Закон о назначении опекуна

Статья 13. Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан

Статья 13. Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ

2. Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка на случай своей смерти либо оба родителя на случай своей одновременной смерти (то есть смерти в один и тот же день) вправе определить опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение единственный родитель или оба родителя могут сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Единственный родитель или оба родителя вправе изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя путем подачи им (ими) нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя может быть отменено путем подачи в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявления единственного родителя, заявления одного из родителей или совместного заявления обоих родителей. Заявление единственного родителя или совместное заявление обоих родителей об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя, а также заявление в связи с изменением или отменой поданного заявления об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя должно быть собственноручно им (ими) подписано с указанием даты составления соответствующего заявления. Подпись единственного родителя, одного из родителей или подписи обоих родителей должны быть удостоверены руководителем органа опеки и попечительства, а в случаях, если единственный родитель, один из родителей или оба родителя не могут явиться в орган опеки и попечительства, в нотариальном порядке, либо администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает родитель, или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения, либо начальником соответствующих медицинского или военно-медицинского подразделения, части, организации федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — военно-медицинская организация), его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом, если заявление подает военнослужащий или другое лицо, находящееся на лечении в соответствующей военно-медицинской организации, либо командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, если заявление подает военнослужащий, а также если заявление подают члены семьи военнослужащего, работник этих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, члены его семьи при отсутствии нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия в местах дислокации воинских частей, соединений, учреждений, военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования. Подпись родителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы.

3. Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица.

4. При назначении опекуна или попечителя в случаях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, должны быть соблюдены требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

5. Орган опеки и попечительства принимает акт об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, указанного родителем или родителями несовершеннолетнего гражданина либо самим достигшим возраста четырнадцати лет несовершеннолетним гражданином, только в случае, если такое назначение противоречит гражданскому законодательству или семейному законодательству либо интересам ребенка.

base.garant.ru

Опека — получаем решение органа опеки.

Как можно получить ребенка под опеку?

  • в том случае, если опека осуществляется безвозмездно — акт органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка о назначении опекуна. В этом акте может быть указан срок действия полномочий опекуна, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события. Акт о назначении или об отказе в назначении опекуна может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке — ст. 11 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
  • в том случае, если опека осуществляется возмездно — акт органа опеки и договор об осуществлении опеки или попечительства. Последний заключается с опекуном в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Порядок и сроки заключения этого договора, включая предельный размер вознаграждения опекуна за счет имущества подопечного, определяются специальными Правилами о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423.

Согласно пп. 8 и 9 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423, орган опеки обязан принять решение о назначении опекуна либо об отказе в этом в течение 10 дней с момента письменного обращения кандидата с просьбой назначить его опекуном ребенка (обратите внимание, что подписание согласия на направлении на посещение ребенка таким обращением не считается). Вместе с актом о назначении опекуна (или об отказе в назначении опекуна) заявителю возвращаются все представленные оригиналы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта.

Интересно, что согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» при установлении опеки по договору права и обязанности опекуна относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна, а вот право опекуна на вознаграждение — лишь с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства.

По общему правилу, акт о назначении опекуна принимает орган опеки по месту нахождения ребенка. Однако, при наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки по месту жительства кандидата (п. 2 ст. 11 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). К сожалению, подробнее закон порядок назначения опекуна подобным образом не описывает.

adoptlaw.ru

Статья 11. Назначение опекунов и попечителей

Статья 11. Назначение опекунов и попечителей

1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.

2. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

3. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.

4. Временное пребывание подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного.

5. Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

6. Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

7. Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

8. Вред, причиненный личности подопечного или его имуществу вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения органом опеки и попечительства обязанности по назначению опекуна или попечителя, подлежит возмещению на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Вред, причиненный несовершеннолетним или недееспособным гражданином в течение периода, когда в соответствии с частью 3 настоящей статьи орган опеки и попечительства временно исполнял обязанности опекуна или попечителя, подлежит возмещению на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

law.wikireading.ru

48 ФЗ об опеке и попечительстве в Российской Федерации

Законодательство контролирует и регулирует правоотношения между подопечными и их опекунами или попечителями. Именно ФЗ 48 регламентирует права несовершеннолетних или недееспособных граждан, попавших под опеку других лиц, защищает их права и имущество.

Суть 48 ФЗ

Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года. ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи. Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами. Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.

Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую распространяются положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на описываемую область, даны задачи государства для улучшений и реализации. Описаны принципы работы, основные процессы и меры гос. регулирования опеки и попечительства;
  • В главе второй прописаны обязательства, полномочия, права и задачи органов опеки и попечительства;
  • В главе номер три оформлены статусы и категории лиц, имеющих право на опекунство. Описано по какому порядку определяются и назначаются опекунами разные категории лиц в различных случаях. Описаны права опекунов и попечителей и даны списки безвозмездных и возмездных обязанностей;
  • В четвертой гл. оформлена информация об имуществе подопечных. Имеют ли они имущественные права, на какие объекты они распространяются, каким образом происходит охрана этих объектов. Особенности и нюансы распоряжения подопечными собственным имуществом. Описано доверительное управление имуществом подопечных и способы контроля органов за этой областью;
  • В гл. пять даны списки обязанностей, ответственности и контроля за опекунами и органами опеки. Описан процесс надзора, отчетность и ответственность за нарушения закона опекунами и попечителями. Как происходит контроль деятельности органов, ответственность сотрудников органов опеки и т. д.;
  • В шестой оформлено прекращение опеки и попечительства над гражданином, процессы, способы и нюансы. Дан список оснований для прекращения и возможные последствия принятия такого решения;
  • В седьмой описаны виды и категории поддержки государства опекунов и органов опеки;
  • В восьмой главе описаны заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.

Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Последние поправки

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2. В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности. Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении. Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных. В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д. Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного. В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства. Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности по ссылке:

Текст действующей редакции закона

Федеральный закон номер 48 помогает гражданам понять и утвердить особенности процедуры опеки и попечительства. Государство контролирует органы, влияющие на эту сферу и в случаях, если гражданину кажется, что его права были нарушены, рекомендуется скачать ФЗ об опеке и попечительстве в последней редакции с комментариями и изучить закон. Это поможет избежать ошибок и защитить свои права в случае судебного разбирательства.

Скачать Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» можно по ссылке.

lawlinks.ru

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Указанный Закон имеет большое значение для института опеки и попечительства, поэтому рассмотрим его подробнее.

Закон содержит 8 глав и 32 статей.

Глава 1 «Общие положения» состоит из пяти статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:

— сфера действия Закона;

— основные понятия, используемые в Законе;

— правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства;

— задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству.

Глава 2 «Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия» включает в себя четыре статьи, посвященные следующим вопросам:

— органы опеки и попечительства;

— задачи органов опеки и попечительства;

— полномочия органов опеки и попечительства;

— обязанности органов опеки и попечительства при перемене места жительства подопечных.

Глава 3 «Правовой статус опекунов и попечителей» состоит из семи статей, которые регламентируют:

— порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами и попечителями;

— назначение опекунов и попечителей;

— предварительные опека и попечительство;

— назначение опекунов или попечителей и отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан;

— установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства;

— права и обязанности опекунов и их попечителей;

— безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству.

Глава 4 «Правовой режим имущества подопечных» содержит шесть статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:

— имущественные права подопечных;

— охрана имущества подопечных;

— распоряжение имуществом подопечных;

— особенности распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечным;

— предварительное разрешение органов опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечных;

— охрана имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности:

— доверительное управление имуществом подопечного.

Глава 5 «Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства» включает в себя пять статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:

— надзор за деятельностью опекунов и попечителей:

— отчет опекуна или попечителя;

— ответственность опекунов и попечителей;

— контроль за деятельностью органов опеки и попечительства;

— ответственность органов опеки и попечительства.

Глава 6 «Прекращение опеки и попечительства» содержит две статьи. Нормы, содержащиеся в ней, регламентируют:

— основания прекращения опеки и попечительства;

— последствия прекращения опеки и попечительства.

Глава 7 «Государственная поддержка опеки и попечительства» включает в себя одну статью, посвященную формам государственной поддержки опеки и попечительства.

Глава 8 «Заключительные положения» также состоит из одной статьи, в которой рассматривается вопрос о вступлении в силу данного Закона.

Особенности Федерального закона «Об опеке и попечительстве»:

а) вопрос об опеке и попечительстве впервые урегулирован в законодательстве РФ отдельным Законом (ранее он регламентировался нормами ГК РФ и СК РФ);

б) этот Закон повторяет основные положения, существовавшие до его принятия, но конкретизирует некоторые из них;

в) в Законе имеется ряд новых положений, отсутствовавших ранее в законодательстве, регулирующем правовой институт опеки и попечительства.

К новым положениям, по мнению автора, относятся следующие:

а) законодатель предусматривает возможность заключения возмездных договоров об опеке и попечительстве (п. 1 ст. 16 Закона). До этого деятельность опекунов и попечителей была всегда безвозмездной;

б) вознаграждение опекунам (попечителям) может выплачиваться из имущества подопечных, а также за счет средств бюджета субъекта РФ либо из средств третьих лиц. Предельный размер и порядок выплат вознаграждения определяется законом субъекта РФ (п. 2 ст. 16);

в) опекун (попечитель), добросовестно исполняющий свои обязанности, может пользоваться имуществом подопечного, в том числе его жилым помещением, по просьбе последнего, но с разрешения органа опеки (п. 3 ст. 16 Закона);

г) Закон ввел новый институт: предварительного опекунства и попечительства (ст. 12 Закона);

д) одно и то же лицо может иметь несколько опекунов (попечителей) (п. 8, 9 ст. 10 Закона), и наоборот — один и тот же попечитель (опекун) может иметь несколько опекаемых (п. 10 ст. 10 Закона);

е) вред, причиненный попечителем (опекуном) личности или имуществу подопечного, подлежит возмещению опекуном (попечителем) в соответствии с гражданским законодательством (п. 8. ст. 11 Закона);

ж) инициатором назначения опекуна несовершеннолетнему лицу в возрасте до 14 лет могут быть родители последнего. Они имеют право указать конкретное лицо желаемого опекуна и срок опеки. После 14 лет несовершеннолетнее лицо может само инициировать учреждение над ним института попечительства (п. 1 и 3 ст. 13 Закона);

з) договор о приемной семье рассматривается в Законе как разновидность договора об опеке и попечительстве. Такой же разновидностью является договор о патронатной семье (п. 1 ст. 14 Закона);

и) договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную или патронатную семью, заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу и в настоящее время. Однако по желанию воспитателей они могут быть переоформлены в соответствии с положениями данного Закона (п. 3 ст. 32 Закона).

Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18 мая 2009 г. № 423.

Это постановление содержит шесть Правил, конкретизирующих положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве», а также образцы форм личных дел несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством), и отчетов опекунов и попечителей об их деятельности.

Данное постановление отменило постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» и по одному пункту в двух постановлениях Правительства РФ: от 1 февраля 2005 г. № 43 и от 18 августа 2008 г. № 607.

Правила, установленные постановлением Правительства РФ № 423, не пронумерованы, названия их громоздкие, в разных правилах имеются повторения одних и тех же положений.

Рассмотрим основные положения этих Правил.

I. Правила о подборе и подготовке кандидатов в воспитатели несовершеннолетних лиц, оказавшихся без попечения родителей.

Эти Правила состоят из 17 пунктов. Выделим наиболее важные.

1. Подбор, учет и подготовка граждан, желающих стать опекунами (попечителями), осуществляются органами опеки и попечительства, образовательными, медицинскими организациями, а также организациями, оказывающими социальные услуги (п. 3).

2. Информацию о возможности стать опекуном (попечителем) распространяет на территории субъекта РФ орган опеки и попечительства через средства массовой информации.

3. Прием граждан, выразивших желание стать опекуном (попечителем), ведет орган опеки и попечительства (п. 4).

4. Гражданин, желающий стать опекуном (попечителем), представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства пакет документов, перечисленных в п. А Правил. В него входят:

o соответствующее заявление;

o справка с работы о занимаемой должности и размере заработной платы;

o выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства, подтверждающая его права на занимаемую жилую площадь;

o справка из органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

o медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя;

o копия свидетельства о браке заявителя;

o согласие в письменной форме членов семьи заявителя, в том числе достигших 10 лет, на опекунство (попечительство) родителей над посторонним ребенком;

o справка о соответствии жилищных условий заявителя требованиям закона при установлении опекунства (попечительства) (выдается бесплатно, но только по запросу органа опеки и попечительства);

o автобиография заявителя;

o паспорт заявителя (п. 5, 6).

5. Действия органа опеки и попечительства, получившего заявление гражданина о желании его стать опекуном (попечителем):

o организовать обследование условий жизни кандидата в воспитатели несовершеннолетнего лица и составить акт обследования в течение трех дней;

o решить вопрос заявителя по существу. При этом возможны три варианта:

а) признать заявителя пригодным для попечительства (опекунства) и поставить на очередь до появления конкретного лица, нуждающегося в опеке и попечительстве. В этом случае заявителю выдается заключение о его пригодности для опекунства (попечительства) в качестве воспитателя;

б) назначить заявителя опекуном (попечителем) конкретного лица;

в) отказать заявителю в его просьбе.

6. В случае вынесения органом опеки и попечительства решения о возможности гражданина быть опекуном сведения о нем вносятся в журнал учета (п. 16, 17). Такое решение действительно в течение двух лет с момента выдачи ему заключения об этом. Оно может быть использовано заявителем для обращения в другой орган опеки и попечительства или в государственный банк данных о детях, оставшихся без родителей (п. 11).

7. Назначение опекуна (попечителя) должно осуществляться в течение 15 дней со дня предоставлении документов, предусмотренных п. 4. Решение оформляется в форме акта и направляется заявителю в течение трех дней с момента подписания.

8. В случае отказа представленные заявителем документы возвращаются ему, при этом объясняется порядок обжалования полученного отказа (п. 9).

9. Кандидат в опекуны (попечители) может быть снят с учета органа опеки и попечительства при наличии одного п.; двух оснований (и. 13):

o подача кандидатом в опекуны в орган опеки и попечительства сведений, препятствующих назначению его быть опекуном (попечителем);

o истечение двух лет со дня постановки гражданина на учет кандидатов в опекуны (попечители) (п. 12).

10. Подготовка кандидатов в опекуны (попечители) органами опеки и попечительства включает в себя следующие действия (п. 14):

o ознакомление кандидата с правами, обязанностями и ответственностью опекуна (попечителя) в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта РФ;

o организацию обучающих семинаров по вопросам педагогики, психологии и основам медицинских знаний:

o обеспечение обследования кандидатов для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего лица в семью.

Подготовка кандидатов осуществляется по специально разработанной программе, утвержденной Минобрнауки России (п. 15) безвозмездно (п. 8).

II. Правила осуществления органами опеки и попечительства и организациями, осуществляющими различные услуги, полномочий в отношении несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей.

Эти правила состоят из восьми пунктов. Изложим важнейшие положения, содержащиеся в них.

1. В случае отсутствия возможностей у органа опеки и попечительства осуществлять полномочия в отношении несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей, последние могут передаваться им организациям, указанным в законе.

2. К организациям, указанным в п. 1, относятся следующие виды:

3. Полномочия организаций, указанных в п. 2:

o выявление несовершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;

o подбор кандидатов в опекуны (попечители).

4. Организации могут работать с подопечными как на возмездной, так и на безвозмездной основе (в зависимости от договоренностей с органами опеки и попечительства) ( п. 3).

5. Отбор организаций осуществляется органами опеки и попечительства в порядке, установленном Минобрнауки РФ.

6. Организации, желающие выполнять полномочия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц, должны подать в органы опеки и попечительства соответствующие заявления от имени своего руководителя и комплект учредительных документов своей организации, доказывающих легальность руководства организацией.

7. Срок, отведенный законом для принятия решения органом опеки и попечительства о передаче организации полномочий или об отказе в этом, ограничен: он должен быть не более 30 дней.

8. Копия решения органа опеки и попечительства о передаче полномочий организации должна быть направлена заявителю в течение семи дней со дня подписания (п. 4).

9. Контроль за деятельностью организации, осуществляющей полномочия органа опеки и попечительства, осуществляет орган опеки и попечительства в порядке, установленном им (п. 5).

10. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), и форма акта о результатах обследования устанавливается Минобрнауки России.

III. Правила заключения договора об осуществлении опеки и попечительства.

Эти правила состоят из четырех пунктов. Выделим наиболее важные положения в них:

1) опекун (попечитель) должен подписывать договор лично (п. 2);

2) договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего лица, так и в отношении нескольких лиц (п. 2);

3) договор заключается в месте проживания опекуна и подопечного в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна (попечителя) (п. 3);

4) размер вознаграждения опекуна (попечителя) не должен превышать 5% дохода от имущества несовершеннолетнего лица за отчетный период в случаях (п. 4):

o использования его;

o управления им.

IV. Правила создания приемной семьи н контроля за условиями жизни и воспитании ребенка в ней.

1. Приемная семья, ранее считавшаяся самостоятельной формой воспитания, теперь представляет собой разновидность опеки. Стало быть, на нее распространяются правовые нормы, регулирующие опеку над несовершеннолетним лицом, и, кроме того, правовое регулирование ее имеет свои особенности.

2. Приемная семья определяется как опека (попечительство) над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного между органом опеки и попечительства и приемными родителями, заключенный на срок, указанный в договоре (и. 2). При передаче ребенка орган опеки и попечительства должен руководствоваться интересами ребенка (п. 9).

3. Договор заключается в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ от 18 мая 2009 г. № 423 и с учетом положения ст. 153.1 СК РФ.

4. Количество приемных детей не должно быть более восьми, включая родных (п. 4).

5. Действия органа опеки и попечительства при оформлении передачи ребенка в приемную семью:

o выявляются личные качества лиц на предмет определения их пригодности быть воспитателями приемных детей (п. 5);

o кандидатам в приемные родители сообщается информация о подопечном лице и выдается направление для посещения его по месту жительства (нахождения) (п. 7);

o знакомят будущего приемного родителя с личным делом ребенка и медицинским заключением о его состоянии здоровья (п. 8);

o выявляется мнение ребенка о передаче его в приемную семью;

o дети, связанные родственными отношениями, должны передаваться в одну и ту же приемную семью (п. 9).

6. Способы проверки условий проживания в приемной семье те же, что и в опекунских и попечительских семьях (см. Правила, описанные в п. V).

V. Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки соблюдения законных интересов подопечных лиц и выполнения своих прав и обязанностей опекунами (попечителями).

Эти правила состоят из 14 пунктов. Приведем их основные положения.

1. Виды проверок, проводимых органами опеки и попечительства:

o плановые проверки;

o внеплановые проверки.

2. Объекты проверки:

o условия жизни подопечных лиц;

o соблюдение опекунами (попечителями) законных интересов подопечных лиц;

o выполнение своих обязанностей опекунами (попечителями),

3. Основанием для проверок являются соответствующие акты органа опеки и попечительства.

4. Осуществляют проверку специальные органы опеки и попечительства.

5. Частота проведения плановых проверок (п. 4):

o один раз в течение первого месяца после назначения опекуна (попечителя);

o один раз в три месяца в течение первого года после назначения опекуна (попечителя);

o один раз в шесть месяцев в течение второго года и последующих лет после назначения опекуна (попечителя).

6. Объектами оценки при проверках являются:

а) сам подопечный. При этом оцениваются его:

o жилищно-бытовые условия;

o состояние здоровья;

o соблюдение гигиены;

o эмоциональное и физическое развитие;

o навыки самообслуживания;

б) семья, в которой проживает подопечный:

o отношение членов семьи к подопечному лицу;

o возможность семьи обеспечить потребности развития подопечного лица (п. 5).

7. Поводом и основанием для проведения внеплановой проверки являются полученные органом опеки и попечительства сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном (попечителем) своих обязанностей либо о нарушении интересов подопечного лица (и. 6).

8. По результатам проверки должен быть составлен в течение 10 дней Акт проверки, в котором отражаются выявленные нарушения, рекомендации опекуну (попечителю) и предложение о привлечении его к ответственности.

9. Акт проверки должен быть составлен в двух экземплярах и утвержден руководителем органа опеки и попечительства. Один экземпляр утвержденного Акта в течение трех дней должен быть отправлен опекуну (попечителю) (п. 8).

10. Полученный опекуном (попечителем) Акт проверки может быть обжалован в судебном порядке.

11. Акт проверки является документом строгой отчетности и должен храниться в личном деле подопечного лица (п. 12).

12. Меры, принимаемые органом опеки и попечительства в случае выявления нарушения законодательства в отношении подопечного лица (п. 13):

o освобождение опекуна (попечителя) от исполнения его обязанностей;

o устройство подопечного лица в другую семью.

VI. Правила ведения личных дел подопечных лиц.

Эти правила состоят из 19 пунктов. Основные положения этих правил следующие.

1. Дан перечень документов, подлежащих хранению в личном деле подопечного лица. В него включены следующие документы:

o свидетельство о рождении либо документы, заменяющие его (заключение медицинской комиссии, установившей возврат подопечного лица, паспорт для лиц старше 14 лет);

o акт о назначении опекуна (попечителя);

o документ, подтверждающий отсутствие родителей у подопечного лица либо невозможность воспитания ими своих детей (решение суда о лишении родительских прав; о признании судом недееспособности, ограниченной дееспособности, безвестного отсутствия либо смерти родителей; свидетельство о смерти родителей либо заявление их о согласии на усыновление их ребенка другими лицами; справка об отбывании родителями уголовного наказания и иные документы);

o медицинские документы о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии, а также о психическом состоянии подопечного лица;

o документ об образовании (для детей школьного возраста);

o другие документы, перечисленные в п.З. Правил при их наличии (19 видов), среди них ежегодные отчеты опекунов (попечителей).

2. Все документы, перечисленные выше, касающиеся подопечного лица, передаются на хранение опекуну (попечителю) в момент его назначения. Последний обязан их вернуть в орган опеки и попечительства по окончании срока опеки (попечительства).

3. В случае изменения места воспитания подопечного лица (например, перевода в детский дом) документы о нем передаются вместе с ним принимающей стороне.

После окончания пребывания подопечного лица под опекой (попечительством) или в организации для детей-сирот им выдаются следующие документы (п. 18):

o полис обязательного страхования;

o медицинские документы о состоянии здоровья;

o документ об образовании;

o справка о пребывании подопечного лица под опекой (попечительством);

o пенсионные документы (при их наличии).

По достижении 18 лет личное дело подопечного лица передается в архив органа опеки и попечительства, в котором хранится в течение 75 лет, после чего подлежит экспертизе ценности документов (п. 19).

Следует иметь в виду, что правовое регулирование опекунства (попечительства) в Российской Федерации в настоящее время не исчерпывается назваными выше документами (СК РФ, ГК РФ, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 453). Оно регулируется еще двумя приказами Минобрнауки РФ:

o от 24 сентября 2010 г. № 957 «Об утверждении Административного регламента исполнения федеральной службой но надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

o от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 № 423».

Кроме того, правоприменительным органам направлено письмо Минобрнауки РФ от 31 августа 2010 г. № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данная форма устройства детей имеет следующие особенности.

1. Дети в воспитательных учреждениях находятся на полном государственном обеспечении.

2. Учреждение выполняет обязанности опекуна и попечителя.

3. Права воспитанников в таких учреждениях совпадают с правами детей, воспитываемых в семье биологических родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей. При этом им предоставлены некоторые дополнительные права, предусмотренные п. 1 ст. 155.3 СК РФ и п. 30 Типового положения «Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676, а именно:

o право на льготы при трудоустройстве по окончании пребывания в государственном учреждении;

o право на бесплатное содержание и получение общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

o право на удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

o право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

o право на развитие своих творческих способностей и интересов;

o право на получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии.

4. Воспитательное учреждение является представителем своих воспитанников в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия и защищает личные и имущественные интересы воспитанников (ст. 26, 28, 37-38 ГК РФ; ст. 155.2 СК РФ).

5. Воспитательное учреждение несет ответственность за вред, причиненный воспитанниками, либо полностью, если они не достигли 14 лет, либо субсидиарно, если они находятся в возрасте от 14 до 18 лет.

6. Обязанность по возмещению вреда, причиненного малолетним воспитанником, не прекращается с достижением им совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения причиненного им вреда (п. 2 и 4 ст. 1073 ГК РФ). Обязанность воспитательного учреждения по возмещению вреда, причиненного воспитанником в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается по достижении им совершеннолетия либо получения доходов, достаточных для возмещения причиненного им вреда, либо когда он приобрел в полном объеме дееспособность до достижения совершеннолетия (п. 2 и 3 ст. 1074 ГК РФ).

7. Администрация воспитательного учреждения обязана в течение трех месяцев с момента поступления ребенка оформить договор передачи жилого помещения, в котором он проживал, в его собственность (приватизировать), если в помещении никто не проживает.

8. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживали исключительно несовершеннолетние, зачисляются па лицевые счета воспитанников в местном отделении Сбербанка России. Такие сделки возможны только с разрешения органа опеки и попечительства.

studme.org

Смотрите так же:

  • Приказ минфина 154н от 27112006 Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 июня 2016 г. № 791/16 “Об утверждении Порядка рассмотрения регулируемых тарифов на услуги связи, в том числе проведения проверок экономической обоснованности затрат, и их утверждения” (не […]
  • Закон об страховании банковских вкладов Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" Информация об изменениях: Наименование изменено с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ Федеральный закон от 23 декабря […]
  • Федеральный закон о качестве и безопасности пищевых продуктов 29-фз Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ"О качестве и безопасности пищевых продуктов" С изменениями и […]
  • Правила в области газоснабжения рб ПРАВИЛА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЛАСТИ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Часть 1) Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 13 мая 2014 г. N 8/28663 ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ […]
  • Ипотека 214 закон Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Приказ 548 от 06092005 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 августа 2017 г. № 548н “О внесении изменения в номенклатуру медицинских услуг, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 […]

Обсуждение закрыто.