Законы др Индии

Законы др Индии

§ 4. Законы Ману

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхарма-шастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману — мифический бог). Точное время их составления мы не знаем. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.
Право собственности. В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. При этом охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.
Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. В законах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется “крадущим шестую часть урожая”.
За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, а присвоившего чужую землю объявляли вором.
Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь.
В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.
Обязательства. Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве — 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгое время.
В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.
Договор купли-продажи также упоминается в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.
Упоминается в законах Ману договор дарения.
Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительными являлись сделки, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась.
Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.
Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей, ибо “женщина никогда непригодна для самостоятельности”. Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели.
Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают “взаимную верность до смерти”, муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.
Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.
Уголовное право и процесс. С одной стороны, уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.
Более подробно законы описывают преступления против собственности и против личности.
Среди имущественных преступлений большое внимание уделяется краже, при этом царь призывается к обузданию воров. Следует отметить, что законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применением насилия к нему. Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.
Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось.
Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.
Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять его с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени его осознанности. Несправедливое наказание “лишает неба в другом мире”.
Вместе с тем при определении наказания за телесные( повреждения и оскорбления довольно ярко проявляется классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне.
Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это далеко не полный перечень наказаний.
Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась.
Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.
Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины “вследствие непостоянства женского ума”. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов — испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

uristinfo.net

Законы др Индии

Право собственности и обязательства

Законы Ману являются так называемой дхармашастрой – сборником норм(дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повсед­невной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

В соответствии с Законами Ману существуют следующиеспособы воз­никновения права собственности:

получение в виде дара или находка;

давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу меж­ду собственностью и владением и уделяли значительное внимание ох­ране частной собственности, в первую очередь собственности на зем­лю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В ос­новном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматри­ваются следующие виды договоров: займа, найма рабочей силы, аренды земли, купли-продажи и дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допуска­лось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В слу­чае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабо­чей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Не­исполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалова­нье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проник­новения в общину процесса имущественной дифференциации — землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые ли­шались ее.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету дого­вора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных при­чин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в ре­зультате которой муж покупал себе жену и она становилась его соб­ственностью.

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать сво­его мужа как бога, даже если он «лишен добродетели». Женщина полнос­тью зависела от своего супруга и сыновей — в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под влас­тью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадле­жать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все иму­щество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо дели­лось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который ста­новился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Уголовное право и судебный процесс

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

формы вины;

рецидив;

соучастие;

тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует со­хранение следующих понятий:

принцип талиона («мера за меру»);

ордалии (суд богов);

принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений по Законами Ману:

» государственные преступления;

» преступления против собственности;

» преступления против личности;

» преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные — служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемо­го в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убий­ство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны:убийство, со­вершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите жен­щин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:

смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение
на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

штрафы;

изгнание;

тюремное заключение.

Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать пово­дов,в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от админист­рации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских пока­заний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись орда­лии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т.п.

uclg.ru

Законы Ману в Древней Индии

Среди различных источников права Древней Индии наибольшую известность имеют Законы Ману, создание которых относится приблизительно ко II в. до н.э.-II в.н.э. В дошедшей до нашего времени редакции Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей, которые имеют форму двустиший (шлок) для лучшего запоминания.

Известно, что Законы Ману являются результатом правотворческой деятельности научных брахманских школ. Этим в значительной степени может быть объяснена их религиозная форма. Брахманисты даже создание Законов приписывали легендарному Ману – мифическому прародителю людей.

Законы Ману, как и ранее известные Законы Хаммурапи, не являются кодексом в современном понимании. В этом обширном сборнике, наряду с нормами гражданского, уголовного и процессуального права (изложены в основном в VIII и IX главах), содержатся также правила нравственности, религиозные наставления, вопросы политики и торговли. Основное внимание уделено юридическому закреплению деления древнеиндийского общества на рабов и рабовладельцев, происхождению и правовому положению варн, деспотической власти царя. С помощью суровых уголовных репрессий Законы Ману охраняли незыблемость рабовладельческого строя, интересы рабовладельческого государства и господствующей религии.

Все это в совокупности и обусловило важное значение Законов Ману в праве Индии не только в рабовладельческий, но и последующие периоды ее истории. Этими же обстоятельствами объясняется и изучение Законов Ману в нашем учебном курсе.

Наследственное право

После смерти главы семьи возникало право наследования его имущества. Женщины исключались из списка наследников семейной собственности так же, как и изгои, евнухи, слабоумные, расточители, калеки. Наследственная масса делилась только между сыновьями умершего, которые должны были выделить сестрам по одной четвертой доли для приданного. При этом неравенство наследственных прав детей, рожденных от жен различных Варн, считалось естественным: сын брахманки получал четыре части, сын кшатрийки – три, сын вайшийки – две, а сын шудрянки – только одну часть. При отсутствии детей к наследованию призывались родственники умершего до шестой степени родства (отец, братья отца, дети последних и т.д.). Как правило, при отсутствии всех законных наследников имущество поступало в пользу царя при одном исключении: «имущество (умершего) брахмана никогда не должно поступать в пользу царя». Имущество матери (приданое, подарки), даже если она умирала при жизни своего мужа, переходило к ее детям в равных долях.

  • Currently 2.94/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг: 2.9/5 (1314 голосов)

book-science.ru

Правовая система Древней Индии

Дуализм правовой системы. Несмотря на решающее влияние религии на все стороны жизни древнеиндийского государства и общества, правовая система включала как нормы религиозного права, так и светского.

Религиозная правовая традиция развивалась брахманскими школами и приобрела форму дхармашастр – книг о дхарме. Это были сборники религиозно-этических норм, ритуалов, правовых установлений, которые предписывали каждому индусу неукоснительно следовать своей дхарме, религиозному долгу, обычаю, принятому в варне, общине, роде. Крупнейшей кодификацией религиозного права, нравственных норм, правил поведения в семье является дхармашастра – Законы Maнy, создание которых приписывают одному из сыновей солнечного бога Сурьи – Ману Вайвасвата.

Светскую правовую традицию развивали кшатрии. Наиболее существенной кодификацией светского публичного и процессуального права является Артхашастра Каутильи (I в. до н.э. – I в. н.э.). Его создание приписывают Каутилье – советнику царя Чандрагупты I. Артхашастра представляет собой трактат об искусстве политики и управления, «руководство к практической деятельности царя». Впервые формулируется проблема соотношения силы и права в обеспечении правопорядка. Каутилья прагматично подходит к ее решению. Он не отрицает значения дхармы и «закона, основанного на истине» в достижении гармонии и порядка в государстве. Однако в качестве ведущего критерия оценки эффективности внутренней и внешней политики правителя он рассматривает не религиозную мораль, не необходимость искупления греха, не стремление к истине, а достижение государственной выгоды, пользы – артхэ.

Законы Ману

Законы Ману включают 12 книг с 2685 статьями, написанными в форме двустиший (юлок). Непосредственно правовое содержание имеют главы VII (о дхарме царя), VIII и IX, регламентирующие вещные, обязательственные, наследственные и уголовноправовые отношения. Источниками религиозного индусского права, согласно Законам Ману (гл. II, ст. 12), являются «Веды, шрити, одобренный обычай и то, что согласуется с доброй совестью». Характерными чертами Законов Ману являются: каузальная форма изложения; сословный характер права, призванный закрепить варновый строй; правовой формализм; символизм; отсутствие деления на отрасли и т.д.

Имущественные правоотношения. Объектом имущественных отношений было движимое (скот, орудия труда, рабы) и недвижимое имущество (дом, сад, оросительные сооружения, водоемы, поле). Существовало общинное, царское и частное землевладение. В общинном землевладении находились пастбища, ирригационные сооружения, дороги и пр. Законы Ману (кн. VIII, ст. 248–266) охраняли земледельческие права общин, деревень, селений, которые имели почти неограниченное право распоряжения землей: продавать, сдавать в аренду, дарить, в частности, храмам. В Древней Индии царь не был верховным собственником земли. Как суверен, охраняющий подданных, он взимал с земледельцев налог. Законы Many различали правомочия собственника и владельца. Они подтверждались наличием титула собственности владельца: документа, свидетельских показаний и пользования вещью. Судебник указывает семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Отличия понятия собственности от пользования вещью обнаруживаются при анализе такого способа приобретения собственности, как давность владения. Срок давности владения вещью, влекущий за собой ее превращение в собственность, был 10 лет. При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать можно было только у собственника. Причем первые три способа приобретения собственности были доступны для всех, четвертый – для кшатриев, пятый и шестой – для вайшьев, седьмой – только для брахманов.

Законы Ману охраняли частную собственность. Человека, присвоившего чужой участок земли, объявляли вором. Несобственник не мог засеять чужое поле, если оно пустует, не имел права получать урожай; только собственник мог решать, что делать с участком: продать, сдать в аренду, подарить. По этим причинам община не была заинтересована в развитии частного землевладения и выходе земли из общинного землепользования.

Обязательственное право. Обязательства возникали из договора и из деликта. В Законах Ману (гл. VIII, ст. 4, 5) указаны различные виды договоров: займа, найма, купли, продажи, хранения и т.д. Определялись условия действительности договоров (письменная форма, свидетели, наличие титула собственника, место жительства, род, каста), гарантии исполнения договоров (залог, поручительство). Договор считался недействительным согласно гл. VIII, ст. 163–165, если он заключен тайно, без свидетелей, путем обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находящимся в состоянии гнева, горя, а также ребенком, стариком, уродом.

Одним из первых засвидетельствованных был договор займа. Заключался он письменно, оформлялся в виде расписки должника. Кредитор и должник не были в равном положении. Если должник не мог уплатить долг в срок, то он должен был его отработать. Правда, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Кредитору предоставлялись неограниченные возможности для получения задолженности. При этом Законы

Ману прямо предписывают царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по «произволу». При этом в случае смерти должника долг переходил на сына и других родственников.

Договор купли-продажи также имел кастовые ограничения: возможность заниматься торговлей имели лишь низшие касты, поскольку самопродажа и самозаклад родственников карались изгнанием из касты. Договор считался действительным, если стороны договорились о цене, он совершался при свидетелях. Определялась ответственность сторон: продавец должен быть собственником вещи, должен гарантировать ее качество и передать ее покупателю, а покупатель – заплатить за товар. Расторгнуть договор купли-продажи по Законам Ману можно было в течение 10 дней без уважительных причин.

Широкое распространение имели договоры личного найма. Разорившиеся общинники и ремесленники нанимались для выполнения земледельческих работ. Условия личного найма всецело зависели от работодателя и были тяжелыми. Работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Если он был болен, ему не выплачивалась наемная плата, хотя у работника была возможность в судебном порядке оспорить невыплату жалования. Оплата осуществлялась натурой: работник, занятый на земледельческих работах, получал 1/10 часть урожая, а в скотоводстве – 1/10 часть масла от молока коров, которых пас.

Обязательства из деликта возникали в связи с порчей имущества (потрава посевов стадом животных, потеря пастухом животного) или причинением вреда городскому хозяйству (воротам, городской стене). Виновный должен возместить причиненный ущерб и выплатить штраф царю.

Семейно-брачные отношения детально регламентировались в Законах Ману. Патриархальная семья, включающая несколько поколений родственников, живших вместе, была первичной социальной группой древнеиндийского общества. Во главе этой семьи стоял муж, управляющий имуществом и ее делами, обладающий огромной властью над женой и детьми. Статус женщины был зависимым и приниженным, она всегда должна была находиться под властью мужчины. Так, в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетелей.

Брак был сословным и рассматривался в качестве «вечной дхармы мужа и жены», провозглашавшей «взаимную верность до смерти». В Законах Ману (гл. III, ст. 21) указываются восемь форм брака, свойственных конкретной варне (покупка невесты; брак по любви без согласия отца и матери; похищение невесты; выдача невесты, наделенной приданым, и т.д.).

Положение мужа и жены не было равным. Муж обладал преимущественными правами: мог иметь несколько жен, развестись с женой, продать ее, свободно распоряжаться имуществом. Напротив, жена имела лишь обязанности, главные из которых – послушание и уважение мужа. Жена не могла развестись, покинуть семью, ей нельзя было вступать в брак с мужчиной из более низкой касты, она не обладала собственностью, а за измену могла быть казнена. Главное назначение женщины состояло в рождении и воспитании детей.

Индусское право знало наследование имущества только по закону. После смерти отца имущество переходило но мужской линии к старшему сыну, который становился опекуном матери и младших братьев. Дочери от наследования устранялись, им выделялась 1/4 часть имущества для приданого.

Уголовное право. На развитие уголовного права наиболее заметное влияние оказала религия. Это выразилось в том, что преступление рассматривалось как грех, осквернение, требующее искупления. Основную часть норм в Законах Ману составляют нормы уголовного права, призванные обеспечивать порядок в обществе, применяя наказание. Согласно гл. VII, ст. 18, «наказание правит всеми людьми», оно же охраняет их. Законы предписывают применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени сознательности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».

Хотя в индусском уголовном праве отсутствуют общие понятия и принципы, позволяющие различать частноправовой деликт и преступление (общественно опасное деяние), однако в Законах Ману содержатся указания на формы вины (умысел или неосторожность), рецидив, соучастие, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказания. Кроме того, уголовное право носит сословный характер, что выражается в различной мере наказания за одни и те же преступления для представителей разных каст. Сохраняют свое значение в регулировании уголовно-правовых отношений элементы обычного права: талион, ордалии, объективное вменение (в частности, ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории, если неизвестен преступник).

Преступления можно классифицировать по объекту посягательства. В Законах Ману по значимости выделяются преступления против государства и царя. Так, например, в гл. VIII, ст. 280 предписывается казнить без промедления взламывающих царский склад, арсенал или храм. К этой группе относятся должностные преступления: мздоимство служащих царя, злоупотребление служебным положением, составление ложных указов (гл. IX, ст. 231-232).

Большая группа норм касается преступлений против личности: убийство, телесные повреждения. Различались умышленное убийство, которое влекло за собой смертную казнь, и неумышленное убийство – при самозащите человека, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (гл. VIII, ст. 349), которое не наказывалось. Жизнь и достоинство людей в Законах Ману охранялись в зависимости от сословно-варновой принадлежности преступника и потерпевшего. Так, самым тяжким преступлением считалось убийство брахмана, хотя сам брахман не мог быть наказан смертной казнью за убийство. Оскорбление словом или действием равным равного каралось штрафом, а если подобное совершил шудра в отношении трех высших каст, его ждет наказание: отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрация (гл. VIII, ст. 270–280).

Тяжким грехом считались преступления против семьи: прелюбодеяние, изнасилование, занятие проституцией, сожительство с женщиной из высшей касты. Все виновные в прелюбодеянии (тайная беседа мужчины с чужой женой, заигрывание с ней, прикосновение к ее одежде, украшениям) подлежали смертной казни. Сожительство шудры с женщиной из кшатрийского рода каралось его кастрацией.

Среди имущественных преступлений различали кражу (тайное хищение имущества, людей, скота) и грабеж (насильственное отчуждение вещи в присутствии потерпевшего). Избрание меры наказания зависело от ряда обстоятельств: от статуса потерпевшего; был вор задержан на месте преступления или нет; совершал он кражу днем или ночью. Так, согласно гл. VIII, ст. 323– 324, за похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней», предусматривалась смертная казнь, за воровство – членовредительство или смерть. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, и укрыватели воров. В Законах Ману (гл. VI, ст. 310; гл. VIII, ст. 129) предусматривались различные наказания. Большое количество преступлений подпадало под смертную казнь. Различали квалифицированную смертную казнь (сажание на кол, утопление в реке, сожжение на кровати или костре, затравливание собаками) и простую (отрубание головы). В отношении брахманов она заменялась позорящим наказанием: бритьем головы и изгнанием из касты. Смертная казнь могла быть заменена уплатой высшего штрафа (он составлял 1000 пан). Использовались телесные наказания, штрафы (средний – 500 пан, низший – 250 пан), позорящие наказания (клеймение, изгнание из общины, касты), заточение, заковывание в цепь.

Суд и процесс. В Древней Индии суд не был отделен от администрации. По этой причине толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем случае, кшатрий или вайшья.

Существовали две системы судов – царские и общинные. Высшей судебной инстанцией был царский суд. В нем, согласно гл. VIII, ст. 10, участвовал сам царь «вместе с брахманами и опытными советниками» или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, «окруженного тремя судьями». Как высшему судье, царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

Процесс носил состязательный характер. Различия между судопроизводством по уголовным и гражданским делам отсутствовати. Законы Ману устанавливают 18 поводов судебного разбирательства (гл. VIII, ст. 4–7): неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад.

Процесс начинался с подачи иска потерпевшей стороной. Затем начиналось слушание дела и публичные прения сторон в судебном заседании. Истец и ответчик должны сами заботиться о надежности доказательств и свидетельских показаний, на основе которых устанавливалась судебная истина. В этом случае действовал общий принцип, согласно которому представитель низшей касты не мог свидетельствовать против людей высших варн. Поэтому господствовала формальная оценка доказательств: важно не что говорят, а кто говорит. Не могли быть свидетелями женщины («вследствие непостоянства женского ума»), заинтересованные лица (родственники), рабы, дети, старики. Свидетели несли ответственность за сказанное: лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом (гл. VIII, ст. 111 – 112). Важным доказательством в суде была клятва (ст. 113). При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

Артхашастра Каутильи

Из 15 книг Артхашастры непосредственно праву посвящены лишь кн. III «Область деятельности суда», где рассматриваются вопросы судопроизводства, организация сыска и наказания преступников, а также кн. IV «О поддержании общественного порядка».

В качестве источников права в Артхашастре рассматриваются прежде всего эдикты царя, затем дхармашастры, судебная практика, обычаи. Узаконения царя обладают большей юридической силой, чем остальные. Однако многие положения Артхашастры заимствованы из Законов Ману. Так, в кн. III дана классификация судебных исков – 18 поводов судебного разбирательства, которые касаются собственности, обязательств, брака, наследования имущества. По этой причине акцентируем внимание на том, что нового вносит Артхашастра по сравнению с Законами Ману.

В области имущественного права Артхашастра различает собственность и владение, четко определяя сроки давности для движимого имущества – 10 лет, а недвижимого – 20 лет. При этом сроки давности пользования вещью, влекущие за собой превращение владения в собственность, могли быть сокращены. Артхашастра защищает частную собственность, но предполагает вмешательство в дела собственника в случае ее ненадлежащего использования. Так, утрачивалось право собственности на оросительное сооружение, если оно бездействовало пять лет.

В сфере обязательственного права Артхашастра жестко фиксировала ростовщический процент по договорам займа, ограничивала произвол кредитора при получении долга, запрещала повышать процент по долгам в случае болезни, обучения, несовершеннолетия должника. Кроме того, Артхашастра строго оговаривала условия (кн. III, ст. 1) действительности договора, несоблюдение которых делало сделку юридически ничтожной, а также гарантии (кн. II–III, ст. 1–3) исполнения обязательств («месячные проценты», «штрафные санкции»).

В области семейно-брачных отношений Артхашастра отличалась более прагматичным и либеральным подходом (кн. III, ст. 15,48; кн. IV, ст. 1, 24, 25,28, 37). При сохранении неравенства статусов мужа и жены Артхашастра допускала свободу развода в случае длительного существования жены без средств или развода по взаимному согласию, когда жена «ненавидит мужа». Артхашастра устанавливала возраст брачного совершеннолетия для женщин – 12 лег, для мужчин – 16 лет. Однако разрешались браки несовершеннолетних, признавались действительными браки с невменяемыми, тяжелобольными мужчинами. Допускались вторичные браки вдов.

Уголовно-правовые отношения в Артхашастре регулировались более либерально. Многие жестокие наказания, которые предусматривали Законы Ману, заменяются денежным штрафом, что было более действенным, эффективным, нежели декларируемое в общей форме устрашение, которое не предусматривало конкретную санкцию, как в Законах Ману. В Артхашастре появляется новый вид преступления – религиозные: поношение богов и святынь (кн. III, ст. 12, 18), заклад священного водоема (кн. X, ст. 2).

Известной новеллой в сфере процессуального права в Артхашастре был отход от принципов состязательного судопроизводства и переходе к инквизиционному. Это проявлялось в заметно возросшей роли в организации процесса органов власти, опиравшихся теперь на «науку о поимке воров», и в возможности применения пыток для установления судебной истины.

studme.org

Смотрите так же:

  • Департамент образования приказ 242 Приказ Департамента образования г. Москвы от 3 марта 2003 г. N 242 "О порядке окончания 2002/2003 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Москвы" (утратил силу) Приказ Департамента образования г. Москвы от 3 марта 2003 г. N […]
  • Основание законов ману Законы Ману 1. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. […]
  • Родоначальником правящей династии на руси летописи называют Родоначальником правящей династии на руси летописи называют Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку. Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, […]
  • Нотариусы красноярска 2018 Зылевич Светлана Юрьевна Президент Нотариальной палаты Красноярского края Родилась в 1959 году в посёлке Нижняя Пойма Нижнеингашского района Красноярского края. В 1976 году окончила с золотой медалью школу N5 Красноярска. С 1976 по 1981 […]
  • Контрольная работа 2 закон ома для замкнутой цепи Контрольная работа № 2 «Закон Ома для замкнутой цепи» 1. Определите направление и величину силы тока в резисторе (рис. 1), пренебрегая внутренним сопро­тивлением источников тока. 2. В электрической цепи, приведенной на рисунке 2, сила […]
  • Закон рф от 27121991 2124-1 о средствах массовой информации Закон РФ "О средствах массовой информации" ( о СМИ ), N 2124-1 от 27.12.1991 Глава I. Общие положения Статья 1. Свобода массовой информации Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия Статья 3. Недопустимость цензуры Статья […]

Обсуждение закрыто.