Закон 4 дня

Принят закон о зачете времени пребывания в СИЗО

Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в Уголовный кодекс РФ (ст. 72) об изменении порядка зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы. Законопроект был внесен в 2008 году.

Закон вводит порядок применения коэффициента при исчислении срока отбывания наказания, а также вида исправительного учреждения, назначаемого судом.

Председатель ГД Вячеслав Володин выразил благодарность Павлу Крашенинникову, который «все эти десять лет вел работу и настойчиво ставил проблемы, связанные с прохождением [этого] закона».

В случае лишения свободы предлагается засчитывать один день содержания лица под стражей в следственном изоляторе (СИЗО) следующим образом: при отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях строгого и особого режима — за 1 день. При отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии — за 1,5 дня. При отбывании наказания в колонии-поселении — за 2 дня.

Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывать в срок отбывания наказания следующим образом: при отбывании наказания в дисциплинарной воинской части — один день за 1,5 дня. В случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за 2 дня. Для исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за 3 дня. В случае обязательных работ — из расчета 1 день содержания под стражей за 8 часов обязательных работ.

Наконец, время нахождения лица под домашним арестом будет засчитываться в срок содержания под стражей до суда и в срок лишения свободы — из расчета 2 дня домашнего ареста за 1 день нахождения в СИЗО и лишения свободы.

Закон, после его вступления в силу, будет иметь обратную силу и распространится на тех, кто находится в местах лишения свободы в данный момент, отметил Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

«Этим будет заниматься суд. И соответственно, при подаче заявления будет происходить перерасчет сроков содержания», — пояснил парламентарий. Срок отбывания наказания уменьшится у значительного числа осужденных, уверен он.

В течение трех месяцев со дня вступления в силу закона он начнет действовать в отношении лиц, отбывающих наказание в воспитательной колонии и колонии-поселении, а в течение полугода — в отношении отбывающих наказание в исправительной колонии общего режима; лиц, отбывающих наказание в виде обязательных, исправительных, принудительных работ; ограничения свободы; а также в отношении военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части и в виде ограничения по военной службе.

«[Закон] направлен на реализацию принципа справедливости в отношении осужденных к лишению свободы. Надеюсь, что данная новелла также приведет к более взвешенному подходу при избрании такой меры пресечения, как взятие под стражу», — сказал Павел Крашенинников.

При этом закон не коснется тех, кто отбывает наказание за терроризм, за особо тяжкие преступления, связанные с оборотом наркотиков, с посягательством на конституционный строй, для опасных рецидивистов, а также для осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы сроком на 25 лет.

Напомним, инициатива была внесена группой депутатов во главе с Председателем Комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым еще в 2008 году. Соавтором законопроекта также выступила действующий Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, тогда исполнявшая полномочия депутата ГД. Второе чтение законопроект прошел 20 июня 2018 года.

«Законопроект находился у нас на рассмотрении в течение 10 лет», – говорил ранее Председатель ГД Вячеслав Володин. По его словам, подобные инициативы ожидаются обществом. Он также отметил, что принятие поправок во втором чтении стало результатом анализа законопроектов, находящихся на рассмотрении в ГД с прошлых созывов. Вячеслав Володин напомнил, что большой объем работы по «разбору законодательных завалов» ведут Первый заместитель Председателя ГД Иван Мельников в рамках специально созданной рабочей группы, которую он возглавляет, и Павел Крашенинников, являющийся главой профильного Комитета по государственному строительству и законодательству.

duma.gov.ru

Статья 40. Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 40. Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2864);

2) пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 76-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2580);

3) Федеральный закон от 14 декабря 2001 года N 162-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4827);

4) абзацы 23 и 24 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2);

5) Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 115-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3530);

6) статью 55 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);

7) статью 11 Федерального закона от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377);

8) статью 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 113-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3124).

2. Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения в сфере рекламы, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ статья 40 настоящего Федерального закона дополнена частью 3

3. Особенности размещения (распространения) рекламы в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ статья 40 настоящего Федерального закона дополнена частью 4

4. Особенности размещения (распространения) рекламы на территории инновационного центра «Сколково» устанавливаются Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

Информация об изменениях:

Статья 40 дополнена частью 4.1 с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

4.1. Особенности размещения (распространения) рекламы на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ статья 40 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. Особенности размещения и распространения рекламы на территории Владивостокского городского округа в период организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом от 8 мая 2009 года N 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ статья 40 настоящего Федерального закона дополнена частью 6

6. Требования к рекламе, особенности размещения, распространения рекламы в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года устанавливаются Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ статья 40 настоящего Федерального закона дополнена частью 7

7. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

См. комментарии к статье 40 настоящего Федерального закона

base.garant.ru

Федеральный закон «О ККТ»

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ
«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

3 июня, 17 июля 2009 г., 27 июля 2010 г., 27 июня 2011 г., 25 июня 2012 г., 7 мая, 2 июля, 25 ноября 2013 г., 5 мая 2014 г., 8 марта 2015 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 3 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года

Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года

О реализации настоящего Федерального закона см. письмо МНС РФ от 23 июня 2003 г. N БГ-10-22/406

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

22 мая 2003 года

Новым Законом существенно изменяется и дополняется порядок применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов.

Расширена сфера применения контрольно-кассовой техники — ККМ должны применяться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Ограничение сферы применения закона расчетами с населением в новом законе отсутствует. Случаи, когда расчеты могут осуществляться без применения ККМ, перечислены в самом Законе.

Действие нормы, предусматривающей осуществление наличных денежных расчетов с обязательным применением контрольно-кассовых машин, распространено также на кредитные организации. В целях усиления контроля за исполнением законодательства о применении контрольно-кассовых машин предусматривается привлечение к этой работе Банка России.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

На территории РФ допускаются к применению только те модели контрольно-кассовых машин, которые внесены в Государственный реестр.

Структура Государственного реестра, порядок его ведения, а также федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение реестра, определяются Правительством РФ.

Всем субъектам хозяйственной деятельности, применяющим контрольно-кассовые машины, вменяется в обязанность регистрировать используемые машины в налоговых органах.

Через шесть месяцев после вступления в силу Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 мая 2003 г. N 21 ст. 1957, в Российской газете от 27 мая 2003 г. N 99, в «Парламентской газете» от 27 мая 2003 г. N 95

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2018 г., за исключением абзаца третьего подпункта «в» пункта 5 и подпункта «д» пункта 15 статьи 1 изменений, которые вступают в силу с 1 июля 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2010 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

«Круче амнистии»: в Госдуме одобрили закон о зачете дней в СИЗО

«Не секрет, что в следственных изоляторах подозреваемые и обвиняемые содержатся в камерах и практически не имеют возможности для занятий каким-либо видом деятельности, – рассказал «Право.ru» Павел Крашенинников, глава комитета. – В течение дня им предоставляется только часовая прогулка в прогулочном дворе. В то же время большая часть из них впоследствии приговариваются к отбыванию наказания в исправительных учреждениях, условия содержания в которых значительно гуманнее».

В связи с этим, по задумке авторов законопроекта, один день в СИЗО должен приравниваться к:

  • полутора дням в дисциплинарной воинской части;
  • двум дням в случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста;
  • трем дням для исправительных работ и ограничений по военной службе;
  • восьми часам обязательных работ.

В случае же лишения свободы один день в следственном изоляторе засчитают как:

  • один день при отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях особого и строгого режима;
  • полтора дня при отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии;
  • два дня при отбывании наказания в колонии-поселении.

Кроме того, два дня под домашним арестом предлагается приравнять к одному дню в СИЗО.

В то же время эти изменения не затронут лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений и террористических преступлений. Новые нормы также не будут работать при особо опасном рецидиве и в случаях, когда смертная казнь в порядке помилования была заменена лишением свободы.

Важнейшим элементом законопроекта является его положение о том, что в случае его принятия действие новеллы будет иметь обратную силу. Это приведет к тому, что срок отбывания наказания уменьшится у значительного числа осужденных.

Законопроект направлен на реализацию принципа справедливости в отношении осужденных к лишению свободы. Надеюсь, что данная новелла также приведет к более взвешенному подходу при избрании такой меры пресечения, как взятие под стражу.

Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству

«Этот закон круче амнистии, потому что последняя действует только назад, а этот будет действовать и назад, и вперед. Это будет системная статья, что, на мой взгляд, гораздо лучше», – говорил Крашенинников в 2015 году, когда Госдума приняла поправки в первом чтении.

В этом году инициативе Крашенинникова и других законотворцев исполняется 10 лет – документ был внесен на рассмотрение в Госдуму в июне 2008 года.

С текстом законопроекта № 73983-5 «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации (по вопросу зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы)» можно ознакомиться здесь.

Ни ГПК, ни АПК не содержат однозначного разъяснения, как действовать суду, если ответчик до вынесения решения устранил спорную ситуацию. Поэтому возможны следующие варианты, многие из которых прямо противоречат друг другу, хотя на практике встречаются одинаково часто:

истец отказывается от иска, и суд прекращает производство по делу (№ Ф04-2136/2018);ответчик признает иск, и суд удовлетворяет его. «При этом указывает, что решение суда не приводится в исполнение в связи с фактическим исполнением – как в делах № 33-22581/2017, № 33-5259/2017, № 33-50399/2016, № 33-47715/2017», – сообщила адвокат КА города Москвы «Барщевский и Партнеры» Елена Михалевич;стороны заключают мировое соглашение, и суд прекращает производство по делу;стороны не делают никаких заявлений, а суд отказывает истцу в иске. «Ведь у истца к этому времени уже нет права на иск в материальном смысле, т. е. на его удовлетворение», – объяснил руководитель проектов Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Кирилл Данилов. «Чтобы исполнение должника послужило основанием для полного отказа от удовлетворения исковых требований, оно должно быть исчерпывающим. Когда заявлены требования о взыскании задолженности и неустойки и во время судебного процесса должник добровольно погашает истцу сумму основного долга, суд может отказать в удовлетворении иска в части основных требований, но не в части взыскания неустойки», – говорит юрист Saveliev, Batanov & Partners Максим Белозеров. Например, после подачи иска, но до вынесения решения ответчик оплатил сумму долга и Арбитражный суд Краснодарского края отказал истцу в удовлетворении его требований в этой части, но взыскал с него проценты (№ А32-23336/2013). Аналогичных примеров множество (№ Ф07-10510/2017, № А71-7751/2016, № 2-1283/2015, № С01-611/2017, № 07АП-283/2018, № 33-48476/2016, № Ф05-4966/13, № Ф06-18845/2017, № А40-63155/12-16-593). Однако Верховный суд по делу о страховом возмещении пришел к следующему выводу: «Отказ в иске может иметь место лишь в случае признания исковых требований незаконными или необоснованными» (№ 78-КГ14-28).

«Бывает, стороны не делают никаких заявлений, а суд прекращает производство в связи с добровольным удовлетворением требований истца. Однако такой подход является ошибочным, поскольку противоречит ст. 220 ГПК и ст. 150 АПК, в которых установлен закрытый перечень оснований для прекращения производства. Удовлетворение ответчиком исковых требований в ходе судебного процесса к таким основаниям не относится», – отметил старший юрист АБ «Андрей Городисский и Партнеры» Дмитрий Якушев. Действительно, ни гл. 17–18 АПК, ни гл. 18–19 ГПК не содержат полномочия суда по прекращению производства в случае устранения ответчиком спорной ситуации. Следовательно, суд обязан рассмотреть дело по существу.

Распределение судрасходов в каждом вариантеЕсли истец отказывается от иска и суд прекращает производство по делу, судебные расходы взыскиваются с ответчика (ч. 1 ст. 101 ГПК; ст. 110 АПК; п. 26 постановления Пленума ВС от 21.01.2016 № 1; п. 8 постановления Пленума ВАС от 20 марта 1997 г. № 6; п. 13 Информационного письма Президиума ВАС от 5 декабря 2007 г. № 121). Судебная практика это подтверждает (№ 01АП-5107/17, № 33-1201/2018, № А73-18312/2016, № А33-26425/2016). «Однако истец должен представить суду обоснование того, что отказ от иска вызван действиями ответчика по добровольному удовлетворению исковых требований. Если истец просто передумал судиться, тогда ответчик, наоборот, может сам претендовать на взыскание с истца судебных расходов», – сообщил Белозеров. «И добровольное устранение нарушения должно быть обусловлено подачей иска в суд. В ином случае судебные расходы взысканию не подлежат – как в деле № Ф05-4278/18», – заявил партнер практики по разрешению споров Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Иван Веселов. При этом госпошлина не возвращается из бюджета, а тоже взыскивается с ответчика (абз. 2 п. 11 постановления Пленума ВАС от 11 июля 2014 г. № 46; абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК). Практика ВС это подтверждает (№ 306-ЭС14-7423, № 302-КГ18-304).Если ответчик признает иск и суд удовлетворит его, истец формально выигрывает спор – а значит, он вправе возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (ч. 1 ст. 98 ГПК; ч. 1 ст. 110 АПК).Когда стороны заключают мировое соглашение, они сами договариваются о распределении судебных расходов (ч. 2 ст. 101 ГПК; ч. 3 ст. 140 АПК).Если стороны не делают никаких заявлений, а суд отказывает истцу в иске, вернуть судебные расходы у истца не получится. «Он не будет считаться стороной, в пользу которой было вынесено судебное решение. А значит, согласно принципу домино, ему также откажут в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов», – сообщил юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Александр Свашенко.

Чтобы стать нотариусом, помимо высшего юридического образования и пятилетнего стажа работы по специальности, нужно получить право на занятие нотариальной деятельностью и выиграть конкурс на замещение вакантной должности. До 1 июля 2015 года такое право подтверждалось лицензией, а потом – сведениями о сданном квалификационном экзамене и соответствующей записью в реестре. Юрист с правом занятия нотариальной деятельностью может временно исполнять обязанности нотариуса. Чтобы открыть собственную нотариальную контору, ему нужно дождаться вакансии – ведь количество нотариусов в каждом нотариальном округе строго ограничено законом и зависит от числа проживающих там лиц.

Конкурс на замещение вакантной должности в определенном нотариальном округе объявляют, как правило, когда кто-то из действующих нотариусов прекращает работать. Это случается нечасто. По информации Федеральной нотариальной палаты, в России в 2017 году работало 8033 нотариуса: 8030 частных и 3 государственных. В том же году было 112 вакантных должностей нотариусов (1,37% от общего числа), 2 из которых – в государственных конторах, а 205 нотариусов (2,6 % от общего числа) сложили с себя полномочия: 170 – по собственному желанию, 6 – по достижении пенсионного возраста (нотариусы могут работать до 75 лет), 3 – по решению суда за совершение дисциплинарных проступков и нарушение законодательства, 1 – в других случаях, предусмотренных законом. В 2017 году в Москве было 703 нотариуса (все они частные) из расчета 1 нотариус на 15 000 человек, и лишь 10 вакантных должностей. А недавно в московском городском нотариальном округе были прекращены полномочия двух нотариусов, в связи с чем появились две вакантные должности. Минюст объявил конкурс, к участию в котором допустили 131 человека. Только двое из них получили право открыть собственные нотариальные конторы в московском городском нотариальном округе (то есть в любой части Москвы).

О работе нотариуса

Екатерина Лексакова в 1994 году окончила Московский государственный юридический университет имени О. Е Кутафина (МГЮА), несколько лет проработала помощником прокурора и стажером нотариуса, в 1996 году сдала квалификационный экзамен и получила лицензию на право совершения нотариальных действий, после чего еще 16 лет трудилась временно исполняющим обязанности нотариуса. В 2012 году Лексакова выиграла конкурс на замещение вакантной должности и открыла собственную нотариальную контору.

Утро Лексаковой началось с выездного действия: нужно заверить изменения, вносимые в устав общества. Встреча с заказчиком – им оказался бизнесмен из Ирака – назначена в дорогой московской гостинице. Кроме самого нотариуса и консультанта, присутствует переводчик, через которого и происходит общение. Лексакова убеждается, что иракец понимает суть действий и знаком со всеми вносимыми изменениями, а сами изменения соответствуют закону. После этого она удостоверяет личность, просит подписать документы, а затем заверяет их своей подписью.

По ее наблюдениям, к нотариусу обращаются за совершением выездных действий примерно раз в неделю. Для юрлиц это стоит 10 000 руб., для физлиц – 5000 руб., для нетранспортабельных граждан и инвалидов I и II группы – 2000 руб. Сам нотариальный документ (госпошлина и услуги правового и технического характера) оплачивается отдельно. «Пенсионеры, инвалиды, люди с детьми заказывают выезды, когда у них возникает потребность, какая-то жизненная ситуация. Но чаще всего этой услугой пользуются бизнесмены, у которых нет времени приехать в контору лично. Обычно, если просят о выезде, я беру с собой консультанта, который готовил документы – поскольку он хорошо в них ориентируется. Однако, строго говоря, его присутствие не требуется», – рассказала Лексакова.

Когда Лексакова вернулась в офис, ее уже ждали пятеро заявителей, которые хотели составить и нотариально заверить соглашение о переводе долга в 30 млн руб. и взаиморасчетах со сторонами (акционерным обществом и физлицом). Нотариус собрала всех в переговорной и принялась рисовать на доске схему сделки. Она разъяснила каждому присутствующему его риски и объяснила, как их можно минимизировать. В итоге получилось несколько вариантов, которые Лексакова набросала на бумаге. После всех уточняющих вопросов стороны отправились на улицу созваниваться со своими юристами. Примерно через два часа они выбрали один из вариантов. Так как договор нетривиальный, его составляла сама нотариус, а консультанты готовили сопутствующие документы. На изучение договора сторонами ушло еще около 30 минут, причем заявителей развели по разным углам конторы – чтобы каждый мог созвониться с юристом, задать уточняющие вопросы и предложить свои правки. Когда все были готовы, нотариус заверила документы, зафиксировав процесс на видео. В общей сложности заявители провели в нотариальной конторе более четырех часов и заплатили со всех 23 000 руб.

«Мы часто записываем нотариальные действия на видео. Особенно это касается крупных сделок и завещаний, а также удостоверения документов от пожилых людей. Если вызывает подозрение, что обратившийся хочет именно это действие и понимает и осознает последствия, я обязательно беседую с ним на камеру», – рассказала Лексакова. Когда она принимает решение совершить нотариальное действие под видеозапись, то приглашает стороны к себе в кабинет, включает камеру, вслух произносит дату и время съемки, устанавливает личности присутствующих и демонстрирует паспорта, зачитывает документы и объясняет сторонам их суть. После того как стороны под запись подтвердят свое желание совершить определенные действия (например, продать квартиру), происходит подписание и обмен документами, запись прекращается. Все видеофайлы хранятся в архиве нотариуса минимум пять лет и могут быть истребованы судом.

В коридорах нотариальной конторы весь день оживленно, хотя как таковой очереди нет. «Долго ждать услуги не приходится, поскольку в основном все записываются к определенному времени. А народу много, так как заявители часто берут с собой родственников», – рассказала консультант. В среднем за день совершается 30–35 нотариальных действий (хотя их может быть и 10, и 100) – именно столько бумаг приходится проверить и подписать нотариусу. Многие посетители обращаются просто за консультацией по совершению нотариального действия, тем более это бесплатно. Другие приходят познакомиться. «Иногда ко мне в кабинет заходит человек, здоровается и начинает пристально разглядывать. Я уже знаю: он пытается для себя решить, можно ли доверить мне, например, деньги, которые он собирается внести на депозит нотариуса», – говорит Лексакова.

Враждебно настроенные заявители встречаются регулярно. Как правило, их приводит к нотариусу противная сторона сделки, поэтому при первом знакомстве они осторожничают, медлят, боятся подписывать документы. «Я не заверю документ, относительно которого у меня имеются сомнения, что кто-то из заявителей или сторон сделки не осознает в полной мере юридические последствия. Если же я вижу, что сделка законная и все интересы соблюдены, стараюсь успокоить людей. Надо добиться, чтобы все начали друг другу доверять – это будет справедливо и честно. Тем более что нотариус несет имущественную ответственность – возмещает в полной мере любой ущерб, если он возник по его вине. Такие случаи бывали даже при несоблюдении какой-то малозначительной формальности. Теперь появился новый нормативный документ – Кодекс профессиональной этики нотариуса, который тоже накладывает определенные обязанности. Но и без него нотариусы слишком дорожат своей репутацией, чтобы допускать какие-то отступления от регламента», – уверена Лексакова.

Однажды она засвидетельствовала подлинность подписи на документе, после чего сторона попыталась оспорить это в суде: «Хотя заявитель проиграл, мне такого опыта хватило. Больше не хочу сидеть в коридорах судов и доказывать, что действовала по закону. Если у меня или у моих консультантов есть какие-либо опасения, мы по 10 раз все перепроверим, внесем уточняющие правки и запишем нотариальное действие на камеру, чтобы подтвердить законность своих действий».

К концу дня народ рассеялся, а консультанты с нотариусом занялись подготовкой к завтрашним сделкам – среди них и купля-продажа недвижимости, и уступка права требования, и брачный договор. В итоге за день Лексакова совершила один выезд, заверила порядка 40 нотариальных документов, записала на камеру два нотариальных действия и проконсультировала еще по пяти, а также составила один многомиллионный договор.

О работе нотариальной конторы

Нотариальная контора Лексаковой расположена в центре Москвы, в Дмитровском переулке. Это небольшой офис на первом этаже жилого дома, с несколькими кабинетами, ресепшеном, зоной для ожидания и переговорной. Лексакова с командой переехала в него год назад, но уже успела разбить во дворе цветник. «У нотариусов в спальных районах больше наследственных дел, порой это означает и больший объем работы, и больший доход. Однако открывать нотариальную контору по соседству с действующей – неправильно, поэтому, когда я выбирала помещение под офис, искала такое, где поблизости нет других контор. В итоге я расположилась на месте нотариуса, который до этого сложил полномочия. Наткнулась на это место и влюбилась: историческое здание, за семь минут можно дойти до Кремля. Его минус в том, что из-за специфического месторасположения – вокруг одни театры да рестораны – к нам редко обращаются физлица, хотя мы им тоже очень рады», – говорит нотариус.Трудятся в конторе девять человек: нотариус, семь консультантов и администратор-секретарь. Каждый консультант отвечает за свое направление работы: один ведет наследственные дела, другой специализируется на сделках между юрлицами, третий оформляет доверенности. Они же общаются с посетителями и готовят большинство документов. Все нотариальные действия консультанты заносят в журнал и в Единую информационную систему нотариата.

У двух из семи консультантов есть лицензии на право совершения нотариальных действий, и один из них исполняет обязанности Лексаковой, когда ее нет на месте. Если и этот консультант отсутствует, прием не осуществляется. Другие консультанты тоже нацелены на сдачу квалификационного экзамена на право занятия нотариальной деятельностью и дальнейшее участие в конкурсе.

Пришедшего в нотариальную контору заявителя отправляют к консультанту, который выслушивает его и дает рекомендации. Если дело простое, консультант сам готовит пакет документов, а нотариус устанавливает личность клиента по паспорту, проверяет документы и заверяет их. Когда у консультанта сомнения в том, как лучше оформить документ, вопрос обсуждается с нотариусом. По сложным делам нотариус самостоятельно консультирует граждан (это бесплатно) и составляет документы. Все вопросы функционирования конторы (прием и увольнение сотрудников, оплата их труда, материальное обеспечение офиса, бухгалтерия, издание локальных актов, взаимодействие с банками и налоговой и т. д.) также лежат на нотариусе.

О стоимости услуг нотариуса

Стоимость услуг нотариуса складывается из тарифа (установленного Основами законодательства о нотариате либо Налоговым кодексом) и платы за услуги правового и технического характера (ее размер устанавливает нотариальная палата каждого субъекта, выше этой величины поднять плату нельзя). Недавно Верховный суд решил: клиент нотариуса вправе сделать всю работу самостоятельно и отказаться от технических и правовых услуг. «Нотариальная деятельность осуществляется без каких-либо дотаций из бюджета, исключительно на принципах самофинансирования. Наш доход образуется в большей части именно за счет оказания услуг правового и технического характера, и мы сами оплачиваем и содержим офис, покупаем в него компьютеры, мебель и канцелярку, отчисляем налоги, выдаем зарплаты сотрудникам и так далее. Мы также выплачиваем взносы в региональную нотариальную палату и в ФНП – на эти деньги, например, содержится Единая информационная система нотариата, благодаря которой все наши данные надежно защищены от мошенничеств, а мы можем предоставлять удобный сервис и услуги электронного нотариата. Благодаря этому работают все бесплатные публичные реестры – проверка доверенностей, например, или реестр уведомлений о залогах движимого имущества. Из этих же средств оказывается помощь нотариусам, работающим в малонаселенных и труднодоступных территориях, где они физически не могут самостоятельно содержать контору. Бюджетных денег мы не получаем в принципе. Так как наши тарифы десятилетиями не пересматривались, плата за услуги правового и технического характера была и остается естественным регулятором реальной стоимости нотариальных действий», – считает Лексакова.

pravo.ru

Смотрите так же:

  • Приказ 285 фсб Проект Приказа ФСБ России "Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1456" (подготовлен ФСБ России 28.12.2017) Досье на проект Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 2 […]
  • Госпошлин за аттестацию Государственная пошлина Уважаемые посетители сайта! Оплата государственной пошлины по указанным в данном разделе реквизитам производится только при выдаче документов Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора. В случаях выдачи […]
  • Нотариус максимова аС Решение Арбитражного суда Приморского края от 24 декабря 2007 г. N А51-10917/2006 28 Истец по виндикационному иску должен доказать наличие права собственности либо иного вещного права на спорное имущество (извлечение) Решение Арбитражного […]
  • Закон свердловской области 126-03 Постановление Правительства Свердловской области от 15 июня 2016 г. N 428-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 24.09.2014 N 814-ПП "О реализации статьи 7-2 Закона Свердловской области от 29 […]
  • Прокурор красноглинского района Прокуратуры города Самары Прокуратура города Самары 443030, г. Самара, ул. Красноармейская, 32 Телефон: 339-74-74 Прокурор: Зубко Никита Викторович Прокуратура Железнодорожного района города Самары 443030, г. Самара, ул. Мечникова, 54 […]
  • Вывод налог на прибыль организации ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Проведенное в работе теоретическое исследование позволило достичь поставленных целей и сделать следующие выводы о механизме взимания налога на прибыль. 1. Одним из самых эффективных решений в налоговой политике и […]

Обсуждение закрыто.