Закон демографического

Закон демографического

«До рубежа 2000 г. население нашей планеты росло с постоянно увеличивающейся скоростью. Тогда многим казалось, что демографический взрыв, перенаселение и неминуемое исчерпание ресурсов и резервов природы приведет человечество к катастрофе.

Однако в 2000 г., когда население мира достигло 6 млрд., а темпы прироста населения — своего максимума в 87 млн. в год, или 240 000 человек в сутки, скорость роста начала уменьшаться.

Более того, и расчёты демографов, и общая теория роста населения Земли указывают, что в самом ближайшем будущем рост практически прекратится.

Таким образом, население нашей планеты в первом приближении стабилизируется на уровне 10-12 млрд. и даже не удвоится, по сравнению с тем, что уже есть. Переход от взрывного роста к стабилизации происходит в исторически ничтожно короткий срок — меньше ста лет. Этим завершится глобальный демографический переход, который определённо не связан с исчерпанием ресурсов и экологией.

Для того чтобы пояснить суть проблемы, обратимся к росту численности и развития человечества на протяжении последних 4 тыс. лет.

Исходным был тот факт, отмеченный рядом исследователей, что рост населения Земли подчиняется удивительно простой и универсальной закономерности гиперболического роста. На графике численность населения N представлена в логарифмическом масштабе, а течение времени Т — в линейном масштабе, в котором указаны основные периоды мировой истории.

Если население мира росло бы экспоненциально, то на этом графике такой рост отображался бы прямой. Однако для человечества рост происходит совершенно иначе. Медленное в начале, развитие всё ускоряется, и по мере приближения к 2000 г. оно устремляется в бесконечность демографического взрыва.

Задача же теории и модели гиперболического роста состоит в установлении пределов применимости этой асимптотической формулы. В итоге, в элементарных выражениях, опираясь на статистические принципы теоретической физики, удалось описать динамически самоподобное развитие человечества более чем за миллион лет — от возникновения человека до наступления демографического перехода и далее. Таким образом, на основе такого феноменологического подхода впервые удалось построить полную теорию роста и количественно описать важнейшее явление роста и развития человечества как сообщества, обращаясь к методам наук, самонадеянно называющих себя точными.

Секрет гиперболического, взрывного развития состоит в том, что скорость его роста пропорциональна не первой степени численности населения, как в случае экспоненциального роста, а второй степени — квадрату численности населения мира .

Именно анализ гиперболического роста человечества, связывающий численность и рост человечества с его развитием, мерой которого является квадрат численности населения мира, позволил по-новому понять всю специфику истории человечества и предложить общий кооперативный механизм развития. Такой квадратичный рост хорошо изучен в физике, и он проявляется тогда, когда развитие происходит из-за коллективного взаимодействия, возникающего в динамической системе, в которой все её составляющие интенсивно взаимодействуют между собой. Как поучительный пример таких процессов приведем атомную бомбу, в которой в результате разветвленной цепной реакции происходит ядерный взрыв.

Квадратичный рост населения нашей планеты указывает на то, что аналогичный процесс протекает с человечеством, только гораздо медленнее, но не менее драматично, когда в результате цепной реакции информация необратимо распространяется и умножается на каждом этапе, определяя общий кооперативный механизм развития. Такой квадратичный рост хорошо изучен в физике, и он проявляется тогда, когда развитие происходит из-за коллективного взаимодействия, возникающего в динамической системе, в которой все её составляющие интенсивно взаимодействуют между собой. Как поучительный пример таких процессов приведём атомную бомбу, в которой в результате разветвлённой цепной реакции происходит ядерный взрыв.

Квадратичный рост населения нашей планеты указывает на то, что аналогичный процесс протекает с человечеством, только гораздо медленнее, но не менее драматично, когда в результате цепной реакции информация необратимо распространяется и умножается на каждом этапе, определяя темп развития во всём мире. Экспоненциальный рост определяется только индивидуальной способностью человека к размножению. Квадратичный механизм взрывного роста связан с тем, что мы обладаем разумом, развитой системой передачи информации как вертикально, из поколения в поколение, так и горизонтально, в пространстве информационного взаимодействия.

По последним исследованиям, проведенным методами молекулярной биологии, критическим событием стало появление вследствие мутации гена HAR1F, определяющего рост мозга человека на 5-9 неделях развития эмбриона. Возможно, что именно это внезапное изменение в геноме наших далёких предков привело в эволюции к возникновению условий для стремительного социального саморазвития человека и численного роста человечества.

На основе модели можно оценить время эволюции и возникновения человека — 4-5 млн. лет тому назад, полное число людей, когда-либо живших на Земле — около 100 млрд., число основных периодов развития, оценить устойчивость роста и получить ряд результатов по природе демографической революции. То, что пик этого процесса, который приходится на 2000 г., — это случайность нашего летоисчисления. Таким образом, когда всё человечество рассматривается в целом, рамки исследования должны быть расширены во времени, ибо тот, кто не умеет «предсказывать прошлое», не может рассчитывать на предвидение будущего. […]

Древний мир длился около трёх тысяч лет, Средние века — тысячу лет, Новое время — триста лет, а Новейшая история — чуть более ста лет. Историки давно обращали внимание на это сокращение исторического времени, однако, чтобы понять уплотнение времени, его следует сопоставить с динамикой роста населения.

Для привычного экспоненциального роста относительная скорость роста постоянна, и население умножается в течение определенного времени. В случае гиперболического роста время умножения пропорционально древности, исчисляемой от критического 2000 г. Так, 2000 лет тому назад население росло на 0,05 % в год, 200 лет тому назад — на 0,5 % в год, а 100 лет тому назад — уже на 1 % в год. Человечество достигло максимальной скорости относительного роста 2 % в 1960 г. — на 40 лет раньше максимума абсолютного прироста населения мира.

В течение каждого из 11 периодов развития от нижнего Палеолита до демографической революции проживало по 9 млрд. людей. Можно показать, что такое ускоренное развитие приводит к тому, что после каждого периода на всё оставшееся развитие приходится время, равное половине длительности прошедшего этапа. Так, после Нижнего палеолита, длившегося миллион лет, до нашего времени остается полмиллиона лет, после тысячелетия Средних веков прошло 500 лет. Эти этапы развития, выделенные антропологами и историками, происходят синхронно во всём мире, когда все народы охвачены общим информационным процессом, реализующимся в динамически и исторически самоподобном росте человечества.

Такой автомодельный рост приводит к сжатию времени исторического развития, при котором скорость исторического процесса увеличивается по мере приближения к нашему времени. Если история Древнего Египта и Китая занимала тысячелетия и исчисляется династиями, то поступь истории Европы определялась отдельными царствованиями. Если Римская Империя распадалась в течение тысячи лет, то современные империи исчезали за десятилетия, а в случае Советской — и того быстрее. […]

Таким образом, современная демографическая революция предстаёт как сильный фазовый переход, когда вследствие неустойчивости взрывного роста человечества в режиме с обострением происходит смена скорости роста и коренное изменение самой парадигмы развития. Этот предел сжатия времени не может быть короче эффективной жизни человека t

45 лет. Именно по её достижении и следует крутой поворот в нашем развитии. Так наступает если не конец Истории, о чем заявлял Фрэнсис Фукуяма, то фундаментальное изменение темпов роста человечества.

История, естественно, будет продолжаться, но есть все основания предполагать, что она уже будет проходить при новой временной структуре и в гораздо более спокойном темпе. Движущим фактором развития оказываются связи, охватывающие всё человечество эффективным информационным полем. Эту связанность следует понимать обобщенно, как обычаи, верования, представления, навыки и знания, передаваемые из поколения в поколение при обучении, образовании и воспитания человека как члена общества. Именно обобщенная информация определяет динамику социальных и экономических процессов, то, чем мы принципиально отличаемся от животных. Таким образом, глобальное развитие неизменно следует по траектории гиперболического роста, которое не могут существенно нарушить ни пандемии, ни мировые войны, ни природные катаклизмы».

Капица С.П., Мировой демографический кризис и Россия в Сб.: Будущее России. Вызовы и проекты: История. Демография. Наука. Оборона / Под ред. Г.Г. Малинецкого, М., «Либроком», 2009 г., с. 73-76.

vikent.ru

Закон демографического

Закон Республики Беларусь от 4 января 2002 г. №80-З
«О демографической безопасности Республики Беларусь»

(По состоянию на 28 марта 2007 года)

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4 января 2002 г. № 80-З

О ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Принят Палатой представителей 11 декабря 2001 года
Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года

Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы обеспечения демографической безопасности.

Статья 1. Основные понятия и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные понятия и их определения:

  • демографическая безопасность — состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие Республики Беларусь в соответствии с ее национальными демографическими интересами;
  • демографические угрозы — демографические явления и тенденции, социально-экономические последствия которых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь;
  • национальные демографические интересы — совокупность сбалансированных демографических интересов государства, общества и личности на основе конституционных прав граждан Республики Беларусь;
  • демографические интересы государства и общества — формирование типа воспроизводства населения, основными характерными чертами которого являются отсутствие депопуляции, сознательно регулируемая рождаемость, направленная на полное замещение родительских поколений, устойчиво снижающаяся смертность и увеличение продолжительности жизни, прогрессивная возрастно-половая структура населения, оптимальные внутренние и внешние миграционные процессы, укрепление семьи как социального института, наиболее благоприятного для реализации сложившейся потребности в детях, их воспитания;
  • демографические интересы личности — формирование условий, обеспечивающих здоровую и продолжительную жизнь, полную реализацию существующей индивидуальной потребности в детях, свободу территориальных перемещений;
    демографическая политика — деятельность республиканских органов государственного управления и социальных институтов, направленная на создание устойчивых количественных и качественных параметров воспроизводства населения;
  • репродуктивные права — возможность для всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать решение относительно количества своих детей, интервалов между их рождением, времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами.

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь демографической безопасности

Законодательство Республики Беларусь о демографической безопасности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Статья 3. Демографические угрозы и их показатели

Демографическими угрозами являются:

  • депопуляция;
  • старение населения;
  • нерегулируемые миграционные процессы;
  • деградация института семьи.

Демографические угрозы определяются следующими показателями:

  • нетто-коэффициентом воспроизводства населения;
  • коэффициентом депопуляции;
  • суммарным коэффициентом рождаемости;
  • коэффициентами смертности населения трудоспособного возраста, в том числе коэффициентами смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста;
  • ожидаемой продолжительностью предстоящей жизни;
  • коэффициентом старения населения;
  • сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования;
  • численностью нелегальных мигрантов;
  • коэффициентами брачности и разводимости.

Перечень и показатели демографических угроз пересматриваются Правительством Республики Беларусь в связи с изменениями демографической ситуации.
Правительство Республики Беларусь обеспечивает ежегодный расчет показателей демографических угроз в Республике Беларусь и разработку научно обоснованных величин показателей демографических угроз, определяющих их предельно допустимый уровень для сохранения демографической безопасности.

Статья 4. Принципы обеспечения демографической безопасности

Основными принципами обеспечения демографической безопасности являются:

  • самостоятельность Республики Беларусь в выборе форм и методов воздействия на развитие демографических процессов;
  • приоритет национальных демографических интересов при соблюдении общепризнанных принципов международного права, прав человека и уважении религиозных, этнических ценностей и культурных устоев населения;
  • информированность общества о демографических угрозах, их последствиях и мерах, принимаемых для обеспечения демографической безопасности.

Статья 5. Цель и задачи демографической безопасности

Целью демографической безопасности является создание условий, достаточных для предупреждения и нейтрализации демографических угроз.
Основными задачами обеспечения демографической безопасности являются:

  • улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности населения;
  • поэтапное обеспечение и совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания;
  • оптимизация внешних и внутренних миграционных потоков населения;
  • противодействие нелегальной миграции;
  • содействие добровольному возвращению белорусов на этническую родину (по месту рождения);
  • стимулирование привлечения и закрепления специалистов в сельской местности;
  • формирование высоких духовно-нравственных стандартов граждан в области семейных отношений, повышения престижа семьи в обществе;
  • обеспечение репродуктивных прав граждан и содействие формированию высоких репродуктивных потребностей населения.

Статья 6. Государственное управление в области обеспечения демографической безопасности

Государственное управление в области обеспечения демографической безопасности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в пределах их компетенции в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Статья 7. Полномочия Правительства Республики Беларусь в области обеспечения демографической безопасности

Правительство Республики Беларусь в области обеспечения демографической безопасности:

  • определяет государственную политику в данной области;
  • утверждает Национальную программу демографической безопасности и обеспечивает ее финансирование;
  • осуществляет контроль за деятельностью республиканских органов государственного управления в данной области;
  • обеспечивает совершенствование законодательства в области народонаселения и демографической безопасности;
    развивает межправительственное сотрудничество в данной области;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Статья 8. Полномочия Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в области обеспечения демографической безопасности

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в области обеспечения демографической безопасности в пределах своей компетенции:

  • осуществляет мониторинг демографической безопасности в Республике Беларусь и определяет степень демографических угроз;
  • разрабатывает предложения об основных направлениях государственной политики в данной области;
  • обеспечивает координацию разработки и контроль за реализацией Национальной программы демографической безопасности;
  • осуществляет методическое руководство по разработке программ демографической безопасности для административно-территориальных единиц;
  • организует информационное обеспечение Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов, населения в данной области;
    развивает международное сотрудничество в данной области;
  • осуществляет иные полномочия в области обеспечения демографической безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Статья 9. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области обеспечения демографической безопасности

Местные исполнительные и распорядительные органы в области обеспечения демографической безопасности в пределах своей компетенции:

  • осуществляют мониторинг демографической безопасности в административно-территориальных единицах;
    обеспечивают реализацию требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в данной области;
  • обеспечивают реализацию программ демографической безопасности для административно-территориальных единиц и контроль за их реализацией;
  • информируют население и общественные организации (объединения) о демографической безопасности в административно-территориальных единицах;
  • осуществляют иные полномочия в области обеспечения демографической безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Статья 10. Полномочия Национального комитета по народонаселению в области обеспечения демографической безопасности

Национальный комитет по народонаселению, являющийся постоянно действующим органом при Совете Министров Республики Беларусь по проблемам государственной политики в сфере народонаселения, осуществляет координацию политики в области демографической безопасности и выработку согласованных действий, направленных на обеспечение выполнения положений настоящего Закона.
Положение о Национальном комитете по народонаселению и его состав утверждаются Правительством Республики Беларусь.

Статья 11. Программы демографической безопасности

Основной формой реализации настоящего Закона являются Национальная программа демографической безопасности и программы демографической безопасности для административно-территориальных единиц.
Программы демографической безопасности разрабатываются за год до начала прогнозируемого периода на пятилетний срок.
В программах демографической безопасности должны быть отражены:

1. Оценка демографического развития и демографической политики за предыдущий период и характеристика демографической ситуации.

2. Реальные и потенциальные демографические угрозы.

3. Основные направления программ демографической безопасности на пятилетний период.

4. Государственная политика в области охраны и обеспечения репродуктивных прав граждан и формирования их репродуктивных потребностей, в том числе:

  • обеспечение условий, способствующих реализации существующих репродуктивных установок супружеских пар и личностей;
  • оказание профессиональной медицинской и социальной помощи в вопросах планирования семьи;
  • воспитание у родителей ответственности за рождение и воспитание здорового ребенка;
    формирование предпосылок, способствующих повышению основных показателей репродуктивных установок женщин в
  • долгосрочной демографической перспективе;
  • повышение качества, расширение форм и видов медицинского обслуживания для семьи репродуктивного возраста.

5. Преобразования в области здравоохранения, в том числе:

  • совершенствование здравоохранения для достижения качественного медицинского обслуживания населения;
  • увеличение продолжительности жизни населения за счет реализации резервов преждевременной и предотвратимой смертности, особенно в трудоспособном возрасте;
  • предупреждение и искоренение вредных для здоровья привычек, профилактика, в первую очередь среди групп повышенного риска, психических расстройств, алкоголизма и наркомании, снижение распространения заболеваний, передающихся половым путем;
  • совершенствование просветительской и образовательной деятельности по формированию и распространению знаний о профилактике заболеваний и по укреплению здоровья.

6. Государственная политика в отношении семьи, пожилых людей, в том числе:

  • всестороннее укрепление института семьи и соблюдение ее прав;
  • создание условий родителям для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, улучшение положения женщин на рынке труда;
  • обеспечение равенства прав и ответственности мужчин и женщин в воспитании детей;
  • переориентация системы общественных и личностных ценностей на семью с несколькими детьми и обоими
  • родителями, состоящими в первом браке, усиление приоритетности ее интересов в социальной политике;
  • обеспечение приоритетного права ребенка на проживание в семье;
  • разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, развитие форм их семейного обустройства;
  • половое воспитание подростков и молодежи, подготовка их к вступлению в брак и семейной жизни;
  • совершенствование и обеспечение социально-правовой защиты и создание достойных условий существования для
  • наиболее социально уязвимых категорий населения (престарелые, дети, инвалиды);
  • обеспечение условий, способствующих продлению активной жизнедеятельности пожилых людей.

7. Государственная политика в области уровня и качества жизни, в том числе:

  • создание условий для самообеспечения достойного уровня жизни трудоспособного населения;
  • социальное обеспечение граждан в старости, при потере трудоспособности, болезни, безработице и в других критических ситуациях;
  • обеспечение адресной социальной поддержки малообеспеченных граждан;
  • создание условий, обеспечивающих здоровую среду обитания;
  • формирование условий удовлетворения потребности граждан в жилье;
  • обеспечение всем гражданам доступности услуг образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта.

8. Миграционная политика, в том числе:

  • регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономических условий, демографической структуры регионов республики;
  • защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы;
  • стимулирование сокращения эмиграционного оттока научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала из Республики Беларусь;
  • использование миграционного потенциала зарубежных стран в интересах демографического развития Республики Беларусь;
  • сочетание прав иммигрантов, прибывающих в Республику Беларусь и получивших соответствующий правовой статус,
  • с интересами государства в части их регионального расселения и обустройства;
  • обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения и мигрантов.

9. Международное сотрудничество, в том числе:

  • обмен опытом в разработке, реализации и оценке эффективности мер демографической политики, целевых проектов и содействие в их реализации;
  • привлечение международных организаций и стран-доноров к участию в реализации национальных программ и планов в области демографии.

Национальная программа демографической безопасности разрабатывается и утверждается Правительством Республики Беларусь, программы демографической безопасности для административно-территориальных единиц — областными (Минским городским) исполнительными комитетами.
Национальная программа демографической безопасности используется при разработке: национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь; основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу.
Национальная программа демографической безопасности является составной частью программ социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу.
Программы демографической безопасности подлежат опубликованию в средствах массовой информации.

Статья 12. Финансирование программ демографической безопасности

Финансирование программ демографической безопасности осуществляется за счет средств:

  • республиканского бюджета;
  • местных бюджетов;
  • целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
  • внесенных в виде добровольных взносов от юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
  • иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 13. Участие юридических лиц и граждан в решении вопросов демографической безопасности

Юридические лица и граждане имеют право вносить предложения в государственные органы и оказывать им содействие в осуществлении мероприятий по обеспечению демографической безопасности.
Государственные органы должны рассматривать предложения юридических лиц и граждан при принятии решений в области демографической безопасности.
Юридические лица и граждане имеют право запрашивать в установленном порядке у соответствующих государственных органов полную, достоверную, своевременную и общедоступную информацию, касающуюся вопросов демографической безопасности.

Статья 14. Международное сотрудничество Республики Беларусь в области демографической безопасности

Международное сотрудничество Республики Беларусь в области демографической безопасности осуществляется в целях координации усилий государства и международных организаций для стабилизации и улучшения демографической ситуации.
Международное сотрудничество в области демографической безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 15. Государственный контроль в области демографической безопасности

Государственный контроль в области демографической безопасности осуществляется с целью обеспечения соблюдения республиканскими органами государственного управления, юридическими и физическими лицами законодательства Республики Беларусь о демографической безопасности.
Государственный контроль в области демографической безопасности осуществляется республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными специально уполномоченными органами в пределах их компетенции в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о демографической безопасности

Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Беларусь о демографической безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 17. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

  • подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
  • привести нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
  • обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
  • принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь А. ЛУКАШЕНКО

www.demoscope.ru

Путин предложил меры по улучшению демографической ситуации

Путин предложил меры по улучшению демографической ситуации

Демографическая ситуация в России снова обостряется, необходимо не допустить снижения численности населения страны в ближайшие 10 лет, заявил президент РФ Владимир Путин.

Владимир Путин назвал обострение демографической ситуации в РФ предсказуемой тенденцией. «Имею в виду спад во время Великой Отечественной войны, и примерно такой же спад в середине 90-х годов в связи с огромными проблемами, которые возникли в экономике, и, по сути, развалом в социальной сфере», — пояснил президент.

В ходе Координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей российский лидер призвал «принять комплекс мер, которые позволят стабилизировать, не допустить снижения численности населения России в предстоящее десятилетие» — фактически перезагрузить демографическую политику.

На первый план, по словам президента, выходит поддержка многодетных семей, а также семей со скромными доходами, создание дополнительных стимулов для рождения второго и третьего ребенка. Особое внимание Путин призвал уделять молодым семьям.

Так, президент предлагает ввести с 2018 года ежемесячные выплаты молодым семьям при рождении первого ребенка до достижении им полутора лет. Сумма будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в регионе.

Владимир Путин, президент РФ: «В среднем она составит в 2018 году 10 523 рублей, в 19-м году — 10 836 рублей, в 20-м году — 11 143 рублей. При этом выплата будет адресной. Думаю, справедливо в первую очередь поддержать тех, кто действительно нуждается».

Кроме того, в России могут продлить программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года, а также расширить сферу его применения. Маткапитал можно будет использовать и на оплату услуг дошкольного образования — на уход и присмотр за ребенком с двухмесячного возраста. Особо нуждающиеся семьи могут начать получать ежемесячные выплаты со счета маткапитала, подчеркнул Путин.

Путин сообщил о подготовке специальной программы по ипотеке для семей со вторым или третьим ребенком — они смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6% годовых. Возможностями такой программы смогут воспользоваться семьи, в которых с 1 января 2018 года рождается второй или третий ребенок.

Также российский лидер потребовал ликвидировать очереди в ясли для детей от 2 месяцев до 3 лет по аналогии с мерами, принятыми в отношении детских садов. «Сейчас заявления поступили от родителей более 326 тысяч детей. Такое же количество ясельных мест запланировано создать в предстоящие два года», — сказал президент РФ.

Отдельно президент отметил проблему с качеством детской медицинской помощи. Он отметил, что в последние годы был совершен «хороший рывок» в создании в регионах перинатальных центров, однако состояние большинства детских поликлиник оставляет желать лучшего. И потребовал проработать этот вопрос. Федеральный бюджет в ближайшие три года будет ежегодно выделять по 10 млрд рублей регионам РФ на реконструкцию и оснащение детских поликлиник, сказал российский лидер.

По мнению главы государства, реализация предложенных им мер по улучшении рождаемости в стране даст результат.

Владимир Путин: «Речь идет о будущем страны, о том, чтобы в России рождалось как можно больше детей, и чтобы условия их жизни улучшались, улучшалось медицинское обслуживание».

www.ntv.ru

Не упасть в демографическую яму. Сколько детей должно рождаться в России?

В. Путин подписал указ о том, что 2018 г. начнёт в РФ Десятилетие детства. Такое внимание к детской проблеме неслучайно.

Учёные бьют тревогу: в европейских семьях детей рождается всё меньше. Перед 30 странами Европы проблема вырождения скоро встанет в полный рост. А как себя чувст­вует Россия? по одному из прогнозов демографов, к 2030 г. численность населения РФ будет ниже 140 млн человек. звучат голоса: Россия находится на пороге демографической ямы. Так ли это?

Почему молодые не хотят рожать

Для того чтобы нация воспроизводилась, суммарный коэффициент рождаемости (СКР), один из главных показателей в демографии, должен оставаться в пределах 2,1-2,15. В России он сейчас составляет 1,76. Пару лет назад, по данным Росстата, он был несколько больше — 1,78. А с 2006 по 2013 г. даже увеличился на 30%. Однако ситуация изменилась в худшую сторону. В 2016 г. общее число рождений составило 1893,3 тыс. человек. Это на 50 тыс. меньше, чем в 2015 г.

Россия: эхо войны

Суммарный коэффициент рождаемости — это среднее число рождений на одну женщину за всю её жизнь. Нынешний СКР на уровне 1,76 означает, что на смену 100 матерям приходят 85-87 дочерей. В недавней российской истории была ситуация и похуже. В 1990-е СКР составлял 1,2, то есть на смену 100 матерям приходило 60 дочерей. В те годы убыль населения была по 600 тыс. человек в год — страна ежегодно теряла средних размеров город.

«Вряд ли нас ждёт такое падение, как в 90-е гг. Но снижение численности населения обязательно произойдёт, — уверен научный руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерий Елизаров. — Демографы предсказывали этот провал. Он связан с событиями прошлого, которые нельзя отменить. В первую очередь — с Великой Отечественной войной».

В страшные годы войны родилось очень мало детей, и с тех пор с интервалом в 25-30 лет демографическая яма повторяется, поскольку, говоря языком науки, в репродуктивный возраст вступают малочисленные женские поколения. Были у нас спады рождаемости во второй половине 60-х, в «лихие» 90-е, и вот теперь мы приблизились к третьему по счёту провалу.

«В ХХ в. мы пережили демографическую катастрофу, — говорит директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский. — Две мировые войны, революция, Гражданская война, эмиграция, голод, массовые репрессии. Если бы не эти катаклизмы, к концу ХХ в. население России могло быть на 113 млн человек больше, чем было в действительности».

Если сейчас расположить страны Европы в порядке убывания СКР, то Россия окажется в верхней четверти списка, опережая Германию, Австрию, Данию, Испанию, Италию, Швейцарию и др. Да, наш коэффициент 1,76 меньше, чем 2,1, необходимый для самовоспроизводства. Но такого коэффициента нет ни в одной развитой стране! Лидеры мирового списка по СКР — Нигер (7,03), Мали (6,25), Сомали (6,17), Уганда (6,06). Очевидно, это не та компания, в которую стоит стремиться России.

Замеры социологов показывают: в среднем молодая российская семья хочет иметь чуть больше двух детей. Если будут стабильная и предсказуемая социальная политика, меры государственной поддержки, вся необходимая инфраструктура (без очередей в детсады и школы), тогда два ребёнка в семье станут нормой, а некоторые семьи будут рожать троих и более.

Стоит понимать, что вернуться к модели многодетной семьи, которая преобладала в структуре населения до ХХ в., уже невозможно, но поддерживать рождаемость в России необходимо. Надо развивать меры госгарантий молодым семьям (материнские капиталы, пособия, раздача земель многодетным и пр.), повышать уровень здравоохранения. Иначе мы рискуем повторить историю Древнего мира, когда земли тех, кто ленился иметь детей, занимали те, кто не боялся быть многодетным.

Европа: коренные в меньшинстве

Уже пятый год подряд в Германии увеличивается рождаемость. В 2015 г. на свет там появилось 738 тыс. детей. Решающую роль в немецком беби-буме сыграли… матери-иностранки. У 20% новорождённых (а это 147 905 детей) мама — гражданка другого государства. «Иностранцы дали Германии то, что ей нужно, — больше детей», — написал по этому поводу Bloomberg.

Наверняка внесёт свою лепту в ситуацию с рождаемостью и в национальный состав то «великое переселение народов», что случилось в 2015 г. Ведь большинство из 1,1 млн прибывших в Германию в поисках убежища — молодые мужчины. Право на воссоединение семьи имеют, по последним данным, 268 тыс. сирийцев, признанных беженцами. Чтобы получить визу для проживания в Германии, членам их семей не потребуется ни доказывать наличие жилья и финансов, ни сдавать языковые тесты.

КТО СЕГОДНЯ РОЖАЕТ В ГЕРМАНИИ?

www.aif.ru

Смотрите так же:

  • Закон социальной гарантии сотрудников мвд Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Какие года нужно брать для начисления пенсии Какие года выбрать для начисления пенсии? Здравствуйте. В этом году иду на пенсию. После 2000 с работой было сложно. Хочу взять пять лет до 2000 года. Как их выбрать если в 83, и 87 гг была в декрете. И можно ли взять эти года […]
  • Правила в области газоснабжения рб ПРАВИЛА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЛАСТИ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Часть 1) Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 13 мая 2014 г. N 8/28663 ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ […]
  • The matrix path of neo поменять разрешение Matrix: Path of Neo Решение проблем в Matrix: Path of Neo — не устанавливается? Не запускается? Тормозит? Вылетает? Лагает? Ошибка? Не загружается? К сожалению, в играх бывают изъяны: тормоза, низкий FPS, вылеты, зависания, баги и другие […]
  • Сколько составляет пособие за раннюю постановку на учет Как получить пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности? Если вы встали на учет в медицинской организации в первые 12 недель беременности и имеете право на получение пособия по беременности и родам, то вам полагается […]
  • Доверительный управляющий при наследовании Доверительное управление наследственным имуществом В соответствии с договором доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передаёт другой стороне (доверительному управляющему) на определённый срок имущество в […]

Обсуждение закрыто.