Задачи расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Учет расчетов с бюджетом по налогообложению

Главная > Дипломная работа >Бухгалтерский учет и аудит

Глава1. Основы построения бухгалтерского учета расчетов с бюджетом

Налоговая система РФ, ее структура и принципы построения, виды налогов и сборов

Налоговая ответственность, виды ответственности за налоговые правонарушения

Задачи учета и анализа расчетов с бюджетом

Глава2. Бухгалтерский учет и контроль за расчетами с бюджетом

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с бюджетом

2.3 Порядок организации налогового учета. Виды налоговой отчетности

Глава3. Анализ факторов, влияющих на исчисление и уплату налогов, задолженности бюджету

3.1 Анализ налоговых платежей

3.2 Пути оптимизации налогообложения организации

Список использованных источников

Минувшие 2005 и 2006гг. были успешными для развития экономики России. При достаточно высоких темпах роста ВВП (6,8%), росте инвестиций до 14% запланированный темп инфляции был впервые выполнен, что способствовало устойчивому росту как доходов населения, так и бюджетов всех уровней. Высокие мировые цены на нефть создали за этот период условия для формирования устойчивого первичного профицита бюджета, существенного увеличения налоговых поступлений, что позволило увеличить непроцентные расходы федерального бюджета с 14,9% ВВП в 2004г. до 17% ВВП в 2007г. Тем не менее конкурентоспособность отечественной промышленности пока не увеличилась. Меры, принимаемые для развития малого и среднего бизнеса, оказались явно недостаточными. Не произошло существенного прорыва и в развитии инновационного сектора экономики. Более эффективное регулирование государством этих процессов потребовало и будет требовать в дальнейшем серьезных изменений в сфере налогообложения, особенно в области инновационных процессов.

Проведение реформы бюджетного процесса и вступление в силу с 1 января 2006г. решений о разграничении расходных и доходных полномочий между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципалитетами при наличии серьезных бюджетных ограничений, связанных с крупными дополнительными расходами в 2005-2006гг., должны сопровождаться надежным ростом поступлений доходов по всем уровням бюджетной системы.

Все это требует более «тонкой настройки» финансовой сферы и , в частности, такого ее важнейшего инструмента, как налогообложение, к постоянно изменяющимся внутренним и внешним факторам экономического развития России. Налоговая реформа (2001-2006гг.) в основном завершена. Летом 2006г. Федеральным законом №137-ФЗ от 27.07.2006г. «О внесении изменений и дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» и Федеральным законом № 144-ФЗ от 27.07.2006г. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесении других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы» были внесены существенные изменения в Налоговый кодекс РФ, основная часть которых вступила в силу с 1 января 2007г.

С 1 января 2007г. произошло окончательное законодательное оформление структуры налоговой системы России, т.е. наступает наконец период некоторой налоговой стабилизации, исключающей резкие изменения в виде введения или отмены новых налогов. Тем не менее предусмотрена дальнейшая «доводка» системы налогообложения. Определенное отставание теоретических разработок в области налогообложения применительно к условиям современной России вызывает очевидные практические трудности как у непосредственных разработчиков налогового законодательства, депутатов Государственной думы, так и у хозяйствующих субъектов, финансовых служб, занимающихся территориальным планированием контингентов налоговых поступлений, налоговых и других органов.

В недалеком прошлом проблемы налогообложения интересовали сравнительно узкий круг профессионалов. Сегодня эти вопросы являются насущными практически для всех: руководителей предприятий и главных бухгалтеров, администраций каждого территориального образования, многочисленной армии налогоплательщиков, специалистов финансовой и налоговой систем. Государству необходимо соединить несоединимое: обеспечить надежную финансовую базу для выполнения им своих функций; создать налоговый режим, обеспечивающий стабильный экономический рост; убедить население в необходимости полной и своевременной уплаты налогов; обеспечить эффективный налоговый контроль.

Актуальность темы дипломной работы. Заметный объем расчетных операций коммерческой фирмы приходится на ее взаимодействие с бюджетом по перечислению налогов, сборов и других платежей, обеспечивающих деятельность различных элементов финансовой системы государства. Вопросы, связанные с учетом расчетов с бюджетом в организации являются актуальными для многих предприятий.

Объект исследования – ООО «Престиж-Ремонт»,

Предмет исследования — расчеты предприятия с бюджетом.

Учитывая роль и значение, организацию налогообложения в современных условиях определена тема дипломной работы.

Цель работы – изучить особенности учета расчетов с бюджетом в организации.

На основании поставленной цели выделим задачи дипломной работы:

рассмотреть особенности налоговой системы РФ, ее структуру и принципы построения, виды налогов и сборов;

изучить особенности налоговой ответственности, виды ответственности за налоговые правонарушения;

проанализировать задачи учета и анализа расчетов с бюджетом;

дать организационно-экономическую характеристику предприятия;

провести синтетический и аналитический учет расчетов с бюджетом;

рассмотреть порядок организации налогового учета и виды налоговой отчетности;

провести анализ налоговых платежей;

предложить пути оптимизации налогообложения организации.

Информационной базой написания работы явились труды таких авторов как Бакаев А., Брызгалин А.В., Камышанов П.Н., Кожинов В.Я., Кондраков Н.П., Вещунова Н.Л.

Глава 1. Основы построения бухгалтерского учета расчетов с бюджетом

1.1 Налоговая система РФ, ее структура и принципы построения, виды налогов и сборов

В условиях рыночной экономики налоги становятся все более активным инструментом государственной политики.

Налоги формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия на темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролировать практически весь совокупный спрос.

Налоги являются наиболее древним экономическим инструментом. Они крепко впаяны в ткань общественной жизни, нерасторжимо связаны с государством. Государственная власть опирается на материальную основу, которую воплощают, прежде всего, налоги. На налогах лежит и центр тяжести современного финансового хозяйства. Ныне в большинстве развитых капиталистических стран налоги составляют 40-60% валового национального продукта. В налогах переплетаются проблемы экономической мощи государства, его бюджетной политики, а также вопросы социальной справедливости и уровня жизни народа.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Этим денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя

или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала,

расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно правовой стороны налог – обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоги, их перечисление и расчет являются важным участком работы бухгалтерии. Главный бухгалтер несет личную ответственность за правильность исчисления и своевременность внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

Для учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам, как уплачиваемым самим предприятием, так и удержанным с персонала этого предприятия, открывается синтетический счет 68. «Расчеты с бюджетом», аналитический учет которого ведется по видам налогов.

Что же касается методики учета расчетов предприятия по налогам, то она зависит от механизма действия конкретного налога, и в первую очередь от объекта налогообложения и источника налога, поэтому ее необходимо рассматривать применительно к особенностям каждого конкретного налога.

Налоги – это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Появление налогов было связано с самыми первыми общественными потребностями. В современном обществе налоги служат основной формой доходов государства. Так что же такое налоги?

Средневековый философ и богослов Фома Аквинский называл их «дозволенной формой грабежа». В конце 17 века классик английской политэкономии Адам Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы. Ш. Монтескье с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той которую оставляют им. В 1789 году американский политический деятель и ученый Б. Франклин сказал, что «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным за исключением, смерти и налогов».

Налоги в РФ регулируются Налоговым Кодексом частью первой, которая была принята Государственной Думой РФ 16 июля 1998 года и одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года, и частью второй Налогового Кодекса принятой Государственной Думой 19 июля 2000 года и одобренной Советом Федерации 26 июля 2000 года. В части первой статьи 8 Налогового Кодекса дается следующее определение налога: «под налогом понимается обязательно индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Окунева И.П. в своей статье так определила общественное содержание налогов. «Они … участвуют частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений и, тем самым дают возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию». Кроме того, налоги имеют «материальную основу, то есть представляют собой реальную сумму денежных средств общества мобилизуемую государством.

Государству, собираемые средства, нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы уничтожения самого общества.

«Государство, или, точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства …», – отмечал основоположник российской финансовой науки М.И. Тургенев в книге «Опыт теории налогов (1818 г.). Но каковы пределы налогового бремени, который можно было бы считать справедливым и предпринимателю и гражданину. М.И. Тургенев увязывал этот вопрос с образованностью народа: «Успехи образованности, по мере их благодетельного влияния на нравы и обычаи народов, действовали и на усовершенствование системы налогов … налоги начали быть распределяемые, и собираемы с большей справедливостью и платимы с большей готовностью».

works.doklad.ru

Учет расчетов с бюджетом (стр. 1 из 4)

НГОУ ВПО «Санкт-Петербургский Государственный университет

«Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Дисциплина: Бухгалтерский учет

Тема: Учет расчетов с бюджетом

Выполнил: студент 3-ЭСО

1. Значение и задачи учета расчетов с бюджетом

2. Классификаторы платежей в бюджет

3. Аналитический и синтетический учет расчетов с бюджетом

3.1 Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость

3.2 Учет расчетов по налогу на прибыль

3.3 Учет расчетов по налогу на имущество

3.4 Учет расчетов по налогу на доходы физических лиц

4. Выводы и предложения

Список используемой литературы

1. Значение и задачи учета расчетов с бюджетом

Бюджет – это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Бюджетный фонд является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) – отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д. Бюджет исполняет следующие функции: образование бюджетного фонда (бюджетные доходы); использование бюджетного фонда (бюджетные расходы); контроль использования бюджетного фонда. Бюджетные доходы включают в себя налоги (в т.ч. акцизы, таможенные сборы), доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития страны.

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления, доля которых составляет до 90% всех статей дохода бюджета. Поэтому обеспечение полноты и достоверности начисления налогов и учета расчетов с бюджетом имеет важнейшее значение для формирования бюджетов всех уровней.

Основной задачей учета расчетов с бюджетом является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Выполнение этой задачи, имеющей важное значение для государства, с другой стороны весьма важно и для предприятия-налогоплательщика, поскольку обеспечивает невозможность применения со стороны фискальных органов штрафных санкций за неполное и несвоевременное перечисление платежей в бюджет, что обеспечивает более высокий уровень чистой прибыли предприятия.

Надлежащим образом организованный аналитический учет расчетов с бюджетом позволяет решать и такую важную задачу как анализ финансового состояния предприятия, на основе которого осуществляется как краткосрочное, так и долгосрочное планирование финансовой деятельности предприятия.

Также важной задачей учета расчетов с бюджетом является организация оперативного взаимодействия финансовой и бухгалтерской служб предприятия с налоговыми органами, которые и осуществляют контроль своевременности и полноты перечисления налогов и сборов. В этих целях налоговая инспекция по месту нахождения предприятия открывает на каждое предприятие, организацию, индивидуального предпринимателя лицевой счет, в котором отражается вся информация по начисленным налогам и сборам на основе поданных налогоплательщиком налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей по налогам и сборам. Также в лицевом счете предприятия отражается информация по всем произведённым налогоплательщикам платежам и состоянию расчетов с бюджетом на каждую конкретную дату. Благодаря наличию в налоговом органе лицевого счета налогоплательщик может по своему письменному заявлению затребовать Справку о состоянии расчетов с бюджетом (Приложение 2). Такие справки довольно часто нужны предприятию для предоставления в соответствующие органы, например, для получения кредитов в банках, субсидий и грантов, по требованию органов исполнительной власти, для участия в аукционах, тендерах и т.д.

Ежегодно налогоплательщик обязан произвести сверку расчетов с бюджетом по налогам и сборам, для чего по письменному заявлению налогоплательщика налоговый орган составляет Акт сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам (Приложение 2), который при отсутствии разногласий подписывается представителями налогового органа и налогоплательщика. При наличии разногласий налогоплательщик предоставляет в налоговый орган оправдательные документы, доказывающие его правоту. При несогласии одной из сторон с указанным актом окончательное решение принимается в судебном порядке.

2. Классификаторы платежей в бюджет

учет доход бюджет классификатор налог

Платежи налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками, имеющими расчетные счета в банках, платежными поручениями на счета территориальных Управлений Федерального казначейства (УФК ). Учет расчетов с бюджетом в УФК строго регламентирован государственными нормативными документами. Основой такой регламентации является использование системы классификаторов, в соответствии с которой и заполняются реквизиты в платежном поручении (Приложение 3) на перечисление налогов и сборов. Рассмотрим эти классификаторы и их применение подробнее.

Статус налогоплательщика указывается в отведённом поле в верхнем правом углу платежного поручения и кодируется цифрами из двух знаков:

01 – налогоплательщик (плательщик сбора),

02 – налоговый агент,

03 – сборщик налогов и сборов,

04 – налоговый орган,

05 – служба судебных приставов,

06 – участник внешнеэкономической деятельности,

07 – таможенный орган,

08 – плательщик иных обязательных платежей.

В платежном поручении на перечисление платежей в бюджет, в отличие от обычного платежного поручения предусмотрена отдельная строка, в которой проставляются следующие коды.

Основным кодом для налога (сбора) является двадцатизначный Код бюджетной классификации (КБК) , который присвоен каждому виду и типу платежа, например:

182 101 020 2101 1000 110 – налог на доходы физических лиц,

182 101 020 2101 2000 110 – пени по налогу на доходы физических лиц,

182 101 020 2101 3000 110 – штрафы по налогу на доходы физических лиц.

Далее в отдельном поле указывается одиннадцатизначный код территории (ОКАТО), для Красноярска, например, — 04401000000.

Все платежи в бюджет представлены семью типами, каждый из которых обозначается аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:

НС – уплата налога или сбора,

АВ – уплата аванса или предоплата ( в том числе декадные платежи),

ПЕ – уплата пени,

ПЦ – уплата процентов,

СА – налоговые санкции, установленные Налоговым кодексом РФ,

АШ – административный штраф,

ИШ – иные штрафы, установленные соответствующими нормативнымидокументами.

Также платежи в бюджет классифицируются по видам (основаниям) платежа и также обозначаются аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:

ТП – платежи текущего года,

ЗД – добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым

ТР – погашение задолженности по требованию об уплате налогов (сборов)от налогового органа,

РС – погашение рассроченной задолженности,

ОТ – погашение отсроченной задолженности,

РТ – погашение реструктурированной задолженности,

ВУ – погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнегоуправления,

ПР – погашение задолженности, приостановленной к взысканию,

АП – погашение задолженности по акту проверки,

АР – погашение задолженности по исполнительному документу.

Кроме того, в указанной строке для налоговых реквизитов платежного документа в отведённых полях проставляется период, за который осуществляется платёж; номер документа-основания, при его наличии, и дата этого документа.

Благодаря использованию рассмотренной выше системы классификаторов обеспечивается детальный аналитический учет налогов и сборов, поступающих в бюджет в учреждениях Федерального казначейства РФ и в налоговых органах.

Организация и осуществление учета расчетов с бюджетом на предприятии представлена в настоящей работе на примере ООО «Экспотур», г. Красноярск. Основной вид деятельности ООО «Экспотур» — оптовая торговля строительными материалами на территории РФ. ООО «Экспотур» внешнеэкономической деятельности не ведет, обособленных подразделений не имеет.

3. Аналитический и синтетический учет расчетов с бюджетом

На предприятии учет расчетов с бюджетом осуществляется на счете 68 Плана счетов предприятия – «Расчеты с бюджетом» («Расчеты по налогам и сборам»). Счет 68 является синтетическим (сложным), поскольку на счете 68 для учета расчетов по каждому конкретному налогу открываются субсчета ( счета второго порядка), а при необходимости и субсубсчета (счета третьего порядка –субконто). Предприятие ООО «Экспотур» является плательщиком в бюджет следующих налогов: налог на добавленную стоимость (НДС ), налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы физических лиц (НДФЛ ). Рассмотрим организацию и осуществление учета расчетов с бюджетом по каждому из этих налогов.

3.1 Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость

Основным видом деятельности ООО «Экспотур» является оптовая торговля. Учет налога на добавленную стоимость осуществляется по отгрузке товаров. Данный вид деятельности имеет свою специфику учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций в оптовой торговле, связанных с НДС, предназначается счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

mirznanii.com

Задачи расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Государственный бюджет на всех его уровнях играет важную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей.

Во всех тонкостях налогового дела приходится разбираться бухгалтеру, который ведет учет расчетов с бюджетом в организации. Он должен знать, как меняются ставки налогов, объекты налогообложения, когда отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить.

Расчеты с бюджетом являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Это обусловливает необходимость достоверного определения налоговых баз и сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет при соблюдении действующего налогового законодательства РФ. Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления, доля которых составляет до 90% всех статей дохода бюджета. Поэтому можно сделать вывод, что обеспечение полноты и достоверности начисления налогов и учета расчетов с бюджетом имеет большое значение для формирования бюджетов всех уровней.

Основными задачами учета расчетов с бюджетом является правильный расчет налоговой базы, суммы налогов и своевременное их перечисление в бюджет. Результативное решение перечисленных задач обеспечивает полное и своевременное поступление налогов и сборов в бюджет. Не менее важной задачей является организация оперативного взаимодействия финансовой (бухгалтерской) службы организации с налоговыми органами, которые осуществляют контроль своевременности и полноты перечисления налогов и сборов. Речь идет не только о своевременном представлении налоговых деклараций, но и о серьезном подходе к сверке показателей задолженности по отдельным налогам. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64) отражаемые в отчетности суммы расчетов с налоговыми органами и внебюджетными государственными фондами должны быть согласованными с ними и тождественными. Оставление на балансе неотрегулированых сумм по этим расчетам не допускается.

В соответствии с законодательством РФ налогообложение предприятий и организаций предполагает:

  • определение размера объекта налогообложения;
  • расчет суммы причитающегося с предприятия налога, на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (процентной);
  • осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;
  • составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.

Многие показатели, используемые при формировании базы налогообложения, в том числе стоимостный объем реализации продукции (товаров, услуг), т. е. выручка, отражаются в системном бухгалтерском учете.

Все операции по начислению и уплате налогов в бюджет подлежат отражению в бухгалтерском учете. Порядок учета расчетов организаций регламентируется рядом законодательных и нормативных актов. Налоговый кодекс РФ — единственный законодательный акт, устанавливающий систему налогов, взимаемых во все уровни государственного бюджета, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Отражение в финансовом учете регулируется:

  • Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;
  • Планом счетом бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению;
  • ПБУ 9/99 «Расходы организации»;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

ПБУ 18/02 используют организации, применяющие общую систему налогообложения. Малые организации имеют право не применять ПБУ 18/02.

Начисление налогов и сборов отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам) и дебету различных счетов (в зависимости от источников возмещения налогов и сборов). Начисленные налоги и сборы могут:

  • включаться в издержки производства и обращения себестоимость, например, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, транспортный;
  • относиться на счет по учету продаж, например, НДС, акцизы;
  • относиться на счет прочих доходов и расходов, например, НДС по продажам основных средств и материалов, налог на имущество организаций;
  • относиться на счет прибылей и убытков, например, налог на прибыль, единый налог при УСН, ЕНВД, налог на игорный бизнес;
  • удерживаться из доходов физических лиц — НДФЛ.

Расчеты по начислению налогов являются довольно трудоемкими. Основной признак для построения аналитического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» — по видам налогов и сборов, могут также использоваться аналитические счета для учета срочной и просроченной задолженности, санкций за нарушение НК РФ.

Налог на доходы физических лиц — наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной экономики. НДФЛ на каждого сотрудника рассчитывается при начислении заработной платы и удерживается из нее ежемесячно. Работник организации является налогоплательщиком, а на организации лежат обязанности налогового агента по исчислению, удержанию перечислению НДФЛ в бюджет. Налог широко распространен в мире. Он удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот, а его плательщиками является практически всё трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального [4].

Налог на прибыль предприятий и организаций является важным источником формирования федерального и регионального бюджетов. Правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в отчетности информации по расчетам по налогу на прибыль установлены ПБУ 18/02. Это ПБУ применяется всеми плательщиками налога на прибыль, за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. Основной целью ПБУ 18/02 является установление альтернативного механизма расчета величины налогооблагаемой прибыли организаций на основе данных бухгалтерского учета.

Предлагаемый механизм расчета базируется на том допущении, что формирование прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете осуществляется на основе одних и тех же хозяйственных операций, совершенных организацией в течение отчетного периода. На основе анализа и сравнения учтенных хозяйственных операций появляется возможность для установления взаимосвязи между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) и выявления факторов, приводящих к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета.

Путем определения разницы между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) становится возможным выявление различия налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, и налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. После установления этого различия можно осуществить корректировку величины налога на прибыль, исчисленной от бухгалтерской прибыли, до величины налога на прибыль, которую организация должна уплатить [5].

Данным ПБУ в учетной практике используется девять показателей, каждый из которых увеличивает или уменьшает облагаемую налогом прибыль и, соответственно, подлежащий уплате налог:

  • постоянные разницы, приводящие к образованию постоянного налогового актива или постоянного налогового обязательства;
  • временные разницы, приводящие к образованию отложенного налогового актива или отложенного налогового обязательства;
  • условный доход (расход), представляющий собой налог на бухгалтерскую прибыль (убыток);
  • текущий налог на прибыль, получаемый алгебраическим сложением (+ или -) определенных перечисленных показателей.

Несомненно, ведение налогового и бухгалтерского учета налога на прибыль является сложным и при большом количестве фактов хозяйственной деятельности трудоемким. Автоматизация учета позволяет преодолеть многие трудности, но при этом возникают такие риски, как сбой в системе автоматической обработки данных, несанкционированный доступ, невозможность быстрой настройки алгоритмов обработки данных из-за изменения законодате6льства и появления новых расходов, изменения учетной политики для целей налогообложения др.

Главное назначение налога на имущество с точки зрения экономики состоит в стимулировании организаций эффективно использовать имеющееся в их распоряжении имущество; ускорении оборачиваемости основных фондов и их полной эксплуатации. Для бухгалтера определение налогооблагаемый базы в виде остаточной стоимости основных средств не вызывает затруднений и существенных затрат времени. Налоговая база рассчитывается в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Организации могут «сэкономить» по налогу на имущество, используя ускоренные методы начисления амортизации. Но этот шаг идут немногие, т. к. использование разных метод начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете ведет к временным разницам и увеличивает работу по ведению налогового учета по налогу на прибыль.

Введение транспортного налога явилось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Практически любая компания имеет в собственности транспортные средства и становится при этом плательщиком транспортного налога. Для целей налогового учета транспортный налог относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и включается в расходы организации, учитываемые при исчислении налога на прибыль, для целей бухгалтерского учета включается в состав расходов по обычным видам деятельности или в состав прочих расходов. Налоговая база формируется вне системы налогового учета, расчет налога не является сложным.

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов, а также способствует рациональному использованию земельных угодий, их охране, повышению плодородия почв, контролю экологической обстановки. Земельный налог платят собственники участков, а также те, у кого он находится на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сам расчет земельного налога несложен. Для этого нужно кадастровую стоимость участка, которая является налоговой базой, умножить на ставку налог. Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком. В случае, когда земельный участок используется в уставной деятельности, суммы платежей по земельному налогу относятся на затраты производства или расходы на продажу, если не используется — относятся к прочим расходам.

Много субъектов малого и среднего бизнеса используют специальные режимы налогообложения — УСН, ЕНВД, ЕСХН. Бухгалтерский учет расчетов не усложняется и основное время уделяется налоговому учету доходов и расходов, который ведется при УСН и ЕСХН. Несмотря на то, что эти налоговые режимы являются специальными, бухгалтер должен знать терминологию и порядок формирования расходов при уплате налога на прибыль. Эта необходимость связана с тем, что многие статьи глав 26.1 и 26.2 НК РФ имеют ссылку на статьи главы 25 НК РФ.

Путем совершенствования учета расчетов с бюджетом является максимальное уменьшение корректировки налогооблагаемой базой при налоге на прибыль. Это положение применимо для ситуаций, когда нерационально использовать разные методы учета расходов в бухгалтерском и налоговом учете, т. к. существенно повышается трудоемкость, а экономия на уплате налога незначительна.

В идеале, одной системы учета должно быть достаточно для организации. Желательно, чтобы налоговые расчеты строились полностью или в максимальной степени на базе системы бухгалтерского учета. Но практика показала, что одна система учета не в силах удовлетворить потребности всех пользователей. Поэтому налоговый учет уже состоялся как самостоятельная система учета и все дискуссии о его необходимости — это сфера обмена мнениями.

Библиографический список

  1. Курочкина, Л. П. Учет расчетов по платежам в бюджет [Текст] / Л. П. Курочкина // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2010. — № 8. — С. 17-20.
  2. Абрамова, А. С. Исчисление налога на имущество [Текст] / А. С. Абрамова // Бухгалтерский учет. — 2011. — № 2. — С. 53.
  3. Кузьмин, Г. В. Исчисление транспортного налога организациями [Текст] / Г. В. Кузьмин // Бухгалтерский учет. — 2011. — №9. — С. 73.
  4. Салина, Л. Земельный налог [Электронный ресурс] / Л. Салина // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2010. — № 11.

www.rae.ru

Смотрите так же:

  • Приказ 376 14112006 Приказ Минэкономразвития РФ от 14 ноября 2006 г. № 376 “Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги “Ведение государственного фонда данных, […]
  • Приказ о приеме на работу по совместительству внутреннее Приказ о приёме на работу совместителя: образец Обновление: 17 января 2017 г. ​Приказ о внутреннем совместительстве В части первой статьи 68 ТК РФ установлено, что приём на работу оформляется приказом руководителя. Это относится и к найму […]
  • Учебное пособие по статистике авторы Учебное пособие по статистике авторы Пособие «Математическая статистика» представляет продолжение пособий авторов «Теория вероятностей случайных событий» (Волгоград, 2004), «Теория вероятностей случайных величин» (Волгоград, 2005), […]
  • Приказ минздрава 490 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 июня 2006 г. N 490 "Об организации деятельности медицинской сестры участковой" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 июня 2006 г. N 490"Об […]
  • Адвокат бакулов Прецедентное дело Полтора года назад журнал «Южнороссийский адвокат» (№ 2 (19), март-апрель 2006 г.) рассказал о профессиональном успехе Владимира Дмитриевича Бакулова, адвоката Адвокатской конторы Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, […]
  • Прокурор города климова Владимир Климов ушел с руководства прокуратурой Саратова Прокурор Саратова Владимир Климов переведен руководителем прокуратуры Энгельсского района Саратовской области. Решение, говорят в пресс-службе прокуратуры Саратовский области, […]

Обсуждение закрыто.