Закон с 3 лет в детский сад

Оглавление:

С какого возраста обязаны взять ребенка в детский сад?

Здравствуйте! Моему сыну сейчас год и 5 месяцев,после 2 лет хочу отдать его в садик и выйти на работу,но отслеживая нашу очередь пришла к выводу,что и к 3 годам такими темпами мы не попадем,очередь отодвигается в обратную сторону,причем количество льготников +10, а кол-во людей перед нами +100… Новосибирск вообще не решает проблему с садами,и я хочу через суд добиться путевки сыну в мае 2016 или раньше. С какого возраста я могу отдать сына в сад? Мы — не льготники. С чего начать борьбу за путевку, ребенок январский и сидеть до 3,7 я не имею возможности. В середине года,например в 2 года (январь 2016) моего ребенка примут в сад? или только в сентябре? Почему очередь движется так непонятно,хотя и так все ясно,все продается и покупается. Сидеть дома я не могу,надо идти работать. на частный сад денег нет,бабушек тоже нет. Жду ответа. В садах,в которых мы стоим на очереди открытым текстом сказали,что до 3 лет даже не звоните нам. Почему я должна бегать по инстанциям,если по конституции положено БЕСПЛАТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Добрый день, на нашем сайте многие как и Вы пишут о несоблюдении законов в этой области. Я тоже нахожусь в отпуске по уходу за ребенком и проживаю в Новосибирске. Льготную очередь не имею и хочу выйти на работу, но прекрасно представляю себе свои возможности как юриста в решении этой проблемы и возможности наших властей.

Советую изучить ответы наших экспертов на такой же вопрос: /problem/17270

Вы можете обратиться в прокуратру, если считаете, что очередь движется несправедливо и можете обратиься в суд и даже выиграть его, т.к. есть законодательство, которое на Вашей стороне, и суд выносит решение согласно нормам закона. Но на стадии ипсолнения решения Вас вряд ли ждет успех, т.к. фактическое исполнение решения должно обеспечиваться ресурсами, которых нет у муниципальных властей. Мэрия не может забрать у кого-то место и отдать его Вам.

Существует судебная практика по предоставлению места в детском саду.

Для этого, сначала сделайте письменный запрос в отдел образования админисрации когда Вам будет представлено место в детском саду на несовершеннолетнего ______.

Затем обращайтесь в районный суд по месту нахождения администрации с требованием обязать ответчика предоставить несовершеннолетнему ___ место в детском саду.

Вот правовая позиция для иска:

В статье 3 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства — участники обязуются обеспечить ребёнку такуюзащиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Статьёй 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования. Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного закона). Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 этого же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа. Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц возлагается на органы, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Непредоставление ребёнку такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении заинтересованным лицом полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.

Данная позиция согласуется с мнением Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в постановлении от 15 мая 2006 г. № 5-П, в котором указано, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Такая правовая позиция была высказана Верховным судом Российской Федерации в определении по делу Дело № 35-КГ14-2 от 14.08.2014 года .

Департамент образования Администрации города Новосибирска организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти; осуществляет учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Таким образом, у органа местного самоуправления имеется законодательно установленная обязанность по реализации социального права граждан на получение дошкольного образования, однако закрепленная в Конституции Российской Федерации и Законе «Об образовании» общедоступность дошкольного образования предполагает, прежде всего разумность сроков реализации указанного социального права, при этом в силу требований закона должен учитываться принцип очередности, за исключением льготной категории граждан.

Также следует принять во внимание п. 1 п.п «в» Указа Президента РФ от 07.05.2012 года № 599 «По реализации государственной политики в области образования и науки», согласно которому Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

Таким образом, действиями Ответчика нарушаются права Истца, как законного представителя несовершеннолетнего ________ по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении.

Из-за грубого нарушения ответчиком действующего законодательства, Истцу были причинены нравственные страдания: истец была вынуждена прсить родственников сидеть с ребенком, ______________. в соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку факт нарушения прав истца по не предоставлению его сыну места в муниципальном образовательном учреждении дошкольного образования г. Новосибирска достоверно установлен, суд с учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости имеет право взыскать в пользу Истца компенсацию морального вреда в размере _______ рублей

1) обязать ответчика предоставить несовершеннолетнему ______ место в дошкольном образовательном учреждении.

2) взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере _________ рублей, в качестве компенсации морального вреда.

fondtaktak.org

В детский сад только с 3 (трех) лет? Что делать.

Безработица российским няням теперь не грозит, наоборот, их услуги, скорее всего, подорожают. С чем же связана шумиха о том, что детей в государственный детский сад начнут принимать только с трех лет?

Указ президента №599 от седьмого мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» гласит следующее: «Принять к сентябрю 2012 года меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях».

Ссылаясь на этот указ, в первую очередь в детский сад начали принимать детей. которым уже исполнилось три года. А в некоторых регионах ясельные группы переоборудовали для детей старше 3-х лет.

Вот так. Молодые мамочки теперь могут сколько угодно обивать пороги детских садиков. Но если их малышу еще не исполнилось необходимого для зачисления в садик возраста, все попытки напрасны. Заведующая будет непреклонна, и на все мольбы станет отвечать, что возьмет ваше чадо в детский сад в 3 года. И ни днем, ни месяцем раньше. И хотя она руководствуется лишь Указом, переубедить ее не получится. Придется, видимо, идти на поклон к няне, услуги которой ощутимо ударят по карману.

Говоря о законодательстве, нелишним будет упомянуть закон «Об образовании в Российской Федерации». Его новая редакция уже действует, начиная с декабря 2015 года. И что же мы читаем в этом законе? Вот выдержка из его шестьдесят седьмой статьи: «Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста ДВУХ МЕСЯЦЕВ.». Да-да, с двух месяцев, а вовсе не с трех лет! Кажется, выход найден. Стоит попробовать пристроить малыша, следуя букве закона.

Устроить ребенка в детский сад до трех лет, попытка №2

Итак, попытка номер два. Отчаявшаяся родительница пытается рассказать заведующей детским садом о том, что закон необходимо выполнять и что имеет право отдать ребенка в ДОУ до исполнения им трех лет. Но снова остается ни с чем. Оказывается, в каждом детском дошкольном учреждении существует некий Устав, согласно которому оно и работает. Чтобы выполнить условия майского Указа 2012 года, все эти уставы в садиках быстренько переписали. Согласно новым правилам, начнет принимать малышей детский сад с 3 лет, не раньше. Безуспешные попытки устроить ребенка в два или полтора года будут подобны пробиванию лбом каменной стены.

А ведь очень многие молодые женщины, имеющие маленьких деток до двух лет, горят желанием выйти на работу. Сил и навыков у них для этого вполне достаточно. Но пресловутый Указ рушит все планы, и часто полученная квалификация теряется из-за долгого отсутствия практики. Ведь на няню не всякой зарплаты хватит, тем более на хорошую, и приходится сидеть с малышом самой. Многие из тех, к кому «аист прилетел» совсем недавно, также планировали после окончания оплачиваемого отпуска выйти на работу. Но теперь в полтора года устроить малыша в садик является утопией. Указ сурово предопределяет возраст для зачисления в детский сад с трех лет. Как хочешь, так и выкручивайся из сложившейся ситуации.

Летом 2012 года в некоторых регионах, где большая очередь в детский сад детей старше трехлетнего возраста, детские учреждения закрылись на ремонт. Как выяснилось позже, это было сделано для ликвидации ясельных групп. Убрали маленькие кроватки, стульчики и столики, все переоборудовали для приема детей более старшего возраста. То есть руководство садиков ясно дало понять, что обратного пути нет, и путь совсем маленьким деткам в их заведения закрыт. Пускать в садик будут с трех лет, не раньше.

Да, возможно, кому-то и хочется спокойно сидеть дома, уделяя внимание своему ребенку до трех лет. Но все упирается опять-таки в деньги. До достижения малышом полутора лет их платят (для безработных мам это пособие платится в минимальном размере). Как только ребенку исполняется полтора года, пособие государство почему-то платить перестает. Есть, впрочем, Постановление Правительства РФ под номером 1206 от третьего ноября 1994 года. Оно предусматривает выплаты в сумме 50 руб. ежемесячно до достижения ребенком трех лет, но только определенным категориям граждан. В частности, тем, кто состоит в трудовых отношениях или был уволен в связи с ликвидацией организации.

Объективно рассуждая, ежемесячные выплаты до трех лет вряд ли способны заменить место в детском саду, к тому же установлены такого рода пособия далеко не в каждом регионе:

В детский сад только с 3-х лет, что делать?

Родителям предлагается решать проблемы с устройством детей, объединяясь и создавая на дому семейные группы. Узнать подробнее о том, как создать такую группу, можно в администрации своего города, посетив ее отдел образования, дошкольное отделение. На работу такой группы выделяются средства. Правда, в июне 2011 года был внесен на рассмотрение Государственной думы проект Федерального Закона под номером 556611-5, называющийся «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Суть этих изменений в следующем: если ребенку место в дошкольном учреждении не может быть предоставлено, выплачивается компенсация, составляющая пять тысяч рублей. Но этот проект позже был отклонен.

Вот такая невеселая картинка складывается, и вряд ли она порадует мам. Ведь в наше время найти хорошую высокооплачиваемую работу нелегко, а потерять ее можно очень быстро. Руководству не понравится длительное отсутствие специалиста, даже высокой квалификации. Поэтому многие женщины торопятся вернуться на работу еще до того, как их детям исполнилось по полтора годика. Что им делать теперь – сказать сложно.

Наши бабушки имели совсем крохотный декретный отпуск. Как только ребенку исполнялось два месяца, надо было выходить на работу. Но существовали перерывы для кормления и широкая сеть детских яслей, куда брали малышей с самого раннего возраста. Мамы знали, что их страна не оставит детей без присмотра. Сейчас, увы, это далеко не так. Обвинять американцев, которые стремятся усыновлять наших сирот, проще всего. Вместо пустых фраз было бы неплохо дать возможность молодым мамам спокойно работать, не думая поминутно, куда же пристроить малыша.

В ближайшее время планируется опубликовать результаты расследования «очередь в детские сады — кому это выгодно и как бороться за свои права?». Оставайтесь с нами и подписывайтесь на новости сайта любым удобным способом.

Ниже Вы можете посмотреть интересный видеорепортаж.

subsidii.net

Доступность детского сада: о чем молчат чиновники

Подавляющее большинство родителей считают, что нехватка мест в детских садах – это как бы данная реальность: как Бог даст – так и пойдем в сад, а не даст – ничего, переживем. Между тем, власти города обязаны предоставить место в детском саду ребенку в течение одного месяца с момента вашего обращения в муниципалитет (регистрации ребенка в управлении образования), если только вы сами не указали иной срок для его поступления в ДОУ.

Мне бы не хотелось касаться темы «почему закон говорит одно, а на деле происходит совсем другое» — потому что «другое» происходит исключительно по желанию чиновников. А их желание для нас ничего не значит: законными представителями детей являются родители, и закон не дает права чиновникам без учета их мнения определять, когда ребенок пойдет в детский сад. Это решают только родители, и никто больше. Я вкратце разъясню, что говорит на самом деле закон, как его применить, чтобы не ждать несколько лет своей очереди в садик.

Конституция России не только дала нашим детям право на образование, но и гарантировала его общедоступность и бесплатность в муниципальных детских садах. Это означает, что, несмотря на необязательность дошкольного образования (в отличие от общего образования в школах) для граждан, оно должно быть предоставлено по заявлению родителей ребенка.Весь вопрос в том, когда муниципалитет это должен сделать.

Чтобы разобраться в этом, необходимо понимать системную связь ряда норм (положений) законодательства – каждый законодательный акт состоит не из отдельных, а связанных между собой по смыслу норм. А также понимать, какова роль муниципалитета в реализации этих норм.

Что говорит закон

Конституция страны, дающая каждому из нас ценности в виде прав на определенные блага (в том числе и на образование вообще, и на дошкольное образование как его элемент – в частности), обозначает общие принципы распределения этих благ и условия для реализации этих принципов. Вот эти общие принципы:

Статья 7
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

  1. В Российской Федерации (…) обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, (…) развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

  1. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.

  1. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

  1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В своей совокупности приведенные положения означают, что ни один ребенок, никаким образом, ни при каких обстоятельствах (в том числе при обстоятельстве нехватки мест в детских садах города), ни по какой причине не может быть лишен права на получение дошкольного образования в муниципальных детских садах, пусть такое образование и не является обязательным.

Следовательно, Конституция России определяет принципы:

— всеобщего равенства возможностей для развития личности;
— всеобщего равенства возможностей для получения образования.

Таким образом, образование в муниципальном дошкольном учреждении является составным элементом общедоступного бесплатного образования, формой социальной поддержки семьи государством, а его предоставление направлено на реализацию конституционного принципа юридического равенства, выраженного в данном случае всеобщим равенством возможностей развития личности, а равно всеобщим равенством возможностей для получения образования.

Продолжая линию всеобщего конституционного равенства и реализуя эти положения Конституции, депутаты Госдумы РФ приняли в некоторых федеральных законах ряд положений, закрепляющих эти принципы:

с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования; в форме самообразования; в форме экстерната (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «Об образовании»);

для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).

— родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 (вступило в силу в апреле этого года; аналогичные положения содержались и в предыдущей редакции Типового положения), устанавливает, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Все вместе это означает, что отказ вашему ребенку в приеме в детский сад может быть обоснован только:

— состоянием здоровья, при этом для детей, которые по медицинским показаниям не могут посещать детские сады общеразвивающего типа, предусмотрены специальные детские сады;

— его возрастом: если ребенок младше 2 месяцев или старше 7 лет.

Это – единственные законные основания для отказа в приеме.

Роль муниципалитета

Теперь разберемся с ролью муниципалитета в обеспечении предоставления дошкольного образования в детских садах и когда вашему ребенку обязаны предоставить место в садике с момента вашего обращения в муниципалитет или его управление образования.

Начнем с Конституции:

Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16
1. Положения настоящей главы Конституции (т.е. и вышеуказанных двух статей – Прим. авт.) составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Все вместе эти положения означают, что орган местного самоуправления (муниципалитет и его структурно-отраслевые подразделения, в том числе подразделение по управлению образованием) не может совершать действий, осуществлять бездействие или принимать нормативные акты, противоречащие или не соответствующие положениям Конституции и федеральных законов. Таким образом утверждается публично-правовой характер наделяемых муниципалитету законом полномочий и обязательств. Принцип публичного права можно коротко описать так: «все, что не разрешено законом, то запрещено».

Следуя положениям статьи 12 Конституции РФ, федеральный законодатель абзацем 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области местного самоуправления закрепил за федеральными органами государственной власти полномочия правового регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, к которым относится и организация местных детских садов. Это в том числе означает, что муниципалитет не вправе самовольно устанавливать сроки исполнения своих публично-правовых обязательств, а также переносить сроки исполнения этих обязательств, если только федеральным законом ему не дано такое право.

Частью 4 статьи 7 этого закона конкретизированы положения статьи 15 Конституции: «Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации«.

Дает ли право федеральный закон муниципалитету устанавливать сроки при распределении мест в детские сады?

Вопросы, связанные с реализацией права на образование, в том числе и его предоставлением, рассматривает Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Статьей 31 к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения предоставления дошкольного образования федеральный законодатель отнес: организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Перечень полномочий этим исчерпывается, права полного или частичного неисполнения этих полномочий не предусмотрено. Это понятно: если у муниципалитета будет право не исполнять эти свои полномочия в той или иной мере, ни о какой общедоступности дошкольного образования говорить не придется.

Если муниципалитет дает места одним сверстникам по факту их наличия, а другим не дает по факту отсутствия мест, то это означает, что первые будут нарушать права других путем осуществления своих прав, что прямо противоречит части 3 статьи 17 Конституции.

Тогда какой же срок есть у муниципалитета для исполнения своих полномочий, если этот срок не оговорен в положениях Закона РФ «Об образовании»?

Так как дошкольное образование в муниципальном детском саду не обязательно, но гарантировано, то для реализации нашим ребенком права на него мы должны обратиться в муниципалитет – без этого обращения он не обязан искать нас и интересоваться, почему это мы не хотим отдать ребенка в детский сад. Сроки работы с обращениями граждан регулирует статья 12 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, часть 1 которой устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Поскольку законодательство запрещает муниципалитету уклоняться от исполнения своих полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (а обеспечение наличия свободного места в детском саду, в том числе его создание, является именно организационным вопросом), то ваше обращение в муниципалитет о предоставлении места в детском саду по месту жительства должно быть не просто рассмотрено в течение месяца, но и удовлетворено!

В случае же если вам отказывают на основании отсутствия свободных мест, вам необходимо обратиться в муниципалитет не только за предоставлением места, но и за его созданием (обеспечением наличия), а отказ на такое заявления будет совершенно незаконным, что даст вам возможность обжаловать его в суде или через прокуратуру.

Все типовые обращения в органы местного самоуправления, прокуратуру и суд (с полным юридическим обоснованием), а также алгоритм действий в случае если вам отказывают в предоставлении места в садике, вы можете увидеть в моем блоге, специально созданном для этих целей. Мне, после отказа управления образования и обещания устроить ребенка в сад только в случае высвобождения другим ребенком занятого места, оказалось достаточно обратиться к мэру о создании места. Я написал заявление 11 мая, с 25 июня моя дочь начнет посещать садик. Суд и прокуратура не понадобились.

Теперь, будучи довольно основательно подкованными в законодательстве, вы, уважаемые родители, можете сами проверить, не обманывают ли вас местные чиновники, говоря, что они ничего вам не должны, что закон предусматривает посещение детьми садиков только с 2 лет, или соответствуют ли закону сроки комплектования детских садов в вашем городе, а также условие комплектования ваших садиков только при условии наличия свободных мест.

letidor.ru

Компенсация за детский сад

Компенсации за детский сад в регионах:

Алименты на ребенка: понятие, размер, порядок уплаты

Компенсация за детский сад, если в ДОУ нет места для ребенка

Достаточно часто приходится слышать вопрос: «Прочитала в интернете, что по достижению 1,5 лет ребенка, родителям должны предоставить место в детском саду вне зависимости от льгот. Если место не предоставляется, то с 1 января 2012 года роители получают компенсацию в размере 5 300 рублей ежемесячно.

Подскажите, пожалуйста, есть такой закон или нет?»

Ответ:

В 2011 году в Государственную Думы был внесен законопроект № 556611-5 «О внесении изменений в Закон Об образовании», далее – Проект.

Статьей 1 Проекта было предусмотрено дополнить Закон «Об образовании» статьей 53.2, предусматривающей для родителей (законных представителей) детей, которым не предоставлено место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выплату компенсации на одного ребенка в размере 5 тысяч рублей.

Предполагалось, что эти поправки в закон вступят в силу с 1 января 2012 года.

Однако 5 сентября 2011 года Проект был снят с рассмотрения Госдумой ФС РФ т.к. был признан не соответствующим с частью 3 статьи 104 Конституции РФ и пунктом «д» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы.

В настоящее время каждый субъект Российской Федерации самостоятельно решает данный вопрос. То есть, в каждом городе, области, крае – свое решение и своя поддержка родителей, чьих детей не взяли в детский сад из-за нехватки мест. Поэтому в одних регионах компенсация родителям, дети которых не получили доступ в ДОУ, может и вовсе не выплачиваться (если к примеру региональные депутаты по каким-то причинам такой региональный закон не приняли), в других – выплачиваться. При этом порядок выплат и размер компенсации каждый регион устанавливает сам.

Поэтому если ваш ребенок не ходит в детский сад из-за нехватки мест, необходимо обращаться в местные органы социальной защиты населения или департамент образования (РОНО).

Проект Закона № 556611-5 о внесении изменений в Закон «Об образовании»

Внести в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 17, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1, ст. 51) изменение, дополнив его статьей 52.3 следующего содержания:

«Статья 52.3. Компенсация за непредоставление ребенку места в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которым не предоставлено место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на одного ребенка в размере 5 тысяч рублей.

Предоставление компенсации родителю (законному представителю) не является основанием для снятия ребенка с учета (очереди) по устройству в государственное, муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Право на получение компенсации утрачивается при определении ребенка в государственное, муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного или начального общего образования.

Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 556611-5
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

01.06.2011 — внесен в Государственную Думу ФС РФ

05.09.2011 — снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ (Протокол № 296, пункт 71)

С 01.09.2013 действует новый Закон «Об образовани», которым выплаты на детей, которые не посещают детские сады из-за нехватки мест, не предусмотрены.

Региональные компенсации за то, что место в детском саду не предоставлено

Действующим законодательством Москвы выплата компенсации за непредоставление места в детском саду не предусмотрена, поэтому в Москве вопрос с компенсацией родителям не решен. Почти в каждом дошкольном учреждении Москвы произошло уплотнение групп, а так же открыты группы кратковременного пребывания детей.

В начале 2012 года мэр Собянин отчитался перед москвичами, что очередей в детские сады больше нет, следовательно и компенсации московским семьям не положены.

в Санкт-Петербурге

В настоящий момент компенсация родителям, детям которых не предоставлено место в детском саду не выплачивается так как в настоящее время действующим региональным законодательством выплата компенсации за непредоставление места в детском саду не предусмотрена. В в Закон «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» предлагалсь дополнить статьей, предусматривающей, что:

«Ежемесячная компенсационная выплата на ребенка, которому не предоставлено место в государственном образовательном учреждении Санкт-Петербурга, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, назначается по заявлению обладателю права на каждого ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет включительно в размере 6000 рублей на срок 1 год со дня обращения«.

Однако до настоящего времени такой закон не принят, а Закон «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» утрачивает силу с 01.01.2013 в связи с вступлением в полном объеме Социального кодекса Санкт-Петербурга.

в Нижегородской области

На территории Нижегородской области только в одном муниципальном образовании – г. Арзамасе – реализуется подобный пилотный проект. Родителям, имеющим детей в возрасте от 1 года до 5 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, из местного бюджета оплачивается услуга няни по уходу и присмотру в размере 4 600 рублей в месяц на ребёнка.

Действующим региональным законодательством и нормативными актами других муниципальных образований выплата компенсации за непредоставление места в детском саду не предусмотрена.

yuridicheskaya-konsultaciya.ru

Смотрите так же:

  • Колледжи специальность юрист Специальность «Право и организация социального обеспечения» к колледже Доля выпускников, желающих сменить учебное заведение после 9 класса, в 2015 году составляла 25%, к 2016 она выросла до 33%. Еще 15% будущих специалистов всерьез […]
  • Инфаркта миокарда приказ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 июля 2016 г. № 457н “Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при остром трансмуральном инфаркте миокарда” В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № […]
  • Вакансии жилье проживание Работа в Южной Корее вакансии 2018 Требования к претендентам на работу в Южной Корее Вакансии и условия работы в Южной Корее 1. Работа для мужчин арбайт на фабриках и заводахЗарплата для мужчин 70 000 KRW – 80 000 KRW в деньОплачивается […]
  • Приказ 100-пр Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 февраля 2017 г. № 100/пр “Об утверждении формы заявки о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку […]
  • Перечень приказов мо рф за 2018 год Приказ Министра обороны РФ от 14 декабря 2017 г. № 777 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации" В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (Собрание […]
  • Закон алтайского края о муниципальной службе Закон Алтайского края от 7 декабря 2007 г. N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае" (с изменениями и дополнениями) Закон Алтайского края от 7 декабря 2007 г. N 134-ЗС"О муниципальной службе в Алтайском крае" С изменениями и […]

Обсуждение закрыто.