Законы журналистика

Законы журналистика

Правовые основы журналистской деятельности

Как один из социальных институтов общества журналистика существует в соответствии с законами этого общества, которые регламентируют не только уровень свободы журналистской деятельности, но и другие ее аспекты. Каждый журналист должен знать установленные законом свои права и обязанности.

Для российской журналистики основополагающими являются нормы Конституции Российской Федерации. Это основной закон нашего государства, на основе которого разрабатываются и принимаются другие законодательные акты – кодексы и законы.

До 12 июня 1990 г. в нашей стране вообще не было какого-либо правового акта, который бы регулировал деятельность средств массовой информации – порядок создания газет и журналов, назначения главных редакторов и другие вопросы журналистской деятельности регулировали нормативные документы КПСС. С принятием Закона «О печати и других средствах массовой информации» в СССР наконец-то появился правовой акт, определяющий многие вопросы функционирования СМИ. Но уже через полтора года появился и закон Российской Федерации, который в настоящее время является определяющим для деятельности российской журналистики.

Федеральный закон «О средствах массовой информации» был принят в декабре 1991 г. (в дальнейшем в Закон вносились различные изменения, осенью 2008 г. фракция партии «Единая Россия» в Государственной думе Российской Федерации начала работу над новой редакций этого Закона). Закон прописывает порядок организации деятельности СМИ, распространения массовой информации, отношения СМИ с гражданами и организациями, права и обязанности журналиста, ответственность журналистов и СМИ за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

В Законе установлен порядок учреждения средства массовой информации, а также получения лицензии на теле– и радиовещание. В ст. 8 Закона определено, что «редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации». Заявление о регистрации СМИ подается в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор) или в ее территориальные органы. К заявлению прилагается только документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. При этом Закон запрещает предъявление иных требований при регистрации СМИ (хотя, отметим, зачастую это случается).

От регистрации освобождаются средства массовой информации, учрежденные органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации их официальных материалов, периодические печатные издания тиражом менее 1 тыс. экз., радио– и телепрограммы, распространяемые по кабельным сетям в пределах одного предприятия или учреждения, либо имеющие не более 10 абонентов, а также аудио– и видеопрограммы, распространяемые в записи тиражом не более 10 экз. После регистрации, не позднее трех месяцев после первого выхода в свет или в эфир данного средства массовой информации, в территориальный орган Россвязькомнадзора необходимо направить устав редакции, который принимается на общем собрании журналистов, состоящих в штате редакции, и утверждается учредителем средства массовой информации. В уставе редакции определяются права и обязанности учредителя, редакции и главного редактора, порядок назначения главного редактора и ряд других вопросов деятельности редакции. Если в редакции работает менее 10 человек, то устав может быть заменен договором между учредителем и главным редактором или редакцией.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя или по решению суда по иску органа Россвязькомнадзора.

Закон «О средствах массовой информации» запрещает учреждение телекомпаний иностранными юридическими и физическими лицами, российскими юридическими лицами, иностранное участие в уставном капитале которых составляет более 50%, а также российскими гражданами, имеющими двойное гражданство. Кстати, такие и даже более жесткие ограничения по учреждению средств массовой информации действуют во многих странах мира. Так, в США, Испании, Греции, Украине, Таиланде доля иностранного капитала в телерадиокомпаниях не может превышать 25%, в Австрии, Канаде, Франции и Японии участие иностранных инвесторов в телерадиовещательных компаниях ограничивается 20%.

Телерадиокомпании должны также получить лицензии на вещание, которые выдаются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. При этом лицензии на право вещания в населенных пунктах с населением более 200 тыс. жителей выдаются только по результатам конкурса.

В Законе «О средствах массовой информации» определена и ответственность редакций СМИ и журналистов за публикацию сведений, не соответствующих действительности (об этом также говорится в ст. 152 Гражданского кодекса РФ). По данным председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова, в нашей стране суды ежегодно рассматривают около 3,5 тыс. исков против журналистов о защите чести и достоинства[34]. Чаще всего такие иски подают чиновники, коммерсанты и депутаты. Например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский однажды вел одновременно более ста исков против журналистов[35], а мэр г. Владивостока Виктор Черепков как-то одновременно подал в суд почти 90 исков против газеты «Владивосток» и ее журналистов.

При этом далеко не всегда суды принимают объективные и основанные на законе решения. Так, Фрунзенским районным судом г. Владивостока в 1993 г. была признана не соответствующей действительности и наносящей моральный ущерб мэру города Виктору Черепкову цитата из сказки М. Салтыкова-Щедрина «История одного города», опубликованная в газете «Владивосток». Решение районного суда было подтверждено кассационной коллегией Приморского краевого суда, и только президиум краевого суда освободил редакцию газеты и великого русского писателя от наказания.

Зачастую такие иски заканчиваются судебными решениями, в соответствии с которыми редакции СМИ не только публикуют опровержения не соответствующих действительности сведений, но и выплачивают пострадавшим значительные денежные средства. Так, в соответствии с принятым в феврале 2008 г. решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга ЗАО «Коммерсантъ» должно заплатить Северо-Западной академии государственной службы при Президенте РФ 3,5 млн рублей в качестве компенсации ущерба, нанесенного деловой репутации учебного заведения статьями, опубликованными в газете в 2006 г. Хотя 3,5 млн рублей компенсации – не предел. В октябре 2004 г. Арбитражный суд г. Москвы в возмещение репутационного вреда, причиненного умалением деловой репутации публикацией статьи «Банковский кризис вышел на улицу. Системообразующие банки столкнулись с клиентами», взыскал с ЗАО «Коммерсантъ» в пользу ОАО «Альфа-банк» более 320,5 млн рублей (в дальнейшем сумма взыскания была уменьшена до 10,9 млн рублей).

Далеко не всегда решения российских судов по искам к редакциям СМИ и журналистам бывают бесспорными. Именно поэтому журналисты, пройдя все ступени российской системы правосудия, стали обращаться в Европейский суд по правам человека с исками, подтверждающими их право в соответствии со ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод выражать собственное мнение и критиковать должностные лица. В 2007 г. Европейский суд по правам человека впервые удовлетворил иски журналистов из Курска и Пензы против Российской Федерации (иски были поданы на решения судов Курской и Пензенской области по поводу критических материалов, опубликованных в 2000 г. в газетах «Курский вестник» и «Новая биржевая газета»). В октябре 2008 г. Европейский суд по правам человека удовлетворил иски журналистов из Оренбурга и Орла. Скорее всего, таких решений Страсбургского суда будет все больше, пока российские суды не начнут более взвешенно подходить к искам высокопоставленных чиновников.

У Европейского суда по правам человека относительно СМИ позиция однозначная. Так, в решении по иску главного редактора газеты «Орловский меридиан» Геннадия Годлевского сказано: «Суд в очередной раз напоминает о том, что свобода мнения – одна из наиболее важных основ демократического общества и одно из основных условий его развития»[36].

При этом важно отметить, что выводы Европейского суда по правам человека согласуются с постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации, принятым в феврале 2005 г., согласно которому суды должны учитывать, что политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, заведомо соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в СМИ, а государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения ответственного исполнения ими своих полномочий.

Несмотря на ряд внесенных изменений действующий Закон «О средствах массовой информации» значительно устарел и не соответствует нормам современной российской журналистики. В частности, в нем ничего не сказано о владельцах (собственниках) СМИ, их правах и обязанностях, нет определения такого вида СМИ, как интернет-сайт. Ряд положений Закона нуждается в конкретизации. Так, некоторые органы государственной власти и учреждения, ссылаясь на ст. 48 Закона, требуют обязательной аккредитации журналистов, что нарушает установленное ст. 47 Закона право каждого журналиста посещать государственные органы и организации, получать доступ к документам и материалам и т.п. При этом зачастую для аккредитованных в государственных органах и организациях журналистов не создаются благоприятные условия для их эффективной работы, как это принято в других странах, к примеру, в Японии. Так, в мэрии города-побратима Владивостока Ниигаты выделено несколько хорошо оборудованных кабинетов для работы аккредитованных при мэрии журналистов.

Попытки принять новый закон о деятельности средств массовой информации предпринимались неоднократно, однако ни один из законопроектов не устроил все стороны медиапроцесса.

В июле 2006 г. был принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который, в частности, рассмотрел информацию как объект правовых отношений, определил понятие общедоступной информации, конкретизировал право граждан и организаций на получение информации и другие аспекты информационной деятельности.

Принятый в июле 2006 г. Федеральный закон «О персональных данных» определил, что «обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста. при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных». А это значит, что журналист должен максимально осторожно использовать в своих материалах персональные данные людей (под персональными данными Закон понимает любую информацию, относящуюся к определенному физическому лицу).

В принятом в июле 1993 г. Федеральном законе «О государственной тайне» приведен, в частности, перечень сведений, составляющих государственную тайну.

В марте 2006 г. был принят Федеральный закон «О рекламе», определяющий порядок размещения рекламы в средствах массовой информации. В Законе содержатся требования, предъявляемые к рекламе, перечень товаров, реклама которых не допускается, особенности распространения рекламы в телепрограммах и телепередачах, в радиопрограммах и радиопередачах, в периодических печатных материалах, особенности рекламы отдельных видов товаров. В частности, Закон определяет, что объем рекламы в периодических печатных изданиях должен составлять не более 40% объема номера, общая продолжительность рекламы в радиопрограммах не может превышать 20% времени вещания в течение суток, а в телепрограммах – 15%.

Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах», принятый в июле 1993 г., до 2008 г. регулировал отношения, возникающие, в частности, в связи с созданием и использованием фото– и аудиовизуальных произведений. В рамках борьбы с нарушениями интеллектуальных прав в Российской Федерации в конце 2006 г. была принята четвертая часть Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу с 1 января 2008 г.

В 4-й части Гражданского кодекса РФ установлены правовые нормы, связанные с авторским правом и смежными правами. В соответствии со ст. 1225 ГК РФ под правовую охрану подпадают произведения литературы и искусства, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач. При этом нужно учитывать, что в соответствии с п. 6 ст. 1259 не являются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач и т.п.).

Установленные 4-й частью ГК РФ нормы авторского права распространяются, в частности, на фотографии. Так, Советский районный суд г. Красноярска в октябре 2008 г. признал ЗАО «Издательский дом “Комсомольская правда”» виновным в нарушении авторских прав сотрудницы газеты «Красноярский комсомолец» Ю. Королевой – в газете «Комсомольская правда» без согласия автора и родителя была опубликована взятая из интернета фотография дочери Ю. Королевой[37].

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят в июне 2002 г.), как и дополняющие его Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» (принят в январе 2003 г.) и «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» (принят в декабре 2002 г.), определяют порядок деятельности средств массовой информации в период выборов. В законах прописаны порядок участия СМИ в предвыборной агитации, порядок предоставления эфирного времени и печатной площади на платной и бесплатной основе и другие специфические нюансы деятельности СМИ в избирательный период.

В законах, в частности, определено, что предвыборная агитация в средствах массовой информации начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается за сутки до дня голосования (иными словами, так как выборы обычно проводятся по воскресеньям, то в субботу, накануне дня голосования, не говоря уже о самом дне голосования, предвыборная агитация запрещена). При этом в предвыборной агитации могут участвовать только средства массовой информации, учрежденные не менее чем за один год до начала избирательной кампании, т.е. не менее чем за один год до даты официальной публикации решения о назначении выборов или референдума.

Средства массовой информации, планирующие участвовать в избирательной кампании, должны не позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения о назначении выборов или референдума опубликовать условия оплаты печатной площади или эфирного времени (так называемые прайс-листы) и уведомить о готовности участвовать в предвыборной агитации соответствующую избирательную комиссию.

Один из самых сложных вопросов избирательного законодательства – что такое предвыборная агитация, где проходит грань между информированием избирателей и их агитацией. В решение этого вопроса был вынужден вмешаться Конституционный суд Российской Федерации, который в постановлении от 30 октября 2003 г. разъяснил, что под предвыборной агитацией подразумевается деятельность, имеющая целью побудить избирателей голосовать за или против какого-либо кандидата или партии, отделив тем самым предвыборную агитацию от информирования избирателей о ходе избирательной кампании. И сейчас в законах о выборах дано достаточно четкое определение предвыборной агитации.

Названные выше законы о выборах предусматривают равные права кандидатов и партий в ходе предвыборной агитации. При этом ряд средств массовой информации (прежде всего учрежденные государственными и муниципальными органами и организациями) обязан предоставлять в ходе предвыборной агитации определенный объем печатной площади или эфирного времени бесплатно.

Трактовка некоторых вопросов деятельности средств массовой информации в законах о выборах отличается от норм, прописанных в других законах. Так, если Закон «О средствах массовой информации» предусматривает, что материалы теле– и радиопередач должны храниться не менее одного месяца со для выхода в эфир, Закон «О рекламе» предписывает, что рекламные материалы должны храниться в течение года со дня последнего их распространения, то выборные материалы, в соответствии с законодательством о выборах, должны храниться не менее трех лет со дня голосования.

В принятом в январе 1995 г. Федеральном законе «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» определено, в частности, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы РФ при условии подачи письменной просьбы не позднее чем за две недели до дня выхода в эфир имеют право выступать в государственных региональных средствах массовой информации один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу (нужно однако учитывать, что данная норма распространяется только на 5-й телеканал, но, к примеру, телеканал «Россия» не во всех регионах выходит в эфир на 5-м ТВК).

В Уголовном кодексе Российской Федерации определена, в частности, ответственность редакций средств массовой информации и журналистов за клевету, оскорбление, а также чиновников – за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (к сожалению, нормы ст. 144 УК РФ практически не применяются).

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, воспрепятствование распространению продукции СМИ, нарушение порядка изготовления или распространения продукции СМИ, нарушение порядка объявления выходных данных, нарушение порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов и референдумов и т.п.

Существуют и другие законы, а также указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие те или иные стороны деятельности средств массовой информации в нашей стране.

Российская Федерация как член мирового сообщества признает и международные правовые акты. Это, например, Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в декабре 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной ассамблеей ООН в декабре 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы в ноябре 1950 г.

Ст. 19 Хартии прав человека предусматривает, что «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их», далее говорится, что право человека на свободу убеждений «включает свободу. получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ»[38]. К сожалению, в российских судах зачастую игнорируются нормы международного права, что в результате приводит к неприятным для Российской Федерации решениям Европейского суда по правам человека.

www.libma.ru

Правовые основы журналистики

Внимание! Дорогие друзья! В связи с ограниченными возможностями Викиверситета курс переезжает в Moodle. Если вы хотите (бесплатно) пройти данный курс — заходите на страницу http://kgsu.mdl2.com (ссылка не функционирует!). Курс открыт для гостевого доступа. По всем вопросам: Andrey Dumchev (обсуждение)

Добро пожаловать на ресурс дополнительных и справочных материалов к курсу «Правовые основы журналистики». Вы можете принять участие в дополнении и исправлении курса! Администратор курса Андрей Думчев (Курганский государственный университет, кафедра журналистики).

Цель курса — раскрыть сущность и роль законодательства о средствах массовой информации (подотрасли информационного права) как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, связанные с профессиональной деятельностью журналистов и редакторов и возникающие в процессе создания и использования материалов средств массовой информации, а также при возникновении, функционировании и закрытии организаций СМИ.

  • познакомить студентов с основными нормами и принципами регулирования свободы слова и печати;
  • дать представление об институтах и судебных делах в сфере информационного права в РФ и странах Запада;
  • сформировать навыки ориентирования в системе информационного права РФ, а также применения полученных знаний на практике.

Содержание

  1. Государственное регулирование печати в России в начале 20 века, до и после революционных событий 1917 г. Создание Главлита.
  2. Деятельность Главлита. Принципы. Этапы развития цензурной политики. Самиздат в СССР.
  3. Социальные и правовые предпосылки принятия Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации»(1990).
  4. Проблема обеспечения свободы массового информирования в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1991).
  5. Закон РФ «О государственной тайне» (1993) и статья 4 Закона РФ «О СМИ», иные охраняемые Законом тайны.
  6. Права и обязанности журналиста в Законе РФ «О СМИ». Статус журналиста.
  7. Доступ к информации журналиста и редакции. Порядок запросов. Аккредитация.
  8. Порядок открытия нового издания, получения лицензии на вещание. Возможность закрытия издания, аннулирования лицензии.
  9. Учредитель и редакция. Их статус, проблема отношений. Владелец СМИ.
  10. Конфликты СМИ с гражданами и организациями в связи с защитой чести, достоинства и деловой репутации, задетых публикациях.
  11. Уголовно-правовой путь защиты чести и достоинства. Особенности рассмотрения дел. Экспертизы, назначаемые при рассмотрении дел. Причины и последствия конфликтов. Ответственность журналистов и редакций.
  12. Понятие об интеллектуальной собственности и авторском праве. Основные документы, организации, международные соглашения, осуществляющие защиту авторских прав в России.
  13. Объект авторского права в журналистике( все о понятии, выделении и видах объектов.). Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»(1993).. Аудиовизуальные произведения. Субъекты АП – авторы и соавторы
  14. Неимущественные и имущественные права автора-журналиста. Свободное использование произведений ( Перепечатки и т.д.).
  15. Фотопроизведения. АП в рекламе. АП в Интернете..
  16. Передача авторских прав. Авторский договор. Служебные произведения. Основные нарушения и защита авторского права.
  17. Смежные права.
  18. Рекламная деятельность СМИ и ее законодательное регулирование. Закон РФ «О рекламе» (1995). Реклама коммерческая, социальная, политическая. Общие требования к рекламе. Реклама в СМИ. Ответственность журналистов как производителей и распространителей рекламы .
  19. Виды ненадлежащей рекламы. Реклама отдельных видов товаров (алкогольные напитки, табачные изделия, медицинские услуги и т.д.). Защита несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы.
  20. СМИ и выборы.
  21. Международное гуманитарное право.
  22. Журналист в горячей точке.

Дорогие друзья! Тесты находятся на стадии beta-обкатки. Вы можете принять участие в их дополнении и исправлении.

ru.m.wikiversity.org

Правовые основы журналистики

Внимание! Дорогие друзья! В связи с ограниченными возможностями Викиверситета курс переезжает в Moodle. Если вы хотите (бесплатно) пройти данный курс — заходите на страницу http://kgsu.mdl2.com (ссылка не функционирует!). Курс открыт для гостевого доступа. По всем вопросам: Andrey Dumchev (обсуждение)

Добро пожаловать на ресурс дополнительных и справочных материалов к курсу «Правовые основы журналистики». Вы можете принять участие в дополнении и исправлении курса! Администратор курса Андрей Думчев (Курганский государственный университет, кафедра журналистики).

Цель курса — раскрыть сущность и роль законодательства о средствах массовой информации (подотрасли информационного права) как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, связанные с профессиональной деятельностью журналистов и редакторов и возникающие в процессе создания и использования материалов средств массовой информации, а также при возникновении, функционировании и закрытии организаций СМИ.

  • познакомить студентов с основными нормами и принципами регулирования свободы слова и печати;
  • дать представление об институтах и судебных делах в сфере информационного права в РФ и странах Запада;
  • сформировать навыки ориентирования в системе информационного права РФ, а также применения полученных знаний на практике.

Содержание

  1. Государственное регулирование печати в России в начале 20 века, до и после революционных событий 1917 г. Создание Главлита.
  2. Деятельность Главлита. Принципы. Этапы развития цензурной политики. Самиздат в СССР.
  3. Социальные и правовые предпосылки принятия Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации»(1990).
  4. Проблема обеспечения свободы массового информирования в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1991).
  5. Закон РФ «О государственной тайне» (1993) и статья 4 Закона РФ «О СМИ», иные охраняемые Законом тайны.
  6. Права и обязанности журналиста в Законе РФ «О СМИ». Статус журналиста.
  7. Доступ к информации журналиста и редакции. Порядок запросов. Аккредитация.
  8. Порядок открытия нового издания, получения лицензии на вещание. Возможность закрытия издания, аннулирования лицензии.
  9. Учредитель и редакция. Их статус, проблема отношений. Владелец СМИ.
  10. Конфликты СМИ с гражданами и организациями в связи с защитой чести, достоинства и деловой репутации, задетых публикациях.
  11. Уголовно-правовой путь защиты чести и достоинства. Особенности рассмотрения дел. Экспертизы, назначаемые при рассмотрении дел. Причины и последствия конфликтов. Ответственность журналистов и редакций.
  12. Понятие об интеллектуальной собственности и авторском праве. Основные документы, организации, международные соглашения, осуществляющие защиту авторских прав в России.
  13. Объект авторского права в журналистике( все о понятии, выделении и видах объектов.). Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»(1993).. Аудиовизуальные произведения. Субъекты АП – авторы и соавторы
  14. Неимущественные и имущественные права автора-журналиста. Свободное использование произведений ( Перепечатки и т.д.).
  15. Фотопроизведения. АП в рекламе. АП в Интернете..
  16. Передача авторских прав. Авторский договор. Служебные произведения. Основные нарушения и защита авторского права.
  17. Смежные права.
  18. Рекламная деятельность СМИ и ее законодательное регулирование. Закон РФ «О рекламе» (1995). Реклама коммерческая, социальная, политическая. Общие требования к рекламе. Реклама в СМИ. Ответственность журналистов как производителей и распространителей рекламы .
  19. Виды ненадлежащей рекламы. Реклама отдельных видов товаров (алкогольные напитки, табачные изделия, медицинские услуги и т.д.). Защита несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы.
  20. СМИ и выборы.
  21. Международное гуманитарное право.
  22. Журналист в горячей точке.

Дорогие друзья! Тесты находятся на стадии beta-обкатки. Вы можете принять участие в их дополнении и исправлении.

ru.m.wikiversity.org

Правовые основы журналистики

Внимание! Дорогие друзья! В связи с ограниченными возможностями Викиверситета курс переезжает в Moodle. Если вы хотите (бесплатно) пройти данный курс — заходите на страницу http://kgsu.mdl2.com (ссылка не функционирует!). Курс открыт для гостевого доступа. По всем вопросам: Andrey Dumchev (обсуждение)

Добро пожаловать на ресурс дополнительных и справочных материалов к курсу «Правовые основы журналистики». Вы можете принять участие в дополнении и исправлении курса! Администратор курса Андрей Думчев (Курганский государственный университет, кафедра журналистики).

Цель курса — раскрыть сущность и роль законодательства о средствах массовой информации (подотрасли информационного права) как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, связанные с профессиональной деятельностью журналистов и редакторов и возникающие в процессе создания и использования материалов средств массовой информации, а также при возникновении, функционировании и закрытии организаций СМИ.

  • познакомить студентов с основными нормами и принципами регулирования свободы слова и печати;
  • дать представление об институтах и судебных делах в сфере информационного права в РФ и странах Запада;
  • сформировать навыки ориентирования в системе информационного права РФ, а также применения полученных знаний на практике.

Содержание

  1. Государственное регулирование печати в России в начале 20 века, до и после революционных событий 1917 г. Создание Главлита.
  2. Деятельность Главлита. Принципы. Этапы развития цензурной политики. Самиздат в СССР.
  3. Социальные и правовые предпосылки принятия Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации»(1990).
  4. Проблема обеспечения свободы массового информирования в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1991).
  5. Закон РФ «О государственной тайне» (1993) и статья 4 Закона РФ «О СМИ», иные охраняемые Законом тайны.
  6. Права и обязанности журналиста в Законе РФ «О СМИ». Статус журналиста.
  7. Доступ к информации журналиста и редакции. Порядок запросов. Аккредитация.
  8. Порядок открытия нового издания, получения лицензии на вещание. Возможность закрытия издания, аннулирования лицензии.
  9. Учредитель и редакция. Их статус, проблема отношений. Владелец СМИ.
  10. Конфликты СМИ с гражданами и организациями в связи с защитой чести, достоинства и деловой репутации, задетых публикациях.
  11. Уголовно-правовой путь защиты чести и достоинства. Особенности рассмотрения дел. Экспертизы, назначаемые при рассмотрении дел. Причины и последствия конфликтов. Ответственность журналистов и редакций.
  12. Понятие об интеллектуальной собственности и авторском праве. Основные документы, организации, международные соглашения, осуществляющие защиту авторских прав в России.
  13. Объект авторского права в журналистике( все о понятии, выделении и видах объектов.). Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»(1993).. Аудиовизуальные произведения. Субъекты АП – авторы и соавторы
  14. Неимущественные и имущественные права автора-журналиста. Свободное использование произведений ( Перепечатки и т.д.).
  15. Фотопроизведения. АП в рекламе. АП в Интернете..
  16. Передача авторских прав. Авторский договор. Служебные произведения. Основные нарушения и защита авторского права.
  17. Смежные права.
  18. Рекламная деятельность СМИ и ее законодательное регулирование. Закон РФ «О рекламе» (1995). Реклама коммерческая, социальная, политическая. Общие требования к рекламе. Реклама в СМИ. Ответственность журналистов как производителей и распространителей рекламы .
  19. Виды ненадлежащей рекламы. Реклама отдельных видов товаров (алкогольные напитки, табачные изделия, медицинские услуги и т.д.). Защита несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы.
  20. СМИ и выборы.
  21. Международное гуманитарное право.
  22. Журналист в горячей точке.

Дорогие друзья! Тесты находятся на стадии beta-обкатки. Вы можете принять участие в их дополнении и исправлении.

ru.m.wikiversity.org

Какие законы нужно знать, если вы работаете в СМИ

В последнее время в юридической практике возникает всё больше прецедентов, когда на редакцию подают в суд. Поводы, при этом, могут быть самыми разнообразными — от нарушения закона о защите авторских прав при использовании чужой фотографии из интернета до нанесения ущерба деловой репутации. Причем, очень часто нарушения эти происходят из-за банального незнания журналистами законов, регламентирующих работу редакций. Pressfeed попросил профессиональных юристов рассказать об основных законах, которые стоит знать тем, кто работает в СМИ. И даже поставили на них ссылки, чтобы у вас точно не было оправдания их не читать.

Алена Абрамович, руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании «Rights»:

— Деятельность редакторов или журналистов достаточно плотно покрыта «юридической вуалью». Самым модным, если даже не сказать «мэйнстримным» нормативным актом в данной сфере остается Федеральный Закон «О средствах массовой информации» («Закон о СМИ»), который должен быть хорошо известен каждому журналисту, редактору и пиарщику.

Закон о СМИ представляет собой небольшой свод основных правил, на которых и базируется деятельность «акул пера». Однако он носит довольно общий характер — конкретики в нем немного, поэтому чтобы сотруднику редакции найти ответы на все возникающие правовые вопросы, необходимо «перелопатить» множество нормативных актов.

Со времен принятия Закона о СМИ (27 декабря 1991 года), в процессе становления законодательства в области массовой информации, был принят целый ряд других законов, регламентирующих деятельность СМИ. К таким законам на сегодняшний день относятся:

  • Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации),
  • и Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Именно он определяет критерий «государственности» средства массовой информации (ст. 3) и устанавливает порядок регулярного освещения в прессе деятельности органов государственной власти.

Кроме названных специальных законов, определенные аспекты деятельности СМИ регулируют:

Особое внимание необходимо обратить на локальные нормативно-правовые акты о СМИ – внутренние документы в организации. К таким актам относятся, в первую очередь, трудовой договор сотрудника (редактора, журналиста) с организацией, правила внутреннего трудового распорядка в редакции, распоряжения редактора-работодателя, договор между редакцией и журналистом, работающим на аутсорсинге (например, об оказании услуг по написанию статей на определенную тематику).

Чаще всего внутренние документы дублируют положения федерального законодательства. Однако, встречаются и уникальные случаи. Известным примером этого выступают локальные акты радиостанции «Эхо Москвы», которые дают право руководителю СМИ контролировать не только профессиональную деятельность журналистов и редакторов, но и политическую. По правилам, принятым в редакции «Эхо Москвы», журналист может участвовать в массовых политических мероприятиях не иначе как с разрешения главного редактора (исключением выступает проведение мероприятий в защиту свободы слова, либо в память о погибших журналистах).

Помимо этого, журналисты «Эха Москвы» обязаны информировать главного редактора о том, что они в свободное от работы время собираются принять участие в определенном политическом мероприятии. Самое интересное, что редактор вправе запретить им это делать. Также сотрудники «Эха Москвы» не имеют права быть членами политических партий. Вышеизложенные ограничения для сотрудников юридически закреплены в контракте с каждым из них.

Михаил Хохолков, практикующий медиаюрист, основатель проекта Медиа Право.ком, член Экспертного совета по рекламе УФАС по Свердловской области:

Действующее законодательство в медиасфере можно назвать одним из самых неоднозначных и сложных в применении. Все потому, что многие правовые нормы носят оценочный характер, в них содержится очень много условностей, а законодательные понятия могу трактоваться расширительно или точечно. Усложняется правоприменительная практика и активным законотворчеством, регулирующим интернет.

Тем не менее, можно определить минимальный набор юридических знаний, которые журналист и главный редактор найдут в следующих нормативных актах:

1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» — основной закон для корреспондента. Права и обязанности, регулируемые данным законом, необходимо знать наизусть.

Для главных редакторов обязательно знать требования, предъявляемые законом к выходным данным. Казалось бы, эти нормы не сложные и не новые, но большинство претензий к печатным СМИ со стороны Роскомнадзора основаны именно на неполном или неверном указании выходных данных.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года — один из самых неоднозначных и опасных для журналистов законов. Неосторожность в распространении материалов, необязательно даже связанных с экстремизмом, может послужить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии с данным законом сформированы и ведутся Министерством юстиции РФ Федеральный список экстремистских организаций, а также Федеральный список экстремистских материалов. Данные реестры постоянно обновляются, поэтому следует регулярно знакомиться с их содержанием.

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года – регулирует основные принципы права на поиск, получение и распространение информации.

Кстати, статья 10.2 этого закона, принятая 05.05.2014 года и именуемая «Законом о блогерах», до сих пор активно обсуждается в свете возложения на блогеров некоторых обязанностей и прав традиционных СМИ. Видимо, сказывается принятие этого закона в мае — будем всю жизнь маяться.

4. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ — определен порядок применения знака информационной продукции (те самые 16+,18+), а также требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей.

5. Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года — журналисту необходимо знать, в каких случаях он обязан получать согласие на распространение персональных данных гражданина, а в каких может использовать их по своему усмотрению.

6. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» — райтеры, пишущие рекламные тексты, создающие нативную рекламу, обязаны знать об ограничениях рекламирования отдельных видов товаров или услуг. Например, о том, как правильно рекламировать медицинские или финансовые услуги. Не зная таких особенностей, можно привести к рекламодателю не покупателя его товаров, а Федеральную антимонопольную службу с большим штрафом.

7. Отраслевым журналистам необходимо изучить законодательство той сферы, о которой они пишут:

8. Законодательные нормы, охраняющие права граждан на частную жизнь, изображение, защиту чести и достоинства.

По некоторым данным, иски к редакциям по делам о диффамации (защите чести, достоинства и деловой репутации) составляют подавляющее большинство среди других дел. В связи с этим необходимо знать общие принципы защиты нематериальных благ — глава 8 Гражданского кодекса РФ «Нематериальные блага и их защита», а также параграф 4 главы 59 Гражданского кодекса РФ «Компенсация морального вреда», который регулирует общие положения, основания, способы и размеры компенсации морального вреда.

В судебной практике категория таких дел является особенно сложной, поэтому знаний общих принципов и норм будет недостаточно. Поэтому я рекомендую читать на ночь глядя, особенно перед выпуском свежего номера своего издания:

Наверняка многие слышали об исках блогера Варламова к региональным СМИ о взыскании компенсации за незаконное, по его мнению, использование фотографий. Между прочим, не все дела Варламов выигрывает, а некоторые еще рассматриваются. И вскоре будут вынесены судебные решения, которые, вероятно, изменят привычное поведение журналистов при иллюстрировании чужими фотографиями своих публикациях.

Поэтому нужно следить и за судебной практикой, анализ которой позволяет понять, как суды применяют ту или иную норму в конкретной ситуации.

Многие почему-то забывают, что объектом авторского права, наряду с фотографией, является практически любой текст журналиста.

Так, еще в 2012 г. от имени редакции сайта Gorodskievesti.ru (члена Альянса Независимых Региональных Издателей) нами был подан иск о взыскании компенсации за скопированные другим сайтом тексты. Арбитражный суд Свердловской области постановил взыскать с ответчика 50 000 руб., по 10 000 руб. за каждую из пяти скопированных статей (дело А60-9509/2012).

Кстати говоря, в этом же деле была доказана применимость в российском праве лицензии Creative Commons. В Гражданский кодекс РФ новеллы о «свободных» лицензиях были включены лишь в 2015 году. А в ходе исполнения решения был создан интересный прецедент, связанный с арестом доменного имени в ходе исполнительного производства: судебным приставом был арестован домен должника как нематериальный актив.

Дмитрий Ястребов, к.ю.н. , главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы»:

​Помимо российских законов, важное значение имеют и нормы международного права, в связи с этим, интерес также представляют и отдельные обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, посвященные практике соответствующих международных договорных органов.

Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 04.03.2015 г., отражена и ​​практика международных договорных органов ООН​, а именно,​ разъясняется правовая позиция Комитета ​​по правам человека ​о свобод​е выражения мнений​​ и возможных ограничениях. ​​Отмечается, что ​п. 2 ст. 19 ​Международного пакт​а​ о гражданских и политических правах​ предусматривает право ​СМИ на доступ к информации о государственных делах.

Таким образом,​ ​​свободная пресса и другие средства массовой информации могут иметь доступ к информации о деятельности выборных органов и их членов и имеют возможность высказывать свои мнения по общественно значимым вопросам без цензуры или ограничений и информировать общественность.

Любые ограничения, вводимые государством-участником на осуществление прав, защищаемых п. 2 ст. 19 Пакта, должны быть предусмотрены законом; они могут устанавливаться лишь на основаниях, предусмотренных в подп. a) и b) п. 3 ст. 19 Пакта, и должны строго отвечать требованию необходимости и соразмерности. ​

Согласно ст. 10 Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04 ноября 1950 г., каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.​​

​Особое внимание стоит уделять и отечественной судебной практике.

Кроме разъяснений ВС РФ, не стоит забывать и об отдельных судебных решениях по конкретным проблемным ситуациям.

Так, например, важным является Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.07.2015 г. № Ф08-4845/2015, в котором, суд частично удовлетворил требования общества к редакции СМИ и главреду о признании недействительными, порочащими деловую репутацию данного общества сведений, распространенных в общественно-политическом и познавательном СМИ, и обязал опубликовать опровержение указанных сведений, а также о взыскал возмещения стоимости лингвистических исследований. Однако при этом суд отметил, что установленный Законом о СМИ порядок опровержения к досудебному (претензионному) порядку урегулирования спора не относится и является альтернативным порядком защиты нарушенных прав. Поэтому, данное общество в праве самостоятельно решить вопрос о том, обращаться ли ему за защитой нарушенных прав в арбитражный суд или потребовать опровержения непосредственно от газеты (организации) и главного редактора газеты.

Другой пример из судебной практике касается вопроса о так называемом «праве на ответ» в СМИ. В своём апелляционном определении Верховный суд Республики Бурятия от 22.07.2015 г. по делу № 33-2468/2015 отказался удовлетворить требования физического лица к другим физическим лицам и к нескольким ООО о признании порочащими и не соответствующими действительности утверждений. И при этом разъяснил, что спорные сведения в настоящем деле отражали комментарии по вопросам, представляющим определенный интерес в обществе, и, следовательно, должны были рассматриваться как оценочные суждения, а не как утверждения о факте. Поэтому даже негативная оценка деятельности истца и ее деловых качеств со стороны ответчика в совокупности с другими доказательствами по делу не является достаточным основанием для признания обоснованности исковых требований.

Несогласие гражданина, в том числе имеющего статус должностного лица, представителя власти или политического деятеля с публикацией каких-либо сведений в средствах массовой информации, носящих оценочный характер и даже в целом соответствующих каким-либо фактам, дает право на опубликование ответа в тех же средствах массовой информации.

В практике об освобождении от ответственности редакции, главреда или журналиста СМИ за действия/бездействие, представляющие собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, стоит отметить практику московских судов. ​Так, Мосгорсуд, в своём апелляционном определении от 28.04.2015 г. по делу № 33-15778/2015, отказывая в удовлетворении требования главного редактора радиоканала «Эхо Москвы» А.А. Венедиктова к Роскомнадзору об оспаривании решения уполномоченного органа, указал, что положения п. 5 ст. 57 Закона от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не предоставляют права редакции СМИ нарушать требования ст. 4 этого же Закона, предусматривающей недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, поэтому основания освобождения от ответственности редакции отсутствуют.

news.pressfeed.ru

Смотрите так же:

  • Панин адвокат Панин адвокат Дополнительное знание языков: испанский. Профессиональный опыт: практикует с 1990 года. Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности №02240/2386 выдано на основании решения от 15 марта […]
  • Постановление о назначении бухгалтерской экспертизы ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы Документы приведены по УПК РСФСР и судебно-бухгалтерской экспертизы Г о род Энск 12 февраля 1990 г. Следователь следственного отдела управления внутренних дел исполкома Энского […]
  • Самая благоприятная страна для проживания в мире 10 лучших стран для жизни человека Организация Объединенных Наций опубликовала ежегодный доклад о развитии человека, содержащий рейтинг наиболее благоприятных для жизни стран. Эксперты провели оценку 200 государств с точки зрения здоровья […]
  • Щелково нотариус ефимова ви Полезная информация МОБТИ. Щёлковский филиал141100, МО, г.Щелково, 1-й Советский пер., д.25 Тел.: (496) 566-98-71, 567-02-02 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской […]
  • Курсы налоги алматы Налоговый консультант первой категории Центр повышения квалификации и коммерциализации АО «Финансовая Академия», в рамках сотрудничества с ОО «Палата налоговых консультантов», проводит курсы по подготовке и сдаче квалификационных […]
  • Льготы на транспортный налог в орловской области Льготы на транспортный налог в орловской области См. текст части в предыдущей редакции 1. Установить ставки налога в размере 50 процентов oт уст ановленных статьей 2 настоящего Закона: а) на учреждения образования, здравоохранения, […]

Обсуждение закрыто.