Закон как источник кп

Электронная библиотека

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Закон является наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

В правовых нормах, в том числе конституционных, предмет закона (т.е. сфера отношений, которые могут регулироваться только законом) не определен в обобщающей форме. Однако во многих статьях Конституции указывается, по каким вопросам должна применяться только форма закона (ст. 20, 25, 29, 36, 70, 81, 84 и многие другие).

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения Президентом РФ в их отношении отлагательного вето.

Рис. 1.3. Виды федеральных законов

Место федерального закона в системе источников конституционного права определяется Конституцией РФ, однако его роль фактически менялась на протяжении последних лет, прошедших после принятия Конституции РФ. Так, в прошлом ведущему положению закона в системе источников права составляли конкуренцию указы главы государства, которые, по сути, заменяли собой федеральные законы. В период активного заключения внутрифедеральных договоров и соглашений, которые в ряде случаев противоречили не только федеральному законодательству, но и положениям Конститу

ции РФ, федеральный закон также не занимал соответствующего ему положения в системе источников права.

В настоящее время практически завершено приведение нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. В то же время происходит дальнейшее развитие законодательства, так как продолжает свое становление система отношений между государством и личностью, а также совершенствуется структура органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим изучение особых характерных черт и свойств, присущих федеральному закону как источнику конституционного права, представляет особый интерес.

Особая роль федерального закона заключается в реализации положений Конституции РФ, являющейся основой всей правовой системы Российской Федерации. Несмотря на то, что Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации, многие ее положения могут получить свою реализацию только посредством принятия федеральных законов.

С помощью федеральных законов могут быть конкретизированы не только положения Конституции РФ, в которых содержится указание на принятие того или иного закона, но и другие положения, в которых такое указание отсутствует. Обратим внимание на тот факт, что в Конституции РФ не закреплен конкретный перечень вопросов, по которым необходимо принимать федеральные законы. Термин «федеральный закон» употребляется в Конституции РФ двояко: в широком смысле, в качестве совокупности всех законов, имеющих общефедеральное значение, которые распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации, а также в собственном значении – как закон, принимаемый Федеральным Собранием РФ или на референдуме и по юридической силе стоящий после Конституции РФ, законов о поправках к Конституции и федеральных конституционных законов.

Таким образом, федеральный закон как источник конституционного права развивает положения Конституции РФ, способствует реализации ее норм. Важной чертой федерального закона как источника конституционного права является особый характер общественных отношений, обладающих наибольшей стабильностью и устойчивым характером, которые входят в предмет его регулирования.

Как правило, отношения, которые могут регулироваться законом, определяются как наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни. Однако следует разграничивать отношения, которые являются предметом регулирования законов и подзаконных нормативных правовых актов. Так, в ряде принимаемых в последнее время законов (особенно это касается законов о выборах и референдуме) происходит «расширение регулирования в законе до таких пределов, что закон превращается в инструкцию». Определение критериев разграничения предметов регулирования закона и подзаконных актов способствует построению непротиворечивой системы законодательства, а также обеспечению принципа верховенства закона. Эффективным способом разрешения этих вопросов может стать скорейшее принятие закона о нормативных правовых актах. В законе можно выделить следующие его признаки:

1) в нем содержатся общеобязательные правила поведения;

2) он рассчитан на неопределенный круг лиц (т.е. речь идет не о конкретных гражданах, как, например, при награждении, а обо всех гражданах либо какой-то категории граждан);

3) его действие не исчерпывается однократным применением, т.е. он направлен на неоднократное применение.

libraryno.ru

Закон как источник кп

Конспект лекции: Закон как источник конституционного права

Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.

Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции России принимаются ГД и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.

Конституция закрепляет порядок принятия федеральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105-107). В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации.

Принципиальный характер имеют также положения, сформулированные в ст. 15 Конституции, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации. Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

allsummary.ru

Закон как источник конституционного права Российской Федерации Гулиев Вюсал Камран-оглы

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Гулиев Вюсал Камран-оглы. Закон как источник конституционного права Российской Федерации : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.02 Челябинск, 2006 234 с. РГБ ОД, 61:06-12/1436

Содержание к диссертации

Глава I. Понятие и общая характеристика закона как источника

конституционного права Российской Федерации 14

1. Понятие, сущность и роль закона как источника конституционного

2. Теоретические основы классификации законов в Российской

Глава И. Характеристика отдельных видов закона в Российской Федерации55

1. Понятие и специфика федеральных законов 55

2. Федеральные конституционные законы 95

3. Законы о поправках к Конституции Российской Федерации 119

4. Законы субъектов Российской Федерации как источники

конституционного права 130

Глава III. Основные направления совершенствования реализации законов в

Российской Федерации 159

1. Понятие и принципы реализации законов в Российской Федерации.. 159 2. Основные проблемы реализации законов в Российской Федерации ..173 3. Основные направления повышения эффективности реализации законов

в Российской Федерации 185

Библиографический список 215

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проводимая в Российской Федерации конституционная реформа в качестве необходимой составляющей включает обновление и развитие законодательства, как федерального, так и регионального уровней, что обусловливает интерес ко всем существующим формам объективизации правовых норм.

Ведущее положение отрасли конституционного права, призванной регулировать наиболее существенные отношения в сфере установления и реализации народовластия, предопределяет особый интерес к характеру ее источников, а сложившаяся в последние годы тенденция к преимущественному регламентированию конституционных отношений в форме закона, обусловливает значимость в целях обеспечения единства и стабильности отечественной системы законодательства, ее гармоничности, непротиворечивости, изучения и углубленного анализа именно такого нормативного акта как закон.

Активизация работы российского парламента, наблюдающийся рост законотворчества выдвигает на первый план проблему содержания и качества законов. Безусловно, решение этой проблемы зависит от эффективной надлежащей деятельности Федерального Собрания РФ, неукоснительного соблюдения им установленных правотворческих процедур, его взаимодействия с другими институтами власти. Однако не менее важно осуществлять законотворческую деятельность на основе четкой научно обоснованной конституционно-правовой концепции закона как основного нормативного правового акта Российской Федерации. Изменения в государственно-правовой и иных сферах общественной жизни оказывают прямое воздействие на подходы к пониманию закона как основного регулятора общественных отношений. Поскольку правовая система России базируется на закрепленном в ст. 2 Конституции РФ положении, что человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина — обязанность

4 государства, закон должен быть ориентирован, прежде всего, на человека,

на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, на

гуманизацию всего стиля жизни .

Многообразие подходов к пониманию закона обусловлено тем, что в каждой правовой системе существует большое разнообразие форм или источников права, которые имеют различную значимость и выполняют разную регулятивную роль. Как отмечает Р. Давид, если в странах романо-германской правовой семьи «стремятся найти справедливые юридические решения, используя правовую технику, в основе которой находится Закон», то в странах, относящихся к семье общего права, «стремятся к тому же результату, основываясь в первую очередь на судебных решениях» . По мнению западных исследователей-компаративистов, законы составляют «скелет» всей романо-германской правовой семьи, основу всего национального законодательства стран романо-германского права 3 .

И хотя в последнее время все чаще стали высказываться мнения о том, что закон перестал быть единственным выражением и воплощением права, и не только законодательство может рассматриваться в качестве источника права, нельзя отрицать очевидную близость России к романо-германской правовой семье. В свете подобных рассуждений закономерным выглядит внимание отечественных теоретиков права и конституционалистов к вопросам понятия и особенностей закона как основного источника конституционного права России. Для установления природы законы, его сущности, предмета регулирования, формы, функций, места и роли в механизме правового регулирования и в правовой системе государства, требуется комплексный подход, включающий лингвистическое и формальнологическое, философское и социологическое, психологическое и

Систематизация законодательства Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкииа. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. — С. 10.

Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. и вступ, ст. В.А. Туманова. -М: Прогресс, 1988.-С. 121-122. 3 Pearson Ed. Law for European Business Studies. L., 1994. P. 24.

5 историческое, и, конечно, юридическое обоснование рассматриваемого

Необходима современная научная концепция, позволяющая

определять и предвидеть динамику развития современного российского

законодательства, соотношение его отраслей и подотраслей, позволяющая

определить приоритетные законы на ближайшую перспективу,

последовательность принятия законов, исходя из интересов граждан,

государства, потребностей экономики, социальной и политической сфер.

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с формированием и выражением норм российского конституционного права в такой форме права как закон, с определением места и роли закона в правовой системе Российской Федерации, выявлением оптимального предмета законодательного регулирования.

Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах федерального уровня и уровня субъектов Федерации, регламентирующие деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере законотворчества, а также сущностные, содержательные, формально-юридические особенности закона как источника российского конституционного права, перспективы развития закона в этом качестве. Предметная направленность определяется выделением и изучением в рамках заявленной темы конституционно-правовых норм, содержащихся в федеральном и региональном законодательстве, правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Степень разработанности темы. Сложное и многогранное явление -закон — не является совершенно новой проблематикой для современного отечественного правоведения, поскольку проблема источников права (а закон является одним из них) привлекала внимание исследователей,

рассматривающих это сложное и многогранное явление в общетеоретическом и отраслевом плане, как юридическую (правовую) и философскую категорию, с позиции «материальной социологии» 4 .

Проблемы системы источников права в целом и специфики отдельных источников права являлись предметом исследования в работах Н.Г. Александрова, С.С.Алексеева, С.Н. Братуся, В.М. Баранова, А.И. Васильева, И.В. Воронкова, В.Б. Исакова, Д.А. Керимова, С.Ф. Кечекьяна, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, Н.И. Матузова, А.С. Пиголкина, СВ. Полениной, И.Н. Сенякина, В.Н. Синюкова, Н.Н. Разумовича и других.

В конституционном праве большой вклад в разработку данной проблематики внесли труды С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.А. Белкина, Р.Ф. Васильева, Д.Л. Златопольского, Т.Д. Зражевской, Ф.И. Калинычева, М.Г. Кириченко, А.Н. Кокотова, Е.В. Колесникова, И.В. Котелевской, В.Ф. Котока, О.Е. Кутафина, И.Н. Кузнецова, В.А. Лебедева, А.И. Лепешкина, Е.А. Лукьяновой, В.О. Лучина, В.В. Маклакова, О.О. Миронова, М.А. Митюкова, Л.А. Морозовой, Г.И. Муромцева, Н.А. Михалевой, В.А. Пертцика, Б.А. Страшуна, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, Н.П. Фарберова, И.Е. Фарбера, В.И. Чехариной, Б.С. Эбзеева, Ю.А. Юдина и других.

В то же время, ряд важных общетеоретических и конституционно-правовых аспектов проблемы понимания закона как источника права, несмотря на их первостепенную методологическую и политическую значимость, исследован недостаточно. Широкое обновление законодательства, создание новых государственных органов, их

4 См., напр.: Архипов К.А. Закон в Советском государстве. М., 1926; Конфликт закона и правовая реформа: Материалы «круглого стола» // Государство и право. — 1997. — № 12; Конституция и закон: стабильность и динамизм / Отв. Ред. В.П. Казимирчук. — М., 1998; Котелевская И. В. Закон и подзаконный акт // Журнал российского права. — 2000. — № 2; Лукьянова ЕА. Закон как источник советского государственного права. М., 1988; Мицкевич А.В. Различие законов по их юридической силе. Учен. Зап. ВНИИ. М., 1967; Панибратов В.Н. Категория «закон». — М., 1982; Попков В.Д. Советский закон. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. — М., 1952; Разумович Н.Н. Источники и форма права // Советское государство и право. — 1988. — № 3; Тихомиров Ю.А. Теория закона. — М„ 1982; Цвик М.В. Советский закон. Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Харьков, 1952.

7 правотворчество, большой «удельный вес» среди принимаемых

нормативных правовых актов такого их особого вида как закон требует

усилить внимание к вопросам познания и идентификации закона,

юридическим и материальным аспектам системы формальных регуляторов

конституционного права как ведущей отрасли российского права.

Анализ актуальной проблемы познания закона как источника конституционного права России позволяет не только предметно уяснить крупные общетеоретические проблемы современного конституционного права, но и делает возможным по-иному взглянуть на ряд традиционных вопросов, таких как понятие и идентификация закона в системе источников права, определение предмета законодательного регулирования, виды законов в Российской Федерации, их специфика и критерии разграничения. При этом в исследовании сложного по структуре механизма реализации закона как источника права в Российской Федерации необходимо задействовать и традиционные подходы (анализ форм, способов реализации, конституционных правоотношений, т.е. собственно юридический аппарат), и изучение и анализ социальной практики, социальных факторов, общественных процессов.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы — общетеоретическое и конституционно-правовое исследование законов в Российской Федерации как источников конституционного права, выяснение их сущности, специфических признаков, разработка рекомендаций и предложений по разрешению существующих проблем в области определения пределов законодательного регулирования.

Исходя из целей, поставленных в работе, определены основные задачи: рассмотреть понятие и специфику закона как источника конституционного права Российской Федерации; выявить место закона в системе источников конституционного права; исследовать теоретические основы классификации законов в Российской Федерации; проанализировать отдельные виды законов в Российской Федерации, выявить их особенности; рассмотреть проблемы

8 реализации закона; исследовать критерии повышения качества законов;

сформулировать и аргументировать предложения по совершенствованию

действующего законодательства федерального уровня и уровня субъектов

Российской Федерации, устанавливающего иерархию нормативных правовых

актов и их соотношение.

Методологическую основу исследования составили современные
методы познания, выявленные наукой и апробированные практикой:
системный, диалектический, формально-логический, социологический,
статистический, сравнительно-правовой, специально-юридический.

Например, системный метод использовался при рассмотрении типологии законов, диалектический — способствовал показу связи социально-экономических отношений с предметом законодательного регулирования. Применение других методов позволило обобщить некоторые важные аспекты правовой действительности, изучить специфику закона и его взаимодействие с иными источниками права.

Теоретической основой исследования послужили труды представителей различных отраслей отечественного правоведения, в которых рассматривались относящиеся к теме работы вопросы теории права, источников конституционного права, правотворчества, федерализма. В работе над диссертацией автор опирался на современные достижения философии и политологии, что способствовало системному изучению внешних форм выражения конституционного права. Принимая во внимание необходимость учета зарубежного опыта, были привлечены работы отдельных зарубежных юристов, политологов и политиков.

Научная новизна исследования состоит в том, что настоящая работа представляет собой одну из первых попыток комплексного конституционно-правового исследования категории «закон в Российской Федерации», рассмотрения вопросов познания и идентификации закона в Российской Федерации как источника конституционного права на современном этапе.

9 Научная новизна исследования отражена в следующих положениях,

выносимых на защиту:

Диссертант исходит из понимания закона как принимаемого парламентом или непосредственно народом путем референдума нормативного правового акта, регулирующего наиболее значимые общественные отношения, отражающего демократические ценности и являющегося инструментом государственного управления, имеющим общеобязательную силу.

В результате исследования общественных отношений, регламентированных законом, сделан вывод, что существует общий принцип определения предмета (сферы) законодательного регулирования: такое регулирование должно быть объективно востребованным и самодостаточным. Закон должен регулировать только те общественные отношения, которые не могут эффективно функционировать в иной правовой форме, т.е. не могут быть урегулированы средствами подзаконных нормативных правовых актов.

Конституционные положения, позволяющие определить предмет законодательного регулирования могут быть разделены на две группы -первую группу составляют положения, содержащие прямое указание на необходимость принятия закона по тем или иным вопросам; ко второй группе относятся положения, закрепляющие прямые запреты принимать законы (а, следовательно, и иные нормативные правовые акты) по каким-либо вопросам — например, умаляющие права и свободы человека.

Сделан вывод, что закрепление перечня вопросов, подлежащих регулированию законом, в специальном законе о нормативных правовых актах может стать решением проблемы только с формальной стороны, поскольку законодательное закрепление перечня вопросов, которые могут быть предметом регламентирования закона — это, по сути, не нивелирование субъективного фактора разграничения предмета регулирования закона и

10 предмета регулирования подзаконного акта, а возведение этого фактора с

помощью позитивного права в ранг общего правила.

Обязательной составляющей процесса подготовки проекта законодательного акта является создание концепции будущего закона, которая должна включать предметную составляющую — правила определения предмета законодательного регулирования; прогностическую составляющую — учитывать экономические, социальные, политические последствия принятия закона; системную составляющую — учитывать те изменения, которые повлечет принятие закона в системе права; динамическую составляющую — определять действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц. Концепция будущего закона должна базироваться на четкой конституционно-правовой концепции закона в целом — содержание закона должно соответствовать объективным потребностям времени, экономическим условиям, учитывать национальный менталитет и особенности правоприменения. Речь идет о том, чтобы, принимая закон, отразить в этом акте не только внешние атрибутивные его качества как нормативного правового акта, но и его сущностную содержательную сторону как основного нормативного регулятора наиболее значимых, типичных, устойчивых общественных отношений.

В тексте Конституции РФ термин «федеральный закон» используется как в узком значении, когда Конституция РФ (например, в ч. 4 ст. 81) подразумевает только собственно федеральные законы, так и в широком значении, когда в ряде статей (например, в ст. 125), Конституция РФ, употребляя термин «федеральный закон» подразумевает и федеральные, и федеральные конституционные законы, что вызывает необходимость системного толкования конституционных положений. Косвенное нормативное закрепление толкования различных значений термина «федеральный закон», дающих представление об особенностях употребления этой категории в конституционном тексте, можно обнаружить в ряде актов Конституционного Суда Российской Федерации. Поскольку прямого четкого

разграничения случаев употребления терминов «федеральный конституционный закон» и «федеральный закон» в ряде статей Конституции РФ нет, представляется целесообразным дать официальное толкование соответствующих положений Конституции РФ, устраняющее возможность их различной интерпретации.

При определении предмета регулирования федерального конституционного закона содержательные, сущностные критерии, которые используются при определении предмета регулирования федерального закона, а именно — такие признаки отношений, подлежащих регулированию как типичность, устойчивость, наибольшая значимость — дополняется еще одним формальным критерием — закреплением перечня вопросов, подлежащих регулированию федеральным конституционным законом, в тексте Конституции РФ.

По юридической силе и месту в правовой системе закон о поправках к Конституции РФ — самостоятельный акт, который не является аналогом федерального конституционного закона и отличается от него, во-первых, по формальным признакам — более сложной процедуре принятия; и, во-вторых, по сущностным (содержательным) признакам — основное предназначение такого акта — изменение конституционного текста, в то время как федеральный конституционный закон не может содержать положений, противоречащих Конституции РФ.

Решение существующей на сегодняшний день проблемы стабилизации закона складывается из таких составляющих как: обеспечение принципа верховенства закона, обеспечение принципа разумной достаточности закона, а также оптимального определения предмета законодательного регулирования.

Ю.Проблема коллизионности и противоречивости российского законодательства должна решаться с использованием целостного механизма, включающего в себя различные способы и средства разрешения и устранения коллизий. К способам устранения и разрешения коллизий законов могут

12 быть отнесены: признание нормативных актов не соответствующими

Конституции РФ Конституционным Судом РФ; признание нормативных

актов не соответствующими конституции (уставу) конституционными

(уставными) судами субъектов Российской Федерации; повышение качества

нормотворчества как один из наиболее эффективных способов устранения

коллизий; закрепление в законодательстве коллизионных норм, основным

предназначением которых является установление общих правил того, какой

нормативный правовой акт надлежит применять при обнаружившейся

коллизии; толкование законов как деятельность по выявлению воли

законодателя, уяснению и разъяснению смысла правовых норм; реализация

государственными органами своих полномочий в сфере разрешения и

Научно-практическое значение исследования заключается в том, что положения, изложенные в представленной на защиту работе, содержат новые подходы в исследовании теоретических основ понятия и сущности закона как источника конституционного права Российской Федерации. Сделанные выводы и рекомендации могут быть применены в практической деятельности по совершенствованию правового регулирования порядка разработки и принятия законов в Российской Федерации как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Выводы и предложения могут найти применение в научной и педагогической работе в процессе преподавания курса конституционного права, при подготовке программ, методических рекомендаций, учебных пособий.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре теории государства и права и конституционного права Челябинского государственного университета, где произведено ее рецензирование и обсуждение. Отдельные положения и выводы диссертации нашли отражение в опубликованных работах. Ряд выводов научного исследования обсуждались на научно-практических конференциях, некоторые вопросы

13 освещены в процессе преподавания курса конституционного права

www.dslib.net

Закон как источник конституционного права

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика закона как источника конституционного права РФ

1.1. Источники конституционного права РФ

1.2. Понятие закона и его роль в системе источников конституционного права РФ

2. Характеристика видов закона в Российской Федерации

2.1. Конституция РФ как основной закон

2.2. Федеральные конституционные законы

2.3. Понятие и специфика федеральных законов

Список использованной литературы

Введение

Конституционное законодательство РФ выражено в системе правовых источников, которые содержат нормы, регулирующие основы конституционного строя РФ, правовое положение человека и гражданина, федеративное устройство, организацию и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления. Одним из источников конституционного права является закон. Изучение законов в системе источников конституционного права РФ является актуальным, потому что позволит определить их роль и функции, уточнить объекты регулирования, а также выявить основные направления их развития в общей системе конституционного законодательства РФ.

Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, которые складываются в процессе применения источников конституционного права Российской Федерации.

Предмет исследования — закон как источник российского конституционного права.

Цель — исследовать закон как один из источников конституционного права РФ.

Цель исследования определяет следующие задачи:

— перечислить источники конституционного права РФ;

— определить роль закона в системе источников конституционного права РФ;

— охарактеризовать Конституцию РФ как основной закон РФ;

— выявить особенности федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов субъектов РФ.

Методологическую основу данной курсовой работы составили следующие методы: системно-структурный, формально-логический и сравнительно-правовой.

Система источников конституционного права и специфика отдельных из них являлись предметом исследования в работах следующих авторов: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, В.М. Баранова, А.Б. Венгерова, О.Е. Кутафина, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Ю.А. Тихомирова, В.Н. Хропанюк и других.

Структурно данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснован выбор темы исследования, показана ее актуальность, определены объект, предмет, цели и задачи исследования.

Первая глава состоит из двух подпунктов. В ней перечисляются источники конституционного права и определяются понятие и роль закона в системе источников конституционного права РФ.

Вторая глава включает в себя три подпункта. Во второй главе характеризуются Конституция РФ, Конституции субъектов РФ, федеральные конституционные законы РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ как источники конституционного права. В заключение работы содержатся обобщенные выводы по главам.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА КАК ИСТОЧНИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ

1.1. Источники конституционного права РФ

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды. Прежде всего, следует выделить нормативные правовые акты, действующие на всей территории РФ, и акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации или муниципального образования[1].

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. Конституция РФ как основной источник отрасли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Выделяют федеральные конституционные и федеральные законы.

К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. К ним относятся указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства РФ, Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают Декларации. Например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода Декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство.

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, обусловленный федеративным устройством государства, как договоры. Например, Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ.

По аналогичным вопросам существуют и договоры с конкретными субъектами Федерации (республикой, областью и т.д.), в которых пределы разграничения полномочий определяются с учетом особенности каждого данного субъекта[2].

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, Конституции республик и Уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.

К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности, уставы (Положения)[3].

Необходимо отметить и такую особенность источников конституционного права, как включение в их число некоторых законов бывшего Союза ССР, действующих в той части, в которой они не противоречат Конституции РФ и другим ее законам.

1.2. Понятие закона и его роль в системе источников конституционного права РФ

Закон — это установленное государственной властью общеобязательное правило, регулирующее какую-нибудь область общественно-правовых отношений.

Закон должен быть наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Поэтому законы выступают вторым видом источников конституционного права по юридической силе после Конституции РФ и регулируют важнейшие общественные отношения.

В правовых нормах, в том числе конституционных, предмет закона (т.е. сфера отношений, которые могут регулироваться только законом) не определен в обобщающей форме. Однако во многих статьях Конституции РФ указывается, по каким вопросам должна применяться только форма закона (например, ст. 20, 25, 29,36, 70,81,84 и многие другие).

Конституция Российской Федерации предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

В России существует три категории федеральных законов как источников конституционного права: федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ, иные федеральные конституционные законы и федеральные законы.

К источникам конституционного права относятся федеральные конституционные законы: «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации» и другие; федеральные законы: «Об общественных объединениях», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О выборах Президента Российской Федерации» и другие[4].

Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ вносится в порядке, предусмотренном ст. 136 Конституции РФ. Этот правовой акт непосредственно в Конституции не назван. Он определен при толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации Конституционным Судом. Его особенность по сравнению с другими источниками — временный характер собственного регулирующего воздействия, которое поглощается внесением поправки в Конституцию РФ.

Законы должны соответствовать Конституции РФ. В то же время законы обладают более высокой юридической силой в сравнении с иными нормативными актами — указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами органов и должностных лиц субъектов РФ (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга), органов и должностных лиц местного самоуправления. Но не любой закон является источником конституционного права, а только те законы, которые содержат конституционно-правовые нормы.

Законы принимаются Федеральным Собранием РФ на основе особой процессуальной формы их деятельности — посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ. Федеральное Собрание — единственный орган государственной власти, который обладает монополией в принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов. Помимо парламентского способа, законы РФ могут быть приняты на основе процедуры референдума, т.е. путем всенародного голосования по законопроекту. Однако в современной практике РФ действуют лишь законы, принятые парламентским путем и нет ни одного закона, который был бы принят на референдуме, за исключением Основного Закона — Конституции РФ 12 декабря 1993 г[5].

Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции РФ о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу[6].

Таким образом, в системе источников конституционного права России закон занимает основное место. Так как он выражен на федеральном уровне в форме Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов РФ; на региональном уровне — в форме Конституций, Уставов и законов субъектов РФ.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗАКОНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Конституция РФ как основной закон

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого граждане РФ учредили основные принципы устройства общества и государства, определили субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепили охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, Конституция РФ служит правовой базой для текущего российского законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения Конституции РФ. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Конституция РФ возглавляет систему источников российского права, в том числе систему источников конституционного права. Такой статус Конституции РФ в системе источников российского права обеспечивается, прежде всего, ее учредительными свойствами: Конституция РФ устанавливает виды правовых актов, издаваемых высшими органами и должностными лицами публичной власти; исчерпывающе называет все федеральные конституционные законы и важнейшие из федеральных законов, подлежащих принятию; регулирует основные стадии законодательной процедуры; устанавливает иерархию нормативных актов и провозглашает свой приоритет в системе правовых актов (нормативных и ненормативных). Все иные источники конституционного права в России производны от Конституции РФ. В то же время приоритет Конституции действует не только на стадии конструирования системы источников права, но и в последующем — в частности, на стадиях их практической реализации[7].

Конституция РФ имеет более высокую юридическую силу не только в отношении нормативных актов, но и в сравнении с иными разновидностями источников конституционного права, в частности — в сопоставлении с многосторонними федеративными и другими внутригосударственными договорами, законами, постановлениями и т.д. В случае несоответствия положениям Конституции РФ положений договора, закона, постановления и других нормативно-правовых актов — действуют положения Конституции РФ.

Конституция РФ имеет приоритет не только в системе законодательства, т.е. источников российского права, но и в системе государственных и общественных институтов. Она стоит над всеми органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, гражданами и их объединениями, которые обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Также, приоритет Конституции РФ в системе источников российского права проявляется и в том, что законы, иные нормативные акты могут подвергаться экспертизе в Конституционном Суде РФ на предмет их соответствия Конституции РФ. При этом, если акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции РФ, то они утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (п. 6 ст. 125 Конституции РФ).

На региональном уровне источником конституционного права помимо Конституции РФ действуют Конституции субъектов РФ. Конституция субъекта РФ — основной закон субъекта РФ, закрепляющий его правовой статус, права и свободы граждан, систему региональных органов государственной власти и организацию местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции РФ статус республики устанавливается Конституцией РФ и Конституциями республик, статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом субъекта РФ. На территории субъекта РФ Конституция субъекта РФ обладает высшей юридической силой после Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов. В Конституции РФ нет норм, устанавливающих содержание Конституции субъекта РФ. Как правило, Конституция субъекта РФ регулируют целый комплекс проблем: основные принципы построения и функционирования системы органов государственной власти субъектов РФ; отношения, связанные с порядком образования и функционирования государственных органов, их виды, структуру, правовой статус, формы деятельности органов государственной власти, издаваемые ими акты; законотворческий процесс, основы административно-территориального устройства и т. п[8]. Данный перечень не исчерпывающий, но он отражает особенности предмета регулирования Конституции субъекта РФ. Предметы регулирования Конституции субъекта РФ во многом зависят от таких факторов, как экономическое состояние субъекта РФ, сложившиеся в нем традиции, а нередко и опыт соседей, на которые ориентируются субъекты РФ и т.п. Структура подавляющего большинства Конституций субъектов РФ имеют много общего со структурой Конституции РФ. Они обычно состоят из преамбулы, основной части и заключительных или переходных положений. В преамбуле излагаются цели создания и назначения Конституций субъектов РФ, принципы, на которых они строятся, исторические условия их появления. Основная часть Конституций субъектов РФ делится на главы (разделы)[9].

К специфическим чертам Конституций субъектов РФ можно отнести и то, что хотя многие их нормы и устанавливаются самими субъектами Федерации, однако их исполнение обеспечивается властью не только субъекта РФ, но и властью Федерации в целом.

2.2. Федеральные конституционные законы

Федеральные конституционные законы — это новая разновидность законов в РФ. Они были официально признаны с принятием Конституции РФ 1993 г.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствующем порядке по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам. В России существуют две основные категории федеральных конституционных законов — федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ и иные федеральные конституционные законы.

Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции имеют ряд особенностей в сравнении с иными источниками конституционного права. Прежде всего, особенности заключаются во временном характере автономного регулирующего воздействия, «которое поглощается внесением поправки в Конституцию».

Федеральные конституционные законы о поправках в Конституцию, в свою очередь, представлены в трех разновидностях: федеральные конституционные законы о поправках к главам 3-8 Конституции РФ; федеральные конституционные законы о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ; федеральные конституционные законы об образовании в составе РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ[10].

Указанные три разновидности федеральных конституционных законов о поправках Конституции различаются по их содержанию и порядку принятия, но имеют одинаковый предмет регулирования — отношения, характеризующие Конституцию РФ и имеют одинаковую юридическую силу, совпадающую с юридической силой самой Конституции РФ. Что касается особенностей порядка принятия, то они заключаются в следующем: Федеральные конституционные законы о поправках к главам 3-8 Конституции РФ считаются принятыми, если они одобрены Палатами Парламента Федерального Собрания России большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и вступают в юридическую силу после их одобрения на протяжении, не превышающем один год после принятия Советом Федерации, органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономного округа, двух городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга).

Соответствующая процедура закреплена в ст. 136 Конституции РФ 1993 г. и ФЗ от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

Федеральные конституционные законы о принятии в РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, а также федеральные конституционные законы об образовании в составе РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ принимаются на основе процедуры, аналогичной федеральных конституционных законов о поправках к главам 3-8 Конституции РФ — но без стадии одобрения органами законодательной власти субъектов РФ. Тем не менее, эти законы по своей юридической силе также равны Конституции РФ. Процедура принятия указанных федеральных законов зафиксирована в п. 1 ст. 137 Конституции РФ 1993 г. и в ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 г.

Иные федеральные конституционные законы не связанные с поправками Конституции РФ отличаются и от федеральных законов и от федеральных конституционных законов о поправках к Конституции РФ. Хотя процедура принятия федеральных конституционных законов полностью совпадает с процедурой принятия одной из разновидностей ФКЗ — о поправках в п. 1 ст. 65 Конституции, тем не менее, по их юридической силе он не равны Конституции РФ и законам о поправках Конституции РФ, стоят на порядок ниже последних в иерархии конституционного законодательства[11].

В то же время по критерию юридической силы федеральные конституционные законы, как и федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ, превосходят обычные федеральные законы.

Конкретные наименования федеральных конституционных законов указаны в тексте Конституции РФ. Большая часть федеральных конституционных законов из закрепленных в Конституции РФ 1993 г. уже приняты: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (от 21 юля 1994 г); ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» (от 28 апреля 1995 г.); ФКЗ «О референдуме РФ» (от 10 октября 1995 г.); ФКЗ «О судебной системе РФ» (от 31 декабря 1996 г.); ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (от 26 февраля 1997 г.); ФКЗ «О Правительстве РФ» (от 17 декабря 1997 г.); ФКЗ «О военных судах РФ» (от 23 июня 1999 г.); ФКЗ «О чрезвычайном положении» (от 30 мая 2001 г.); ФКЗ «О государственном флаге РФ» (от 25 декабря 2000 г.); ФКЗ «О государственном гербе РФ» (от 25 декабря 2000 г.); ФКЗ «О государственном гимне» (от 25 декабря 2000 г.); ФКЗ «О порядке принятия в Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (от 17 декабря 2001 г.)[12].

Федеральные конституционные законы отличаются и более высокие требования кворума при голосовании в палатах Федерального Собрания — парламента России — не простое большинство голосов депутатов в каждой из Палат, а 2/3 — в Государственной Думе и 3/4 — в Совете Федерации (п. 2 ст. 108 Конституции РФ). На стадии подписания федерального конституционного закона Президентом, последний не имеет права применить к ним вето, т.е. не может их отклонить и выразить свое несогласие, он обязан их беспрекословно, автоматически подписать и обнародовать. Хотя такое право у Президента есть в отношении обычных законов (п. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.).

Особенность федеральных конституционных законов состоит в том, что, дополняя Конституцию РФ, они не сливаются с ней, и тем более не интегрируются в ее текст, а сохраняют формальную автономность, самостоятельность по отношению к Основному Закону и имеют меньшую юридическую силу, чем Конституция РФ и законы о поправках Конституции, но большую юридическую силу в сравнении с обычными законами.

2.3. Понятие и специфика федеральных законов

Федеральные законы РФ — это нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые исключительно законодательным (представительным) органом государственной власти РФ (Федеральным Собранием РФ) по предметам ведения Федерации и ее субъектов либо принятые непосредственно народом путем всероссийского референдума. Федеральные законы (обычные, или текущие) кроме традиционной формы могут быть приняты в виде основных принципов регулирования, основ законодательства или кодекса.

Федеральные законы принимаются Федеральным Собранием РФ на основе раздельного голосования в Государственной Думе и Совете Федерации большинством голосов от конституционно установленной численности депутатов в каждой из палат (ст. 105 Конституции РФ).

Сферы общественных отношений, регулируемых федеральным законом в РФ, предметно определены в Конституции РФ в связи с осуществлением разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ (республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами федерального значения — Москвой и Санкт-Петербургом). Согласно п.п. 1,2 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы принимаются по предметам ведения РФ, перечень которых изложен в ст. 71 Конституции РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, перечень которых представлен в ст. 72 Конституции РФ.

Источниками конституционного права являются не все федеральные законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. Например, в их перечне можно назвать следующие федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ» (от 17 сентября 1997 г.); «О выборах Президента РФ» (от 31 декабря 1999 г.); «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» (от 24 июня 1999 г.); «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (от 5 августа 2000 г.); «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 г.); «О политических партиях» (от 11 июня 2001 г.); «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (от 6 октября 1999 г.); «Об общих принципах организации местного самоуправления» (от 28 августа 1995 г.) и другие[13].

Федеральные законы по своей юридической силе стоят ниже Конституции РФ и федеральных конституционных законов, однако, они имеют приоритет в сравнении со всеми иными видами нормативных правовых актов.

Федеральные законы, принятые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, превосходят по своей юридической силе не только все подзаконные федеральные правовые акты, но и законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (п. 5 ст. 76 Конституции РФ). Приоритет федеральных законов распространяется не только на законы и иные нормативные акты субъектов РФ, но и Конституции и Уставы субъектов РФ — основные законы субъектов РФ.

Законы субъектов РФ, которые содержат конституционные нормы, являются источниками конституционного права России. К законам субъектов РФ относят нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением (избирателями), проживающим на территории субъекта РФ, путем референдума. Помимо Конституций республик, Уставов краев, областей и городов федерального значения к источникам конституционного права на региональном уровне относятся и текущие законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ.Законом субъекта Российской Федерации: а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении; б) устанавливаются основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, определяется порядок деятельности органов местного самоуправления; г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ; д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов; ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе его долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ; и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума; к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти РФ, а также выборов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; л) устанавливается административно-территориальное устройство; м) утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура его высшего исполнительного органа государственной власти.

Таким образом, Конституция РФ является основным законом в РФ и стоит на первом месте в иерархии источников конституционного права. Далее стоят федеральные конституционные законы РФ, которые делятся на: федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ и иные федеральные конституционные законы. Отличительными особенностями федеральных законов РФ являются их подчиненное положение федеральным конституционным законам и различными формами принятия (традиционная — федеральный закон, основы законодательства или кодекс).

Конституции, Уставы и законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам и действуют только в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

Заключение

В данной курсовой работе был исследован закон как источник конституционного права РФ. В результате исследования сделаны следующие выводы.

Закон как нормативно-правовой акт составляет основу системы источников конституционного права и элемента системы российского законодательства. Закон регулирует наиболее значимые общественные отношения и имеет особый статус; отражает высшую форму выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета, демократических ценностей; является инструментом государственного управления и обладает высшей юридической силой. Закон принимается в особом порядке уполномоченными на то государственными органами.

По юридической силе, особенностям принятия различают следующие законы: 1) Конституцию РФ; 2) законы РФ о поправках к Конституции РФ; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы; 5) законы (Конституции, Уставы), принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ.

Все законы РФ следует разделить на два вида: действующие на всей территории Российской Федерации, и законы, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации. К законам, содержащим конституционные нормы и действующим на всей территории РФ относятся: 1) Конституцию РФ; 2) законы РФ о поправках к Конституции РФ; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы. К источникам конституционного права, действующим на территории того или иного субъекта РФ относятся Конституции, Уставы и законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ.

Особое место в системе источников конституционного права России занимает Конституция РФ. Она является основным законом РФ. В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования. Конституция РФ имеет верховенство на всей территории Федерации. Конституции республик и Уставы регионов не могут противо­речить Конституции РФ.

Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ. Федеральные конституционные законы бывают двух видов: федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ и иные федеральные конституционные законы. Особенность федеральных конституционных законов о поправках к Конституции РФ заключается во временном характере их действия.

Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения; принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов; утверждение описания и порядка использования государственных символов России; назначение и проведение референдумов; определение режима военного положения; введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях и т.д.

По юридической силе после Конституции РФ и федеральных конституционных законов стоят федеральные законы. Федеральные законы являются самым многочисленным источником конституционного права РФ. Они принимаются по предметам ведения Федерации и ее субъектов в более простом порядке, чем федеральные конституционные законы РФ. Отличительной особенность федеральных законов является то, что они могут приниматься в виде основ законодательства или кодекса.

Конституция РФ закрепляет не только порядок принятия федеральных конституционных законов и принятия федеральных законов, но и устанавливает верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов РФ.К основным разновидностям законов субъектов РФ, относящихся к источникам конституционного права РФ относятся: Конституции республик, Уставы краев, областей, городов федерального значения, а также текущие законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ. Последние относятся к источникам конституционного права, если содержат конституционные нормы.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. — — № 237. — 25 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон от 04.03.1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 10. — Ст. 1146.

Литература

3. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: Проспект, 2010. — 256 с.

  1. Авакьян С. А. Конституционное право России. В 2 томах. Том 1. — М.: Юристъ, 2010. — 720 с.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6 — е издание, изм. и доп. — М.: Норма, 2007. — 781 с.
  3. Борисов А. Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). — М.: Юрисиъ, — 272 с.
  4. Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. — М.: Эксмо, 2010. — 560 с.
  5. Голубок С.А. Конституционное право России. Учебное пособие. — М.: РИОР, 2008. — 161 с.
  6. Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Велби, 2008. — 608 с.
  7. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — 608 с.
  8. Кокотов А.Н. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — 296 с.
  9. Колпаков Р.В. Конституционное право России. Базовый курс. — М.: Приор-издат, 2010. — 128 с.
  10. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. — 784 с.
  11. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. — М.: Юрайт-Издат, 2009. — 167 с.
  12. Постников А.Е. Конституционное право России: учебник. — М.: Проспект, 2009. — 504 с.
  13. Смоленский М.Б. Конституционное право РФ: учебник. — Ростов Н/Д.: Феникс, 2009.- 446 с.
  14. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ. (постатейный). 5-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2009. — 217 с.
  15. Шумский И.Н. Конституционное право России. — М.: Юстицинформ, 2006. — 379 с.

Периодическая печать

19. Щеголев И.Б. Особенности и место конституционных законов в системе законодательства// Юристъ — Правоведъ. 2007. — № 3. — С. 32-46

[1] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — С. 37.

[2] Кокотов А.Н. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — С. 9.

[3] Колпаков Р.В. Конституционное право России. Базовый курс. — М.: Приор-издат, 2010. — С. 7.

[4] Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. — М.: Эксмо, 2010. — С. 31.

[5] Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. — С. 29.

[6] Шумский И.Н. Конституционное право России. — М.: Юстицинформ, 2006. — С. 48.

[7] Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. — М.: Эксмо, 2010. — С. 44.

[8] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — С. 407.

[9] Авакьян С. А. Конституционное право России. В 2 томах. Том 1. — М.: Юристъ, 2010. — С. 298.

[10] Смоленский М.Б. Конституционное право РФ: учебник. — Ростов Н/Д.: Феникс, 2009.- С. 112.

[11] Кокотов А.Н. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — С. 173.

[12] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — С. 136.

[13] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6 — е издание, изм. и доп. — М.: Норма, 2007. — С. 311.

help-stud.ru

Смотрите так же:

  • Наставление по штурманской службе на судах минречфлота рсфср Наставление по штурманской службе на судах Минречфлота РСФСР. Часть III (НШМС-86) Документ отменен в связи с изданием Наставление по организации штурманской службы на судах ВВТНаставление является руководящим документом, […]
  • Какие пособия можно получить беременной Как получить выплаты для беременных 1. Какие выплаты может получить беременная женщина? Основная часть социальной поддержки семьям с детьми оказывается после рождения ребенка, но есть несколько выплат, которые предназначены для беременных […]
  • Закон об страховании банковских вкладов Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" Информация об изменениях: Наименование изменено с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ Федеральный закон от 23 декабря […]
  • Документы по профилактике несовершеннолетних Нормативно-правовые акты 1. Европейская конвенция об осуществлении прав детей. Страсбург, 25 января 1996 г. 2. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие […]
  • Статья 2002 ук рф Статья 2002 ук рф Центр содействия реформе уголовного правосудия УК РФ (в редакции от 8.12.03) УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 мая 1996 года 5 июня 1996 года (в ред. Федеральных законов от 27.05.98 N 77-ФЗ, от 25.06.98 N […]
  • Коап детское кресло штраф Что грозит водителю автомобиля без детского кресла? Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле или кабине грузового автомобиля возможна лишь с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу […]

Обсуждение закрыто.