Закон фз 366

Оглавление:

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

27 ноября 2017 г.

Принят Государственной Думой 14 ноября 2014 года

Одобрен Советом Федерации 19 ноября 2014 года

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
24 ноября 2014 года
N 366-ФЗ

Скорректирован НК РФ.

Ставка НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных налоговыми резидентами России в виде дивидендов, увеличивается с 9 до 13%.

Устанавливаются ставки акцизов на 2015-2017 гг.

В отношении крепкой и слабоалкогольной продукции в 2015 и 2016 гг. сохраняются размеры ставок акцизов, установленные на 2014 г.

В отношении табачной продукции ставки акцизов проиндексируют темпами, опережающими уровень инфляции. Предусмотрено увеличение адвалорных налоговых ставок на сигареты и папиросы при одновременной корректировке специфических налоговых ставок в целях выравнивания налоговой нагрузки на дешевые и дорогие виды сигарет и папирос.

Прочие ставки на 2017 г. проиндексируют с учетом индекса инфляции в 4,5%.

В перечень подакцизных товаров включаются бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин. Одновременно в отношении производителей продукции нефтехимии из бензола, параксилола, ортоксилола вводится система свидетельств, позволяющих применять вычеты начисленных сумм акциза. По керосину акциз будет уплачиваться лицами, включенными в Реестр эксплуатантов гражданской авиации России и имеющими сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Начиная с 2015 г. предусматривается 15-процентная индексация ставок водного налога. После достижения целевого уровня ставок начиная с 2026 г. предусматривается ежегодная индексация ставок на коэффициент-дефлятор.

Ставку водного налога при добыче подземных вод (кроме промышленных, минеральных, а также термальных) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару будут применять с коэффициентом 10.

Планируется поэтапно (за 3 года) сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза за 3 года на нефть, в 1,7 — 5 раз на нефтепродукты в зависимости от вида) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз).

При этом предусмотрены одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года), а также предоставление налоговых вычетов из сумм акциза при получении (приобретении в собственность) отдельных нефтепродуктов потребителями на внутреннем рынке, имеющими свидетельства на операции с соответствующими нефтепродуктами.

В результате указанного «налогового маневра» произойдет сближение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в России и Казахстане, что в дальнейшем упростит процесс перехода к взаимной торговле в рамках ЕЭП без каких-либо тарифных и нетарифных ограничений.

Поправки вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 9 установлены иные сроки вступления их в силу

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 25 ноября 2014 г., в «Российской газете» от 28 ноября 2014 г. N 272, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 48 ст. 6647

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

base.garant.ru

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 21 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251; 2007, N 7, ст. 834; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2279; 2010, N 23, ст. 2788; 2011, N 29, ст. 4292; N 50, ст. 7343; 2014, N 30, ст. 4260; 2015, N 27, ст. 3971; N 29, ст. 4342) следующие изменения:

1) абзац восемнадцатый пункта 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:

«Правительство Российской Федерации своим решением вправе поручить юридическим лицам организовывать от имени Российской Федерации в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества и (или) осуществлять функции продавца. В указанном решении Правительства Российской Федерации определяются подлежащее приватизации федеральное имущество, действия данных юридических лиц, размер и порядок выплаты им вознаграждения. При этом сумма вознаграждения указанных юридических лиц не входит в цену продажи федерального имущества и подлежит выплате за счет средств победителя аукциона либо средств победителя продажи посредством публичного предложения, уплачиваемых сверх цены продажи приватизируемого федерального имущества.»;

2) в статье 10 1 слова «на официальных сайтах в сети «Интернет», определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией» заменить словами «на сайтах в сети «Интернет», определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией для размещения информации о приватизации (далее — сайты в сети «Интернет»)»;

в абзаце первом слова «на официальных сайтах в сети «Интернет» заменить словами «на официальном сайте в сети «Интернет»;

абзац второй изложить в следующей редакции:

«Официальным сайтом в сети «Интернет» для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации (далее — официальный сайт в сети «Интернет»). Информация о приватизации государственного и муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, дополнительно размещается на сайтах в сети «Интернет».»;

в абзаце втором слово «сайтах» заменить словами «официальном сайте»;

в абзаце третьем слово «сайтах» заменить словами «официальном сайте»;

в) пункт 3 дополнить подпунктом 16 следующего содержания:

«16) размер и порядок выплаты вознаграждения юридическому лицу, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона осуществляет функции продавца федерального имущества и (или) которому решением Правительства Российской Федерации поручено организовать от имени Российской Федерации продажу приватизируемого федерального имущества.»;

г) в пункте 10 слово «сайтах» заменить словами «официальном сайте»;

д) в абзаце первом пункта 11 слова «на сайтах в сети «Интернет» заменить словами «в порядке, установленном пунктом 10 настоящей статьи»;

4) пункт 1 статьи 23 изложить в следующей редакции:

«1. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее — продажа посредством публичного предложения) осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. При этом информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения размещается в установленном статьей 15 настоящего Федерального закона порядке в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся.»;

5) в пункте 3 статьи 26 слово «сайтах» заменить словами «официальном сайте»;

6) абзац третий пункта 6 статьи 32 1 изложить в следующей редакции:

«В информационном сообщении о проведении продажи в электронной форме, размещаемом в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, наряду со сведениями, предусмотренными указанной статьей, указываются сайт в сети «Интернет», на котором будет проводиться продажа в электронной форме, дата и время регистрации на этом сайте претендентов на участие в такой продаже, порядок их регистрации, правила проведения продажи в электронной форме, дата и время ее проведения.»;

7) в абзаце первом пункта 4 статьи 35 слово «сайтах» заменить словами «официальном сайте»;

8) в пункте 6 статьи 42 слово «сайтах» заменить словами «официальном сайте».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.Путин

rg.ru

Комментарий к Федеральному закону от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Диркова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 21.05.2015

Масштабные изменения в налогообложении

Закон N 366-ФЗ внес обширные поправки не только в Налоговый кодекс РФ, но и в другие законы, охарактеризовать которые подробно не представляется возможным. Поэтому наш комментарий является обзорным и призван привлечь внимание к изменениям, актуальным для большинства компаний.

НДС

Бухгалтеры компаний, которые начинают применять освобождение от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса РФ, обратят внимание, что п. 8 этой статьи действует в новой редакции. Однако на практике порядок восстановления НДС не изменился. Как и прежде, если освобождение применяется начиная со второго или третьего месяца квартала, то восстановление налога производят в этом же квартале.
Реализация имущества и (или) имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами), больше не является объектом налогообложения (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ). Соответственно, покупатели такого имущества или имущественных прав налоговыми агентами не признаются (п. 4.1 ст. 161 НК РФ упразднен). Это нововведение, для покупателей благоприятное.
Сокращен перечень случаев, в которых НДС, ранее принятый к вычету, подлежит восстановлению. А именно: с 1 января 2015 г. по товарам (работам, услугам), которые начинают использоваться для осуществления операций по реализации, облагаемых по ставке ноль процентов, восстанавливать налог не придется. Эта поправка снизит налоговую нагрузку экспортеров.
А вот налогоплательщики, производящие восстановление НДС в отношении объектов основных средств, должны руководствоваться новым порядком, изложенным в ст. 171.1 НК РФ. В нашем обзоре углубляться в подробности мы не будем.
Отменено ограничение на вычеты НДС по нормируемым в целях налогообложения расходам (утратил силу абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ). Так, НДС по представительским расходам можно принимать к вычету без каких-либо ограничений — в полных суммах, предъявленных продавцами. Конечно же, налогоплательщикам это выгодно. Впрочем, данный вопрос имеет предысторию, которая отражена в Письме Минфина России от 02.06.2014 N 03-07-15/26407. По сути законодатели уточнили свою позицию под давлением позиции ВАС РФ.
Наконец, налогоплательщикам, отказавшимся от заявительного порядка возмещения НДС, налоговый орган вернет банковскую гарантию (ст. 176.1 НК РФ).

Акцизы

Лицу, совершающему операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, теперь требуется свидетельство о регистрации. Подробности — в новой ст. 179.4 Налогового кодекса РФ, а дополнительные разъяснения — в Письме Минфина России от 02.12.2014 N 03-07-06/61640. При этом бензолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего простейшего ароматического углеводорода 99 процентов, параксилолом или ортоксилолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего изомера ксилола (диметилбензола) 95 процентов (пп. 12 п. 1 ст. 181 НК РФ). Эти товары, наряду с авиационным керосином и природным газом, дополнили перечень подакцизных товаров.
При совершении операций с прямогонным бензином, бензолом, параксилолом, ортоксилолом и авиационным керосином к налоговым вычетам по акцизам установлены повышающие коэффициенты. Разница между налоговыми вычетами и налогом хотя и возмещается из бюджета, но одновременно порождает доход по налогу на прибыль (п. 24 ст. 250 НК РФ).
Что же ждет покупателей авиационного керосина (Письмо Минфина России от 17.12.2014 N 03-07-06/65231)? На основании пп. 28 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения акцизами признается получение авиационного керосина лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта. При этом для целей исчисления акцизов получением авиационного керосина признается приобретение авиационного керосина в собственность по договору с российской организацией. Однако в соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ операции по реализации, передаче или ввозу на территорию Российской Федерации авиационного керосина не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) акцизами. В соответствии с п. 3 ст. 198 Налогового кодекса РФ при реализации подакцизных товаров, операции по реализации которых освобождены от налогообложения акцизами, расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм акциза. При этом на указанных документах делается надпись или ставится штамп «Без акциза». Одновременно пп. 5 п. 4 ст. 199 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком при приобретении авиационного керосина, в стоимость указанного керосина не включается. Учитывая изложенное, при реализации авиационного керосина акциз к оплате покупателям налогоплательщиком не предъявляется.

Налог на добычу полезных ископаемых

Пожалуй, изменения по НДПИ — наиболее объемный блок Закона N 336-ФЗ. Он внес поправки в гл. 26 Налогового кодекса РФ и Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», а также в Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе».
В целом речь идет об увеличении ставок НДПИ на нефть и газовый конденсат при снижении вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Тем самым реализован налоговый маневр, заявленный в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 — 2017 годов (разработан Минэкономразвития России).

Налог на имущество организаций

С 1 января 2015 г. не признаются объектами налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Эта льгота распространяется на движимое имущество, принятое на учет до 1 января 2013 г. Впрочем, такое имущество по-прежнему освобождено от налогообложения, но теперь за исключением объектов, принятых на учет в результате:
— реорганизации или ликвидации юридических лиц;
— передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами (п. 25 ст. 381 НК РФ).
Для отдельных объектов недвижимого имущества по перечню, утверждаемому Правительством РФ, введена ставка налога 0% (п. 3.1 ст. 380 НК РФ).

О консолидированных группах налогоплательщиков

Зарегистрированные в налоговых органах в течение 2014 г. договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменения в договоры о создании такой группы, связанные с присоединением новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), вступают в силу с 1 января 2016 г.

Налог на прибыль

Отметим редакционную поправку: в ст. 255 Налогового кодекса РФ (п. п. 7 и 13 ч. 2) компенсации (ст. ст. 114 и 173 ТК РФ) правомерно охарактеризованы как «средний заработок» (вместо применяемого ранее некорректного термина «оплата труда, сохраняемая на время отпуска»).
Устранен пробел в отношении даты признания доходов в виде дивидендов, выплаченных в неденежной форме (пп. 2.1 п. 4 ст. 271 НК РФ). Это дата получения недвижимого имущества по передаточному акту, дата перехода права собственности на иное имущество.
Имеется неприятная новость: к налогообложению дивидендов вместо ставки девять процентов надлежит применять ставку 13 процентов. В этой связи Минфин России в Письме от 30.12.2014 N 03-08-05/68773 разъяснил: ставка налога определяется исключительно датой выплаты дивидендных доходов конечному получателю. Следовательно, если в 2014 г. вы выплачивали промежуточные дивиденды, в 2015 г. пересматривать ставку не придется.
Пункт 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ дополнен разъяснением о порядке исчисления ежемесячных авансовых платежей в течение первого квартала, если в предшествующем году налогоплательщик уплачивал авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

НДФЛ

Пониженная ставка налогообложения дивидендов упразднена — теперь вместо девяти процентов действует общеустановленная ставка 13 процентов. При этом налоговые вычеты к дивидендным доходам не применяются. Но в сумму предельного дохода, по достижении которого налогоплательщик утрачивает право на «детские» вычеты, дивиденды не включаются.
Напомним: датой фактического получения дохода является дата его выплаты (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). К какому году относятся дивиденды — роли не играет. И если они выплачены в 2015 г., то подлежат налогообложению по повышенной ставке.

Сбор за объекты водных биологических ресурсов

Введен сбор за добычу краба-стригуна опилио в Северном бассейне — 35 тыс. руб. за тонну.

Водный налог

Основные нововведения связаны с тем, что налог исчисляется как налоговая база, умноженная не только на налоговую ставку, но еще и на специальные повышающие коэффициенты. Для каждой ситуации коэффициент свой.
Повышена ставка водного налога при заборе водных ресурсов для водоснабжения населения — с 70 до 81 руб. за 1000 кубических метров (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). В итоге вода подорожает.
О порядке заполнения декларации по водному налогу читайте Письмо ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/721.

Государственная пошлина

Установлен размер госпошлины за выдачу свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом, ортоксилолом, — 3500 руб.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

lexandbusiness.ru

Об организованном наборе работников из Узбекистана для трудовой деятельности в России

Ратифицировано Соглашение между правительствами России и Узбекистана об организованном наборе и привлечении граждан Узбекистана для временной трудовой деятельности на территории России.

Соглашение подписано в Москве 5 апреля 2017 г. Трудящиеся-мигранты привлекаются на основании трудового договора, заключенного в соответствии с российским законодательством. Обязательным условием для осуществления трудовой деятельности является наличие полиса добровольного медицинского страхования.

Соглашение определяет перечень обязательных требований к работодателю, участвующему в организованном привлечении трудящихся-мигрантов (наличие мест проживания; обеспечение безопасных условий труда и охраны труда, а также безопасности на рабочих местах; гарантированная оплата труда не ниже минимального уровня, установленного российским законодательством).

Предусмотрена возможность комплексной подготовки гражданина Узбекистана в стране его проживания для временной трудовой деятельности в России. Так, компетентные органы Республики Узбекистан могут подбирать для российских работодателей из числа граждан Узбекистана кандидатов на трудоустройство, имеющих требуемую квалификацию и опыт работы; согласовывать с российскими работодателями кандидатуры и тексты проектов трудовых договоров; проверять кандидатов на предмет их нахождения в международном или межгосударственном розыске, наличия у них судимости; организовывать проезд кандидатов на трудоустройство до места временной трудовой деятельности на территории России и их возвращение на родину. Соглашение предполагает проведение медосвидетельствования кандидатов на предмет выявления у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, до выезда из Республики Узбекистан.

Также в соглашении закреплены основные права граждан Узбекистана, осуществляющих временную трудовую деятельность в России (в частности, право на труд, отдых и соцстрахование (кроме обязательного медицинского), пенсионное обеспечение).

www.audit-it.ru

Комментарий к Федеральному закону от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Казаков Е.С.)

Дата размещения статьи: 07.05.2015

Принят Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 366-ФЗ). Изначально (и в основном) он посвящен вводу в обиход так называемого налогового маневра, но в итоге он включил в себя и многочисленные поправки, касающиеся самых разных налогов.
В рамках налогового маневра предлагается поэтапно (за 3 года) сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза за 3 года на нефть, в 1,7 — 5 раз — на нефтепродукты в зависимости от вида нефтепродуктов) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раза). При этом принимаются определенные меры, которые, как предполагается, позволят не допустить рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Поправки, о которых далее говорится в данном комментарии, вступают в силу с 01.01.2015, поскольку для всех упоминаемых в нем налогов именно с этой даты начнется новый налоговый период, за исключением изменений, вносимых в ст. 176.1 НК РФ, касающихся заявительного порядка возмещения НДС. Они вступили в действие со дня официального опубликования Федерального закона N 366-ФЗ на портале www.pravo.gov.ru, то есть с 25.11.2014.

Восстановление НДС при освобождении от обязанностей плательщика налога

Уточнен порядок восстановления НДС в том случае, если организация начинает применять освобождение от исполнения обязанностей плательщика данного налога . Такая поправка была необходима, так как критерий для определения момента, когда надо проводить эту операцию, был очень условным. Под таким моментом понимался до сих пор день отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение. Суммы налога следовало восстанавливать в последнем налоговом периоде перед указанным событием (п. 8 ст. 145 НК РФ).
———————————
Подробно о порядке применения данного освобождения читайте в статье Ю.А. Белецкой «О праве на освобождение от уплаты НДС по статье 145 НК РФ» в журнале «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», N 1, 2014.

Речь идет о суммах НДС, принятых налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ до использования им права на освобождение в силу ст. 145 НК РФ по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, но не использованным для этих операций.
Очевидно, правильно было бы установить для осуществления обязанности по восстановлению НДС именно фактическое начало использования указанного освобождения, а не являющийся неопределенным момент отправки уведомления. Тем более что согласно п. 3 ст. 145 НК РФ уведомление можно представлять не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение, а уж для даты отправки нет ограничений, главное, чтобы названный срок представления был соблюден.
К тому же налогоплательщик может применять освобождение от обязанностей плательщика НДС, даже если он подал уведомление о начале его применения с нарушением установленного срока. На это указал, например, Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» .
———————————
Текст Постановления и комментарий к нему опубликованы в N 16, 2014, см. также статью Ю.А. Белецкой «Пленум ВАС о вопросах, связанных с взиманием НДС» в журнале «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», N 14, 2014.

Теперь определено, что суммы НДС восстанавливаются в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение. Правда, так надо поступать только в том случае, если право на освобождение используется с первого месяца квартала.
Напомним, что согласно ст. 163 НК РФ налоговым периодом для плательщиков НДС является квартал. При этом из п. 1 ст. 145 НК РФ следует, что данное освобождение можно использовать с любого месяца квартала, в том числе со второго или третьего. То есть в первом месяце (или в первых двух) еще может применяться общая система налогообложения с сохранением всех обязанностей плательщика НДС.
В таком случае восстановить НДС надо в периоде, не предшествующем тому, когда налогоплательщик стал использовать право на освобождение, а именно в том периоде, когда он этим правом начал пользоваться.

Банкрот платит, но уже без НДС

Похоже, решена, наконец, проблема, связанная с тем, в каком порядке налогоплательщики уплачивают НДС при реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами).
Напомним, что до недавнего времени существовали две позиции о том, кто в этом случае уплачивает НДС. Так, согласно п. 4.1 ст. 161 НК РФ данная обязанность возлагается на покупателей имущества и (или) имущественных прав должников, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица становятся налоговыми агентами, они обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Но Пленум ВАС РФ в Постановлении от 25.01.2013 N 11 «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом» фактически пришел к выводам, что п. 4.1 ст. 161 НК РФ применяться не должен. Он противоречит нормам законодательства о банкротстве, которые суд признал приоритетными по сравнению с нормами налогового законодательства.
Ведь при признании должника банкротом открывается конкурсное производство и предусмотрены особые правила распределения имеющегося у должника имущества (конкурсной массы), в том числе очередность удовлетворения требований всех его кредиторов. Поэтому, по мнению судей, цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания НДС) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов — должнику. Далее сумма распределяется по правилам, установленным ст. ст. 134 и 138 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в том числе данные правила относятся и к порядку уплаты НДС (уплачивается в порядке общей очередности).
При этом, несмотря на выводы судей, Минфин продолжил требовать от налогоплательщиков исполнения положений п. 4 ст. 161 НК РФ, в связи с чем они оказались перед непростым выбором, в результате не было никаких гарантий, чтобы избежать штрафов при принятии любого решения.
Теперь законодатели учли позицию высших арбитров, п. 4.1 ст. 161 НК РФ утратил силу. Покупатели соответствующего имущества больше не признаются налоговыми агентами и должны перечислить должнику всю сумму, соответствующую стоимости реализации этого имущества.
Более того, данные операции теперь вообще не признаются объектом обложения НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ дополнен пп. 15). По нашему мнению, такая формулировка означает, что действие этого правила распространяется как на покупателя, так и на продавца указанного имущества.

Об одной социальной льготе

Небольшое уточнение внесено в порядок применения льготы, предусмотренной пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ. Согласно этой норме не подлежит обложению НДС на территории РФ реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ), производимых и реализуемых, в частности, лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими (отделениями) стационарных учреждений социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.
В силу п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Таким образом, организации иных форм собственности не вправе были пользоваться данной льготой.
Теперь эта норма уточнена и распространяется на любые организации, в том числе коммерческие.

НДС восстанавливается и при переходе на патент

Особенность любых специальных режимов, которые в соответствии с НК РФ можно применять, заключается в том, что налогоплательщики, перешедшие на них, перестают быть плательщиками НДС. При совершении операций (за небольшим исключением) они могут не начислять этот налог.
Исходя из норм НК РФ прослеживается такой принципиальный подход законодателей к подобной ситуации: при использовании имущества, по которому ранее НДС был принят к вычету, налог надо восстановить. В частности, согласно абз. 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ это необходимо сделать при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в налоговом периоде, предшествующем переходу на них. Прямо указывается, какие именно спецрежимы имеются в виду: УСНО и в виде уплаты ЕНВД (гл. 26.2 и 26.3 НК РФ).
А вот при переходе на спецрежим в виде уплаты ЕСХН (гл. 26.1 НК РФ) данное правило не действует, это тоже прямо указывается.
До сих пор законодатели не учитывали следующее. До 01.01.2013 частью УСНО была патентная система налогообложения, применявшаяся индивидуальными предпринимателями (ст. 346.25.1 НК РФ). Соответственно, правило о восстановлении НДС распространялось и на предпринимателей, которые переходили на ПСНО.
С названной даты ст. 346.25.1 НК РФ утратила силу, а для ПСНО в Налоговом кодексе выделили отдельную главу — гл. 26.5. Но дополнить абз. 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ указанием на то, что он распространяется и на эту новую главу, забыли. Теперь данное недоразумение устранено.

Нулевая ставка и восстановление НДС

Утратил силу пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ. Он действовал сравнительно недолго, с 01.10.2011. Он устанавливал обязательность восстановления НДС в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, определял порядок, как это нужно делать.
В п. 1 ст. 164 НК РФ приводятся операции, относящиеся к внешнеэкономической деятельности, в отношении которых применяется ставка 0%. Получается, что законодатели вернулись к тому, от чего отказались с 01.10.2011 ?
———————————
Правда, с тех пор поменялась структура п. 1 ст. 164 НК РФ, подробнее расписан перечень операций, облагаемых по нулевой ставке.

Относительно периода до названной даты, в частности, в Письме ФНС России от 09.08.2006 N ШТ-6-03/[email protected] в ответе на вопрос 10 указывалось, что п. 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету сумм НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых осуществляется по налоговой ставке 0%.
Действительно, как тогда, так и в настоящее время вычеты налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, как следует из данной нормы, производятся на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ, в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ. Это означает, что такие суммы налога принимаются к вычету на основании отдельной налоговой декларации и при условии представления в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, то есть документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0%.
Кроме того, это означает, что если НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) ранее правомерно был включен в налоговые вычеты, то в момент отгрузки товара на экспорт сумма налога должна быть восстановлена к уплате в бюджет (см. также Письма Минфина России от 05.05.2011 N 03-07-13/01-15, от 25.10.2010 N 03-07-08/301), а уже далее, в случае полного документального подтверждения применения нулевой ставки, налог принимается к вычету в упомянутом порядке.
Более того, до появления пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ считалось (см., например, Письмо ФНС России от 15.09.2011 N ЕД-4-3/15009), что восстановления сумм налога по основным средствам и (или) нематериальным активам, ранее правомерно принятых к вычету, в случае дальнейшего использования данных основных средств (нематериальных активов) при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%, нормами Налогового кодекса не предусматривалось. При этом не имело значения, использовались основные средства и нематериальные активы полностью или частично для осуществления таких операций.
Пока сложно сказать, будут ли и теперь налоговики трактовать эту новую старую ситуацию так же, как и тогда.
Что касается основных средств, то восстановлению НДС в отношении их теперь вообще будет посвящена отдельная новая статья — ст. 171.1 НК РФ. До сих пор некоторые нормы, касающиеся данной проблемы, были приведены в абз. 4 — 9 п. 6 ст. 171 НК РФ. Теперь в п. 6 будет содержаться ссылка на ст. 171.1 НК РФ, нормы которой принципиально ничем не отличаются от норм абз. 4 — 9.

Вычеты НДС не нормируются

Примечательное событие — утратил силу абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ. До сих пор согласно ему, если в силу гл. 25 НК РФ расходы принимаются к вычету для целей обложения налогом на прибыль по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежали вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
По мнению Минфина, это касалось применения любых нормативов по расходам, а не только нормативов указанных в абз. 1 того же пункта командировочных и представительских расходов: норм естественной убыли материальных ценностей (Письмо Минфина России от 09.08.2012 N 03-07-08/244), на рекламу (Письмо Минфина России от 13.03.2012 N 03-07-11/68) и т.д.
Суды, правда, рассуждали иначе: оба абзаца п. 7 ст. 171 НК РФ прямо взаимосвязаны, поэтому вычет по НДС нормируется только в отношении командировочных и представительских расходов (Постановления ФАС МО от 30.11.2012 по делу N А40-135314/11-107-565, Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 2604/10 по делу N А75-5296/2009).
Теперь споры по данному поводу утихнут.

О возврате банковской гарантии

Небольшие уточнения внесены в заявительный порядок возмещения НДС (ст. 176.1 НК РФ). Так, одно из них касается случая отказа налогового органа в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, о чем упоминается в п. 8 указанной статьи.
При этом не устанавливалось, как в такой ситуации происходит возврат налогоплательщику банковской гарантии, которую он, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, ранее предоставил. Теперь указывается, что налогоплательщик для этого должен направить письменное обращение в налоговый орган о ее возврате, а тот обязан возвратить банковскую гарантию в течение трех дней со дня обращения (уточнены также п. п. 12 и 20 ст. 176.1 НК РФ). Необходимым условием является, конечно, возврат налогоплательщиком НДС, который был уже возмещен ему в заявительном порядке, согласно требованию налогового органа.

О долевом участии: ставки растут

Согласно п. 2 ст. 210 НК РФ в действующей редакции налоговая база по НДФЛ определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. И пока что в рамках одной какой-либо ставки особенностей определения налоговой базы практически не было. Но теперь по-особому станет определяться налоговая база в отношении доходов физических лиц, полученных от долевого участия.
В настоящее время налоговая ставка для таких доходов установлена п. 4 ст. 224 НК РФ и равна 9%. Теперь этот специальный пункт утратит силу, а ставка для данных доходов повысится до 13%, то есть станет той, которая применяется при обложении НДФЛ наиболее часто. Это будет следовать из новой редакции п. 2 ст. 214 НК РФ.
В п. 2 ст. 210 НК РФ также специально будет указываться, что налоговая база по таким доходам определяется отдельно от прочих, облагаемых по ставке 13%, причем с учетом положений ст. 275 НК РФ (собственно, как и сейчас). Эта статья из другой главы Налогового кодекса — «Налог на прибыль организаций» и устанавливает особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях. Несмотря на свое название, она касается не только организаций, но и физических лиц, получающих такие доходы.
Что касается физических лиц, то для них особенность налогообложения таких доходов будет заключаться и в том, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. ст. 218 — 221 НК РФ, в отношении их применяться не будут (изменен п. 3 ст. 210 НК РФ). Естественно, в результате этот доход не будет учитываться и при сравнении дохода с предельным уровнем, в настоящее время равным 280 000 руб., при превышении которого стандартные вычеты не предоставляются (абз. 17 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Для организаций ставка для указанного вида доходов также повышена с 9% до 13% (изменен пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ).
В пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ сказано, что для внереализационных доходов в виде дивидендов датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика. В то же время дивиденды могут выплачиваться имуществом (Закон об АО не содержит запрета на это).
———————————
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Поэтому п. 4 ст. 271 НК РФ дополнен пп. 2.1. Согласно ему доходы в виде дивидендов, полученных в любой неденежной форме, признаются на дату получения недвижимого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче (подтверждающему передачу) недвижимого имущества, дату перехода права собственности на иное имущество (в том числе на ценные бумаги).

Если изменен порядок уплаты авансовых платежей

В абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ описан порядок перехода на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли с общего порядка уплаты авансовых платежей. Если налогоплательщик решил изменить порядок уплаты авансовых платежей, он должен уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит такой переход. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.
А вот как уведомить о переходе в «обратную сторону», то есть на уплату авансовых платежей в общем порядке, в Налоговом кодексе до сих пор не было сказано. Тем не менее Минфин России считал, что подать такое уведомление необходимо (Письмо от 12.04.2012 N 03-03-06/1/196).
Теперь законодатели уточнили, что при переходе на общий порядок уплаты авансовых платежей нужно действовать в порядке, который предусмотрен абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ.
Кроме того, было неясно, как в случае такого перехода следует рассчитывать сумму авансовых платежей в I квартале. Налоговики в Письме от 10.01.2012 N АС-4-3/[email protected] указали, что в этом случае сумма ежемесячного авансового платежа в I квартале принимается равной 1/3 суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале предыдущего года.
Законодатели теперь устранили и данную неясность, но определили несколько иной порядок по сравнению с предложенным налоговиками. Они установили, что сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.

Как освободить от налогообложения движимое имущество?

Значительные изменения внесены в порядок расчета налога на имущество. Совсем недавно объектом обложения по данному налогу перестало признаваться движимое имущество. Правда, нюанс заключается в том, что это распространяется только на имущество такого рода, принятое на учет в качестве основных средств лишь с 01.01.2013.
Многим налогоплательщикам, которые приобрели данное имущество до указанной даты, резонно показалось несправедливым, что похожее имущество может облагаться налогом на имущество, а может и не облагаться, в зависимости от того, когда оно поставлено на учет. Некоторые нашли выход из сложившейся ситуации, который сам напрашивался: передали это имущество другому предприятию, которое находится под их же контролем.
У другого предприятия данное имущество оказалось поставлено на учет после названной даты и на законных основаниях исключалось из списка объектов обложения налогом на имущество.
Само собой напрашивалось и решение законодателей, которое должно помочь контролерам справиться с такой хитростью налогоплательщиков. Теперь переданное движимое имущество не будет освобождаться от обложения налогом на имущество, если оно передано одним взаимозависимым лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым в соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ, а также если оно передано в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц.
Причем данное освобождение от уплаты налога на имущество теперь считается налоговой льготой (ст. 381 НК РФ дополнена п. 25), до сих пор оно просто исключалось из числа объектов налогообложения. Об этом было сказано в пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ.
По нашему мнению, данное изменение будет касаться и того движимого имущества, которое было передано в период 2013 — 2014 гг. Если в этот промежуток времени передача состоялась между взаимозависимыми лицами, то за 2015 г. и далее налог на имущество по таким объектам необходимо исчислять. А вот за 2013 — 2014 гг. перерасчетов по рассматриваемому имуществу делать не нужно, так как новая норма, как мы указали выше, вступает в силу именно с 01.01.2015 и на прошлые периоды не распространена законодателем.
Подпункт 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не утратил силу. В нем теперь говорится об ином имуществе, которое не будет являться объектом налогообложения. Это объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы .
———————————
Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Иначе говоря, речь идет об имуществе, срок полезного использования, определяемый на основании данного документа, которого не превышает трех лет. Например, это различная компьютерная техника (электронно-вычислительная, код 14 3020000).

Е.С.Казаков
Эксперт журнала
«Акты и комментарии для бухгалтера»
Подписано в печать
09.12.2014

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Смотрите так же:

  • Приказ 1620 от 25122014 Присвоение ученых званий профессора и доцента Реализация государственной услуги Присвоение ученых званий профессора и доцента осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства образования и науки Российской […]
  • Приказ 73 несчастный случай Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в […]
  • Федеральный закон 82 фз от 19062000 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ"О минимальном размере оплаты труда" С изменениями и дополнениями от: 29 апреля, […]
  • Закон о выборах депутатов государственной думы федерального собрания российской федерации Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ"О выборах депутатов […]
  • Закон от 22062007 116 Федеральный закон от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение" […]
  • Социально-ориентированные некоммерческие организации закон Социально-ориентированные некоммерческие организации закон от 19 января 2015 года N 2-РЗ О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Чеченской Республике (с изменениями на 9 февраля 2018 […]

Обсуждение закрыто.