Законы закономерности принципы и модели управления

Оглавление:

Законы, закономерности, принципы и модели управления таможенным делом.

Предмет: Таможенное право

Стоимость готовой работы 600 руб.

Введение 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ 4
1.1 Понятие принципов и методов управления 4
1.2 Таможенное дело как объект управления 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ В РОССИИ 12
2.1 Основные методы и принципы управления таможенным делом в России 12
2.2. Проблемы реализации принципов и методов управления 22
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 25
3.1 Оценка эффективности принципов и методов управления таможенным делом 25
3.2 Управление таможенным делом в условиях мирового экономического кризиса 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Менеджмент – это управление в условиях рынка, это вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Экономический механизм менеджмента решает конкретные проблемы взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе деятельности организации.

Настоящая работа посвящена исследованию функций менеджмента применительно к таможенной сфере. Создание устойчивой, гибкой и эффективной системы таможенного управления – одна из важнейших (и в тоже время самых сложных) задач административной реформы в современной России.

Цель работы – исследовать законы, закономерности, принципы и модели управления таможенным делом.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. определение понятий принципов и методов управления.
  2. рассмотрение таможенного дела как объекта управления.
  3. определение принципов и методов управления таможенным делом в России, а также проблем связанных с их реализацией
  4. оценка эффективности управления таможенным делом

Предмет исследования в представленной работе – таможенное дело, объект исследования – управление таможенным делом.

В ходе исследования использовались учебные пособия по менеджменту, таможенному делу, нормативные акты в области таможенного дела, материалы интернета (официального сайта ФТС) и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме от 12.12.93 года (с поправками от 30 декабря 2008 г.).

2. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза 2 июня 2010 г. (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ), Республика Казахстан — 25 июня 2010 г., Республика Беларусь — 2 июля 2010 г. (Закон Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. N 158-З)

3. Об утверждении Типового положения о службе организации таможенного контроля регионального таможенного управления: Приказ ФТС РФ от 13.03.2006 № 193

4. Об утверждении Типовых требований по оснащению объектов таможенной инфраструктуры информационно-техническими средствами: Приказ ФТС РФ от 5 февраля 2007 года № 154

5. О регламенте Федеральной таможенной службы: Приказ ФТС РФ от 28.11.2007 № 1479 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.12.2007 № 10870)

6. Руководство по техническому обслуживанию технических средств в таможенных органах: Приказ ГТК РФ от 20.11.2002 № 1237

7. Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы): Федеральная целевая программа

II. Юридическая литература

8. Бахрах Д.Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право. 2009. № 3. С. 13.

9. Бахрах Д. Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. Екатеринбург, 2009.

10. Берков Е.А., Галанжин Е.Ф. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело. М., 2010.

11. Вардомский Л. Россия и либерализм международных экономических отношений // Внешняя торговля. 2009. № 3.

12. Васильев А.В. Право на ввоз и вывоз товаров // Таможенный вестник. 2009. № 11—12.

13. Габричидзе Б.Н., Щахмаметьев А.А. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации (правовые аспекты) // Государство и право. 2010. № 1. С.45-46.

14. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. 2009.

15. Габричидзе Б.Н., Козлов Е.Ю. Таможенная система России: между прошлым и будущим. Народный депутат. 2010. № 11.

16. Дюмулен И.И. Вопросы таможенно-тарифного регулирования: Материалы лекций. Вып. 1-2. М., 2009.

17. Дякин Б.Г. Государственное регулирование внешнеэкономических связей в РФ: Учебное пособие. М., 2010.

18. Зверев О.Е., Храбсков В.Г. О таможенном кодексе РФ // Московский журнал международного права. 2009. № 1.

19. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть: Учебное пособие. М., 2009.

20. Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации / Под ред. АА. Гравина, Л.К. Терещенко, М.П. Шестакова. М., 2009.

21. Основа взаимодействия – ГЧП // Таможня, 2009.- №10 (225). – с.18-19

22. Петров Ю.М., Кудрявцева И.А. Практика таможенного регулирования. М., 2009.

23. Попов О.Р., Шевцов А.В. Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы – возможности, технологические особенности, перспективы развития // Вестник Российской таможенной академии, 2008, — №4 (5), М.: РИО РТА, с.52-59

24. Попова И.Н., Шнур Л.В. Комментарии к Таможенному кодексу. Основная часть. СПб., 2009.

25. Российское таможенное право: Учебник / Под ред. Б.Н. Габричидзе. М.: ИНФРА-НОРМА, 2009.

26. Сандровский К.К. Таможенное право. Киев, 2009.

27. Сандровский К.К. Таможенное право. Особенная часть: Учебное пособие. Киев, 2010.

28. Таможенное законодательство / Вст. ст. проф. Б.Н. Габричидзе) М., 2009.

29. Таможенное право: Учебник / Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 2009.

30. Таможенное право РФ / Под ред. В.А. Пертцика. Иркутск, 2010.

www.masterdiplomoff.ru

Законы, закономерности и принципы теории управления

Наивысший уровень понимания сущности явления отражают объективные законы, которые устанавливают связи их свойств и характеристик. Учет этих связей и способствует практике управления. Закон– внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, т.е. прочное, повторяющееся, идентичное в явлении. Существуют различные точки зрения на понятие законов управления. Одни авторы считают, что это юридические законы, регламентирующие управление. Другие считают, что эти не юридические, а экономические законы, так как управление осуществляется в социально-экономических системах. Наконец некоторые считают, что это специфические законы, определяющие функционирование и развитие специфической сферы деятельности человека – управления. Кто прав? Правы те, кто считают, что глубинные, сущностные процессы в явлениях отражаются в законах: часть юридических и экономических законов используют управленцы в своей работе, часть законов сформировалось только в сфере управления как специфических.

Законы управления – положения, определяющие строение, функционирование и развитие упр-ния и характеризующие существенные (необходимые), устойчивые (повторяющиеся) и объективные (независимые от желания людей) внутренние черты и связи.

К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести: закон синергии, закон информирован­ности и упорядоченности, закон развития, закон композиции.

Закон синергии выражается в приросте энергии организации, пре­вышающем силу индивидуальных усилий членов этой организации. Этот феномен и определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превраще­ния энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно изменение энергии в сторону как увеличения, так и уменьшения. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является воз­можность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на мак­роуровне — в целенаправленном регулировании социально-эконо­мического развития страны.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, ибо, как уже отмечалось, управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обще­стве уровень развития государства определяется не только экономи­ческими и природными ресурсами, но и состоянием информацион­ного обеспечения (или информационной среды). Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материаль­ных ценностях и средствах производства. В тоже время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и поли­тической культуры, морали и т.п.

Закон развития заключается в том, что социальная система управ­ления способна к развитию, т.е. организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами, организация имеет свое прошлое, настоящее и будущее. При этом развитие органи­зации должно осуществляться целенаправленно. Цель — это идеаль­ный мысленный результат деятельности. Цель управления рассматри­вается обычно как желаемое состояние системы управления. Правиль­ное определение целей развития — залог успешного развития органи­зации. После определения цели осуществляется обычно выбор страте­гии развития, а затем реализация избранной стратегии.

К числу важнейших законов функционирования организации от­носится и закон композиции, который отражает стремление организа­ции к объединению. Закон композиции особенно актуален для пред­приятий в условиях экономической нестабильности и резких колеба­ний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное про­движение к общей цели. Разумеется, для всех участников объедине­ния должна существовать единая цель, в рамках достижения которой они разрабатывают стратегию совместных действий и реализуют эту стратегию.

Законы функционирования социальных систем управления реа­лизуются через действия людей и имеют характер закономерностей.

Закономерность – это часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений.

К общим закономерностям управления можно отнести: законо­мерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства; закономерность преимуще­ственной эффективности сознательного планомерного управления; закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления; закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении.

Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К частным закономерностям можно отнести закономер­ность изменения функций управления, закономерность оптимизации числа ступеней управления, закономерность концентрации функций управления и закономерность распространенности контроля.

По классификации Э.М.Короткова можно представить следующие основные закономерности управления:

1. Закономерность интеграции. Это первая из управленческих закономерностей, отмечающая закономерность интеграции деятельности людей в процессах управления. Осуществляется интеграция посредством реализации на практике таких категорий, как субъект и объект управления, функции и обязанности, объединяющие людей в процессе управления. Право принимать решения и воздействовать закрепляется полномочиями.

2. Закономерность иерархии управления. Любое управление имеет иерархическое строение. Вершина иерархии – это должность, или лидер, или собрание акционеров, или совет директоров и т.д. Иерархия формируется на основе распределения полномочий, поэтому без полномочий нет управления. Развитие управления на современном этапе не уничтожает иерархию управления, а усложняет ее матричными и сетевыми структурами.

3. Закономерности необходимой централизации. Условия управления меняются непрерывно, что приводит к перераспределению полномочий. Изменение последних приводит к изменению централизации управления. Практика показала, что это объективный процесс. Степень же централизации управления зависит от уровня развития организации, а именно от таких показателей, как масштаб организации, кадровое обеспечение, структура ресурсов и т.д.

4. Закономерность человеческого фактора управления. Если признать, что организация это есть социально-экономическая система, то значит, управление в ней должно опираться не только на экономические законы, но и потребности, интересы, ценности, установки человека. В этом и состоит закономерность учета влияния человеческого фактора.

5. Закономерность реализации управленческих решений. Если рассматривать организацию как процесс, состоящий из этапов целеполагания, оценки ситуации, установления проблемы и ее разрешения путем принятия управленческого решения, то закономерность может быть сформулирована следующим образом: «Всякое управление осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению».

6. Закономерность управляемости организации. Управляемость – реакция управляемой подсистемы на воздействие управляющей. Низкая или высокая управляемость зависит от типа реакции на управленческие воздействия. Чем выше уровень управления и оно ближе по стилю к демократическому, по содержанию к стратегическому, инновационному и профессиональному, тем выше управляемость. Закономерность: управляемость характеризует соответствие управления условиям его функционирования.

7.Закономерность ресурсообеспечения управления. Если объем деятельности по управлению зависитот масштабов и сложности управляемой системы, то это определяет необходимость иметь определенные ресурсы, чтобы сделать управление эффективным. Значит, закономерностью является необходимость регулирования затрат ресурсов на эффективное управление.

8. Закономерности соответствия целей субъекта и объекта управления. Если цели системы не совпадают с теми целями, которые ставит перед собой управление – организация разрушится. Закономерность: цель устойчивого управления должна быть тождественная цели развития системы (организации) в целом.

9. Закономерность информационного обеспечения управления. Так как информация определяет возможность управления, то значит, и качество управления зависит от качества информационного обеспечения. Закономерность: чем выше уровень информационного обеспечения, тем выше уровень управления.

Т.о., мы рассмотрели основные закономерности упр-я. Взаимодействие закономерностей упр-я отражает его суть. Способы учета закономерностей различны: формулировка рекомендаций, ограничений и т.д., при этом необходимо понимать и учитывать принципы управления.

Принципы управления – основные правила, формируемые на основе объективных закономерностей и характеризующие деятельность менеджера. Итак, принципы – это основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений.

Принципы формируются на основе обобщения объективно действующих законов и закономерностей. Их формирование происходит в соответствии с доминирующей в обществе системой взглядов на управление. Это не застывшие догмы, в течение определенного времени они развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Эволюция принципов связана с кардинальными изменениями в последнее десятилетие концепции управления.

Начиная с Ф.Тейлора и А.Файоля многие ученые занимались описанием принципов управления, дополняя друг друга. Существовали принципы управления и социалистическим производством в России.

Так же как и закономерности, принципы управления подразде­ляются на общие и частные.

Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и все отрасли народного хозяйства. К ним можно отнести целенаправ­ленность, ответственность, компетентность, дисциплину, стимули­рование, иерархичность.

Принцип целенаправленности предопределен сущностью про­граммно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой, определенной и предельно конкретной, что придает работе здравый смысл и мобили­зует усилия персонала на ее выполнение.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение их с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, не­обходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов ор­ганизации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания должна возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип далеко не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что при­водит к необдуманным решениям, злоупотреблению властью и не­компетентному управлению, а все это в конечном счете нередко ста­новится причиной краха организаций.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Возрастание популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение числа лиц, не имеющих специальной подго­товки, но фактически занятых в торговле, а также учащающиеся слу­чаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и

осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, в целях обеспечения необходимой компетенции.

Принцип дисциплины является неотъемлемым для управления, по­скольку дисциплина должна присутствовать в любой системе управ­ления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное вы­полнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инст­рукций, приказов и других директивных документов. Уровень дис­циплины в значительной мере определяет культуру управления. Применительно, например, к торговле роль этого принципа особен­но велика, так как специфика отрасли обусловливает повышенные требования к уровню не только исполнительской, но и финансовой дисциплины в коммерческой деятельности и к самодисциплине все­го персонала — от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина не должна стеснять инициативу работников и оставлять место для творческого отношения к работе.

Принцип стимулирования предполагает прежде всего мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и мо­ральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результа­тах труда, моральное — в основном на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут вы­ступать различные духовные потребности работников: в принадлеж­ности, причастности, успехе и т.п.

Следовательно, содержание принципа стимулирования было бы неправильно сводить только к оплате труда, как это часто происходит на практике. Стимулирование предполагает также использование и моральных стимулов и мотиваций, а также справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделе­ние управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, при по­строении аппарата управления, при расстановке кадров.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообу­словлены. Например, невозможно добиться четкого функциониро­вания системы управления, игнорируя отдельные принципы управ­ления (целенаправленность, планомерность, компетентность, стиму­лирование, дисциплину), так же как нельзя обеспечить целенаправ­ленную деятельность организации без планомерности, компетентно­сти, дисциплины и иерархичности.

Наряду с общими существуют, как уже отмечалось выше, част­ные принципы управления, которые имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны Управления. Например, применительно к управлению предприятиями торговли выделяют обычно такие частные принципы, как ритмичность, непрерывность, параллельность и преемственность управленческих процессов.

Управленческое решение. Содержание и классификация решений

Решение — это выбор альтернативы. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Принятие решений — это часть каждодневной работы управляющего. В области принятия решений выделяют четыре роли руководителя — предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений.

Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения — обеспечить движение к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением является выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Программирование можно считать вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономится время, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения.

К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа:

· какими должны быть цели организации;

· как улучшить продукцию;

· как усовершенствовать структуру управленческого подразделения;

· как усилить мотивацию подчиненных.

В каждой из подобных ситуаций истинной причиной проблемы может быть любой из факторов.

Практически во всех случаях для руководителя трудно принять решение, не имеющее отрицательных последствий. Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки. Он принимает данное решение, поскольку с учетом всех факторов оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного решения.

Подходы к принятию решений

Способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высокологичных.

Интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием “за” и “против” по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. То, что мы называем озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения.

Решения, основанные на суждениях, иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Рациональные решения. Главное различие между решениями — рациональным и основанным на суждении — заключается в том, что первое зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть клас­сифицированы по различным признакам.

По уровню управления различают решения, принимаемые на разных уровнях, начальника цеха (начальника отдела); заместителя директора; директора; министра.

По масштабу воздействия управленческие решения подразделяют на общие и частные (локальные).

Общие решения затрагивают систему в целом, например решения о приватизации предприятий.

Частные (локальные) решения касаются отдельных текущих вопро­сов работы производственной системы, например выявления и уст­ранения причин невыполнения заданий по объему товарооборота секцией магазина.

По содержанию выделяют научно-технические, экономические и организационные решения. Примеры: научно-техническое решение — установка нового оборудования на предприятии; экономическое — премирование работника; организационное — создание второй смены на предприятии.

По характеру принято различать следующие решения.

Оперативно-распорядительные решения принимаются на уровне сек­ции, отдела. Они затрагивают различные стороны работы секции, отдела.

Хозяйственно-руководящие решения принимаются на уровне ди­ректора предприятия или министра. Они охватывают различные сто­роны деятельности предприятия или отрасли.

Нормативные решения принимают центральные органы управле­ния (Президент РФ, Правительство РФ).

По форме подготовки и принятия различают единоличные, кол­легиальные и коллективные решения.

Единоличные решения принимает руководитель предприятия, под­разделения.

Коллегиальные решения обычно подготавливает и принимает группа специалистов, что позволяет использовать совокупные знания и опыт, а также учитывать различные мнения при обосновании решений.

Коллективные решения принимает весь коллектив (чаще всего на собрании), они затрагивают наиболее общие проблемы развития коллектива (например, решение о распределении прибыли, остаю­щейся в распоряжении предприятия).

По частоте повторяемости ситуации могут быть выделены стан­дартные и творческие решения.

Стандартные решения, принимают в повторяющихся ситуациях, Когда изменяются лишь количественные параметры (например, ре­шение о приемке партии сырья). Необходимость принятия стандарт­ах решений возникает часто, поэтому целесообразно разрабатывать типовые приемы их подготовки и реализации. Причем значительная часть разработки таких решений может быть формализована, а сле­довательно, механизирована и автоматизирована.

Творческие решения возникают в неординарных ситуациях и тре­буют творческого подхода (например, решение о расширении ассор­тимента товаров и выборе новых поставщиков). Принятию творче­ских решений предшествуют анализ ситуации, привлечение материа­лов специальных исследований, выполнение сложных расчетов и т.п. При принятии таких решений проявляются специальные знания, опыт и даже интуиция менеджера.

В зависимости от степени полноты и достоверности информации различаются детерминированные и вероятностные решения.

Детерминированные решения принимают при наличии полной и дос­товерной информации. Они обычно легко формализуются и могут быть приняты с помощью экономико-математических методов и ЭВМ.

Вероятностные решения приходится принимать в условиях недос­таточной и неполной информации. Их часто приходится принимать в торговле, что обусловлено колебаниями спроса, предложения и цен. Для обоснования таких решений широко применяются методы экспертных оценок, мозговой штурм, мнение жюри, теория игр и др.

Классификация управленческих решений носит во многом ус­ловный характер. Однако набор требований, предъявляемых к каче­ству управленческих решений, обычно постоянен.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 83 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

Законы, закономерности, принципы и модели управления

Законы управления: общие (объективные), частные (субъективные) и специальные. Ключевые закономерности управленческого процесса, их сущность и характеристика. Принципы и функции менеджмента, их краткое содержание. Выделение основных моделей управления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Особенности понятий «законы» и «закономерности управления». Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция. Виды принципов: организационные, роботы с персоналом, принципы роботы с информацией. Система принципов социального управления В.Граждан.

контрольная работа [42,1 K], добавлен 13.12.2008

Сущность и характеристика законов и закономерностей менеджмента как науки и сферы деятельности человека. Понятие и эволюция принципов менеджмента. Принципы управления Г. Эмерсона, их специфика. Состав и содержание основополагающих принципов управления.

реферат [339,0 K], добавлен 09.10.2011

Менеджмент как наука и искусство, его категории и их характеристика. Ключевые критерии классификации видов менеджмента. Законы и закономерности управления организацией, его функции, методы и принципы. Анализ концепции менеджмента по Э.М. Короткову.

презентация [1,5 M], добавлен 21.02.2016

Понятие и содержание процесса управления, принципы и подходы к реализации, основные законы и характеристики. Общая информация о Красноярской таможне, законы и принципы в управлении и анализ их эффективности, направления и перспективы совершенствования.

курсовая работа [50,3 K], добавлен 26.06.2013

Сущность и содержание функций менеджмента. Движение за человеческие отношения. Развитие поведенческих наук. Инновационный подход и принципы управления в 90-е г. Административная школа управления. Принципы и закономерности управления различными системами.

курсовая работа [58,1 K], добавлен 17.08.2015

Характеристика законов управления и синергии, информированности и упорядоченности, развития и композиции. Закономерность как часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений, ее основные виды. Классификация принципов управления.

презентация [17,7 K], добавлен 12.03.2014

Принципы управления как основополагающие правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Общие и частные принципы менеджмента горнопромышленных систем, их характеристика. Роль и значение многоступенчатой структуры управления.

презентация [36,1 K], добавлен 22.08.2015

Общие и специальные функции менеджмента. Особенности процесса управления. Анализ практики осуществления функции менеджмента в автоцентре Hyundai: планирование, организация управления, мотивация и контроль. Характеристика автоцентра как объекта управления.

курсовая работа [124,7 K], добавлен 07.07.2014

Понятие, необходимость применения принципов менеджмента, исторический аспект формирования и развития, классификация и типы: общие, частные, специальные. Характеристика предприятия и применение принципов управления в хозяйственной деятельности компании.

курсовая работа [38,5 K], добавлен 21.04.2015

Методология менеджмента: характеристика организации, концепции, цели и критерии, закономерности, принципы, функции управления, миссия и философия. Анализ системы менеджмента в организации и разработка мероприятий по повышению эффективности управления.

курсовая работа [647,4 K], добавлен 27.09.2009

knowledge.allbest.ru

Лекция 2. ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Понятие закона, закономерности и принципа обучения

2.2. Обзор основных законов и закономерностей обучения

2.3. Принципы и правила обучения

2.4. Взаимосвязь принципов обучения

Предварительный просмотр:

Понятие закона, закономерности и принципа обучения

Проблема законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных в педагогике. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности.

Рассмотрим наиболее распространенное понимание этой проблемы.

Понятия «закон» и «закономерность» понимаются в педагогике как философские категории. Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

Познание законов дает возможность вскрыть не любые связи и отношения, а те, которые отражают явления в их целостности.

Образование как целостное явление представляет собой одну из наиболее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы общества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда следует, что педагогический закон – это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования [1] .

Если же такой характер связи наблюдается при определенных условиях (то есть не всегда), то эти связи выражают закономерности.

В современной дидактике сформулированы в основном закономерности, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализации закона в обучении.

Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют понять общую картину развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.

Принципы обучения (дидактические принципы) – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Такие руководящие положения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Принципы охватывают все стороны процесса обучения.

В то же время они носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.

Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, а также неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.

Отдельные стороны применения тех или иных принципов обучения раскрывают дидактические правила, которые вытекают из этих принципов.

Правила обучения – это конкретные указания, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Некоторые теоретики дидактики и учителя-практики выступают против выделения правил обучения и строгого следования им, так как это, считают они, сковывает творческую инициативу обучающего. Однако категоричное отрицание таких правил является неправомерным. Практический опыт чаще всего закрепляется в правилах. Поэтому им надо следовать, но подходить творчески.

[1] Сластенин В.А , Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. М., 2002.

Предварительный просмотр:

Обзор основных законов и закономерностей обучения

Рассмотрим, какие законы и закономерности действуют в процессе обучения.

В обучении находят проявление общие законы диалектики и специфические педагогические законы.

К общим законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания.

В процессе обучения действует закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия возникают в силу того, что современные требования, являющиеся следствием новых социальных условий, изменившихся возможностей личности, сложившейся образовательной ситуации, приходят в несоответствие с традиционными, устоявшимися представлениями и взглядами на процесс обучения. Это в свою очередь требует изменения содержания, технологии процесса обучения.

Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения также проявляется в процессе обучения. Все качественные характеристики личности (убеждения, мотивы, установки, потребности, ценностные ориентации, индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки) представляют собой результат количественных накоплений.

Переход количества в качество соответствует механизму закона отрицания. Личностные и психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное человеком. Появившиеся в более поздний период качества «отрицают» ранее сложившиеся. Действие механизма отрицания проявляется в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия преобразуются в сложный навык (письма, счета, чтения).

Кроме общих законов диалектики в обучении проявляются также специфические педагогические законы. Учеными выделен и обоснован ряд таких законов. Например, И.Г. Песталоцци сформулировал следующий закон обучения: от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям.

Немецкий педагог Э. Мейман обосновал несколько специфических законов:

  1. развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладающей степени природными задатками;
  2. ранее всего развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка;
  3. душевное и физическое развитие детей происходят неравномерно.

Теоретиками и практиками выделено большое количество дидактических закономерностей. Так, в учебнике И.П. Подласого приводится более 70 различных закономерностей обучения [1] .

С целью упорядочивания различных закономерностей обучения их классифицируют.

Различают общие и частные (конкретные) закономерности.

Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают всю систему обучения. К общим относятся следующие закономерности:

  1. цели обучения. Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;
  2. содержания обучения. Содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей учащихся, уровня развития теории и практики обучения, материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;
  3. качества обучения. Качество обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа обучения и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся, времени обучения;
  4. методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели обучения, его содержания, возраста учащихся, их учебных возможностей (обучаемости), материально-технического обеспечения, организации учебного процесса;
  5. управления обучением. Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения, обоснованности корректирующих воздействий;
  6. стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов [2] .

Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения. К частным относятся закономерности процесса обучения:

  1. собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т.д.);
  2. гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т.д.);
  1. психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.);
  2. социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т.д.);
  3. организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т.д.).

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.

[1] Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн. 1. М., 1999.

[2] Подласый И.П. Исследование закономерностей дидактического процесса. Киев, 1991.

Предварительный просмотр:

Принципы и правила обучения

Ученые издавна уделяли большое внимание обоснованию принципов обучения. Первые попытки в этом направлении были предприняты Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Я.А. Коменский сформулировал и обосновал такие принципы обучения, как принцип природосообразности, прочности, доступности, систематичности и др.

Большое значение принципам обучения придавал К.Д. Ушинский.

Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие десятилетия (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Т.А. Ильина, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.). Это объясняется тем, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса.

В классической теории обучения наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, воспитывающего обучения, личностного подхода, связи теории с практикой. Рассмотрим их и отметим некоторые правила, обеспечивающие реализацию этих принципов.

Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях человекознания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

Правила реализации требований принципа научности требуют использования:

  1. логики и языка изучаемой науки;
  2. основных понятий и теорий в максимальном приближении к уровню современного понимания данных вопросов наукой;
  3. методов конкретной науки;
  4. научных методов познания природных и общественных явлений.

Принцип наглядности стал оформляться одним из первых в истории педагогики. Было замечено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в данном дидактическом принципе.

Наглядность в теории обучения понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она также подразумевает использование моторных, тактильных, слуховых и вкусовых ощущений.

Пути реализации этого принципа сформулированы Я.А. Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами – предоставить нескольким чувствам».

Средствами наглядности служат:

  1. натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты;
  2. объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и пр.;
  1. изобразительные средства: картины, фотографии, диафильмы, рисунки;
  2. символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и пр.;
  3. аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника;
  4. самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.

Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Необходимо использовать наглядность:

  1. как отражение сущности изучаемых предметов и явлений, яркий и образный показ того, что необходимо усвоить;
  2. не только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний;
  3. по мере взросления человека более в символическом виде, чем в предметном;
  4. в различных видах и в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного;
  5. для эстетического воспитания.

Принцип доступности требует, чтобы материал, его объем, методы изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития.

При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление.

Вместе с тем принцип доступности не означает, что обучение должно быть предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития работоспособности. В процессе обучения слабо реализуется его развивающая функция.

В связи с этим Л.В. Занков в качестве одного из принципов развивающего обучения выдвинул принцип обучения на высоком уровне трудности. Но при этом важно умело использовать его на практике, чтобы обучение, оставаясь доступным, в то же время требовало определенных усилий и вело к развитию личности. Для этого содержание учебных заданий должно не просто соответствовать реальным возможностям обучаемых, а находиться в зоне их понимания, то есть требовать от них размышлений, раздумий, но таких, которые они реально могут осуществить под руководством обучающего.

Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил:

  1. в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому;
  2. объяснять простым, доступным языком;
  3. использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы.

Принцип сознательности и активности требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Активность в обучении – это интенсивная умственная и практическая деятельность обучаемых, выступающая как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Для реализации на практике принципа сознательности и активности следует соблюдать правила:

  1. добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы;
  2. использовать активные и интенсивные методы обучения;
  3. логически увязывать неизвестное с известным;
  4. учить учащихся находить причинно-следственные связи.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения.

В основе этого принципа лежат определенные закономерности: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.

Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил:

  1. формирования системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;
  2. использования схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала;
  3. осуществления межпредметных связей;
  4. координации деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.

Принцип прочности усвоения предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся.

В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению; память действует избирательно, поэтому лучше закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал.

Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил:

  1. обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность;
  2. используются разнообразные подходы, формы, методы обучения, поскольку однообразие гасит интерес к учению, снижает эффективность усвоения;
  3. активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных и ассоциативных связей.

Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.

В основе этого принципа лежат закономерности: практика – критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися знания связаны с жизнью, применяются на практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Правила реализации данного принципа:

  1. опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся;
  2. показ области применения теоретических знаний;
  3. изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений;
  4. решение задач и упражнений на основе производственных достижений.

Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитывающее воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, применяемые методы организации познавательной деятельности, своими личностными качествами, отношением к сообщаемым знаниям. Это воздействие значительно усиливается, если обучающий ставит соответствующую задачу, стремится эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства, соблюдает следующие правила:

  1. добивается, чтобы за понятиями, определениями, законами, формулировками, символами обучаемые понимали явления природы и общественного прогресса, реальное существование объективного мира, за формой – содержание, за явлениями – сущность, за внешними признаками – внутреннее состояние материального мира и его закономерностей;
  2. уважительно относится к личности обучаемого и одновременно проявляет разумную требовательность к нему. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности, непослушанию обучаемых;

• не унижает, а возвышает личность ученика, проявляя чуткость и внимательность к слабым сторонам знаний или умений, тактично поправляет ошибки, стимулирует на преодоление трудностей.

Принцип личностного подхода требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальным особенностям обучаемых. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащегося.

Существуют два основных пути учета личностных особенностей:

  1. индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым);
  2. дифференцированный подход (разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и работа с ними по разным программам).

До 90-х гг. XX в. основным направлением в работе школы был индивидуальный подход. В настоящее время приоритет отдается дифференциации обучения.

Перечисленные выше дидактические принципы являются общепринятыми, они составляют основу традиционной системы обучения. Некоторые авторы выделяют и другие принципы, выходящие за рамки дидактической традиции и соответствующие тенденциям развития современного образования.

Мы рассмотрели лишь те из них, которые носят общий характер и лежат в основе преподавания всех учебных дисциплин. Однако в ряде методик предлагаются и рассматриваются особые принципы, отражающие специфику и особенности преподавания той или иной учебной дисциплины. Например, в методике преподавания географии выдвигается принцип краеведения и родиноведения, в методике биологии – принцип типичности биологических объектов, в методике русского языка – принцип развития чувства языка, в методике преподавания литературы – принцип историзма, и т.п.

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь принципов обучения

В реальном процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Нельзя как переоценивать, так и недооценивать тот или иной принцип, т.к. это ведет к снижению эффективности обучения. Только в комплексе они обеспечивают успешный выбор содержания, методов, средств, форм обучения и позволяют эффективно решать задачи современной школы.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. В чем отличие закона обучения от дидактической закономерности?
  2. Что такое принцип обучения?
  3. Как вы объясните наличие большого количества положений, претендующих на статус дидактических принципов?
  4. Охарактеризуйте основные принципы обучения.
  5. Приведите несколько правил реализации принципа доступности.
  1. Подласый ИП. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн. 1.М., 1999.
  2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.М. Общая педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. В.А. Сластенина. В 2 ч. М., 2002.
  3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник. СПб, 2001.
  1. Александров Г.Н. О закономерностях процесса обучения // Советская педагогика. 1986. № 3.
  2. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
  3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  4. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1995.

Подласый И.П. Исследование закономерностей дидактического процесса. Киев, 1991.

nsportal.ru

Смотрите так же:

  • Правила клаберов Обсуждения Правила для отдельных рангов! 1 сообщение Правила группы для отдельных рангов.1. Новенький ;).1.1. Создавать только адекватные объявления. В случае создания неадекватного объявления ваше объявление будет удалено, если такое […]
  • Договор купля продажа станка Договор купли-продажи оборудования г. Москва «___»_________ 201_ г. ООО «ПРИИСК ЛТД», далее - «Продавец», в лице директора Севрюжного Ю.Ю., и ОАО «МИИСТР № 128», далее «Покупатель», в лице директора Ражной Э.Э., заключили настоящий […]
  • Учебное пособие по бюджетной системе рф Бюджетная система РФ - Николаева Т.П. - Учебно-практическое пособие Автор: Николаева Т.П. Жанр: Финансы Издательство: «МГУЭСиИ» Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы Количество страниц: 234 Описание: Предметом изучения курса […]
  • Маркетинг туризма Учебное пособие Дурович А.П. Маркетинг в туризме Учебное пособие. - Минск: Новое знание, 2003. - 496 с. Раскрываются сущность, принципы маркетинга, его функции и технология маркетинговой деятельности в туризме. Концептуально структура учебного пособия […]
  • Ответственный за приказ по коррупции МДОУ «Детский сад №227» города Ярославля Противодействие коррупции Противодействие коррупции ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №227» ПРИКАЗ №121 "16" июля 2015 г. «О мерах по […]
  • Практический аудит пособие Практический аудит. Под ред. Бровкиной Н.Д., Мельник М.В. Раскрывает общую методику проведения аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов хозяйствования, включая обоснование целей аудиторской проверки; […]

Обсуждение закрыто.