Заявление о предоставлении лицензии росприроднадзор

Росприроднадзор скоро будет выдавать лицензии на сбор, транспортировку, утилизацию и размещение отходов по регламенту

В целях регламентации и установления последовательности действий Росприроднадзора при выдаче лицензий на обезвреживание и размещение отходов I—IV класса опасности Минприроды России разработало проект приказа «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности» (далее — Административный регламент). Проект сейчас проходит стадию антикоррупционной экспертизы, которая закончится уже 9 ноября.

Указанным регламентом, разработанным министерством, определены процедура предоставления государственной услуги, перечень необходимых документов, направляемых заявителями в адрес Росприроднадзора, перечень структурных подразделений и работников Росприроднадзора, участвующих в процедуре выдачи лицензии, а также сроки и последовательность административных процедур (действий). Безусловно, описание всех процедур в одном документе должно упростить процесс получения или переоформления лицензий. И содержащийся в приложении к регламенту перечень территориальных органов Росприроднадзора, выдающих лицензии, тоже.

Однако без центрального аппарата Росприроднадзора в некоторых случаях все-таки не обойтись. Именно ему лицензиат, который планирует осуществлять вышеуказанный лицензируемый вид деятельности на территории трех и более федеральных округов, должен будет направить обязательный предварительный запрос для определения территориального органа, который и будет предоставлять услугу. Правда, в течение какого срока из центрального аппарата должен последовать ответ на такой запрос, в проекте не указано. Поскольку регламентом определено, что предоставление (отказ в предоставлении) лицензии оформляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, то для данной категории лицензиатов срок явно будет больше. Так как сначала им нужно получить из центрального аппарата информацию о территориальном органе, в который следует обращаться.

Что касается других услуг, в частности по переоформлению лицензии, выдачи ее дубликата или заверенной копии, то для них определены четкие сроки. Например, на переоформление лицензии у территориального органа Росприроднадзора — 30 рабочих дней со дня приема соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов. Напомним, что данная процедура необходима, если лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.

А вот дубликат лицензии или заверенную копию должны оформить и выдать или направить лицензиату заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего заявления.

Для получения лицензии соискатель лицензии — направляет почтовым отправлением или в электронном виде в территориальный орган Росприроднадзора заявление утвержденной формы, приложив к нему следующие документы:

опись прилагаемых документов;

для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;

для работ по транспортированию отходов — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов — копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;

для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов — копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I—IV классов опасности.

www.eg-online.ru

Лицензирование деятельности по обращению с отходами: проекты нормативных правовых актов

В настоящей статье мы рассмотрим проекты нормативных правовых актов в области лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности (административный регламент по лицензированию и формы заявлений о предоставлении и переоформлении лицензии) и методические рекомендации Росприроднадзора по лицензированию.

В нашей стране полным ходом продолжается стадия реформирования системы экологического контроля и надзора. Законодатели не обошли своим вниманием и сферу лицензирования деятельности по обращению с отходами.

Напомним, что согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ[1] в п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в настоящее время лицензированию подлежат следующие виды деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности:

  • сбор;
  • транспортирование;
  • обработка;
  • утилизация;
  • обезвреживание;
  • размещение.

В соответствии с чч. 3 и 3.1 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ (в ред. от 29.12.2015):

  • лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г., сохраняют свое действие до 1 января 2019 г. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
  • юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны были получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 г. После 1 июля 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Получение лицензии регламентируется новым Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности[2] (далее — Положение о лицензировании), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, которое было принято взамен Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности».

Переходный период в области лицензирования деятельности по обращению с отходами требует принятия нескольких подзаконных актов, которые должны внести ясность в процедуру получения лицензии. О проектах таких актов мы сейчас и расскажем.

Проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[3] (далее — Проект № 1) призван заменить давно устаревший Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, утвержденный Приказом Ростехнадзора от 10.11.2007 №848.

КСТАТИ

В 2010 г. уже был разработан соответствующий проект Административного регламента Росприроднадзора[4] (тогда лицензированию подлежали сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов I–IV классов опасности), который так и остался лишь проектом. Тот проект безнадежно устарел, ведь за прошедшие 5 лет система лицензирования деятельности по обращению с отходами менялась несколько раз.

В Проекте № 1 учтены требования действующего законодательства в области лицензирования, в т.ч. нового Положения о лицензировании. Рассмотрим подробнее некоторые положения данного Проекта.

Итак, в Проекте № 1 содержится информация о том, какой орган будет уполномочен предоставить лицензию соискателю, планирующему осуществлять деятельность по обращению с отходами на территории более чем одного федерального округа (выделено автором):

Извлечение
из Проекта № 1

[…]
18.1. При осуществлении работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, на территории трех и более федеральных округов соискатель лицензии, лицензиат предварительно направляет запрос в центральный аппарат Росприроднадзора для определения территориального органа Росприроднадзора, который будет предоставлять государственную услугу.
18.2. При осуществлении работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, на территории менее трех федеральных округов соискатель лицензии, лицензиат вправе самостоятельно определить, в какой территориальный орган Росприроднадзора из тех, на территории которых планируется осуществление лицензируемого вида деятельности, будут направлены заявление о выдаче лицензии и документы, предусмотренные пунктами 6, 7 Положения[5].
[…]

Пунктом 19 Проекта № 1 подчеркивается, что Росприроднадзор и его территориальные органы не имеют права требовать от заявителя обращения в иные государственные органы и организации за согласованиями тех или иных действий и документов.

В соответствии с пп. 21 и 22 Проекта № 1 предоставление (или отказ в предоставлении) лицензии осуществляется в течение 45 рабочих дней, переоформление — в течение 30 рабочих дней (если переоформление связано с изменением перечня лицензируемых видов деятельности или адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности) или 10 рабочих дней (по иным причинам).

Получение лицензии

На основании п. 27 Проекта № 1 для получения лицензии соискатель лицензии представляет, направляет почтовым отправлением или в электронном виде в территориальный орган Росприроднадзора заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем.

Согласно п. 5 Положения о лицензировании данное заявление должно содержать следующую информацию (табл. 1).

Раз речь зашла о заявлении, отметим, что в настоящее время разработан проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[6] (далее — Проект № 2), который призван заменить Приказ Росприроднадзора от 30.11.2011 № 885 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I–IV класса опасности».

Пример заявления о предоставлении лицензии по форме из приложения № 1 Проекта № 2 размещен ниже (Пример 1).

Как мы видим, в предложенной форме заявления вопреки требованиям п. 5 Положения о лицензировании отсутствуют поля для указания перечня конкретных видов отходов I–IV классов опасности, содержащего их наименования, классы опасности и коды согласно ФККО, а также для указания реквизитов разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В соответствии с п. 27 Проекта № 1 (который соответствует п. 6 Положения о лицензировании) к заявлению о предоставлении лицензии необходимо приложить следующие документы (табл. 2).

На основании п. 33 Проекта № 1 к документам, необходимым для предоставления услуги по выдаче (переоформлению) лицензии и находящимся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных подведомственных им организациях, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые заявитель вправе представить, относятся:

1) свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя);

2) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

3) СЭЗ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

Исходя из положений Проекта № 1, Проекта № 2 и Положения о лицензировании, соискатель лицензии вправе, но не обязан прикладывать к заявлению о предоставлении лицензии:

  • копию положительного заключения ГЭЭ (разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию);
  • копию СЭЗ;
  • копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • копию документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии.

К СВЕДЕНИЮ

На основании подп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 28.11.2015), а также п. 39 Проекта № 1 государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 7500 руб.

Переоформление лицензии

В Проекте № 1 приводится перечень причин переоформления лицензии:

Извлечение
из Проекта № 1

[…]
71. Заявление о переоформлении подается лицензиатом в случае:
а) реорганизации юридического лица в форме преобразования;
б) изменения наименования юридического лица или адреса его местонахождения;
в) изменения имени, фамилии и отчества или места жительства индивидуального предпринимателя;
г) изменения реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
д) изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;
е) изменения перечня выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.
[…]

В соответствии с п. 28 Проекта № 1 для переоформления лицензии по причинам, перечисленным в подп. «а»–«г» п. 71 Проекта № 1, лицензиат (его правопреемник) представляет в территориальный орган Росприроднадзора, предоставивший лицензию, заявление о переоформлении лицензии. Форма такого заявления содержится в приложении № 2 Проекта № 2 (Пример 2).

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, — в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования;
  • данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (для лицензиата — юридического лица), в ЕГРИП (для лицензиата — индивидуального предпринимателя), — в случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • оригинал действующей лицензии;
  • реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за переоформление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;
  • опись прилагаемых документов.

Исходя из положений Проекта № 1 и Проекта № 2, лицензиат вправе, но не обязан прикладывать к заявлению о переоформлении лицензии (по причинам, перечисленным в подп. «а»–«г» п. 71 Проекта № 1):

  • копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • копию документа, подтверждающего факт внесения изменений в ЕГРЮЛ (для лицензиата — юридического лица), в ЕГРИП (для лицензиата — индивидуального предпринимателя);
  • копию документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за переоформление лицензии.

В то же время что означает загадочное словосочетание «данные документа» («реквизиты документа»), которые нужно приложить к заявлению? Это не оригинал и не копия. А что тогда? Номер и дата, указанные на отдельном листе?

На основании п. 29 Проекта № 1 для переоформления лицензии по причинам, перечисленным в подп. «д» и «е» п. 71 Проекта № 1, лицензиат представляет в территориальный орган Росприроднадзора, предоставивший лицензию, заявление о переоформлении лицензии. При этом в Проекте № 2 предлагаются следующие формы заявления:

  • форма из приложения № 3 — при изменении адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (Пример 3);

  • форма из приложения № 4 — при изменении перечня выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности (Пример 4).

К заявлению прилагаются следующие документы (перечень документов соответствует п. 7 Положения о лицензировании) (табл. 3).

Как видим, в качестве приложений к заявлению указаны «реквизиты документов» и «сведения о наличии» (СЭЗ, положительного заключения ГЭЭ, разрешения на строительство). Опять подчеркнем, что это не оригиналы и не копии документов.

Проанализировав табл. 3 и формы заявлений из приложений № 3 и 4 Проекта № 2, мы можем сделать следующие замечания относительно указанных форм:

  • поскольку в соответствии с Положением о лицензировании (и, соответственно, Проектом № 1) сведения о наличии СЭЗ и положительного заключения ГЭЭ (разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) должны быть приложены к заявлению, не имеет смысла приводить реквизиты этих документов в самом заявлении (см. приложение № 3 Проекта № 2 и Пример 3) — было бы логично убрать соответствующие поля из данной формы;
  • в форму из приложения № 4 Проекта № 2 (Пример 4) необходимо добавить поле для указания реквизитов документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за переоформление лицензии.

Вообще, в отношении реквизитов документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление (переоформление) лицензии, в Проекте № 1 и Проекте № 2 наблюдаются «разброд и шатание»:

  • в заявлении о предоставлении лицензии (приложение № 1 Проекта № 2 и Пример 1) и заявлении о переоформлении лицензии в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности (приложение № 3 Проекта № 2 и Пример 3) есть соответствующее поле для указания данных реквизитов;
  • в заявлении о переоформлении лицензии (приложение № 2 Проекта № 2 и Пример 2) такого поля нет, но реквизиты нужно указать в приложении к заявлению;
  • в заявлении о переоформлении лицензии в связи с изменением выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности (приложение № 4 Проекта № 2 и Пример 4), такого поля нет и в приложении к заявлению реквизиты указывать не нужно.

Не лучше ли предусмотреть соответствующее поле во всех формах? Или разработчики Проекта № 1 и Проекта № 2 не знают о существовании слова «единообразие»?

Также отметим, что в формах из приложений № 3 и 4 Проекта № 2 (Пример 3 и Пример 4) есть следующее поле (выделено автором):

Полагаем, что здесь разработчики Проекта № 2 допустили ошибку: данное поле должно быть только в форме из приложения № 3, ведь именно в нем идет речь об изменении адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности. На наш взгляд, в форме из приложения № 4 вместо рассматриваемого поля должно быть другое, например (выделено автором):

Что касается лицензионных требований, их перечень приведен в п. 3 Положения о лицензировании (табл. 4).

Вроде ничего сложного, вот только какие именно сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, нужно указать в заявлении (а это всего несколько строк)? Все «доказательства» (см. табл. 3) и так должны быть приложены к заявлению, кроме, разве что, данных о проведении рекуперации.

КСТАТИ

Несмотря на то что проведение рекуперации является лицензионным требованием, никакого подтверждения его выполнения (например, в виде приложения к заявлению о предоставлении (переоформлении) лицензии) Положение о лицензировании (как и Проект № 1) не предусматривает.

Исходя из положений Проекта № 1, Проекта № 2 и Положения о лицензировании, лицензиат вправе, но не обязан прикладывать к заявлению о переоформлении лицензии (по причинам, перечисленным в подп. «д» и «е» п. 71 Проекта № 1):

  • копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • копию положительного заключения ГЭЭ (разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию);
  • копию СЭЗ;
  • копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I–IV классов опасности;
  • копию документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии.

К СВЕДЕНИЮ

На основании п. 39 Проекта № 1 государственная пошлина составляет:
•за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведениях об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности — 3500 руб.;
•за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях — 750 руб.

Изменение перечня лицензируемых видов деятельности или изменение (добавление нового) адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности представляют собой серьезные изменения в области лицензирования, тогда как иные причины переоформления лицензии (реорганизация, изменение наименования или адреса и т.д.) чисто формальные, в связи с чем требования к переоформлению лицензии по указанным причинам более простые, да и размер государственной пошлины намного ниже (750 руб. в сравнении с 3500 руб.).

ВЫВОД

Требование о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности вступило в силу еще 1 июля 2015 г. Однако до сих пор не утверждены нормативные документы, которыми должны руководствоваться соискатели лицензии (лицензиаты) при получении (переоформлении) лицензии (административный регламент по лицензированию, формы заявлений и т.д.). Нам остается лишь ждать, когда рассмотренные в настоящей статье проекты будут доработаны (будут ли?) и введены в действие. Надеемся, что это произойдет в самое ближайшее время, ведь разработать нужно еще очень много других подзаконных актов, чтобы обновленная законодательная база экологического контроля и надзора заработала на практике.

[1] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

www.profiz.ru

Порядок получения лицензии в области обращения с отходами

С 01.07.2016 вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», согласно которым с 01.07.2016 лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 лицензирование указанной деятельности осуществляет Росприроднадзор.

Порядок предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности регулируется приказом Минприроды России от 01.07.2016 № 379.

Для получения лицензии Заявитель представляет в территориальный орган Росприроднадзора следующие заявительные документы:

— заявление о предоставлении лицензии, оформленное в соответствии с приказом Росприроднадзора от 16.03.2016 № 132 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»;

— для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у Заявителя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

— для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у Заявителя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;

— для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у Заявителя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

— для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных Заявителю — индивидуальному предпринимателю и работникам, заключившим с Заявителем трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности;

— для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копию документа, подтверждающего наличие в штате Заявителя — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности;

Максимальный срок рассмотрения надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов составляет 45 рабочих дней.

bashprok.ru

Письмо Росприроднадзора от 02.04.2018 N АС-10-02-36/6274 «О направлении информации» (вместе с «Информацией для руководства и использования в работе территориальными органами Росприроднадзора по применению положений Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 503-ФЗ)»)

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

от 2 апреля 2018 г. N АС-10-02-36/6274

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направляет информацию для руководства и использования в работе, представленную в приложении.

ДЛЯ РУКОВОДСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ

ОРГАНАМИ РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 31.12.2017 N 503-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА

И ПОТРЕБЛЕНИЯ» И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ДАЛЕЕ — ЗАКОН N 503-ФЗ)

1. Законом N 503-ФЗ внесено изменение в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) в определение термина «сбора отходов». Так, под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Таким образом, лица, осуществляющие непосредственно и исключительно транспортирование отходов, деятельность по сбору не осуществляют.

В связи с этим, в случае если соискатель лицензии/лицензиат направил в адрес территориального органа Росприроднадзора заявление на предоставление/переоформление лицензии в части исключено сбора отходов, а также сбора и иных видов работ по обращению с отходами, при этом соискателем лицензии/лицензиатом не предполагается осуществлять/не осуществляется деятельность по сбору отходов в терминологии, определенной Законом N 503-ФЗ, то территориальный орган Росприроднадзора вручает соискателю лицензии/лицензиату уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением, в части устранения несоответствия планируемого/выполняемого перечня работ, составляющего лицензируемый вид деятельности, в порядке, определенном ч. 8, 9 ст. 13, ч. 12 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ).

В случае, если соискатель лицензии/лицензиат подал в адрес территориального органа Росприроднадзора после 01.01.2018 заявление на предоставление/переоформление лицензии в области обращения с отходами I — IV классов опасности, в том числе на сбор отходов, в понятии, определенном Законом N 89-ФЗ (до вступления в силу Закона N 503-ФЗ), территориальный орган Росприроднадзора принимает решение в порядке, установленном ст. 14 Закона N 99-ФЗ.

2. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В соответствии с ч. 9 ст. 18 Закона 99-ФЗ при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются.

Частью 9 ст. 18 Закона N 99-ФЗ установлено, что в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет их рассмотрение с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в его лицензионном деле, а также проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений в порядке, установленном статьей 19 Закона N 99-ФЗ.

Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных ч. 7 и ч. 9 ст. 18 Закона N 99-ФЗ, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном ст. 19 Закона N 99-ФЗ порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Отмечаем, что предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям ч. 1 и ч. 3 ст. 13 и ч. 3 ст. 18 Закона N 99-ФЗ, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах (ч. 4 ст. 19 Закона N 99-ФЗ).

Таким образом, в случае если лицензиат намерен прекратить деятельность по сбору отходов I — IV классов опасности и подает в инициативном порядке в территориальный орган заявление о переоформлении, то лицензирующий орган в соответствии со ст. 18 и ст. 19 Закона 99-ФЗ проводит внеплановую документарную проверку.

Кроме того, в силу положений ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Учитывая, что лицензируемые виды деятельности и виды работ, составляющих лицензируемые виды деятельности, не изменены, а также учитывая положения Закона N 503-ФЗ, переоформление лицензии, в части исключения работ по сбору отходов I — IV классов опасности, не является обязанностью лицензиата.

Кроме того, учитывая положения ч. 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ, лицо, обладающее лицензией на сбор и транспортирование отходов, вправе осуществлять деятельность по транспортированию отходов без переоформления разрешительного документа.

При этом, лицензиаты, осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV, в случае намерения осуществлять деятельность по сбору отходов, в смысле, определенном Законом N 503-ФЗ, обязаны переоформить лицензию в связи с изменением вида работ, составляющего лицензируемый вид деятельности, в порядке, установленном ст. 18 Закона N 99-ФЗ.

3. Законом N 503-ФЗ внесено изменение в п. 1.1 ст. 15 Закона N 99-ФЗ, согласно которому приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором на основании заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии, предусмотренных соответственно статьями 13 и 18 Закона N 99-ФЗ, указываются виды отходов I — IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I — IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.

Таким образом, соискатель лицензии вправе по своему усмотрению подавать заявление на предоставление/переоформление лицензии на конкретные виды отходов и (или) группы и (или) подгруппы отходов, с указанием класса опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия. Пример заполнения заявления о предоставлении/переоформлении лицензии представлен в приложении.

При этом, обращаем внимание территориальных органов Росприроднадзора, что в случае если соискатель лицензии/лицензиат указывает в заявлении о предоставлении/переоформлении лицензии группы, подгруппы отходов, то здания, строения, сооружения, помещения, оборудования, транспортные средства и иное имущество, используемые для заявленных видов работ, должны иметь возможность осуществления заявленных видов работ для всех видов отходов с указанным классов опасности, входящим в группу, подгруппу (например: лицензиат намерен осуществлять обезвреживание отходов III класса опасности, входящих в группу «растворы буровые при бурении нефтяных, газовых и газоконденсатных скважин отработанные» с кодом Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее — ФККО) 2 91 110 00 00 0. При этом в группу с кодом ФККО 2 91 110 00 00 0 включено три вида отходов «растворы буровые на углеводородной основе при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, отработанные умеренно опасные» с кодом ФККО 2 91 111 12 39 3, «растворы буровые глинистые на водной основе с добавлением биоразлагаемых полимеров отработанные при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, умеренно опасные» с кодом ФККО 2 91 114 11 39 3, «растворы буровые с добавлением реагентов на основе фенола и его производных, отработанные при проходке разрезов с соляно-купольной тектоникой, умеренно опасные» с кодом ФККО 2 91 115 41 39 3. Таким образом, территориальный орган Росприроднадзора обязан проверить возможность использования заявленного оборудования по обезвреживанию всех видов отходов III класса опасности, входящих в соответствующую группу отходов).

4. Законом N 503-ФЗ конкретизирован п. 2 ст. 9 Закона N 89-ФЗ, в части осуществления деятельности по обезвреживанию и (или) размещению отходов несколькими хозяйствующими субъектами на одном объекте.

Так, хозяйствующий субъект не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (все виды работ или каждый в отдельности), в случае если на конкретном объекте обезвреживания и (или) размещению отходов уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов другим хозяйствующим субъектом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

5. Подпунктом «б» п. 9 ст. 1 Закона N 503-ФЗ установлены требования к содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее — территориальные схемы).

В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона N 503-ФЗ положения п. 3 ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ применяются при первой корректировке территориальных схем после дня вступления в силу Закона N 503-ФЗ, но не позднее 1 января 2020 года.

Таким образом требования, определенные ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ, должны быть отражены в откорректированных территориальных схемах, подлежащих общественным обсуждениям.

Подпунктом «в» п. 9 ст. 1 Закона N 503-ФЗ внесены изменения в п. 4 ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ. Так, п. 4 ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ изложен в следующей редакции: «Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Учитывая изложенное, с 31.12.2017 территориальные схемы не подлежат согласованию с территориальными органами Росприроднадзора.

Также с учетом п. 8 ст. 1 Закона N 503-ФЗ региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, не подлежат согласованию с соответствующими территориальными органами Росприроднадзора.

Одновременно Росприроднадзор сообщает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2017 N 1310 «Об образовании Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления» утверждено Положение о Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления, которая рассматривает в том числе предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по корректировке территориальных схем, а также разработке межрегиональных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

6. Пунктом 12 ст. 1 Закона N 503-ФЗ внесены изменения в ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, определяющие требования по исполнению расширенной ответственности производителей.

В соответствии с п. 1 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее — производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза (далее — импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Таким образом, Законом N 89-ФЗ определен круг лиц, обязанных обеспечить выполнение нормативов утилизации.

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2970-р (далее — Перечень N 2970-р), который состоит из двух разделов: Раздел I. Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств; Раздел II. Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2970-р вступило в силу с 1 января 2018 г.

В силу положений п. 4.1 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 2 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования. При этом Перечень N 2970-р содержит столбец «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования» с порядковыми номерами, присвоенными к группам товаров.

Таким образом, норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации отходов от использования товаров, входящих в различные группы товаров, только при условии одинакового значения в столбце «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования» (например, норматив утилизации отходов от использования товаров, входящих в группу N 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» Перечня N 2970-р, может быть исполнен, как полностью, так и частично, при утилизации отходов от использования товаров, входящих в Группу N 2 «Ковры и ковровые изделия», Группу N 3 «Спецодежда», Группу N 4 «Одежда верхняя прочая», Группу N 5 «Белье нательное», Группу N 6 «Одежда прочая и аксессуары», Группу N 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие», Группу N 54 «Упаковка из текстильных материалов»; норматив утилизации отходов от использования товаров, входящих в группу N 9 «Тара деревянная» Перечня N 2970-р, может быть исполнен, как полностью, так и частично, при утилизации отходов от использования товаров, входящих в Группу N 53 «Упаковка деревянная и пробковая»; норматив утилизации отходов от использования товаров, входящих в группу N 11 «Мешки и сумки бумажные» Перечня N 2970-р, может быть исполнен, как полностью, так и частично, при утилизации отходов от использования товаров, входящих в Группу N 12 «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая», Группу N 13 «Изделия хозяйственные из бумаги или картона», Группу N 14 «Принадлежности канцелярские бумажные», Группу N 16 «Издательская продукция печатная», Группу N 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона»).

Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018 — 2020 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2971-р (далее — Распоряжение N 2791-р), которое содержит 46 групп товаров, а также 8 групп упаковки товаров, подлежащих утилизации. Распоряжение N 2971-р вступило в силу с 1 января 2018 г.

При этом, предоставление отчетных документов в 2018 году по исполнению обязанности по утилизации отходов от использования товаров импортерами и производителями товаров за 2017 год осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

Кроме того, ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ дополнена п. 1.1, 1.2, положениями которых определено, что обязанность обеспечивать выполнение норматива утилизации распространяется на производителей и импортеров товаров, упаковки товаров, с момента их первичной реализации.

В силу положений п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации, реализацией товаров, работ или услуг, организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

Подпунктом «ж» п. 12 ст. 1 Закона N 503-ФЗ внесены изменения в п. 4 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, в соответствии с которым обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

Таким образом, учитывая требования п. 4 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, исполнение норматива утилизации предусмотрено путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, обладающим лицензией на осуществление деятельности по утилизации отходов I — IV классов опасности. В случае заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов V класса опасности, требование о наличии лицензией на осуществление деятельности по утилизации отходов I — IV классов опасности не применимо.

В случае выявления фактов исполнения импортерами и производителями товаров, упаковки товаров, норматива утилизации, путем передачи отходов в целях сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания отходов, территориальным органам Росприроднадзора необходимо применять меры административного воздействия, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 5 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ в случае создания производителями товаров, импортерами товаров ассоциации (союза) в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее — ассоциация) производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании соответствующего договора поручить ассоциации обеспечивать выполнение нормативов утилизации путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), а также представлять от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.

В силу положений п. 5 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, импортеры и производители товаров имеют право на основании соответствующего договора поручить ассоциации обеспечивать исключительно выполнение нормативов утилизации, уплата экологического сбора осуществляется непосредственно самими импортерами, либо производителями товаров.

В соответствии с п. 9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.

Согласно п. 9.1 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ выполнение нормативов утилизации подтверждается: договорами, предусмотренными п. 4 и 5 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, — в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном п. 16 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ.

Необходимо отметить, что подтверждение выполнения нормативов утилизации возможно после проведения Росприроднадзором и его территориальными органами проверки достоверности и полноты сведений, указанных в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за отчетный год, в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за отчетный год, а также в договорах, предусмотренных п. 4, 5 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации, в актах утилизации отходов от использования товаров, утвержденных в порядке, установленном п. 16 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ, в сроки, определенные п. 13 Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342, п. 16 Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417.

7. В соответствии с п. 8 ст. 12 Закона N 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р (далее — Перечень N 1589-р).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р (далее — Распоряжение N 1589-р) вступило в силу с 01.01.2018, за исключением пунктов 68 — 182 перечня, утвержденного данным распоряжением.

Пункты 68 — 109, Перечня N 1589-р, вступают в силу с 1 января 2019 г.

Пункты 110 — 182, Перечня N 1589-р, вступают в силу с 1 января 2021 г.

При предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, необходимо руководствоваться в том числе Перечнем N 1589-р, учитывая поэтапное вступление в силу пунктов Перечня N 1589-р.

При этом, в случае выявления территориальными органами Росприроднадзора фактов захоронения отходов, входящих в Перечень 1589-р, с учетом п. 2 Распоряжения N 1589-р, необходимо применять меры административного воздействия, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. В силу подпункта «б» п. 4 ст. 9 Закона N 503-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Таким образом, с учетом положений подпункта «б» п. 4 ст. 9 Закона N 503-ФЗ, ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, а также позиции Росприроднадзора, изложенной в письме от 21.02.2017 N АС-06-02-36/3591, и доведенной до территориальных органов Росприроднадзора, в период с 01.01.2016 по 31.12.2017 региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также лица, не являющиеся операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождены от платы за размещение твердых коммунальных отходов.

Росприроднадзор обращает внимание, что разъяснения о зачете, возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду и формы заявлений и решений во исполнение Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, направлялись Росприроднадзором в адрес территориальных органов Росприроднадзора письмами от 15.03.2017 N АС-06-02-36/5194 и от 27.03.2017 N АА-06-02-36/6198 (копии писем прилагаются).

При этом следует учитывать, что территориальные органы Росприроднадзора несут ответственность за осуществление зачетов или возвратов сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При принятии решений о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду территориальные органы Росприроднадзора должны использовать предусмотренную в таких случаях процедуру сверки расчетов внесенных и (или) начисленных сумм платежей с хозяйствующим субъектом. Кроме того, принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных платежей должно осуществляться исходя из решений комиссии по утверждению решений о возврате сумм излишне уплаченных платежей (приказ Росприроднадзора от 26.07.2017 N 370).

При возникновении сомнений в обоснованности информации, приведенной хозяйствующим субъектом в заявлении о возврате сумм излишне уплаченных платежей, комиссия вправе принять решение об отказе в возврате платежей и уведомить хозяйствующий субъект о возможности оформления возврата денежных средств по исполнительному документу.

Согласно федеральному классификационному каталогу отходов «3»

Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности «4», которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I — IV классов опасности

rulaws.ru

Смотрите так же:

  • Законы сложения 2 Законы сложения чисел Переместительный закон сложения Если слагаемые поменять местами, то сумма не изменится. Это можно легко проверить, посчитав количество звёздочек, представленных на рисунке: Можно сначала посчитать зелёные звёздочки, […]
  • Законы ману 9 глава Законы ману 9 глава XII. СВОД ЗАКОНОВ МАНУ Прежде чем приступить к рассмотрению Бхагавадгиты, мы коротко остановимся на своде законов Ману, которому приписывается высокое положение среди смрити. Были предприняты попытки установить […]
  • Оплата госпошлины за апелляционную жалобу Госпошлина за апелляционную жалобу Актуально на: 26 июня 2017 г. В том случае, когда сторона, участвующая в рассмотрении дела судом, не согласна с его решением, до вступления такого решения в силу может быть подана апелляционная жалоба. О […]
  • Уплата налога с дивидендов в 2018 году Уплата НДФЛ с дивидендов в 2018 году В статье 43 НК РФ «Дивиденды и проценты» дивидендами признаются любые доходы (даже из источников за пределами России), которые были получены акционером или участником при распределении прибыли […]
  • Жалоба в прокуратуру на действия участкового Жалоба на участкового Нужна ли жалоба на участкового, когда его действия противоречат возложенным на должностное лицо задачам? Или в результате его бездействия нарушены права и свободы граждан? Полагаем, что ответ должен быть […]
  • Ликвидация муниципального имущества О продаже на аукционе имущества ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Федина А.И., членов коллегии […]

Обсуждение закрыто.