Законы относящиеся к информации

Правовое регулирование защиты информации в России

Отличительной особенностью современности является переход от индустриального общества к информационному, в котором главным ресурсом становится информация. В этой связи информационная сфера, представляющая собой специфическую сферу деятельности субъектов общественной жизни, связанную с созданием, хранением, распространением, передачей, обработкой и использованием информации, является одной из важнейших составляющих не только России, но и современного общества любого развивающегося государства.

Проникая во все сферы деятельности общества и государства, информация приобретает конкретные политические, материальные и стоимостные выражения. С учетом усиления роли информации на современном этапе, правовое регулирование общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением процесса нормотворчества в Российской Федерации (РФ), целью которого является обеспечение информационной безопасности государства.

Конституция РФ является основным источником права в области обеспечения информационной безопасности в России.

Согласно Конституции РФ:

  • каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23);
  • сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статья 24);
  • каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (статья 29);
  • каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42).

Основоположным законодательным актом в России, регулирующим отношения в информационной сфере (в том числе связанные с защитой информации), является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый в 1995 году.

Предметом регулирования данного Закона являются общественные отношения, возникающие в трех взаимосвязанных направлениях:

  • формирование и использование информационных ресурсов;
  • создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения;
  • защита информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

В Законе даны определения важнейших терминов в информационной сфере. Согласно статье 2 Закона , информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Одним из существенных достижений Закона является разграничение информационных ресурсов по категориям доступа. Согласно Закону, документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

В Законе дан перечень сведений, которые запрещено относить к информации с ограниченным доступом. Это, прежде всего законодательные и другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую, метеорологическую и другую подобную информацию; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения (за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне).

В Законе также отражены вопросы, связанные с порядком обращения с персональными данными, сертификацией информационных систем, технологий, средств их обеспечения и лицензированием деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов.

Глава 5 Закона «Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации» является «базовой» для российского законодательства в области защиты информации.

Основными целями защиты информации являются:

  • предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения и подделки информации (защите подлежит любая информация, в том числе и открытая);
  • предотвращение угроз безопасности личности, общества и государства (то есть защита информации является одним из способов обеспечения информационной безопасности РФ);
  • защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
  • сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством.

Несмотря на то, что принятие Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» является определенным «прорывом» в информационном законодательстве, данный Закон имеет ряд недостатков:

  • Закон распространяется только на документированную информацию, то есть на уже полученную, объективированную и зафиксированную на носителе.
  • ряд статей Закона имеет декларативный характер и не находит практического применения.
  • определения некоторых терминов, вводимых статьей 2 Закона, сформулированы недостаточно четко и однозначно.

Приоритетное место в системе законодательства любого государства занимает институт государственной тайны. Причиной этого является величина ущерба, который может быть нанесен государству в результате разглашения сведений, составляющих государственную тайну.

За последние годы законодательство в области защиты государственной тайны развивалось в РФ достаточно динамично.

Правовой режим государственной тайны установлен первым в истории российского государства Законом «О государственной тайне», который вступил в действие 21 сентября 1993 года (новая редакция Закона Российской Федерации «О государственной тайне» была принята в 1997 году).

Указанный Закон является специальным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой.

Согласно Закону государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

К средствам защиты информации Законом отнесены технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

С целью оптимизации видов информации, относящейся к конфиденциальной, Президент Российской Федерации своим Указом от 6 марта 1997 года № 188 утвердил Перечень сведений конфиденциального характера, в котором выделены шесть основных категорий информации:

  1. Персональные данные.
  2. Тайна следствия и судопроизводства.
  3. Служебная тайна.
  4. Профессиональные виды тайн (врачебная, нотариальная, адвокатская и т.д.).
  5. Коммерческая тайна.
  6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

В настоящее время ни один из перечисленных институтов не урегулирован на уровне специального закона, что, естественно, не способствует улучшению защиты указанных сведений.

Основную роль в создании правовых механизмов защиты информации играют органы государственной власти РФ.

Президент РФ является «гарантом» Конституции РФ, прав и свобод (в том числе информационных) человека и гражданина, руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, издает указы и распоряжения по вопросам, суть которых — информационная безопасность и защита информации.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, является законодательным органом Российской Федерации, формирующим законодательную базу в области защиты информации. В структуре Государственной Думы имеется Комитет по информационной политике, который организует законотворческую деятельность в информационной сфере. Комитетом разработана Концепция государственной информационной политики, которая содержит раздел, посвященный информационному законодательству. Концепция одобрена на заседании Постоянной палаты по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 года. Кроме того, в подготовке законопроектов, направленных на совершенствование законодательства в области защиты информации, участвуют и другие комитеты Государственной Думы.

Еще одним органом, связанным с нормативным правовым регулированием в области защиты информации, является формируемый Президентом Российской Федерации Совет Безопасности Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 1997 года № 1037 в целях реализации возложенных на Совет Безопасности Российской Федерации задач в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации была создана Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности, одной из задач которой является подготовка предложений по нормативному правовому регулированию вопросов информационной безопасности и защиты информации. Кроме того, аппаратом Совета Безопасности в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации подготовлен проект Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Особую роль в процессе формирования нормативной правовой базы в области защиты информации играет Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, образованная Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 1995 года № 1108 в целях осуществления единой государственной политики в области засекречивания информации, а также координации деятельности органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ и нормативных документов.

По решениям Межведомственной комиссии могут разрабатываться проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии возложено на центральный аппарат Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссии России).

Гостехкомиссия России является одним из основных органов, решающих проблемы защиты информации в Российской Федерации.

Правовой статус Гостехкомиссии России определен в Положении о Гостехкомиссии России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 1999 года № 212, а также рядом других нормативных правовых актов.

Согласно Положению Гостехкомиссия России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности по обеспечению защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, от ее утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к ней, от специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения и блокирования и по противодействию техническим средствам разведки на территории Российской Федерации (далее именуется — техническая защита информации).

Некоторые материалы, связанные с деятельностью Гостехкомиссии России, размещены в сети Интернет по адресам: www.infoteks.ru и www.jet.msk.ru.

Кроме того, Гостехкомиссией России подготовлен проект Каталога «Безопасность информационных технологий», в который войдут отечественная нормативная правовая база в области технической защиты информации, анализ зарубежных нормативных документов по информационной безопасности, перечень лицензиатов Гостехкомиссии России, перечень сертифицированных средств защиты информации и множество другой интересной для специалистов информации.

Основные направления совершенствования законодательства в области информационной безопасности (в том числе и связанного с защитой информации) сформулированы в проекте Концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, который был разработан рабочей комиссией при аппарате Совета Безопасности Российской Федерации. Проект Концепции представлен на обсуждение широкой общественности и размещен в сети Интернет на сайте Совета Безопасности Российской Федерации по адресу: www.gov.ru.

Что касается совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации, то оно будет направлено на формирование в рамках единой системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации региональных систем обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на то, что в Российской Федерации за довольно короткое время сформировалась достаточно обширная нормативная правовая база в области информационной безопасности и защиты информации, в настоящее время существует острая необходимость в ее дальнейшем совершенствовании.

В заключение хотелось бы подчеркнуть и о международном сотрудничестве Российской Федерации в области защиты информации.

С учетом исторического опыта в качестве основных партнеров для сотрудничества в данной области Российская Федерация рассматривает государства – члены СНГ. Однако нормативная база по вопросам защиты информации в рамках СНГ развита недостаточно.

Представляется перспективным осуществлять указанное сотрудничество в направлении гармонизации законодательной базы государств, их национальных систем стандартизации, лицензирования, сертификации и подготовки кадров в области защиты информации.

В рамках практической реализации Соглашения о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов, подписанного 22 января 1993 года в г. Минске, Правительством Российской Федерации был заключен ряд международных договоров в области защиты информации (с Республикой Казахстан, Республикой Белоруссия и с Украиной).

www.e-nigma.ru

Законы относящиеся к информации

Войти через uID

Информация является объектом правового регулирования . Информация не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации. Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации. Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с распространением сети Интернет. Ни для кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуальной деятельности человека безо всякого на то согласия авторов или издательств размещаются на различных сайтах без ссылок на первоначальный источник. Созданный ими интеллектуальный продукт становится достоянием множества людей, которые пользуются им безвозмездно, и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал. Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты.

Право собственности состоит из трех важных компонентов : право распоряжения, право владения, право пользования.

Право распоряжения состоит в том, что только субъект- владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена .

Право владения должно обеспечивать субъекту- владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто , кроме него, не может ее изменять .

Право пользования предоставляет субъекту- владельцу информации право ее использования только в своих интересах .

Любой субъект- пользователь обязан приобрести эти права , прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом.

Любой закон о праве собственности регулирует отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем.

Законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Нормативно-правовую основу юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

«Правовые нормы правового регулирования информации»

«Об информации, информационных технологиях и защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006г. Краткое содержание: Регулирует отношение, возникающее при осуществление права: поиск, получение, передачу и производство информации. Применение информационных технологий. обеспечение защиты информации.

Уголовный кодекс раздел «Преступления в сфере компьютерной информации» № 63-ФЗ Дата принятия: 1996г. Краткое содержание: Определяет меру наказания за «Компьютерные преступления». Неправомерный доступ к компьютерной информации. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ или сети.

«О персональных данных» №152-ФЗ от 27.07.2006г. Краткое содержание: Его целью является обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных и обеспечить право на защиту частной жизни.

Конвенция Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации была подписана в Будапеште. №ЕТS 185 от 23.10.2001г. Краткое содержание: Дала классификацию компьютерным преступлениям, рассмотрела меры по предупреждению компьютерных преступлений, заключила согласие на обмен информацией между странами Европы по компьютерным преступлениям.

Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Правонарушения в информационной сфере .

Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению). Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.

Преступления в сфере информационных технологий включают:

 распространение вредоносных вирусов;

 кражу номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов (фишинг);

 распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет.

В зависимости от способа использования компьютера при совершении преступлений Марк Экенвайлер выделяет категории:

1. Компьютер является объектом правонарушения, когда цель преступника — похитить информацию или нанести вред интересующей его системе.

2. Компьютеры используются как средства, способствующие совершению такого преступления как, например, попытка преодоления защиты системы (атака), или более традиционного преступления (например, мошенничества), совершаемого с помощью электронных средств.

3. Компьютер используется как запоминающее устройство.

Основные виды преступлений, связанных с вмешательством в работу компьютеров

1. Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютере.

Несанкционированный доступ осуществляется, как правило, с использованием чужого имени, изменением физических адресов технических устройств, использованием информации оставшейся после решения задач, модификацией программного и информационного обеспечения, хищением носителя информации, установкой аппаратуры записи, подключаемой к каналам передачи данных

2. Ввод в программное обеспечение «логических бомб», которые срабатывают при выполнении определённых условий и частично или полностью выводят из строя компьютерную систему.

3. Разработка и распространение компьютерных вирусов.

4. Преступная небрежность в разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов, приведшая к тяжким последствиям.

5. Подделка компьютерной информации.

6. Хищение компьютерной информации.

Предупреждение компьютерных преступлений

При разработке компьютерных систем, выход из строя или ошибки в работе которых могут привести к тяжёлым последствиям, вопросы компьютерной безопасности становятся первоочередными. Известно много мер, направленных на предупреждение преступления.

К техническим мерам относят :

 защиту от несанкционированного доступа к системе,

 резервирование особо важных компьютерных подсистем,

 организацию вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов в случае нарушения работоспособности отдельных звеньев,

 установку оборудования обнаружения и тушения пожара,

 оборудования обнаружения воды,

 принятие конструкционных мер защиты от хищений, саботажа, диверсий, взрывов, установку резервных систем электропитания,

 оснащение помещений замками, установку сигнализации и многое другое.

К организационным мерам относят:

 охрану вычислительного центра,

 тщательный подбор персонала,

 исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком,

 наличие плана восстановления работоспособности центра после выхода его из строя,

 организацию обслуживания вычислительного центра посторонней организацией или лицами, незаинтересованными в сокрытии фактов нарушения работы центра,

 универсальность средств защиты от всех пользователей (включая высшее руководство),

 возложение ответственности на лиц, которые должны обеспечить безопасность центра.

К правовым мерам относят :

 разработку норм, устанавливающих ответственность за компьютерные преступления,

 защита авторских прав программистов,

 совершенствование уголовного, гражданского законодательства и судопроизводства.

 общественный контроль за разработчиками компьютерных систем и принятие международных договоров об ограничениях, если они влияют или могут повлиять на военные, экономические и социальные аспекты жизни стран, заключающих соглашение.

Результаты опроса представителей служб безопасности 492 компаний, дает представление о наиболее опасных способах совершения компьютерных преступлений. Наивысшая угроза

Виды атак, выявленные за последние 12 месяцев

Злоупотребление сотрудниками компании доступом к Internet 69%

Кража мобильных компьютеров 58%

Неавторизованный доступ со стороны сотрудников компании 40%

Мошенничество при передаче средствами телекоммуникаций 27%

Кража внутренней информации 21%

Проникновение в систему 20%

Допускалось несколько вариантов ответов.

Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководствуется, в первую очередь, соображениями этического порядка .

emit.do.am

Виды информации и её свойства

Информация informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация — совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

В то же время никак нельзя называть произведения искусства информацией. Эстетическое, культурологическое понимание термина информация в корне отличается от понимания информации в кибернетике, физике, биологии и т. д.

Органами чувств (приемниками информации) мы принимаем информацию об окружающем мире, в том числе и информацию о произведениях искусства. Но произведения искусства в связи с этим не становятся чистой информацией. Это мы при помощи органов чувств, видя произведения искусства, воспринимаем информацию о произведениях искусства.

В литературе можно найти достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. В «Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, технологиях и о защите информации» (http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html) дается следующее определение этого термина: «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Толковый словарь русского языка Ожегова приводит 2 определения слова «информация»:

  1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
  2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. (Научно-техническая и газетная информации, средства массовой информации — печать, радио, телевидение, кино).

Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин, таких как теория информации (математическая теория систем передачи информации), кибернетика (наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах), семиотика (наука о знаках и знаковых системах), теория массовой коммуникации (исследование средств массовой информации и их влияния на общество), информатика (изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки), информодинамика (наука об открытых информационных системах), информациология (наука о получении, сохранении и передаче информации для различных множеств объектов) и т. д.

В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:

Информация — это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д. Каждого человека в мире окружает море информации различных видов. Несмотря на то, что единого строгого определения информации не существует, имеется возможность описать этот термин через характерные свойства: дуализм(двойственность), достоверность, полнота, адекватность, доступность и актуальность.

Информация содержится везде. Дерево содержит собственную генетическую информацию, и только благодаря этой информации от семечки берёзы вырастает только берёза. Для деревьев источником информации является воздух, именно по состоянию воздуха дерево может определить время распускания почек. Перелётные птицы знают свой маршрут перелёта, и каждая стая идёт только своим заданным в генах маршрутом.

Стремление зафиксировать, сохранить надолго свое восприятие информации было всегда свойственно человеку. Мозг человека хранит множество информации и использует для хранения её свои способы, основа которых — двоичный код, как и у компьютеров. Человек всегда стремился иметь возможность поделиться своей информацией с другими людьми и найти надёжные средства для её передачи и долговременного хранения. Для этого в настоящее время изобретено множество способов хранения информации на внешних (относительно мозга человека) носителях и её передачи на огромные расстояния.

Основные виды информации по её форме представления, способам её кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

  • графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;
  • звуковая (акустическая) — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г. (см., например, историю звукозаписи на сайте — http://radiomuseum.ur.ru/index9.html); её разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение её аналогично графической информации;
  • текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;
  • числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для её отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;
  • видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.

Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества — передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее — с использованием радиоволн.

Создателем общей теории информации и основоположником цифровой связи считается Клод Шеннон (Claude Shannon). Всемирную известность ему принес фундаментальный труд 1948 года — «Математическая теория связи» (A Mathematical Theory of Communication), в котором впервые обосновывается возможность применения двоичного кода для передачи информации.

С появлением компьютеров (или, как их вначале называли в нашей стране, ЭВМ — электронные вычислительные машины) вначале появилось средство для обработки числовой информации. Однако в дальнейшем, особенно после широкого распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации. С момента появления первых персональных компьютеров — ПК (80-е годы 20 века) — до 80 % их рабочего времени посвящено работе с текстовой информацией.

Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации. Постоянно совершенствуется программное обеспечение, обеспечивающее коллективную работу с информацией всех видов.

Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенностью информации от других объектов права информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию.

С точки зрения информатики, наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

  1. Субъективность информации. Информация существует только во взаимосвязи с субъектом, передающим эту информацию и зависит от человеческого сознания. Информация — это субъективное отражение внешнего объективного мира. Информация зависит от методов ее фиксации и оценки.
    Пример. Объективными являются данные — показания термометра в конкретном месте в конкретное время, а информация «На улице тепло» является субъективной оценкой этих данных, как и информация «На улице 22 градуса тепла». При этом, можно говорить только о точности этой информации, но не о её объективности.
    Объективными являются данные, полученные с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация искажается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.
  2. Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
    • преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;
    • искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.
  3. Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
  4. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
  5. Актуальность информации — важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
  6. Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Самая ценная информация — полезная. При этом следует учитывать, что и недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. В художественной литературе полезная информация представлена неявным образом. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

  • имеет семантический (смысловой) характер, то есть понятный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.
  • имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция — от лат. cumulatio — увеличение, скопление).

Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) — медленнее.

Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

ru.m.wikibooks.org

Смотрите так же:

  • Штрафы автосервису Штрафы автосервису Главная ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Судебная практика Суд удвоил суммы штрафов автосервису ООО «Прокси Центр» В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, […]
  • Курсовые работы по осаго Конспекты юриста Обязательное страхование владельцев транспортных средств План курсовой работы 1. Правовое регулирование страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 1.1. История развития обязательного […]
  • Правила продажа пиротехники Правила продажа пиротехники Главная ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Защита прав потребителей О правилах продажи и эксплуатации пиротехнической продукции на объектах торговли, расположенных в жилых зданиях; в ларьках и […]
  • Перерасчет пенсии инвалидам 2 группы Пенсии работающим инвалидам Начисление материальных выплат категории граждан, имеющих инвалидность, — одно из приоритетных направлений социальной политики государства, в основу которой заложена забота о наиболее уязвимой в материальном […]
  • Втб заявление на страхование Комплексное ипотечное страхование Вы получаете кредит на покупку недвижимости. Одним из условий выдачи такого кредита является заключение договора ипотечного страхования. «ВТБ Страхование», один из лидеров ипотечного страхования в России, […]
  • Муниципальный стаж с 01012018 Фз о пенсиях с 01012018 Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2018 Кроме основных определений и разновидностей трудовых пенсий, законом регулируются и вопросы, касающиеся: условий получения такого пенсионного обеспечения, […]

Обсуждение закрыто.