Закон о предоставлении земельных участков с 1 марта 2018 года

Оглавление:

Порядок приватизации земельного участка после 1 марта 2018 года

Упрощенный порядок перевода в частную собственность земельных участков, известный как «дачная амнистия» вновь был продлен в 2018 году.

Тогда же были внесены изменения, касающиеся приватизации земельного участка после 1 марта 2018 года, являвшегося ранее сроком окончания бесплатной передачи земли гражданам.

В частную собственность на безвозмездной основе (в порядке приватизации) могут быть переданы следующие земельные участки:

  • на которых расположены дома, приобретенные гражданами до начала действия Земельного кодекса (но не самовольные постройки);
  • переданные в аренду под индивидуальную застройку или подсобное хозяйство;
  • предоставленные на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования (бесплатного);
  • полученные гражданами дачные, садовые, огородные участки, а также находящиеся под гаражами.

К сожалению, есть ряд участков, приватизация которых невозможна. К таковым относятся:

  • изъятые из оборота земли;
  • зарезервированные для муниципальных или государственных нужд участки.

Все отношения, связанные с оборотом земельных участков, в частности порядка их передачи в частную собственность, регулируется сразу несколькими нормативными актами:

Согласно закону о приватизации участки земли, находящиеся под недвижимыми объектами, законно принадлежащими гражданам, должны быть взяты в аренду либо приватизированы. В той же статье указывается, что отказ в выкупе, по общему правилу, не допустим.

Отказать в приватизации возможно только в строго оговоренных в законе случаях.

Безвозмездная передача земельных участков в пользование прекратилась после начала действия Земельного кодекса.

Единственная возможность сегодня бесплатно стать обладателем земельного участка — это приватизация его лицами, которым он ранее был передан на ином праве.

Сроки, в течение которых можно это проделать, ничем не ограничены.

Порядок передачи был существенно упрощен в 2006 году с принятием ряда поправок в действующие законодательные акты соответствующим законом.

Его длинное официальное название было заменено более коротким и отражающим суть — дачная амнистия.

То есть у владельцев садовых и дачных участков появилось право с минимальными формальностями оформить в собственность свои сотки и узаконить все строения на них.

В 2018 году дачная амнистия в очередной раз была продлена, на сей раз до 1 марта 2018 года. Это, впрочем, никак не влияет на тот факт, что приватизация земельных участков является бессрочной.

Кто имеет право на приватизацию квартиры по соц найму? Смотрите тут.

Приватизация земельного участка после 1 марта 2018 года

Помимо продления сроков, закон ввел некоторые изменения в процедуру. Так приватизация земельного участка после 1 марта 2018 года будет несколько отличаться от того, как это проделывалось ранее.

Впрочем, самой сути приватизации как бесплатной передачи земли в частное владение нововведения не коснулись.

Под частным домом

Земельный участок под жилым домом приватизируется на основании положений закона о приватизации. Перевести в частную собственность можно землю, на которой стоит дом, независимо от того, на каком праве она выделялась.

Впрочем, вместо получения в собственность есть право оформить долгосрочную аренду.

Данная норма касается только тех жилых и подсобных строений, которые были приобретены их владельцами до конца октября 2001 года.

При этом не имеет значения основание перехода права на дом. Он мог быть:

Исключением из этого правила являются самовольные постройки.

У кого есть право?

Право оформить в собственность земельный участок есть, прежде всего, у собственника стоящего на нем дома. Или же у того лица, кому земля была предоставлена безвозмездно в пользование. Например, в пожизненное наследуемое владение.

При этом наследники права на бесплатное пользование иметь уже не будут. Им придется неприватизированный участок выкупать или же арендовать.

Получить участок в собственность могут и собственники садовых и дачных, не предназначенных для постоянного проживания домиков, а также владельцы гаражей, как индивидуальных, так и в составе кооператива.

Но для начала им придется оформить право собственности на эти объекты.

Владелец жилой недвижимости подает в местную администрацию заявление о передаче ему в собственность земли, находящейся под его домом и хозяйственными постройками.

На рассмотрение вопроса уходит обычно около двух недель. После этого:

  • выносится решение о том, возможна ли приватизация земельного участка;
  • оформляются соответствующие документы.

Находящегося в аренде у физического лица

Приватизировать участок, находящийся в долгосрочной аренде возможно только в том случае, если договор был заключен до введения в действие Земельного кодекса.

Дело в том, что согласно его положениям (статья 20, статья 21) право на однократную бесплатную приватизацию имеют те, кому участок и ранее был передан на безвозмездной основе.

Для арендаторов, получивших надел после 1 ноября 2001 года, подобных возможностей не предусмотрено. Впрочем, одним из условий договора аренды может быть переход ее в собственность арендатора по истечении срока договора.

Либо же такой участок можно выкупить, поскольку Закон о приватизации запрещает отказывать гражданам, изъявившим такое желание.

В садоводстве (садовом товариществе)

Проще всего после 1 марта 2018 получить в собственность садовый участок. Если он выделялся в садоводстве (СНТ), то можно подать заявление в администрацию района. При этом нет необходимости согласовывать свое решение с другими участниками товарищества или же правлением.

Если садовый участок выделялся индивидуально, то все становится еще проще. Обращаться нужно сразу в Росреестр с заявлением и документом о предоставлении участка.

Согласно новым правилам с 2018 года не требуется кадастровый план, на оформление которого уходило много времени и средств.

По доверенности

Граждане могут заниматься всеми вопросами приватизации земли самостоятельно, а могут поручить это представителю. Закон допускает такой порядок действий.

Это может быть:

  • председатель СНТ;
  • представитель юридической компании-посредника.

Участие представителя оформляется доверенностью.

Порядок оформления

Порядок оформления состоит из двух основных этапов:

  1. Получение согласия собственника (муниципального образования).
  2. Регистрация права собственности на землю в Росреестре.

Для тех, кто подпадает под действие закона о дачной амнистии, первый этап не обязателен. Им согласие собственников не требуется, так как они реализуют свое право на основании закона.

Какие документы нужны?

Для обращения в районную администрацию потребуются:

  • заявление;
  • документы о предоставлении земельного участка;
  • свидетельство о праве собственности на дом и иные строения;
  • кадастровый план участка (если он состоит на кадастровом учете);
  • техпаспорт дома и иных построек;
  • паспорт заявителя (оригинал и копия).

Для обращения в Россреестр в порядке дачной амнистии понадобятся только паспорт и документ о выделении земли в пользование.

Если в таком документе не указано, на каком именно праве предоставляется земля, это не является основанием для отказа в приватизации.

Заявление (образец)

В заявлении необходимо указать:

  • кто и на каком праве пользуется землей;
  • размер участка;
  • цель дальнейшего использования;
  • как можно более подробное описание местонахождение объекта.

Платная и бесплатная регистрация прав на землю

Переход земли в частное владение возможен как бесплатно, так и на возмездной основе. Выкупная цена зависит от многих факторов, прежде всего местоположения участка.

Кроме того, предоставление земельных участков происходит путем аукциона.

Интересует судебная практика по приватизации служебного жилья? Читайте здесь.

Каковы последствия отказа от приватизации? Подробно в этой статье.

Срок бесплатного оформления

Тем, кто планирует перевести земельный участок под домом в частное владение, нет нужды беспокоиться о том, когда заканчивается срок приватизации. Она является бессрочной.

Срок же действия дачной амнистии для узаконения построек ограничен 1 марта 2018 года.

Но и бесплатная приватизации предполагает ряд расходов. Узнать сколько стоит оформление необходимых документов можно непосредственно администрации.

Самая дорогая процедура — это постановка на кадастровый учет с проведением межевания и составлением кадастровых планов.

Кроме того, услуга по государственной регистрации права собственности также является платной. Размер госпошлины в 2018 году для физических лиц составляет 1000 рублей.

Видео о приватизации земельного участка

77metrov.ru

Закон о земельных участках — новые изменения с 2018 года

Закон о земельных участках 2018 — новые изменения, касающиеся налоговых аспектов, вопросов изъятия земельных участков для государственных нужд и предоставления земельных участков в Дальневосточном федеральном округе, а также некоторые иные аспекты будут рассмотрены в настоящей статье.

Аннулирование незарегистрированных земельных участков

Широко обсуждаемый новый земельный закон с 2018 года – об исключении из кадастра сведений об участках, права на которые не зарегистрированы, с началом 2018 года не был реализован, т.к. такое исключение (аннулирование) было введено ранее – с 01.01.2017 г.

Ст. 2 закона от 22.12.2014 № 447-ФЗ предполагала с 2018 г. исключить регистрацию ранее возникших прав на землю без обязательного кадастрового учета, однако была отменена еще до вступления в силу, т.к. единая система кадастрового учета и регистрации в одном реестре урегулировала вопрос эффективнее.

Согласно п. 3 ст. 70 закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ФЗ № 218), Росреестр вправе исключать участок из реестра, если в последнем нет сведений о правообладателе. Детально вопрос аннулирования участков освещен п. 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости. утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.

Кроме того, ФЗ № 218

  • закрепил возможность временно вносить сведения об участках, образованных из государственных земель, право собственности на которые не разграничено, без сведений о правообладателе – но только до внесения таких сведений, максимум на 5 лет (ч.ч. 14, 15 ФЗ № 218);
  • изменил понятие ранее учтенного объекта недвижимости (теперь таковыми считаются объекты как прошедшие, так и не прошедшие технический учет по ранее действовавшим законам, последние – если на них зарегистрированы права).

Изменения в законодательстве, связанном с отчуждением земельных участков, и вопросах налогообложения

Изменения в земельном законодательстве, связанные с вопросами отчуждения земельных участков, касаются проводимого в России в 2018 году чемпионата мира по футболу.

Так, согласно п. 6 ст. 33 закона «О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира…» от 07.06.2013 № 108-ФЗ до конца 2018 года невозможно отчуждение из государственной собственности или собственности муниципалитетов земли, для размещения соответствующих инфраструктурных объектов.

П. 7 ст. 39.31 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) установлен перечень оснований для отказа в переводе федеральной земли в земли российских регионов или муниципальных образований. К таким основаниям относится, в частности, отсутствие кадастрового номера в заявлении о передаче. До 01.03.2018 существовало еще одно основание для такого отказа. Им являлось принятие до 01.03.2015 акта о размещении объекта на данном земельном участке, если срок действия такого акта не истек.

С 2018 года также изменились положения о налогообложении земли. Как разъясняет ФНС РФ (письмо «Об изменениях в налогообложении…» от 03.10.2017 № БС-4-21/[email protected]), изменился порядок расчета налога при смене категории земли, изменении ее количественных и качественных характеристик. Изменения кадастровой стоимости учитываются со дня внесения изменений в ЕГРН, также применяются особые коэффициенты.

Изменения-2018 в отношении предоставления «дальневосточного гектара»

В РФ действует особый порядок предоставления земли на территории Дальнего Востока (в Республике Саха (Якутия), Камчатском и Приморском краях, других регионах Дальневосточного федерального округа), регулируемый положениями закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков…» от 01.05.2016 № 119-ФЗ.

В ст. 7 указанного закона определены основания для отказа в предоставлении заявителю соответствующего участка. К ним относится, например, нахождение соответствующего участка в собственности или бессрочном владении у иных лиц.

При этом п. 6 ст. 19 рассматриваемого закона были установлены и дополнительные основания для отказа (например, принятые до 01.03.2015 решения, касающиеся аренды данных земельных участков), которые, однако, перестали применяться с 01.01.2018.

Изменения-2018 законодательства о землях сельхозназначения

С 30.03.2018 изменен порядок повторного созыва общего собрания собственников земельного участка сельхозназначения в тех случаях, когда первое собрание не состоялось из-за отсутствия кворума (кворум также частично определяется по новым правилам – в 50 % от общего числа собственников – либо, как вариант, по ранее действовавшему правилу – в 50 % от количества земельных долей). Теперь повторно созванное собрание

  • можно созвать не ранее истечения 2-х месяцев со дня несостоявшегося собрания;
  • вправе принять решение при наличии сниженного кворума в 30 % от числа сособствеников участка или в 50 % от размера земельных долей (последний вариант применим только, если способ указания доли в документах на право собственности позволяет сопоставить такие доли);
  • после публикации сообщения об общем собрании и до даты его проведения запрещено организовывать и проводить иные собрания собственников указанного в сообщении участка.

Итак, в настоящей статье были затронуты вопросы изменения нормативного правового регулирования, касающегося земельных участков. В частности, изменения, касающиеся вопросов налогообложения, изъятия и отчуждения земельных участков в связи с размещением на них объектов инфраструктуры для чемпионата мира по футболу — 2018. А также обозначены ограничения для предоставления «дальневосточного гектара», которые утратили силу с начала 2018 года.

rusjurist.ru

Вступили в силу изменения земельного законодательства

С 01.03.2015 вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанным Федеральным законом внесены масштабные изменения не только в Земельный кодекс РФ (в том числе, во вводный закон), но и в Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также в иные законодательные акты Российской Федерации.

Внесение изменений в законодательство повлечет за собой необходимость корректировки земельного законодательства как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.

Изменения в земельное законодательство коснулись вопросов образования земельных участков, а также предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности, вопросов распоряжения неразграниченными земельными участками и перераспределения земельных участков из федерального на региональный и муниципальный уровни собственности.

В новой редакции Земельного кодекса РФ сохранен основной принцип публичной собственности на землю: публичная собственность на земельные участки подразделяется на разграниченную и неразграниченную.

Однако в новой редакции Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (статья 3.3) перераспределены полномочия на распоряжение неразграниченными землями. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы от муниципалитетов районного звена к муниципалитетам городских и сельских поселений.

Новой редакцией Земельного кодекса РФ муниципалитетам, а также субъекту федерации предоставлены фактически неограниченные полномочия по получению в собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Так, Земельный кодекс РФ дополнен главой V.5, регламентирующей безвозмездную передачу земельных участков из федеральной собственности в собственность субъекта либо муниципалитета, а также главой V.1, регламентирующей порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением правоотношений аренды земель лесного фонда (пункт 3 статьи 39.1 Кодекса).

Новой редакцией кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований для бесплатного предоставления земельного участка в собственность гражданина либо юридического лица (статья 39.5 Кодекса).

Кодексом регламентирован также порядок предоставления земель в аренду. По общему правилу, установленному статьей 39.6 Кодекса, предоставление в аренду земельных участков осуществляется на торгах в форме аукциона. Случаи предоставления в аренду земельных участков вне процедуры торгов прямо установлены пунктом 2 указанной статьи.

В новой редакции Земельного кодекса РФ установлен порядок использования земель для размещения нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций.

Необходимо отметить, что в рамках масштабных изменений в земельное законодательство упорядочен также вопрос видов разрешенного использования земельных участков. При этом следует учитывать, что ранее присвоенные виды разрешенного использования являются действительными, даже если противоречат принятому классификатору (пункт 11 статьи 34 Закона №171-ФЗ).

Федеральный закон №171-ФЗ содержит переходные положения в части применения указанных норм после 01.03.2015.

Так, статьей 34 Закона предусмотрено, что в случае принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка до 01.03.2015, применяются положения Земельного кодекса в прежней редакции, при этом фактическое предоставление земельного участка должно быть осуществлено не позднее 01.03.2018.

vladprok.ru

Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности

Внимание! С 1 марта 2015 года арендовать земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно только на торгах (аукционах). Но закон предусматривает несколько исключений

По общему правилу получить в аренду земельный участок без торгов нельзя. Причем торги осуществляются только в форме аукциона (конкурс не проводится). Это следует из пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.

Но есть исключения. В отдельных случаях договор аренды участка из публичных земель можно заключить без проведения торгов. Перечень таких случаев является закрытым (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Так, к ним относится предоставление земельных участков организациям:

  • для государственных и общественно полезных целей (для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, комплексного освоения территории, выполнения международных обязательств РФ, размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и др.),
  • для сельскохозяйственного производства,
  • на основании указа или распоряжения Президента РФ, для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и др.

Кроме того, получить землю в аренду без торгов могут (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • собственники зданий, сооружений, которые расположены на этих земельных участках,
  • собственники объектов незавершенного строительства таких объектов, которые размещены на участках (однократно и только для завершения их строительства),
  • граждане, которые имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка,
  • граждане, которые приобретают участок для индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,
  • граждане и организации, у которых участок был изъят для государственных или муниципальных нужд, и др.

Наконец, нужно иметь в виду, что закон установил специальный перечень случаев, когда земельный участок вообще не может быть предметом аукциона (п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ). Например, предметом аукциона не может быть земельный участок:

  • границы которого подлежат уточнению,
  • который не отнесен к определенной категории земель,
  • предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды,
  • в отношении которого принято решение о предварительном согласовании его предоставления,
  • и другие случаи.

До 1 марта 2015 года порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в публичной собственности, зависел от целей, для которых его арендовали:

  • для строительства
  • или для целей, не связанных со строительством.

Для строительства порядок предоставления участка различался в зависимости от необходимости проведения определенных работ, то есть:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов,
  • с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Без проведения торгов получить землю можно было с предварительным согласованием места размещения объекта. Такой порядок определяли статьи 3032 Земельного кодекса РФ. На торгах осуществлялось предоставление земельных участков для целей строительства без предварительного согласования мест размещения объектов (ст. 38 ЗК РФ). То есть до 1 марта договоры аренды государственного или муниципального земельного участка заключались по результатам проведения аукционов, конкурсов и без проведения торгов.

После 1 марта 2015 года режим предоставления участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без согласования не различается. Теперь закон различает предоставление в аренду земли в зависимости от того, по чьей инициативе это происходит (п. 34 ст. 39.11 ЗК РФ):

  • государственной власти или местного самоуправления,
  • гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка,
  • заинтересованной организации.

Инициатор процесса оформления готовит документы на землю.

Если аукцион проводят по инициативе заинтересованного лица (гражданина или организации), то оно готовит схему расположения земельного участка. Исключение будет в случае, когда участок расположен в границах субъекта РФ города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) или в границах населенных пунктов. Тогда схему расположения земельного участка должен подготовить уполномоченный орган (абз. 2 подп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Имеет ли арендатор публичного земельного участка преимущественное право заключить договор аренды участка на новый срок?

Нет, не имеет. Чтобы заключить новый договор аренды по истечении срока действия прежнего договора, с 1 марта 2015 года требуется проводить аукцион. Это следует из пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ.

Ранее закон предусматривал для арендатора такое преимущественное право заключения договора аренды на новый срок (п. 3 ст. 22 ЗК РФ).

Из этого следует, что отмена преимущественного права затрагивает договоры, заключенные до марта 2015 года, а не только договоры, которые будут заключены после этой даты. Однако в ряде случаев преимущественное право на заключение договора аренды у арендатора сохраняется. Так, в частности, закон устанавливает, что проводить торги не нужно, если (п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • земельный участок был предоставлен без проведения торгов (см. когда проводить торги не требуется) (ст. 39.6 ЗК РФ),
  • договор аренды был заключен на аукционе и землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Исключение: случаи, когда участок был предоставлен без торгов в связи с признанием аукциона несостоявшимся. То есть если только один заявитель был признан участником аукциона (п. 13, 14 и 20 ст. 39.12 ЗК РФ). В этих случаях новый договор аренды нужно заключать на торгах.

Чтобы заключить новый договор без торгов, нужно учитывать несколько условий (п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • заявление о заключении нового договора арендатору нужно подать до истечения срока действия заключенного договора,
  • исключительным правом на заключение договора аренды не обладает иное лицо,
  • ранее заключенный договор аренды не был расторгнут.

Внимание! Для некоторых видов договоров аренды с 1 марта 2015 года закон установил ограничения по срокам заключения договоров

В зависимости от назначения использования земельного участка договор можно заключить на определенный срок в пределах, предусмотренных законом, а именно (п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ):

  • для строительства или реконструкции зданий и сооружений от трех до десяти лет,
  • для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства от трех до пяти лет,
  • собственникам здания или сооружения до 49 лет,
  • для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства до 20 лет,
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, огородничества до трех лет,
  • для сельскохозяйственного производства от трех до 49 лет,
  • в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного участка на срок, не превышающий срока аренды участка, являющегося исходным,
  • для завершения строительства объекта незавершенного строительства до трех лет и др.

Кого нужно уведомлять при уступке прав по договору аренды земли, находящейся в публичной собственности: собственника или арендодателя?

Нужно уведомить арендодателя (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).

Собственник и арендодатель не всегда совпадают в одном лице. Например, собственником участка может быть администрация муниципалитета, а арендодателем муниципальное унитарное предприятие (МУП) (постановление арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2015 г. № Ф04-14360/2014 по делу № А46-6723/2014).

Поэтому в случае уступки права аренды участка, находящегося в публичной собственности, третьим лицам уведомлять об этом нужно не собственника, а арендодателя (ранее закон закреплял обязанность уведомлять собственника).

Распространяются ли новые нормы Земельного кодекса РФ на договоры аренды, которые были заключены до 1 марта 2015 года?

Нет, новые положения об аренде не распространяются на договоры, заключенные до 1 марта 2015 года. Это следует из статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Такие договоры будут действовать по правилам, которые существовали на момент их заключения. В частности, до 1 марта 2018 года земельный участок предоставляется в аренду в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, которые действовали в редакции до 1 марта 2015 года, без проведения торгов (ч. 1 ст. 34 Закона № 171-ФЗ):

  • на основании заявления арендатора,
  • если предоставление участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления участка.
  • Кроме того, земельный участок, в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть:
  • предметом аукциона по продаже участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
  • предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.

Это также следует из части 1 статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Земельные участки предоставляют в аренду в соответствии с редакцией Земельного кодекса РФ, которая действовала до 1 марта 2015 года, если до этой даты было опубликовано (ч. 2 ст. 34 Закона № 171-ФЗ):

  • извещение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды участка либо
  • сообщение о наличии участков, предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Аналогичные правила действуют, если уполномоченный орган уже утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для его предоставления в целях, не связанных со строительством или с эксплуатацией зданий и сооружений. На это указано в части 3 статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Вместе с тем, нужно отметить, что норма об отмене преимущественного права заключать договоры аренды распространяется в том числе на договоры, которые были заключены до 1 марта 2015 года.

В связи с тем, что изменился порядок предоставления в аренду публичных земель, поменялся и порядок определения арендной платы за такие земельные участки.

Согласование условий договора аренды публичного имущества и его государственная регистрация

В договоре аренды публичного недвижимого имущества, как и в договоре аренды любого другого имущества, стороны согласуют:

  • предмет договора,
  • цену арендную плату,
  • срок договора аренды,
  • иные условия (порядок передачи и возврата имущества, расторжения договора, права и обязанности сторон, условия о подсудности споров и др.).

Согласованный и подписанный сторонами договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ).

Обязательность регистрации зависит от такого условия, как срок договора аренды. Регистрация не требуется, если договор заключен на срок менее одного года или на неопределенный срок. Если же договор аренды заключен на срок один год или более, то регистрация нужна (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Заявление о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может подать любая из сторон договора арендатор или арендодатель. Для регистрации договора аренды нужно обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Порядок регистрации устанавливает Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (утв. приказом Минюста России от 6 августа 2004 г. № 135). Перечень документов, представляемых на государственную регистрацию договора аренды, указан в пункте 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184. Подробнее о порядке государственной регистрации договора аренды см. Что необходимо учесть арендатору, если договор аренды недвижимости требует регистрации.

Если стороны не согласуют существенные условия договора, то он признается незаключенным. Если не зарегистрировать договор аренды, который требует государственной регистрации, то он также не будет считаться заключенным.

Вместе с тем, до недавнего времени было неясно, по каким правилам можно оспаривать договоры аренды в тех или иных ситуациях: как незаключенные или недействительные.

Президиум ВАС РФ разъяснил эти вопросы в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными, утвержденном информационным письмом от 25 февраля 2014 г. № 165 (далее информационное письмо № 165).

Во-первых, Президиум указал, что если в договоре аренды отсутствует существенное условие, то он будет являться незаключенным, а не недействительным (п. 1 информационного письма № 165).

Стороны не согласовали существенные условия договора аренды публичного имущества и не получили согласия собственника субъекта РФ для передачи имущества в аренду. Договор аренды стороны не исполняли. С каким иском арендодатель может обратиться в суд с иском о признании договора недействительным или незаключенным

В таком случае в суде правильно заявить требование о незаключенности договора аренды.

Президиум ВАС РФ разъяснил: если стороны не согласуют существенные условия договора аренды, то он не считается заключенным. К такому договору неприменимы правила об основаниях недействительности сделок. Из этого разъяснения можно сделать следующий практический вывод: если стороны не согласовали существенные условия договора, то оспорить его можно только как незаключенный, а не как недействительный. Причем ошибка в выборе требования не повлечет отказа в иске. Если истец, например, арендодатель потребует признать такой договор недействительным, то суд не откажет ему в требовании, а поправит его и поменяет способ правовой защиты, признав договор незаключенным.

Во-вторых, если договор, подлежащий регистрации, не был зарегистрирован, то даже при отсутствии государственной регистрации суд может признать его недействительным (п. 2 информационного письма № 165).

Стороны заключили договор аренды публичного имущества сроком на пять лет. Однако согласия собственника имущества субъекта РФ на передачу имущества в аренду они не получили. Кроме того, они не зарегистрировали договор. Можно ли признать такой договор аренды недействительным?

Да, можно. Ведь договор аренды уже с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям влечет правовые последствия в отношениях между ними. Поэтому подобный договор можно оспорить по правилам о недействительности сделок.

Президиум подчеркнул при этом, что иное толкование привело бы к тому, что сторона недействительной сделки могла бы требовать ее регистрации в судебном порядке.

Из этого следует важный практический вывод: требование о признании договора аренды недействительным третье лицо может заявить и до осуществления государственной регистрации договора аренды.

Материал Юридической справочной системы Система Юрист

piterlaw.ru

Смотрите так же:

  • Втб заявление на страхование Комплексное ипотечное страхование Вы получаете кредит на покупку недвижимости. Одним из условий выдачи такого кредита является заключение договора ипотечного страхования. «ВТБ Страхование», один из лидеров ипотечного страхования в России, […]
  • Помогу оформить кредит без пенсионных отчислений ФОРУМ ГРУППЫ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » ФОРУМ ГРУППЫ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ » ну вот и пришла сессия завтро в 14:00 на авроре » микрокредиты без залога и без […]
  • Оренбург деньги под расписку Деньги в долг в Оренбурге Деньги в долг Получить заем просто: Имею большой опыт предоставления займов физическим лицам в Оренбурге и Оренбургской области, а также жителям других субъектов Российской Федерации. Помогаю людям находить […]
  • Можно ли получить полис осаго без техосмотра Страховка без техосмотра в 2018 году Уже большинство владельцев автотранспортных средств, а также водители, страхователи и операторы, проводящие технический осмотр транспорта знают, как можно купить страховой полис по обязательному […]
  • Штраф за нарушение благоустройства территории Штраф за нарушение благоустройства территории Новости Новости Городские новости Штрафы за нарушение правил благоустройства увеличатся с 1 января 2018 года Штрафы за нарушение правил благоустройства увеличатся с 1 января 2018 […]
  • Приказ о наряд допуске Приказ о назначении лиц, имеющих право на выдачу нарядов-допусков Как правильно составить приказ по нарядам-допускам для организации, которая занимается такими видами деятельности, как водопроводно-канализационное хозяйство, чистка […]

Обсуждение закрыто.