Введение нового закона об образовании в рф

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. № 188-ФЗ “О внесении изменения в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (не вступил в силу)

Принят Государственной Думой 21 июня 2018 года

Одобрен Советом Федерации 27 июня 2018 года

Внести в часть 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 30, ст. 4217; 2016, N 1, ст. 9) изменение, изложив ее в следующей редакции:

«9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Москва, Кремль
3 июля 2018 года
№ 188-ФЗ

Обзор документа

На педагогов, участвующих в подготовке и проведении ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) в рабочее время, освобожденных от основной работы на период экзаменов, распространены гарантии и компенсации, которые ранее были установлены трудовым законодательством только в отношении работников, участвующих в проведении ЕГЭ.

Размер и порядок компенсации устанавливаются субъектом Федерации.

www.garant.ru

Новый закон об образовании: развитие или имитация

Законопроект об образовании старательно обходит тему ответственности государства

Новый закон принесет пользу только в том случае, если создаст правовые механизмы ответственности государства за обеспечение конституционных прав граждан на образование.

Закончилось организованное по инициативе президента виртуальное общественное обсуждение проекта нового закона «Об образовании». Наверное, было бы сильным преувеличением сказать, что оно вызвало в обществе большой интерес. Впрочем иного и не стоило ожидать, особенно после того как стало очевидно, насколько слабо первое такое обсуждение (законопроекта о полиции) повлияло на результат. Ведь принятый закон о полиции отличается от проекта лишь по форме, а по сути почти не изменился.

Трудно оценить число участников обсуждения (на сайте zakonoproekt2011.ru оно не указано), но число поправок, поданных к закону об образовании, уступает числу поправок к закону о полиции вдвое. Думаю, есть и еще одна причина такой пассивности:

многие считают, что реальная ситуация в образовании несильно изменится от того, будет ли принят новый закон или нет. И, пожалуй, трудно с этим не согласиться: в последние годы власть давала слишком много примеров того, что отнюдь не законы оказывают главное влияние на реальную жизнь.

Наконец, понятна и разница между обсуждением в интернете и реальной дискуссией, возможной лишь при наличии независимых политически значимых национальных СМИ и политической конкуренции.

И все же хорошо, что появилась еще одна возможность привлечь внимание общества и власти к проблемам образования. Ведь за два последних десятилетия отношение к образованию менялось не в лучшую сторону.

Гладко было на бумаге…

Первый закон Российской Федерации об образовании, принятый в 1992 году, был документом прорывного характера. Его разрабатывали люди, понимавшие значимость образования для развития страны и стремившиеся, не теряя накопленной материальной и научно-методической базы советского образования, раскрепостить систему образования, дать ей академические свободы. И при этом обеспечить ответственность государства за финансирование сферы образования.

А еще раньше был указ № 1 первого президента России Б. Н. Ельцина о мерах по развитию образования, принятый «исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России, обеспечения приоритетности сферы образования». В нем помимо повышения зарплаты учителей не ниже уровня средней по промышленности, а студенческих стипендий не ниже минимальной зарплаты предусматривались такие меры, как «подчинение органов государственного управления образованием и наукой непосредственно президенту», направление «ежегодно за рубеж для обучения, стажировки, повышения квалификации не менее 10 тысяч учащихся, аспирантов, преподавателей и научно-педагогических работников»…

Увы, в последующие годы указ остался лишь на бумаге, а закон об образовании подвергся ревизии: из него последовательно исключались нормы, содержащие финансовые обязательства государства. В последние годы процесс выхолащивания закона усилился: для власти оказались более важными не интересы системного развития образования, а экономия бюджетных расходов. В результате работы органа, который был определен как «не место для дискуссий»,

с 2004 года изменения в закон об образовании вносились 50 (!) раз (для сравнения – в 1996–2003 гг. парламентом было внесено десять изменений).

Сегодня действующая редакция закона изобилует формулировками «пункт утратил силу» и не отвечает потребностям системы образования.

Поэтому цель нового закона, поставленная правительственной комиссией в 2009 году при утверждении концепции законопроекта – «установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования», была вполне разумной. Вот только решает ли новый проект поставленные задачи?

Характерно, что если текст действующего закона об образовании начинается с положений, определяющих основные принципы государственной политики в области образования, то новый законопроект сферу политики и ответственности государства старательно обходит.

Он концентрируется на принципах правового регулирования отношений в сфере образования. Это разумный и правильный подход: работающий закон должен содержать не декларации и благие пожелания, а четкие правовые нормы, сводящие к минимуму возможность их неоднозначного толкования и применения. Но, увы, именно этой четкости законопроекту и не хватает. Вместо правовых норм прямого действия

проект изобилует отсылочными нормами, передавая решение всех важных вопросов на уровень органов исполнительной власти, по сути на уровень ведомственных приказов или уставов, утверждаемых учредителем образовательной организации.

Прежде всего это относится к финансовой ответственности государства в сфере образования. В проекте смешиваются два различных подхода к образованию – как к общественному благу и как к деятельности по оказанию образовательных услуг, что неизбежно приводит к противоречиям.

Изучая законопроект, трудно избавиться от впечатления, что он готовился разными группами разработчиков, представляющими различные ведомственные подразделения, решавшие свои узкие задачи. Такую «лоскутность» не удалось устранить до публикации текста на сайте: очевидно, был жестко установлен срок начала обсуждения — 1 декабря. Это привело к неполноте и несогласованности понятийного аппарата, к различной глубине проработки правовых норм для разных уровней образования, наконец, к сохранению в тексте явных стилистических ошибок и «тяжелого» языка, делающего затруднительным понимание закона для многих педагогов, обучающихся и их родителей, не имеющих специальной юридической подготовки.

Нужна постатейная доработка

В представленном проекте закона «Об образовании» есть полезные новации по сравнению с ныне действующим, например правовые нормы, расширяющие самостоятельность образовательных организаций, поддерживающие интеграцию российской системы образования в общеевропейское образовательное пространство, экспериментальную деятельность в образовании, и ряд других. Однако новый закон принесет пользу только в том случае, если обеспечит главное – создаст правовые механизмы ответственности государства за обеспечение конституционных прав граждан на образование.

На мой взгляд, важнейшие вопросы сферы образования должны решаться на уровне закона – публично и надолго. При этом

ключевое значение имеет законодательное закрепление ответственности государства за создание материальных условий, необходимых для реализации образовательных прав.

Поэтому я выделил несколько принципиальных вопросов, которые предлагаю решить именно в законе (конкретные формулировки можно найти на сайте партии «Яблоко», поддержавшей эти поправки).

Первое. Введение финансовых гарантий обеспечения прав граждан на бесплатное образование – утверждение нормативов бюджетного финансирования образования на уровне закона, при принятии федерального бюджета, в частности утверждение единых федеральных минимальных нормативов финансирования школьного образования (сегодня в различных регионах размеры «подушевых» бюджетных расходов на одного учащегося различаются в разы).

Второе. Увеличение на законодательном уровне числа бюджетных мест в ВУЗах и законодательная защита ВУЗов от сокращения бюджетного финансирования в случае отчисления определенной части студентов, неспособных освоить образовательные программы.

Третье.Защита преподавателей от принуждения к вступлению в политические партии и к работе в избирательных комиссиях. Кстати, такая норма в отношении обучающихся в законопроекте присутствует – почему же ее нет в отношении преподавателей? Не потому ли, что их «административное» принуждение к агитации за «Единую Россию» и к работе в избирательных комиссиях стало скорее правилом, чем исключением? Но как можно требовать от учителей и директоров школ честности и объективности при проведении ЕГЭ, если они получают совсем другие «уроки», вольно или невольно участвуя в фальсификациях на выборах?

Четвертое. Законодательное ограничение аудиторной нагрузки преподавателей (для учителей – не более 18 часов в неделю на одну ставку) и законодательные (а не устанавливаемые подзаконными или локальными актами) гарантии возможности получения преподавателем раз в десять лет длительного оплачиваемого отпуска на срок от шести месяцев до одного года.

Пятое.Создание школьных управляющих советов для привлечения общества к участию в управлении образованием. В концепции законопроекта ставилась задача «законодательного обеспечения открытости системы образования». В этом отношении в новом законе есть новации, заслуживающие поддержки, например перечень сведений, которые образовательная организация обязана размещать на своем сайте в интернете. Но открытость – это не только размещение информации. Это и открытость для ответственного участия общества в делах образования. В законопроекте декларируется государственно-общественный характер управления образованием, однако соответствующие правовые формы управления в нем не сформированы.

Возможности практического участия преподавателей, обучающихся, их родителей (и шире – общества) в управлении образованием в законе лишь декларируются, конкретные механизмы в нем лишь намечены.

Привлечение общества к участию в управлении образованием особенно важно в сфере общего образования, ведь со школой связана практически каждая семья. Это способствовало бы развитию гражданского общества, преодолению замкнутости школы и ее отставания от потребностей общества. Формой такого участия может стать школьный управляющий совет, в котором участвуют и родители, и преподаватели, и старшеклассники, и представители местного сообщества (кстати, такие советы созданы в сотнях школ и доказали свою эффективность, но им не хватает законодательной базы). Я предложил дополнить закон новой статьей, определяющей полномочия управляющих советов (основанной на законопроекте, внесенном мной еще в 2003 году, но отклоненном без обсуждения в 2004-м.).

Практически каждая статья проекта нового закона «Об образовании» нуждается в доработке. Я предложил лишь несколько поправок, по судьбе которых можно будет делать выводы о том, готовы ли инициаторы закона на деле обеспечить ответственность государства за соблюдение прав граждан на образование, готовы ли они решать важнейшие проблемы образования на уровне закона, публично.

Обсуждать всем миром

Отказ от публичного обсуждения и решения важнейших вопросов развития образования на законодательном уровне, передача их решения на уровень исполнительных органов власти представляют большую опасность. Эта очевидная истина получила еще одно подтверждение в последние дни, когда всплыла история с проектом государственного образовательного стандарта для старшей школы, подготовленным к утверждению Министерством образования и науки. Как известно, этот проект «прославился» тем, что в нем исключены из числа предметов, обязательных для изучения старшеклассниками, русский язык и литература, математика, история…

Лишь развернувшаяся кампания протеста, собравшая в интернете за два дня большее число участников, чем обсуждение закона «Об образовании» за два месяца, смогла пока приостановить подписание приказа о его утверждении.

Интересно, что еще в 2002 году в Государственной думе третьего созыва был принят в первом чтении, а в конце 2003 года подготовлен к принятию закон «О государственном стандарте общего образования», подробно определяющий основные компоненты образовательного стандарта, в том числе и минимальный перечень образовательных областей и учебных предметов, в который, конечно же, входили и русский язык, и литература, и математика, и история. Однако в 2007 году он был снят с рассмотрения. Разумеется, без дискуссий.

Автор – председатель комитета по образованию и науке Думы 3-го созыва, член бюро партии «Яблоко»

m.gazeta.ru

Презентация к уроку на тему:
Новый закон об образовании

В презентации показаны десять основных положений нового закона об образовании. Материал поможет родителям получить ответы на часто возникающие вопросы, появляющиеся с введением нового закона об образовании.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Новый закон об образовании

Десять основных положений нового закона об образовании 1. Школьное образование остается бесплатным По новому закону государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образованных стандартов (ФГОС). При этом платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

Десять основных положений нового закона об образовании 2. Мониторинг эффективности вузов становится ежегодным и обязательным как для государственных, так и для частных вузов Осенью 2012 года Минобрнауки впервые провело мониторинг высших учебных заведений. В нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По его итогам около 30 университетов и 262 филиала были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации.

Десять основных положений нового закона об образовании 3. Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) будут действовать пять лет Раньше результаты ЕГЭ были действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска. Теперь у тех, кто не смог поступить в университет сразу после окончания школы, шансов сделать это стало больше.

Десять основных положений нового закона об образовании 4. Изменяется порядок поступления в вузы для льготников Новый закон устанавливает квоту в пределах 10% для поступления инвалидов в вуз. Остальные категории — дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств — будут бесплатно учиться на подготовительных отделениях вузов. Возможность такого обучения допускается только один раз, при этом дает преимущество при поступлении в университет.

Десять основных положений нового закона об образовании 5. Дошкольное образование становится первым уровнем в системе образования Дошкольное образование станет первым уровнем в системе непрерывного образования, которая включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее. При этом дошкольный уровень не предусматривает итоговых экзаменов или других форм оценки детских знаний. Учить ребенка в детсаду будут бесплатно, но за присмотр родители, как и раньше, должны платить сами. Детям из малообеспеченных семей будут предоставлены льготы. Дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом будут по-прежнему освобождены от платы.

Десять основных положений нового закона об образовании 6. Муниципалитеты обязаны предоставить ребенку место в первом классе По новому закону местный орган управления образованием закрепляет за каждым микрорайоном школу и обеспечивает прием туда детей, проживающих на данной территории. Администрация учебного заведения может отказать принять ребенка в первый класс только при отсутствии свободных мест. В этом случае управление образованием должно предоставить родителям информацию о вакантных местах в других школах микрорайона.

Десять основных положений нового закона об образовании 7. Учитываются индивидуальные потребности учащихся Закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях. В документе уделено внимание получению образования одаренными детьми. Таким образом, закон ориентирован на разные образовательные потребности и устанавливает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. В частности, законодатель закрепляет право учащегося на индивидуальный учебный график и на выбор предметов по курсу.

Десять основных положений нового закона об образовании 8. Изменяется система профессионального образования Теперь в систему высшего образования входят бакалавриат, специалитет и магистратура, а также послевузовское профессиональное образование. Училища переходят в систему среднего профессионального образования в качестве первой ступени подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Согласно закону, среднее профобразование должно быть общедоступным. .

Десять основных положений нового закона об образовании 9. Учителя получают особый статус Новый закон впервые законодательно закрепляет особый статус педагогического работника. В том числе, учителя получают право пройти дополнительное профобразование по профилю не реже, чем один раз в 5 лет. Новый закон также закрепляет норму, по которой расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в данном субъекте РФ.

Десять основных положений нового закона об образовании 10. Государственная аттестация девятиклассников становится обязательной Государственная итоговая аттестация (ГИА) для девятиклассников становится обязательной. Эксперименты по введению ГИА проводились в различных регионах с 2002 года. Экзамен проходит в виде тестирования на специальных бланках, похожих на бланки ЕГЭ. За организацию и проведение аттестации девятиклассников отвечают региональные власти, которые также проводят обработку результатов. Разработка контрольных измерительных материалов происходит на федеральном уровне.

Десять основных положений нового закона об образовании Одним из самых важных нововведений, предусматриваемых законопроектом, можно считать появление общественного контроля над образовательными организациями. В частности, учебные заведения будут обязаны иметь актуальный интернет-сайт, публиковать отчеты о самообследовании и предоставлять возможность проводить оценку эффективности образовательного процесса.

nsportal.ru

Учебно-методический материал по теме:
Доклад на тему «Закон об образовании в РФ»

Доклад с презентацией посвящен введению с 1 сентября 2013 года в действие нового Закона об образовании РФ.

Предварительный просмотр:

Кадетская школа 2ДКК ДГТУ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Уважаемые коллеги, мой доклад будет посвящен нашей с вами работе в условиях введения в действие нового Закона об образовании РФ. Необходимость его принятия появилась уже давно. В последние годы возник явный разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением.

29 декабря принят Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ

Новый закон об образовании весьма существенно отличается от старого. Положения закона РФ «Об образовании» касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам ), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

Вступление в силу

Федеральный закон №273 вступает в силу
1 сентября 2013 года. Исключение составляет ч. 6 ст. 108, вступившая в силу со дня официального опубликования закона.
Положения, касающиеся изменений в вопросах финансирования, вступают в силу с 1 января 2014 года.

Данный закон не только сохраняет существующие государственные гарантии прав граждан на образование, но и создаёт новые. В нем нашли отражение лучшие образовательные практики и технологии, а также международный опыт.

Федеральным законом обеспечивается формирование эффективных механизмов:

правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования;

реализация права на образование в полном объеме, государственных гарантий на получение качественного образования;

укрепления защиты интересов личности в области образования.

Новый закон « Об образовании в Российской федерации » заменит 2 базовых закона, принятых в 90-х гг.:

Закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.92 г.;

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.96 г.

Текст закона содержит 760 частей, представленных в 110 статьях, которые объединены в 15 глав, многие положения которых являются новшествами в сфере образования.

Основные задачи нового закона об образовании:

  • Создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;
  • Расширение образовательных возможностей граждан;
  • Комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;
  • Обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

Принципы, используемые в законопроекте:

  1. обеспечение права каждого на образование, в том числе:
  • обязательность общего образования; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования,
  • обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями;
  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, к закону, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;
  3. запрещение дискриминации в сфере образования;
  4. автономия образовательных организаций;
  5. демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников и обучающихся (их законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией;
  6. обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
  7. установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ.
  8. включение российского образования в мировое образовательное пространство;
  9. признание равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе образовательных организаций различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей);
  10. открытость системы образования внешним запросам (например, путем закрепления механизмов участия заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности);
  11. информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
  12. внедрение в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения;
  13. закрепление условий и порядка ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

В соответствии с новым законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартам и.

Формы получения образования и формы обучения

В Российской Федерации образование может быть получено:

  1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очно, заочно, очно-заочно);
  2. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования или самообразования).

Новые формы реализации и освоения образовательных программ

  • Дистанционные образовательные технологии;
  • Электронное обучение;
  • Обучение по интегрированным образовательным программам;
  • Экспериментальная и инновационная деятельность.

Впервые в законе появились статьи, регулирующие электронное обучение и дистанционное образование, а также связанные с ним аспекты применения электронных образовательных ресурсов.

Новый закон вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: «образование», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика» и др.
Изменился термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».

Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, т. е. требование о некоммерческом характере организации, а также о том, что образование должно быть основной целью ее деятельности – сохранено.

Вместе с тем, далеко не любую образовательную деятельность разрешено вести организациям, осуществляющим обучение – отдельным видам организаций разрешено реализовывать вполне конкретные программы. Так, коммерческие структуры ограничены профессиональным обучением и дополнительным образованием, а также дошкольным, и не могут открыть, например, школу.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает новые по сравнению с Законом РФ «Об образовании» определения понятий «учащийся» и «обучающийся».

Обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Новое в законе, что касается школы :

  • преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закрепленной территории;
  • индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах;
  • отбор детей по конкурсу в творческие учебные заведения;

закрыть сельскую школу можно будет только с одобрения сельского схода.

Права учащихся в Федеральном
законе «Об образовании в Российской Федерации» существенно расширены и конкретизированы по сравнению с теми, которые были установлены Законом РФ «Об образовании». Более того, их перечень не является закрытым и может быть изменен нормативными правовыми актами РФ, а также локальными нормативными актами.

Статья 45 нового закона регламентирует порядок защиты прав обучающихся

Согласно части 1 данной статьи в целях защиты своих прав обучающиеся, а также родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий;
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
3) использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов.

В ст. 43 детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. В частности, согласно п. 1 ч. 1 данной статьи обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 44 родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Дисциплинарная ответственность обучающихся

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет три вида дисциплинарных взысканий:
замечание, выговор, отчисление.

Замечание и выговор как мера дисциплинарного взыскания может быть применена к обучающимся с 5-го класса.

За неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 статьи 43 Закона, допускается применение отчисления к обучающимся, достигшим возраста 15 лет.

Для учеников младших классов могут по-прежнему устанавливаться правила поведения в образовательном учреждении и меры воздействия за их нарушение. Однако их следует называть «мерами воспитательного воздействия».

В рамках обучения по образовательным программам основного общего образования,
интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе создаются соответствующие общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», » кадетская школа».

Статья 87 посвящена особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования . Согласно ч. 3 данной статьи примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации.

Понятие инклюзивного образования введено в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно закону под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей (п. 27 ст. 2).

Информационная открытость образовательной организации (ст. 29)

Образовательная организация обязана публиковать на своем сайте копии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний.

Информация и документы, указанные в части2 статьи 29 если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально-общественная аккредитация, образовательные и профессиональные стандарты). Ст. 95 посвящена проведению независимой оценки качества образования.

Новации в педагогической деятельности

Оценка соответствия проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам и условия их освоения обучающимися.

Конфликт интересов педагогического работника

Ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Сохранение академических прав и свобод:

  • Сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 ч. в нед
  • Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск
  • Длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы
  • Досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
  • Предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
  • Дополнительное профессиональное образование
  • (повышение квалификации, переподготовка)
  • 1 раз в 3 года (было 1 раз в пять лет)
  • Оплата труда работников муниципальных общеобразовательных организаций
  • не может быть ниже средней заработной платы в субъекте РФ, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
  • Ежемесячная денежная компенсация
  • на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями включается в оклады (должностные оклады) педагогических работников
  • (сейчас это самостоятельная выплата)

Статья 48. Обязанности и ответственность
педагогических работников

Педагогические работники обязаны:

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации , принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Основания для увольнения

Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:

  • 1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
  • 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
  • 3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Желаю Вам, уважаемые коллеги, вдумчивого кропотливого изучения нового закона об образовании в Российской Федерации, плодотворной работы по его реализации! Здоровья, оптимизма, новых профессиональных достижений!

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Доклад подготовила учитель начальных классов 2ДКК ДГТУ Белогубова Наталья Федоровна

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 Г . № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Вступление в силу Федеральный закон №273 вступает в силу 1 сентября 2013 года. Исключение составляет ч. 6 ст. 108, вступившая в силу со дня официального опубликования закона. Положения, касающиеся изменений в вопросах финансирования, вступают в силу с 1 января 2014 года. Согласно части 5 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

Новый закон « Об образовании в Российской федерации » заменит 2 базовых закона, принятых в 90-х гг.: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.92 г.; Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.96 г. Текст закона содержит 760 частей, представленных в 110 статьях, которые объединены в 15 глав, многие положения которых являются новшествами в сфере образования.

Основные задачи нового закона об образовании: Создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики; Расширение образовательных возможностей граждан; Комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования; Обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

было стало 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование- бакалавриат ; 5.1) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура; 6) послевузовское профессиональное образование. изменяются уровни образования

В Российской Федерации образование может быть получено: В организациях, осуществляющих образовательную деятельность ( очно , заочно, очно-заочно ) ; Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность ( в форме семейного образования или самообразования ). Формы получения образования и формы обучения

Дистанционные образовательные технологии; Электронное обучение; Обучение по интегрированным образовательным программам; Экспериментальная и инновационная деятельность. Новые формы реализации и освоения образовательных программ

Новый закон вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: «образование», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика» и др. Изменился термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».

Образовательная организация Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, т. е. требование о некоммерческом характере организации, а также о том, что образование должно быть основной целью ее деятельности – сохранено .

Вместе с тем, далеко не любую образовательную деятельность разрешено вести организациям, осуществляющим обучение – отдельным видам организаций разрешено реализовывать вполне конкретные программы. Так, коммерческие структуры ограничены профессиональным обучением и дополнительным образованием , а также дошкольным , и не могут открыть, например, школу .

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает новые по сравнению с Законом РФ «Об образовании» определения понятий «учащийся» и «обучающийся». Обучающийся- физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Новое в законе В школе : преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закрепленной территории; индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах; отбор детей по конкурсу в творческие учебные заведения; закрыть сельскую школу можно будет только с одобрения сельского схода.

Права учащихся Права учащихся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» существенно расширены и конкретизированы по сравнению с теми, которые были установлены Законом РФ «Об образовании». Более того, их перечень не является закрытым и может быть изменен нормативными правовыми актами РФ, а также локальными нормативными актами .

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Права учащихся Права учащихся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» существенно расширены и конкретизированы по сравнению с теми, которые были установлены Законом РФ «Об образовании». Более того, их перечень не является закрытым и может быть изменен нормативными правовыми актами РФ, а также локальными нормативными актами .

Статья 45 нового закона регламентирует порядок защиты прав обучающихся Согласно части 1 данной статьи в целях защиты своих прав обучающиеся, а также родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: 1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 3) использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов.

Дисциплинарная ответственность обучающихся Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, отчисление.

Дисциплинарная ответственность обучающихся Замечание и выговор как мера дисциплинарного взыскания может быть применена к обучающимся с 5-го класса. За неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 статьи 43 Закона, допускается применение отчисления к обучающимся, достигшим возраста 15 лет.

Дисциплинарная ответственность обучающихся. Для учеников младших классов могут по-прежнему устанавливаться правила поведения в образовательном учреждении и меры воздействия за их нарушение. Однако их следует называть «мерами воспитательного воздействия».

В рамках обучения по образовательным программам основного общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе создаются соответствующие общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», » кадетская школа».

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

Инклюзивное образование Понятие инклюзивного образования введено в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно закону под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ( п. 27 ст. 2 ).

Информационная открытость образовательной организации (ст. 29) Образовательная организация обязана публиковать на своем сайте копии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний . Информация и документы, указанные в части2 статьи 29 если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений .

Государственный контроль (надзор) в сфере образования Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Педагогическая экспертиза Новации в педагогической деятельности Оценка соответствия проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам и условия их освоения обучающимися. Ситуация , при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Конфликт интересов педагогического работника

Педагогические работники Сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 ч. в нед . ) Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск Длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости. . Предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Сохранение академических прав и свобод

Педагогические работники Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, переподготовка) 1 раз в 3 года (было 1 раз в пять лет) Оплата труда работников муниципальных общеобразовательных организаций не может быть ниже средней заработной платы в субъекте РФ , на территории которого расположены такие общеобразовательные организации. ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА Ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями включается в оклады (должностные оклады) педагогических работников (сейчас это самостоятельная выплата)

Педагогические работники обязаны: … 7) систематически повышать свой профессиональный уровень; 8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании; 9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя; 10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Основания для увольнения Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются: 1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

nsportal.ru

Смотрите так же:

  • Федеральный закон 432-фз Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 432-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Документ является поправкой к Комментарии Российской Газеты Принят […]
  • Закон об образовании 2014 г Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 20 мая 2014 года Одобрен Советом Федерации 21 мая 2014 […]
  • 011013 приказ Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2013 г. N 1100 "Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования […]
  • Единовременная пособие при рождении ребенка в 2014 году Как увеличились детские выплаты С 1 февраля 2016 года размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 15,5 тысяч рублей. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет для граждан, не подлежащих […]
  • Федеральный закон 103-фз с изменениями Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ"О содержании под стражей […]
  • Приказ 1377 Указ Президента РФ от 7 апреля 2017 г. № 158 “О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации" и в Дисциплинарный устав, […]

Обсуждение закрыто.