Законы человечества ману

Ману Самхита (Законы Ману)

Ману Самхита – это популярное название произведения, которое официально известно как Манава дхарма шастра и является одним из центральных источников позднейшего брахманического индуизма. Другое распространённое название труда – Ману Смрити (смрити буквально означает «закон, который помнят») или «Законы Ману». Кодекс Ману представляет собой свод законов, который является самым ранним произведением такого рода в постведический период и главной из работ, классифицируемых как Смрити.

Авторство Ману Самхиты – предмет многочисленных дискуссий. Согласно одной из версий, её авторы были членами группы брахманов, именуемых Манавами. Предположительно, они принадлежали к школе Яджур (чёрной) Веды, и жили на северо-западе Индии близ Дели. Ману Самхита была написана в пост-ведический период, когда брахманы утвердили своё положение, однако божества Ману Самхиты принадлежат Ведам, а не Пуранам и эпосу. Таким образом, Ману Самхита стоит посередине между Ведами и Пуранами.

Если же отвлечься от мнения академических кругов и обратиться к мифологической версии, то в индийской мифологии легендарный автор кодекса законов Ману – это первый человек. Имя «Ману» связно с глаголом «думать». Поскольку Ману известен как первый царь на Земле, большинство правителей средневековой Индии считали Ману родоначальником их династий.

В старинной индийской легенде о великом наводнении Ману, во многих отношениях, напоминает одновременно Ноя и Адама. История такова: «Рыба, к которой Ману проявил сострадание, предупредила его о том, что человечество погибнет в результате наводнения. Поэтому посовету рыбы он построил лодку. Когда начался потоп, он привязал лодку к шипу рыбы, и та перенесла лодку на вершину горы. Когда наводнение прекратилось, то Ману оказался единственным, кто выжил. Тогда он совершил жертвоприношение: он бросил в воду масло и вылил кислое молоко. По прошествии года из вод родилась женщина. Она провозгласила себя «дочерью Ману». Они стали прародителями новой человеческой расы, населившей Землю».

Дата создания Самхиты также покрыта мраком тайны. Учёные, проанализировав время создания книги с лингвистической и исторической точки зрения, указывают на период между 200 до н.э. и 200 н. э. По другой версии, Ману Самхита была написана приблизительно в 1500 до н. э. В любом случае, Ману Самхита знаменует собой начало новой эры создания сводов законов, которые стали достоянием последующих поколений под именем «Самхиты».

Ману Самхита стоит на полпути между старыми сводами законов и новыми, формируя связующее звено между древними и новейшими законоведами. В качесте свода законов она столетиями занимала высочайшее положение регулируя жизнь индуистов в Индии. Все позднейшие законодатели опирались на авторитет «Законов Ману». Подобный авторитет стал причиной того, что позднейшие писатели «дополняли» книгу, включая в неё свои взгляды, чтобы сделать их более популярными и приемлемыми для членов общества. Таким образом, в лице Ману Самхиты мы имеем совокупность юридических положений различных эпох. Поскольку речь идее о гетерогенной массе законов, трудно понять, какие из них действительно принадлежат Ману, а какие – позднейшим писателям.

Руководства по дхарме (правильному поведению, законам и т. п.), положенные в основу Ману Самхиты, содержат чёткие и жёсткие правила поведения, местами напоминают Ветхий Завет (с его печально известной Книгой Левит и прочим), а временами даже превосходят его по суровости.

Ману Самхита содержит 2 694 стиха в 12 главах. Она рассматривает космогонию, понятия правильного и уместного (дхарму), инициацию и изучение Вед, разновидности брака, гостеприимство, погребальные обряды, диетические нормы, осквернение и очищение, правила поведения женщин и жён, царские законы, различные юридические вопросы, а также религиозные материи, такие как пожертвования, ритуалы, доктрину кармы, природу души и наказание в различных адах.

audioveda.ru

Читать онлайн «Ману-самхита: Законы человечества [Законы Ману]» автора Ману Сваямбхува — RuLit — Страница 1

Посвящается Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, ачарье-основателю ИСККОН

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Великие мудрецы приблизились к Ману, сидящему в умиротворении, и оказав ему должное почтение, обратились к нему со следующими словами:

«О просветленный! Мы желаем услышать от тебя священные законы для всех людей во всех укладах жизни, для всех варн и ашрамов.

О господин! Тебе одному известны цель, обряды, знание о душе и непостижимом Верховном Господе, по чьей воле вершится все в этом мире».

Тот, чье могущество неизмеримо, выслушав высокочтимых мудрецов, с почтением ответил им: «Слушайте!

С незапамятных времен эта вселенная была покрыта тьмой, непостижимая, невидимая, погруженная в глубокий сон.

Затем Свайямбху, Верховный Господь (Каранадакашайи Вишну), незримый для глаз, проявил вселенную, состоящую из двадцати четырех элементов, рассеяв мглу, царящую вокруг.

Этот самосветящийся Господь, в котором покоятся все живые существа, находится вне восприятия грубых чувств и имеет тонкую, вечную и труднопостижимую природу.

Желая произвести различные виды живых существ из собственного тела, Господь вначале создал воды (океан Карана), поместив в них свое семя.

Это семя стало золотым яйцом, в сиянии равным Солнцу. В этом яйце Он проявился как Брахман (Гарбходакашайи Вишну) Прародитель всех живых существ.

Воды называются нарах. Как воды изошли из Нараяны, так изначально из Нараяны изошли все живые существа, которые принимают в Нем прибежище (айана). Поэтому Всевышнего именуют Нараяна.

Из Господа Нараяны, который является изначальным, вечным и непостижимым, был проявлен известный всему миру Брахман (Гарбходакашайи Вишну).

Эта Божественная Личность находилась в этом яйце в течение года, затем Он стал размышлять: «Хорошо бы разделить его на две половины». и яйцо было разделено на две половины.

Из этих двух половин он создал небеса (сва) и землю (бхур), между ними среднюю сферу (бхува), восемь частей света — и вечную обитель воды — океан Гарбходака.

Затем был проявлен ум (манас), эго (аханкара) и сознание (читта), над которыми господствует душа. Также проявились три гуны материальной природы и пять органов чувств.

Благодаря комбинации эго, ума, чувств, трех гун и пяти материальных элементов Он создал все виды живых существ. Из шести главных составляющих, как говорят мудрецы, было создано тело.

Таким образом, были проявлены пять материальных элементов, бессмертный ум, являющийся причиной всех творений, вместе с ним — скрытые желания и ложное эго. Все это произвел Господь.

Из частей этих семи главных принципов, принципов махат, эго и пяти танматр возникла вселенная, из вечного изошло бренное.

Каждый последующий элемент принимал качества предыдущего, занимая свое место и место другого.

Затем Господь дал каждому сотворенному существу имя, род деятельности и условия жизни согласно предписаниям Вед.

Затем Он сотворил вечное жертвоприношение, садхьев и полубогов, девов, поддерживающих жизнь вселенной.

Из огня, ветра и солнца Господь проявил три Веды: Риг-, Сама- и Яджур- веду, которые были созданы для вечного жертвоприношения.

Затем Он создал время, шкалу времени, звезды, планеты, реки, океаны, моря, горы, плоскогорья и равнины.

Также Господь сотворил аскезы, речь, наслаждения, желание и гнев. Далее Он произвел двойственность или противоположности, такие как достоинства и недостатки, жара и холод, боль и удовольствия.

Таким образом, тонкие и грубые элементы вступили во взаимосвязь, гармонично действуя во вселенной, естественным образом развиваясь и приумножаясь.

Какими бы качествами ни наделял Господь сотворенных существ: мягкостью или жестокостью, любовью или ненавистью, добродетелями или грехом, — эти качества естественно и спонтанно были приняты ими.

Как сезону года присущи определенные признаки погоды, так и деятельность воплощенных живых существ была дана каждому в соответствии с его качествами.

Затем Господь для процветания мира создал брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, которые изошли из Его уст, рук, бедер и стоп.

Вслед за этим из двух частей Его тела вышли мужчина и женщина, которые произвели на свет Вирагу.

О лучшие среди дваждырожденных, этот Вирага стал практиковать аскезы, чтобы обрести силу для творения.

www.rulit.me

Читать онлайн «Ману-самхита: Законы человечества»

Посвящается Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, ачарье-основателю ИСККОН

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Великие мудрецы приблизились к Ману, сидящему в умиротворении, и оказав ему должное почтение, обратились к нему со следующими словами:

«О просветленный! Мы желаем услышать от тебя священные законы для всех людей во всех укладах жизни, для всех варн и ашрамов.

О господин! Тебе одному известны цель, обряды, знание о душе и непостижимом Верховном Господе, по чьей воле вершится все в этом мире».

Тот, чье могущество неизмеримо, выслушав высокочтимых мудрецов, с почтением ответил им: «Слушайте!

С незапамятных времен эта вселенная была покрыта тьмой, непостижимая, невидимая, погруженная в глубокий сон.

Затем Свайямбху, Верховный Господь (Каранадакашайи Вишну), незримый для глаз, проявил вселенную, состоящую из двадцати четырех элементов, рассеяв мглу, царящую вокруг.

Этот самосветящийся Господь, в котором покоятся все живые существа, находится вне восприятия грубых чувств и имеет тонкую, вечную и труднопостижимую природу.

Желая произвести различные виды живых существ из собственного тела, Господь вначале создал воды (океан Карана), поместив в них свое семя.

Это семя стало золотым яйцом, в сиянии равным Солнцу. В этом яйце Он проявился как Брахман (Гарбходакашайи Вишну) Прародитель всех живых существ.

Воды называются нарах. Как воды изошли из Нараяны, так изначально из Нараяны изошли все живые существа, которые принимают в Нем прибежище (айана). Поэтому Всевышнего именуют Нараяна.

Из Господа Нараяны, который является изначальным, вечным и непостижимым, был проявлен известный всему миру Брахман (Гарбходакашайи Вишну).

Эта Божественная Личность находилась в этом яйце в течение года, затем Он стал размышлять: «Хорошо бы разделить его на две половины». и яйцо было разделено на две половины.

Из этих двух половин он создал небеса (сва) и землю (бхур), между ними среднюю сферу (бхува), восемь частей света — и вечную обитель воды — океан Гарбходака.

Затем был проявлен ум (манас), эго (аханкара) и сознание (читта), над которыми господствует душа. Также проявились три гуны материальной природы и пять органов чувств.

Благодаря комбинации эго, ума, чувств, трех гун и пяти материальных элементов Он создал все виды живых существ. Из шести главных составляющих, как говорят мудрецы, было создано тело.

Таким образом, были проявлены пять материальных элементов, бессмертный ум, являющийся причиной всех творений, вместе с ним — скрытые желания и ложное эго. Все это произвел Господь.

Из частей этих семи главных принципов, принципов махат, эго и пяти танматр возникла вселенная, из вечного изошло бренное.

Каждый последующий элемент принимал качества предыдущего, занимая свое место и место другого.

Затем Господь дал каждому сотворенному существу имя, род деятельности и условия жизни согласно предписаниям Вед.

Затем Он сотворил вечное жертвоприношение, садхьев и полубогов, девов, поддерживающих жизнь вселенной.

Из огня, ветра и солнца Господь проявил три Веды: Риг-, Сама- и Яджур- веду, которые были созданы для вечного жертвоприношения.

Затем Он создал время, шкалу времени, звезды, планеты, реки, океаны, моря, горы, плоскогорья и равнины.

Также Господь сотворил аскезы, речь, наслаждения, желание и гнев. Далее Он произвел двойственность или противоположности, такие как достоинства и недостатки, жара и холод, боль и удовольствия.

Таким образом, тонкие и грубые элементы вступили во взаимосвязь, гармонично действуя во вселенной, естественным образом развиваясь и приумножаясь.

Какими бы качествами ни наделял Господь сотворенных существ: мягкостью или жестокостью, любовью или ненавистью, добродетелями или грехом, — эти качества естественно и спонтанно были приняты ими.

Как сезону года присущи определенные признаки погоды, так и деятельность воплощенных живых существ была дана каждому в соответствии с его качествами.

Затем Господь для процветания мира создал брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, которые изошли из Его уст, рук, бедер и стоп.

Вслед за этим из двух частей Его тела вышли мужчина и женщина, которые произвели на свет Вирагу.

О лучшие среди дваждырожденных, этот Вирага стал практиковать аскезы, чтобы обрести силу для творения.

Затем я для увеличения потомства принялся совершать трудновыполнимые аскезы, и вследствие моих аскез появились на свет десять великих мудрецов: Маричи, Атри, Ангира, Пуластья, Пулаха, Крату, Прачеты, Васиштха, Бхригу и Нарада.

От этих мудрецов произошли семь Ману, могущественные полубоги и великие мудрецы, обладающие неизмеримой духовной силой.

Далее были сотворены якши, ракшасы, пишачи, гандхарвы, апсары, асуры, наги (змеи), птицы (такие как Гаруда) и предки.

Гроза, молния, туча, различные цвета радуги, падающие метеориты, сверхъестественные звуки, кометы и множество других светящихся тел.

Киннары, обезьяны, рыбы, птицы разных видов, крупнорогатый скот, олени, люди и плотоядные животные с двумяд рядами зубов.

Способные летать насекомые; черви, паразиты, все виды жалящих и кусающих насекомых и различные виды неподвижных существ, такие как деревья и т. д.

Таким образом, благодаря аскезам этих великих личностей все это творение было наполнено движущимися и неподвижными живыми существами.

А сейчас я опишу вам деятельность и природу каждого из этих сотворенных существ.

Рогатый скот, олени, плотоядные животные с двумя рядами зубов, ракшасы, пишачи и люди были рождены из утробы.

Птицы, змеи, крокодилы, рыбы, черепахи, как земные, так и водные существа, — вышли на свет из яйца.

Обладающие даром полета насекомые, а также черви, паразиты, все виды жалящих и кусающих насекомых, — рождаются в местах, наполненных влагой.

Все растения и деревья размножаются благодаря семени и побегам; однолетние растения, приносящие множество цветов и плодов, погибают после окончательного созревания.

Те деревья, которые плодоносят без цветов, называются ванаспати, а деревья, рождающие плоды и цветы, именуются врикша.

Существуют различные виды растений и кустарников, и разнообразные виды трав и вьющихся растений, некоторые из них берут начало из семени и побегов.

Все эти неподвижные существа, растения и деревья, вследствие своей прошлой деятельности погруженные в невежество, — наделены сознанием и восприятием боли и удовольствий.

Таким образом я описал всех сотворенных живых существ, с незапамятных времен пребывающих в океане рождения и смерти, начиная с Брахмы и кончая незначительным насекомым.

Итак, создав вселенную и произведя на свет всех живых существ, в том числе и меня, этот Брахман, чье могущество непостижимо, каждую эпоху уходит в непроявленное состояние.

Когда Он пробуждается, вместе с Ним пробуждается вся вселенная, когда Он входит в состояние сна, вселенная также погружается в сон.

Но когда Он находится в состоянии покоя, воплощенные существа, которые по природе всегда активны, прекращают свою деятельность, а их умы становятся инертными.

Когда все существа входят в тело этой Великой Души, тогда Он прекращает всякую деятельность и счастливо засыпает.

Индивидуальная душа, находясь во тьме, долгое время пребывает в бессознательном состоянии, связанная с органами восприятия.

Через некоторое время душа входит в семя подвижного или неподвижного живого существа и обретает грубое тело.

Господь благодаря периодическому погружению в сон и пробуждению заставляет всех живых существ входить то в проявленное, то в непроявленное состояние.

Итак, вначале творения Господь даровал мне знание шастр, а я в свою очередь передал это знание Маричи и другим мудрецам.

Мудрец Бхригу опишет вам свод законов, которые он узнал от меня лично, во всей полноте».

Затем великий мудрец Бхригу, получив разрешение Ману, обратился ко всем присутствующим мудрецам, сказав: «Слушайте!

Шесть других благородных и очень могущественных Ману (из четырнадцати Ману), принадлежащие к династии этого Ману (Господа Брахмы), потомка Свайямбху (Господа Вишну), породили возвышенное потомство.

Сварочиша, Уттама, Тамаса, Раивата, Чакшуша, обладающий большим могуществом, Вивасван и первый среди них Свайямбхува, каждый в свой период произвели на свет движущихся и неподвижных живых существ.

Восемнадцать нимеш равняются одной каштхе (одно мгновение моргания глаза), тридцать каштх— это одна кала, тридцать кал — это одна мухурта, а множество мухурт — это сутки, ночь и день.

Солнце разделяет день и ночь для людей и полубогов, чтобы ночью они могли отдыхать, а днем совершать разнообразную деятельность.

knigogid.ru

Ману-Самхита, Законы человечества

Ману Самхита или законы Ману(прародителя рода человеческого, первого царя правившего на земле), так же известная как Манава Дхарма Шастра является сводом вечных законов, регулирующих всевозможные сферы человеческой жизни.

Ману Самхита описывает вопросы Дхармы, космогонии, изучения Вед, природы души, правила поведения в обществе, гостеприимства, погребальных обрядов, различные юридические вопросаы, вопросы религии – такие как, ритуалы, пожертвования, наказания в различных адских мирах.

В законах Ману рассказывается о множестве правил, которые помогают следовать человеческой Дхарме (долгу, предназначению, исполнению своих обязанностей), регулирующих множество сфер человеческой жизни:

  • правила совершения ягий(жертвоприношений), совершения аскез, почитания учителя, ученическом процессе, процессе искупления грехов, освобождении, отречения от мира;
  • правила в отношении женщин, обязанностях супругов, о наследстве, об особенных правилах всех каст – мудрецов, правителей, торговцев, рабочих и смешанных сословий, обязанностях жителей государства, обязанностях в семье, обязанностях царя, правосудии;
  • о сотворении вселенной, о поведении в случае несчастий и бедствий, результатах благочестивой и греховной деятельности и др.

Автором сводов законов Ману Самхита является Ману – прародитель человечества, по преданию – первый царь на земле, спасенный Господом Вишну в форме Матсья Аватары(форме рыбы) от вселенского потопа.

Многие ученые пытались определить дату создания Ману Самхиты, проведя исследования и анализируя книгу с точки зрения лингвистики и истории, ученые придерживаются мнения, что появилась книга примерно за 200 лет до наше эры, или по другой версии за 1500 лет до нашей эры.

Законы Ману состоят из 12 глав и более 2500 стихов.

vilamba.ru

Законы Ману

1 законы ману

2 законы ману

3 Законы Ману

См. также в других словарях:

Законы ману — (санскр. Манавадхармашастра) составленное одной из брахманских школ около II в. до н.э. I в. н.э. собрание правовых и религиозно нравственных норм древней Индии, устанавливавших правила поведения в частной и общественной жизни в соответствии с… … Энциклопедия права

ЗАКОНЫ МАНУ — древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма. Составление З.М.… … Юридическая энциклопедия

Законы Ману — Статья по тематике Священные писания индуизма Веды Риг веда · Яджур веда · Сама веда · Атхарва веда Деление Самхиты · Брахманы · Аран … Википедия

ЗАКОНЫ МАНУ — [вольный перевод санскр. mānavadharmasāstra – сборник наставлений Ману (в соблюдении дхармы)] – один из важнейших памятников обществ. политич. и правовой мысли рабовладельч. общества в Индии. В З. М. отражены догматика и идеология брахманизма.… … Философская энциклопедия

ЗАКОНЫ МАНУ — – см. Ману законы … Советский юридический словарь

ЗАКОНЫ МАНУ — древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма. Составление З.м.… … Энциклопедический словарь экономики и права

«ЗАКОНЫ МАНУ» — см. МАНУ СМРИТИ … Словарь индуизма

Законы ману — (санскр. Манавадхармашастра) составленное одной из брахманских школ около II в. до н.э. I в. н.э. собрание правовых и религиозно нравственных норм древней Индии, устанавливавших правила поведения в частной и общественной жизни в соответствии с… … Большой юридический словарь

ЗАКОНЫ МАНУ — (санскр. Манавад хармашастра) др. инд. сборник наставлений, определяющих поведение человека в частной и обществ. жизни, памятник обществ. политич. и правовой мысли др. инд. рабовлад. общества. В нем отражены догматика и идеология брахманизма. 3.… … Атеистический словарь

ЗАКОНЫ МАНУ — Арсений Андреевич (13.IX.1783 11.I.1865) рус. воен. и гос. деятель. Из дворян Тверской губ. Ген. адъютант, граф. Участвовал в воен. действиях рус. армии в 1805 14. С 1823 финл. ген. губернатор. В 1826 был членом верховного уголовного суда по делу … Советская историческая энциклопедия

Законы Ману — древнеиндийский сборник правовых и религиозно нравственных норм, определявших поведение каждого индийца и частной и общественной жизни. Авторство З.М. приписывается божественному прародителю людей Many. Фактически З.М. составлены одной из… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

translate.academic.ru

Смотрите так же:

  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Отгул по семейным обстоятельствам заявление Образец заявления на отгул по семейным обстоятельствам Понятие «отгул» не определено в законодательстве. Поэтому под ним подразумевают отпуск без сохранения зарплаты. Как известно, ежегодный оплачиваемый отпуск планируется заранее и […]
  • Законы сложения 2 Законы сложения чисел Переместительный закон сложения Если слагаемые поменять местами, то сумма не изменится. Это можно легко проверить, посчитав количество звёздочек, представленных на рисунке: Можно сначала посчитать зелёные звёздочки, […]
  • Правила пдд круглый знак ПДД: Запрещающий дорожный знак 3.2 Движение запрещено в Правилах дорожного движения Запрещающий дорожный знак 3.2 Движение запрещено запрещает движение соответствующих видов транспортных средств в обоих направлениях. Действие запрещающего […]

Обсуждение закрыто.