Закон о страховых медицинских организациях

Статья 15. Медицинские организации в сфере обязательного медицинского страхования

Статья 15. Медицинские организации в сфере обязательного медицинского страхования

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

1. Для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее — медицинские организации) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее также — реестр медицинских организаций), в соответствии с настоящим Федеральным законом:

1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 2 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями. Информация о сроках и порядке подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, размещается территориальным фондом на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Об ответственности, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях за невыполнение требований законодательства об обязательном медицинском страховании о размещении в сети «Интернет» информации об условиях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, см. статью 15.33.1

3. Реестр медицинских организаций содержит наименования, адреса медицинских организаций и перечень услуг, оказываемых данными медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Порядок ведения, форма и перечень сведений реестра медицинских организаций устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования. Реестр медицинских организаций ведется территориальным фондом, размещается в обязательном порядке на его официальном сайте в сети «Интернет» и может дополнительно опубликовываться иными способами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2012 г. N 213-ФЗ в часть 4 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Медицинские организации, включенные в реестр медицинских организаций, не имеют права в течение года, в котором они осуществляют деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, выйти из числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, за исключением случаев ликвидации медицинской организации, утраты права на осуществление медицинской деятельности, банкротства или иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев. Медицинская организация, включенная в реестр медицинских организаций, направившая в территориальный фонд уведомление об исключении из реестра медицинских организаций до заключения договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, исключается территориальным фондом из реестра медицинских организаций на следующий рабочий день после дня получения территориальным фондом указанного уведомления.

5. Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

6. Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.

7. Медицинские организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и находящиеся за пределами территории Российской Федерации, вправе оказывать виды медицинской помощи застрахованным лицам, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, за счет средств обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования.

base.garant.ru

Вопросы организации ОМС

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 № 326 – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №326 – ФЗ) обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом №326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

Система обязательного медицинского страхования направлена на реализацию права застрахованных граждан на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

— на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;

— на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее-территориальные фонды) осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ. Территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.

Страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее-страховая медицинская организация), имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенного между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организации, и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией. Страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.

Страховые медицинские организации в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ осуществляют одну из важнейших функций – осуществление рассмотрения обращений и жалоб граждан, осуществление деятельности по защите прав и законных интересов застрахованных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Также договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования предусмотрены обязанности страховой медицинской организации по осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях включенных в реестр медицинских организаций, путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.

Кроме перечисленных выше функций страховых медицинских организаций, их функциями являются:

— страхование граждан и обеспечение их полисами обязательного медицинского страхования;

— оплата медицинской помощи в объеме и на условиях в соответствии с программами обязательного медицинского страхования;

— информационное сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи и информирование застрахованных лиц и их законных представителей, в том числе по обращениям, и путем организации работы с застрахованными лицами уполномоченных лиц страховой медицинской организации (страховые представители), о:

  • медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, режиме их работы;
  • праве выбора (замены) и порядке выбора (замены) страховой медицинской организации, медицинской организации и врача;
  • порядке получения полиса обязательного медицинского страхования;
  • видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи в рамках базовой и территориальной программ обязательного медицинского страхования;
  • прохождении диспансеризации, прохождении профилактического медицинского осмотра;
  • перечне оказанных медицинских услуг и их стоимости (на основании поданных медицинскими организациями в страховую медицинскую организацию реестров счетов за оказанную медицинскую помощь);
  • выявленных нарушениях по результатам проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам (по обращениям застрахованных лиц).

— ежедневный контроль объемов и своевременного оказания медицинской помощи застрахованным лицам в стационарных условиях, в рамках информационного сопровождения застрахованных лиц при организации им медицинской помощи.

Основными вопросами организации системы обязательного медицинского страхования, обеспечивающими выполнение Федерального закона № 326-ФЗ являются:

— участие в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

— разработка форм отчетности и определение порядок ведения учета и порядка ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

— издание нормативных правовых актов и методических указаний в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом №326-ФЗ;

— организация взаимодействия между субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере охраны здоровья являются профилактические мероприятия.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается в том числе путем, проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения.

Основной задачей профилактики является формирование здорового образа жизни населения посредством информации о факторах риска неинфекционных заболеваний, мотивирования к ведению здорового образа жизни, обеспечение для этого условий, а также привлечение работодателей к проблеме профилактики. Реализация указанного направления возможна только на основе взаимодействия, предполагающего объединение усилий органов законодательной и исполнительной власти, различных ведомств, общественных структур.

С 2013 года за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам отдельных категорий граждан.

В Российской Федерации диспансеризацией охвачено все население (взрослое и детское население).

Объемы и порядки проведения диспансеризации, медицинских осмотров утверждены приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации. Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлен норматив объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями), имеющий положительную динамику роста с 2013 по 2015 годы, и с 2016 года установленный в размере 2,35 посещения на одно застрахованное лицо.

Диспансеризация, взрослого населения проводится путем углубленного обследования состояния здоровья граждан 1 раз в 3 года в определенные возрастные периоды.

Диспансеризация, медицинские осмотры детского населения представляют собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, и проводится ежегодно в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций.

www.ffoms.ru

Права и обязанности медицинских организаций

К медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее — медицинские организации) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее также — реестр медицинских организаций), в соответствии с 326-ФЗ:

  • Организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;
  • Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.

(Статья 15. Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»)

Статья 20. Права и обязанности медицинских организаций (ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»)
1. Медицинские организации имеют право:

  • получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также — тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • обжаловать заключения страховой медицинской организации и территориального фонда по оценке объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона.

2. Медицинские организации обязаны:

  • бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования;
  • вести в соответствии с настоящим Федеральным законом персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;
  • предоставлять страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
  • предоставлять отчетность о деятельности в сфере обязательного медицинского страхования в порядке и по формам, которые установлены Федеральным фондом;
  • использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования;
  • размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи;
  • предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе обязательного медицинского страхования;
  • выполнять иные обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

reso-med.com

Специалистам страховых медицинских организаций

Ниже приводятся ответы на наиболее часто поступающие вопросы, касающиеся реализации положений 326-ФЗ и ряда нормативных документов МЗСР и ФОМС, регулирующих его практическое осуществление.

Вопрос: С какой даты вступает в действие механизм выбора страховой медицинской организации, отраженный в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон)?

Ответ: Право выбора страховой медицинской организации, регламентированное статьей 16 Федерального закона, возникает у гражданина с даты вступления в действие указанной статьи Федерального закона (с 1 января 2011 года).

Вопрос: С какой даты вступает в силу часть Г8 статьи 38 Федерального закона в части установления расходов на ведение дела в размере от 1 % до 2 %? Правомерно ли установление размера расходов на ведение дела менее 1 %?

Ответ: В соответствии частью 18 статьи 38 Федерального закона норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию предусматривается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и не может быть менее 1 % и более 2 % от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам финансового обеспечения обязательного медицинского страхования. При этом указанный норматив устанавливается законом о бюджете территориального фонда субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год в едином размере для всех страховых медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации. Часть 18 статьи 38 Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 года.

Вопрос: Каким документом будет регулироваться порядок оплаты сверхнормативных объемов оказанной медицинской помощи?

Ответ: В соответствии с пунктом 2.1. Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 24 декабря 2010 г. № 1184н, зарегистрированным в Минюсте России 4 февраля 2011 г. № 19714, страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее — комиссия). В соответствии с пунктом 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г. № 19998, (далее — Правила) объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год с последующей корректировкой при необходимости исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и с учетом их права выбора медицинской организации и врача. Таким образом, вопрос оплаты медицинской помощи, оказанной сверх согласованных объемов, решается комиссией.

Вопрос: Может ли эксперт качества, включенный в Территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи одного субъекта Российской Федерации, проводить экспертизу качества медицинской помощи в рамках контроля в медицинских организациях, являющихся участниками обязательного медицинского страхования на территориях других субъектов Российской Федерации?

Ответ: В соответствии с частью 7 статьи 40 Федерального закона экспертизу качества медицинской помощи осуществляет эксперт качества медицинской помощи, включенный в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. В соответствии с пунктом 11 части 8 статьи 33 Федерального закона Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи, являющийся совокупностью электронных баз данных территориальных реестров экспертов качества медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 84 приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (зарегистрирован в Минюсте России 28 января 2011 г. № 19614) (далее — Порядок) ведение территориального реестра экспертов качества медицинской помощи осуществляется территориальными фондами обязательного медицинского страхования. Основания для отказа в проведении экспертизы качества медицинской помощи перечислены в пункте 82 Порядка.

Таким образом, согласно действующим нормативным правовым актам в сфере обязательного медицинского страхования эксперт качества медицинской помощи может привлекаться для проведения экспертизы качества медицинской помощи в другом субъекте Российской Федерации.

Вопрос: Требуют ли продления полисы обязательного медицинского страхования (далее — полис), срок действия которых истек 31 декабря 2010 года и ранее? Если требуют, то, каким образом это делать? Действуют ли в настоящее время полисы, срок действия которых истек в 2010 году?

Ответ: Частью 2 статьи 51 Закона установлено, что полисы, выданные лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию до дня вступления в силу Федерального закона, являются действующими до замены их на полисы единого образца.

Полисы, находящие на руках у граждан, выданные им на основании договоров обязательного медицинского страхования, прекративших свое действие до 31 декабря 2010 года, являются действующими, изъятию не подлежат, за исключением ряда категорий граждан (временно проживающие иностранцы и лица без гражданства, беженцы), срок окончания действия полисов которых истек.

Вопрос: Необходимо ли страховой медицинской организации до 1 мая 2011 года при выдаче полисов собирать у граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию, заявление? Если да, то по какой форме? Какое заявление заполнять: на выбор, замену или оба заявления сразу?

Ответ: Граждане, не получившие полис до 1 января 2011 года, но включенные в списки застрахованных, считаются застрахованными в страховой медицинской организации, имеющей по состоянию на 31 декабря 2010 года договорные отношения с их страхователем при условии наличия у страховой медицинской организации списков застрахованных. В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона такие граждане до осуществления ими выбора страховой медицинской организации со дня вступления в действие Федерального закона будут застрахованы именно этой страховой медицинской организацией, с которой был заключен договор по состоянию на 31 декабря 2010 года, которая и будет получать на них финансирование. При выдаче указанным гражданам полиса заявление заполнять не нужно.

Вместе с тем гражданин, в соответствии со статьей 16 Федерального закона может реализовать свое право на выбор и замену страховой медицинской организации с 1 января 2011 года.

Если застрахованное лицо с момента введения в действие Федерального закона подает заявление в конкретную страховую медицинскую организацию первый раз — это заявление о выборе страховой медицинской организации, все последующие заявления — заявление о замене.

Согласно части 1 статьи 16 выбор и замену страховой медицинской организации застрахованные лица осуществляют путем подачи заявления в порядке, установленном Правилами.

Заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации содержит сведения, предусмотренные пунктом 6 Правил.

Вопрос: Где гражданин имеет право выбора (замены) страховой медицинской организации и получения полиса: по месту жительства и/или по регистрации по месту пребывания? Какие документы при этом предъявляются?

Ответ: В соответствии со статьей 46 Федерального закона для получения полиса застрахованное лицо лично или через своего представителя подает в порядке, установленном Правилами, заявление о выборе страховой медицинской организации, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 16 Федерального закона, в страховую медицинскую организацию или при ее отсутствии в территориальный фонд.

Согласно частям 1, 2 статьи 44 Федерального закона в сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах. При ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах осуществляются сбор, обработка, передача и хранение сведений о застрахованных лицах, в том числе о месте жительства или месте регистрации.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, — в которых он проживает временно) производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

В соответствии с вышеизложенным, Федеральный закон не ограничивает возможность выбора страховой медицинской организации и получения полиса только по месту жительства застрахованного лица. Таким образом, застрахованное лицо с момента вступления в действие Федерального закона может осуществить выбор страховой медицинской организации и получить полис по месту жительства или месту пребывания.

Перечень документов, которые прилагаются к заявлению о выборе (замене) страховой медицинской организации, указан в пункте 9 Правил.

Вопрос: В полисе старого образца, который страховая медицинская организация выдает до 1 мая 2011 года, какая информация должна указываться в графах «Страхователь», «Страховщик», «Срок действия полиса»?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона до 1 мая 2011 года выдача полисов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими выдачу полисов и действующими до дня вступления в силу Федерального закона.

Федеральным законом не предусматривается наличие в сфере обязательного медицинского страхования договоров обязательного медицинского страхования, поэтому поля полисов, выдаваемых с 1 января до 1 мая 2011 года, предусматривающие сведения, относящиеся к договору обязательного медицинского страхования, не могут являться обязательными для заполнения.

Полис выдается без ограничения срока действия, за исключением лиц, имеющих право на получение медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», которым полис выдается на срок пребывания, установленный для данных лиц, и временно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, которым полис выдается на срок действия разрешения на временное проживание.

Графа «Страховщик» заполняется в соответствии с действующим на территории порядком.

Вопрос: Можно ли страховой медицинской организации при выдаче полисов использовать бланки заявлений из проекта Правил, размещенного на сайте Минздравсоцразвития России?

Ответ: Пунктом 6 Правил установлены требования к заявлению о выборе (замене) страховой медицинской организации.

Вопрос: Каким образом СМО должна идентифицировать иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации — высококвалифицированных специалистов?

Ответ: Согласно статьи 10 Федерального закона застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».

В соответствии с частью 14 статьи 13.2. Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2010 № 438-ФЗ) высококвалифицированный специалист и прибывшие в Российскую Федерацию члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами, должны иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) медицинского страхования либо должны иметь право на основании соответствующего договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи. Обеспечение указанных гарантий получения высококвалифицированным специалистом и членами его семьи указанной медицинской помощи в течение срока действия заключаемого с данным высококвалифицированным специалистом трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является обязательным условием указанного трудового договора или существенным условием указанного гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в редакции от 28 декабря 2010 г. № 432-ФЗ) (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ) предусмотрены исключения в части выплат, предусмотренных трудовыми договорами с иностранными сотрудниками, включая и высококвалифицированных. Не подлежат начислению страховые взносы на выплаты, в случае если сотрудник (иностранный гражданин или лицо без гражданства) работает по трудовому договору в зарубежном подразделении российской организации. При этом не имеет значения, был ли трудовой договор заключен напрямую с российской организацией или через ее зарубежное подразделение (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ).

Также не начисляются страховые взносы на выплаты по трудовым договорам, заключенным с иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими статус временно пребывающих на территории Российской Федерации (пункт 15 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ).

Согласно статье 44 Федерального закона при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах осуществляются сбор, обработка, передача и хранение сведений о застрахованных лицах, в том числе страхового номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного Пенсионного страхования, и статус застрахованного лица (работающий, неработающий). Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов, содержащих сведения о застрахованных лицах.

Статьей 49 Федерального закона определено, что вышеуказанные сведения поступают в территориальный фонд обязательного медицинского страхования от территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и страхователей для неработающих граждан и затем вносятся территориальным фондом обязательного медицинского страхования в региональный сегмент единого регистра.

В сведениях, поступаемых от вышеперечисленных органов, не будет сведений об указанных лицах.

В соответствии с пунктом 16 частью 7 статьи 34 Федерального закона региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц ведет территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Следовательно, территориальный фонд обязательного медицинского страхования должен контролировать правильность занесения данных в региональный сегмент и выявлять расхождения в сведениях о застрахованных лицах, поступаемых из страховых медицинских организаций.

Вопрос: В каком порядке до 1 мая 2011 года страховая медицинская организация должна выдать полис гражданину, если с его слов, он был застрахован, но полис утерял, а компанию, выдавшую ему полис, не помнит? Гражданин получает новый полис на основании заявления о выборе или замене страховой медицинской организации? Каким образом до 1 мая 2011 года осуществляется информирование другой страховой медицинской организации?

Ответ: Согласно пункту 55 Правил при утере полиса застрахованному выдастся дубликата полиса по заявлению о выдаче дубликата полиса.

Если застрахованный забыл название страховой медицинской организации, выдавшей полис, он может обратиться за консультацией в территориальный фонд обязательного медицинского страхования по месту страхования.

При этом с 1 января 2011 года застрахованное лицо вправе осуществить выбор страховой медицинской организации.

Информирование прежней страховой медицинской организации о факте страхования в новой страховой медицинской организации не осуществляется.

Вопрос: Каким образом, по каким каналам связи до 1 мая 2011 года направлять информацию в территориальный фонд обязательного медицинского страхования о застрахованном лице? В какие сроки это необходимо делать?

Ответ: Согласно пункту 2.4. Типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2011 год, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 24 декабря 2010 г. № 1185н, зарегистрированным в Минюсте России 4 февраля 2011 г. № 19715, страховая медицинская организация обязана вести учет застрахованных лиц, выданных им полисов в соответствии с порядком персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования и составлять с территориальным фондом акты сверки численности застрахованных лиц на первое число каждого месяца по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона до 1 мая 2011 года выдача полисов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими выдачу полисов и действующими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом учет застрахованных лиц осуществляется в соответствии с порядком персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 25 января 2011 г. № 29н, зарегистрированным в Минюсте России 8 февраля 2011 г. № 19742).

Вопрос: Какие данные о человеке можно сообщать при информировании других страховых медицинских организаций о факте замены их застрахованным лицом? Каким образом осуществлять информирование другой страховой медицинской организации: письменно, электронное письмо, защищенный канал?

Ответ: Федеральным законом и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение Федерального закона, не предусмотрено направление в другую страховую медицинскую организацию информации о выборе (замене) застрахованным лицом страховой медицинской организации.

Вопрос: Нужно ли собирать с граждан ксерокопии документов, необходимых для регистрации в качестве застрахованного лица? Сколько и где хранить эти данные?

Ответ: В соответствии с пунктом 9 Правил к заявлению о выборе (замене) страховой медицинской организации прилагаются ряд документов или их заверенные копии, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица.

Согласно пункта 6 Порядка персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования страховые медицинские организации хранят копии бумажных документов, содержащие персонифицированные сведения о застрахованных лицах, представляемые в территориальный фонд обязательного медицинского страхования для персонифицированного учета, по правилам организации государственного архивного дела.

Вопрос: В каком виде необходимо предоставлять сведения в ТФОМС о новых застрахованных лицах и об изменении данных о ранее застрахованных лицах? Будут ли это защищенные каналы связи?

Ответ: Правила ведения персонифицированного учета сведений о каждом застрахованном лице в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе обмен данными между страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в целях ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, определены в порядке персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 25 января 2011 г. № 29н, зарегистрированным в Минюсте России 8 февраля 2011 г. №19742).

Вопрос: Какие данные должны содержаться в «Журнале регистрации выдачи полисов», чтобы это не противоречило Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (в редакции от 23 декабря 2010 г. № 359-ФЗ)?

Ответ: Журнал регистрации выдачи полисов может содержать сведения, предусмотренные частью 2 статьи 44 Федерального закона.

Так как в соответствии со статьей 44 Федерального закона в сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах согласно статье 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (в редакции от 23 декабря 2010 г. № 359-ФЗ) согласие застрахованных на обработку персональных не требуется.

Вопрос: Имеет ли право страховая медицинская организация выдавать полисы лицам без определенного места жительства, гражданам Российской Федерации, при наличии документов, удостоверяющих личность и отсутствии прописки до 1 мая 2011 года?

Ответ: В соответствии со статьей 10 Федерального закона все граждане Российской Федерации, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц, являются застрахованными лицами. Согласно статье 16 Федерального закона застрахованное лицо может выбрать страховую медицинскую организацию путем подачи заявления. Отсутствие прописки не является основанием для отказа в выдаче полиса.

Вопрос: Необходимо ли выдавать новый полис при смене адреса места жительства в рамках одного города (области)? Какое заявлению необходимо подавать и необходимо ли оно?

Ответ: Согласно Правил застрахованные лица обязаны уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли. В данных случаях осуществляется переоформление полиса.

Переоформление полиса осуществляется по заявлению застрахованного лица о переоформлении при предъявлении документов, подтверждающих изменения.

Вопрос: Должна ли страховая медицинская организация формировать резерв финансового обеспечения предупредительных мероприятий от поступивших средств из территориального фонда обязательного медицинского страхования по дифференцированному подушевому нормативу?

Ответ: В соответствии с пунктом 2.10 Типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2011 год, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 24 декабря 2010 г. № 1185н, страховая медицинская организация формирует и пополняет резерв финансового обеспечения предупредительных мероприятий за счет экономии средств, полученных из территориального фонда по подушевым дифференцированным нормативам, возникшей по результатам экспертизы качества и медико-экономической экспертизы медицинской помощи.

Вопрос: Стоит ли направлять страхователям уведомления о расторжении договоров и контрактов, заключенных по результатам конкурсов, срок действия которых не закончился? В каком порядке расторгать договоры поручительства, договоры страхования ответственности, заключенные по итогам проведенных конкурсов? Может ли страховая медицинская организация и в каком порядке прекратить оплачивать договоры поручительства?

Ответ: В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона. Расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 451 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

В соответствии со статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законов, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Федеральным законом не предусмотрена особая форма расторжения заключенных договоров.

Что касается договоров поручительства, договоров страхования ответственности, то в данном вопросе следует руководствоваться нормами действующего гражданского законодательства Российской Федерации.

vtbms.ru

Смотрите так же:

  • Областной закон 82 Закон Ленинградской области от 29 ноября 2013 г. N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" (Принят […]
  • Страховка за 200 л в 2018 году Налог на автотранспорт в 2018 году. Ставки транспортного налога Большинство автолюбителей в наше время интересует вопрос не только повышения цен на бензин и стоимости автомобилей, но и размер налога на автомобиль. Ведь не секрет, что в […]
  • Индексации социальных пенсий в 2014 году С 1 апреля 2014 года увеличатся размеры социальных пенсий Граждан РФ ожидает очередное повышение пенсий. Правительством РФ подписано соответствующее постановление от 22 марта 2014 г. № 220 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 […]
  • 20 фз о трудовых пенсиях в рф Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 […]
  • Приказ минздрава по вакцинации Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Закон об страховании банковских вкладов Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" Информация об изменениях: Наименование изменено с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ Федеральный закон от 23 декабря […]

Обсуждение закрыто.