Законы о экономики культуры

Оглавление:

Законы о экономики культуры

Создавая закон о культуре

На конец 2014 года в Государственной думе намечено первое чтение нового Закона о культуре. Александр Рубинштейн, заместитель директора института экономики РАН и руководитель группы разработчиков законопроекта, считает, что его едва ли примут, поскольку он предполагает передачу управления культурой от государства обществу

Культурные политики

До конца 1980‑х подобных документов в мире не существовало, их разработка впервые началась в странах Европы. Поводом послужила общая настороженность тем, что происходило в культуре. Постепенно стало очевидным, что государственная поддержка необходима и в том, что касается наследия, и в текущей культурной деятельности. Кроме того, беспокойство вызывало то, что финансовые ведомства почти во всех странах, за исключением, пожалуй, Франции, не считали культуру приоритетной сферой и выделяли на неё явно недостаточные средства. На преодоление этой негативной тенденции и были направлены культурные политики Европейских стран.

Эти документы не определяли: какому искусству следует развиваться, а какому нет. По сути, культурная политика — это комбинация трёх составляющих:

  1. стратегических целей развития культуры;
  2. необходимых для этого финансовых, материальных и человеческих ресурсов;
  3. правовой среды, или законодательного обеспечения культурной деятельности. То есть она никак не связана с идеологическими регламентациями любого толка.

У европейцев на первом плане оказались стратегические цели, среди которых были, например, мультикультурализм и толерантность. Важнейшим считался тезис о том, что культура является фундаментальным фактором развития демократии и экономического роста.

Ставились и чисто прагматические задачи: реставрация памятников, доступность культурных благ, преодоление различий в обеспечении этими благами разных регионов (для стран с большой территорией это серьёзная проблема). Сюда же входили и языковые программы. В Скандинавии, например, прекрасно сработала программа по изучению в школах английского языка. Да и во всех странах ЕС культурная политика оказала чрезвычайно благоприятное влияние на развитие отрасли, поскольку в этих документах экономисты каждой из стран искали способы решения вполне конкретных проблем. Реставрация памятников культуры в Италии в очень значительной степени финансируется из средств государственной лотереи. Успех такого решения был столь грандиозен, что все страны Европы стали использовать похожие механизмы, кроме двух, — Андорры и России. На прибыли от лотереи построена серьезная часть британского культурного бюджета. Там же развивается программа «творческих индустрий» — то, о чём позже писал Ричард Флорида, — и это тоже часть культурной политики. Небольшой процент своей прибыли Casino de Paris направляет в Парижскую оперу — это пример установленного государством маркированного налога i . Переделка старых заводских помещений в культурные центры в Шотландии — не чья‑то разовая инициатива, а целенаправленный комплекс мер. Преобразование гамбургских портовых складов в комплекс музеев — тоже результат сознательных действий в этой сфере. Важно, что всё это не случайные удачные находки того или иного министерства или частного лица, а комплексно выработанные цели культурной политики.

Экономика вместо культуры

В нашей стране в первой половине 1990‑х годов также много занимались культурной политикой, которая так и не стала государственной и осталась фактически только на бумаге. Казалось бы, обществу это только на пользу: свобода должна способствовать развитию культуры. Однако за эти 20—25 лет было принято множество законов и нормативных актов, которые почти все оказались недружественными по отношению к культуре. Каждое ведомство преследовало свои цели, далеко не всегда совпадающие с интересами общества.

Так, Министерство финансов, исходя из собственных интересов, регулярно приостанавливало действие важнейшей 45‑й статьи «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», установивших в 1992 году гарантированный уровень бюджетного финансирования культуры. Министерство экономики тоже хотело управлять сферой культуры, поэтому «продавило» 83‑ФЗ, а затем 94‑ФЗ и ещё худшую его модификацию 44‑ФЗ. Ряд принятых кодексов содержит такие положения, которые ограничивают действие организаций культуры и устанавливают их зависимость от финансовых ведомств. В результате культурную политику государства фактически определяют сегодня экономические ведомства. В этом смысле отсутствие культурной политики — это отсутствие защиты от произвола и монополии бюрократов.

Защита от мракобесов

Те положения, которые у нас обсуждаются сейчас, сильно отличаются от разработанных в 1990‑е годы. В этом смысле минкультовский проект «Основ государственной культурной политики», подготовленный группой анонимных авторов, — это, конечно, мракобесие, но второй документ, подготовленный группой советника Президента Р Ф В. И. Толстого , уже очищен от всякого рода глупостей («Россия не Европа», «Долой толерантность» и т. д. ). Вместе с тем там нет ни одной из трёх обязательных составляющих: ни стратегических целей развития культуры, ни экономических и правовых механизмов их реализации. Получается, что этот документ — что‑то вроде методических материалов для разработки культурной политики государства, который не имеет никакого статуса и сферы применения. И хотя проект В. И. Толстого много лучше министерского (я рассматриваю этот документ просто как защиту от мракобесов), но и он может нести отрицательный заряд. Всегда найдутся люди, которые будут по‑своему трактовать заявленные там тезисы и вводить идеологические регламентации по своему вкусу. На самом же деле, повторю это ещё раз, ни Администрация Президента, ни Министерство культуры не имеют права управлять культурой — саморазвивающейся и самоорганизующейся общественной системой. Они могут и должны создавать условия для её развития.

Идея нового закона

За 40 лет занятий экономикой культуры я много раз принимал участие в подготовке различных документов, призванных реформировать отрасль. Были удачные попытки, когда удавалось реализовывать на практике свои идеи. Так было с «Театральным экспериментом» и «Новыми условиями хозяйствования», рядом других акций Союза театральных деятелей. Но чаще мы не могли пробить бюрократическую стену.

Мы договорились, что в проекте нового закона о культуре сделаем то, что считаем нужным, пусть из этого даже ничего не будет принято

Мне уже 67 лет, и вряд ли я смогу принять участие в следующей попытке как‑то изменить культурную ситуацию в стране. Поэтому ещё в январе, когда и Владимир Мединский, и Владимир Толстой говорили, что новый закон о культуре не нужен, а нужна государственная культурная политика, я обратился к своим друзьям и коллегам в сфере культуры — культурологам, социологам, юристам, экономистам — и предложил им создать независимую группу для подготовки проекта нового Закона о культуре и культурной деятельности.

Мы договорились, что в этом проекте мы сделаем то, что считаем нужным, пусть из этого даже ничего не будет принято. Мне было очень приятно, что все согласились с такой постановкой задачи. Вместе мы подготовили законопроект. Пока недоработанный и с многочисленными повторами, но он уже есть. Специалисты разных сфер вложили в него всё, что считают важным. В результате появился целый кодекс, где совмещены все действующие частные законы о культуре, будь то авторские права, библиотеки или кино. Получился очень серьёзный и значимый документ, хотя пока и сырой. Несмотря на всё, что сейчас происходит в культуре, нас неожиданно поддержал Григорий Ивлиев — заместитель министра культуры, курирующий юридические вопросы.

Нормы «2» и «6»

Формально наша культурная сфера до сих пор регулируется «Основами законодательства Российской Федерации о культуре», федеральным законом, принятым в 1992 году. В начале 1990‑х годов чиновничество было растеряно из‑за начавшейся системной трансформации. Только этим можно объяснить принятие закона, содержащего ту самую 45‑ю статью, в соответствии с которой субъекты РФ обязаны были выделять на культуру 6 % расходов регионального бюджета, а центр — 2 % федерального бюджета, вне зависимости от позиции финансового ведомства. Как сказал мне в тот период один мой коллега: «У культуры хватило сил пролоббировать эту норму, но не хватит добиться её исполнения». Всё так и произошло. Почувствовав себя увереннее в своих креслах, чиновники Минфина при утверждении бюджета регулярно вносили предложение о приостановке действия 45‑й статьи. Они никому не хотели отдавать право решать, сколько давать денег на культуру в тот или иной год. А в 2005 году у Министерства финансов, наконец, вышло и вовсе изъять 45‑ю статью, обескровив и без того бездействующий закон.

На сегодняшний день закон 1992 года, конечно, устарел, однако там были прописаны многие важные вещи. Например, запрещалась цензура, а ведь сейчас она процветает. Кроме того, в старом законе были положения, которые открыли возможности для создания новых театральных и концертных организаций. За время его действия в несколько раз выросло количество театров и людей, занятых в искусстве. Всё это благодаря введённым нормам и общей либерализации экономики.

В знаменитых указах 2012 года Президент провозгласил повышение заработной платы в сфере культуры до среднерегионального уровня. Однако денег на это не выделили и, судя по всему, выделять не собирались. Результата добивались исключительно на сокращениях

Сами же нормы «2 %» и «6 %», конечно, подвергались критике. Например, возникал вопрос: почему одни и те же цифры в каждом регионе? Непонятно, на чём они основаны, да и условия везде разные. Но тогда эти цифры давали столь необходимые для культуры государственные гарантии и хотя бы частично защищали нас от произвола Минфина. И сейчас, если мы хотим вернуть эти нормы финансирования, а мы хотим это сделать, надо найти соответствующие обоснования. В связи с этим нами был выработан подход определения дифференцированных нормативов (для каждого региона РФ) на основе фиксированных обязательств государства по отношению к работникам культуры в части заработной платы, к населению — в части доступности культурных благ, и к созданным государством организациям культуры — в части их бюджетного субсидирования

Особенно важна позиция, касающаяся обязательств государства перед работниками по заработной плате. Речь идёт о знаменитых указах Президента 2012 года, где он провозгласил повышение заработной платы в сфере культуры до среднерегионального уровня. Однако денег на это не выделили и, судя по всему, выделять не собирались. Результата добивались исключительно на сокращениях. Введение дифференцированных норм финансирования позволило бы этого избежать.

Процентная благотворительность

Доминантой нашего проекта является установка на то, чтобы управление культурой постепенно переходило от государства к обществу. Мы, например, предлагаем, чтобы граждане нашей страны участвовали в распределении бюджетных средств, т. е. хотим предоставить каждому налогоплательщику право направлять до двух процентов выплачиваемого им налога на те направления культурной деятельности, которые он считает важными. В специальной литературе это принято называть «процентной благотворительностью». Согласно моим подсчетам, в этой программе примут участие 15—20 % работающего населения, что обеспечит культуре дополнительные 6 миллиардов рублей ежегодно.

Эндаумент-финансирование

Чтобы увеличить культурный бюджет, мы предлагаем использовать эндаумент-фонды. Впервые с таким финансированием я столкнулся в 1988 году в вашингтонском театре Arena Stage. Этот театр жил на доходы от аренды подаренных ему некогда двух десятков квартир, которые составляли его эндаумент-фонд. Таким же образом мы предлагаем вкладывать полученные налоговые деньги в эндаумент-фонды, чтобы получать с них доход, не растрачивая средства самих фондов. С каждым годом, благодаря собранным налогам, фонды будут становиться все больше. Этот механизм позволит «тратить не растрачивая, накапливать». Мне нравится эта формула, и если создать такие фонды по разным направлениям (театр, музыка, изобразительное искусство, кинематограф, реставрация и т. д. ), для них, как показывают расчёты, появится весьма существенный дополнительный источник финансовых ресурсов, которые следует направлять, например, на грантовое конкурсное финансирование проектов.

Мои западные коллеги высоко оценили эти идеи, однако у нас мой проект эндаумент-фондов часто критикуют, полагая, что, как только у культуры возникнут дополнительные средства, у Министерства финансов сразу же появится желание уменьшить бюджетные субсидии. Поэтому так важны нормативы финансирования культуры, законодательно гарантирующие выделение бюджетных средств. Иначе любые удачные идеи пойдут только во вред.

Однако похожие механизмы работают. Например, в Эстонии с момента распада Союза действует Фонд культурного капитала, куда направляют маркированные налоги, а именно акцизы на алкоголь и табак. Там справедливо полагают, что раз эти продукты портят человека, доходы от них следует направлять на то, что его улучшает. Но работает это только в связке: закон, который устанавливает норматив, и фонд, который обеспечивает грантовые деньги.

В какой‑то момент Григорий Ивлиев захотел, чтобы мы прописали в законопроекте, что такое «современное», «актуальное» и что такое «культура». Написали. Ужаснулись

Гибкое регулирование

У нас существует свободное ценообразование, при котором никто не имеет права вмешиваться в установление цен на услуги организаций культуры. Театры, музеи, концертные залы сами определяют цену билетов, и для нас это тоже принципиальный момент. Проблема возникает, когда из бюджета выделяется дотация, призванная обеспечить доступность культурного продукта для разных слоев населения, но театр или другая организация культуры повышает цены. Чтобы бороться с этим, Министерство хочет установить планку, выше которой цену поднять нельзя. На наш взгляд, это противозаконно и недопустимо. Мы предлагаем согласовывать рост цен с уровнем инфляции. Если цена на билеты выросла меньше, чем процент инфляции, театр ничего не нарушил, а если больше, то вступают в действие две меры. Во-первых, депремируется руководитель организации, а во‑вторых, сверхинфляционный доход облагается налогом на прибыль. В остальном театр сам решает, что ему более выгодно. Похожим образом работают все предлагаемые нами нормы экономического регулирования.

Что такое «актуальное»?

В какой‑то момент Григорий Ивлиев захотел, чтобы мы прописали в законопроекте, что такое «современное», «актуальное» и что такое «культура». Написали. Ужаснулись. И теперь очень жёстко стоим на том, что в законе их быть не должно. Всем, кто настаивал, я задавал один вопрос: а где вы хотите использовать эти формулировки?

Объясню, откуда это пошло. Есть такой закон — «О ввозе и вывозе культурных ценностей». Если предметы искусства ввозят на территорию страны, должна действовать налоговая льгота, потому что государство в этом заинтересовано. И наоборот. Возникает вопрос, как определить, какие именно объекты несут в себе культурную ценность. Например, обладают ли ею десять новеньких автомобилей, которые будут использованы в качестве реквизита на съёмках фильма? Сейчас, чтобы выяснить это, таможенник должен обратиться в экспертную комиссию и получить её заключение. В этой системе много абсурда, но хуже другое — эти прикладные правила получают распространение за пределами своей сферы, где они на самом деле не нужны. Если какой‑либо министр говорит, что выставленные на биеннале объекты — это не искусство, то надо не прописывать, что такое «современное искусство», а просто запретить министру подобные высказывания. Это не его функции. На это и направлен главный вектор закона. Повторюсь, наша позиция состоит в том, что любые формулировки и определения не нужны культуре, они нужны только чиновникам, которые с их помощью хотят культурой управлять.

Экспертиза и первое чтение

Когда Григорий Ивлиев понял, что у нас получился серьёзный документ, он, как ни странно, сумел убедить в этом министра. И Владимир Мединский везде объявил, что проект закона о культуре разработан, хотя на тот момент его ещё не было. В результате вышло постановление Министерства, по которому была создана большая рабочая группа, куда вошли несколько человек из нашей команды, а также чиновники, представители общественного совета, Думы, Совета Федерации, которые будут его обсуждать и доводить. По плану, закон хотят вынести на первое чтение в декабре. Дальше он пойдёт на экспертизу в разные министерства и совершенно точно получит там отрицательные заключения. Двигаться всё будет очень медленно, но важно то, что отдельные положения этого законопроекта, на мой взгляд, будут быстро инкорпорированы в другие законодательные и нормативные акты. В этом смысле у меня есть некоторый оптимизм. Главное, я глубоко уверен в экономической составляющей этого законопроекта и не боюсь критики.

iskusstvo-info.ru

Экономические потребности и их взаимосвязь с производством

Главная > Закон >Экономическая теория

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра Финансы и кредит

по дисциплине «ПОЛИТЭКОНОМИЯ»

на тему: «Экономические потребности и их взаимосвязь с производством»

Проверил: к.э.н., доц.

Экономические потребности общества, их сущность и структура…..4

Закон возвышения потребностей и механизм его действия…………. 8

Производство как определяющий фактор формирования потребностей и их развитие……………………………………………………………….10

Потребности и потребление……………………………………………..14

Список используемой литературы…………………………………………18

Существенным фактором человеческой жизни и деятельности является зависимость от материальных благ. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и в такой форме, что пользование ими доступно человеку всюду и всегда. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует приложения больших усилий. Это свободные или бесплатные блага, не порождающие экономических проблем для хозяйствующих субъектов. Другие материальные блага (разного рода «редкости») имеются в ограниченном количестве. Чтобы удовлетворить потребности в них, необходимы усилия производителей, связанные с их добычей и приспособлением к потребностям людей. Эти блага называются экономическими.

Другими словами экономические потребности – та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей. Любой человек, будь то знаменитость, ученый, певец, музыкант, политик, президент, прежде всего, зависит от своего природного начала, а значит, касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руководить, не касаясь экономической сферы.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.

Экономические потребности общества, их сущность и структура.

Потребности – это выражение надобности в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности развития личности и общества в целом. Именно потребности побуждают людей к производству, к экономической деятельности. Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов: биологическая природа человека, его духовный мир, социально-экономические условия его жизни, научно-технический прогресс, природно-климатическая среда и т.д.

Существует множество вариантов группировки, классификации потребностей. Можно выделять потребности:

− первичные (потребность в средствах существования, которые не могут быть ничем заменены, – питание, одежда, жилье) и вторичные (потребности выбора – автомобили, развлечения, путешествия);

− материальные (в пище) и духовные (в чтении книг);

− личные (образование) и общественные (обороноспособность страны, охрана окружающей среды).

При характеристике потребностей и отнесении их к той или иной группе надо иметь в виду условный (относительный) характер той или иной группировки. Границы между видами потребностей довольно зыбки. Например, в высокоразвитых странах потребность в умении читать, писать относится к первичным потребностям, а в отсталых странах – к потребностям вторичным.

Широко известна классификация потребностей, разработанная американским ученым А. Маслоу. В предложенной им системе все потребности представлены в виде пирамиды, в основании которой – физиологические потребности. Над ними возвышаются духовные потребности человека (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Пирамида потребностей А. Маслоу

Согласно А. Маслоу первые две нижние группы потребностей – это потребности низшего порядка, и пока они не удовлетворены, потребности высшего порядка неактуальны (три верхние группы потребностей).

По мере развития общества потребности людей постоянно расширяются и усложняются, при этом возрастает доля духовных, интеллектуальных потребностей. Это создает постоянный стимул к производительному труду.

Потребности людей удовлетворяются с помощью благ.

Благо – это все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности. Блага могут иметь вещную форму (материальный объект) или выступать в виде услуги. Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процессы их создания и потребления совпадают.

Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, подразделяются на безграничные – даровые блага природы и ограниченные (экономические), большая часть которых создается в процессе производства.

Экономические блага ограничены – это означает, что:

– их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей;

– объем благ может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства;

– блага приходится тем или иным образом распределять.

Экономические блага подразделяются на две большие группы:

− потребительские блага, непосредственно удовлетворяющие потребности людей (пища, одежда, жилье и т.п.);

− средства производства – блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей опосредованно (станки, машины, оборудование, полезные ископаемые).

Так же блага можно подразделить на долговременные, предполагающие многократное использование, и краткосрочные, предназначенные для одноразового применения.

Многие экономические блага связаны между собой: они могут либо замещать друг друга, либо дополнять друг друга. В связи с этим различают:

− взаимозаменяемые блага (блага-субституты) – блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга (нефть – газ, маргарин – масло, дерево – кирпич и т.п.). При этом взаимозаменяемость может быть полной (абсолютной), когда одно благо может полностью заменить другое (шариковая – капиллярная ручка; конфеты – сахар – варенье и т.п.), и относительной, когда блага в большей или меньшей степени могут быть приравнены друг к другу (натуральные и искусственные ткани, розы и гвоздики, бензин или мазут);

− взаимодополняющие (комплиментарные) блага – блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (магнитофон и кассета, фотоаппарат и пленка, автомобиль и бензин и т.п.). Взаимодополняемость может быть жесткой (абсолютной) и относительной. В первом случае одному благу должно соответствовать определенное количество другого блага (магнитофон – кассета), во втором – такая жесткая определенность отсутствует (кофе и сахар, рубашка и галстук).

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет большое значение для анализа поведения хозяйствующих субъектов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

Закон возвышения потребностей и механизм его действия.

Экономические потребности общества безграничны и это порождает действие закона возвышения потребностей, так как потребности людей являются продуктом развития общества и зависит от уровня развития экономики, культуры, науки.

Закон возвышения потребностей – экономический закон движения потребностей. Он выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования потребностей человека по мере общественного развития.

Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях. Ему подчиняются потребности всех социальных слоев и групп населения, и каждого их представителя в отдельности. Но конкретные формы проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собственности на средства производства, уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений.

Смена формы собственности и рождение нового способа общественного производства всегда служат стимулом и условием для более полного проявления

закона возвышения потребностей, усиления интенсивности и расширения сферы его действия.

Под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса потребности постоянно растут в рамках одной общественно-экономической формации.

Данный закон внешне проявляется в следующих формах:

Рост личных потребностей, которые удовлетворяются предметами и услугами личного потребления (удовлетворяются лично, в семье или в коллективной форме).

Рост производственных потребностей членов общества в средствах производства, что особенно характерно для этапа научно-технической революции.

Основные направления, по которым развиваются личные потребности обусловленные действием этого закона, следующие: рост общего их объема; усложнение, объединение в крупные комплексы; качественные изменения в структуре, выражающиеся в ускоренном росте прогрессивных потребностей на базе полного удовлетворения самых необходимых и настоятельных потребностей, ускоренный рост потребностей в новых высококачественных товарах и услугах;

равномерность возрастания потребностей всех социальных слоев и связанное с этим сглаживание социально-экономических различий в уровне и структуре личных потребностей; приближение личных потребностей к разумным, научно обоснованным ориентирам потребления.

В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше, чем он достиг.

works.doklad.ru

Экономика культуры

Введение в тему и общие понятия

Изначально культура была предметом, которую исследовали философы, социологи, историки. На первых этапах развития общества, «культуру» связывали с экономической деятельностью( земледелие). Сам термин культура связан с производством материальных благ и земледельческим трудом.

После разделения труда, которое развило производственные силы, разделило материально-производственную и духовную сферы деятельности, однако отождествляться культура стала, когда социум стал проявлять духовные ценности.

Характеристика потребительских качеств продуктов

Продукт является одновременно и результатом труда и средством удовлетворения потребностей(результат труда, который создан для удовлетворения потребностей).

Смыслы понятия культура:

Процесс эстетического, интеллектуального, духовного развития, все это применительно, когда речь идет об абстрактном обозначении.

  • обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.;
  • указание абстрактное на особенности способа образа жизни или существования, которое свойственно какому-либо обществу или конкретному периоду истории ;
  • обозначение абстрактное форм и продуктов интеллектуальной и главным образом художественной деятельности

В данном контексте культура рассматривается как сфера деятельности(культурной), отрасль экономики в которой создаются, обмениваются и потребляются продукты культурные(культурные блага).

Удовлетворение и потребление может быть самостоятельно(чтение и собирание книг, просмотр передач, видео- и аудиотеки и др.) Это возможно благодаря высокому распространению коммуникационных и информационных технологий. Это существенно влияет на развитие экономики, поскольку увеличивается спрос на предметы культурной деятельности.

Отрасль культуры включает только общественно-организованное потребление благ культуры, что в значительной мере уменьшает представления о масштабах отрасли.

Черты културных благ

Помимо внутренней образной формы многочисленным видам культурных благ свойственны следующие общие черты:

  • Отсутствуют объективные критерии качества как у материальных продуктов(цена зависит от качества) . Нельзя измерить качество продукта культурного,что является следствием первого. Социально-экономические процессы являются вероятностными
  • Уникальность и неповторимость
  • Потребность в культурных благах не является жизненно важной. Данное свойство в некой мере дает определение главным особенностям экономики культуры: средний и часто низкий уровень з/п работников , значительное участие государства, низкая финансированность и остаточный метод финансирования.
  • В потреблении культурных благ отсутствует прямая экономическая выгода.

В процессе производства продукции используют самый редкий и самый сложный экономический ресурс- интеллектуальные и творческие способности.

Экономическая форма продуктов культуры

Экономической формой продуктов являются услуги и товары.

Товар представляет собой труд в форме вещи, который создан для обмена. Товары можно накапливать, хранить, транспортировать, что нельзя сделать с услугами. Некоторая часть продуктов культуры создается внутри отрасли( скульптуры, памятники, картины, произведения искусства). Товары культуры можно индивидуализировать.

Полезный труд, который совершается для обмена, называют услугой . Услуги бывают чистыми и материальными. Создают чистые услуги цирки, выставочные залы, библиотеки, театры, оперы, кинотеатры и прочее. Индивидуальные производители таких услуг являются художники, постановщики и др.Материальные услуги производятся в реставрационных мастерских.

Пропорции между рынками товаров и услуг подвижны. Услуга, которая состоит в том, что вещь доводят до потребления является этапом производства( конечным). Значительно расширились рынки товаров культуры, а рынки услуг- сужаются, за счет глобальной информатизации.

Потребители и производители продукции культуры

Делят все блага на частные, общественные и смешанные.

Обладают общественные блага свойствами неконкурентности и неисключаемости.

Неконкурентность подразумевает, что благо неделимо и потребляется совместно; если один человек потребил благо, то это не сокращает потребление блага другим человеком. Если увеличить число потребителей,это не снизит полезность.

Неисключаемость подразумевает, что потребление блага одним человеком не исключает его из потребления другого человека.

Примеры общественных благ: продукция национальной обороны(обороноспособность), продукция государственного управления( регулируется отношения в стране). Отрасль культуры создает общественные блага: парки, заповедники, театрализованные праздники, скульптуры, государственное управление отраслью культуры.

Общегосударственные блага потребляются людьми бесплатно, а создаются за счет сбора налогов принудительным характером от лица государства, также средства финансируются добровольно. Решающую роль при создании благ играет государство.

Антиподом общественных благ служат частные блага.

Свойства частных благ:

Конкурентность это значит,что благо делимо, потребление блага одним человеком уменьшает потребление другого.

Исключаемость подразумевает, что потребляемые блага одним человеком исключает потребление блага другим(единица блага приносит пользу только покупателю). Примеры: обувь,продукты питания, одежда и др.На основе рыночной системы создаются частные блага частными производителями. В культуре частные блага не создаются.

Смешанные принимают промежуточное положение между первыми двумя. Они имеют свойства ограниченной неконкурентности , это значит.что благо делимо и объем потребления уменьшается с ростом количества потребителей.

Так, порциями продукции театра будут спектакли, их можно назвать объектами оптовой реализации. Они потребляются индивидуально и вместе с тем, потребление происходит с остальными зрителями.

Также свойством будет ограниченная неисключаемость , этозначит, что в процессе потребления блага часть эффекта, достается другому субъекту, который не заказывал и не платил за благо(внешний эффект). Полную исключаемость при производстве смешанных благ обеспечить невозможно.

Различают внешние эффекты по:

Государство провоцирует потребление благ за счет помощи бюджетным расходам, создавая бесплатные блага( например, библиотеки), организовывает труды благотворителей, которые предоставляют гранты для создателей благ.
Блага культуры правильно формируют и развивают общественное сознание, они сохраняются и передаются поколениям.

Государство и муниципальные образования обеспечивают предоставление общественно необходимого уровня благ культуры при помощи государственных и муниципальных организаций и их бюджетного финансирования. Они вместе финансируют театры, музеи, филармонии, а частный сектор- кинотеатры, шоу-программы, казино.

Содержание продуктов в отрасли выделяет 2 подотрасли:

Искусство, где создаются культурные блага и происходит просвещение культурное.

Услугам отрасли культуры свойственны такие черты: территориальная локальность, информационная асимметрия, ухудшающий отбор и др.

Определение отраслей – классификация производителей продукции по видам их экономической деятельности – основывается на следующей совокупности.

Черты экономической деятельности

Можно выделить следующие черты, которые характерны для экономической деятельности субъектов в отрасли культуры:

  • продукцией отрасли служит культурное благо, которое предназначено для удовлетворения художественных, культурных потребностей и направлена на эстетическое образование потребителя;
  • главная производственная деятельность имеет в некой мере творческий характер
  • технология производства и потребления продуктов культуры основана на использовании законов художественного творчества и художественного восприятия;
  • главными факторами, которые определяют цену продукции являются уникальность и художественность;
  • продукты культуры бывают штучные или производится небольшими партиями, поэтому у производства мелкосерийный или единичный характер;
  • предметом и главным материалом служит потребитель продукции, в связи этим, процесс «отработки людей людьми» требует высокого уровня затрат на формирование трудового фактора производства – работников. Получается, что требования к работникам выдвигаются высокие, а производство трудоемкое.
  • предложением выступают творческие способности работников;
  • спросом выступает свободное время посетителя, от его объема зависит технологический ритм и финансовые ресурсы производства;
  • средства производства играют дополнительную роль и не влияют на производительность труда;

Инфраструктура культурной области быстро развивается. Её образуют книгоиздательства, производства звукозаписи, мастерские, гастрольные и рекламные агентства, учреждения образования, кинофабрики, методические центры, институты, управления культурой.

Функции организаций инфраструктуры:

Сферу культуры образуют инфраструктура и отрасль культуры. Сфера культуры занимается производством культуры, созданием условий для распространения.

Цена и её функции на рынке культуры

Ценой можно назвать количество денег, за которые продается и покупается единица товара или услуги.

Функции цены:

  • Измерительная. Предприниматель способен оплатить все ресурсы, которые используются в процессе производства благ. Что может развить бизнес, привлечь инвесторов.
  • Стимулирующая. Цены стимулируют производственный процесс, посредством подсчета прибыли и затрат. Прибыль должна быть выше чем затраты.
  • Распределительная. Между отраслями распределяется национальная прибыль, также идет распределение между регионами, собственниками, населением(группы населения). Эта функция показывает в чью пользу идет движение распределения(потребитель или изготовитель).
  • Баланс между спросом и предложением

Виды цен и от чего они зависят

Виды цен на рынке культуры:

  • контрактные – устанавливаются между продавцом и покупателем, фиксируются в договоре и действуют на его срок(при приеме на работу)
  • цены ярмарок и выставок характеризуются своим уровнем(рынок художественный)
  • аукционные показывают ход продаж на аукционах .
  • бюджетные ассигнования устанавливаются государством и муниципальными образованиями;
  • жестко фиксированные цены
  • свободные цены не подвержены прямому вмешательству и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка.

Влияющими факторами ценообразования выступают внутренние и внешние.

Внешние: внешняя политика, социальная и политическая ситуация, спрос на продукты культуры, гос. регулирование экономики.

Внутренние: технология производства, себестоимость, раскрученость бренда.
Но все же основным фактором, который определяет цену, является редкость(чем меньше предложение, тем выше спрос, и следовательно цена).

Часть специфических и традиционных ресурсов не имеют денежной оценки. В отличии от многих других отраслей, в культуре выше цена не означает лучшее качество, это часто приводит к формированию низкокачественных продуктов.

utmagazine.ru

Смотрите так же:

  • Решение суда о защите прав собственника Решение суда о защите прав собственника Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Пенсия 132 рубля когда Размер пенсии в Советском Союзе (СССР) ​ врете.​ СССР насчитывалось около​ устанавливается доплата. При​ сейчас получает пенсию,​ была такая же​ не приходилось.​ ​Но важен сам факт,​57​ на пенсию они​ чтобы приблизить её​ пособиях членам […]
  • Налог гидроцикл Какой платится налог на транспорт для гидроцикла Каждый владелец транспортного средства должен платить за него налог законодательству. Как и на другие средства передвижения, транспортный налог на гидроцикл в 2018 году подвергся […]
  • Новое в законах о приватизации Новое в законодательстве о приватизации Чубаров Вадим Витальевич Кандидат юридических наук. Специалист по гражданскому праву (право собственности, приватизация, сделки с недвижимостью). Родился 12 октября 1959 г. в г. Нижний Тагил […]
  • Правила swot SWOT анализ менее чем за 1 час: теория и практика Представляем простую и удобную методику проведения SWOT анализа с готовыми примерами для производственного и торгового предприятия, а также с шаблоном в формате Excel. Метод SWOT анализа, […]
  • Прокурор крыма наталия Наталья Поклонская Российский государственный деятель, депутат ГД РФ Наталья Владимировна Поклонская — российский государственный деятель, депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, председатель […]

Обсуждение закрыто.