Заявление и заявка отличие

Оглавление:

Заявление и заявка отличие

Заявка на полезную модель, также как заявка на изобретение, состоит из следующих частей:

1. Заявление
2. Описание
3. Формула
4. Реферат
5. Чертежи (необязательны)

Бланк заявления можно скачать на сайте ФИПС, однако обращаем Ваше внимание на то, что в нем отсутствуют обязательные для заполнения строки в графе (71), а именно в этой графе отсутствуют клетки для простановки знака «Х» для отметки кем является заявитель по отношению к автору (ам) (автором, работодателем автора или правопреемником автора либо работодателя автора) .

В случае подачи заявки с заявлением, размещенным на сайте ФИПС, Вам поступит запрос с требованием прислать заявление с заполненными графой (71), поэтому пользуйтесь либо старым бланком заявления, либо нашим скорректированным.

Образец заполненного скорректированного заявления можно посмотреть здесь: образец заявления

Структура описания заявки на полезную модель, аналогична структуре заявки на изобретение и, в общем случае, имеет следующую структуру:

Единственное несущественное отличие заключается в том, что в тексте описания вместо термина «изобретение» используется термин «техническое решение» или «полезная модель».

Например, в начале заявки вместо «Изобретение относится к..» следует указать «Заявленное техническое решение относится к области такой-то….»

Описание начинается с названия полезной модели. Рядом, предпочтительно перед названием в правом верхнем углу первой страницы, указываются, в случае их установления, индексы рубрик действующей редакции Международной патентной классификации (далее — МПК), к которым относится заявляемая полезная модель.

В отношении структуры описания полезной модели в административном регламенте содержится следующая формулировка «Порядок изложения описания может отличаться от приведенного выше, если, с учетом особенностей полезной модели, иной порядок способствует лучшему пониманию и более краткому изложению», т.е. фактически законодатели снимают ограничения на жесткую фиксированную форму описания, что, по нашему мнению, должно в конечном итоге избавить заявителей и патентных поверенных от большинства придирок экспертов отдела полезных модель по множеству несущественных недочетов и отступлений от классической структуры описания, которая будет приведена ниже.

Классическая(согласно регламенту) структура описания :

1. Область техники, к которой относится полезная модель
2. Уровень техники
3. Раскрытие полезной модели
4. Краткое описание чертежей (если они содержатся в заявке)
5. Осуществление полезной модели.

Также следует иметь в виду, что не допускается замена раздела описания отсылкой к источнику, в котором содержатся необходимые сведения (литературному источнику, описанию в ранее поданной заявке, описанию к охранному документу и т.п.).

Формула полезной модели может быть написана по классическому образцу через словосочетание «отличающееся тем, что», либо через альтернативное «характеризующийся тем, что».

В случае классического построения формулы через «отличающееся тем, что» формула условно поделена на две части и содержит в себе первую часть — ограничительную, расположенную до слов «отличающееся тем, что» и включающую технические признаки*, совпадающие с признаками наиболее близкого аналога, а также вторую часть — отличительную, расположенную после «отличающееся тем, что» и включающую признаки, несовпадающие с признаками наиболее близкого аналога.
*под признаками в контексте построения патентной формулы и описания понимаются термины(слова или словоочетания) описывающие ту или иную часть заявляемого устройства или связь между частями, например, штуцер, ременная передача, обратный клапан, система охлаждения и т.д.

Мы не рекомендуем излагать формулу через «отличающееся тем, что», по нескольким причинам.

В случае выбора классического типа формулы заявитель обязан указать в описании, то от чего отличается техническое решение его полезной модели, а именно наиболее близкий аналог – источник информации, которым обычно является патент, описывающий устройство того же назначения из той же области техники, что и объект описываемый формулой.

Далее заявитель обязан выделить у наиболее близкого аналога технические признаки аналогичные, совпадающие с признаками его технического решения, и поместить их до словосочетания «отличающийся тем, что».

После чего, заявитель обязан, поместить совокупность остальных технических признаков, то, что собственно и является новым и оригинальном в его решении после слова «отличающийся тем, что».

На практике, в результате оформления по такой схеме у неискушенного заявителя а, порой, даже у специалистов возникают следующие сложности:

1. Экспертиза может попросить заменить наиболее близкий аналог, т.к. он не является средством того же назначения.
2. Экспертиза может попросить заменить наиболее близкий аналог, сообщив о наличии в уровне техники более релевантного аналога (в принципе, неправомочные действия, но, к сожалению, часто имеющие место).
3. Экспертиза может потребовать добавить/убрать признаки из отличительной части формулы и перенести их ограничительную часть формулы и наоборот.
4. Экспертиза может счесть отличительную часть, в случае наличия, на первый взгляд, небольшого количества признаков в ней, недостаточно непатентоспособной и начать более пристрастный сбор сведений относительно известности из уровня техники этого небольшого количества признаков.

Чтобы избежать перечисленных сложностей мы рекомендуем, и сами составляем заявки, в большинстве случаев, через словосочетание «характеризующееся, тем что».

Плюсы такого составления заключается в следующем:
1. При составлении формулы через «характеризующийся, тем что» выделять наиболее близкий аналог не требуется, как следствие исключаются перечисленные сложности, касающиеся релевантности аналогов и переноса признаков из одной части формулы в другую.
2. При составлении формулы указанным способом все признаки располагаются после «характеризующийся, тем что» независимо от того, совпадают они с признаками наиболее близкого аналога или нет, а до «характеризующийся, тем что» располагается родовое понятие формулы. Таким образом, эксперт должен сам определить какие признаки известны из уровня техники, а какие нет.
*родовое понятие формулы – то к чему относится полезная модель или изобретение, например, «Газонокосилка», «Плунжерный насос», «Мобильный телефон» и т.д.

Приведем упрощенный пример поэтапного составления формулы и описания заявки на выдачу патента на полезную модель на примере обычного мобильного телефона-раскладушки.

Сначала выберем родовое понятие, которое может быть весьма разнообразным и даже может, хотя это не рекомендуется, отражать рекламные названия и задачи.

Так родовым понятием для обычного мобильного телефона могут быть, к примеру, следующие названия «Устройство связи», «Мобильное устройство радиосвязи», «Сотовый телефон», «Устройство связи, типа мобильного телефона, Пупкина» и т.д. и т.п.

Хотя варианты названия могут быть различными, мы не рекомендуем погружаться в маркетинговый полет фантазии, соблюдая чувство меры, и отклонятся слишком далеко от общепринятой в области заявки терминологии, не забывая о том, родовое понятие, как правило, совпадает с названием полезной модели, а в отношении названий имеются рекомендации, предписывающие им быть «краткими и точными».

Мы считаем предпочтительным название в два, три слова, в случае необходимости до пяти слов.

Выбираем в качестве родового понятия и названия изобретения или полезной модели простое название «Сотовый телефон», добавляем к нему словоформу «характеризующийся тем, что» получаем начало нашей формулы «Сотовый телефон, характеризующийся тем, что…» и двигаемся дальше.

Теперь вместо многоточия нам нужно описать основные признаки телефона.

Начнем с внешних визуально видимых частей:

Сотовый телефон, характеризующийся тем, что он включает корпус, состоящий из двух частей шарнирно соединенных между собой с возможностью прилегания одной части к другой в сложенном состоянии и фиксирования их под углом одна к другой в разложенном виде, причем одна из частей содержит устройство ввода данных, а другая часть — устройство вывода данных, преимущественно, жидкокристаллический дисплей…

Закончим формулу признаками, относящимися к внутреннему устройству телефона: . причем та часть, которая содержит устройство ввода данных, оснащена микрофоном, а часть с устройством вывода данных снабжена динамиком.

Независимый пункт формулы готов:

«Сотовый телефон, характеризующийся тем, что он включает корпус, состоящий из двух частей шарнирно соединенных между собой с возможностью прилегания одной части к другой в сложенном состоянии и фиксирования их под углом одна к другой в разложенном виде, причем одна из частей содержит устройство ввода данных, а другая часть устройство вывода данных, преимущественно, жидкокристаллический дисплей, причем та часть, которая содержит устройство ввода данных, оснащена микрофоном, а часть с устройством вывода данных динамиком.»

Далее дополним независимый пункт парой зависимых пунктов:

Напоминаем, что объем правовой охраны определяется независимым пунктом формулы, а зависимые или факультативные пункты являются лишь описанием частных случаев выполнения устройства и должны развивать и дополнять независимый пункт, не противореча ему.

Сотовый телефон по п.1,отличающийся тем, что в качестве устройства ввода использована кнопочная или сенсорная клавиатура.

Сотовый телефон по п.1,отличающийся тем, что устройство вывода данных, представляет собой цветной жидкокристаллический дисплей с антибликовым покрытием или напылением.

Полностью наша формула будет выглядеть так:

1. Сотовый телефон, характеризующийся тем, что он включает корпус, состоящий из двух частей шарнирно соединенных между собой с возможностью прилегания одной части к другой в сложенном состоянии и фиксирования их под углом одна к другой в разложенном виде, причем одна из частей содержит устройство ввода данных, а другая часть устройство вывода данных, преимущественно, жидкокристаллический дисплей, причем та часть, которая содержит устройство ввода данных, оснащена микрофоном, а часть с устройством вывода данных динамиком.

2. Сотовый телефон по п.1, отличающийся тем, что в качестве устройства ввода использована кнопочная или сенсорная клавиатура.

3. Сотовый телефон по п.1, отличающийся тем, что устройство вывода данных, представляет собой цветной жидкокристаллический дисплей с антибликовым покрытием или напылением.

Теперь можно перейти к составлению описания.

Название изобретения или полезной модели (в общем случае совпадают с родовым названием формулы): «Сотовый телефон»

Обозначим, по меньшей мере, один класс МПК (определяются в результате патентного поиска): для устройств сотовой связи это будут индексы следующих классов: H04B1/38 и H04M11/00

Указываем область техники: Настоящее устройство относится к мобильным средствам радиосвязи, а именно к сотовым телефонам.

Приводим, по меньшей мере, один аналог из предварительно проведенного патентного поиска: Из предшествующего уровня техники известен мобильный телефон, содержащий целостный или раскладывающийся корпус, антенну, приемно-передающие устройства, микрофон, динамик, плату электронной памяти, отличающийся тем, что имеет клавиатуру, состоящую только из трех кнопок, одна кнопка регистрирует в электронной памяти мобильного телефона номера входящего звонка для последующих соединений с этим номером при исходящих вызовах, вторая кнопка выполняет функцию «Включение-Выключение» телефона, третья кнопка «Ответ-Вызов» выполняет функцию ответ на любой входящий звонок и функцию «Вызов» на номер телефона, который зарегистрирован в электронной памяти телефона RU59355U1, H04M1/02, 10.12.2006.

Пишем «Задачу»: Задача, на решение которой направлено заявленное техническое решение заключается в расширении арсенала технических средств в данной области, а также повышении удобства использования телефона.

Указываем то, за счет чего должна быть достигнута задача(переписываем формулу): Данная задача достигается за счет того, что сотовый телефон включает корпус, состоящий из двух частей шарнирно соединенных между собой с возможностью прилегания одной части к другой в сложенном состоянии и фиксирования их под углом одна к другой в разложенном виде, причем одна из частей содержит устройство ввода данных, а другая часть устройство вывода данных, преимущественно, жидкокристаллический дисплей, причем та часть, которая содержит устройство ввода данных, оснащена микрофоном, а часть с устройством вывода данных динамиком. Сотовый телефон может быть оснащен в качестве устройства ввода сенсорной клавиатурой. Устройство вывода данных может представлять собой цветной жидкокристаллический дисплей с антибликовым покрытием или напылением.

Пишем «технический результат»: Техническим результатом, обеспечиваемым приведенной совокупностью признаков, является улучшенное качество связи за счет более эргономичного расположения микрофона и динамика, защита дисплея от царапин в сложенном состоянии, повышение качества изображения в условиях повышенной освещенности за счет антибликового покрытия.

Добавляем в формулу позиции: Сотовый телефон включает корпус 1, состоящий из двух частей шарнирно 2 соединенных между собой с возможностью прилегания одной части к другой в сложенном состоянии и фиксирования их под углом одна к другой в разложенном виде, причем одна из частей содержит устройство ввода данных 3, а другая часть устройство вывода данных, преимущественно, жидкокристаллический дисплей 4, причем та часть, которая содержит устройство ввода данных, оснащена микрофоном 5, а часть с устройством вывода данных динамиком 6.

Сотовый телефон может быть оснащен в качестве устройства ввода 3 кнопочной или сенсорной клавиатурой (на чертежах не показана).

Устройство вывода данных может представлять собой цветной жидкокристаллический дисплей с антибликовым покрытием или напылением (условно не показана).

Создаем чертежи с позициями на основные признаки, указанные в первом пункте, и по желанию в остальных пунктах формулы.

В нашем случае, это будет один чертеж, размещенный на листе формата A4:

Расписываем работу устройства: Устройство работает следующим образом. Стационарно устройство находится в сложенном состоянии. В случае поступление на него звонка или необходимости воспользоваться устройством, пользователь раскрывает телефон, пальцами рук поворачивая его части, относительно шарнирного соединения 2 в разные стороны до характерного щелка, свидетельствующего о фиксации частей в рабочем положении под углом друг к другу. После этого пользователь нажимает клавишу «прием» или необходимую комбинацию клавиш, подносит телефон к голове, располагая динамик напротив уха, а микрофон в районе рта. После окончания разговора, пользователь нажимает кнопку «отбой» и/или складывает телефон. Таким образом обеспечивается работа устройства.

Итак, все части описания заявки и формула и чертежи готовы, теперь можно скомпоновать все части вместе в правильном порядке и посмотреть что получилось:
посмотреть в pdf
скачать в doc

www.patika.ru

Чем отличается ходатайство от заявления в суд?

Принцип работы государственных органов предполагает исключительно письменные формы обращений. Устные просьбы и заявления конечно никем рассматриваться не будут, для этого необходимо грамотно составить документ, согласно всем формам и правилам учреждения, в которое решил обратиться заявитель. В таком случае обращение будет рассмотрено в обязательном порядке и по этому вопросу будет выдан письменный ответ, который в дальнейшем можно будет обжаловать. Основными документами для обращения в суд считаются заявление и ходатайство.

Заявление в суд — это письменная форма документа, через который заявитель передаёт суть иска суду. Письменную форму могут исключать только крайние причины, по которым истец не может написать или напечатать документ (инвалидность и т.п.). В таком случае, работник канцелярии примет заявление в устной форме, кратко изложив его в письменном виде самостоятельно. Согласно требованиям законодательства Российской Федерации, в заявлении должны быть упомянуты наименования суда, заявителя и ответчика, а так же суть обвинения вместе с доказательствами и перечень документов, которые прилагаются.

Образец искового заявления

При необходимости материальных претензий, может быть добавлен расчёт денежных взысканий. Для того, что бы заявление было оформлено по всем правилам и не произошло его возврата, лучше обратиться за платной юридической консультацией к специалисту (кроме случаев, когда сумма, затребованная адвокатом за его услуги, будет превышать сумму иска).

Ходатайство

Ходатайство, как и заявление, является формой обращения к суду. Говоря простыми словами, ходатайство это своего рода просьба от лица, участвующего в деле (например, о вызове дополнительных свидетелей или запрос о материалах дела для дополнительного ознакомления, перенесение слушанья на другую дату).

Можно сказать, что при помощи ходатайства рассматриваются второстепенные вопросы процесса. По оформлению, к ходатайству нет жёстких требований. В основном, достаточно указать наименование суда, свои личные данные и изложить саму суть, с которой идёт обращение к суду. Ходатайство нужно подавать в том количестве копий, которое соответствует числу участников рассматриваемого дела.

Сходства и отличия

По большому счёту, в заявлении автор излагает своё конкретное требование к суду, а в ходатайстве просьбу в рассмотрении. На основании заявления может начаться рассмотрение дела в суде, чего не скажешь о ходатайстве, цель которого, в основном, это рассмотрение дополнительных моментов и деталей. Заявление имеет большую силу, данную законодательством, поэтому отказ в принятии ходатайства получить гораздо проще.

Главным сходством в этих документах, можно назвать направление и цель, которые несут в себе эти обращения. А так же то, что подача заявления или ходатайства регулируется исключительно собственной волей заявителя, без какого-либо принуждения являясь его инициативой. И один, и второй документ можно подать до того, как суд удалится для принятия решения, причём суд сам выясняет у всех участников процесса о желании подать заявление или ходатайство по вопросу дела.

Можно сделать вывод о том, что значение понятий «ходатайство» и «заявление» может разниться от типа процесса. Однако, в любом случае, заявление даёт ход началу запуска дела или переход его на другой этап, а ходатайство – регулирует процесс, контролируя исполнение прав заявителя. А в остальном, суть понятий особой разницы не имеют, так как и один, и другой документ является средством изъявления воли и регулирования судебного процесса. Для полного понимания, какой документ оформлять заявлением, а какой ходатайством, лучше обратиться к квалифицированному специалисту, ведь хороший адвокат сможет помочь сэкономить не только время, но и денежные затраты.

vchemraznica.ru

Выделенная заявка, ее отличия от первоначальной заявки. Особенности подачи выделенной заявки в России и Европе

8 сентября 2017 г.

Выделенная заявка является заявкой, которая происходит от заявки с более ранним приоритетом. Она подается после заявки с более ранним приоритетом, но имеет, как правило, такую же дату подачи и дату приоритета. Таким образом, публикации, осуществленные между подачей заявки с более ранним приоритетом и подачей выделенной заявки, не оказывают влияния на выделенную заявку в отношении ее патентоспособности. Заявка с более ранним приоритетом часто называется «первоначальной», «родительской» или «материнской» заявкой.

Формальные требования, предъявляемые к выделенным заявкам в России совпадают с требованиями Европейского патентного ведомства (ЕПВ):

— она должна быть подана тем же самым заявителем, что и основная заявка;

— она должна быть подана непосредственно в Ведомство;

— она должна быть представлена на том же самом языке, что и первоначальная заявка;

— должно быть представлено заявление, что заявка является выделенной;

— должна быть указана основная заявка.

Однако, различия проявляются в условиях, временных рамках, в которых выделенные заявки могут быть поданы и в требованиях к их содержанию.

Считается, что самый простой подход, дающий заявителю наиболее широкие возможности, предусматривается российским патентным законодательством. Согласно ему, выделенная заявка может быть подана в течение всего срока рассмотрения первоначальной заявки до тех пор, пока патент по первоначальной заявке не зарегистрирован в российском патентном ведомстве или пока не исчерпана возможность обжалования решения об отказе в выдаче по такой заявке патента. Это достаточно большой промежуток времени, если учесть, что срок ожидания регистрации и опубликования патента Роспатентом составляет на сегодня как минимум 3 месяца, считая со дня уплаты пошлины за выдачу и публикацию, а срок обжалования решения об отказе в выдаче патента составляет 6 месяцев со дня его получения. Согласно российскому законодательству, выделенная заявка может быть подана в любой момент по выбору заявителя и в отношении любого содержащегося в первоначальной заявке изобретения. Вместе с тем, ни один из независимых пунктов формулы по первоначальной заявке, по которой было вынесено решение о выдаче патента, не должен буквально совпадать с каким-либо из независимых пунктов формулы по выделенной заявке, по которой также может быть получен патент, иначе оба этих патента будут признаны недействительными в части совпадающих независимых пунктов формул изобретения.

В России отсутствует жёсткое правовое регулирование выделенных заявок. В отличие от европейского патентного права, российская выделенная заявка может содержать новый предмет изобретения, отсутствовавший в первоначальной заявке. Но следует учесть, что приоритет в части нового предмета изобретения будет установлен по дате подачи выделенной, а не первоначальной заявки. Таким образом, выделенная заявка может быть использована в тех случаях, когда разработка объекта патентования продолжается дольше 12 месяцев, а первоначальная концепция изобретения дополняется новыми признаками и вариантами.

Подавая выделенные заявки, заявитель может по своему усмотрению регулировать срок рассмотрения заявок, например, чтобы иметь возможность получения патента с формулой изобретения, специально адаптированной к пресечению конкретных случаев использования идей, раскрытых в описании изобретения.

Кроме того, как это ни парадоксально, подача выделенных заявок позволяет объединить несколько первоначальных заявок в одну заявку или получить из одной первоначальной заявки несколько самостоятельных, в случае, если изобретение не соответствует требованию единства.

Подача выделенной заявки позволяет получить патент в отношении тех вариантов изобретения, которые не вызывают возражений экспертизы, а в отношении «забракованных» вариантов — продолжить делопроизводство в рамках самостоятельной заявки.

Российское патентное право не предусматривает возможности отказаться от публикации сведений о заявке. Однако, такая возможность на практике может быть обеспечена путем своевременной (до завершения технической подготовки к публикации) подачи выделенных заявок одновременно с отзывом первоначальной заявки. Такая операция может быть повторена неограниченное количество раз, что фактически позволяет долгое время скрывать от третьих лиц информацию о возможном получении патента. Однако, подобная практика в России не получила широкого распространения по причине отсутствия публикации заявки «по факту», а также потому, что заявка публикуется в официальном бюллетене не полностью.

В Европе выделенная заявка должна быть подана в течение того времени, когда основная заявка еще находится на рассмотрении (это означает, что основная заявка ни отзывалась, ни отклонялась, ни считалась отозванной (аннулированной) и также, что к моменту подачи выделенной заявки патент на основную заявку не был выдан) и до окончания срока в 24 месяца, который рассчитывается с даты заключения экспертизы по основной заявке. Если основная заявка аннулирована, но позднее путем продолжения экспертизы или восстановления в прежнем состоянии (которое позволяет отмену аннулирования, если выполнены определенные требования) возобновляется, то в таком случае подача выделенной заявки еще возможна. Если основная заявка была уже отклонена при подаче выделенной заявки, а отклонение заявки было позднее опротестовано, то подача выделенной заявки также возможна.

Дата, с которой начинается срок в 24 месяца для подачи выделенной заявки, представляет собой более позднюю дату из двух указанных далее: первое заключение экспертизы в отношении основной заявки или заключение экспертизы в отношении основной заявки, в котором в первый раз было подано возражение против отсутствия единства. При этом заключение по поиску и заключения согласно PCT не учитываются для расчета обоих сроков.

Первый срок является сроком для «добровольного выделения», поскольку он не связан с возражением против отсутствия единства. Если в первом заключении на стадии экспертизы было подано возражение против отсутствия единства, то в таком случае два срока начинаются и заканчиваются в один и тот же момент времени.

Второй срок действителен для «обязательного выделения». Он должен предоставляться заявителю вследствие возражения против отсутствия единства. Заявитель должен исключить предмет из основной заявки в срок 24 месяца путем подачи выделенной заявки. Это также может повлечь за собой то, что срок для добровольного выделения заканчивается (вследствие чего больше нельзя подавать выделенную заявку), а затем в вынесенном заключении подается возражение против отсутствия единства, вследствие чего опять возможна подача выделенной заявки.

Выделенная заявка может быть подана лишь на предмет, не выходящий за рамки содержания заявки в её первоначальной редакции; если это требование соблюдено, выделенная заявка считается поданной на дату подачи первоначальной заявки и пользуется ее правом на приоритет.

В Европе изменять пункты формулы изобретения так свободно как в России нельзя. Более того, выделенная заявка дает возможность испрашивать охрану для предмета, который содержится только в описании основной заявки и не может быть включен в ее формулу. Если ЕПВ устанавливает, что это требование не выполняется, то вызвавший возражение предмет должен быть изъят из выделенной заявки, или же она отклоняется.

Если Вы самостоятельно не можете решиться на подачу выделенной заявки и у Вас есть сомнения, как правильно составить в этом случае формулу изобретения, лучше обратиться к специалистам в области интеллектуальной собственности, которые смогут подготовить выделенную заявку наиболее компетентно и эффективно, независимо от того, на какой национальной фазе находится первоначальная заявка: в России, странах Европы или любых других странах.

zuykov.com

Социальная правовая консультация

Исковое заявление и заявление. Есть разница?

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

Крепкий эспрессо за 110 руб.

Восхитительное Латте за 175 руб.

Оставить пожелание Пропустить

Очень часто при обращении в суд возникает вопрос, а что составлять исковое заявление или просто заявление? Есть ли разница между этими документами? И если есть разница, то в чем она? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Разбираться мы будем на примере Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ, он же ГПК РФ. Открываем ст. 131 ГПК РФ и обращаем внимание на три сочетания: «исковое заявление подается в суд», » в чем заключается нарушение … интересов истца и его требования», «цена иска, если он подлежит оценке». Правоведами придумано много теорий о словах «иск», «исковые требования», «исковое заявление» и их отличиях. Но мы сделаем простой вывод – иск и исковое заявление, это как рассказ и книга, в которой опубликован этот рассказ. Т.е. иском является ЧТО хочет истец от ответчика и/или ЧТО ему не нравится и/или ЧТО он хотел бы исправить. Как мы помним для обращения в суд необходимо нарушенное право (ссылка на статью о нарушенном праве и защите его). Так вот иск – это и есть требование о восстановлении нарушенного права. Юристы любят короткими словами скрывать целые определения, так вышло и здесь. Мы же сделаем краткий вывод — исковое заявление, это заявление об иске.

ГПК РФ содержит и другие виды заявлений, как формы документа или формы заявления о требовании – это заявление о вынесении судебного приказа (ст. 123 ГПК РФ), или заявление об обеспечение иска (ст. 139, 141 ГПК РФ), заявление о предварительном обеспечении защиты авторских прав (ст.144.1 ГПК РФ), заявление о признании лица недееспособным (ст. 167 ГПК РФ) и т.д. Но основные варианты требований выражаются в форме искового заявления. Одним из главных отличий является то, что исковое заявление это форма документа с которого начинается судебное разбирательство. Например, заявление об обеспечении исковых требований то же является заявлением, также содержит какое-то требование, и также составляется в письменной форме. Но этот документ подается уже в рамках определенного судебного разбирательства. Нельзя начать судебное разбирательство одним заявлением об обеспечении иска. А вот одним исковым заявлением можно.

Поэтому исковым заявлением называется обычное заявление требования в суд, с которого обычно начинается судебное разбирательство и обычно включает в себя все основные поводы для обращения в суд (возврат долга, требование вернуть имущество или требование о запрете использования чего-нибудь) и т.д. Поэтому, если Вы не юрист, при обращении в суд проще указать, что Вы пишете именно исковое заявление. Если надо будет поправить — Вам подскажут правильную форму заявления.

socpravo.ru

Жалоба, заявление, предложение, ходатайство, петиция — цивилизованные способы решения проблем

Содержание:

О праве граждан на обращения в органы власти и иные инстанции

При непростых обстоятельствах и конфликтах, сложившихся, например, в процессе использования своего участка, когда вдруг невозможно зарегистрировать его границы или невозможно оформить на него правоустанавливающие документы, или сталкиваясь с несправедливостью или нарушением прав, любой человек задумывается о том, отчего это произошло и как восстановить эту самую справедливость, как решить проблему, к кому нужно обратиться в администрации или суд для разъяснений, с чего начать, будут ли негативные последствия от обращения к должностному лицу и каким должен быть план дальнейших действий.

В таких ситуациях вполне естественны и понятны появляющиеся у любого человека появляющиеся вопросы:

  • Чего я хочу добиться? Справедливы ли мои требования и претензии?
  • Есть ли нарушения прав и закона, и в чём, как мне кажется, это проявилось?
  • Если посоветусь с близкими, поймут ли они суть возникших сомнений по поводу нарушения моих прав?
  • Какое должностное лицо может помочь решить возникшую проблему?

Когда после размышления о сложившейся ситуации становится понятным, что для устранения проблемы необходимо обратиться в администрацию или другой орган власти, важно знать, что возможность обращений граждан РФ к органам власти определена законодательно:

  • Конституцией РФ (статья 33),
  • Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (№ 59-ФЗ от 02.05.2006 г.);

Заявления, жалобы, ходатайства, петиции граждан, в целом называемые обращениями, являются цивилизованными методами разрешения тех проблем, на которые люди обращают внимание органов власти, полиции, налоговиков, прокуратуры или других компетентных структур, и излагают обоснованные требования по их устранению.

В обращенииях можно изложить предложения по улучшению жизни в городе или селе, сделать заявление по поводу недостатков в работе администрации, а также высказать жалобу на нарушение ваших прав и попросить содействия в разрешении ситуации.

Обратиться в любой орган власти, в государственное или муниципальное учреждение или к должностному лицу могут как любой гражданин РФ, так и лица, не имеющие гражданства РФ.

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными, письменными, в электронной форме, отправленными почтой. Рассмотрение всех видов обращений проводится бесплатно.

Право на обращение является свободным и добровольным. Оно не должно нарушать права и свободы других лиц.

Виды обращений

1. Используемая терминология и основные виды обращений

  • должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти или выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;
  • обращение — индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба, ходатайство гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной, письменной или электронной форме;
  • индивидуальное обращение — обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), подаваемое, как правило, от своего имени или от имени другого лица, которое не имеет возможности обратиться лично, и поручает это другому лицу (по оформленной письменной доверенности);
  • обращение от имени недееспособного гражданина или признанного ограниченно дееспособным— обращение, подаваемое его представителем (опекуном или попечителем) с предъявлением копии судебного решения о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • коллективное обращение — обращение двух и более граждан с неограниченным количеством подписей;
  • заявление — просьба гражданина по вопросам, касающимся:
  1. содействия в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц (например, заявление о предоставлении земельного участка, заявление о приёме на работу или увольнении);
  2. сообщений о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц,
  3. критики деятельности указанных органов и должностных лиц;
  • жалобаобращение с требованием о восстановлении прав, свобод или законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан;
  • предложение — обращение гражданина (граждан) в виде рекомендации по вопросам:
  1. улучшения деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц),
  2. совершенствования правового регулирования отношений:

в государственной и общественной жизни,
деятельности местного самоуправления,
деятельности предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования,
по решению проблем местного значения;
реализации прав и свобод граждан.
экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества (например, обращение жителей города в местный исполнительный орган о проведении реставрации памятника архитектуры с указанием источников финансирования, или конкретные предложения экономистов отдела руководителю предприятия о повышении рентабельности);

  • ходатайство — обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним определённого статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.
  • петиция — коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

Виды обращений по способу составления

По способу составления обращения могут быть:

  • письменными — обращения, изложенные в письменной форме и содержащие подпись гражданина (граждан) с указанием фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства или работы (учебы).
  • устными — обращения гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приёме должностному лицу государственного органа, иной организации.
  • повторными — обращения гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

Все виды обращений, как правило, оформляются в виде заявлений, жалоб и ходатайств, на особенностях которых имеет смысл остановиться подробнее.

Заявление (коллективное или от частного лица) представляет собой письменный официальный документ, который фиксирует обращение гражданина или группы лиц к администрации или к должностному лицу по поводу защиты интересов и осуществления прав. Оно подлежит обязательному рассмотрению в порядке, установленном ФЗ № 59 (пункт 2 статьи 8).

Заявление адресуется конкретному должностному лицу (руководителю администрации, организации, его заместителю или руководителю структурного подразделения).

Текст любого заявления начинается с существа вопроса — обращения:

  1. прошу разобраться в ситуации,
  2. прошу помочь с разрешением сложившейся проблемы,
  3. прошу проверить состояние,
  4. прошу обратить внимание на следующую ситуацию (проблему, вопрос).

Далее в тесте заявления детализируется затронутый вопрос. Форма написания завления свободная. Заявление подписывается автором и направляется в администрацию для принятия решения.

Пример подачи коллективного коллективного заявления демонстрирует этот видеоматериал:

Заявление можно отправить одним из следующим способов:

  • по почте заказным письмом,
  • принести его лично и передать в секретариат,
  • по электронной почте.

На 2-м экземпляре заявления нужно поставить отметку о дате приёма заявления. Решение должностного лица (руководителя), к которому адресовано заявление, выражается резолюцией.

Резолюция на заявлении служит основанием для подготовки письменного ответа автору завления о принятии решения, справки о состоянии затронутого вопроса, приказа о проведении экспертизы, проверки и т.п.

Обязательные разделы заявления

В заявлении в обязательном порядке должны быть следующие данные:

  • наименование документа (заявление);
  • наименование администрации, организации или учреждения, в которое будет направлено заявление;
  • ФИО, а также полное наименование должности лица, к которому обращено заявление.

В правом верхнем углу нужно указать адресата (например, «В Администрацию» и написать наименование муниципального образования, но, если конкретный адресат известен, лучше написать его должность, фамилию и инициалы).

Другие обязательные сведения:

  • ФИО и ряд других сведений о заявителе, например, его адрес, паспортные данные, указание должности, контатный номер телефона и так далее, если они являются значимыми для получения полной информации о данном деле;
  • конкретное и при этом достаточно сжатое изложение сути заявления;
  • в заключительной части заявления формулируется просьба по поводу осуществления своих прав или защиты интересов;
  • перечень документов, которые прилагаются к заявлению делается с их описью (после слова «Приложения» и перед подписью заявителя);
  • дата составления заявления;
  • личная подпись заявителя с расшифровкой.

Примечание:

  • заявление подаётся в 2-х экземплярах, на которых ставится входящий номер и подпись кто принял. Один экземпляр заявления с входящим номером и датой принятия передаётся заявителю;
  • в течение 30 дней с момента принятия заявления принявший его орган обязан дать ответ;
  • если заявление коллективное, нужно обязательно после подписей писать ФИО полностью всех заявителей;
  • заявления, в которых содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, не рассматриваются;
  • анонимные заявления не рассматриваются.

Жалоба относится к одному из способов борьбы с нарушением прав граждан и организаций, с которыми им приходится сталкиваться в быту или своей деятельности, и, вместе с тем, средством для предупреждения таких правонарушений.

Жалобой будут являться обращения:

  1. о восстановлении прав и законных интересов,
  2. о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения,
  3. обжалование действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда, по своему юридическому статусу, способствующее обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства.

Содержание жалоб разнообразно — люди жалуются как на чиновников, полицейских, управляющую жилищную компанию, на соседей, на врача или больницу, на почту или страховую компанию, на директора предприятия, на судью и т.д. как за их бездействие или на их неправомерные действия, так и в случае несогласия с решением или действиями, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан.

Жалоба может быть подана в устной письменной форме в суд, в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Несмотря на большое разнообразие проблем, затрагиваемых в жалобах. цель ижалоб одна — добиться восстановления или защиты собственных нарушенных прав, свобод, законных интересов или прав, свобод, законных интересов других лиц.

Правом подачи жалоб обладают как граждане РФ, так и иностранным граждане и лица без гражданства, проживающие на законных основаниях на территории России.

О сроке подачи жалобы

В отличие от предложений и заявлений, жалобы, как правило, подаются в тех случаях, когда права гражданина или граждан уже нарушены и требуется их восстановить. Тем не менее, жалобу можно подать в течение определённого срока:

  1. не позднее 3-х месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав,
  2. не позднее 1 месяца со дня письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении его требований, содержащихся в обращении (к примеру, при несогласии с судебным решением подаётся апелляционная жалоба).

При пропуске срока подачи жалобы по уважительным причинам и при условии предоставления оправдательных документов (больничный лист, командировочное направление) срок подачи может быть продлён.

Требования к составлению жалобы

В тексте жалобы не должно быть

  • материалов клеветнического характера,
  • выражения, оскорбляющие честь и достоинство лиц, на которых жалуется гражданин.

При нарушении указанных требований обратившийся с жалобой гражданин может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, а отдельных случаях обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов (статья 128.1 Уголовного кодекса РФ).

Как оформляется жалоба?

Документ должен содержать:

  • адресат получателя;
  • данные отправителя;
  • указание заинтересованных сторон (обычно для судебных документов);
  • изложение фактов и обстоятельств, доказывающих или свидетельствующих о нарушении прав заявителя, со ссылками на законы, постановления или акты местных властей, относящихся к затронутой в жалобе проблеме (с названием, номером, датой издания, конкретных пунктов документа);
  • требования:
  1. устранить нарушения,
  2. привлечь к ответственности,
  3. выполнить конкретные действия (например, пересмотреть судебное дело, отстранить от работы сотрудника).
  • подпись под текстом жалобы (без подписи жалоба считается анонимной и не засматривается);
  • дата подачи жалобы;
  • при необходимости — дополнительные документы, прилагаемые к жалобе (из перечень нужно сгруппировать в раздел «Приложения» , разместив его под текстом жалобы перед подписью).

Всегда нужно учитывать, что просьбы в жалобе необходимо формулировать с учётом полномочий чиновника и того органа, в которое подаётся жалоба, и что требования, выставленные в ней, не должны быть взаимоисключающими.

Если жалоба подана «не по адресу», например в администрацию на бездействие полицейского, то заявителю в обязательном порядке даётся разъяснение о том, куда следует обратиться.

Если же приложенные к жалобе документы не позволяют выяснить вопрос о том, кто является их автором, такие документы считаются анонимными и, соответственно, не рассматриваются.

Ходатайство

Ходатайство является формой обращения граждан, группы лиц или организаций с прошением, подаваемым:

  1. в какую-либо общественную организацию,
  2. в государственный орган,
  3. в вышестоящую инстанцию.

Подаётся оно на имя конкретного должностного лица, которое компетентно в указанной в ходатайстве проблеме и обладает соответствующими полномочиями для решения вопроса, к примеру:

  • действующая на предприятии профсоюзная организация ходатайствует перед его руководством о предоставлении жилья из фонда предприятия конкретному работнику;
  • руководство завода может ходатайствовать о выделении своему работнику места в общежитии, находящемся на балансе другого предприятия.

Ходатайство является одним из видов обращений в государственные органы, допустимых лишь по тем вопросам и в тех случаях, что установлены законодательством РФ (к примеру, ходатайство о выдаче разрешения на въезд в Российскую Федерацию иностранным лицам и лицам без гражданства, получить которое можно, в частности, на сайте госуслуг).

В процессе судебного расследования ходатайство становится официальной просьбой, изложенной в письменной форме участниками судебного делопроизводства с целью осуществления определенных действий:

  1. выяснения отдельные фактов, касающихся судебного слушания;
  2. обеспечения собственной безопасности или законных представителей, действующих во время расследования или судопроизводства,

то есть содержание ходатайства в этом случае должно быть значимым для конкретного судебного процесса, иметь прямое отношение к делу, а отклонение таких ходатайств классифицируются как нарушение Уголовно-процессуального кодекса РФ (статья 159).

Петиция представляет собой официальное прошение, подаваемое индивидуально или в коллективном виде в органы государственной власти или органы местного самоуправления в письменном виде с целью инициализации или изменения какого-то решения правительства.

В петициях, направляемых, как правило, в высшие органы государственной власти, поднимаются не частные, а общественно значимые публичные вопросы.

В России специального федерального закона, устанавливающего особый порядок выдвижения, петиции, её направления и рассмотрения, нет или пока нет, а Конституция РФ, ввиду отсутствия в ней статей о петиции, не наделяет россиян правом их подачи.

В ряде развитых стран право на подачу петиций, как и свободное волеизъявление их народов, закреплено на законодательном уровне. В соответствии с принятыми законами, определён минимальный объём подписей, которые, нужно собрать для того, чтобы документ был внесен на рассмотрение в правительственный орган. Минимальное количество подписей в петиции зависит от особенностей правовой системы, возможностей быстрой обработки запросов и, естественно, от политической системы государства.

Петиции в странах, где разрешено их выдвижение, являются одним из важнейших инструментов влияния общества на власть. Они обеспечивают коммуникации между властью и гражданами, хотя нередко по различным мотивам.

Возможность выдвижения петиций в России

Возможность выдвижения петиций в России регламентирована Указом Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (№ 183 от 4 марта 2013 г.).

С помощью этого этого портала можно охватить весьма немалую аудиторию и, как следствие, собрать гораздо больше подписей. Кроме этого, исчезла необходимость в подготовке огромного пласта бумажных документов, в проведении личных встреч и в установлении контактов. Не удивительно, что по этой причине электронные петиции приобрели большую популярность. Электронный и бумажный (письменный) варианты петиций равнозначны по юридической силе.

Задача петиций заключается не только в сборе подписей. Они создают более важную возможность — объединяют людей, не безразличных к конкретной общей проблеме, по которой можно работать сообща, добиваться нужного внимания к ней как со стороны властей, так и организаций, компаний и широкого круга социально активных групп населения.

Петиция, по своей сути, является официальным изложением воли определённого количества граждан. С этим фактом власть обязана считаться. Петиция позволяет влиять на принятый закон, частично менять его или вообще отменить, если для этого окажется достаточно оснований. Петиции, по большому счёту, можно выдвигать в отношении любых вопросов, будь то снятие с должности коррумпированного чиновника или создание детского парка в городе или посёлке.

На странице сайта госуслуг «Российская общественная инициатива официальный сайт ROI.ru. Регистрация и голосование» можно в подробностях ознакомиться с условиями подачи петиции и интернет-голосования за выдвинутое предложение, в частности, с требованием о том, что петиция не должна содержать в себе инициативы, противоречащие действующему российскому законодательству.

Виртуальные приёмные для подачи заявлений, обращений, жалоб, ходатайств и предложений

Примером новых форм диалога власти и различных учреждений с населеннием могут послужить:

  • электронная приёмная Президента Российской Федерации,
  • виртуальная приёмная Государственной Думы РФ,
  • официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга, являющийся электронной приёмной для оправки обращений и сообщений,
  • электронная приёмная Правительства Ленинградской области,
  • электронная приёмная Правительства Москвы,
  • электронная приёмная Департамента развития новых территорий города Москвы,
  • виртуальная приёмная Администрации Красноярска,
  • интернет-приёмная Администрации города Смоленска,
  • официальный интернет-сайт (электронная приёмная) Администрации Гурьевскрго городского поселения Кемеровской области,
  • Портал Департамента здравоохранения Костромской области,
  • виртуальная приёмная ректора ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»,
  • сайт «Активный гражданин» — проект для тех, кому важно, что происходит в Москве, представляющий собой площадку для электронных референдумов, запущенную по инициативе Правительства Москвы,
  • Портал неравнодушных, созданный Администрацией Липецкой области,

на которых люди подают свои предложения, затрагивающие различные вопросы жизни своего региона. Они обсуждаются участниками этих интересных проектов, результатами чего становится реализация лучших идей и решение обозначенных в обращениях проблем.

Совершенно не исключающие традиционные формы письменных обращений и личный приём у руководителей, органов исполнительной власти и различных учреждений, обеспечивающие гражданам удобство обращений, дополнительные возможности для получения исчерпывающих консультаций и ответов на интересующие вопросы, выступить с предложением и инициативой, открыто высказать свое мнение по актуальным для города, области, региона темам виртуальные приёмные становятся всё более популярными.

Права лиц, подавших обращения

При обращении в органы власти и любые иные инстанции гражданин имеет право:

  • предоставлять дополнительные документы и материалы;
  • запрашивать у адресата дополнительные документы и материалы;
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действий (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в вышестоящую инстанцию в административном и (или) судебном порядке в случае обоснованного несогласия с принятым решением или допущенными нарушениями, которые влекут ущемление прав заявителя
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гарантии безопасности в связи с подачей обращения

Закон запрещает преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица, либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов, прав, свобод и законных интересов других лиц.

Не допускается разглашение сведений, касающихся частной жизни гражданина, содержащихся в обращении, а также иных сведений, без его согласия.

Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, как и направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Порядок рассмотрения обращений граждан

1. Личный приём граждан должностными лицами

Подать обращение в государственные органы, органы местного самоуправления или сделать это в устном порядке можно в процессе личного приёма руководителями этих органов и уполномоченными на то должностными лицами.

Информация о месте приёма, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приёме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема граждан. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное заявление, принятое в ходе личного приёма, подлежит обязательной регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Если в заявлении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приёма гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

2. Обязательность регистрации письменного обращения

Письменное обращение может быть направлено непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления, тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в заявлении вопросов.

Письменное завление подлежит обязательной регистрации. На заявлении ставится входящий номер документа, дата регистрации, фамилия, должность и подпись зарегистрировавшего документ лица

Регистрация обращений граждан проводится с использованием одной из следующих форм:

  1. электронной,
  2. карточной,
  3. журнальной с графами.

Все поступившие обращения, в том числе и принятые на личном приёме, регистрируются в день их поступления.

Если компетенция должностного лица или органа администрации, к которым было направлено обращение, не позволяет решить вопросы, содержащиеся в обращении, они, в течение 7-ми дней со дня регистрации обращения, направляют это завление в другой, соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Об этом заявителель оповещается в обязательном порядке.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Запрещается направлять обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

В случае, если невозможно направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в судебном порядке.

3. Обязанности должностных лиц при рассмотрении обращений

  • принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;
  • принимать законные и обоснованные решения;
  • письменно информировать граждан о решениях, принятых по результатам рассмотрения письменных обращений, аргументировав их принятие;
  • разъяснять порядок обжалования решений.

4. Сроки рассмотрения обращений

  1. если обращение не требуют дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней;
  2. если решение вопросов относится к компетенции получателя — не позднее 1 месяца;
  3. если рассмотрение обращения нуждается в проведение специальной проверки, запросов информации — срок его рассмотрения продляется, но не более чем на 1 месяц (с уведомлением об этом граждан).
  4. если обращение требует необходимость направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации, срок его рассмотрения может быть продлен до 6 месяцев.

Если же обращение гражданина, поданное а местные власти, в службу судебных приставов, в Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу, ЖКХ или другие органы было проигнорировано, оставлено без рассмотрения или на него предоставлен ответ, представляющий по своей сути отписку, то есть со стороны должностных лиц было допущено грубое административное правонарушение и нарушение ФЗ №59, то это обстоятельство должно стать предметом внимания прокуратуры, куда следует немедленно обратиться:

5. Контроль за рассмотрением обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в пределах своей компетенции:

  1. ведут контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений,
  2. анализируют содержание поступающих обращений,
  3. принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Контроль за рассмотрение поступивших обращений граждан ведётся с использованием электронной системы контроля, регистрационно-контрольных карточек, журналов.

Поручения руководителей (должностных лиц) о дальнейшем рассмотрении обращений граждан оформляются в форме резолюций.

Гражданам письменно сообщается о решениях, принятых по результатам рассмотрения их письменных обращений.

В ответах, направленных в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) по находящимся на контроле обращениям граждан и предписаниям, указываются сведения об уведомлении гражданина о результатах рассмотрения его обращения, отметка об исполнителе.

В случаях, когда в письменных обращениях граждан, поступивших в государственные органы, иные организации (должностным лицам), одновременно содержатся вопросы, относящиеся к компетенции нескольких государственных органов, иных организаций (должностных лиц), копии данных обращений в 5-дневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан.

6. Когда обращение считается рассмотренным и разрешённым

Обращение считается рассмотренным и разрешённым, если:

  1. поставленные вопросы рассмотрены.
  2. приняты необходимые меры;
  3. письменно дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов в сроки, указанные в Законе.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по электронному почтовому адресу, указанному взаявлении.

7. Срок хранения обращений

Заявления и обращения граждан, материалов, связанных с их рассмотрением, — 5 лет.

В случае неоднократного обращения — 5 лет с даты последнего рассмотрения.

В необходимых случаях в установленном порядке государственным органом, иной организацией может быть принято решение об увеличении срока хранения или о постоянном хранении соответствующих обращений граждан.

8. Перечень оснований для отказа в рассмотрении обращений

  • в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
  • в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
  • текст письменного обращения не поддаётся прочтению, оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, о чём сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
  • ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса с недопустимостью разглашения указанных сведений.
  • обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
  • в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
  • в письменном обращении содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращения переписки по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу, с уведомлением гражданина, направившего обращения.

9. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Полезно учесть

Чтобы обращение было рассмотрено серьезно и в срок, желательно, чтобы в нём были ссылки на законы или какие-либо другие официальные решения.

Ссылки на нормативные акты и отдельные их пункты создадут существенные затруднения чиновникам делать отписки и помогут добиться эффективных результатов.

www.zemvopros.ru

Смотрите так же:

  • Заявление на имя главного врача о прикреплении к поликлинике Заявление на прикрепление Онлайн - Выбор или замена детской поликлиники для ребенка до достижения им 18 лет, осуществляется его родителями или другими законными представителями, путем обращения в ГБУЗ "ДГП №99 ДЗМ"; - Родитель или […]
  • Полномочия службы занятости Экономика труда. Вопрос №19 Государственная служба занятости (ГСЗ) является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской […]
  • Преступность и наказуемость деяния определяется законом который действовал во время Преступность и наказуемость деяния определяется законом который действовал во время 1. В ч. 1 комментируемой статьи сформулировано общее правило действия уголовного закона во времени. Из этого правила имеется исключение, связанное с […]
  • Тяжелые гражданские дела Тяжелые гражданские дела Регистрация и учет уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях Регистрации и учет уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях регламентирован разделом 3 Инструкции […]
  • Штраф за незаконное строение Какая ответственность предусмотрена за незаконное строительство жилого дома? Жилой дом считается построенным незаконно, если он возведен (создан) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, […]
  • Контрольная работа 2 закон ома для замкнутой цепи Контрольная работа № 2 «Закон Ома для замкнутой цепи» 1. Определите направление и величину силы тока в резисторе (рис. 1), пренебрегая внутренним сопро­тивлением источников тока. 2. В электрической цепи, приведенной на рисунке 2, сила […]

Обсуждение закрыто.