Закон 212 ст 57

Пониженные тарифы взносов для ИТ-компаний через призму НК РФ

В письме от 10.03.2017 № БС-3-11/[email protected] ФНС России рассказала, как с этого года должны применяться пониженные тарифы страховых взносов организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий. Подробности — в нашем комментарии.

До 2017 г. возможность применения ИТ-организациями пониженных страховых тарифов была предусмотрена в подп. 4 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

С этого года ИТ-организации могут использовать пониженные тарифы, если выполнят условия, прописанные в ст. 427 НК РФ

Отметим, что их совокупный размер остался прежним — 14%, а вот разбивка по фондам изменилась. Если в прошлом году взносы по тарифу 14% уплачивались только в Пенсионный фонд (подп. 4 ч. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ), то в этом году пониженный тариф в Пенсионный фонд составляет 8%, в ФСС России — 2%, в ФФОМС — 4% (подп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ).

В комментируемом письме специалисты ФНС России рассказали, на что ИТ-компаниям нужно обратить внимание, чтобы уплачивать взносы в меньшем размере.

Кому положена льгота

На основании подп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ применять пониженные тарифы могут российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, которые:

разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи (причем вид договора не имеет зачения);

оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);

устанавливают, тестируют и сопровождают компьютерные программы и базы данных.

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых организация может претендовать на пониженные тарифы, практически дословно перенесен из Закона № 212-ФЗ. Но отличие все же есть. В формулировках Налогового кодекса появилось немаловажное уточнение: компании должны заниматься реализацией только самостоятельно созданных компьютерных программ и баз данных.

Как и прежде, не вправе использовать пониженные тарифы те ИТ-компании, которые являются резидентами технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ). Но и здесь есть уточнение: в число исключений попали компании, заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ.

Внимание на условия

Условия для применения ИТ-организациями пониженных тарифов страховых взносов перечислены в п. 5 ст. 427 НК РФ. Они во многом совпадают с требованиями, которые были установлены для таких компаний в Законе № 212-ФЗ.

Для использования уже существующей компанией пониженных тарифов страховых взносов нужно, чтобы доля дохода от реализации в рамках деятельности в области информационных технологий по итогам девяти месяцев предшествующего года составляла не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период. Аналогичный порог доходов был предусмотрен и в п. 2 ч. 2.1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ.

Однако перечень доходов от реализации в Налоговом кодексе конкретизирован и расширен. Так, в него включены доходы от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, а передача имущественных прав на программы заменена на передачу исключительных прав на программы.

Обратите внимание: в комментируемом письме специалисты ФНС России указали, что требование о предельном размере доходов от реализации должно соблюдаться не только на начало календарного года, но и по итогам отчетного (расчетного) периода, в котором применяются пониженные тарифы страховых взносов.

От себя отметим, что общая сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 НК РФ. При этом в нее не включаются доходы, указанные в п. 2 и 11 ст. 250 НК РФ.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 250 НК РФ не учитываются доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту. А в пункте 11 ст. 250 НК РФ речь идет о доходах в виде положительной курсовой разницы, за исключением положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов.

Ограничение по размеру дохода не единственное условие для применения ИТ-компаниями пониженных тарифов страховых взносов. Также такая компания должна:

располагать документом, подтверждающим государственную аккредитацию в области информационных технологий (это может быть выписка из реестра аккредитованных организаций);

иметь среднюю численность сотрудников не менее семи человек (напомним, что порядок определения средней численности установлен в приказе Росстата от 26.10.2015 № 498, которым утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» и порядок ее заполнения). Для уже существующей ИТ-компании этот показатель определяется по итогам девяти месяцев года, предшествующего году начала применения пониженных тарифов.

Налоговики указали, что ИТ-компания утрачивает право на применение пониженных тарифов страховых взносов, если:

средняя (для действующих ИТ-компаний) численность работников или же доля доходов не будет соответствовать критериям, установленным п. 5 ст. 427 НК РФ.

Следует отметить, что в п. 5 ст. 427 НК РФ названы условия применения пониженных тарифов и для вновь созданных ИТ-компаний. Они практически полностью дублируют требования к уже существующим организациям. Разница лишь в том, что процентная доля доходов определяется новыми компаниями по итогам отчетного (расчетного) периода.

www.eg-online.ru

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

25 марта 2011

Черкесск, 25 марта 2011 года. 1 апреля Пенсионный фонд начинает одновременно принимать отчетность по страховым взносам и сведения персонифицированного учета за первый квартал текущего года.

В связи с этим, а также в связи с многочисленными вопросами, касающимися подтверждения страхователями льготного статуса, Пенсионный фонд публикует порядок применения Федеральных законов №№ 272, 339, 432.

Данные законы устанавливают пониженную ставку страховых взносов для IT-компаний, СМИ, а также организаций малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную схему налогообложения.

В конце 2010 года был принят ряд новых федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), с целью снижения налоговой нагрузки для ряда плательщиков страховых взносов, а именно:

1. Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны) (п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ).

Для обоснованного применения пониженного тарифа организации обязаны в сроки, установленные законодательством о страховых взносах для представления РСВ-1 ПФР, представить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа (подраздел 4.3. Раздела 4 РСВ-1 ПРФ, с учетом изменений от 20.12.2010 г. Приказ № 1135 Минздравсоцразвития России).

Организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий (IT-компании), в 2011 г. должны уплачивать страховые взносы в бюджеты ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (в 2010 году, указанная категория страхователей уплачивала страховые взносы только в Пенсионный фонд РФ по ставке 14%)

В 2011 году совокупный общий страховой тариф составляет 14,0%.

Пенсионный фонд РФ

Фонд
социального
страхования
РФ

Фонды обязательного
медицинского страхования

Категория
застрахованных
лиц

на
страховую
часть
пенсии

на
накопительную
часть пенсии

Федеральный
фонд ОМС

территориальные
фонды ОМС

Для лиц
1966 года
рождения и
старше

Для лиц
1967 года
рождения и
моложе

Российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании), — это компании, которые (п. 4 ч. 2 ст. 57 Федерального закона № 212-ФЗ):

— разрабатывают и реализуют программы для ЭВМ, базы данных (на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи и (или)

— оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ и баз данных, а также занимаются установкой, тестированием и сопровождением программ для ЭВМ и баз данных.

* К данной категории страхователей не относятся резиденты технико-внедренческой ОЭЗ.

Для применения льготных тарифов с 2010 года IT-компании должны соблюдать определенные условия (ч. 2.1 — 2.3 ст. 57 Федерального закона № 212-ФЗ):

1) наличие документа, подтверждающего государственную аккредитацию в области информационных технологий (п. 1 ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона № 212-ФЗ). Госаккредитацию проводит Федеральное агентство по информационным технологиям. Порядок подачи документов для получения аккредитации установлен Постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 № 758.(для получения госаккредитации следует направлять необходимые документы непосредственно в адрес Минкомсвязи России);

2) доход от непосредственной деятельности в области информационных технологий за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, должен составлять не менее 90% в общей сумме доходов за этот период. При этом доходы необходимо определять по данным налогового учета на основании положений ст. 248 Налогового Кодекса Российской Федерации;

3) средняя численность сотрудников должна составлять не менее 50 человек. Этот показатель также определяется за 9 месяцев года, предшествующего году, в котором начала применяться льгота.

Вновь созданные организации это организации, зарегистрированные в текущем году или осуществляющие деятельность в области IT-технологий менее 9-ти месяцев предыдущего года.

Вновь созданные организации вправе применять пониженные тарифы, если соблюдены следующие условия (ч. 2.2 ст. 57, ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ):

1) наличие документа, подтверждающего государственную аккредитацию в области информационных технологий (п. 1 ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона № 212-ФЗ).

Госаккредитацию проводит Федеральное агентство по информационным технологиям. Порядок подачи документов для получения аккредитации установлен Постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 № 758(для получения госаккредитации следует направлять необходимые документы непосредственно в адрес Минкомсвязи России);

2) доля дохода от непосредственной деятельности в области информационных технологий по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90% в общей сумме доходов за указанный период. При этом доходы необходимо определять по данным налогового учета на основании положений ст. 248 Налогового Кодекса Российской Федерации;

3) среднесписочная численность работников за отчетный (расчетный) период составляет не менее 50 человек.

Методика расчета среднесписочной численности работников приведена в п. п. 81 — 84 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, которые утверждены Приказом Росстата от 12.11.2008 № 278 (форма № П-4 « Сведения о численности, заработной плате и движении работников»).

IT-компания утрачивает право на льготу, если по итогам отчетного или расчетного периода организации (как вновь созданные, так и уже существующие) не выполняют хотя бы одно из указанных условий, они утрачивают право на пониженный тариф с начала отчетного периода (т.е. с 1 января) (ч.2.4. ст.57 Федерального закона № 212-ФЗ). Пени не начисляются.

2. Для российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера) в том числе в электронном виде (п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ).

К плательщиками страховых взносов – российскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

— деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания (92.20) или деятельности информационных агентств (92-40);

— издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет (22.12) или журналов и периодических публикаций (22.13), в том числе интерактивных публикаций.

Порядок подтверждения полномочий российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в п.7 ч.1 ст.58 Федерального закона № 212-ФЗ, по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), а также ведения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти реестра указанных организаций и индивидуальных предпринимателей и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов определяется Правительством Российской Федерации.

В 2011 году совокупный общий страховой тариф составляет 26,0%.

Пенсионный фонд РФ

Фонд
социального
страхования
РФ

Фонды обязательного
медицинского страхования

Категория
застрахованных
лиц

на
страховую
часть
пенсии

на
накопительную
часть пенсии

Федеральный
фонд ОМС

территориальные
фонды ОМС

Для лиц 1966
года рождения
и старше

Для лиц 1967
года рождения
и моложе

Страхователь утрачивает право исчислять взносы с применением пониженных тарифов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено какое-либо из перечисленных нарушений:

— плательщик взносов исключен из реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере СМИ;

— вид экономической деятельности страхователя не соответствует виду деятельности, при котором возможно применение пониженных ставок взносов.

В этом случае сумму взносов нужно будет пересчитать по общим тарифам с начала периода, в котором выявлено указанное несоответствие и начислить пени.

3. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются (п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ):

а) производство пищевых продуктов (код ОКВЭД 15.1 — 15.8);

б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков (код ОКВЭД 15.98);

в) текстильное и швейное производство (код ОКВЭД 17, 18);

г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (код ОКВЭД 19);

д) обработка древесины и производство изделий из дерева (код ОКВЭД 20);

е) химическое производство (код ОКВЭД 24);

ж) производство резиновых и пластмассовых изделий (код ОКВЭД 25);

з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов (код ОКВЭД 26);

и) производство готовых металлических изделий (код ОКВЭД 28);

к) производство машин и оборудования (код ОКВЭД 29);

л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (код ОКВЭД 30 — 33);

м) производство транспортных средств и оборудования (код ОКВЭД 34, 35);

н) производство мебели (код ОКВЭД 36.1);

о) производство спортивных товаров (код ОКВЭД 36.4);

п) производство игр и игрушек (код ОКВЭД 36.5);

р) научные исследования и разработки (код ОКВЭД 73);

с) образование (код ОКВЭД 80);

т) здравоохранение и предоставление социальных услуг (код ОКВЭД 85);

у) деятельность спортивных объектов (код ОКВЭД 92.61);

ф) прочая деятельность в области спорта (код ОКВЭД 92.62);

х) обработка вторичного сырья (код ОКВЭД 37);

ц) строительство (код ОКВЭД 45);

ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (код ОКВЭД 50.2);

ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код ОКВЭД 90);

щ) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (код ОКВЭД 63);

ы) предоставление персональных услуг (код ОКВЭД 93);

э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (код ОКВЭД 21);

ю) производство музыкальных инструментов (код ОКВЭД 36.3);

я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки (код ОКВЭД 36.6);

я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (код ОКВЭД 52.7);

я.2) управление недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32);

я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов (код ОКВЭД 92.1);

я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов) (код ОКВЭД 92.51);

я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий (код ОКВЭД 92.52);

я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников (код ОКВЭД 92.53);

я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (код ОКВЭД 72), за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ».

Основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный оран Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011г. № 54н внесены изменения в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1 ПФР) для указанных категорий плательщиков, к которым относятся организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения.

Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять пониженный тариф с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в установленном порядке, с взысканием с организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней.

В течение 2011 — 2012 годов для плательщиков страховых взносов применяются следующие тарифы страховых взносов:

www.pfrf.ru

Статья 57 ТК РФ. Содержание трудового договора (действующая редакция)

В трудовом договоре указываются:

фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор;

сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица;

идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, — также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

условия труда на рабочем месте;

условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

  • URL
  • HTML
  • Для блога
  • Текст

Комментарий к ст. 57 ТК РФ

1. В соответствии с комментируемой статьей содержание трудового договора условно можно разделить на три части. Первая часть содержит сведения, характеризующие работника и работодателя; вторая — обязательные условия трудового договора и третья — условия трудового договора, которые стороны по своему усмотрению могут устанавливать или не устанавливать.

2. Согласно ч. 1 ст. 57 в трудовом договоре указываются сведения о работнике и работодателе.

О работнике как стороне трудового договора указываются следующие сведения: фамилия, имя и отчество в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим его личность, а также сведения о самих документах, удостоверяющих личность работника (наименование документа, орган, выдавший этот документ, номер документа и дату его выдачи). В трудовом договоре указывается также почтовый адрес, по которому зарегистрирован работник. Если этот адрес не совпадает с местом фактического проживания работника, то указывается и почтовый адрес фактического его проживания.

Сведения о работодателе включают полное его наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, место нахождения и почтовый адрес организации.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Почтовый адрес организации определяет ее фактическое территориальное расположение, т.е. почтовый индекс, название города, поселка, наименование улицы и номер дома (строения).

К числу подлежащих включению в трудовой договор сведений о работодателе (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) комментируемая статья относит и идентификационный номер налогоплательщика. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается налоговым органом по месту нахождения при постановке на учет организации при ее создании, в т.ч. путем реорганизации.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц утверждены Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

В соответствии со ст. 57 в трудовом договоре должны содержаться также сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор (фамилия, имя, отчество руководителя организации (директора, генерального директора) или другого лица, уполномоченного представлять работодателя в трудовых отношениях), и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями (учредительные документы юридического лица (организации), локальный нормативный акт, должностная инструкция, доверенность и др.).

Если в качестве работодателя выступает физическое лицо, в трудовом договоре должны быть указаны его фамилия, полное имя и отчество в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность, сведения о самих этих документах (наименование документа, орган, выдавший этот документ, номер документа и дата его выдачи), а также домашний (почтовый) адрес работодателя — физического лица.

Все предусмотренные ч. 1 ст. 57 сведения о работнике и работодателе в обязательном порядке должны быть включены в содержание трудового договора. Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно ч. 3 комментируемой статьи отсутствие в трудовом договоре того или иного сведения из числа сведений, подлежащих включению в трудовой договор, само по себе не является основанием для расторжения трудового договора или признания его незаключенным. Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо из этих сведений, то он должен быть дополнен недостающими сведениями. Недостающие сведения вносятся непосредственно в трудовой договор работодателем на основании соответствующих документов.

В трудовом договоре указываются также место и дата его заключения.

3. Часть 2 ст. 57 предусматривает условия, обязательные для включения в трудовой договор.

К их числу относятся:

1) место работы, под которым понимается конкретная организация — юридическое лицо, имеющее свое наименование. Если работник принимается на работу в филиал или представительство юридического лица или иное обособленное структурное подразделение организации, расположенное в другой местности, в трудовом договоре указываются как собственное наименование филиала или представительства (иного обособленного структурного подразделения), его почтовый адрес (название населенного пункта, наименование улицы, номер строения), так и полное наименование юридического лица, структурным подразделением которого являются филиал, представительство или иное обособленное структурное подразделение, расположенное в другой местности;

2) трудовая функция работника, которая заключается в выполнении работы по соответствующей должности в соответствии со штатным расписанием либо по определенным профессии или специальности с указанием квалификации либо в выполнении конкретного вида работы, поручаемой работнику. Закон ничего не говорит о том, что следует понимать под конкретным видом работы. Очевидно, речь идет о работе, которая не вписывается (не укладывается) в содержание работы по той или иной конкретной должности, профессии или специальности. В связи с этим конкретный вид работы, поручаемый работнику, может составлять содержание трудовой функции как сам по себе, так и наряду с работой по той или иной должности, профессии или специальности.

Должность — это установленный комплекс обязанностей и соответствующих им прав, определяющий место и роль работника в той или иной организации.

Закон обязывает наименование должности указывать в трудовом договоре в соответствии со штатным расписанием организации.

Штатное расписание — это организационно-распорядительный документ, в котором закрепляется должностной и численный состав организации, а также указывается фонд заработной платы. Оно составляется по установленной Госкомстатом России форме и включает перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках, месячном фонде заработной платы. Штатное расписание подписывается главным бухгалтером организации и визируется руководителями структурных подразделений. Утверждается штатное расписание приказом руководителя организации. Штатное расписание является документом долговременного действия. Однако при необходимости в него могут быть внесены изменения, дополнения или другие коррективы.

Под профессией понимается род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений, навыков, полученных путем образования.

Специальность — это вид профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки (например, менеджер по персоналу, врач-хирург, слесарь-инструментальщик); определенная область труда, знания.

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Показателем, определяющим уровень квалификации работника, является квалификационный разряд. Квалификационный разряд устанавливается с учетом сложности, ответственности и условий работы на основании тарифно-квалификационного справочника.

Если выполнение работы по определенным должностям, профессиям и специальностям в соответствии с федеральными законами связано с предоставлением работникам компенсаций и льгот или установлением ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним указываются в трудовом договоре с работником в соответствии с квалификационными справочниками, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Правительство РФ Постановлением от 31.10.2002 N 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» организацию разработки указанных справочников поручило Минтруду России совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики. Согласно п. 1 названного Постановления Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих должны содержать квалификационные характеристики основных видов работ в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам работников. В настоящее время до утверждения новых действуют: Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Отдельные выпуски ЕТКС в разное время утверждались Постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС. Общие положения ЕТКС утверждены совместным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30. Перечень действующих на территории Российской Федерации выпусков ЕТКС утвержден Постановлением Минтруда России от 12.05.1992 N 15а. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 29.01.2004 N 5. Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время такие Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (см. коммент. к ст. 195.1);

3) дата начала работы, т.е. число, месяц и год, с которого работник обязан приступить к выполнению своих трудовых обязанностей. Дата начала работы может совпадать с датой заключения трудового договора, если стороны договорились об этом, или стороны могут договориться о том, что работник приступит к работе позже. В любом случае в трудовом договоре указывается точная дата начала работы (см. также коммент. к ст. 61). Если заключается срочный трудовой договор, то в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК или иным федеральным законом (см. коммент. к ст. 59);

4) условия оплаты труда, в т.ч. размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Они определяются в соответствии с профессией, должностью, квалификационным разрядом и квалификационной категорией работника (см. коммент. к ст. ст. 132, 135). Конкретный размер тарифной ставки или должностного оклада указывается непосредственно в трудовом договоре. Что касается доплат, надбавок и поощрительных выплат, полагающихся работнику (например, за высокую квалификацию, продолжительный стаж работы по специальности, отклонения от нормальных условий труда), то они могут быть прямо указаны в трудовом договоре либо в нем может быть сделана отсылка к соответствующему нормативному правовому акту или коллективному договору, предусматривающим основания и условия их выплаты. В последнем случае работник должен быть ознакомлен с содержанием этих нормативных правовых актов и коллективным договором под роспись;

5) режим рабочего времени и времени отдыха, если в отношении работника, с которым заключается трудовой договор, он не совпадает с общим режимом труда и отдыха, действующим у данного работодателя, например: неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, работа только в одну смену при многосменном режиме работы организации; разделение рабочего дня на части, установление гибкого режима работы; предоставление дополнительного перерыва в течение рабочего дня или свободного от работы дня в течение недели, предоставление дополнительного, помимо предусмотренного законодательством или иными нормативными правовыми актами, коллективным договором (соглашением), отпуска;

6) гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также характеристики условий труда на рабочем месте, если работник в соответствии с трудовым договором принимается на работу в соответствующих условиях. В случаях, когда вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса на рабочем месте определены в результате проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в трудовом договоре указывается соответствующий класс (подкласс) степени вредности и (или) опасности условий труда на данном рабочем месте;

7) условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути и др.). Следует отметить, что, хотя ст. 57 прямо не предусматривает такого условия, как выплата компенсаций, связанных с выполнением такой работы, его следовало бы предусмотреть в трудовом договоре. Это соответствует и положениям ст. 168.1, предусматривающей, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, а также могут устанавливаться трудовым договором (см. коммент. к ст. 168.1);

8) условия труда на рабочем месте, включая наличие вредных и (или) опасных производственных факторов, средства защиты от их воздействия, в т.ч. санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные (см. коммент. к ст. ст. 209, 212);

9) условие об обязательном социальном страховании, на которое имеет право работник в соответствии с ТК и иными федеральными законами.

Перечень обязательных условий трудового договора, предусмотренных ч. 2 ст. 57, не является исчерпывающим. Законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в качестве обязательных условий трудового договора могут быть предусмотрены и другие условия.

Установив, что условия трудового договора, перечисленные в ч. 2 ст. 57, являются обязательными, законодатель вместе с тем в ч. 3 этой же статьи предусматривает, что отсутствие в трудовом договоре каких-либо из этих условий не является основанием для расторжения трудового договора или признания его незаключенным. Если при заключении трудового договора в него не были включены те или иные обязательные условия, то он должен быть дополнен недостающими условиями. При этом недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

4. Часть 4 ст. 57 предусматривает возможность включения в трудовой договор наряду с обязательными условиями дополнительных условий. Названная норма не устанавливает исчерпывающего перечня дополнительных условий трудового договора и указывает лишь на некоторые возможные условия. Вместе с тем она закрепляет общее правило, в соответствии с которым дополнительные условия трудового договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

К числу дополнительных условий, которые стороны могут включать в трудовой договор по своему усмотрению, ч. 4 ст. 57 относит следующие:

1) об уточнении места работы (например, о конкретном структурном подразделении организации и месте его нахождения) или о конкретном рабочем месте (например, о конкретном механизме, агрегате);

2) об испытании с указанием конкретного срока испытания (см. коммент. к ст. 70);

3) о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной). При включении в трудовой договор такого условия необходимо учитывать следующее.

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. В настоящее время такой перечень предусмотрен ст. 5 Закона о государственной тайне. В развитие названного Закона Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Трудовой договор с лицами, которые по характеру выполняемой работы будут иметь доступ к государственной тайне, заключается только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

Допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает для них некоторые ограничения и дополнительные обязательства, в т.ч.:

— принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

— согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне;

— письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

— ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор, отражаются в трудовом договоре (см. п. п. 6, 7, 10 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

Служебную тайну составляют сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (см. Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»).

Понятие коммерческой тайны и правовые средства ее защиты предусмотрены Законом о коммерческой тайне.

В соответствии с ним коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 3 указанного Закона).

Согласно ст. 4 Закона о коммерческой тайне право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений названного Закона. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет руководитель этой организации. Однако при определении такого перечня он обязан учитывать положения законов или иных нормативных правовых актов, предусматривающих сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну.

В соответствии со ст. 5 Закона о коммерческой тайне к таким сведениям относятся сведения:

а) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

б) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

в) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

г) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

д) о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, в т.ч. об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и наличии свободных рабочих мест;

е) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

ж) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

з) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

и) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

к) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

л) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не могут составлять коммерческую тайну сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев.

Согласно ст. 32 Закона о некоммерческих организациях не могут быть предметом коммерческой тайны сведения о размерах и структуре доходов некоммерческой организации, составе имущества некоммерческой организации, ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.

К иной охраняемой законом тайне относятся сведения:

— о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

— составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами РФ;

— связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

— о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них (Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»).

Условие о неразглашении государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны может быть предусмотрено в трудовом договоре только с таким работником, которому сведения, составляющие такую тайну, станут известными в связи с исполнением им своей трудовой функции.

В связи с этим в трудовом договоре или в приложении к нему должно быть точно указано, какие конкретно сведения, содержащие государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, доверяются данному работнику;

4) об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока.

Это условие может быть включено в трудовой договор только в том случае, если этот же договор, приложение к нему или отдельный специальный договор содержат условие об обязанности работодателя оплатить обучение работника. При этом не имеет значения, где будет проходить обучение работник — в специальном учебном заведении, в другой организации или непосредственно в той организации, с которой заключен трудовой договор;

5) в числе возможных дополнительных условий трудового договора комментируемая норма называет и такие условия, как дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение работника, дополнительное страхование работника и улучшение социально-бытовых условий самого работника и членов его семьи. Такими условиям, в частности, могут быть: добровольное медицинское или пенсионное страхование, предоставление квартиры, дачи; обеспечение путевками в дома отдыха и санатории; предоставление жилого помещения; выплата работнику суммы на приобретение жилого помещения и др.

Вместе с тем, предусматривая такие условия в трудовом договоре, следует учитывать, что они имеют гражданско-правовой характер, и если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения этих условий трудового договора, то, несмотря на то что они включены в содержание трудового договора, по своему характеру они являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) следует определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных ст. ст. 23, 24 ГПК РФ (п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2);

6) в трудовом договоре могут быть уточнены применительно к условиям работы данного работника права и обязанности работника и работодателя, установленные законодательством о труде и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При согласовании такого рода условий необходимо учитывать общее правило, сформулированное в ч. 2 ст. 9 ТК: «Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению».

5. Часть 5 комментируемой статьи допускает возможность по соглашению сторон включать в содержание трудового договора те права и обязанности работника и работодателя, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Очевидно, в данном случае речь идет о тех правах и обязанностях, которые являются для сторон наиболее принципиальными и важными, и стороны хотели бы обратить на них особое внимание. Вряд ли есть смысл переписывать в трудовой договор все права и обязанности работника и работодателя, предусмотренные названными нормативными актами. Это сделает текст трудового договора слишком объемным и трудно воспринимаемым, тем более что невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя, как предусмотрено комментируемой нормой, не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

www.zakonrf.info

Смотрите так же:

  • Федеральный закон от 2 мая 2018 года 122-фз Изменения в законодательстве в июне 2018 года Хозяйственная деятельность 1. Внесены поправки в Гражданский кодекс РФ относительно финансовых сделок, банковских вкладов, счетов и расчетов.Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ "О […]
  • Ст 14 закона от 24072009 n 212-фз Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды […]
  • Налог 1 от дохода для ип ПФР-взносы ИП с доходов более 300000 Актуально на: 30 ноября 2016 г. О взносах ИП за себя за 2017 год и за 2018 год читайте в отдельных материалах. Обязан ли ИП платить в Пенсионный фонд фиксированные взносы в 2016 году? Да, по общему […]
  • Правила выдачи спецодежды на предприятии Спецодежда: все о выдаче, учете и списании Как учесть выдачу и возврат спецодежды на общем режиме и при УСНО У работодателя немало обязанностей перед своими работниками. И одна из них — обеспечить им безопасные условия труда. А для этого […]
  • Шалкевич суд Спайс-бой: Трагедия на Гая. Новый поворот Дело расстрельное, но суд первой инстанции освободил мужчину от уголовной ответственности, признав его невменяемым. Однако все вернулось на круги своя. 4 сентября по протесту прокуратуры […]
  • Как оформить замену рамы Сообщества › Грузовики и Автобусы › Блог › Замена рамы и кабины. Всем доброго дня. Правда ли то, что сейчас нельзя менять раму и кабину у грузового автомобиля?всем заранее спасибо за ответ. Комментарии 44 Заменил кабину на КамАЗе 5320, […]

Обсуждение закрыто.