Закон о тв вещаниях

Рада приняла закон о введении квоты в 75% на украинский язык на телевидении

Рада приняла закон о введении квоты в 75% на украинский язык на телевидении

Верховная рада приняла закон, который устанавливает на общенациональных каналах квоту в 75% на передачи и фильмы на украинском языке.

За это решение высказались 269 депутатов при необходимых 226 голосах. Закон должен подписать президент Украины Пётр Порошенко, который уже выразил готовность это сделать. Документ вступит в силу через четыре месяца после опубликования в официальной прессе. За это время украинские каналы должны перейти на новые правила работы.

Из пояснительной записки к закону: «Установить, что для телерадиоорганизаций общенациональной категории вещания доля передач и/или фильмов на украинском языке должна составлять не менее 75% в течение суток в каждом из промежутков времени с 7:00 до 18:00 и с 18:00 до 22:00».

Передача будет считаться выполненной на украинском языке, если все реплики ведущих звучат на нем. Использование других языков без дублирования допускается в репортажах с места событий и в комментариях приглашенных лиц.

Также закон устанавливает обязательную долю украинского языка и для эфира региональных телеорганизаций — 60%. При этом все фильмы и передачи, которые не являются собственным продуктом телеорганизации, должны транслироваться исключительно на государственном языке Украины. Исключение составляют только детские и анимационные фильмы, которые были созданы до 1 августа 1991 года. А фильмы и передачи, показ которых допускается не на украинском языке, должны сопровождаться субтитрами.

Документ предусматривает штраф в размере 5% от общей суммы лицензионного сбора за нарушение норм закона о квотах, передает РИА Новости.

Киевские власти полагают, что подобная мера позволит популяризировать украинский язык. Между тем оппозиция в Раде заявляет, что этот закон создаст лишь новые конфликты в обществе. Против этого документа выступили и журналисты крупнейшего на Украине общенационального канала «Интер», который в основном ведет вещание на русском языке. По их мнению, он нарушает права миллионов граждан Украины.

Президент Порошенко в свою очередь на странице в Facebook дал понять, что намерен утвердить принятый Верховной радой закон.

Пётр Порошенко: «Значит, украинскому языку на украинском ТВ — быть! PS: Все ли поняли, что закон подпишу?»

Он также отметил, что несколько раз обращал внимание собственников телеканалов на слишком редкое использование украинского языка в эфире.

Пётр Порошенко: «У некоторых — на уровне 15%! Господа, вы название страны забыли?!»

По словам Порошенко, он призывал телеиндустрию решить этот вопрос в порядке самоорганизации. Но его призыв был проигнорирован, считает украинский лидер.

Пётр Порошенко: «Что ж, все урегулирует закон. Учли положительный опыт радио. Гарантировали права неукраиноязычных. На уровне областных и местных каналов за русским и другими языками зафиксировано 40% эфира. Позаботились и о крымско-татарском».

www.ntv.ru

Из-за перехода на «цифру» больше всех пострадают региональные телеканалы

Жителей России отключение привычного аналогового телевидения сильно не удивит

Фото Владимира Смирнова, ТАСС

Россию планируют перевести на цифровое телевещание в 2018 году – таковы планы Минкомсвязи. Между тем специалисты говорят, что в нашей стране выстраивают цифровую сеть под устаревший формат.

Антенну «рубят» – мультиплексы летят

Отключение аналогового телевидения планируется к 2018 году – такие сроки озвучил министр связи РФ Николай Никифоров. По его словам, это произойдёт потому, что госбюджет перестанет поддерживать его финансирование, и тогда только «один-два региона что-то оставят, исходя из своих региональных интересов, – не более того». Между тем формально поддерживать аналоговое вещание смогут телеканалы – за свои деньги. И такой сценарий вряд ли реален: разница в картинке, которая поступает от антенны и которая идёт в «цифре» очевидна. Поэтому эксперты прогнозируют естественное вымирание аналоговому телевидению.

Напомним, что официальный переход государства на цифровое телевидение, а точнее – внедрение первого пакета обязательных к общему доступу каналов (так называемый первый мультплекс) должно было свершиться ещё в 2015 году – таков был изначально конечный срок профильной ФЦП. Однако в прошлом году программу продлили ещё на три года. Вместе с этим из целевых показателей исчезло то, чтобы параллельное вещание (аналогового и цифрового ТВ) в регионе продолжалось до тех пор, пока 95 процентов граждан не обзаведутся оборудованием, способным принимать «цифру», – это могут быть телевизоры или специальные приставки. Теперь точного определения, при каком проценте «охваченных» отключать антенну, нет.

Сегодня даже в глубинке нередко можно встретить дома со спутниковой антенной на крыше – поэтому существенно переход на цифровое телевещание население не удивит

Стоит вспомнить, что в июле прошлого года Госдума приняла закон, который установил новое понятие «обязательные общедоступные телеканалы или радиоканалы» (в упрощённом лексиконе – мультиплекс). Они подлежат бесплатному распространению во всех средах вещания. Первый мультиплекс цифрового телевидения России определяется Президентом РФ, в этот федеральный пакет телеканалов вошли Первый канал, Россия-1, Россия-2, НТВ, 5 канал, Россия-Культура, Россия 24, Карусель, ОТР, ТВЦ. Второй пакет мультиплекса – это каналы, которые не обязательны для распространения без платы, но если они распространяются в РФ, то взиматься абонентская плата с пользователей не будет. Это Рен-ТВ, Спас, СТС, Домашний, ТВ-3, НТВ+ Спорт, Звезда, Мир, ТНТ, МузТВ.

Также была идея сформировать третий пакет мультиплекса – специально для региональных телеканалов. Но сегодня от этой идеи фактически отказались – во всяком случае, эксперты говорят, что это крайне не выгодно экономически. Правда, будет реализована идея 21-й кнопки, которая должна дополнить второй пакет – речь идёт о расширении его на один региональный канал (в каждом субъекте РФ он будет свой). Эта идея, инициированная телевизионщиком, а ныне депутатом Госдумы Сергеем Боярским, была поддержана Президентом России. А в тех регионах, где таких телеканалов несколько, будут организованы конкурсы. Именно поэтому больше всех от введения «цифры» пострадают региональные ТВ – «чемпион» будет один, а все остальные наверняка будут закрыты, так как недолго протянут на «дальних задворках». Так сработает главная задумка отключения аналогового ТВ, которая, как считают специалисты, заключается в освобождении частот для стремительно развивающегося в России сотовой связи и широкополосного Интернета.

За «картинкой» не угнаться

Вместе с тем в парламенте уверены, что рассматривать проекты в сфере IT-технологий только с точки зрения бизнеса неправильно. «Это сфера предоставления услуг населению, и в ряде случаев требует госзатрат и государственного подхода – благодаря такому подходу сегодня Интернет и ТВ «прошагал» в самые удалённые уголки страны. Нельзя, да и недопустимо ориентироваться только на экономическую выгоду там, где нужно доносить до населения необходимую информацию. И тем самым давать возможность молодому поколению участвовать в глобальной связи с целью, например, получения образования», – такого мнения придерживается замглавы Комитета Совета Федерации Сергей Шатиров.

Между тем в цифровом ТВ есть свои нюансы. И здесь, что называется, нет предела совершенству – ещё недавно все впечатлялись качеству «картинки» в HD, а уже сегодня ведущие страны переходят на

изображение в 4К (кстати, именно в этом формате Минкомсвязи обещает показывать трансляции чемпионата мира по футболу в 2018 году в России). А сеть, которая отстроена в России и на которую потрачены большие деньги, «заточена» под устаревший формат SD. Техническое соотношение примерно таково: один «цифровой» пакет в десять каналов SD-каналов равен «пулу» в три HD-канала. А выровнять эту пропорцию поможет только повторная масштабная модернизации рынка коммуникаций, на которую никто в сегодняшних экономических реалиях не пойдёт.

Именно поэтому некоторые профессионалы предупреждают: «цифра» в России устарела ещё до её официального запуска, и то, что на её внедрение по всей стране потрачены огромные деньги, является ошибкой. Такого мнения придерживается и Сергей Боярский. «Цифровой формат в принципе не выдерживает никакой критики в современных реалиях. По сути, он дублирует аналоговое вещание, хотя крупные города-миллионники уже давно окутаны кабельными сетями. И в таких городах вопрос «Аналоговое ТВ или цифровое?» давно уже не стоит – там не нужно ни первое, ни второе. Каждый зритель выберет пакет в 60 кабельных каналов и больше, причём в лучшем качестве, чем при «аналоге» или «цифре»», – сказал парламентарий «Парламентской газете».

Спутник для России – универсальный способ доставки телесигнала

Весной этого года Минкомсвязи РФ обещало: отключение аналогового ТВ по России будет проходить точечно, а не веерным способом. По словам Сергея Боярского, параллельное вещание аналогового и цифрового телевидения – слишком дорогое удовольствие, и выбор будет сделан, конечно же, в пользу «цифры». Даже несмотря на то, что это ударит по региональным каналам. «Надежда здесь на то, что будут развиваться кабельные сети – у них есть будущее в России. Тем более что весь мир получает сигналы через оптоволоконную связь», – считает Сергей Боярский.

Идея мультиплексов хороша, хотя для многих граждан РФ всё равно станет неожиданностью, если аналоговое ТВ по каким-то причинам пропадёт в их домах. На это обратил внимание вице-спикер Госдумы, в прошлом телеведущий Пётр Толстой. Вместе с тем он заметил, что содержание «аналоговой» телесети слишком дорого стоит государству, и появление «цифры», особенно в «спутниковом» варианте, может решить проблему. «Сегодня даже в глубинке нередко можно встретить дома со спутниковой антенной на крыше – поэтому существенно переход на цифровое телевещание население не удивит. Однако резких движений с полным отключением аналогового ТВ предпринимать не стоит, решения должны приниматься взвешенные, с обязательным участием специалистов. Надо понимать, что у нас ТВ выполняет очень важную социальную функцию – оно объединяет население России с очень разными по составу регионами. Думаю, в Минкомсвязи России, других структурах, занимающихся вопросами российского телевидения, отнесутся к этому внимательно», – надеется Пётр Толстой.

www.pnp.ru

Путин обязал ТВ-операторов бесплатно транслировать все цифровые телеканалы

Президент Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в законы «О СМИ» и «О связи». Внесенные изменения регулируют порядок трансляции обязательных общедоступных теле- и радиоканалов. Законопроект по поручению Президента России был разработан в 2014 г. Минкомсвязи и одобрен правительством. В начале 2015 г. Госдума одобрила документ в первом чтении, а летом законопроект прошел второе и третье чтения и был одобрен Советом Федерации.

Закон расширяет перечень общедоступных обязательных теле- и радиоканалов, которые должны транслироваться всеми операторами платного ТВ (кабельными, спутниковыми, IPTV) без взимания платы как с вещателей, так и абонентов. Сейчас к числу таковых относятся теле- и радиоканалы, входящие в так называемый Первый мультиплекс. Понятие Первый мультиплекс было введено в 2008 г. с началом программы цифровизации эфирного телерадиовещания. В него указом Президента отнесено 10 телеканалов и три радиостанции.

Какие телеканалы станут бесплатными

Изначально законопроект, разработанный Минкомсвязи, предполагал, что ТВ-операторы должны будут бесплатно транслировать все эфирные телеканалы, получившие лицензии по результатам конкурсов. Речь шла как об аналоговых, так и о цифровых телеканалах, причем не только федеральных, но еще и региональных и муниципальных, на территории вещания которых работает соответствующий оператор.

В варианте законопроекта, внесенном в Госдуму, в перечне обязательных каналов остались только цифровые каналы, по два региональных канала и по одному муниципальному. Перечень региональных и муниципальных каналов должен был установливаться правительством.

Наконец, после второго чтения законодатели оставили в числе обязательных общедоступных телеканалов только цифровые эфирные каналы. Таким образом, ТВ-операторы, в дополнение к каналам Первого мультиплекса, должны будут бесплатно транслировать 10 каналов Второго мультиплекса: «РЕН-ТВ», СТС, «Домашний», «Звезда», «Спас», «Спорт-Плюс» (производства «НТВ-Плюс»), «ТВ-3», ТНТ, «Мир» и «Муз-ТВ».


Владимир Путин подписал закон, обязывающий операторов платного ТВ бесплатно транслировать все цифровые эфирные телеканалы

В будущем этот перечень расширится за счет каналов других мультиплексов цифрового телевидения. При этом, как и сейчас, операторы вправе брать с абонентов плату за доступ к сети. Кроме того, операторам придется соблюдать последовательность вещания телеканалов: для каналов Первого мультиплекса – в порядке, установленным президентом, для остальных каналов – в порядке проведения соответствующих конкурсов.

Кроме того операторам платного ТВ запрещается вносить изменения в сигнал транслируемых каналов. Оператора общедоступных обязательных теле- и радиоканалов будет назначать президент, сейчас таковым оператором является госпредприятие «Российская телерадио вещательная сеть» (РТРС).

Обязательное присоединение к сети РТРС

Важным изменением, внесенным данным законопроектом, явилась необходимость ТВ-операторов осуществлять присоединение к сети РТРС. Сейчас зачастую операторы берут сигнал общедоступных каналов из эфира. Теперь же такая практика будет возможна только в случае отсутствия технической возможности для присоединения к сети РТРС. Ответ какому-либо оператору на предмет возможного присоединения РТРС должен дать в течение 30 дней.

РТРС, в случае присоединения ТВ-оператора к его сети, уведомляет вещателей общедоступных телеканалов об этом. Если же технической возможности присоединиться к сети РТРС нет, то ТВ-оператор будет обязан согласовать выбранный им способ получения сигнала общедоступных обязательных каналов с их вещателями. Ответ на соответствующий запрос вещатель должен дать в течение 30 дней.

Отказать в согласовании выбранной оператором схемы приема каналов вещатель может только в том случае, если в случае ее использования будет транслировать сигнал, не предназначенный для соответствующей территории. Отсутствие ответа от вещателя на запрос ТВ-оператора в течение 45 дней приравнивается к согласию на использование выбранной оператором схемы приема каналов.

Участники рынка платного телевидения не рады предложенным нововведениям. «Совершенно непонятно, каким образом операторы должны будут присоединяться к сети РТРС и зачем это нужно», — говорит вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Михаил Силин.

В ходе рассмотрения законопроект он «стал еще хуже», полагает Силин. «Мы боролись за отмену необходимости соблюдения нумерации каналов, так как, например, в аналоговом вещании это вообще невозможно, — отмечает вице-президент АКТР. – Минкомсвязи нас услышали, но законодатели вновь вписали данную норму».

www.cnews.ru

Статья 31. Лицензия на вещание

Телевизионное вещание, радиовещание (далее также — вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее — лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.

К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования телевизионного вещания, радиовещания, применяются положения законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия).

Вещатель, не являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на территории Российской Федерации в определенных среде или средах вещания в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке от редакции телеканала или радиоканала.

Выделение конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и предусматривающем в том числе проведение торгов (конкурса, аукциона).

Форма, порядок и условия проведения торгов (конкурса, аукциона), порядок взимания единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Сведения об используемых радиочастотах, о позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (распространение нескольких телеканалов и радиоканалов с использованием одной радиочастоты), параметрах спутникового вещания вносятся лицензирующим органом в лицензию вещателя, а в случаях проведения торгов (конкурса, аукциона) в лицензию вещателя — победителя торгов в порядке, установленном статьей 31.4 настоящего Закона. Одновременно с указанными сведениями в лицензию вещателя — победителя торгов также вносится заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона) программная концепция вещания.

В лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются:

1) сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;

2) наименование (название) распространяемого телеканала или радиоканала;

3) программная направленность телеканала, радиоканала (основные тематические направления вещания — информационный, музыкальный, спортивный и подобные);

4) территория распространения телеканала или радиоканала;

5) объем вещания (в часах);

6) дата начала вещания;

7) срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание, отметка о продлении срока ее действия в случае, предусмотренном статьей 31.4 настоящего Закона;

8) сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания) в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи;

9) сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона), в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.

Перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания являются также:

1) выполнение лицензиатом условий осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона);

2) соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание;

3) предоставление лицензиатом сведений, предусмотренных статьей 31.9 настоящего Закона.

Уступка лицензии на вещание другому лицу допускается только с согласия органа, ее выдавшего, с соответствующим переоформлением лицензии.

Часть одиннадцатая утратила силу с 10 ноября 2011 года. — Федеральный закон от 14.06.2011 N 142-ФЗ.

  • URL
  • HTML
  • Для блога
  • Текст

Комментарий к ст. 31 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья определяет порядок лицензирования эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под термином «лицензия» понимает специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно п. 37 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ телевизионное вещание и радиовещание относятся к лицензируемым видам деятельности.

Порядок лицензирования такого вида деятельности, как телевизионное вещание и радиовещание, урегулирован Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1025, а процедура лицензирования (последовательность действий соискателя лицензии, лицензиата и лицензирующего органа) — Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги лицензирования телевизионного вещания, радиовещания, утвержденным Приказом Минкомсвязи России от 24 июля 2013 г. N 186.

Лицензирование телевизионного вещания и радиовещания осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, которая выступает лицензирующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, названным в ч. 1 комментируемой статьи. В п. 3 названного выше Положения установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии.

В порядке исключения до 1 апреля 2015 г. без российской лицензии разрешено осуществлять распространение продукции средств массовой информации, включая осуществление телевизионного вещания, радиовещания, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя при условии наличия документов, выданных государственными органами Украины (см. ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 402-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

2. В силу прямого указания ч. 1 в некоторых случаях получения лицензии на вещание не требуется. Для этого необходима следующая совокупность условий:

— организация не осуществляет сама непосредственное вещание, а ретранслирует теле-, радиоканал;

— трансляция осуществляется без внесения изменений (например, дополнений федерального канала региональными программами);

— вещатель, непосредственно осуществляющий распространение канала, имеет лицензию на вещание теле-, радиоканала;

— у вещателя с распространителем заключен договор о ретрансляции теле-, радиоканала.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 15 июня 2010 г. N 16 указал, что получение лицензии на вещание необходимо в случае использования технических средств эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания для распространения продукции средств массовой информации. Поскольку такие технические средства не используются при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет, то получение лицензии на вещание лицом, осуществляющим распространение массовой информации через сайт в сети Интернет, не требуется.

3. Оператор связи, осуществляющий трансляцию теле- и (или) радиоканалов по договору с вещателем, обязан предоставить в Роскомнадзор сведения о таком вещателе, руководствуясь Порядком представления в лицензирующий орган оператором связи, осуществляющим трансляцию телеканалов и (или) радиоканалов по договору с вещателем, сведений о таком вещателе, утвержденным Приказом Роскомнадзора от 29 октября 2012 г. N 1132. Не обязаны руководствоваться названным Порядком только операторы связи, осуществляющие трансляцию только общероссийских обязательных общедоступных теле-, радиоканалов, а также операторы связи, оказывающие услуги связи для целей эфирного наземного и спутникового вещания.

Согласно п. 2 Порядка в Роскомнадзор представляются сведения:

— о вещателе или лице, распространяющем телеканал, радиоканал, в неизменном виде по договору, в срок не позднее чем десять дней с даты начала трансляции телеканалов и (или) радиоканалов;

— о планируемом расторжении договора с вещателем или лицом, распространяющим телеканал, радиоканал, в неизменном виде по договору, в срок не позднее чем за тридцать дней до даты прекращения трансляции телеканалов и (или) радиоканалов;

— о расторжении договора с вещателем или лицом, распространяющим телеканал, радиоканал, в неизменном виде по договору, в иных случаях расторжения указанного договора в течение трех рабочих дней со дня возникновения оснований для прекращения трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.

Образцы уведомлений приведены в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 3 июня 2013 г. N 591 «Об утверждении типовых форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в процессе лицензирования отдельных видов деятельности».

Под сообщением в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник, согласно подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, понимается сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.

Закон предусматривает два варианта выдаваемой лицензии, различающиеся по объему правомочий: универсальная и «ограниченная». Универсальная лицензия (ч. 3) действует без ограничений и допускает распространение теле- или радиоканала в любых средах на всей территории Российской Федерации. Универсальная лицензия на вещание может быть выдана только редакции теле-, радиоканала.

«Ограниченная» лицензия (ч. 4) выдается иным вещателям. «Ограниченная» лицензия предоставляет таким вещателям ограниченный объем правомочий, а также конкретно указывает допустимые способы распространения теле- или радиоканала (конкретную среду или среды распространения: наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание). Объем правомочий в «ограниченной» лицензии определяется в зависимости от того, какие правомочия предоставила по договору такому вещателю редакция теле- или радиоканала.

4. Части 5 — 7 комментируемой статьи посвящены основам выделения и использования радиочастот для вещания.

Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется Роскомнадзором с учетом результатов экспертизы электромагнитной совместимости, проводимой радиочастотной службой, на основании решений Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полос радиочастот, заявлений граждан РФ или заявлений российских юридических лиц, а также федеральных органов исполнительной власти. Порядок рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств различного назначения в пределах выделенных полос радиочастот, порядок переоформления разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов и внесения в них изменений определяется Порядком проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот (утв. решением ГКРЧ при Минкомсвязи России от 20 декабря 2011 г. N 11-13-02).

Выделение конкретных радиочастот для вещания может происходить как в бесспорном порядке по заявлению, так и путем проведения торгов (конкурса, аукциона). Выделение радиочастот путем конкурса осуществляется в порядке, предусмотренном комментируемым Федеральным законом, а также Постановлением Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 25 «О выделении конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), проведении конкурса, взимании единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и Положением о проведении конкурса на предоставление права использования радиочастот для целей распределения телевизионных программ с применением систем MMDS, LMDS и MVDS, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 1999 г. N 179.

Порядок выделения конкретных радиочастот юридическим лицам, имеющим лицензии на телевизионное вещание и радиовещание, для осуществления ими вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания) установлен Правилами выделения конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 25.

Решение по данному вопросу принимает Роскомнадзор.

Выделение конкретных радиочастот для осуществления наземного эфирного аналогового радиовещания в административных центрах (столицах) субъектов РФ и (или) городах с численностью населения 100 тыс. и более человек, либо наземного эфирного аналогового телевизионного вещания, либо наземного эфирного цифрового вещания, либо спутникового вещания с использованием орбитально-частотного ресурса осуществляется исключительно по результатам конкурса в соответствии с Положением о проведении конкурса на получение права осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 25).

Выделение конкретных радиочастот без проведения торгов (конкурса, аукциона) возможно только с учетом необходимости обеспечения реализации обязанности вещателя общероссийского обязательного общедоступного телеканала или радиоканала по его распространению на территории проживания населения.

Выделение конкретных радиочастот производится по инициативе заявителя, который представляет в Роскомнадзор соответствующее заявление. К заявлению о выделении конкретных радиочастот прилагаются:

— заверенные в установленном порядке копии учредительных документов;

— протокол о намерениях (договор) вещателя с оператором связи на оказание соответствующих услуг связи (в случае, если вещатель не планирует осуществлять трансляцию телеканалов и (или) радиоканалов самостоятельно);

— расчет зоны вещания с картой и указанием численности населения, проживающего в населенных пунктах зоны вещания, — для наземного эфирного вещания;

— расчет зоны вещания с картой — для спутникового вещания;

— опись прилагаемых документов.

Заявитель вправе по собственной инициативе приложить к заявлению копию лицензии на телевизионное вещание и радиовещание; копию заключения экспертизы возможности использования радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, либо копию разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, либо копию лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного вещания; копию протокола конкурсной комиссии об итогах конкурса, в случае если право осуществлять наземное эфирное вещание и (или) спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот предоставляется по результатам конкурса.

Заявление рассматривается в течение 30 рабочих дней. Решение о выделении конкретных радиочастот или об отказе в их выделении оформляется приказом (распоряжением) Роскомнадзора. Основанием отказа в выделении конкретных радиочастот, в частности, может быть отсутствие технической возможности осуществлять вещание с использованием заявленных радиочастот.

Одновременно с подачей заявления о выделении конкретных радиочастот заявителем может быть подано заявление о переоформлении лицензии на телевизионное вещание и радиовещание в соответствии с требованиями ст. 31.3 комментируемого Закона для внесения сведений о радиочастотах и (или) позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе, а также иных параметров наземного эфирного вещания либо спутникового вещания в лицензию заявителя.

5. В форме конкурса на получение права осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот проводятся торги на получение права осуществлять:

— наземное эфирное аналоговое радиовещание в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации и (или) городах с численностью населения 100 тыс. и более человек;

— наземное эфирное аналоговое телевизионное вещание;

— наземное эфирное цифровое вещание либо спутниковое вещание с использованием орбитально-частотного ресурса.

Соответственно, предмет конкурса может быть определен, во-первых, как право на осуществление эфирного наземного вещания, за исключением вещания общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, с использованием радиочастоты — при осуществлении наземного эфирного аналогового радиовещания в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации и (или) городах с численностью населения 100 тыс. и более человек, а также наземного эфирного аналогового телевизионного вещания либо с использованием позиции в мультиплексе — при осуществлении наземного эфирного цифрового вещания; во-вторых, право на осуществление спутникового вещания с использованием орбитально-частотного ресурса и соответствующих полос радиочастот, выделенных для целей телевизионного и (или) радиовещания.

Роскомнадзор как организатор проведения конкурса образует Федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию и обеспечивает ее работу, утверждая персональный состав комиссии и положение о комиссии. Конкурс является открытым. Недопустимо создание преимущественных условий, в том числе предоставление доступа к конфиденциальной информации, для участия в конкурсе отдельного лица или группы лиц, а также необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе.

Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию принимает решение о проведении конкурса, в котором отражаются предмет конкурса, размер единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот, требования к участнику конкурса, его условия, критерии и порядок оценки конкурсных предложений участников конкурса.

Сообщение о дате и об условиях проведения конкурса публикуется на официальном сайте организатора конкурса не позднее чем за 60 дней до даты его проведения.

Претендентами могут быть юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ, имеющие соответствующую лицензию на телевизионное вещание и радиовещание. Претенденты представляют в Роскомнадзор заявку, т.е. документы в соответствии с условиями проведения конкурса, и уплачивают конкурсные взносы в установленный срок.

Поступившие на конкурс заявки рассматриваются и оцениваются членами Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию. Победителем конкурса на получение права на осуществление наземного эфирного вещания с использованием радиочастоты или позиции в мультиплексе признается лицо, которое, по мнению комиссии, представило по совокупности лучшие концепцию вещания телеканала или радиоканала и ее технико-экономическое обоснование. Победителем конкурса на получение права на осуществление спутникового вещания с использованием орбитально-частотного ресурса и соответствующих полос радиочастот, выделенных для целей телевизионного и (или) радиовещания, признается лицо, которое в соответствии с критериями, указанными в решении о проведении конкурса, представило по совокупности лучшие концепцию формирования и распространения пакета телеканалов и (или) радиоканалов и ее технико-экономическое обоснование.

Результаты конкурса оформляются протоколом комиссии об итогах конкурса, который публикуется на официальном сайте Роскомнадзора в течение 3 рабочих дней со дня его подписания. Конкурс проводится за счет средств федерального бюджета, выделяемых Роскомнадзору на его содержание.

6. В ч. 6 комментируемой статьи упоминается документ Правительства РФ, устанавливающий порядок взимания единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот. Таким документом являются Правила взимания единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот, утв. уже упоминавшимся выше Постановлением Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 25.

Размер единовременной платы рассчитывается для каждого конкурса отдельно в соответствии с методикой расчета размера единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, предоставленное по результатам конкурса, утверждаемой Роскомнадзора, и утверждается Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию. Размер конкурсного взноса для участия в конкурсе не может составлять более 2 процентов установленного размера единовременной платы. Конкретный срок уплаты взноса указывается в информационном сообщении о проведении конкурса.

Правилами установлены сроки внесения единовременной платы победителем конкурса (в течение 10 рабочих дней, следующих за днем подписания протокола об итогах), способ уплаты (путем перечисления денежных средств в размере разницы между установленной единовременной платой и размером конкурсного взноса на счет, указанный в информационном сообщении о проведении конкурса), а также обязанность представить в Роскомнадзор документ, подтверждающий внесение единовременной платы, не позднее 2 рабочих дней со дня перечисления денежных средств.

С точки зрения законодательной техники содержание ч. ч. 7 и 8 комментируемого Закона удобнее было бы подать в единой части. По сути, в обеих частях определяется содержимое лицензии, только ч. 7 заостряет внимание на том, кто вносит сведения в лицензию, а ч. 8 содержит более подробный перечень сведений, подлежащих указанию в лицензии.

7. На основании ч. ч. 7 и 8 комментируемой статьи лицензирующим органом в лицензию вносятся:

— в первую очередь — общие лицензионные сведения, в частности, предусмотренные ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (сведения о лицензирующем органе; о получателе лицензии; лицензируемый вид деятельности; срок действия лицензии; ИНН; номер лицензии, дата принятия решения о выдаче лицензии. При этом срок действия лицензии как элемент содержания лицензии упомянут в комментируемой статье еще раз в п. 7;

— сведения о распространяемом канале: наименование, тематика (представляется, что указанные в самой комментируемой статье варианты программной направленности не являются исчерпывающими); распространяется ли канал по всей Российской Федерации или по части территории РФ (территории одного или нескольких субъектов Федерации); сколько часов в день происходит вещание; когда лицензиат начинает вещание (при этом следует учитывать предельный срок, который установлен для СМИ с момента регистрации до момента первого выхода в эфир);

— технические сведения о вещании канала (среда и способ вещания, радиочастоты и т.д.).

8. С учетом положений ч. 9 комментируемой статьи лицензионные требования условно могут быть разделены на 3 группы:

— общие требования, закрепленные в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

— закрепленные в комментируемой статье (о выполнении условий вещания, соблюдении параметров вещания и предоставлении информации об операторах связи и лицах, осуществляющих ретрансляцию канала по договорам с вещателем);

— закрепленные в перечне лицензионных требований, который должно установить Правительство РФ.

Обратим внимание, что перечень требований к лицензиату существенно шире перечня требований к соискателю лицензии. Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на телевизионное вещание и радиовещание являются:

1) наличие у соискателя лицензии статуса редакции планируемого к распространению соискателем лицензии телеканала или радиоканала, подтверждаемого уставом редакции, — в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 31 Закона;

2) наличие у соискателя лицензии договора с редакцией планируемого к распространению соискателем лицензии телеканала или радиоканала — в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 31 Закона;

3) соответствие планируемого к распространению соискателем лицензии телеканала или радиоканала ограничениям, связанным с его учреждением, предусмотренным ч. ч. 1 и 3 ст. 19.1, а также требованиям, установленным ч. 2 ст. 54 Закона;

4) соответствие соискателя лицензии ограничениям, связанным с его учреждением, предусмотренным ч. ч. 2 и 3 ст. 19.1 Закона.

Конкретный перечень лицензионных требований к лицензиату, установленный Правительством РФ, включает в себя:

1) соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии, в том числе вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала; вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии; соблюдение объемов вещания; соблюдение даты начала вещания; вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания — для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала; некоторые другие;

2) в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 31, — наличие у лицензиата статуса редакции распространяемого лицензиатом телеканала или радиоканала, подтверждаемого уставом редакции;

3) в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 31, — наличие у лицензиата договора с редакцией распространяемого лицензиатом телеканала или радиоканала;

4) предоставление в лицензирующий орган сведений об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала или радиоканала по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала, и о лицах, распространяющих телеканал или радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала, в порядке, установленном ст. 31.9 комментируемого Закона;

5) выполнение лицензиатом условий осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона);

6) соблюдение требований об объявлении выходных данных телеканала, радиоканала, телепрограммы и радиопрограммы в составе соответственно телеканала или радиоканала, установленных ст. 27 комментируемого Закона;

7) распространение обязательных сообщений, предусмотренных ст. 35 Закона;

8) соответствие распространяемого лицензиатом телеканала или радиоканала ограничениям, связанным с его учреждением, предусмотренным ч. ч. 1 и 3 ст. 19.1, а также требованиям, установленным ч. 2 ст. 54 комментируемого Закона;

9) соответствие лицензиата требованиям, установленным ч. ч. 2 и 3 ст. 19.1 комментируемого Закона;

10) распространение соответствующих общероссийских обязательных общедоступных телеканала или радиоканала на территории проживания населения Российской Федерации для лицензиатов — вещателей общероссийских обязательных общедоступных теле- и (или) радиоканалов;

11) наличие договора с оператором связи, осуществляющим эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, определенным в соответствии с п. 2 ст. 19.2 Федерального закона «О связи», для лицензиатов — вещателей общероссийских обязательных общедоступных теле-, радиоканалов.

9. Согласно ч. 10 допустима передача лицензии другому лицу, но только с согласия лицензирующего органа и при внесении необходимых изменений (переоформлении) в лицензию. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии и за выдачу лицензии взимается государственная пошлина, о размере которой см. комментарий к ст. 31.2.

Следует учитывать, что лицензия на вещание, предоставленная до дня вступления в силу Федерального закона от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ, действует до истечения срока ее действия или до получения вещателем лицензии на вещание того же средства массовой информации (универсальной или в определенной среде вещания) в соответствии с требованиями ст. ст. 31 — 31.9, в которую в этом случае вносятся сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканалов и (или) радиоканалов в мультиплексе, содержащиеся в ранее предоставленной лицензии на вещание того же средства массовой информации (подп. 4 ст. 5 Федерального закона от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ).

www.zakonrf.info

Смотрите так же:

  • Работа с проживанием в калуге вакансии Работа с проживанием в калуге вакансии Компания не указана • Сухиничский район Домработница с проживанием Агентство Калейдоскоп услуг • Обнинск Гросс/год: 50 000 руб. Официант с проживанием кристалл • ГО Калуга Гросс/год: 46 000 […]
  • Белгород работа с проживанием Белгород работа с проживанием AVA group • Алексеевка Гросс/год: 45 000 руб. Уборщица (с проживанием) Упаковщик шоколада (с проживанием) DASgroupProfessional. • Старый Оскол Комплектовщик здоровой пищи с проживанием Национальный Центр […]
  • Ртищево нотариус Нотариусы Ртищево Саратовской области Нотариусы Ртищево Саратовской области оказывают помощь в предотвращении вероятных правовых разногласий и опротестовании соглашений. Данные действия проводятся способом нотариального удостоверения […]
  • Работа в краснодарском крае с проживанием водителем Работа в краснодарском крае с проживанием водителем Гросс/год: 120 000 руб. Водитель БЕЛАЗ категория А3 икц • Белореченский район Гросс/год: 70 000 руб. Водитель категорий В, С, Е + карта водителя СКЗИ Гросс/год: 80 000 руб. Водитель […]
  • Работа в москве с проживанием водитель в семью Работа в москве с проживанием водитель в семью Кадровый центр ВИ ДЖИ СТАФФ • Москва Гросс/год: 70 000 руб. Семейный водитель (2576) Кадровый центр ВИ ДЖИ СТАФФ • Москва Гросс/год: 60 000 руб. Семейный водитель (2582) Кадровый центр ВИ ДЖИ […]
  • Вакансии с проживанием в анапе 2018 Вакансии с проживанием в анапе 2018 Лечебно-оздоровительный комплекс Витязь • Анапа Домработник Небожанова Наталья Михайловна • Анапа Мисс Няня • Анапа Официанты с проживанием Медицинский центр София • Анапа Разнорабочий -сторож с […]

Обсуждение закрыто.