Закон о пирате

USM — СОЮЗ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ ИГРЫ SEAFIGHT

Один из пиратских «законников» дошёл и до нас:

1. Каждый член команды равноправен по отношению к другим в своих решениях и в делении добычи. В случае если команда находится в тяжёлом положении, ответственность за принуждение пирата берёт на себя капитан.

2. Каждый пират обязан принимать участие в рейдах и дележе добычи. Те, кто попытается незаметно вынести полученный товар, высаживаются на необитаемый остров.

3. Организовывать азартные игры на деньги категорически запрещено

4. Тот, кто попытается привести женщину на корабль, будет тотчас же казнён.

5. Дезертиров следует казнить или высадить на острове.

6. Драться на корабле категорически запрещено

7. Если кто-то попробует убежать или обманывать — его нужно оставить на необитаемом острове, приложив всё самое необходимое.

8. Каждый член команды обязан подчиняться Настоящим правилам. Каждый имеет право на свою строго оговоренную долю.

9. Если случайно на острове или в море найдётся человек, его могут взять на борт, только если он примет эти нормы и будет одобрен всей командой.

10. Если кто-то закурит или выстрелит возле пороховых запасов, его надо бить плетями.

11. Если один из членов команды потеряет руку до локтя или ногу или до колена, соответственно, то ему должны выплатить 400 дукатов. Если конечность потеряна полностью, то сумма удваивается.

Свою добычу пираты делили в разных пропорциях. Если команда действовала от лица государства, то капитан был обязан выплачивать пошлину, размер которой мог достигать 90% добычи. Однако, к примеру, английская королева Елизавета брала лишь половину добычи в качестве пошлины. Всё остальное добытое имущество оставалось на делёжку между членами команды.

В зависимости от того, какой статус имел тот или иной пират команды на корабле, ему доставалась большая или меньшая относительно других часть добычи. Каждая отдельно взятая часть добычи, которая бралась за норму, называлась «акция».

Так вот, капитан получал, как правило, 2 акции, самым важным лицам на корабле – 1 3\4 акций, остальным членам команды по 1 акции и новобранцам всего по четверти акции. Естественно, делили только товары и деньги. Что же касается оружия, то оно оставалось у того, кто его заполучил в бою, и никто не мог его отобрать. Пиратские законы неукоснительно соблюдались всеми членами команды, включая капитана. Правильная делёжка добычи, естественно, входила в правила, и поэтому малейшее несоблюдение норм раздачи добытого имущества среди членов пиратской команды жестоко каралось.

Делёж добычи осуществлялся приближёнными к капитану людьми под строгим надзором самого капитана. Однако и это не мешало некоторым пиратам мошенничать, для собственной выгоды. Да это и неудивительно, совести у них по определению быть не могло.

ВЫПИВКА И РАЦИОН

Известный фильм «Остров сокровищ» раскрыл перед неискушенным зрителем тайны быта и питания пиратов. Однако всё ли было правдой и что именно пили и ели пираты мы поведаем вам в этом разделе нашего сайта. Принято считать, что настоящие пираты пили исключительно ром. Это действительно так, в те времена ром пользовался огромной славой, благодаря своим свойствам. Ром делали из сахарной патоки, и благодаря этому он не портился в жару. В то время как пресная вода уже через пару дней начинала вонять гнилью, то небольшая добавка рома возвращала воде нормальный вкус. Отсюда и появилось известное название – грог – «коктейль» из воды и рома.

Естественно, так как пить хотелось постоянно, то и ром с водой употребляли очень часто. Неудивительно, что практически все пираты были ужаснейшими пьяницами. Количество выдаваемого пиратам рома практически не лимитировалось, и поэтому морские походы часто превращались в форменные попойки и заканчивались катастрофами.

Пираты очень любили пиво, которого они брали с собой в путешествия немало, однако пиво имеет привычку портиться, поэтому его было естественно меньше чем рома. Вино же тоже имело место на пиратских кораблях, но его несоизмеримо меньше чем других напитков. Вино было офицерской привилегией и пили его мало и редко.

Что же касается рациона пиратов, то основу его составляла мясная пища, захваченная из порта и товары, перехваченные у торговцев. Привередливыми в отношении пищи пиратов назвать достаточно сложно, поэтому и исследовать этот вопрос особого смысла не имеет.

На суше пираты, как и в море не могли обойтись без любимого рома, но не потому что им хотелось пить, а потому что они стали зависимыми от спиртного. Множество пиратских кораблей захватывалось лишь потому, что ни один член команды не был в обороноспособном состоянии, – все были пьяны. В общем, это показывает состояние пиратов того времени. Образ пирата у нас всегда будет ассоциироваться с бутылкой рома. Йо-хо-хо!

Как уже было сказано, бытовая жизнь пиратов была строго ограниченна пиратскими законами, которые соблюдались всеми. Пираты всегда обязаны были спать одетыми и обязательно на корабле, иначе они могли подвергнуться жестокому наказанию. Принуждение к выпивке без желания привлекаемого тоже строго каралось.

Исключалось наличие женщин на борту. Бывали случаи, когда на корабль проникала девушка переодетая мужчиной, но в этом случае тому, кто её провёл, грозила смертная казнь. Что же касается драк, на большинстве кораблей драки были запрещены. Такого рода разбирательства всегда проходили на суше си обязательно с секундантами.

У китайских пиратов на одном из кораблей существовали жестокие правила, которые практически за любую провинность, будь то самовольное отлучение на сушу или мелкая кража, предусматривали первое, предупреждающее наказание, а затем и смертную казнь в случае рецидива

В книге «Пираты Америки», бывший пират 17 века раскрывает то, как живут пираты, и как строят взаимоотношения. Так вот, о пиратах автор отзывается вполне доброжелательно, упоминает, что неимущий пират новичок всегда может рассчитывать на поддержку со стороны других и что справедливость для пиратов всегда на первом месте. Если пират убьёт человека преднамеренно и вероломно, его приковывают к дереву, и он своим последним желанием должен избрать человека, который застрелит его.

Но не всегда всё было так гладко и справедливо. Достаточно часто пираты ссорились между собой и со своими командирами. И зачастую это заканчивалось дракой и убийством.

К примеру, однажды на борту корабля Бартоломео Робертса вспыхнуло настоящее сражение из-за того, что капитан убил оскорбившего его матроса. Команда корабля едва не лишила сама себя жизни, однако опомнилась, и трагедии удалось избежать. Виновные потом были наказаны.

usm.moy.su

Какими были пираты в действительности

Сегодня к материалу о пиратском кодексе неким el basurero был написан обширный комментарий, больше смахивающий на полноценный материал, затрагивающий многие важные аспекты пиратского бытия. Ввиду этого я решил опубликовать его как отельную статью , дабы представить этот не лишенный объективизма взгляд большему кругу читателей.

В первых строках письма, вынужден напомнить тащущимся по пиратской романтике береговым крысам, что именно свободный доступ к рому послужил причиной гибели множества славных команд — неоднократно их застигали в мясо пьяных и брали тёпленькими.

Кто такой пират и что такое кодекс

Демократия, как показывает практика, была лишь иллюзией — понятное дело, что в капитаны может пройти не каждый, а только тот, кто умеет тактически мыслить и способен читать карту, не путать стороны света и мало-мальски разбираться в навигации. Если этого не было — уделом добрых кораблей становилась посадка на мели, битие о рифы, затопление в шторм и бесславная гибель.

В тех случаях, когда пираты преуспевали, то была заслуга прежде всего капитана, и чем меньше похож на идиота он был, тем менее печальной была его кончина. Самые крупные и дерзкие операции, проводимые пиратскими командами по размаху — со скидкой на тоннаж отдельно взятого корабля — были сопоставимы с военными операциями, проводимыми грамотными специалистами, а самые убогие вроде грабежа рыбацких шхун — уделом дилетантов, каким-то боком затесавшихся под черный флаг .

Учитывая, что кадры для пиратского братства исправно ковало английское, а потом и британское адмиралтейство, известное своей тупостью, жадностью, высокомерием и наплевательским отношением к пушечному мясу, то есть морякам — качество было соответствующее. Идейных профессионалов мало и в основном это офицеры и мичманы, большинство — жертвы насильной вербовки и содержимое тюрем.

Мораль соответствующая — первые из этого большинства — хотели бы вернуться домой к семьям, и охотно принимали амнистию, навсегда оставляя пиратский промысел, а вторые, кто не являлся невинно-осужденным — просто наслаждались возможностью убивать, грабить, насиловать и пьянствовать, и кончали свои дни на виселице. С другой стороны, идейные кадры тоже были, и не желая иметь ничего общего с системой, где матроса могут забить до полусмерти кошками за малейший проступок, и в то же время питая тягу к морю, им ничего иного не оставалось кроме как примкнуть к пиратам и разделить с ними богатство или виселицу.

Однако, как выразился один персонаж из развесёлой фэнтезийной комедии про капитана Джека Воробья, кодекс — это не закон. Дело в том, что закон, не имеющий аппарата принуждения к его исполнению — бесполезен, а закон, составленный с учетом интересов самых гнусных представителей сообщества — бесполезен вдвойне , ну а то что кодекс составлялся как письмо запорожцев турецкому султану — очевидно по первой же строчке, где команда защищает своё право бухать в любое время суток. Споры насчет рома не утихали в течение столетий — капитаны и адмиралы пытались как-то бороться с пьянством на борту, а команда регулярно бунтовала если им не выдавали положенную порцию; любая попытка это изменить в приказном порядке была обречена на провал.

С алкоголем ясно; что же с едой пиратов? В отличие от торгового флота, где на еде экономили, и военного, где на еде не только экономили, но ещё и выдавали явный брак (чего только стоит история про выдачу интендантской службой на военный корабль бочек с заведомо тухлой солониной), пираты еду не покупали — они либо сами её заготавливали впрок, либо экспроприировали съестное с ограбляемых судов , таким образом провизии у них было достаточно, и смысла экономить — исключая чрезвычайные случаи — не было, даже наоборот — её надо было побыстрее съесть, иначе пропадёт. С этим тоже ясно.

Дележ добычи и азартные игры

Делёжка добычи и азартные игры — это узкие места в жизни корабля, в которых чаще всего возникают баррикады из трупов, особенно когда кандидаты в покойные уже нализались и агрессивно воспринимают мысль, что придется отдавать кому-то денежки, которые вполне-себе можно прикарманить. Отсюда и правило об изгнании и увечии за утаивание части добычи, хотя по большей части за это убивали — но это зависело от корабля. В основном же процедура была простой до безобразия — после окончания захвата приза, капитан и квартирмейстер выстраивали абордажную команду на палубе и учиняли обыск. Затем, если дела вели умные люди, составлялась опись ценностей, и происходила делёжка — наличных и драгоценностей — сразу, а товаров — после сбыта . Разумеется, всегда были недовольные делёжкой, каждый завидовал соседу и атмосфера была довольно-таки напряженной. Вот как раз ввиду того самого правила о том что никто не может изменить свой образ жизни пока не накопит 1000 фунтов (правило с кодекса Черного Барта: «Никто не может даже заговорить о том, чтобы изменить такой образ жизни, пока его доля не составит 1 000 фунтов стерлингов. Каждый, кто во время службы станет калекой, потеряет руку или ногу, получит общей казны восемь сотен монет, а за более легкое увечье, соответственно, меньше»).

Система призовых долей в пиратский лексикон попала прямиком из призового устава королевского флота, и на каждом корабле была разной — где-то делили как у короля, где-то поровну. То же самое касалось дуэльного свода, за исключением того, что на королевских судах дуэль могли устраивать только равные, а на пиратских — каждый мог вызвать на дуэль хоть капитана (и по этой причине капитан зачастую устраивал неимоверные зверства, лишь бы заставить команду бояться его больше чем противника).

Что насчет дамочек

Пункт насчет женщин — традиционно идет после рома и золота как третий повод к поножовщине , и по понятной причине в комментариях не нуждается — хотя Джек Рэкхем удачно оспорил данное правило, и да, женщины на пиратских кораблях были, как в плане корабельных проституток, так и в виде членов команды, и в последнем случае нередко отличались как особой отмороженностью, так и благодушием, о чем, впрочем, свидетельств мало.

Женщин на путь пиратства толкало общество — по законам того времени у женщины не было вообще никаких прав — ни на собственность, ни на свободу и жизнь, и так как суфражистки появились только через пару сотен лет, а свободы хотелось ну просто очень дико , количество «корнетов Шурочек» в армиях было довольно велико, во флоте — ввиду крайне малого пространства для жизни — сильно меньше, но тем не менее, они были, в основном на офицерских должностях (потому что у мичманов и офицеров даже на маленьких судах были каюты и хоть какое-то подобие личного пространства). Но шила в мешке утаить невозможно, и даже переодетая в мужское платье женщина сильно рисковала. По этой причине, нежных барышень среди них не было «от слова совсем».

Напоследок о законах морали

Пиратские зверства сильно попортили романтическое реноме черного флага, которое, если не вдаваться в детали, восходят к легенде о морском Робин Гуде Клаусе Штёртебекере, который грабил богатых и помогал бедным. Это, собственно, всё что можно сказать о высокой морали. Теперь о не особо высокой. В большинстве своём пираты были обычными людьми своего времени, и если они не являлись закоренелыми убийцами и насильниками, то проявляли к экипажам захваченных кораблей милосердие, предоставляя им самим решать судьбу их офицеров (чем многие пользовались, потому что списать смерть подонка-капитана на пиратов — это одно, а вот устроить мятеж на борту — это другое, потому при виде черного флага капитан любого торгового корабля сразу вспоминал свои грехи по отношению к команде, и если их было много — ставил все паруса и удирал со всех ног, потому что в случае абордажа команда могла попросту сдать судно).

Успешное выживание корабля зависит от многого — хорошо ли он сделан, в достатке ли на нем припасов пороха и свинца, от качеств своего капитана и от выучки команды. Капитан корабля — второй после бога, и так было всегда, и никакой кодекс не мог этого изменить в силу того, что таков закон моря. Плохой капитан — погибель корабля, и потому мятеж против такового капитана был насущной необходимостью стремящихся к выживанию людей , и это, в свою очередь ставило их вне закона людского — и очень многие пираты стали таковыми как раз в результате такого мятежа, а их кодекс был всего лишь видоизмененным корабельным уставом, откуда были вычеркнуты ненавистные фразы про порку и веревку, ибо этого кушанья моряки ели без счета.

pirate-islands.com

Закон о пирате

Я не нашел полного Пиратского кодекса на пикабу, поэтому тем, кому интересна данная тема или тем, кому просто хочется расширить кругозор выкладываю все, что смог найти.

Несмотря на значительную степень личной свободы, в пиратском коллективе не было никакой анархии. В целом, можно сказать, что пиратский кодекс во многом походил на свод правил, обычных для торговых судов и военных кораблей. Каждый пиратский экипаж определял собственный свод правил. Эти правила обычно записывались, и каждый член экипажа соглашался их исполнять. Кодекс определялся перед выходом в море. Если на борту торгового судна происходил мятеж, то первое, что делали восставшие матросы, определяли свод законов.

В конце XVII века буканьеры пользовались письменной хартией (chartc-partie), в которой определялись условия службы, выплаты в случае ранения или смерти, доля трофеев. Такая хартия рассматривалась как официальный документ, который в случае конфликтов рассматривался в ямайкском суде. Когда в конце XVII века буканьеры в большинстве своем превратились в пиратов, они сохранили традицию составления хартии, хотя она никакого юридического веса уже не имела, но признавалась в рамках экипажа. До нас дошло несколько подобных хартий. Например, хартия, составленная Бартоломью Робертсом, носит прямо-таки драконовский характер.

Все эти документы представляют собой ценнейшее свидетельство эпохи, проливающее свет на пиратскую жизнь. Будучи однажды утверждена командой, хартия неукоснительно соблюдалась. Капитану корабля давалась практически неограниченная власть.

Капитан обычно выбирался всей командой, чаще всего простым голосованием поднятой рукой. Если капитан переставал устраивать команду, таким же голосованием его легко могли сместить с занимаемой должности. Власть капитана была огромной. Он мог убить любого матроса, отказавшегося выполнять приказы, при этом решение принималось им лично, без какой-либо судебной процедуры.

«Вчерашний день прошёл, сегодняшний — наш, наступит ли завтрашний — неизвестно»

1. Каждый Настоящий Пират должен гордиться своим громким именем.

2. Для пирата существует лишь один закон – Пиратский кодекс чести.

3. Для пирата существует лишь одна семья – Пиратское братство.

4. Для пирата существует лишь один дом – пиратский корабль.

5. Для пирата существует лишь один образец подражания – его великие предшественники.

6. Жизнь пирата – непрестанная цепь сражений.

7. Самые страшные преступления для настоящего пирата – это предательство и трусость.

8. Пират должен быть всегда готов рисковать своей жизнью.

9. Каждый пират должен быть отчаянным и смелым, трусость в бою карается.

10. Каждый пират обязан подчиняться вышестоящим по рангу.

11. Пистолеты, сабли и остальное оружие должны содержаться в чистоте и полной готовности.

12. Пирату запрещается использовать на корабле нецензурные выражения.

13. Для выражения своих мыслей и чувств пират может использовать слова из пиратского жаргона, разрешённые на корабле.

14. Если любой из членов команды будет уличён в воровстве или нечестной игре, он должен быть наказан.

15. Женщинам разрешено становиться пиратками только в том случае, если они не уступают мужчинам в следующих качествах: решительности, смелости и силе воли.

16. Когда пират проходит определённое количество сражений, приобретает необходимый опыт и навыки, он получает повышение в звании, согласно Пиратскому рангу.

17. Чёрная метка – знак наказания, клеймо на репутации пирата за несоблюдение кодекса.

Капитаном избирается наиболее опытный и смелый член команды. Он должен быть уважаем остальной командой и обладать жёстким и твёрдым характером. Капитан нигде не имеет право быть последним. Единственное, что не считается проявлением трусости – если капитан во время рукопашной остаётся на своем мостике, а не лезет впереди абордажной команды. Если капитан проявляет трусость или жестокость по отношению к своей команде, пираты могут поднять бунт и выбросить капитана за борт, или в лучшем случае, высадить на необитаемый остров. Если же команда считает, что капитан плохо справляется со своими обязанностями, он становится рядовым пиратом, а его место занимает другой, выбранный всей командой моряк.

Квартмейстер несёт ответственность за состояние судна. Его главная задача — распределение и снабжение различными материалами, необходимыми на корабле, а также выполнение ремонтных работ, распределение добычи и наказание провинившихся. Таким образом, можно сказать, что обязанности, которые на обычном судне выполняются одним человеком — капитаном, у пиратов распределены между двумя. Это позволяет исключить единоначалие на корабле, которое так ненавидят пираты. Когда капитан ведёт судно в сражении, квартмейстер возглавляет абордажную команду и находиться на самом жарком участке боя. Он также определяет, насколько ценен захваченный груз, и распределяет добычу. Квартмейстер — единственный человек в команде, который определяет наказания для провинившегося пирата. Капитан может лишь потребовать наказать виновного, но степень вины определяет квартмейстер, даже если это и идёт против мнения большинства. Кроме того, квартмейстер выступает в качестве судьи в спорах между членами команды, а также при дуэлях, если они не противоречят пиратскому кодексу. Таким образом, квартирмейстер в вопросах боевых действий, дележа добычи и управления командой стоит выше капитана корабля. Само слово «квартмейстер» свидетельствует о том, что человеку, занимающему этот пост, достаётся четверть добычи.

Первый помощник капитана исполняет капитанские обязанности во время его отсутствия. Первый помощник также необходим, чтобы возглавить команду при захвате вражеского судна вместе с квартмейстером. Но нередко первые помощники возглавляют бунты на кораблях против капитана. Особенно опасным сговор первого помощника с квартрмейстером или боцманом.

Самые опытные моряки, отлично знающие лоцию и морские карты, становятся навигаторами. Прокладка курса и определение места нахождения корабля — весьма непростые задачи. Навигатор должен уметь пользоваться различными астрономическими инструментами, рассчитывать курс корабля и проводить его в наиболее опасных местах во время плавания. Нередко навигатор мог единолично спасти корабль во время боя, направив его только ему одному известным проходом между скал. В ведении навигатора бесценные морские карты, навигационные приборы и корабельные часы. Если на корабле не было клерка, то ведение записей и учета также возлагалось на навигатора. В свою очередь, первый помощник иногда выполнял обязанности навигатора.

В команде корабля всегда есть люди, в обязанность которых входит поддержание технического состояния корабля и управление командой. Именно эти обязанности и исполняются младшими офицерами — корабельными боцманами. Боцман следит за состоянием парусов, снастей и такелажа, а также дублирует команды капитана во время боя или шторма. В обязанности боцмана входит содержание корабельного флага, связь с другими кораблями с помощью специальных сигналов, поддержание порядка среди команды и содержание шлюпок. Боцман также отвечает за состояние корабельных часов. При необходимости наказания одного из членов команды роль палача также нередко отводится боцману.

Канониры — высокоценные специалисты, которые отвечают за исправность пушек, их готовность к стрельбе, а также собственноручно командовали их наведением во время боя. Самое опасное место на корабле – пороховой погреб также находится в ведении канонира.

Врачи высоко ценятся среди пиратов и нередко при захвате вражеского судна врач в первую очередь получает предложение присоединиться к команде победителя. Врач — единственный человек, кому разрешается не подписывать пиратское соглашение. Нередко врачам захваченного судна выплачивается вознаграждение, если они просто оказывают помощь членам пиратской команды. Главное корабельное лекарство у пиратов — ром – его использовали и как лекарство от желудочных болезней и как обезболивающее при операциях.

Пират – основная ячейка команды. Основным умением должно быть умение сражаться и рисковать своей жизнью. Свобода, разгульная весёлая жизнь, презрение к смерти – основные принципы пиратской философии.

Как правило, юнгами становились мальчики из благородных семей, которые направлялись для изучения основ мореходства. Юнги по мере освоения морской науки становились корабельными офицерами. Иногда они состояли как порученцы при капитанах судов, выполняли задания по доставке
сообщений, следили за офицерской формой и оружием, готовили пищу. Офицеры же за это обучали их основам мореплавания и торговли. Юнгам приходилось выполнять много трудной и неинтересной работы, но всегда могли рассчитывать на достойное вознаграждение и нередко на эту должность соглашались молодые моряки, стремившиеся стать морскими офицерами.

Пороховая обезьяна
Эта должность возникла на британском военном флоте. Так назвали мальчишек, которые входили в оружейную команду. Пираты нередко похищали или заманивали на свои корабли наиболее ловких и пронырливых портовых мальчишек и использовали их ловкость и сноровку. 11-13 летние пираты занимались чисткой оружия, уборкой корабельных помещений, подносили порох и заряды во время боя, одним словом, это были обычные мальчики на побегушках. Они могли пролезть в самые потаенные уголки судно, поэтому нередко пираты с их помощью искали различные тайники на захваченных кораблях. На берегу мальчишки доставляли секретные письма союзникам пиратов и использовались как разведчики во вражеских городах. Благодаря своей ловкости и быстроте пороховые обезьяны нередко оказывались единственными, кому удавалось спастись во время гибели корабля

pikabu.ru

Пиратство, разбой и терроризм на море

Григорян В.Л., Дмитриев В.И. Пиратство, разбой и терроризм на море. —

М.: ИКЦ «Академкнига», 2004, с. 5-23.

В римских юридических сборниках — дигестах — зафиксирован закон, приписываемый мудрому греческому законодателю Солону, где перечислены три равноправные профессии: моряки, пираты и купцы. Никто не мог игнорировать пиратский промысел , хотел он того или нет. Тут все зависело от обстоятельств, как и то, кому быть дичью, а кому охотником. И никто не знал, в какой из этих ипостасей ему придется выступить, едва родной берег скроется из виду Это была единая «трехглавая профессия», наподобие греческой богини Гекаты 1 или карфагенской Истины. Тысячу раз прав был Гете, утверждавший устами Мефистофеля, что «война, торговля и пиратство — три вида сущности одной».

Ни один античный роман не обошел молчанием действия пиратов. И с полным правом можно утверждать, что в первую очередь с пиратством связано стремительное развитие судостроения, навигационных знаний, торговых связей, военно-политических союзов — всего, что составляет историю общества.

Трудно переоценить роль «мужей, промышляющих морем», как называл их Гомер, и в сфере географических открытий. Именно они прокладывали новые трассы, отыскивали новые якорные стоянки и гавани, изобретали новые типы кораблей и вооружения.
———————
1 Геката — греческая богиня, покровительница ночной нечисти, колдовства.
5

Когда мы слышим слово «пират», у нас возникают ассоциации двоякого рода. Либо перед нашим мысленным взором предстает жутковатый верзила с черной бархатной повязкой на глазу, деревяшкой вместо ноги и с кружкой рома в изувеченной руке, весь покрытый татуировкой, горланящий приличествующие случаю песни и обучающий попугая популярной в данной среде терминологии. Либо же перед нами смутно маячит байронический лик учтивого идальго в бархатном камзоле, шляпе с плюмажем и томиком Горация в холеной, хотя и загорелой руке, — этакого разочарованного жизнью изгоя, лишь волею обстоятельств ставшего джентльменом удачи, странствующим «рыцарем, лишенным наследства».

Два мира, два полюса. На одном — Джон Сильвер и Билли Боне. На другом — Морган, уже сменивший свое имя Генри на Джон, но еще не знающий, что его ждут вице-губернаторство на Ямайке и пожизненная литературная слава в образе капитана Блада. Здесь же тонкий поэт, талантливый ученый, государственный деятель, историк и неудачливый придворный Уолтер Рейли. Здесь же организатор первого в мире коммунистического государства Либерталии на Мадагаскаре Миссон. Различие между этими полюсами не столь существенно, как кажется на первый взгляд: если первых мы бы назвали типичными, то вторые — безусловная реальность, хотя и сильно подгримированная временем. Все они вполне добросовестно и профессионально относились к своим пиратским обязанностям, каждый на своем месте и в меру своих способностей.

Происхождение слова «пират» не вполне ясно, но то, что оно родилось в Греции, — несомненно. Большинство исследователей склоняются к тому, что слово «пиратство» произошло от древнегреческого peirai — совершать нападение. Им уже пользовались такие писатели древности, как Полибий и Плутарх, и они ничего не говорят о его происхождении и не пытаются его толковать. Отсюда следует, что это слово было им хорошо известно и привычно. Его можно толковать по-разному: «пытаться овладеть чем-либо, нападать на что-нибудь», «пытаться захватить (или штурмовать)», «совершать покушение или нападение на кораблях».

Это слово вошло в обиход примерно в IV—III в. до н. э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное еще Гомеру и тесно связанное с такими материями, как грабеж, убийство, добыча. Четкое разграничение в этой области провели лишь римляне: их слово «рiratа» заимствовано из греческого как синоним именно морского грабителя.
6

Зародилось пиратство в глубокой древности одновременно с развитием морской торговли и началом войн на море. Самые ранние упоминания о пиратстве содержатся в критских, греческих и римских мифах и эпосе. Четкого различия между купцом, пиратом и просто моряком не было, в законах VI в. до н. э. эти профессии рассматривались как равноправные.

В древнем мире пиратством занимались целые народы. Пираты имели свои якорные стоянки, гавани, крепости, верфи, береговые службы наблюдения и связи, осведомителей, высоких покровителей и рынки сбыта награбленного. По свидетельству Страбона, рынок рабов на Делосе «был способен в один день принять и продать десятки тысяч рабов».

Еще в древности благодаря пиратству совершено множество географических открытий и изобретений. Властители прибрежных государств были вынуждены обзаводиться флотами для защиты своих владений, что способствовало появлению новых типов кораблей и совершенствованию тактики морского боя. Пираты отлично знали навигационную обстановку и грузопотоки в «своих» районах, и их засады редко бывали напрасными. За советами они часто обращались к оракулам в Дельфах, Додоне, на Самосе. Свои ряды пираты пополняли за счет беглых рабов, неимущих и пленников, но во II в. до н. э. существовали (например, на Крите) и специальные пиратские школы.

Главным оружием пиратов был террор. Многие изобретенные ими способы устрашения применялись и в Новое время (килевание 1 , связывание пленников лицом к лицу с мертвецами и др.). Похищение людей для продажи в рабство — так называемый андраподизм, выделилось со временем в самостоятельный род занятий.

В XIX в. до н. э. возникло большое пиратское объединение в Красном море, парализовавшее египетскую торговлю в южных морях. «Раем пиратов» была долгие годы дельта Нила, где местные жители с разрешения фараонов «охраняли» побережье, грабя потерпевших кораблекрушение. Начиная примерно с 3000 г. до н. э., и до конца античности в Средиземном море появлялись и исчезали могущественные пиратские государства. Из них наиболее известны державы Миноса, Поликрата и Секста Помпея.
————————-

1 Килевание — наказание провинившегося матроса, существовавшее в XVII в. на парусном флоте: наказуемого привязывали к решетке люка и затем при помощи подкильных концов протягивали под днищем судна (иногда с выдержкой под килем) с одного борта на другой. Подвергавшиеся такому наказанию редко оставались в живых, поэтому оно считалось равноценным смертной казни.
7

В VI в. до н. э. самый предприимчивый пират Эгейского моря Поликрат владеет более чем сотней больших и малых судов. Он организует первый в истории морской рэкет: греки и финикийцы должны платить ему определенную сумму, чтобы обезопасить свои суда и грузы от нападения и грабежа, а моряков спасти от смерти, которая угрожает им при малейшем сопротивлении. Доход от пиратского предприятия столь велик, что Поликрат строит на острове Самос дворец, одно из чудес света той эпохи. Для его украшения и установки статуй и памятников в городе тиран-пират поступает так же, как намного позже будут поступать папы, короли и князья Ренессанса: он приглашает из разных стран самых известных художников и ученых и осыпает их золотом. Если нужно, он похищает их.

— Хочу, чтобы меня лечил лучший врач — Демокед.

Один из капитанов-пиратов похищает Демокеда из Афин, привозит его на Самос, где врач живет в роскоши, буквально купаясь в золоте. Знаменитый лидийский поэт Анакреон сам является ко двору (иного слова и не подберешь) Поликрата.

Но всему приходит конец. В 515 г. до н. э. морская мощь Поликрата слабеет, и персидский флот подходит к берегам Самоса. Тиран-пират яростно сопротивляется, но попадает в ловушку врага. Наместник Кира в Лидии предлагает Поликрату пакт о ненападении. Привыкший к роскошной жизни сатрапа, Поликрат, желая сохранить себе рэкет, соглашается приехать на континент для подписания договора. Он схвачен и распят на кресте.

Лишь только греки начали уверенно плавать по Средиземному морю, они предались морским разбоям. И это ремесло, утверждают историки, не только не считалось постыдным, но, напротив, почетным. «Какое ремесло твое?» — спросил мудрый Нестор молодого Телемаха, отыскивавшего своего отца

Одиссея после падения Трои. «Путешествуешь ли по делам своей земли или принадлежишь к числу тех пиратов, которые распространяют ужас на отдаленнейших берегах?» Эти слова, приводимые Гомером, служат как бы отблеском характера того времени — характера, неподчиненным еще закону, и считающего героизмом подобное проявление силы. Народный певец Греции освятил в своих стихах страшный тип этих завоевателей, и это предание, сделавшееся общенародным, защищало славу искателей приключений, которые прославлялись, подражая примеру аргонавтов.

Северный бард Оссиан воспевал бесчисленных героев, спускавшихся с бурых холмов, которых темное море катило на волнах своих к берегам древней Ирландии. «Мы часто переплывали моря, — говорил он, — чтобы нападать на иноземцев; ржа смывалась с мечей наших в крови, цари земные оплакивали свои потери».

ПЛЕНЕНИЕ ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ

Страшное сборище пиратов уже несколько лет росло и усиливалось в Киликии, прибрежной стране азиатского материка, лежащей вблизи Сирии, от которой отделялась горой Тавр и нижней Арменией. Эти смелые грабители крейсировали в архипелаге, брали на абордаж слабо вооруженные корабли, заносимые туда торговлей. Первым блистательным подвигом их было пленение Юлия Цезаря, который еще молодой, спасаясь от проскрипции Суллы, укрылся при дворе Никомеда, короля Вифинского. На обратном пути он попал в засаду киликийских пиратов и был ими захвачен. А произошло это так.

Цезарь с попутчиками направлялся на грузовом судне из Афин в направлении Родоса. Судно проходило мимо островка Фармакус неподалеку от нынешнего побережья Турции. Ветер ослабел, паруса безжизненно повисли, единственным звуком на судне был скрип четырех тяжелых весел в уключинах. Вдруг рулевой (он орудовал двумя рулевыми веслами, укрепленными на корме по каждому борту) позвал капитана и указал на темное, быстро растущее пятно слева по борту Капитан с минуту вглядывался вдаль и, пожав плечами, сказал: «Там два судна». И действительно, вскоре пятно раздвоилось. Ветер окончательно стих. Пиратские суденышки росли на глазах. Они шли на веслах без мачт и парусов, но пассажирам казалось, что ж они буквально летят по воде. На каждом судне ритмично взлетало и опускалось по десять пар весел.

Капитан отдал негромкий приказ. Паруса спустили, а весла уложили по борту. Бегство представлялось бессмысленным. Вскоре дюжина загорелых пиратов с кривыми кинжалами за поясом уже расхаживали по палубе захваченного судна. Каждый пассажир молча протягивал сумму, которую пираты показывали на пальцах. Главаря пиратов сопровождал капитан судна, выполнявший по необходимости функции переводчика. Можно было подумать, что производится сбор таможенной пошлины, а капитан получает комиссионные. Но он знал, что сопротивление равносильно смерти, и хотел, чтобы дело закончилось мирно.

На корме — лучшем месте на судне — сидел молодой, холеный пассажир в слишком элегантном для морского путешествия одеянии. Он читал и нарочито, даже как-то презрительно, не обращал внимания на происходящее. Вокруг него толпились почтительные слуги. Подойдя к поглощенному чтением пассажиру, главарь пиратов прокричал хриплым голосом несколько слов. Молодой человек даже не поднял головы. Пираты потянулись за кинжалами, но один из слуг обратился к капитану:

— Имя моего хозяина Гай Юлий Цезарь. Я его врач.
Капитан перевел, и лицо главаря пиратов немного изменилось. Имя Цезаря было ему неизвестно, но то почтение, с которым его произнесли, наводило на мысль о больших деньгах.
— Я хочу назначить за него и его слуг приличную цену, — сказал он капитану. — Сколько они стоят?
Капитан пожал плечами. Любое сотрудничество имеет свои границы. Пират повернулся к своим людям:
— Сколько?
— Не меньше десяти талантов, — сказал один из них.
— Нет, — возразил главарь. — Этот тип презирает нас. Тем хуже для него. Двадцать талантов.
Капитан перевел. Тогда молодой человек соизволил прервать чтение.
— Скажите этому человеку, что он не знает своего ремесла. Я стою не менее пятидесяти талантов.

Не станем терять времени на выяснение соответствия означенной суммы современному денежному курсу, поскольку мы даже не знаем, шла ли речь о серебряных талантах или о талантах золотых. Как бы там ни было, выкуп огромный, и тщеславный Цезарь сам назначил его. Главарь пиратов долго комедию не ломал.
— По рукам. Деньги на борту? Нет? Тогда — сюда!
10

Цезарь с прислугой перешел на борт одного из суденышек, и его доставили на берег. Ему пришлось провести в грязной пиратской деревушке тридцать восемь дней, пока два доверенных лица собирали выкуп, что, как известно, требует времени. Говорят, Цезарь сочинял поэмы и занимался физическими упражнениями, соревновался с пиратами в беге и бросании камней. Он повторял им, что вернется и покарает их, распяв на кресте, но его слова вызывали у пиратов приступы хохота. Угрозы не мешали делам, и все произошло по правилам. Узнав, что выкуп находится у некоего милетского адвоката, который готов передать его пиратам, они переправили Цезаря с его слугами по указанному адресу и получили деньги.

После прибытия в Милет Цезарь велел снарядить корабли для преследования пиратов. Разбойников разыскали в группе греческих островов, где они бросили якорь. Цезарь отрезал им отступление, ов- ладел их добычею, которая вознаградила расходы на снаряжение судов, и отвез в Пергам множество пленников, которых велел повесить на прибрежных деревьях.

Но это строгое наказание доставило Средиземному морю только мимолетную безопасность. Воспользовавшись междоусобицами, долго препятствовавшими Римской республике заниматься своими внешними делами, киликийские пираты в короткое время достигли такого могущества, что, по сообщению Плутарха, учредили арсеналы, разместили гарнизоны и маяки на всем азиатском берегу и собрали флот составом в более чем тысячу галер. Суда их, блистая царскою роскошью, имели позолоченные, пурпурные паруса и обитые серебром весла.

Скоро им показалось недостаточным властвовать на море, особенно, когда страх от одного их имени привел к свертыванию судоходства и превратил море в «пустыню». Тогда пираты, объявив древнему миру беспощадную войну, начали высаживать свои отряды на берег, разграбили четыреста городов и сел в Греции и Риме и дерзко омывали свои окровавленные паруса в водах священного Тибра перед лицом самого Рима.

Взятие киликийцами конвоя хлеба из Сицилии, Корсики и с берегов Африки стало причиной страшного голода в Риме. Народ Рима восстал, город горел. Только перед лицом двойной опасности — внешней и внутренней — патриции и трибуны, стоя меж двух огней, прекратили на время свои интриги. Народу Рима дали оружие и указали а врага, виновного в голоде. Сто тысяч добровольцев, разместившись на кораблях четырнадцати эскадр, устремились на борьбу с пиратами.

Гней Помпеи, к тому времени уже знаменитый полководец, принял командование всей экспедицией, а четырнадцать сенаторов, известных мужеством и опытностью, под его начальством командовали отдельными эскадрами флота. Скорость сбора этих сил имеет мало примеров в истории. Пятьсот кораблей пошли к Азии, блокируя мор-
11

ские пути и уничтожая все» что покушалось пройти мимо. Под давлением превосходя щих сил римлян, пираты в беспорядке возвратились в Киликию и сосредоточились в крепости Коракесия. После уничтожения всех, кто не успел укрыться в крепости, Помпеи потопил более тысячи трехсот пиратских кораблей, четыреста захватил в плен и взял Коракесию штурмом. Затем Помпеи штурмом взял и уничтожил одно за другим все пиратские укрепления, сооруженные между побережьем и Тавром, в горах которого были спрятаны бесчисленные сокровища, награбленные в Греции, Италии и Испании. В завершение экспедиции римский полководец заложил на берегу Киликии город Помпейополис в шести милях от Тарса 1 на берегу Карамании.

Таков был финал этой грандиозной кампании на Средиземном море в древности. Правда, великую победу Рим не достаточно оценил, отказав Помпею в заслуженном триумфе.

Карательные экспедиции против пиратов высылали Перикл (автор закона о свободе мореплавания и смертной казни для андраподистов), Август, Тиберий, Клавдий и другие римские императоры, но борьба была безуспешной.

Пиратство, как и война, всегда считалось у древних народов обычным хозяйственным занятием, не хуже и не лучше, чем скотоводство, земледелие или охота. Разве что опаснее или хлопотнее. А посему оно неизбежно должно было иметь и собственную «производственную базу», окончательно уравнивающую его, например, с военным делом. Пираты должны были иметь свои якорные стоянки, гавани и крепости, где они могли бы чувствовать себя в безопасности на время ремонта или отдыха, были бы способны отразить любое нападение и хранить добычу. Для этого нужны инженеры и строители разных специальностей, обслуживающий персонал и вообще все, без чего не может обойтись ни одна крепость.

Пираты должны были иметь корабли, по крайней мере, не уступающие быстроходностью и маневренностью обычным типам торговых судов (чтобы можно было догнать) и военных кораблей (чтобы можно было удрать или принять бой). Для этого нужны верфи, материалы и постоянно действующие конструкторские бюро . Пираты должны были иметь эффективное оружие нападения, чтобы предприятие принесло максимальную выгоду, и оружие защиты, так как участь пойманного разбойника было ужасна. Для этого нужны грамотные специалисты в морском и военном деле, а также знатоки теории военного искусства.
———————-

1 Тар с — в настоящее время древнее городище на окраине г. Тарсус (Турция) .
12

Пираты должны были иметь лучшую для своей эпохи оснастку кораблей, превращающуюся в умелых руках в дополнительное оружие. Для этого необходимы совместные усилия конструкторов, теоретиков и практиков, а также испытательные полигоны.

Пираты должны были иметь рынки сбыта рабов и награбленного добра, а также разветвленную сеть посредников, ибо без их помощи они быстро поменялись бы местами со своими пленниками. Для этого нужны преданные агенты, совмещающие в себе таланты и разведчиков, и наводчиков, и провокаторов.

Иными словами, они должны были иметь государство в государстве. Как правило, они имели его. И мы видим, что мощь некоторых из них была такова, что соперничала с мощью Рима в период его расцвета в эпоху Помпея, Цезаря и Августа.

Не исчезло пиратство и с гибелью породившего его рабовладельческого строя. После падения Рима оно лишь изменило окраску. Если древние пираты являлись органичным и неотъемлемым звеном экономики рабовладельческого способа производства, поскольку захваченных людей обращали в рабство и тем самым стимулировали развитие рабовладения, то пираты Нового времени были уже серьезной помехой торгово-финансовым связям. Сущность же пиратства по-прежнему составлял морской разбой.

Эру средневекового пиратства открыли викинги, или норманны (VIII—XI вв.). В дальнейшем различные пиратские сообщества стали возникать практически на всех морях с оживленными торговыми путями.

Широкую известность приобрели в XIV—XV вв. пираты Балтийского и Северного морей — витальеры 1 (под руководством К. Штертебекера, Г. Михеля, Бенеке), грабившие ганзейские суда, а иной раз и нападавшие в пользу Ганзы 2 на ее врагов. Дерзкие операции витальеров наводили страх на правителей приморских держав. Бенеке удалось даже взять в плен плывущих в Нидерланды английского короля Эдуарда IV и лорд-мэра Лондона.

После распада этого сообщества возникло новое — ликеделеры. В XV—XVI вв. на Средиземном море так называемые варварийские пираты (под началом братьев Барбароссов, Драгута и Улуха) фактически контролировали всю мировую торговлю. Для борьбы с ними христианские страны были вынуждены
——————————
1 Витальеры — полупиратское сообщество на Балтийском и Северном морях.
2 Ганза — торговый и политический союз северных немецких городов в XIV—XVI вв. (формально до 1669 г.) во главе с Любеком.
13

выставить объединенный флот во главе с адмиралом Дориа. В плену у варварийских пиратов более четырех лет провел великий испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра. Процветало пиратство и на морях Юго-Восточной Азии (особенно в Аравийском море, бенгальском заливе и Южно-Китайском море). Неспроста пиратским берегом называли часть южного побережья Персидского залива к юго-востоку от острова Ормуз. Здесь пиратством занимались целые племена. Пираты грабили суда, доставлявшие индийские и китайские товары в Оман, откуда по караванным тропам они переправлялись в Европу. Использовали выгодное географическое положение своих баз и пираты, обосновавшиеся на островах Малайского архипелага.

Берег Западной Африки от Касабланки до Дакара был также заселен пиратами, которые с удовольствием подключились и к работорговле. На набережной Дакара по сей день сохранились небольшие каменные столбики с кольцами — к ним крепили на цепях рабов.

Черные рабы в течение столетий приносили огромную прибыль всем, кто участвовал в этих «морских операциях». Капитаны невольничьих судов укладывали живой товар так плотно, что на площади триста квадратных метров размещалось более трехсот человек. В качестве дополнительных помещений использовали междупалубные пространства, где можно было только лежать. В таких условиях смертность рабов была огромной, тем более что они еще до погрузки были измотаны долгой дорогой по африканским джунглям.

Многие капитаны проявляли поистине звериную жестокость. Когда один из них узнал о вспыхнувшей в трюме болезни, то приказал выбросить за борт сто тридцать два африканца и еще получил страховую премию за потерю «товара», которая не причиталась бы ему в случае смерти рабов. В рассказе французского писателя Проспера Мериме «Таманго» описан бунт рабов на голландской шхуне, капитан которой приказал открыть стрельбу в люки трюма из судовой пушки.

В государствах по обеим сторонам Атлантики не находили в работорговле ничего зазорного, так как каждый из доставленных за океан рабов приносил прибыль четыре тысячи долларов. На многих работорговцев смотрели как на способных предпринимателей, а некоторые из них пользовались благосклонностью английской короны.

В 1713 г. по Утрехтскому мирному договору Великобритания получила исключительное право на торговлю рабами в Южной Америке и Вест-Индии. В английских портах формировались целые невольничьи флотилии. В первой половине XVIII в. на Бристоле работало почти девяносто судов-работорговцев. К концу столетия лидерство захватил Ливерпуль, создав «черную» эскадру из ста пятидесяти судов. На каждом невольнике мэр города Томас Лейленд зарабатывал в среднем сорок три английских фунта.
14

В 1793 г. была изобретена хлопкоочистительная машина, огромные массивы южных штатов превратились в хлопковые плантации, спрос на рабов сильно возрос. Были уточнены морские маршруты от Западной Африки к Центральной Америке — «мидл пасидж», по которым с января по декабрь в любую погоду шли вереницы парусников с живым товаром.

Но в начале XIX в. над работорговцами стали сгущаться тучи. В Европе отменили рабство и формально распространили запрет на рабство в заморских колониях. Многие штаты Америки также запретили рабство, а федеральный закон 1808 г. установил строгие наказания за работорговлю с Африкой. В 1830 г. Великобритания объявила работорговлю вне закона, а в 1845 г. перевозка рабов была приравнена к морскому пиратству. Все это осложняло торговлю невольниками, но, пока оставалась высокой потребность в живом товаре (жаргонное выражение — «живой шоколад»), риск оправдывал цели.

Великобритания и другие европейские страны ввели патрулирование сторожевых кораблей для перехвата невольничьих судов, экипажи которых, и в первую очередь капитаны, подвергались суровому наказанию. Известны случаи, когда капитанов и их помощников без суда вешали на реях. Чтобы уходить от преследования, работорговцам нужны были быстроходные суда с развитым парусным вооружением. В узкие стремительные корпуса клиперов набивали еще больше рабов, в твиндек длиной двадцать восемь и шириной чуть более шести с половиной метров втискивали до шестисот человек. Невольничьи суда были хорошо вооружены, и если уйти от преследования не удавалось, начиналось настоящее сражение, в котором обе стороны несли немалые потери. Нередко настигнутые патрульными кораблями работорговцы выбрасывали рабов вместе с цепями за борт, пытаясь спасти себя от пожизненной каторги, а то и веревки на шее. На море разыгрывались баталии времен расцвета морского пиратства, только стороны поменялись местами: нападающий препятствовал беззаконию.

С открытием Америки и переносом основных морских торговых путей в Атлантику центр пиратства переместился на острова Карибского моря, где в XVII в. возникли сообщества флибустьеров и буканьеров. Так называемые «береговые братья» (первоначальная база остров Тортуга, затем Ямайка) наводили страх на корабли испанцев и их укрепленные прибрежные поселения. В эти времена пиратство приобретает глобальный характер. Пиратские корабли эскадрами появляются на всех морях (например, экспедиция Веселого Роджерса в 1708-1711 гг.).
15

До начала XIX в. постоянную дань пиратам платили города и государства: Королевство обеих Сицилии, Тоскана, Сардиния, Португалия, Дания, Швеция, Ганновер и Бремен. Пираты отличались хорошей морской выучкой, сноровкой и лихостью. Главные элементы пиратской тактики: внезапность нападения, быстрота и беспощадность, абордажный бой. Вооружение пиратских кораблей было легче, чем военных. Меньшая осадка при значительной парусности существенно улучшала их ходкость. Огневая мощь кораблей имела второстепенное значение, так как от встречи с военными кораблями они, как правило, уклонялись, пользуясь преимуществом в скорости. Преследование судов пираты обычно вели с наветренной стороны, чтобы затруднить их маневрирование, или тем же курсом с кормы, чтобы уклониться от бортовых залпов и иметь возможность сразу повредить руль «купца», лишив его возможности маневрировать. При сближении пираты старались в первую очередь повредить огнем своих пушек рангоут преследуемого судна и лишить его хода. Палубные пушки делали поворотными, стреляли они картечью.

Пиратская тактика сыграла важную роль в Гравелинском сражении (1588 г.), когда сравнительно малочисленный английский флот, в числе командиров которого были испытанные пиратские адмиралы Ф. Дрейк и Дж. Гаукинс, нанес сокрушительное поражение испанской «Непобедимой армаде».

Единого пиратского флага не было. Пираты поднимали желтый, красный, черный флаги с изображением одного или нескольких черепов, костей, меча, дротика, кровоточащего сердца, песочных часов (которые символизировали быстротечность жизни) и т. п. Но наиболее распространенным флагом был так называемый «Веселый Роджер».

Вступление в ряды пиратского братства сопровождалось принесением клятвы на Библии, принятием устава и др. Пиратские уставы, отличаясь в деталях, всегда четко определяли долю каждого в общей добыче. Определенные суммы выделялись плотнику, принимавшему участие в постройке корабля, и лекарю на медикаменты.

Маршрут плавания обсуждался на общем сборище пиратов, где окончательно решали куда держать путь и на кого нападать. При этом заключалось особое соглашение, так называемое шасс-парти, в котором заранее распределялась будущая добыча. За полученные в бою увечья пирату полагалась компенсация, тем большая, чем тяжелее понесен ущерб: потерявшему правую руку — шестьсот реалов или шесть рабов, левую — пятьсот реалов или пять

рабов, столько же стоила потеря правой ноги, потеря левой — четыреста реалов или четыре раба. Парализованную руку приравнивали к потерянной. За потерянный глаз или палец причиталось сто реалов, за огнестрельную рану на теле — пятьсот. После выдачи всех расходов оставшуюся сумму делили на равные доли. Капитан получал от четырех до пяти долей, юнга — половинную долю. Пиратам-новичкам выдавали на руки незначительную сумму, а остаток доли поступал в общую кассу

При захвате корабля опять коллективно решали его судьбу Если корабль был лучше пиратского, вся команда переходила на него, свой корабль сжигали. Иногда топили и сжигали захваченный корабль. В редких случаях товары перегружали на пиратский корабль, а пострадавшее судно отпускали с миром. Вся добыча делилась в соответствии с заключенным ранее соглашением. Чтобы никто не прихватил лишнее, каждый пират, получая свою долю, давал клятву на Библии. За ложную клятву навсегда изгоняли с корабля, а иногда и лишали жизни.

Жизнь пирата протекала по определенным законам, нарушать которые никто не имел права, в том числе и капитан. Каждый пират превыше всего дорожил своей независимостью. Он мог делать все, что ему заблагорассудится, например, горланить во всю глотку песни, даже если все спали. Жаловаться на шум или неудобства не имело смысла, пираты были обязаны сносить трудности безропотно — этого требовал закон.

Как ни удивительно, пираты считали себя порядочными людьми и гордились своей честностью. Они всегда держали слово и не могли его нарушить ни при каких обстоятельствах. Особенно жестоко морские разбойники наказывали воров. Если кто-то обокрал своего «собрата», ему вырывали ноздри и уши, а затем высаживали на необитаемом острове, где в одиночку выжить было практически невозможно. Смертной казни предавали беглецов с корабля и предателей.
17

Вероломное убийство каралось жестоко — виновного привязывали к дереву, и он сам выбирал своего палача. Если убийство совершалось во время дуэли и противник получал возможность зарядить ружье и обороняться, убийцу прощали.

Дуэли на пиратских кораблях были запрещены, а разрешение всех споров и конфликтов откладывалось до высадки на берег. Дуэли пираты проводили по своим особым законам. Сначала неприятели стрелялись на пистолетах. В случае промаха в дело шли сабли. Тот, кто первым получал рану, признавался виновным. На этом спор считался разрешенным.

Пленных, захваченных с кораблем, высаживали на берег при первой же возможности. Зачем лишние рты на корабле? Не делали снисхождения «повелители морей» и женщинам. Только самоубийство могла спасти жертву от издевательств пиратов. Никакие мольбы их не трогали. Иногда оставляли несколько человек, чтобы получить за них выкуп или продать.

На пиратских кораблях запрещалось находиться женщинам, даже самым сильным и жестоким. Того, кто отваживался провести на судно женщину, переодетую мужчиной, публично казнили.

Трусость каралась смертью. В походе запрещались пьянство и азартные игры. Всевозможные раздоры должны были разрешаться на берегу. За неповиновение капитану провинившийся терял свое право на часть добычи. Нередко пираты придумывали для провинившихся такое испытание. Они обвязывали матроса, который не подчинился приказу капитана, веревкой и спускали за борт. Ноги несчастного касались воды, а для защиты от акул ему давали только короткий нож и дубинку. Если моряк оставался живым на протяжении суток, его прощали и снова принимали в пиратскую команду.

За другие проступки — самовольные отлучки, пьянство, драки — полагались, в зависимости от обстоятельств, телесные наказания, лишение доли в добыче. За неоднократное неповиновение оступившемуся грозила смерть.

Пираты старались поддерживать между собой приятельские отношения, живя по принципам равенства и братства. Каждый пират имел право принимать участие в решении важных вопросов. Всю работу они делили поровну, ели одну и ту же пищу за общим столом.
18

Даже капитанские привилегии были незначительными. Чтобы уважить капитана, для него могли приготовить какое-то особое блюдо или подарить драгоценный камень из общей добычи. Конечно, н е всегда отношения между командой и капитаном были столь дружелюбными. Часто на пиратских кораблях вспыхивали бунты. Команда, недовольная решениями своего предводителя, требовала его заменить. Случались и заговоры.

Власть пиратского капитана опиралась исключительно на его авторитет, подтверждать который ему приходилось делом в многочисленных сражениях. Среди пиратов был распространен обычай давать клички, подлинные же имена многих из них остались неизвестными.

Оружие для пирата священно, свои ружья и пистолеты они содержали в идеальном состоянии, патронташи всегда были наполнены пулями и порохом. У бывалых пиратов оружие было поистине великолепным, а любимым занятием была стрельба в цель. На новое оружие они не жалели ни золота, ни драгоценностей.

У пиратов существовал даже свой распорядок дня, согласно которому огонь на корабле нужно было гасить в восемь часов вечера. Играть же в азартные игры — кости и карты — попросту запрещалось. Правда, эти правила выполнялись крайне редко. Начальство закрывало глаза на подобные нарушения, а нередко и само участвовало в играх.

Несмотря на всю жестокость и многочисленные прегрешения, пираты старались быть людьми набожными. Без молитвы они никогда не садились за стол. Перед каждым нападением разбойники усердно молились, призывая Бога быть на их стороне.

Почти ежедневно пираты рисковали своей жизнью. Каждый мог погибнуть в сражении или умереть от внезапной болезни. Поэтому, перед тем как отправиться в поход, они составляли завещания. В них указывалось имя духовного товарища, которому в случае гибели автора завещания доставалось все его богатство. Если пирата ждала на берегу семья, часть имущества переходила к ней.

Иногда пираты стремились к изменению существующих общественных отношений, следуя своим утопическим представлениям о свободе и справедливости. Так, в конце XVII в. на севере Мадагаскара под руководством француза Миссона и итальянского философа- утописта Караччиоли пираты основали свою республику, которую назвали Либерталия (от франц. libert à — свобода). Республика не признавала частной собственности, национальных и расовых различий, управлялась выборным советом, имела общую казну (Существует, однако, версия, что эта республика — писательский вымысел.)

Борьба за свободу морей — постоянный предмет заботы властителей государств — почти всегда вступала в противоречие с экономическими и военными интересами не только пиратов, но и соседних держав. В этой волчьей схватке пираты обычно играли роль ударного резерва, предлагая свои услуги тому, кто больше платит, т. е., превращаясь по существу в каперов 1 — разбойников на государственной службе.

1 От голл. kареr— морской разбойник. Каперство — нападение вооруженных частных торговых судов воюющего государства с его разрешения на неприятельские торговые суда или суда нейтральных государств, перевозящие грузы для неприятельского государства. Запрещено Парижской декларацией о морской войне 1856 г.
19

В XVII в. пиратские корабли тоже нередко меняли «Веселого Роджера» на английский, французский или-испанский флаг. Но в любую эпоху это были ненадежные опасные соратники: перед лицом опасности или ослепленные жаждой легкой наживы они, не задумываясь, предавали своих минутных союзников и становились вдвое опаснее для них, нежели «официальный» противник.

Эти люди не имели отечества, их объединяло нечто большее: общее дело. Это были братья по крови, но не по той крови, которая текла в жилах их предков, а по крови их жертв, и еще по собственной, проливаемой ими в беспокойном настоящем ради неясного будущего.

Северные берега Южной Америки омываются одним из самых больших морей земного шара — Карибским. Море это раскинулось на обширной территории между Центральной и Южной Америкой на западе и юге, а также цепями Больших и Малых Антильских островов на севере и востоке. Своим названием оно обязано большому и воинственному индейскому племени карибов, которое когда-то проживало на его живописных берегах, а позже было почти полностью истреблено испанскими и португальскими колонизаторами. Неофициально Карибское море называли еще и Флибустьерским.

Флибустьеры в переводе с французского — «свободные мореплаватели». Это название возвращает нас к бурному периоду ХVI-ХVП вв., когда из завоеванного испанскими конкистадорами Нового Света, как называли тогда Америку, отправлялись в Испанию многочисленные трехмачтовые галеоны с награбленным золотом, серебром, жемчугом и драгоценными украшениями.

По некоторым сведениям, только с территории покоренных стран инков и ацтеков, т. е. из современных Перу и Мексики, с 1635 по 1660 гг. испанцы вывезли ценностей на сумму свыше 2,5 миллиардов долларов. Это больше чем в два раза превышает стоимость драгоценностей, добытых во всех рудниках так называемого Старого Света к середине XVIII в.
21

Если на карте Западного полушария соединить прямой линией канадский город — Монреаль с мысом Кабу-Фриу, расположенным поблизости от бывшей столицы Бразилии Рио-де-Жанейро, а Кабу-Фриу с небольшим островом Кокос, находящимся в Тихом океане на юго-запад от Панамы (Центральная Америка), а оттуда провести еще одну линию до Монреаля, то образуется гигантский треугольник, который историки назвали «Треугольником сокровищ».

Груженные ценностями галеоны в основном двигались к берегам Испании. Их путь обязательно пролегал через просторы Карибского моря. Многие из этих кораблей погибали здесь либо во время жестоких штормов, либо, напоровшись на многочисленные рифы, а еще чаще — в столкновениях с опасными морскими разбойниками — пиратами.

Сохранилась запись испанского нотариуса о гибели одного из отрядов «армады сокровищ»: «. Капитан Себастьян Мендес, кормчий корабля, именуемого «Нуэстра сеньора де Кармен», перед моим, нотариуса, лицом принял присягу и поклялся именем Господа Бога нашего и знаком Креста, как это положено по обычаю, обещав говорить истину, заявил, что в субботу июля 31 дня, в два часа утра по причине неистового урагана, который пришел с востока—северо-востока, его корабль и все другие пропали один перед, а другие после Пальмар де Аис, под 28 градусом 10 минутами». Эта запись удостоверяет гибель во время урагана во Флоридском проливе 31 июля 1715г. восьми тяжело груженых галеонов и двух кораблей охраны. Море поглотило более тысячи человек и драгоценности, оцениваемых в семьдесят миллионов франков. Большинство сокровищ предназначалось в качестве свадебного подарка невесте испанского короля Филиппа V.
22

Иногда во время шторма не все суда «серебряного флота» погибали. Один-два галеона, на которых были шкиперы поопытней и матросы покрепче, могли уцелеть в неравной схватке со стихией. Со сломанными мачтами и изорванными в клочья парусами они дрейфовали в океане и становились легкой добычей пиратских шаек. Пираты считали шквалы и ураганы своими верными помощниками и любили после шторма «прогуляться» на своих быстрых судах по Карибскому морю и Флоридскому проливу, где можно было встретить уцелевший «корабль-счастливчик». Не брезговали «джентльмены удачи» и дарами моря, выброшенными на берег после шторма. Они активно подключались к «спасению» сокровищ погибших кораблей.

После гибели нескольких галеонов у побережья Кубы комендант Гаваны согнал сотни индейцев-ныряльщиков, чтобы поднять часть сокровищ. Вскоре здесь появился и английский пират Генри Дженнингс со своими молодцами на пяти легких судах. Испанская стража не могла противостоять банде Дженнингса, которой досталась немалая доля поднятого со дна богатства.

ec-dejavu.ru

Смотрите так же:

  • Вредные профессии стаж Что входит во вредный стаж? Под распространенным словосочетанием «вредный стаж» сегодня в области пенсионного обеспечения принято понимать тот промежуток времени, когда человек, выходящий на пенсию, трудился во вредных и опасных для […]
  • Заявление о выдачи дубликата устава Образец заявления на выдачу копии устава В Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Новосибирской области630108, г. Новосибирск, площадь Труда, 1 От Общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест»630060, г. […]
  • Где оформлять осаго в нижнем новгороде РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ОСАГО И ОФОРМЛЕНИЕ ПОЛИСА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ ОТ ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ Мы сохраним Вашу скидку! Полисы всегда в наличии! ПРАВИЛА ОСАГО 2018 Законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность владельца […]
  • Новолакский район переселение Муниципальное образование"Новолакский район Республики Дагестан" официальный сайт Во вторник, 29 ноября, в Правительстве Республики Дагестан под руководством вице-премьера Рамазана Джафарова состоялось заседание […]
  • Закон 236 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 236-ФЗ"О внесении изменений в отдельные […]
  • Спецстаж пенсия Входит ли период службы в армии в льготный трудовой стаж? входит ли служба в армии 1992-1993гг в льготный трудовой стаж учителя. До армии и после армии учителем работал.. Ответы юристов (1) В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального […]

Обсуждение закрыто.