Закон по обращению с отходами рб

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 20 июля 2007 года №271-З

Об обращении с отходами

(В редакции Законов Республики Беларусь от 08.07.2008 г. №367-3, 28.12.2009 г. №93-З, 22.12.2011 г. №328-З, 07.01.2012 г. №340-З, 12.12.2012 г. №6-З, 04.01.2014 г. №130-З, 15.07.2015 г. №288-З, 13.07.2016 г. №397-З)

Принят Палатой представителей 7 июня 2007 года

Одобрен Советом Республики 22 июня 2007 года

Настоящий Закон определяет правовые основы обращения с отходами и направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения

1. Вид отходов — совокупность отходов, имеющих общие признаки и классифицируемых в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

2. Вторичное сырье — вторичные материальные ресурсы, которые подготовлены к использованию для производства продукции, электрической и (или) тепловой энергии (далее — энергия), выполнения работ, оказания услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими нормативными правовыми актами.

3. Вторичные материальные ресурсы — отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов.

4. Захоронение отходов — изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц (далее — имущество), не предусматривающая возможности их дальнейшего использования.

5. Инвентаризация отходов — деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов в целях учета отходов и установления нормативов их образования.

6. Использование отходов — применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг.

7. Коммунальные отходы — отходы потребления и отходы производства, включенные в утверждаемый Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам, удаление которых организуют местные исполнительные и распорядительные органы.

8. Лимит захоронения отходов производства — количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для захоронения их на объектах захоронения отходов.

9. Лимит хранения отходов производства — количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для хранения их на объектах хранения отходов.

10. Места временного хранения отходов — специальное оборудование (контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов.

11. Норматив образования отходов производства — предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги.

12. Обезвреживание отходов — деятельность, направленная на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом, в том числе приводящая к уменьшению объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств (за исключением деятельности по захоронению отходов), не связанная с их использованием.

13. Обращение с отходами – деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием, использованием отходов и (или) подготовкой их к использованию.

14. Объекты захоронения отходов — полигоны и иные сооружения, предназначенные для захоронения отходов.

15. Объекты обезвреживания отходов — сооружения (комплекс сооружений) и оборудование, предназначенные для обезвреживания отходов.

16. Объекты по использованию отходов — сооружения (комплекс сооружений) и оборудование, специально предназначенные для использования отходов.

17. Объекты хранения отходов — сооружения (комплекс сооружений), предназначенные для хранения отходов.

18. Опасные отходы — отходы, содержащие в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью, в таких количестве и виде, что эти отходы сами по себе либо при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие их вредного воздействия.

19. Отходы — вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства.

20. Отходы потребления — отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также смет, образующийся на землях общего пользования.

21. Отходы производства — отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.

21-1. Отходы упаковки — отходы полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь для постоянного размещения.

22. Перевозка отходов — перемещение отходов транспортным средством, выполняемое на договорной основе или на других законных основаниях.

22-1. Подготовка отходов к использованию — деятельность, связанная с выполнением технологических операций, совершаемых с отходами, для обеспечения последующего использования отходов в качестве вторичного сырья.

23. Производитель отходов — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и физическое лицо, экономическая деятельность, жизнедеятельность которых приводит к образованию отходов.

24. Размещение отходов — хранение или захоронение отходов.

25. Санкционированное захоронение отходов — захоронение отходов в санкционированных местах захоронения отходов в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

26. Санкционированное хранение отходов — хранение отходов в санкционированных местах хранения отходов в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

27. Санкционированные места захоронения отходов — объекты захоронения отходов, определенные собственнику отходов для их захоронения в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

28. Санкционированные места хранения отходов — объекты хранения отходов или места временного хранения отходов, определенные собственнику отходов для их хранения в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

29. Сбор отходов — деятельность по концентрации отходов в местах временного хранения отходов в целях последующего их удаления.

30. Собственник отходов — юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, приобретшее право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшиеся в результате его экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства.

32. Удаление отходов — деятельность по временному хранению отходов и перевозке их на объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов.

32-1. Упаковка из комбинированных материалов — упаковка из бумаги и картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой (за исключением клеев).

33. Учет отходов — система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними.

34. Хранение отходов — содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.12.2012 г. №6-З, 15.07.2015 г. №288-З)

Статья 2. Законодательство об обращении с отходами и сфера его применения

1. Законодательство об обращении с отходами основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, настоящего Закона, иных актов законодательства об обращении с отходами, а также международных договоров Республики Беларусь в области обращения с отходами.

2. Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы, драгоценные камни, регулируются законодательством в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями и иным специальным законодательством.

3. Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено законодательством о промышленности и иным специальным законодательством.

4. Отношения, возникающие в процессе обращения с отходами, образовавшимися в результате уничтожения товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено законодательством о таможенном регулировании.

base.spinform.ru

Об Обращении с Отходами

1. Вид отходов – совокупность отходов, имеющих общие признаки и классифицируемых в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

1. Законодательство об обращении с отходами основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, настоящего Закона, иных актов законодательства об.

1. Право собственности на отходы приобретают:

1.1. производитель отходов – с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором.

Основными принципами в области обращения с отходами являются:

обязательность изучения опасных свойств отходов и установления степени опасности отходов и класса опасности опасных.

Государственное регулирование и управление в области обращения с отходами осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также Министерство природных ресурсов.

Президент Республики Беларусь в области обращения с отходами:

определяет единую государственную политику;

определяет условия и порядок предоставления государственной поддержки.

1. Совет Министров Республики Беларусь в области обращения с отходами:

1.1. проводит единую государственную политику;

1.2. устанавливает по согласованию с Президентом Республики.

1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:

1.1. осуществляет меры по реализации единой.

1. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в области обращения с коммунальными отходами в пределах своей компетенции:

1.1. осуществляет меры по реализации единой.

1. Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:

1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики.

1. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:

1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной.

1. Местные Советы депутатов в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:

1.1. осуществляют меры по реализации единой государственной политики;

1. Экономическое стимулирование в области обращения с отходами может осуществляться посредством:

1.1. предоставления в соответствии с законодательными актами юридическим лицам и.

1. Государственные и территориальные программы в области обращения с отходами разрабатываются в целях выполнения мероприятий по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов.

1. Отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от:

1.1. происхождения – на отходы производства и отходы потребления;

1.2. агрегатного состояния – на.

1. Степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов указываются в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.

2. Степень опасности отходов производства и класс.

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:

1.1. обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда.

1. Требования к обращению с отходами производства устанавливаются актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, а также инструкциями по.

1. Коммунальные отходы, образующиеся на территориях населенных пунктов, подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами, разрабатываемыми и утверждаемыми.

1. Требования к обращению с отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров, а также перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор.

1. Отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и.

1. Обращение с отходами при осуществлении строительной деятельности производится с выполнением требований, установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной.

1. Разработка схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, проектов благоустройства населенных.

1. Сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с.

1. Хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов.

2. Санкционированные места хранения отходов.

1. Перевозка отходов производится с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество.

1. Ввоз и (или) вывоз отходов, в том числе перемещение их транзитом, осуществляются в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства об обращении с отходами, таможенным.

1. Отходы в качестве вторичного сырья должны использоваться в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.

2. Использование отходов с применением технологий, приводящих к.

1. Обезвреживание отходов должно осуществляться только на объектах обезвреживания отходов, эксплуатация которых производится в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом.

1. Размещение, проектирование и строительство объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов производятся в соответствии с требованиями законодательства об охране и использовании.

1. Объекты хранения, захоронения и обезвреживания отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат учету в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в порядке, определяемом.

1. Вывод из эксплуатации, демонтаж, снос объектов хранения, обезвреживания и захоронения отходов производятся согласно проектной документации, разработанной в соответствии с законодательством об.

1. Нормативы образования отходов производства устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях.

1. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства устанавливаются в целях охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирования внедрения.

1. Учет отходов ведется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами, в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны.

1. Контроль в области обращения с отходами является частью контроля в области охраны окружающей среды и включает в себя контроль за соблюдением требований законодательства об обращении с.

Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, нарушившие законодательство об обращении с отходами, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную.

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1993 года «Об отходах» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 3, ст. 22);

1. До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией.

Совету Министров Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона:

принять необходимые меры по приведению актов законодательства в.

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 41, которые вступают в силу со дня официального опубликования.

bel-kodeksy.com

Рассылка новостей журнала «Экология на предприятии»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 9, сентябрь 2015

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Закон об обращении с отходами: что нового?

Рубрика «Обращение с отходами»

В.В. Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 28 июля 2014 г. № 381 «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам совершенствования системы обращения с отходами потребления» (далее — Указ № 381) в Указе Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее — Указ № 313) предусмотрены изменения (дополнения) в используемой терминологии, в частности, заменено понятие «отходы тары» на «отходы упаковки», а также введены понятие «упаковка из комбинированных материалов» и его определение.

В этой связи внесены соответствующие изменения и дополнения в ст. 8 и 20 Закона об обращении с отходами в части приведения его терминологии в соответствие с терминами и понятиями, применяемыми в Указе № 381.

В целях уточнения и во избежание возникновения неясностей в применяемой терминологии в области обращения с отходами Закон об обращении с отходами дополняется новым понятием «подготовка отходов к использованию» и его определением. Также корректируются определение понятия «отходы потребления» и нормы ст. 8, 21 и 25 Закона № об обращении с отходами с целью их согласованности с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь и Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ», согласно которому садоводческие товарищества выделены в отдельную организационно-правовую форму некоммерческих организаций и не являются потребительскими кооперативами.

СПРАВКА

Гаражный кооператив, кооператив, осуществляющий эксплуатацию автомобильной стоянки, — потребительский кооператив, являющийся добровольным объединением гражданлибо граждан и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, создаваемый на основе членства для строительства и эксплуатации гаражей или автомобильных стоянок в целях удовлетворения потребностей в местах хранения транспортных средств.

Садоводческим товариществом признается некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на основе членства граждан, использования предоставленных для ведения коллективного садоводства земельных участков в целях выращиванияплодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей членов товарищества.

Одновременно Законом вносятся изменения в ст. 2 Закона об обращении с отходами с целью приведения его терминологии в соответствие с Законом Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» и Законом Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Статьей 3 Закона об обращении с отходами (в ред. Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 130-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь») установлено, что отчуждение опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания и (или) использования. Данная норма четко не регулирует вопросы, касающиеся посреднических услуг по сортировке отходов, их разборке и т.п. В целях расширения возможности обращения с отходами п. 3 ст. 3 Закона об обращении с отходами дополнен возможностью передачи опасных отходов с целью их подготовки к использованию другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а отчуждение отходов физическому лицу разрешается только с целью последующего их использования.

К СЛОВУ

Подготовка отходов к использованию — деятельность, связанная с выполнением технологических операций, совершаемых с отходами, для обеспечения последующего использования отходов в качестве вторичного сырья.

В соответствии с п. 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза опасных отходов, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134, ввоз и вывоз опасных отходов на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами для личного пользования запрещен. С учетом данного требования Закон вводит норму, исключающую возможность передачи (отчуждения) физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями, опасных отходов, включенных в утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь Перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации.

С учетом правоприменительной практики Закон предусматривает внесение изменений в Закон об обращении с отходами в части исключения понятия экономической эффективности при обращении со вторичными материальными ресурсами, поскольку рассматривая вопрос оценки экономической эффективности использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов, как правило, учитывается только разница в стоимости передачи на захоронение и передачи на использование отходов. Такие факторы, как экономия первичного сырья, реализация продукции, полученной с использованием отходов, минимизация объемов захоронения отходов и, как следствие, сокращение площадей земель, занятых под объекты захоронения, предотвращение негативного воздействия отходов на окружающую среду, экономически оценить в полной мере не представляется возможным.

Закон также дополняет ст. 7 и 9 Закона об обращении с отходами основополагающими нормами о компетенции соответственно Совета Министров Республики Беларусь (далее — СовМин) и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее — Министерство ЖКХ), установленными ч. 2 и 3 подп. 1.2 и абз. 7 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (в ред. Указа № 381).

СПРАВКА

В соответствии с изменениями в законодательстве об отходах СовМин определяет:

  • перечень товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки, сбор которых от физических лиц должны обеспечивать организации, осуществляющие розничную торговлю, и порядок их сбора;
  • порядок и условия принятия производителями товаров, включенных в устанавливаемый Президентом Республики Беларусь перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров, обязательств по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами своих потребительских свойств.

В соответствии с изменениями в законодательстве об отходах Министерство ЖКХ определяет перечень отходов товаров и отходов упаковки, которые могут быть обезврежены в порядке, установленном законодательством.

Закон также исключает из компетенции Министерства здравоохранения Республики Беларусь в области обращения с отходами обеспечение разработки и выполнения государственных программ в области обращения с отходами, планы и мероприятия в области обращения с отходами потребления, а также необходимость согласования Министерством здравоохранения Республики Беларусь порядка разработки и утверждения схем обращения с отходами.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 9 (51), сентябрь 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

ecologia.by

Обращение с отходами

Обращение с отходами производства.

Отходы – вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства. Отходы производства — отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.

Право собственности на отходы.

Право собственности на отходы приобретают: производитель отходов — с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов; юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, — на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность. Отказ от права собственности на отходы осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Отчуждение опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания и (или) использования.

Отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от:

· происхождения — на отходы производства и отходы потребления;

· агрегатного состояния — на твердые отходы и жидкие отходы;

· степени опасности — на опасные отходы и неопасные отходы;

· возможности их использования — на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления.

Опасные отходы классифицируются по классам опасности:

· первый класс опасности — чрезвычайно опасные;

· второй класс опасности — высокоопасные;

· третий класс опасности — умеренно опасные;

· четвертый класс опасности — малоопасные.

Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Обращение с отходами — деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов. Основным документом, регламентирующим обращение с отходами, является Закон об обращении с отходами №271-З от 20.07.2007г.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами , обязаны:

· обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

· назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

· разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

· обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

· обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;

· вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами;

· представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;

· предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;

· разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

· осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;

· выполнять иные требования, нормы и правила, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

Производители отходов производства обязаны:

· обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства , а также их соблюдение;

· обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.

Сбор отходов и их разделение по видам.

Сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами. Если производитель отходов не выполнил требования по разделению отходов по видам, то их разделение по видам обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы. Смешивание отходов разных видов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами допускается при захоронении и (или) обезвреживании отходов.

Хранение и захоронение отходов.

Хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов. Санкционированные места хранения отходов производства и санкционированные места захоронения отходов производства определяются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами, а при временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество накопления отходов производства. Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества накопления отходов производства при временном хранении не допускаются. Разрешения на хранение и (или) захоронение отходов производства получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами.

Перевозка отходов производится с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, и осуществляется в соответствии с настоящим Законом, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозка опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, — в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов. Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, оформленного собственником перевозимых отходов производства.

Использование отходов в качестве вторичного сырья.

Отходы в качестве вторичного сырья должны использоваться на объектах по использованию отходов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами. Использование отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей, запрещается. Объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Учет и инвентаризация отходов.

Основным документом в области инвентаризации отходов является Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденная Постановлением Минприроды № 17 от29.02.2008г. Учет отходов ведется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами, в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Инвентаризация отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами, либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Досрочная инвентаризация проводится в случаях:

· выявления новых видов отходов производства;

· изменения технологических процессов получения продукции;

· изменения перечня выпускаемой продукции;

· изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;

· реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;

· предписания территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды);

· иных по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства.

Предписание Минприроды о проведении досрочной инвентаризации должно содержать:

· срок, в течение которого должна быть проведена инвентаризация;

· причины, обусловившие необходимость проведения инвентаризации;

· мероприятия, необходимые после проведения инвентаризации.

Работа по проведению инвентаризации включает следующие этапы:

· обобщение сведений об инвентаризации.

Акт инвентаризации отходов производства подписывается председателем и членами комиссии по проведению инвентаризации, утверждается руководителем организации.

Результаты инвентаризации применяются при:

· разработке инструкции по обращению с отходами производства и организации учета отходов;

· подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексного природоохранного разрешения;

· расчетах лимитов хранения и захоронения отходов производства;

· согласовании и утверждении нормативов образования отходов производства;

· ведении государственной статистической отчетности об отходах.

Инструкция по обращению с отходами.

Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими разработку и утверждение инструкции по обращению с отходами, является Постановление Минприроды № 45 от 22.10.2010г. и Постановление Совмина № 1104 от 23.07.2010г . Инструкция по обращению с отходами разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства. Согласование инструкций осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства. Инструкция должна быть представлена для согласования в течение 60 дней со дня государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего обращение с отходами производства. Согласование инструкции или принятие решения об отказе в согласовании осуществляется органом согласования в 30-дневный срок.

Инструкция разрабатывается и утверждается для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, имеющего отдельный баланс и осуществляющего обращение с отходами производства. Разработанная и утвержденная инструкция по обращению с отходами согласовывается соответствующим территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Инструкция по обращению с отходами включает в себя титульный лист, следующие обязательные разделы: «Общие сведения», «Ответственные за организацию обращения с отходами производства», «Образование отходов производства», «Учет отходов производства», «Сбор и хранение отходов производства», «Использование и обезвреживание отходов производства», «Захоронение отходов производства», «Перевозка отходов производства», а также приложения: «Образующиеся отходы производства», «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения», «Карта-схема источников образования отходов производства», «Карта-схема хранения отходов производства». Срок действия согласования инструкции составляет 5 лет и исчисляется с даты, указанной в грифе согласования. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в месячный срок разрабатывают новую инструкцию по обращению с отходами и обращаются в соответствующий территориальный орган Минприроды для ее согласования в случаях:

· изменения наименования юридического лица, его места нахождения, фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя, его места жительства, реорганизации юридического лица, изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства;

· изменения требований законодательства Республики Беларусь, регулирующих порядок обращения с отходами;

· изменения допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, периодичности вывоза отходов производства;

· изменения условий и мест хранения отходов производства;

· строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства юридического лица и индивидуального предпринимателя, повлекшего изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними;

· изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение.

Нормативы образования отходов производства

Нормативы образования отходов производства устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства. Нормативы образования отходов производства утверждаются производителями этих отходов. Нормативы разрабатываются на основе сведений, полученных при инвентаризации отходов производства, технологических регламентов, удельных норм расходов сырья и материалов, материально-сырьевого баланса и иной нормативно-технической и технологической документации, а также технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг. В случае изменения режимов работы технологического оборудования или изменения технологических процессов, связанных с образованием отходов производства, изменения качества и (или) вида применяемого сырья, топлива или материалов, повлекшего изменения наименований и (или) количества образования отходов производства, а также в случае изменения наименования юридического лица нормативы подлежат разработке и утверждению.

Разрешение на хранение и захоронение отходов производства.

Выдача разрешений регламентируется Постановлением 1104 Совмина Республики Беларусь и осуществляется территориальными органами Минприроды. Для получения разрешений заявитель представляет в орган выдачи разрешений документы, предусмотренные в п.35 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2007 г. N 1379 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 261, 5/26021; 2009 г., N 118, 5/29744). Выдача разрешения на хранение отходов производства осуществляется при условиях:

· отсутствия на дату получения разрешения введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов, принимающих отходы от сторонних организаций;

· отсутствия на дату получения разрешения введенных в эксплуатацию объектов захоронения отходов;

· наличия объектов хранения с достаточной фактической мощностью для хранения отходов.

· Выдача разрешения на захоронение отходов производства осуществляется при условиях:

· отсутствия на дату получения разрешения введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов, принимающих отходы от сторонних организаций;

· наличия объектов захоронения отходов с достаточной фактической мощностью для захоронения отходов.

Выдача или отказ в выдаче разрешения осуществляется органом выдачи разрешения в 30-дневный срок. Срок разрешения составляет пять лет и начинается с момента выдачи. В разрешение вносятся изменения и (или) дополнения в случаях:

· изменения наименования, места нахождения заявителя;

· изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в разрешение;

· изменения количества отходов производства, подлежащих хранению, захоронению в соответствии с разрешением;

· образования новых видов отходов производства, подлежащих хранению или захоронению в соответствии с разрешением;

· изменения условий хранения отходов производства, их захоронения, установленных в разрешении;

· изменения объектов хранения отходов, объектов захоронения отходов, на которых производится хранение, захоронение отходов производства в соответствии с разрешением.

Связаться с автором, а также для заказа услуг по разработке экологического паспорта Вашего предприятия можно по тел. (029)6370210

www.ecolog.by

Смотрите так же:

  • Начисление субсидий на муниципальное задание Начисление субсидий на муниципальное задание В бюджетах предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. Субсидии рассчитываются, исходя из […]
  • Закон о регулировании лесных отношений по рб Закон Республики Башкортостан от 20 ноября 2007 г. N 486-з "О регулировании лесных отношений в Республике Башкортостан" Закон Республики Башкортостанот 20 ноября 2007 г. N 486-з"О регулировании лесных отношений в Республике […]
  • 239 приказ протоколы лечения 239 приказ протоколы лечения Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер Абоненты GSM-операторов ( Activ, Kcell, Beeline, NEO, Tele2 ) отправив SMS на […]
  • Штрафы по статистике в рк Штрафы по статистике в рк Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер Абоненты GSM-операторов ( Activ, Kcell, Beeline, NEO, Tele2 ) отправив SMS на номер […]
  • Как посчитать страховой стаж по больничному листу Расчет страхового стажа для больничного листа Статьи по теме Чтобы оплатить больничный лист необходимо рассчитать страховой стаж. Читайте, как правильно определить стаж, чтобы рассчитать пособие. Размер оплаты больничного зависит от […]
  • Пособие арбузкина Запись на стене Вы этого ждали) Вторая часть обществознания! Право:1. Арбузкин А.М. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Зерцало-М, 2011.2. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников […]

Обсуждение закрыто.