
  • территории водного фонда, кроме земель занятых посторонней деятельностью;
  • земли запаса;
  • земли общего пользования на территории дачных кооперативов садоводческих товариществ;
  • участки зарегистрированных религиозных организаций;
  • заповедники, национальные парки, ботанические сады;
  • земельная полоса, предназначенная для обеспечения Государственной границы;
  • земли сельскохозяйственного назначения занятые древесно-кустарниковой растительностью, но не включенные в лесной фонд;
  • территории болот;
  • участки, занятые историко-культурными ценностями, при соблюдении определенных государственным законодательством условий;
  • используемые для научной деятельности поля;
  • территории, занятые автодорогами и железнодорожными путями общего пользования, а также обслуживающими их сооружениями;
  • прибрежные полосы и природоохранные территории;
  • земельные участки организаций, занимающихся социальной и культурной деятельностью;
  • территории оздоровительных и санаторно-курортных организаций, детско-юношеских спортивных школ, используемые в основной деятельности;
  • земельные участки содержащихся за счет бюджета аэроклубов, аэродромов, аэропортов и объектов системы организации воздушного движения;
  • земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • земельные участки спортивных баз национальных и сборных команд Республики Беларусь;
  • участки производственных предприятий исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев;
  • земельные участки в пользовании учреждений образования, Национального банка Академии управления при Президенте Республики Беларусь;
  • земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, на период их строительства;
  • территории, занятые установками по использованию возобновляемых источников энергии;
  • участки общественных объединений инвалидов;
  • другие земельные участки, принадлежащие лицам, имеющим право на льготу при уплате земельного налога согласно статье 193 НК РБ.

Льготы по земельному налогу не распространяются на земельные участки, используемые для предпринимательства или ведения фермерского хозяйства.

Местные государственные органы вправе предоставлять отдельным плательщикам льготы по земельному налогу, исходя из их имущественного положения.

Налог на земельные участки, находящиеся в пользовании или долевой собственности нескольких лиц начисляется каждому плательщику отдельно пропорционально площади находящегося в пользовании недвижимого имущества или доле в совместном имуществе.

Следует заметить, что отсутствие у физических лиц документов на земельные участки не освобождает от уплаты налога. С другой стороны – уплата налога за земельный участок не является подтверждением прав на него.

Организации уплачивают земельный налог ежеквартально равными частями до 22-го числа второго месяца каждого квартала, в течение налогового периода, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере одной четверти годовой суммы; cадоводческие товарищества – раз в год до 22 августа; налог подлежит уплате физлицами на основании извещения налогового органа, вручаемого или переданного по почте заказным письмом до 1 августа текущего года.

Физические лица уплачивают налог в срок не позже 15 ноября текущего года. В случае получения извещения от налоговых органов после указанного срока, налог уплачивается не позднее тридцати дней со дня вручения извещения.

Участники гаражных кооперативов и садоводческих товариществ могут производить оплату земельного налога через управляющие органы этих организаций.

В сельской местности оплата земельного налога часто происходит через сельсоветы.

В 2015 году произошли некоторые изменения законодательства, касающиеся начисления земельного налога:

  • организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, вменено в обязанность платить земельный налог вне зависимости от площади земельных участков. В 2014 году за участки площадью менее 0,5 гектара налог не начислялся.
  • местные советы депутатов получили право увеличивать ставки земельного налога и в 2,5 раза (в 2014 — только в 2 раза).

Как видно из вышеизложенного, правильное начисление земельного налога процесс довольно трудоемкий, сопряженный с множеством оговорок, ограничений и исключений. Однако большая часть работы в этом направлении ложится на государственные органы, потому риск ошибок и ответственности за них для плательщиков сравнительно не велик.

m.myfin.by

Земельный налог в белоруссии

Земельный налог-2018: что предлагается изменить

В гл. 18 «Земельный налог» Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) на следующий год намечено внести корректировки. Проанализируем, что может измениться для организаций в части исчисления этого налога.

Статьи по теме

eщё 391 материалов по теме

Льгота для технопарков

До 1 января 2020 г. земельные участки научно-технологических парков освобождены от земельного налога (подп. 1.31 п. 1 ст. 194 НК).

Однако в случае сдачи этими организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, нужно исчислить и уплатить земельный налог (п. 4 ст. 194 НК).

Справочно: земельный налог рассчитывается пропорционально площади капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, переданных в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

Таким образом, когда технопарки выполняют свою основную задачу по оказанию поддержки резидентам (предоставляют им недвижимое имущество, в т.ч. помещения различного функционального назначения, в аренду), льгота на такие площади не распространяется.

В результате технопарк становится плательщиком земельного налога, что влечет увеличение размера арендной платы для резидентов, не имеющих достаточного количества ресурсов для создания малых инновационных предприятий без государственной поддержки на начальном этапе их деятельности.

Кроме того, технопарки лишаются стимула к увеличению площадей для размещения на них резидентов, что препятствует выполнению основного направления деятельности технопарка как субъекта инновационной инфраструктуры.

С учетом изложенного предложено дополнить часть третью п. 4 ст. 194 НК словами «научно-технологическими парками – их резидентам». Это позволит сохранить освобождение технопарков от земельного налога в случае сдачи ими в аренду недвижимого имущества своим резидентам.

Неиспользуемые (неэффективно используемые) капитальные строения

В 2016 г. внесены изменения в Положение о порядке и условиях утверждения перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2013 № 957.

В соответствии с ними областным (Минскому городскому) Советам депутатов предоставлено право делегировать полномочия на утверждение перечня неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества администрациям свободных экономических зон.

Соответствующие дополнения предложено внести в ст. 201-1 НК.

Оказание государственной поддержки

Перечень организаций, на которые в 2017 г. решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются, указан в части восьмой ст. 201-1 НК. Он включает:

– юридические лица, которым изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;

– газо- и энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению, и др.

В 2018 г. намечено дополнить этот перечень «льготников» организациями, которым оказана государственная поддержка по решению Президента Республики Беларусь.

Индексация ставок налога

В связи с индексацией ставок земельного налога |*| , установленных в белорусских рублях, приложения 2 и 3 к НК предложено изложить в новой редакции.

www.gb.by

Земельный налог

Вопрос. Если индивидуальный предприниматель, перешедший на применение упрощенной системы налогообложения, не осуществляет предпринимательскую деятельность, возникает ли у него обязанность уплачивать налог на недвижимость или земельный налог (при наличии объектов налогообложения)?

Ответ: Пунктом 7 Положения об упрощенной системе налогообложения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119, определен перечень налогов, сборов (пошлин), уплата которых производится в общем порядке. От уплаты не включенных в данный перечень видов налогов, сборов (пошлин) плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются, в том числе и при временном неосуществлении ими деятельности.

Вместе с тем в отношении земельного налога необходимо учитывать следующее.

Статьей 69 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс) предусмотрены цели предоставления гражданам земельных участков в пожизненное наследуемое владение (по которым уплачивается земельный налог):

1) для строительства и обслуживания жилого дома;

2) для ведения личного подсобного хозяйства;

3) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

4) для ведения коллективного садоводства;

5) для дачного строительства;

6) для традиционных народных промыслов;

7) в случае получения по наследству или приобретения жилого дома.

Предоставление гражданам земельных участков в пожизненное наследуемое владение для целей осуществления предпринимательской деятельности Кодексом не предусмотрено.

Соответственно уплата физическими лицами земельного налога законодательством не связывается с осуществлением ими предпринимательской деятельности. В связи с этим физические лица обязаны уплачивать земельный налог, в том числе и за земельные участки, предоставленные на указанные выше цели, но используемые в предпринимательской деятельности (полностью либо частично).

Что касается налога на недвижимость, то индивидуальные предприниматели (физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность), применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от его уплаты в отношении объектов, исключительно используемых для предпринимательской деятельности.

Главное управление налогообложения физических лиц
МНС Республики Беларусь

www.nalog.gov.by

Земельный налог в белоруссии

Платят земельный налог физические лица, у которых участки на территории РБ и находятся на праве:

  • постоянного пользования
  • временного пользования
  • пожизненного наследуемого владения
  • частной собственности

Земельный участок, переданный по наследству физическому лицу также облагается является объектом налогообложения

Под физическими лицами понимается:

  • граждане РБ
  • граждане или поданные иностранного государства
  • лица без гражданства

Индивидуальные предприниматели могут иметь земельный участок только на праве аренды

Также, признаются плательщиками физические лица:

  • которые приняли по наследству земельный участок
  • которым предоставлены служебные земельные наделы районным исполкомом

Однако, если физическому лицо предоставляется участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то плательщиком земельного налога будет это самое крестьянское (фермерское) хозяйство.

Освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные:

  • военнослужащим срочной военной службы, альтернативной, участникам ВОВ
  • пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц
  • постоянно проживающим на территории радиоактивного загрязнения с правом на отселение
  • эвакуированным или выехавшим самостоятельно из зоны радиоактивного загрязнения
  • одному или нескольким членам многодетной семьи
  • иным лицам ( см. ст.194 Налогового Кодекса )

Порядок уплаты налога в 2018 году

Налоговый период, т.е. период, по истечении которого возникает необходимость в уплате земельного налога составляет 1 календарный год.

Обязанность по исчислению налога может возникать у плательщика:

  • на начало текущего налогового периода, когда годовая сумма налога определяется исходя из наличия объектов налогообложения на 1 января текущего года
  • в течение текущего налогового периода, в случае возникновения обстоятельств, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение налогового обязательства

Основанием для уплаты земельного налога является извещение налогового органа о необходимости в уплате налога.

Данное извещение вручается физическим лицам не позднее 1 августа лично под роспись.

Извещение об уплате земельного налога может быть осуществлено электронным способом на указанный вами электронный адрес почты, в случае, если вы дали согласие на это

Земельный налог должен быть уплачен в срок не позднее 15 ноября.

Однако, если извещение об уплате налога пришло не в установленный срок (1 августа), то оплатить его необходимо не позднее 30 дней со дня вручения вам извещения.

В случае неуплаты или неполной уплаты земельного налога, начисляется пеня за каждый день такой просрочки.

Пеня определяется следующей формулой:

  • A- размер неисполненного обязательства (сумма, которую вы должны заплатить)
  • B- количество дней в течение которых сумма, которую вы не заплатили, а также ставка рефинансирования оставались неизменными
  • C- ставка рефинансирования (на момент неисполнения обязательства по неуплате земельного налога)

Расчет земельного налога

Земельный налог определяется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок.

Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка.

Получить сведения о кадастровой стоимости участка можно двумя способами:

  • узнать стоимость на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство (http://vl.nca.by/)
  • обратиться с запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в ГУП «Национальное кадастровое агентство» или в территориальные агентства по государственной регистрации и земельному кадастру (на платной основе)

Право выбора остается за вами.

Местные Советы Депутатов могут увеличить или уменьшить ставки земельного налога

Для определения налога необходимо:

  • определить ваш объект налогообложения
  • применить льготу (если есть)
  • определить налоговую базу
  • определить ставку налога
  • определить ваш коэффициент (при наличии)
  • рассчитать налог

Земельный налог можно рассчитать с помощью формулы:

  • НБ- налоговая база
  • С- ставка налога
  • К1-коэффициент по периоду пользования земельным участком
  • К2- коэффициент, который увеличивает или уменьшает ставку налога, в соответствии с решением местных Советов Депутатов
  • К3- коэффициент, увеличивающий ставку налога

pravovsem.by

Смотрите так же:

  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Отказ в назначении трудовой пенсии по старости ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 08 августа 2016 Причин может быть несколько: либо не хватило трудового стажа, либо уровень […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]
  • Претензия заказчику об оплате Претензия по оплате договора Зачастую претензия по оплате договора направляется, так как предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора. А значит подготовка претензии, в том числе с требованием оплатить цену договора, — обязательное […]
  • Получение субсидии по смерти Порядок оформления пособия на погребение Смерть близкого человека еще никогда не приносила радости. Но, как бы ни было плохо, необходимо всегда знать о том, как получить пособие на погребение? Кто может получить эту выплату? Кто […]
  • Величина ставки налога на прибыль равна Расчет и ставки налога на прибыль организаций в России Величина налога на прибыль зависит не только от размера самой прибыли, которую каждая компания стремиться сделать максимально возможной. При расчете суммы данного налога влияние […]

Обсуждение закрыто.