Закон о своём деле в россии

Направо, налево или прямо? Что предлагают ритуальщикам авторы проекта закона «О погребении и похоронном деле в РФ»

Проект закона «О погребении» 1 , который после вступления в силу заменит действующий Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле в РФ» (далее – закон о погребении и похоронном деле) – очередное подтверждение тому, что государство в лице авторов законопроекта ориентируется на жесткий контроль этой сферы. Напомним, что в июле 2017 года Президент РФ Владимир Путин по итогам инспекции ритуально-похоронной отрасли Контрольным управлением Президента дал ряд поручений, которые, если обобщить, сводятся к одному требованию – навести порядок на похоронном рынке. Надо отметить, что к работе привлечен практически весь блок правоохранительных органов: поручения даны МВД России, Генеральной прокуратуре РФ, ФАС России и другим ведомствам.

Законотворцы, входящие в рабочую группу при Минстрое России, и эксперты ритуальной отрасли, прорабатывают три варианта контроля за похоронной отраслью: лицензирование ритуальных организаций, создание Реестра ритуальных организаций и саморегулирование (СРО). По словам экспертов, возможен один вариант контроля или объединение двух способов. Поэтому к обсуждению вынесен и комбинированный вариант контроля, который будет использовать возможности и лицензирования, и СРО, или введут Реестр ритуальных организаций и оставят возможность саморегулирования отрасли.

По сути, решается, будут ли чиновники полностью контролировать отрасль или участникам рынка все же оставят немного самостоятельности, разрешив саморегулирование. Пока специалисты Минстроя России, наученных неудачным опытом создания СРО в строительной отрасли, склоняются в пользу введения реестра похоронных организаций и лицензирования.

«Похоронщики» в своей массе естественно ратуют за саморегулирование, то есть за сохранение относительной самостоятельности и независимости ведения дел. Но с учетом позиции авторов законопроекта будем реалистами и рассмотрим варианты-фавориты.

Считаю, что введение лицензирования вряд ли будет оправдано, но, если во главу угла будет поставлено все-таки оно, в проект закона нормативно-правового акта, на мой взгляд, необходимо внести следующие изменения.

В перечень ритуальных организаций, чья деятельность должна быть лицензирована, необходимо внести:

  • организаторов похорон;
  • организации, занимающиеся транспортировкой тел;
  • организации, осуществляющие хранение тел до проведения похорон;
  • организации, занимающиеся подготовкой тел к похоронам;
  • организации, непосредственно осуществляющие захоронение тел и праха.

Законопроект Минстроя России предлагает лицензировать и косметические работы по подготовке тела, но я и коллеги полагаем, что лицензировать работы по улучшению внешнего вида трупа нецелесообразно, так как, если предположить, что косметические работы по подготовке тела должны лицензироваться, то они, соответственно, должны подпадать под Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – закон о лицензировании отдельных видов деятельности). Согласно действующему закону о лицензировании отдельных видов деятельности косметические услуги не являются предметом лицензирования, так как не подпадают под перечень медицинских услуг (ст. 12). Если косметические услуги по подготовке тела поставить наряду с остальными видами медицинских услуг, то, соответственно, остальные виды косметических услуг также должны будут подпадать под перечень медицинских услуг, иначе будет дисбаланс закона.

Лицензирование похоронной отрасли в целом представляется неоправданным, на мой взгляд, за счет того, что данный инструмент контроля не позволит проконтролировать, соблюдают ли участники рынка морально-этический кодекс, который принимают профессиональные сообщества, когда участники рынка объединяются, например, организуя СРО. Свои профессиональные, этические кодексы есть у адвокатов, госслужащих, журналистов, в корпорациях. Лицензирование – это инструмент хирургического толка. Дать лицензию, а затем приостановить ее действие или вообще отозвать – оперативно и просто, а до этого мало кто будет вдаваться в подробности, соблюдает ли ритуальная организация правила работы в таком деликатном деле, как погребение, или устраивает корпоративы в морге и небрежно обращается с телом.

В случае с саморегулированием СРО должна выработать кодекс профессиональной этики и следить за его соблюдением членами организации. Так, если по обоснованной жалобе на незаконные действия (бездействие) доводы будут подтверждены в судебном порядке, то на основании судебного решения организация будет исключена из СРО без возможности дальнейшего восстановления со всеми вытекающими негативными для нее последствиями. К примеру, если директор, учредитель или работники данной организации захотят создать новую подобную организацию, то у них не будет возможности этого сделать, так как им откажут в регистрации и внесении записи в ЕГРЮЛ, а если указанные деятели аффилированно, то есть через подставных лиц, сохраняя при этом контроль над созданной организацией, решат все-таки создать ее обманным путем, то при выявлении такой организации, всех указанных лиц можно привлечь к уголовной ответственности.

Что касается ритуальных агентов, то законопроект не предусматривает детализации их работы, что, на мой взгляд, является упущением. Если будет выбрано лицензирование, то я уверен, необходимо будет отдельно установить запрет для ритуальных агентов предлагать свои услуги дома у умершего (или родственников умершего). В первую очередь, потому что это нарушение антимонопольного законодательства (ст. 5, ст. 14.2 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), а «черные» похоронные агенты вообще не являются официальными игроками рынка ни сейчас, ни в будущем. Они вне закона, а их действия подпадают под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного кодекса («Мошенничество»). Если ритуальный агент нарушит данный запрет и придет домой к умершему (родственникам умершего), то данное агентство можно было бы привлекать к административной ответственности и накладывать административный штраф (например, в размере 500 тыс. руб., которая способна образумить даже самых пронырливых и жадных до прибыли дельцов).

Но в этом случае возможен такой вариант событий, что ритуальные агенты переберутся к моргам и рядом с ними будут все также предлагать свои услуги. Выход из этой ситуации, на мой взгляд, в следующем: обязать морги вывешивать в здании список всех ритуальных агентств или агентов города, однако сделать это, с законодательной точки зрения проблематично, если практически невозможно. Так, к примеру, в Москве сотни, если не тысячи юридических лиц и ИП, которые осуществляют деятельность в ритуальной сфере, и если такие списки вывешивать, то сколько места они будут занимать? Люди попросту будут читать от силы наименования первых 20 организаций, а это значит, что снова возможны злоупотребления – будут продаваться места в списке.

На варианте создания Реестра ритуальных организации останавливаться подробно не буду, так как, по сути, этот инструмент контроля схож, а по ряду моментов во многом дублирует лицензирование и СРО. Реестр представляет собой форму учета документации, который состоит из документов на бумажных и электронных носителях. Реестр может быть, как лицензированных организаций, так и членов СРО.

У саморегулирования, шансы стать основной формой контроля есть, но они, повторюсь, крайне невелики, так как лицензирование в похоронной отрасли уже вводилось [в 1995 году. – ГАРАНТ.РУ], но было отменено в 2003 году, после чего качество услуг на похоронном рынке заметно снизилось, то есть в свое время лицензирование себя зарекомендовало, обязывая оказывать услуги надлежащим образом.

Саморегулирование подразумевает под собой создание СРО и обязательное участие в них субъектов похоронной отрасли. Главным плюсом саморегулирования является то, что СРО можно обязать нести дополнительную ответственность и в случае причинения ущерба похоронными организациями (то есть если у ритуального агентства нет или не хватает денег для возмещения ущерба – ущерб возместит саморегулируемая организация за счет имеющихся у нее фонда денежных средств, который формируется из взносов, уплачиваемых членами СРО, вступая в организацию и потом ежегодно. Данные взносы идут на нужды СРО и формируют страховой фонд организации. В случае выбора саморегуляции можно будет на уровне подзаконного акта закрепить стандарты деятельности, которые в различных СРО будут дополнены локальными стандартами.

Минус саморегулирования проявляется в том, лицензионный контроль обычно на порядок строже, что обеспечивается за счет регулярных проверок организаций государственными служащими.

В любом случае, что бы не было выбрано: саморегулирование, лицензирование (повторное), или Реестра ритуальных организаций действующий закон должен быть заменен, так как он не отвечает потребностям, предъявляемым в настоящее время, как к оказанию услуг, так и к самому содержанию и юридическому наполнению кладбищ. К тому же требуемые изменения столь объемны, что легче разработать новый закон, отвечающий современным требованиям, нежели вносить изменения в старый.

Положения законопроекта для удобства работы полагаем уместно будет дополнить следующими нормами, отсутствующими в существующем законе, что приводит к юридическим казусам, неопределенности в жизненных ситуациях:

Перечень основных понятий (кладбище, крематорий и др.), которые уже содержит законопроект, необходимо дополнить определением понятий «захоронение в воду», «частное кладбище» и «частный крематорий». В настоящее время очевидными минусами при оперировании последними двумя понятиями является недостаточное правовое регулирование земельных отношений в данной области. Дело в том, что федеральным законодательством предусмотрено, что земли кладбищ относятся к землям специального назначения, то есть изъяты из гражданско-правового оборота – купить или продать такую землю нельзя (п. 9 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса). Собственниками земли являются муниципальные или городские образования. В связи с этим неясно, каким образом земли будут передаваться частным владельцам – на каких основаниях, в каком порядке, куда будут направлены денежные средства, вырученные от реализации таких земель.

На мой взгляд, можно было ввести следующие условия: владельцы частных кладбищ не имеют права распоряжения данной категорией земель, а имеют лишь право владения, ограниченные нормами законодательства о погребении. Данные владельцы получают деньги за организацию погребения (копка могил), а вырученные средства, за исключением собственной выручки, используют для обеспечения надлежащего ухода за кладбищем и могилами.

Прописать возможность или невозможность развеивания праха.

Ввести частно-государственное партнерство в данной отрасли.

В действующем законе закреплено положение о том, что каждому человеку предоставляется участок для погребения бесплатно (п. 1 ст. 7 закона о погребении и похоронном деле), однако оно идет вразрез со п. 9 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ, согласно которому земли, относящиеся к гражданским и воинским захоронениям изъяты из оборота. В связи с этим, необходимо на законодательном уровне закрепить право собственности граждан на участки кладбищ. Также в проекте закона необходимо будет закрепить положение, согласно которому право собственности на могильные памятники принадлежит ответственному за захоронение.

Также необходимо ввести в закон о погребении и похоронном деле, КоАП и УК РФ положения, закрепляющие меру ответственности за нарушения в данной области, в частности, ответственность за незаконную передачу данных о смерти граждан должностными лицами правоохранительных органов и медицинских учреждений ритуальным агентствам, а также механизмы привлечения нарушителей к административной и уголовной ответственности, так как в настоящее время и в действующем законе, и в проекте нового закона данные нормы отсутствуют.

Считаю целесообразным частично делегировать функцию контроля за отраслью общественным организациям, в виде создания, к примеру, СРО, либо наделить общественную организацию полномочиями контроля за деятельностью этой СРО.

Полезным также будет введение института уполномоченного в отрасли.

Необходимо популяризировать ритуальное страхование, схожее с пенсионным, чтобы исключить всю преступность составляющих похоронной услуги и поставить всех участников рынка в равные условия.

1 С паспортом законопроекта «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 00/03-22848/02-15/67-13-4).

www.garant.ru

Закон о своём деле в россии

Конституция Рoссийской Фeдерации

Постановление Пленума Верховного Суда РФ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8

«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»

Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.

В целях единообразного применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:

1. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая это конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

2. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации).

3. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.

О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа.

В запросе о проверке конституционности примененного или подлежащего применению при рассмотрении конкретного дела закона суд в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» должен указать точное название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке законодательном акте, а также мотивы, по которым он пришел к выводу о направлении указанного запроса. В силу ст. 38 названного Федерального конституционного закона к запросу необходимо приложить текст закона, подлежащего проверке, и перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

В связи с обращением в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст. 103 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», приостанавливается до разрешения запроса Конституционным Судом Российской Федерации, о чем должно быть указано в названном выше определении (постановлении) суда.

Если подсудимый содержится под стражей, рекомендовать суду в каждом таком случае обсуждать вопрос об изменении ему меры пресечения.

4. При рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

Если имеются противоречия между нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по вопросам, относящимся к ведению субъекта Российской Федерации, и федеральным законом, то в силу ч. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации подлежит применению нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

5. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

6. Обратить внимание судов на то, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации».

7. Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т. д.).

При применении закона вместо несоответствующего ему акта государственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить.

8. Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47). В соответствии с указанным конституционным положением вышестоящий суд не вправе без ходатайства или согласия сторон принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду.

Если рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, невозможно (например, в связи с недопустимостью повторного участия судьи в рассмотрении дела, наличием обстоятельств, устраняющих судью от участия в рассмотрении дела или создающих невозможность рассмотрения дела в данном суде), председатель вышестоящего суда вправе передать дело для рассмотрения в другой ближайший суд того же уровня (звена) с обязательным извещением сторон о причинах передачи дела.

9. В ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на пользование родным языком. В силу указанной конституционной нормы суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке.

10. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.

При рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств. Вместе с тем суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случае необходимости, с учетом состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств, затрудняющих сторонам возможность представления доказательств, без которых нельзя правильно рассмотреть дело, суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию таких доказательств.

11. При рассмотрении жалоб на отказ в регистрации общественных объединений граждан либо заявлений заинтересованных лиц о ликвидации общественных объединений судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Учитывая это конституционное положение, суду необходимо тщательно исследовать и оценить в совокупности все представленные письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей и другие доказательства, свидетельствующие о целях, задачах, фактической деятельности общественных объединений.

12. В силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах государства, участвующие в этом пакте, приняли на себя обязанность обеспечить право на забастовку при условии его осуществления в соответствии с национальным законодательством.

Конституция Российской Федерации гарантировала работникам, а также их трудовым коллективам право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37). Однако осуществление права на забастовку не должно нарушать права и свободы других лиц и может быть ограничено федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 17, ч. З ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Исходя из этого, при решении вопроса о незаконности проведения забастовки судам следует иметь в виду, что ограничение права на забастовку в указанных выше случаях допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, названных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, является неправомерным.

13. При рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.

14. Поскольку ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации), судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, может иметь место лишь при наличии у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Перечень органов, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, содержится в названном законе.

Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов, подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции Российской Федерации), если такие материалы представляются в суд органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Обратить внимание судов на то, что результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

15. При рассмотрении уголовных дел должен соблюдаться закрепленный в ст. 49 Конституции Российской Федерации принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом с учетом положений данной конституционной нормы недопустимо возлагать на обвиняемого (подсудимого) доказывание своей невиновности.

Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности обвиняемого (подсудимого) должны толковаться в его пользу.

16. Обратить внимание судов на необходимость выполнения конституционного положения о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации), а также выполнения требований ч. 3 ст. 69 УПК РСФСР, в силу которой доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть положены в основу обвинения.

Разъяснить, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

17. При судебном разбирательстве должно строго соблюдаться гарантированное Конституцией (ч. 1 ст. 48) право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. С учетом этого конституционного положения суд обязан обеспечить участие защитника в деле как в случаях, когда обвиняемый выразил такое желание, так и в случаях, когда участие защитника является обязательным по закону.

На основании ст. 50 УПК РСФСР обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника, однако такой отказ не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции Российской Федерации и на основании ст. 47 УПК РСФСР каждый задержанный, заключенный под стражу имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, а каждый обвиняемый в силу указанной конституционной нормы и на основании ст. 46 УПК РСФСР имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента предъявления обвинения. При нарушении этого конституционного права все показания задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого и результаты следственных действий, проведенных с его участием, должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона.

18. При рассмотрении гражданских и уголовных дел судам необходимо учитывать, что в силу ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

С учетом этого конституционного положения суд, предлагая подсудимому дать показания по поводу обвинения и известных ему обстоятельств дела (ст. 280 УПК РСФСР), должен одновременно разъяснить ему ст. 51 Конституции Российской Федерации. Положения указанной статьи Конституции должны быть разъяснены также супругу или близкому родственнику подсудимого перед допросом этого лица в качестве свидетеля или потерпевшего и лицу, вызванному в суд в качестве свидетеля по гражданскому делу, если оно является супругом либо близким родственником истца, ответчика, других участвующих в деле лиц.

Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родственникам при дознании или на предварительном следствии не было разъяснено указанное конституционное положение, показания этих лиц должны признаваться судом полученными с нарушением закона и не могут являться доказательствами виновности обвиняемого (подозреваемого).

19. Судам необходимо иметь в виду, что разъяснения по применению действующего законодательства, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, могут применяться при рассмотрении дел в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

www.constitution.ru

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 25 апреля 2008 года
Одобрен Советом Федерации 6 мая 2008 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон определяет особенности создания и правового положения центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, как неотъемлемой части новейшей истории России, цели, задачи и функции таких центров, их структуру и порядок управления ими.

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на создаваемые в установленном им порядке центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Статья 2. Правовое положение Центра исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий

1. Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

2. Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, создается без ограничения срока его деятельности.

3. Наименование Центра исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно содержать указание на организационно-правовую форму (фонд), а также содержать слова «президентский центр», фамилию и инициалы Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий.

4. Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий (далее — Центр), вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

5. На Центр не распространяются положения пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

6. Центр не подлежит реорганизации.

7. Центр не может быть признан несостоятельным (банкротом).

Статья 3. Цели и предмет деятельности Центра

1. Целями деятельности Центра являются изучение и публичное представление исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, как неотъемлемой части новейшей истории России, развития демократических институтов и построения правового государства.

2. Для достижения целей, указанных в части 1 настоящей статьи, Центр:

1) формирует архивный фонд Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, обеспечивает хранение, комплектование, учет и использование документов этого архивного фонда и других архивных документов Центра;

2) создает, хранит, использует и публично представляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке музейные предметы, связанные с жизнью и общественно-политической деятельностью Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

3) создает библиотеку Центра, определяет условия ее деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) осуществляет научно-исследовательскую деятельность;

5) осуществляет издательскую деятельность;

6) организует и проводит конференции, симпозиумы, брифинги, «круглые столы», встречи с участием представителей органов государственной власти, иных государственных органов, видных общественных деятелей;

7) проводит культурные и просветительские мероприятия в Российской Федерации и за ее пределами;

8) учреждает премии и стипендии Центра, в том числе премии и стипендии имени Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, общественным, политическим, религиозным деятелям, ученым и экспертам за выдающиеся заслуги в области изучения новейшей истории России, исследования развития демократических институтов и роли Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в общественно-политической жизни Российской Федерации, построения правового государства, укрепления международного сотрудничества, защиты прав граждан Российской Федерации как в пределах Российской Федерации, так и за ее пределами;

9) осуществляет благотворительную деятельность;

10) учреждает и выпускает средства массовой информации, размещает информацию в сети «Интернет»;

11) осуществляет иную предусмотренную уставом Центра деятельность.

3. Центр вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку она соответствует целям, указанным в части 1 настоящей статьи, и необходима для достижения этих целей.

Статья 4. Порядок создания Центра

1. Центр создается Администрацией Президента Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Создание Центра после смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, осуществляется по согласованию с его наследниками.

2. В целях обеспечения создания Центра и осуществления его деятельности Президент Российской Федерации по истечении года с момента начала исполнения своих полномочий дает поручение Администрации Президента Российской Федерации относительно подготовки предложений о создании Центра после прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий, в том числе предложений об определении места нахождения Центра, об определении имущества, указанного в пунктах 4 и 5 части 3 настоящей статьи, а в случае необходимости предложений об организации проведения конкурса на архитектурный проект применительно к объектам капитального строительства, предназначенным для создаваемого Центра, и строительства этих объектов.

З. При создании Центра Администрация Президента Российской Федерации:

1) утверждает по согласованию с Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, или его наследниками устав Центра;

2) определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами государственной власти, осуществляющими государственное управление архивным делом в Российской Федерации, документы, подлежащие передаче в музейную коллекцию Центра и архивный фонд Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

3) определяет совместно с Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, или его наследниками личные вещи, книги, документы из личного архива, подлежащие передаче Центру, и формирует совместно с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, музейную коллекцию Центра как составную часть Музейного фонда Российской Федерации;

4) определяет совместно с Правительством Российской Федерации земельные участки, предоставляемые Центру в постоянное (бессрочное) пользование;

5) определяет совместно с Правительством Российской Федерации здания, сооружения, иное имущество, находящиеся в федеральной собственности и передаваемые в качестве учредительного взноса в собственность Центра;

6) устанавливает место нахождения Центра на основании предложения Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, или его наследников. Центр имеет филиал в городе Москве, если город Москва не является местом нахождения Центра;

7) осуществляет иные связанные с созданием Центра действия.

4. Имущество, переданное Центру в соответствии с пунктами 4 и 5 части 3 настоящей статьи, должно быть достаточным для осуществления деятельности Центра в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом Центра.

Статья 5. Взаимоотношения Центра с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность Центра, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

2. Администрация Президента Российской Федерации:

1) принимает решение о создании Центра, утверждает устав Центра и осуществляет иные связанные с созданием Центра мероприятия в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) оказывает содействие в осуществлении деятельности Центра, пополнении музейной коллекции Центра и библиотеки Центра;

3) передает по согласованию с соответствующими федеральными органами государственной власти, осуществляющими государственное управление архивным делом в Российской Федерации, документы или их копии в архивный фонд Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий.

Глава 2. Имущество Центра

Статья 6. Имущество Центра

1. Имущество Центра формируется за счет имущества, переданного Центру при его создании, средств федерального бюджета, пожертвований, доходов, получаемых от деятельности Центра, а также за счет других не запрещенных законом поступлений.

2. Центр отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Взыскание по долгам Центра не может быть обращено на:

1) музейную коллекцию Центра;

2) библиотеку Центра;

3) архивный фонд Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и другие архивные документы Центра.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Центра, а Центр не отвечает по обязательствам Российской Федерации.

5. Центр использует свое имущество исключительно для достижения целей, ради которых он создан.

6. Центр для достижения целей, ради которых он создан, вправе формировать в составе своего имущества резервный фонд и иные целевые фонды в порядке и в размерах, которые определены попечительским советом Центра.

Статья 7. Финансовое обеспечение деятельности Центра

При составлении проектов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Правительство Российской Федерации предусматривает бюджетные ассигнования, выделяемые Центру, в том числе на обеспечение хранения, учета и пополнения музейной коллекции Центра, архивного фонда Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, сохранности и пополнения фондов библиотеки Центра, а также на охрану Центра.

Статья 8. Музейная коллекция Центра

1. Музейная коллекция Центра формируется из предметов, связанных с жизнью и общественно-политической деятельностью Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также из предметов, которые относятся к периоду осуществления им своих полномочий, имеют историческое значение и подпадают под категории предметов, определенных в статье 7 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

2. Формирование музейной коллекции Центра осуществляется за счет музейных предметов, безвозмездно переданных Центру при его создании Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, или его наследниками, собственниками таких предметов и (или) приобретенных Центром.

3. Музейная коллекция Центра включается в состав Музейного фонда Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.

4. Правление Центра и исполнительный директор Центра обеспечивают хранение и учет музейной коллекции Центра в соответствии с положением о Музейном фонде Российской Федерации. Годовой отчет Центра, представляемый на рассмотрение попечительского совета Центра, должен содержать информацию о состоянии музейной коллекции Центра, ее хранении и публикации в течение отчетного периода, а также предложения о ее дальнейшем расширении и публикации.

5. Отчуждение музейных предметов, входящих в музейную коллекцию Центра, передача их в залог, в пользование или распоряжение этими музейными предметами иным способом не допускается. Музейный предмет может быть передан на хранение или в пользование только в случае, если это обусловлено публикацией музейного предмета.

6. Контроль за состоянием музейной коллекции Центра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложен государственный контроль за состоянием Музейного фонда Российской Федерации.

1. Архив Центра создается как структурное подразделение Центра, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование документов архивного фонда Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и других архивных документов Центра.

2. Архивный фонд Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежит постоянному хранению.

3. Архивный фонд Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, включается в состав Архивного фонда Российской Федерации в порядке, установленном законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

4. Отчуждение архивных документов, включенных в архивный фонд Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, передача таких архивных документов в залог или распоряжение ими иным способом не допускается.

5. Правление Центра и исполнительный директор Центра обеспечивают хранение, комплектование, учет и использование документов архивного фонда Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и других архивных документов Центра в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации. Годовой отчет Центра, представляемый на рассмотрение попечительского совета Центра, должен содержать информацию о состоянии архивного фонда Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, хранении, комплектовании, об учете и использовании документов этого фонда.

6. Контроль за состоянием архивного фонда Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и других архивных документов Центра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложен государственный контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации.

Статья 10. Библиотека Центра

1. Библиотека Центра создается как структурное подразделение Центра и является общедоступной библиотекой.

2. Правление Центра обязано ежегодно предусматривать средства на обеспечение сохранности фондов библиотеки Центра, осуществление ее деятельности и необходимое пополнение фондов библиотеки Центра.

3. Годовой отчет Центра, представляемый на рассмотрение попечительского совета Центра, должен содержать информацию о состоянии библиотеки Центра и предложения о развитии ее деятельности.

4. Библиотека Центра осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о библиотечном деле и утверждаемым попечительским советом Центра положением о библиотеке Центра.

Глава 3. Структура Центра

Статья 11. Органы Центра

1. Высшим органом Центра является попечительский совет Центра.

2. Органами управления Центра являются правление Центра и исполнительный директор Центра.

3. Органом внутреннего финансового контроля Центра является ревизионная комиссия Центра.

4. Научно-исследовательским органом Центра является научно-исследовательский совет Центра.

Статья 12. Попечительский совет Центра

1. Попечительский совет Центра является высшим органом Центра, осуществляющим надзор за деятельностью Центра, принятием правлением Центра и исполнительным директором Центра решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Центра, соблюдением Центром законодательства Российской Федерации, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом Центра.

2. Председателем попечительского совета Центра является, как правило, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий. В случае, если Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, занимает государственную должность, председатель попечительского совета Центра утверждается Администрацией Президента Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий. В случае смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Администрация Президента Российской Федерации определяет председателя попечительского совета Центра и включает в состав попечительского совета Центра одного наследника или нескольких наследников Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, если наследники не откажутся от включения их в состав попечительского совета Центра.

3. Состав попечительского совета Центра утверждается Администрацией Президента Российской Федерации.

4. Попечительский совет Центра осуществляет следующие полномочия:

1) надзор за деятельностью Центра и соблюдением им законодательства Российской Федерации;

2) внесение изменений в устав Центра;

3) определение приоритетных направлений деятельности Центра, принципов формирования, использования средств Центра и его имущества;

4) рассмотрение и утверждение годового отчета Центра, в том числе годового бухгалтерского баланса;

5) рассмотрение отчетов исполнительного директора Центра и правления Центра о деятельности Центра, в том числе отчетов о состоянии и об использовании музейной коллекции Центра, библиотеки Центра и архива Центра, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом Центра;

6) надзор за принятием правлением Центра и исполнительным директором Центра решений и обеспечением их исполнения, утверждение результатов реализуемых Центром проектов;

7) образование ревизионной комиссии Центра, утверждение положения о ревизионной комиссии Центра;

8) определение аудиторской организации, утверждение размера ее вознаграждения;

9) принятие решений о создании филиалов Центра и об открытии представительств Центра, утверждение положений о филиалах Центра и представительствах Центра;

10) утверждение состава правления Центра;

11) назначение исполнительного директора Центра и заключение трудового договора с ним;

12) иные предусмотренные уставом Центра полномочия.

5. Вопросы, относящиеся к компетенции попечительского совета Центра, не могут быть переданы на решение иных органов Центра.

6. Попечительский совет Центра осуществляет свою деятельность на общественных началах.

7. Заседания попечительского совета Центра созываются по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Порядок проведения заседаний попечительского совета Центра и принятия им решений устанавливается уставом Центра.

Статья 13. Правление Центра

1. Правление Центра является коллегиальным исполнительным органом Центра и осуществляет руководство текущей деятельностью Центра, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом Центра к полномочиям попечительского совета Центра и исполнительного директора Центра.

2. Правление Центра возглавляет исполнительный директор Центра.

3. Состав правления Центра утверждается попечительским советом Центра по представлению исполнительного директора Центра.

4. Правление Центра осуществляет следующие полномочия:

1) разработка планов, реализация приоритетных направлений деятельности Центра, определенных попечительским советом Центра;

2) утверждение штатного расписания Центра, заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с работниками Центра, определение размера и формы оплаты их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) определение форм, порядка и условий финансирования проектов и программ в соответствии с осуществляемой Центром деятельностью;

4) принятие решений о заключении крупных сделок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом Центра;

5) принятие решения о заключении Центром сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях;

6) подготовка для представления в попечительский совет Центра годового отчета Центра, в том числе годового бухгалтерского баланса;

7) утверждение плана научно-исследовательской деятельности Центра, представленного научно-исследовательским советом Центра;

8) иные вопросы, отнесенные к полномочиям правления Центра уставом Центра.

5. Порядок проведения заседаний правления Центра и принятия правлением Центра решений устанавливается в соответствии с уставом Центра.

Статья 14. Исполнительный директор Центра

1. Руководство текущей деятельностью Центра осуществляется исполнительным директором Центра как постоянно действующим единоличным исполнительным органом Центра. Полномочия исполнительного директора Центра и порядок их осуществления устанавливаются в соответствии с уставом Центра.

2. Исполнительный директор Центра назначается попечительским советом Центра.

3. Исполнительный директор Центра представляет в попечительский совет Центра подготовленный правлением Центра годовой отчет.

Статья 15. Научно-исследовательский совет Центра

1. Научно-исследовательский совет Центра создается как консультативный орган в целях координации научно-исследовательской деятельности Центра.

2. Научно-исследовательский совет Центра создается попечительским советом Центра из числа ученых и экспертов в порядке, установленном уставом Центра и положением о научно-исследовательском совете Центра.

3. Научно-исследовательский совет Центра в своей деятельности подотчетен попечительскому совету Центра.

4. Научно-исследовательский совет Центра:

1) разрабатывает план научно-исследовательской деятельности Центра, представляет его в правление Центра для принятия решения о его финансировании за счет средств Центра, после утверждения этого плана правлением Центра вносит в него изменения и контролирует его реализацию;

2) осуществляет подготовку рекомендаций правлению Центра о целесообразности или нецелесообразности финансирования за счет средств Центра представленных правлением Центра проектов научно-исследовательской деятельности Центра;

3) осуществляет научное обеспечение хранящихся в Центре музейной коллекции Центра и архивного фонда Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом Центра и положением о научно-исследовательском совете Центра.

5. План научно-исследовательской деятельности Центра финансируется в пределах средств, предусмотренных на научно-исследовательскую деятельность Центра на соответствующий год.

Глава 4. Отчетность и аудит Центра

Статья 16. Отчетность Центра

1. Отчетный период Центра устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.

2. Годовой отчет Центра подготавливается правлением Центра ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным периодом, и направляется в попечительский совет Центра, который должен утвердить его до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.

3. Годовой отчет Центра включает в себя отчет о результатах деятельности Центра за прошедший отчетный период, годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность Центра, аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Центра за отчетный период.

4. Годовой отчет Центра направляется в Администрацию Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации до 1 мая года, следующего за отчетным периодом.

5. До 1 июня года, следующего за отчетным периодом, годовой отчет Центра подлежит обязательному опубликованию, а также размещению в сети «Интернет».

6. Достоверность годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности Центра подтверждается аудиторским заключением.

Статья 17. Аудит Центра

1. Для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Центра попечительский совет Центра определяет на конкурсной основе аудиторскую организацию, утверждает размер ее вознаграждения.

2. Аудиторская организация проводит обязательный аудит ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Центра до утверждения годового отчета Центра попечительским советом Центра. Аудиторское заключение подлежит обязательному опубликованию вместе с годовой финансовой (бухгалтерской) отчетностью Центра.

3. Внутренний финансовый контроль Центра осуществляется ревизионной комиссией Центра в порядке, установленном уставом Центра и положением о ревизионной комиссии Центра.

4. Попечительский совет Центра вправе принимать решение о проведении внеочередного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Центра на условиях, установленных частью 1 настоящей статьи.

5. Ревизионная комиссия Центра и аудиторская организация обязаны не разглашать конфиденциальную информацию, ставшую им известной в ходе проведения проверок.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 18. Внесение изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2002, N 12, ст. 1093; 2006, N 2, ст. 171; N 3, ст. 282; 2007, N 49, ст. 6079) следующие изменения:

1) абзац первый пункта 4 статьи 61 дополнить предложением следующего содержания: «Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.»;

2) абзац первый пункта 1 статьи 65 дополнить предложением следующего содержания: «Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.».

Статья 19. Внесение изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

Статью 7 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.».

Статья 20. Внесение изменения в Земельный кодекс Российской Федерации

Пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 24) после слов «казенным предприятиям,» дополнить словами «центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий,».

Статья 21. Внесение изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251; 2005, N 25, ст. 2425; 2006, N 2, ст. 172; 2007, N 49, ст. 6079) дополнить подпунктом 13 следующего содержания:

«13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий.».

Статья 22. Внесение изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»

Внести в Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2006, N 50, ст. 5280) следующие изменения:

1) статью 11 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Особенности гражданского оборота документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в собственности центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий».»;

2) статью 18 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в собственности центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, подлежат постоянному хранению.».

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Часть 2 статьи 4 настоящего Федерального закона не применяется в отношении президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
Д. Медведев

rg.ru

Смотрите так же:

  • Щелково нотариус ефимова ви Полезная информация МОБТИ. Щёлковский филиал141100, МО, г.Щелково, 1-й Советский пер., д.25 Тел.: (496) 566-98-71, 567-02-02 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской […]
  • Формы и виды право собственности по российскому законодательству Формы и виды право собственности по российскому законодательству 2.1. Формы права собственности / Виды и формы собственности по Российскому законодательствуГЛАВА 2. СОБСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Формы права собственности имеют […]
  • Мировые суды миасс Городской и мировые суды Миасса (контакты, подсудность) Миасский городской суд Челябинской области. Ул. Романенко, 36. 456304. · Все улицы г. Миасса. · Железнодорожные дома: 1985, 1992, 1966, 1974, 1978, 1996, 1998, 1999 километрах, на […]
  • Федерального закона от 12 января 1996 года 7-фз Электронное образование в Республике Татарстан Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33» РТ г. Набережные Челны Визитная карточка ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N […]
  • Социально-ориентированные некоммерческие организации закон Социально-ориентированные некоммерческие организации закон от 19 января 2015 года N 2-РЗ О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Чеченской Республике (с изменениями на 9 февраля 2018 […]
  • Прокуроры г Армавир Прокуратура г. Армавира Армавир основан в 1839 году. Расположен в юго-восточной части Краснодарского края, на левом, и, частично, на правом берегах реки Кубань при впадении в нее ее левого притока – реки Уруп. Муниципальное образование […]

Обсуждение закрыто.