Взятка при служебном положении

Статья 368. Получение взятки

1. Получение должностным лицом в каком бы то ни

было виде взятки за выполнение или невыполнение в

интересах того, кто дает взятку, либо в интересах третьего

лица какого-либо действия с использованием предоставленной ему власти либо служебного положения, наказывается штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи пятисот не облагаемых налогом минимумов

доходов граждан или лишением свободы на срок от двух

до пяти лет, с лишением права занимать определенные

должности либо заниматься определенной деятельностью

на срок до трех лет.

2. Получение взятки в крупном размере или должностным лицом, занимающим ответственное положение,

или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или сопряженное с вымогательством взятки, наказывается лишением свободы на срок от пяти до

десяти лет с лишением занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на

срок до трех лет и с конфискацией имущества.

3. Получение взятки в особо крупном размере или

должностным лицом, занимающим особо ответственное

положение, наказывается лишением свободы на срок от восьми до

двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

Примечание: 1. Взяткой в крупном размере считается такая, которая в двести и более раз превышает не

облагаемый налогом минимум доходов граждан, в особо

крупном — такая, которая в пятисот и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

2. Должностными лицами, занимающими ответственное положение, являются лица, указанные в пункте 1

примечания к статье 364, должности которых согласно

статье 25 Закона Украины -О государственной службеотнесены к третей, четвертой, пятой и шестой категориям, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и единиц.

Должностными лицами, занимающими особо ответственное положение, являются лица, указанные в части первой

статьи 9 Закона Украины -О государственной службе-,

и лица, должности которых согласно со статьей 25 этого

Закона отнесены к первой и второй категориям.

3. Повторным в статьях 368 и 369 настоящего Кодекса признается преступление, совершенное лицом, ранее

совершившим какое-либо из преступлений, предусмотренных этими статьями.

4. Вымогательством взятки признается вымогательство должностным лицом взятки с угрозой совершения

или несовершения с использованием власти либо служебного положения действий, которые могут причинить

вред правам или законным интересам того, кто дает взятку, или умышленное создание должностным лицом условий, при которых лицо вынуждено дать взятку с целью предупреждения вредных последствий в отношении

своих прав и законных интересов.

1. Взяточничество подрывает авторитет государственного аппарата, предприятий, учреждений или организаций,

дискредитирует их деятельность.

Взяточничество представляет собой родовое понятие, которое охватывает: а) получение взятки; б) дачу взятки.

В УК 1960 г. посредничество во взяточничестве было

вынесено в отдельную статью. В действующем УК статьи с

таким названием нет, но это не означает декриминализации посредничества. В настоящее время действия посредника следует квалифицировать как пособничество по ч. 2

ст. 368 либо ст. 369 в зависимости от того, с кем был более

тесно связан и в чьих интересах действовал посредник.

Получение взятки — это принятие должностным лицом от другого лица материальных ценностей, имущественных выгод, а также пользование услугами имущественного характера за действие, которое оно должно было

совершить (могло совершить) или совершило в пользу дающего такую взятку, или третьих лиц, вплоть до лица, никак

не связанного со взяткодателем.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 368, заключается в получении взятки в каком бы

то ни было виде.

Взятка — это незаконное вознаграждение материального характера, поэтому предмет взятки характеризуется

исключительно материальными свойствами. Им может

быть любое имущество (деньги, материальные ценности),

право на имущество (документы, предоставляющие право

на получение имущества, право на использование имущества и т.п.) или действия имущественного характера

(предоставление санаторных или туристических путевок,

производство строительных или ремонтных работ).

Не может признаваться предметом взятки предоставление должностному лицу услуг неимущественного характера (например, лестная характеристика, интимная связь,

-защита- такого лица от критики и т.п.).

Существуют два самых распространенных способа передачи-получения взятки: простая и завуалированная.

Простая форма представляет собой непосредственное вручение должностному лицу предмета взятки (непосредственно взяткодателем, через посредника).

Завуалированная форма заключается в том, что факт

передачи-получения взятки внешне маскируется под законное соглашение, договор и представляет собой вполне

законную операцию: разного рода выплаты, премии, кредиты, договоры купли-продажи и т.п. Вознаграждение такого рода квалифицируется как взяточничество в случаях, когда передача-получение является незаконной (выплата средств была безосновательной, ценные вещи или

недвижимость продавались по явно низкой цене в сравнении с реальной, оплата услуг была неэквивалентной и т.п.).

Нередки случаи, когда предмет взятки передается родственникам или близким должностного лица.

свое согласие или было проинформировано о передаче материальных ценностей указанным лицам, то его следует

Получение должностным лицом подарков и иных преподношений не за определенные действия по службе, а с

целью подхалимства, для поддержания с ним -хорошихотношений не признается уголовно наказуемым.

Взятка может быть получена должностным лицом как

за правомерные, так и за противоправные действия. В том

случае, если получение взятки должностным лицом связано с совершением противоправного действия, которое

образует состав самостоятельного преступления, то ответственность наступает не только за получение взятки, но и

за другое преступление, по правилу совокупности преступлений.

Получение взятки признается оконченным преступлением с момента получения должностным лицом хотя бы

части материальных ценностей или имущественных выгод независимо от того, были ли совершены какие-либо

действия в интересах взяткодателя. Квалифицируются как

получение взятки и такие случаи, когда должностное лицо, приняв материальное вознаграждение, отказалось вы(полнить ранее обусловленные действия по службе или вовсе не имело намерения их выполнять.

Под интересами -дающего взятку- следует понимать

не только интересы взяткодателя, но и близких ему лиц, а

|гакже ложно понятые интересы того предприятия, учреждения или организации, с которой он связан по службе.

Новая редакция статьи допускает и интересы третьих

лиц, совершенно не связанных со взяткодателем.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Особенностью субъективной стороны данного преступления является наличие

тесной связи между умыслом взяткополучателя и умыслом взяткодателя. Содержанием умысла первого должно

охватываться также сознание того, что взяткодатель понимает сущность происходящего и осведомляет факт незаконного получения должностным лицом вознаграждения.

4. Субъектом преступления может быть только должностное лицо.

Незаконное получение работником государственного

учреждения или организации, не являющегося должностным лицом, в каком-либо виде материальных благ или

преимуществ имущественного характера в значительных

размерах за выполнение или невыполнение каких бы то

ни было действий с использованием служебного положения следует квалифицировать по ст. 354.

Получение взятки по предварительному сговору группой лиц представляет собой совершение такого преступления при участии двух и более лиц, которые предварительно договорились о совместном его совершении. Соглашение при совершении этого преступления — это

соглашение на совместное с другими должностными лицами использование служебного положения для получения одной или нескольких взяток.

О должностных лицах, занимающих ответственное и особо ответственное положение, см. примечание к ст. 386 УК.

Повторность получения взятки предусматривает совершение этого преступления лицом, которое ранее совершило какое-либо из преступлений, предусмотренных ст. 368

или 369 УК, если при этом не истекли сроки давности

привлечения к уголовной ответственности.

Одновременное получение должностным лицом взятки от нескольких лиц следует квалифицировать как повторное тогда, когда взятка передается за совершение действий в интересах каждого взяткодателя, и при этом должностное лицо сознает, что оно получает взятку от

нескольких лиц. Вместе с тем действия взяткополучателя, получившего в несколько приемов обусловленную сумму взятки от одного и того же лица за выполнение или

невыполнение действий, обеспечивающих наступление желательного для взяткодателя результата, не могут рассматриваться как повторные.

Вымогательство взятки представляет собой требование

должностным лицом взятки под угрозой совершения или

несовершения действий с использованием служебного положения, которые могут причинить ущерб правам и законным интересам взяткодателя, или умышленное создание должностным лицом условий, при которых лицо

вынуждено дать взятку с целью предотвращения вредных

последствий в отношении своих прав и законных интересов.

Получение взятки путем вымогательства имеет ряд специфических особенностей, характерных лишь этому способу совершения преступления, предусмотренного ст. 368.

Во-первых, в таких случаях инициатором совершения

этого преступления выступает лицо, получившее взятку.

Во-вторых, получение взятки путем вымогательства непосредственно влияет на ответственность взяткодателя, который в соответствии с ч.З ст. 369 в таком случае должен

быть освобожден от уголовной ответственности.

Однако установление факта наличия в действиях должностного лица требования взятки не может признаваться

достаточным основанием для квалификации получения

взятки по признаку вымогательства. Согласно закону такой признак может быть поставлен в вину лишь в том

случае, если виновный с целью получения взятки угрожает совершением или не совершением действий, которые

могут нанести ущерб правам и законным интересам взяткодателя, или умышленно создает такие условия, из-за которых лицо вынуждено дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для своих прав или законных

lawbook.online

Злоупотребление служебным положением

Принятие такого решения или совершение такого действия, которым создается предпочтение для принимающего решение лица, его близкого или какого-либо третьего лица. Злоупотребление служебным положением может принимать разные формы, например, использование общественных средств, злоупотребление доверием и т.д.

Согласно записке АКЗ, предпосылкой коррупционного использования служебного положения является то, что должностное лицо обладает компетенцией для совершения соответствующего действия, но либо не выполняет своего обязательства, либо превышает свою компетенцию, либо использует ее с нарушением правил дискретности.

Коррупционное использование общественных средств – это использование предназначенных для выполнения общественного задания материальных или прочих ресурсов с нарушением должностным лицом служебных обязанностей в интересах самого должностного лица или третьего лица, если это влечет за собой неравное или необоснованное преимущество для должностного лица или для третьего лица с точки зрения общественного интереса. Примером такого злоупотребления, например, является использование автомобиля в личных целях или, тем более, для получения побочного дохода; а также использование подчиненного для выполнения личных дел и пр. Согласно пояснительной записке АКЗ, коррупционным использованием общественных средств не считается использование общественного средства в интересах должностного лица или третьего лица в таком объеме, в котором исходя из обычая и принципа разумности предполагается использование средства должностного лица в общественных интересах. Таким образом, использование средств учреждения для собственных нужд (напр., написание частного письма ручкой учреждения) само по себе не является коррупционным случаем.

Присвоение, злоупотребление доверием и мошенничество могут принимать очень разные формы. Если они совершены должностным лицом, что часто речь идет о коррупции. Например, речь не идет о коррупции, если уличный продавец часов вместо дорогих фирменных часов продает покупателю подделку или если маклер по недвижимости мошенничеством отнимает у стариков их жилье. Присвоение и мошенничество со стороны должностного лица может выражаться в незаконных распоряжениях подчиненным, в непредставлении определенных данных, в совершении незаконных сделок и т.д. При помощи бухгалтерского учета можно создать и использовать поддельные счета или другие бухгалтерские документы, содержащие ложную информацию. Также можно не зарегистрировать определенные сделки и пр. Таким образом, такое нарушение бухгалтерских правил само по себе не является коррупцией, но может быть подготавливающим или скрывающим коррупцию действием. Примером мошенничества может быть и то, если участвующие в конкурсе госзакупок лица не получают равного обращения, и для одного из участников создаются льготные условия, или конкурс не проводится, хотя это должно было быть сделано.

Таможенный чиновник забирает пиратское изделие, чтобы самому им пользоваться.

Строительный консультант подготавливает для своего соседа разрешение на эксплуатацию строения, хотя строение не отвечает требованиям.

Использование служебного автомобиля в личных целях или для получения побочного дохода.

Использование подчиненного для ведения личных дел.

Бухгалтер школы присваивает деньги объединенной гимназии и тратит их в казино.

Мэр города заключает с банком тайный договор, согласно которому единолично гарантирует заем от имени горуправы. Заем не возвращается, и в его покрытие забираются деньги налогоплательщиков.

ч. 1 и 2 ст. 5 АКЗ
Наказание: Штраф до 300 штрафных единиц

п. 3 ч. 2 ст. 201 ПК
Наказание: денежный штраф или лишение свободы

п. 1-1 ч. 2 ст. 209 ПК
Наказание: Лишение свободы

www.korruptsioon.ee

Смотрите так же:

  • Штрафы автосервису Штрафы автосервису Главная ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Судебная практика Суд удвоил суммы штрафов автосервису ООО «Прокси Центр» В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, […]
  • Слайды проводы на пенсию Сценарий Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Подготовка к празднику Зал оформлен цветами, шарами, […]
  • Налог с договора ренты Налог с договора ренты Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения доходов физических лиц, полученных по договору пожизненного содержания с иждивением, и сообщает следующее. В […]
  • Методическое пособие школа россии Методическое пособие школа россии Федоскина О. В.Математика. Сложение и вычитание в пределах 10. 1 класс Глаголева Ю. И.Математика. Проверочные работы. 2 класс Глаголева Ю. И.Математика. Проверочные работы. 1 класс Рыдзе О. А.Математика. […]
  • Как написать претензию в налоговую Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец Актуально на: 13 июля 2017 г. Жалоба на бездействие налогового органа (образец) Если плательщик считает, что налоговики бездействовали в то время, когда должны были действовать, и из-за […]
  • При назначении наказания по совокупности преступлений применяются правила При назначении наказания по совокупности преступлений применяются правила Понятие совокупности преступлений дано в ст. 17 УК. Правила назначения наказания при совокупности преступлений излагаются в ст. 69 УК: согласно ч. 1 наказание […]

Обсуждение закрыто.