Выездная проверка ликвидация

Оглавление:

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Ликвидация компании занимает далеко не пару дней – она может продлиться до полутора лет, а то и больше. Множество документов, переговоров, взаимных расчетов усложняет процесс ликвидации ООО. Но больше всего замедляет процесс выездная налоговая проверка.

Согласно п.11 ст. 89 НК РФ, такая проверка осуществляется независимо от того, проводились ли проверки раньше и по какому поводу. Проверяемый период – 3 предшествующих года, не больше. Налоговая проверка при ликвидации ООО начинается с принятого руководством ФНС решения, в котором перечисляются уполномоченные на досмотр лица, сроки проведения (не превышают обычно 2 месяцев), наименование общества полностью и предмет проверки.

В процессе проведения аудита проверяют:

  • Бухгалтерскую отчетность, первичные отчетные документы (чеки, договоры, счета-фактуры и т.д.).
  • Всю кассовую документацию.
  • Налоговые декларации и отчеты, предоставляемые в социальные фонды.
  • Договоры аренды.

Представители налоговой службы вправе проводить проверки в складских и подсобных помещениях, осуществлять при необходимости инвентаризацию (п. 13 ст. 89 НК РФ). Результаты их проверки отражаются в специальной справке. Она выдается уполномоченному председателю ликвидационной комиссии.

В каких случаях можно закрыть ООО без проверки

Решение о предстоящей проверке принимает руководитель налогового органа. Для ряда случаев, например при установлении банкротства, такая проверка обязательна. Но есть несколько условий, при соблюдении которых можно ее избежать.

Закрыть ООО без проверки можно, если:

  1. Баланс компании нулевой.
  2. Вы своевременно предоставляли все декларации и добросовестно уплачивали налоги.
  3. В ООО только 1 учредитель и нет надобности делить активы при ликвидации.
  4. Способ ликвидации общества – продажа.
  5. Последние 3 года компания не осуществляла своей деятельности, так как налоговая проверяет только 3 года работы компании.

Если вы не уверены в своей документации, обратитесь в аудиторскую службу для проведения инициированной детальной проверки либо назначьте грамотного и надежного юриста. Также нужно провести все взаиморасчеты с дебиторами и кредиторами еще до подписания протокола о ликвидации и составления промежуточного баланса.

Налоговая проверка всегда заставляет поволноваться, но если вы вовремя платили налоги и не забывали об отчетности, то бояться вам нечего. Если вы не работали 3 года или более, то проверку можете не ждать, а если деятельность велась, то стоит заранее подготовить все первичные документы.

zhazhda.biz

Выездная проверка при ликвидации ООО

Обновление: 9 августа 2017 г.

Участники вправе добровольно ликвидировать общество в любой момент с четким соблюдением процедуры, обязательное требование которой — уведомление регистрационного органа по форме Р15001 о принятом решении. После этого налоговым органом может быть назначена выездная проверка при ликвидации ООО.

Обязательна ли проверка

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентируется ст. 89 НК РФ, при этом п. 11 ст. 89 НК РФ определены особенности проведения проверки при ликвидации предприятия:

  • назначение проверки – право, а не обязанность налогового органа;
  • проверка не зависит от времени и предмета предыдущей проверки;
  • проверять можно за период не более трех предыдущих календарных лет.

Это означает, что уведомление налогового органа о ликвидации организации не создает обязанности для налогового органа провести проверку ликвидируемого ООО. Назначение проверки остаётся на усмотрение налоговиков, но если проверку решено провести, то с одной стороны она должна соответствовать общим требованиям, а с другой – есть определенные изъятия. Прямо указано, что не надо соблюдать требования абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ, запрещающего проведение двух выездных проверок в течение года, но порядок и процедура проведения проверки при ликвидации ООО подчиняются общим правилам.

Проверка — этап ликвидации общества

Хотя налоговая проверка не является обязательным этапом ликвидации, но если она назначена, то до окончания проверки и урегулирования расчетов с бюджетом ООО не ликвидируют.

Дело в том, что бюджет – это один из кредиторов организации, а ликвидация возможна только после погашения задолженности. Задолженность по налоговым платежам определяется исходя из отчетности, которую предъявляет организация. Правильность данных может быть определена только по результатам проверки, а проверка после ликвидации ООО невозможна, так как ликвидация означает прекращение существования организации. Поэтому, если организация вела деятельность, налоговая старается реализовать свое право и проверить ликвидируемую организацию.

В судебной практике есть позиция, что налоговая проверка – это одно из ликвидационных мероприятий и до её завершения не может быть ликвидирована организация (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.11.2014 N Ф05-11476/2014 по делу N А40-35794/14 ). Но предоставление права налоговым органам проводить проверку при ликвидации не дает им права отказать в регистрации ликвидации только на том основании, что проверка не закончена. Отказ, как правило, по другим основаниям – недостоверные сведения в ликвидационном балансе, то есть организация, зная, что проверка выявила задолженность перед бюджетом, указала на отсутствие кредиторской задолженности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2014 N Ф03-1546/2014 ).

Срок налоговой проверки

Если организация с большими оборотами, то налоговая воспользуется своим правом проверить организацию перед ликвидацией. Срок назначения проверки после получения уведомления Р15001 и внесения записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации не установлен.

В настоящее время процедура ликвидации никак не ограничена во времени, есть определённые этапы, которые установлены законодательством – в частности, кредиторам не может быть предоставлено менее двух месяцев на предъявление претензий.

Хотя п. 6 ст. 89 НК РФ установлено, что срок проведения проверки составляет два месяца, но на практике проверка может продолжаться гораздо дольше. Кроме того, проведение проверки может быть назначено не сразу после начала ликвидации, так как эти сроки в настоящее время не установлены. Как следствие, проверка может значительно увеличить срок ликвидации.

С 1 сентября 2017 года время ликвидации законодательно ограничено сроком в один год, и продление возможно не более чем на шесть месяцев. С учетом процедуры оформления результатов проверки и рассмотрения возражений налогоплательщика, возможно, будут внесены изменения и в порядок проведения проверки, чтобы это не препятствовало ликвидации организации.

glavkniga.ru

Налоговая проверка при ликвидации

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Процедуре ликвидации хозяйствующих субъектов, как правило, сопутствует выездная налоговая проверка.

Рассмотрим особенности налоговой проверки при ликвидации организации

Регистрация и ликвидация хозяйственных субъектов осуществляется регистрирующим органом – налоговой инспекцией. В какой момент налоговая инспекция узнает о предстоящей ликвидации организации? Учредителями (либо органами, принявшими решение о ликвидации) юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации подается в налоговый орган сообщение о начале процесса ликвидации (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №129-ФЗ)). И на основании поданного сообщения налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Таким образом, налоговой инспекции становится известна информация о процессе ликвидации налогоплательщика.

Ликвидатор юридического лица уведомляет налоговые органы о формировании ликвидационной комиссии, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Налоговая проверка при ликвидации – право или обязанность?

Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014).

Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г. Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).

Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.

Таким образом, процедура ликвидации налогоплательщика не всегда сопровождается проведением выездной налоговой проверки.

Важно!

Положения п.11 ст.89 НК РФ устанавливают право налогового органа на осуществление выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Как правило, ликвидируемые организации с «нулевой» отчетностью или организации с несущественными оборотами, не представляют интереса для налоговых органов.

В поле зрения налоговых органов попадают налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом, масштабы деятельности и пр.

И при этом не имеет значения, что в отношении данного налогоплательщика уже ранее проводилась проверка. При проведении проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Суды поддерживают право налоговых органов на повторное проведение проверки по одним и тем же налогам (решение АС Камчатского края от 28.12.2015 г. № А24-4330/2015).

Но, налоговые органы, воспользовавшись своим правом на проведение проверки, не могут ликвидировать юридическое лицо до момента ее завершения (постановление АС Московского округа от 18.11.2014 г. №Ф05-11476/2014).

Процедурные моменты

Налоговые органы при проведении налоговой проверки ликвидируемой организации используют те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ). В рамках проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (письмо Минфина РФ от 25.01.2012 г. №07-02-06/10).

Оформление результатов проверки

Проанализируем, какие оплошности налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля могут сыграть на руку налогоплательщика.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1,6 ст.100 НК РФ). А организация, подлежащая ликвидации вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.

После рассмотрения возражений налоговый орган должен вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Но, в ряде случаев налоговые органы нарушают процедурные моменты и предъявляют требование об уплате налогов ликвидируемой организации на основании одного лишь акта.

Важно!

Акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г. №А02-1081/2015).

www.audit-it.ru

Налоговая проверка при ликвидации ООО — что проверяют и как подготовиться

Здравствуйте! В этой статье расскажем о проверках, которые проводятся при ликвидации ООО.

Сегодня вы узнаете:

  1. Обязательна ли проверка при ликвидации ООО.
  2. Что могут проверить в процессе ликвидации.
  3. Когда закрытие ООО допустимо без проведения проверки.

Содержание

Ликвидация: суть понятия

Ликвидацией называют процесс, когда юридическое лицо полностью и окончательно прекращает свою деятельность. При этом права и обязанности никому не передаются.

Перед ликвидацией компания обязана:

  • В полном объеме произвести расчеты по всем долговым обязательствам;
  • Внести все обязательные платежи в государственный бюджет.

Ликвидация может быть произведена в добровольном порядке (если так решили учредители) и в принудительном по решению вынесенному судебными органами.

Но при любом раскладе вся процедура начинается с уведомления об этом ФНС.

Законодательное регулирование

Взаимодействие компании с ФНС по процедуре ликвидации регулируют:

  • ГК РФ;
  • НК РФ;
  • Закон о госрегистрации юрлиц.

Сразу отметим, что при ликвидации ООО вероятность налоговой проверки практически стопроцентная.

Этапы ликвидации

  • Избирается ликвидационная комиссия или ликвидатор в единственном лице;
  • Уведомляется каждый кредитор, письменным уведомлением и посредством публикации в СМИ;
  • Выявляются все задолженности;
  • Проводятся ревизионные мероприятия;
  • Составляется промежуточный баланс;
  • Производится гашение долговых обязательств перед кредиторами;
  • Формируется ликвидационный баланс;
  • Вносится запись в ЕГРЮЛ.

Как подготовиться к приезду проверяющих

После того как вы уведомили ФНС о ликвидации компании, осуществлять какие-то кардинальные перемены (особенно связанные с документацией) нельзя. Но некоторая подготовка все-таки допустима.

Итак, вы вполне можете:

  • Устранить мелкие недочеты и привести в порядок бухгалтерскую документацию;
  • Погасить кредиторскую задолженность, а документы о погашении сохранить.

Вообще, подготовиться к прибытию проверяющих можно эффективнее, если составить план погашения задолженности и тщательно проанализировать всю документацию. Только сделать это лучше до уведомления ФНС о ликвидации компании.

Также к моменту выездной проверки должен быть подготовлен ликвидационный баланс, а в СМИ опубликована информация о ликвидации вашей компании.

Выездная проверка при ликвидации ООО

В данном случае все проверочные мероприятия будут проводиться на вашей территории. Проводится такая проверка прежде всего для того, чтобы выявить, не нарушала ли ваша компания налоговое законодательство во время осуществления своей деятельности.

Проверяющие будут выявлять ошибки в работе бухгалтерии, искать факты неуплаты налогов и так далее.

Но есть ситуации, когда из-за приезда проверяющих нервничать не стоит:

  • Вы своевременно и аккуратно подавали декларации;
  • Вы честно уплачивали налоги все время, пока ООО существовало.

Что касается непосредственно процедуры, то для ее проведения решение выносит руководитель территориального отдела ФНС.

Вы же, со своей стороны, обязаны:

  • Предоставить проверяющим помещение;
  • Обеспечить их возможностью ознакомления с документацией.

Впрочем, права у вас тоже есть. Например, вы имеете право требовать при проведении осмотра или истребовании документации участия понятых.

Длительность проверки.

Прежде всего уточним, что проверку проведут независимо от того, сколько времени существовала ваша компания. Даже если ваш бизнес уже проверяли недавно, в процессе ликвидации проверку осуществят снова.

Если говорить о конкретных сроках проведения, то обычно он не превышает 60 дней. Он может быть увеличен только в случае непредвиденных обстоятельств.

В том случае, когда у вашей компании есть филиалы, проверка может длиться полгода. Но в то же время ее могут закончить раньше срока, по официальному распоряжению руководства ФНС.

Какой период проверяется.

Проверке подлежат последние 3 года деятельности вашей компании, а также период того года, в котором вы приняли решение о ликвидации.

Какие документы могут истребовать.

Этот список при необходимости может быть дополнен.

Права проверяющих.

В процессе выездной проверки инспекторы имеют право:

  • Осматривать территорию и помещения;
  • Просматривать и анализировать документацию;
  • Ксерокопировать документацию;
  • Осуществлять видеосъемку и фотографирование;
  • Проводить ревизии.

Важные нюансы.

  • Если у вас отсутствует возможность предоставить какую-либо документацию проверяющим, уведомите их об этом в письменном виде и указав причины;
  • Если вы попытаетесь скрыть или умышленно предоставить информацию не полностью, то можете быть подвергнуты административному взысканию;
  • Если по итогам проверки вы будете уклоняться от принятия результата, документ вам отправят почтой.

Фиксация результатов.

Результаты, которые будут получены в ходе проверочных мероприятий отражаются в протоколе и закрепляются в итоговой справке. В ней же отразят сумму задолженности (если она будет выявлена), все нарушения, если таковые имеют место.

Несогласие с результатами.

Если вы с результатами проверки категорически не согласны, у вас есть право их обжаловать. Для этого свои претензии излагаете в письменном виде и направляете руководителю ФНС. У вас есть на это 15 дней с той даты, когда вы получили результаты проверки.

Камеральная проверка

Ее осуществляют на территории ФНС. Проверять будут налоговые декларации, которые вы подавали, а также промежуточный и ликвидационный балансы.

Чтобы провести камеральную проверку, инспекторам не нужно ждать решения руководства и уведомлять об этом ликвидационную комиссию.

В ходе мероприятий проверяющие будут искать различные ошибки и расхождения в сведениях. Если их выявят, вам будет направлено требование предоставить разъяснения по данным фактам либо внести коррективы в документацию. На это отводится пять дней.

Ликвидация ООО без проверки

Проведение проверки компании, которая ликвидируется – это право, но не обязанность представителей налоговой службы. Поэтому, если у ФНС отсутствуют претензии к вашей фирме, проверки можно избежать.

Есть следующие варианты ликвидации ООО без общения с инспекторами:

  • Ликвидировать компанию с нулевым балансом;
  • Обратиться за помощью к юристу-посреднику или специализированной фирме;
  • Решить вопросы по долгам с дебиторами и кредиторами;
  • Закрыть все задолженности перед государством;
  • Продать компанию.

Также вам не стоит переживать по поводу проверки, если деятельность ваша компания не вела в течение трех лет.

При этом нужно соблюсти ряд условий:

  • Наемный персонал отсутствует;
  • Начисление и выплата зарплаты не осуществляется;
  • Операции по открытым банковским счетам не производятся.

Ликвидация с нулевым балансом

Для признания баланса нулевым должны быть соблюдены некоторые условия:

  • У вашей компании нет долгов и вы фактически не ведете деятельность;
  • Вы можете подтвердить нулевой отчетностью, что доходов и расходов у компании нет;
  • Сумма прибыли равна нулю либо вообще отрицательная.

При выполнении этих условий налоговая проверка вам не грозит и ликвидация пройдет быстрее.

Продажа компании

Также есть методы ликвидации, которые являются альтернативными. Один из таких – продажа компании. В этом случае фирма функционирует и дальше, но учредители к ней никакого отношения иметь не будут.

Сразу оговоримся, что этот метод противозаконным не является. Его суть состоит в том, что за определенную плату доля в уставном капитале в полном объеме передается другим лицам.

В итоге меняется руководство и фирма переходит к новому собственнику.

Перевод компании в другой регион

В этом случае происходит не только смена юридического адреса, но и фактического расположения компании. А это означает, что ООО снимут с учета в пункте А. и поставят в пункте Б.

Таким образом, ФНС не сможет применить штрафные санкции и провести выездные проверочные мероприятия, так как изменится территориальная подведомственность.

Этим методом могут воспользоваться те, у кого есть задолженность по налоговым платежам либо перед кредиторами.

Заключение

Налоговая проверка в любом случае вызывает волнения и опасения, даже если вы ничего не нарушали. Если вы не уверены, что в вашей компании все идеально, привлеките аудитора и проведите полный анализ деятельности, причем до того, как поставите в известность ФНС о своем желании провести ликвидацию фирмы.

Но если долгов по налогам у вас нет, а вся отчетность предоставлялась вовремя, бояться вам нечего, процедура пройдет без особого ущерба для средств и нервов.

kakzarabativat.ru

Налоговая проверка при ликвидации

Выездные налоговые проверки в отличие от других типов налогового контроля могут совершаться только с официального распоряжения руководителя налоговых органов и осуществляться на территории, принадлежащей проверяемому предприятию или организации-налогоплательщику. На сегодняшний день это самый эффективный способ точного налогового контроля, поскольку позволяет выявить даже самые незначительные отступления от пунктов соответствующего законодательства, а также нарушения, допущенные по умыслу или некомпетентности ведения бухгалтерии юридических лиц. Таким образом, если уполномоченные представители налоговых органов заблаговременно предупреждают о предстоящей проверке – это плановое мероприятие, если же представители налоговых органов объявляют о проверке прямо перед ее началом – это выездное комплексное мероприятие, не зависящее от сроков давности предыдущих проверок.

Основная задача любой налоговой проверки – это получение результатов о хозяйственной и финансовой деятельности данного конкретного налогоплательщика, правомочности и безошибочности, а также своевременности финансовых исчислений. Помимо этого выявляются не только несоответствия в документах, но и проводится анализ нарушений. По выявленным фактам формируется доказательная база, на основе которой проводится доначисление сумм недоплаченных налогов, а налогоплательщик привлекается к ответственности. Налоговые органы стараются не допускать ситуаций, при которых предприятие-налогоплательщик не подвергалось бы проверкам более трех лет. Очень часто выездные комплексные налоговые проверки связаны с полной ликвидацией фирм, поскольку являются ее неизменным завершением. При этом выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица не относится к категории очередных и проводится без учета сроков и предметов предыдущих проверок.

Ликвидация компаний или юридических лиц по ст. 61 ГК РФ означает полное прекращение их деятельности и может быть произведена по многим основаниям, в том числе по решению собственников фирмы. При этом учредители юридического лица, в компетенцию которых входит принятие решения о ликвидации, обязаны в течение следующих 3-х рабочих дней в письменной форме установленного образца уведомить об этом уполномоченные регистрирующие органы, применив соответствующие юридические формы. По действующему законодательству это форма N P15001 и форма N PH0005 Налогового Кодекса РФ. После получения письменного решения о ликвидации, в Единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный регистрирующий орган вносит запись, свидетельствующую о том, что конкретное юридическое лицо начинает процесс ликвидации. Начиная с этого момента, категорически не разрешаются любые изменения в учредительной документации ликвидируемого юридического субъекта, а также, регистрация новых юридических лиц, где в качестве учредителя выступал бы данный юридический субъект.

После принятия решения о полной ликвидации конкретной организации или предприятия для выяснения требований и претензий со стороны кредиторов составляется промежуточный ликвидационный баланс, целью которого является выявление реального финансового положения ликвидируемого юридического объекта. В промежуточный ликвидационный баланс включаются все сведения об активах и пассивах организации, задолженности предприятия и составе имущества. На основании полученных данных налоговые органы, в компетенцию которых входит осуществление контрольных мероприятий, принимают решение о проведении или не проведении выездной проверки ликвидируемого юридического объекта.

В соответствии со ст. 82 НК РФ субъекты налогового контроля, которыми являются должностные лица, служащие в налоговых органах, могут осуществлять налоговые проверки в различных формах. Это может не ограничиваться только проверкой бухгалтерской документации и ее соответствия требованиям и нормам законодательства. Контрольная проверка может включать и личный осмотр помещений и объектов, принадлежащих юридическому лицу. Также это может быть и получение разъяснений по тем или иным фактам выявленных нарушений от налогоплательщиков, причастных налоговых агентов или плательщиков налоговых сборов.

Одним из видов налогового контроля, предусмотренного действующим законодательством, считается выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица. Согласно п.1 ст. 89 Налогового Кодекса она может осуществляться как на территории, принадлежащей налогоплательщику, так и в налоговых органах, если у организации налогоплательщика отсутствует реальная возможность предоставить необходимые условия для ее осуществления.

При проведении выездной налоговой проверки при ликвидации инспекторы обязаны предъявить налогоплательщику соответствующее решение о необходимости проведения проверки по форме N АП-3-16/318, утвержденное руководителем налогового органа, а также собственные служебные удостоверения. Налогоплательщик, в свою очередь, обязан предоставить необходимую информацию и предъявить требуемые документы: учетные записи доходов и расходов организации, заключенные договора, документы, подтверждающие банковские и кассовые операции.

В процессе проведения проверки налоговые инспекторы имеют полное право на досмотр любых помещений и объектов в присутствии понятых, проведение инвентаризации, принудительное изъятие документов, не предоставленных налогоплательщиком в добровольном порядке. Предоставление должностным лицам документов юридического лица производится на основе ст.93 Налогового Кодекса РФ. Проверяемая организация имеет право предоставить заверенные копии требуемых документов, но сделать это необходимо в течение 5 дней после того, как требование получено. Федеральные органы исполнительной власти допускают передачу необходимой документации в электронном виде с помощью соответствующих телекоммуникационных каналов связи. Помимо этого требуемая документация может быть передана в налоговые органы лично, через представителя или путем отправления заказного письма.

Кроме этого, получив письменное разрешение о необходимости проведения инвентаризации, где указаны сроки и причины, вызвавшие ее, налогоплательщик обязан оказать помощь и содействие уполномоченным представителям налоговых органов. Инвентаризация также проходит с участием понятых лиц, а при осмотре допускается присутствие проверяемого или его представителя, а также специалистов. Поскольку цель инвентаризации – сопоставить документальные данные с действительными, стоит учитывать, что воспрепятствование или отказ в доступе к осмотру любых помещений должностному лицу, уполномоченному осуществить налоговую проверку, предусматривает штраф. В процессе инвентаризации налоговые органы имеют право на проведение фотосъемки или видеозаписи. О проведении досмотра также составляется официальный протокол. Налогоплательщик, в свою очередь, имеет право не предоставлять должностным проверяющим лицам документацию или любые предметы, которые не имеют отношения к процессу проверки. Также по законодательству он имеет полное право воспрепятствовать выемке любой документации в ночное время.

О проведении изъятия требуемой документации или предметов в присутствии понятых должностное лицо обязано составить протокол выемки с полным перечислением предметов и документов, указанием их точного количества, индивидуальных качественных признаков изъятых предметов и по возможности их стоимости.

Если у представителей налоговых органов, проводящих контрольно-проверочные мероприятия, есть основания предполагать, что подлинные документы могут быть сокрыты, уничтожены или же исправлены налогоплательщиком, то они имеют полное право изъять подлинную документацию с целью тщательной перепроверки. После изготовления копий с оригиналов документов они остаются у владельца или лица, у которого они были изъяты на весь период проверки. При невозможности снять копии в оперативном порядке одновременно с изъятием необходимой документации они передаются налоговыми органами в течение 5 дней лицу, у которого были изъяты вместе с копией протокола о выемке. Если представители налоговых органов, в компетенцию которых входит проверка, нарушают правила изъятия, то полученные впоследствии доказательства не будут обладать юридической силой.

Цель, которую преследует выездная налоговая проверка при ликвидации организации-налогоплательщика: выявление нарушений, связанных с ведением бухгалтерии и занижением налоговой базы конкретного юридического лица.

Продолжительность выездных мероприятий по проверке налоговыми органами должна составлять не более двух месяцев. Однако в ряде случаев продолжительность хода проверки может быть продлена. Если возникает необходимость в проведении встречной проверки, если юридическое лицо является крупным налогоплательщиком, если во время налоговой проверки возникают форс-мажорные обстоятельства или появляется необходимость в проверке организаций партнеров, законодательством РФ предусмотрено продление срока до трех месяцев. Если выездная налоговая проверка затрагивает сеть филиалов, то к первоначальному сроку добавляется по месяцу на каждый объект. Но общий срок проверки не может превышать полгода. Кроме того, выездная налоговая проверка может быть прекращена досрочно по официальному решению руководителя налогового органа.

В случае, если выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица обнаруживает грубые и систематические нарушения правил учета доходов и расходов организации, то предприятие подвергается штрафным санкциям. Сумма штрафа обычно составляет 10% от общей установленной суммы невыплаченных налогов. Если же в ходе комплексной налоговой проверки выявляются нарушения правил ведения бухгалтерского учета, то к юридическому лицу также применяются штрафные санкции.

При неуплате налогов в результате преднамеренного занижения общей налоговой базы предприятия оно также наказывается штрафом, составляющим 40% от общей невыплаченной суммы. Если же занижение было результатом бухгалтерской ошибки, то штраф составит 20%.

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением протокола о ее проведении. Уполномоченные представители налоговых органов обязаны вручить его юридическому лицу в течение 24 часов с момента составления. Оформление результатов должно быть проведено в соответствие со ст.100 Налогового Кодекса РФ. Если результаты оформлены с нарушениями, то налогоплательщик имеет полное право на обращение в судебные органы и признание итогов проверки недействительными. Если протокол о результатах проверки составлен в соответствии с существующими законодательными требованиями, то юридическое лицо имеет право отказать налоговым органам в последующей передаче дополнительных документальных материалов.

Заключительный акт о завершении проверки налоговые органы обязаны передать налогоплательщику не позднее, чем через два месяца после получения протокола. В акте должен быть отражен полный перечень выявленных в ходе мероприятия нарушений действующего налогового законодательства, а также предложения налоговых органов по их решению и устранению. К заключительному акту в обязательном порядке должны быть приложены все документы, касающиеся проведения проверки. Налогоплательщик имеет право не подписывать акт, поскольку его подпись является формальностью и не имеет юридического значения. В ситуации, когда налогоплательщик не имеет возможности или осознанно уклоняется от получения акта под расписку, налоговые органы имеют право выслать его заказным письмом по зарегистрированному юридическому адресу.

Акт о проведенной выездной налоговой проверке крайне важный документ, особенно в ситуации, когда спор с налоговыми органами доходит до судебных разбирательств. Все неточности, несоответствия и ошибки, допущенные сотрудниками налоговых органов налогоплательщик, может использовать в собственную пользу. Поэтому при получении акта о проведении проверки, необходимо проверить не только его соответствие установленной форме, но и наличие указанных приложений, правильность и совпадение расчетов, проведенных сотрудниками налоговых органов, присутствие ссылок на законодательные акты и нормативные документы в тех пунктах, где указаны выявленные нарушения. Предприятие или индивидуальный налогоплательщик имеет право при обнаружении несоответствий в акте обратиться в письменной форме к руководителю налоговых органов с возражениями. Согласно ст.100 Налогового Кодекса РФ на это он имеет 15 дней с момента официального получения акта.

Материал для статьи подготовлен на основе практики по

nalvest.com

Смотрите так же:

  • Как платить налог за машину в 2018 году Налог на автомобили в 2018 году Для целей расчета и уплаты транспортного налога дорогостоящими считаются автомобили средней стоимостью от 3 млн рублей и выше (п. 2 ст. 362 НК РФ). При расчете транспортного налога в отношении таких […]
  • Образец купли продажи земельного участка с участием несовершеннолетних НАСТОЛЬНАЯ КНИГА НОТАРИУСА В двух томах Том I Учебно-методическое пособие Издание 2-е, исправленное и дополненное Раздел I. Организация нотариата Раздел II. Правила совершения отдельных видов нотариальных действий Глава 6. Общие условия […]
  • Трейлерные суда Трейлерные и контейнерные суда По данным отечественных и иностранных источников в книге обобщены и систематизированы сведения о конструктивных особенностях и оборудовании трейлерных и контейнерных судов и их экономической эффективности. […]
  • Образец приказа выход с декретного отпуска Приказ о выходе на неполный рабочий день с сохранением пособия (образец) Право на пособие не утрачивается, если работник вышел на неполный день Главным условием сохранения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет или компенсации, […]
  • Приказ фгуп охрана мвд россии 507 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 мая 2011 г. N 367 г. Москва "О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской […]
  • Приказ мо 444 2012 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 444 г. Москва "О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации" Изменения и […]

Обсуждение закрыто.