Водоём собственность

Статья 8 Водного кодекса. Право собственности на водные объекты

1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Комментарии к ст. 8 ВК РФ

Право собственности — фундаментальное понятие юридической науки и практики. Еще римские юристы понимали собственность как наиболее полное господство над вещью, но лишь с течением веков европейская правовая мысль стала понимать право собственности как известную триаду: владение (физическое обладание), пользование (возможность эксплуатировать, извлекать полезный эффект из вещи), распоряжение (возможность определять юридическую судьбу вещи, продать, сдать в аренду). Такой же взгляд на собственность разделяется российской правовой теорией и отражается в российском законодательстве.

Согласно статьям 209 — 211 ГК РФ собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, несет на себе бремя содержания и риск гибели имущества. Но в Гражданском кодексе РФ (ст. ст. 209, 129) устанавливаются своего рода «экологические приоритеты». Свободное владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами ограничено требованием не наносить ущерб окружающей среде. Кроме того, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным способом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и другими природными ресурсами (ст. 129 ГК РФ). Таким образом, применение к природным ресурсам (земля, недра, леса, вода, животным мир) института права собственности имеет свои принципиальные особенности.

Содержание права собственности на водные объекты определяется как гражданским, так и водным законодательством. Согласно последнему характерной чертой права собственности на водные объекты является неполное применение понятия «владение» к водным объектам, ибо сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Еще одна особенность права собственности на водные объекты заключается в запрете на их отчуждение (кроме прудов и обводненных карьеров).

После длительной и острой дискуссии в обществе новый Водный кодекс разработан таким образом, что положения о преимущественно федеральной собственности на водные объекты были пролонгированы. Впрочем, по-другому этот вопрос в едином федеральном государстве было бы трудно решить. Согласно Кодексу собственность субъектов Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц теперь возможна лишь на пруды и обводненные карьеры.

Таким образом, законодатель отошел от формулировок первоначальной редакции Водного кодекса 1995 г. о собственности субъектов Федерации на водные объекты, акватории и бассейны которых находятся на территории одного субъекта Федерации (например, области, края, республики). На основе этой формулировки в нескольких субъектах некоторые реки и озера внутреннего стока либо реки, впадающие в море, реально были региональной собственностью. Согласно последующим изменениям в ВК РФ 1995 г. это стало невозможным. В Водном кодексе 2006 г. собственность субъектов Федерации окончательно сведена до собственности лишь на такие искусственные водоемы, как пруды и обводненные карьеры.

Еще одной новеллой Водного кодекса РФ 2006 г. стал отказ от правовой конструкции обособленных водных объектов (замкнутых водоемов). Согласно Закону о введении в действие Водного кодекса Российской Федерации данная формулировка была изъята из земельного и гражданского законодательства. По ВК РФ 1995 г. обособленными могли быть лишь небольшие по площади непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (как правило, пруды). В то же время следует признать несовершенство и условность правовой конструкции обособленных водных объектов.

Прежде всего, по-разному может пониматься и искусственное происхождение замкнутых водоемов, ибо многие пруды создавались и создаются на месте небольших озер или родников. Кроме того, такие признаки данных водных объектов, как «непроточность» и «замкнутость», по сути, идентичны, а отсутствие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами в реальной жизни встречается очень редко. Даже если пруд прямо не связан с рекой, не исключена его косвенная гидравлическая связь с поверхностными водами через подземные горизонты и родники. В свою очередь, несовершенство правовых конструкций влекло за собой трудности правоприменения. Например, на практике встречались попытки приватизировать озера и иные водоемы, связанные с рекой.

В новом Водном кодексе прямо указаны разновидности поверхностных водных объектов, могущих быть в частной собственности (пруды и обводненные карьеры, находящиеся на частных земельных участках). Однако определения понятий данных водоемов в Кодексе не даны, что может способствовать недобросовестному присвоению в частную собственность небольших озер или, скажем, малых водохранилищ. Кроме того, многие искусственные водоемы возникают на месте естественных. Маленькое озеро, превращенное в небольшой искусственный водоем, может оказаться в частной собственности.

Согласно статье 42 ВК РФ 2006 г. работы по изменению и обустройству природного водоема и водотока проводятся при условии сохранения естественного происхождения водных объектов (надо полагать, и естественного характера водного режима). Данные положения призваны положить конец произвольному запруживанию малых рек и ручьев, наблюдающемуся в период «коттеджного бума» и завершающемуся присвоением «свежеиспеченных» водоемов частными лицами.

Следует также отметить: пруды и обводненные карьеры находятся в собственности субъектов Федерации (республик, краев, областей и др.), муниципальных образований, частных лиц вместе с соответствующими земельными участками. Наложен запрет на отчуждение названных водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых последние расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда или обводненного карьера. При этом неверно считать, что пруды и обводненные карьеры крайне малы по площади. Некоторые обводненные карьеры, оставленные в результате масштабной добычи полезных ископаемых, крупнее иных озер. Именно поэтому члены Совета Федерации и МПР России предлагают внести поправки в новый Водный кодекс, позволяющие субъектам Федерации определить предельные размеры водоемов, которые могут быть преданы в собственность физических и юридических лиц.

Ограничение предмета возможного права собственности субъектов Федерации лишь прудами и обводненными карьерами было в свое время вопросом острой дискуссии, в которой участвовали администрации субъектов Федерации. При подготовке проекта нового Водного кодекса РФ от регионов поступали следующие интересные, но отклоненные предложения:

— сохранить в собственности субъектов Федерации реки, акватории которых находились исключительно в границах одной области (края, округа);

— передать в собственность субъектов Федерации водотоки, преимущественно расположенные в одном регионе;

— передать в собственность субъектов Федерации рукотворные водные объекты, созданные в целях питьевого водоснабжения данного субъекта вне зависимости от их географического расположения.

Во втором случае речь идет о реках, более половины течения которых приходится на данный регион. В третьем случае — о водохранилищах питьевого назначения. Эти смелые и даже конфликтные предложения имели важную смягчающую оговорку: на внутренние водные пути региональные власти не претендовали.

Правовой режим подземных водных объектов главным образом определяется в законодательстве о недрах. В преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» закреплено, что регулированию подлежат отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации и континентального шельфа, в том числе в связи с использованием специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер, заливов морей.

Согласно статье 1.2 указанного Закона недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Участки недр вмещают в себя и подземные воды. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Итак, подземные воды отнесены к специфическим минеральным ресурсам недр и находятся в государственной собственности. Однако в действующем законодательстве о недрах применяется словосочетание «подземные воды», а не «подземные водные объекты». Это объясняется тем, что в законодательстве о недрах подземные воды рассматриваются как извлекаемый ресурс, а не как природное образование. Такая узость подхода при обновлении законодательства о недрах будет, наверное, преодолена.

Остается неясным, до каких пределов горные породы, вмещающие в себя подземные воды, могут признаваться предметом права собственности на водные объекты. Согласно статье 5 Водного кодекса границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Данный вопрос может показаться пока неактуальным, так как недра всецело, включая подземные запасы вод, принадлежат одному хозяину — государству. Поэтому подземные водные объекты как бы теряются в общем массиве государственной собственности на недра. Однако с развитием рыночных отношений в области природопользования подземные водные объекты могут стать предметом договора добычи подземных вод, предусмотренного проектируемым горным законодательством. В любом случае необходимо обеспечить экономное «подземное» водопользование.

Таким образом, при всех изменениях законодатель явно предпочел сохранить государственную собственность на большую часть водного фонда, привлекая частные инвестиции на основе договорного пользования. В частную же собственность, как следует ожидать, должны попасть окруженные частными земельными участками водоемы, до которых у государства «не доходят руки» .

См.: Сиваков Д.О. Водный кодекс 2006 года: новеллы и задачи применения // Журнал российского права. 2007. N 1. С. 95 — 102; Он же. Новый Водный кодекс — итог обновления водного права // Законодательство и экономика. 2006. N 7. С. 88 — 91; Он же. Частная собственность и частное пользование по новому Водному кодексу Российской Федерации // Право и экономика. 2006. N 8. С. 82 — 85; Он же. Водный кодекс 2006 года: значение для водопользователей // Экология производства. 2006. N 12. С. 14 — 18.

rulaws.ru

Аренда водоемов в России

Здравствуйте. Решил заняться разведением рыбы, недалеко от города, в дачном сообществе нашел подходящий водоем. Водоем хочу оформить в аренду. Подскажите порядок оформления документов, с чего начинать? Еще интересует по какой причине могут отказать и на какие сроки аренды можно рассчитывать

Ответы юристов (6)

Максим, Вы знаете в чьей собственности находится водоем?

Есть вопрос к юристу?

Для начала нужно обратиться в Администрацию города (района, муниципального образования), на территории которого находится данный водоём с заявлением на предоставление его в аренду и указанием для чего Вы хотите его использовать.

Если он может быть передан в аренду, там Вам и объяснят, какой пакет документов необходимо предоставить.

Регламентируется всё Водным кодексом РФ и Земельным кодексом.

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование[Водный кодекс РФ]

1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;

8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

10) рыболовства, охоты;

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

12) санитарного, карантинного и другого контроля;

13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

14) научных, учебных целей;

15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;

18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

19) создания искусственных земельных участков.

4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 настоящего Кодекса.

Статья 14. Срок договора водопользования[Водный кодекс РФ] [Глава 3] [Статья 14]

1. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

2. Договор водопользования, заключенный на срок, превышающий установленный частью 1 настоящей статьи срок, считается заключенным на срок, равный предельному сроку договора водопользования.

Поэтому для разведения рыбы договор подписывать не нужно, достаточно получить разрешение на использование водоёма.

Максим! К сказанному коллегой Гостеевой, можно добавить только:

В соответствии со статьей 171 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-
ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров
безвозмездного пользования, договоров доверительного управления
имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и
(или) пользования в отношении государственного или муниципального
имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам
проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В любом случае, начать придется с Администрации, чтобы решить вопрос о том, в чьем ведении находится водоем.

Разведение рыб для личного потребления, или для продажи, или для проведения соревнований?

Более того вам нужно знать наименование этого объекта, для этого для начала нужно обратиться в Администрацию за получением выписка из реестра муниципальной собственности на объект, кадастровый план/паспорт на объект (с указанием
кадастрового номера), и дальше отталкиваться от этого.

Вам стоит иметь в виду, что

1) Постановление Правительства РФ от 30.12.2008 N 1078 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и заключении такого договора» допускает аренду по вышеуказанным целям только после проведения конкурса.

2) Федеральный закон от 02.07.2013 N 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
ст. 10

Договор пользования рыбоводным участком заключается по результатам торгов (конкурсов, аукционов), за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком устанавливается Правительством Российской Федерации.
Некоммерческие рыбоводные хозяйства, осуществляющие аквакультуру (рыбоводство), относящуюся к сохранению водных биологических ресурсов, заключают безвозмездный договор пользования рыбоводным участком без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В дополнение к сказанному коллегами хочу добавить.

Для ведения предпринимательской деятельности вам необходимо зарегистрироваться, как минимум, индивидуальным предпринимателем. А потом уже заключать договор аренды, заниматься разведением рыб и последующей продажей.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Оформление права собственности на пруд

Получите не только бесплатную консультацию, но и помощь компетентных специалистов по решению Вашей юридической проблемы. Обратитесь к нам прямо сейчас!

Новая редакция Водного Кодекса вступила в силу в 2007 году, в ней закон закрепляет 5% всех водных объектов Российской Федерации — как муниципальную и частную собственность. Полноправным владельцем такого водного объекта, как пруд, может стать как юридическое, так и частное лицо.

На сегодняшнее время юридическая практика в сфере приватизации и совершения купли-продажи водных объектов до сих пор не сформировалась окончательно. Существуют определенные ограничения при осуществлении сделок с водными объектами и участками земли, на которых расположен последний. Кодекс, к примеру, запрещает раздел земельных участков, если в результате него появится необходимость в разделе пруда на части. К тому же, недопустимо отчуждение водоемов без отчуждения участков земли, в пределах которых они расположены.

В связи с вступлением в силу нового Водного кодекса Российской Федерации, пруды и обводненные карьеры были исключены из перечня недвижимого имущества, который был закреплен в Гражданском кодексе Российской Федерации. Теперь вышеназванные объекты не подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О казенной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Оформление права собственности на пруд не означает полную свободу действий. Владелец, конечно, вправе запретить купаться посторонним и ловить рыбу в своей собственности, но при этом собственник, после признания права собственности на землю, должен соответственно отвечать за сохранность и чистоту своего водоема. А в тех случаях, когда водный объект должен использоваться для сброса дренажных вод, забора воды для орошения, организации причала и т.д., юридическому либо физическому лицу придется получить специальное решение о таком пользовании. Если же пруд будет использоваться в иных производственных целях, то необходимо заключить договор водопользования в органах исполнительной власти.

Юристы нашей компании помогут вам в оформлении права собственности на пруд, осуществят правовое сопровождение сделок с земельными участками, на скважину, на вновь созданный объект недвижимости, в выкупе у города арендуемого нежилого здания, в регистрации права собственности на объекты незаконченного строительства, в оформлении права собственности на самовольную постройку, в регистрации договоров аренды земельных участков, в оформление права собственности на участок земли, в регистрации ипотеки и многое другое.

help-phone.ru

Оформить земельный участок для строительства пруда

В последнее время в районе прошли суды по признанию незаконными решений администрации района по образованию земельных участков, занятых прудами, (имеющих гидравлическую связь с рекой) и предоставлению их в аренду. На образованных земельных участках гражданами за свой счет были построены плотины (гидротехнические сооружения) и в результате подпора воды из ручья на отведенном земельном участке образовался водный объект (пруд). Решением судов такие решения отменены! Т.К. по мнению прокуратуры, все, что залито водой, относится к Федеральной собственности.

Возникает вопрос: куда обратиться гражданину для оформления права на земельный участок для строительства пруда? В территориальное управление Росимущества, но там нет в реестре ручья. Прилегающий земельный участок по берегам находится в государственной или муниципальной собственности!

Возможно ли в настоящее время оформить право на такой земельный участок?

Обращаться в районную администрацию? В чьей собственности будет земельный участок покрытый водой?

Ответы юристов (20)

Здравствуйте Анатолий. Не знаю как у вас суды прошли. но пруд на муниципальной земле — это собственность муниципалитета. Может те пруды находились на федеральных землях? Тогда прокуратура права.

«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

ВК РФ, Статья 8. Право собственности на водные объекты

2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Уточнение клиента

Боюсь, что Вы в ответе путаете Есть пруд копать или обводненный карьер. С ними все понятно! А вот пруд образованный на ручье имеющим связь с рекой вот вопрос!

17 Февраля 2016, 22:06

Есть вопрос к юристу?

Добрый вечер, Анатолий.

Согласно ст.8 Водного кодекса, судьба пруда следует судьбе земельного участка, на котором он расположен. Т.е. получаете в собственность земельный участок, сооружаете пруд он будет в вашей собственности (если участок в аренде, то в аренду).

Статья 8. Право собственности на водные объекты
1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.
6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Уточнение клиента

Не все так просто как кажется!

Согласно п. 5 статьи 7 федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2007 г. № 73-ФЗ под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

Исходя из смысла указанной нормы закона пруд и обводненный карьер представляют собой замкнутые водоемы, ограниченные со всех сторон береговой линией. К таким прудам относятся пруды-копани.

Пруд–копань – небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей (ГОСТ 19179-73).

Согласно вышеуказанному ГОСТу пруды — мелководные искусственные водоемы, образованные водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения и регулирования стока. Таким образом, пруды, расположенные на водных объектах и ограниченные с одной из сторон плотиной, являются русловыми прудами и являются федеральной собственностью.

Вы имеете ввиду КОПАТЬ. А я про пруды образованные на подпоре воды!

17 Февраля 2016, 22:10

Здравствуйте! В соответствии с Земельным кодексом РФ, приватизация земельных участков, на которых находятся пруды запрещается.

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков
8. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Уточнение клиента

Уважаемый Руслан! Мы не об оформлении в собственность, а про заключение договора аренды! И возможность формирования такого участка!

17 Февраля 2016, 22:12

Возникает вопрос куда обратиться гражданину для оформления права на земельный участок для строительства пруда? В территориальное управление Росимущества, но там нет в реестре ручья. Прилегающий земельный участок по берегам находится в государственной или муниципальной собственности! Возможно ли в настоящее время оформить право на такой земельный участок? Обращаться в районную администрацию? В чьей собтвенности будет земельный участок покрытый водой?
Анатолий

1. Лучше обращайтесь в районную администрацию, там проще получить земельный участок.

2. Земельный участок по берегам прилегающий к водоему — земли общего пользования и в собственность или аренду вам не дадут. Закон разрешает, но прокуратура опять подаст иск, так как это ущемляет права других граждан на доступ к водоему. Суд примет решение в пользу прокуратуры. Такова практика. Интересы неопределенного круга лиц дороже интересов одного собственника.

Уточнение клиента

А кто сказал, что кого будут ограничивать? Использование пруда для аквакультуры(Рыбоводства)! Есть же какой то опыт прудового рыборазведения!? А купаться ! Да ради бога! Только вот рыбалка платная!

17 Февраля 2016, 22:15

Возьмите лучше сразу в собственность любой земельный участок на землях сельхозназначения и стройте там пруд.

ЗК РФ, Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков
1. Собственник земельного участка имеет право:

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

Уточнение клиента

Пунктом 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации определено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

Согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» водохранилище представляет собой искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения и урегулирования стока. Пруд — мелководное водохранилище площадью не более 1 кв.км. Пруд-копань – небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.

Таким образом, исходя из приведенных определений и смысла положений пункта 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ, статей 5 и 8 Водного кодекса РФ, в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц может находится только пруд, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности. Пруд, расположенный на водотоке (на реке) и имеющий гидравлическую связь с иными поверхностными водными объектами, относится к объектам федеральной собственности, в связи с этим муниципальное образование не вправе распоряжаться таким водным объектом.

17 Февраля 2016, 22:33

Дело в том, что законодатель в Водном кодексе не проводит различения между рукотоворными и естественными прудами. Следовательно, ссылка на нормы представляется корректной и ГОСТы в данном случае не влияют на правовой статус пруда. Т.е. кому принадлежит земля — тому и пруд.

Что касется плотины — это гидротехническое сооружение, которое подлежит регистрации в порядке установленном для недвижимости.

Я имел в виду уже имеющийся природный водоем. Но вы же как понял хотите взять землю и построить там искусственный водоем. Тогда это будет ваша собственность. Идете в районную администрацию, получаете там земельный участок из земель сельхозназначения, получаете разрешение на строительство в районной администрации и Ростехнадзоре и строите себе в удовольствие пруд. Если оформитесь как КФХ, вообще будет отлично. Можно и под ЛПХ взять земельный участок.

При этом обратите внимание, что арендатор не имеет права строить пруд, а собственник имеет. Поэтому оформляйте землю сразу в собственность.

Понятно, дело действительно в терминологии, речь идет о так называемых проточных прудах, образованных плотиной или запрудой на небольших реках.

Обязательным условием возможности нахождения пруда или обводненного карьера в иной форме собственности, кроме федеральной, является их нахождение в границах земельного участка, находящегося в собственности соответствующего субъекта. Проточные пруды таким условиям не соответствуют: они являются частью реки, которая может находится только в федеральной собственности, что исключает возможность возникновения права частной собственности на них.

Есть неплохое решение по этому поводу, хорошо и внятно вопрос разрешающее.

Есть неплохое решение по этому поводу, хорошо и внятно вопрос разрешающее.

Уточнение клиента

Ну тут и спорить не о чем. Т.к. в кадастре земельный участок относился к «Землям водного фонда! Мы то обращаемся в администрацию района об образовании земельного участка из земель категории «Земли сельскохозяйственного назначения»(В ее ведении находятся не распределенные находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли). И после заключения договора аренды строим пруд, на ручье!

После заполнения водой участка, право на землю возникает у Федерации в силу закона?

17 Февраля 2016, 22:53

Предоставление в аренду земельных участков, в том числе с прудами, это прерогатива собственника земельного участка, если понравившийся вам участок находится в муниципальной собственности, то соответственно обращаться вам нужно будет в администрацию. Если вы желаете осуществлять бизнес на существующем пруде, то вам необходимо будет заключить договор водопользования, после чего можете разводить рыбу и допускать рыбаков за плату.

Статья 12. Договор водопользования
1. По договору водопользования одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне — водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.
3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Если водоем уже с рыбой можно будет заключить следующий договор

Статья 33.3. Договор о предоставлении рыбопромыслового участка
1. По договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона — орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне — юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке.
2. В договоре о предоставлении рыбопромыслового участка указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия.
2.1. Договор о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления в соответствии со статьей 29.1 настоящего Федерального закона добычи (вылова) анадромных видов рыб заключается на срок от десяти до двадцати пяти лет с указанием условий добычи (вылова) анадромных видов рыб, определенных комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, а также условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 250-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

3. Договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
4. Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее — официальный сайт в сети «Интернет»). До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети «Интернет» извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Информация о проведении конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
(часть 5 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

6. Не допускается заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка по результатам конкурса или в случае, если конкурс признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах конкурса на официальном сайте в сети «Интернет».

Естественно вам необходимо будет пройти конкурсные процедуры.

Ну вот и ясно стало, почему прокуратура подала иски. Земли были у вас в аренде, на этих землях была река или ручей как часть реки — федеральная собственность. Прибрежную полосу не должны были давать вам в аренду, но дали, и более того, вы там самовольно установили гидротехнические сооружения и создав пруд, тем самым осуществив самовольный захват водоема и нарушив экосистему.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 августа 2011 г. N ОГ-Д23-962

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о строительстве пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Вместе с тем пруд представляет собой единство водного объекта и земельного участка, в связи с чем, например, не допускается его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, пруд является частью земельного участка и поэтому находится в собственности собственника земельного участка (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, сообщаем, что если пруд создается только путем земляных работ, как, например, пруды-копани, то разрешения на строительство не требуется.
В случае если для образования пруда требуется строительство гидротехнического сооружения, то разрешение необходимо получать на строительство указанных сооружений, но не самого водного объекта.
Разрешение на строительство выдается в порядке, установленном ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
17.08.2011

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 августа 2012 г. N 03-14-33/13260

О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

Минприроды России в соответствии с письмом Росрыболовства от 27 июля 2012 г. N 3906-ВС/У05 сообщает следующее.
В соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (далее — Водный кодекс) водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, когда пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Права собственности на водные объекты и гидротехнические сооружения не связаны — создаваемые на водотоках (реки, ручьи, каналы — федеральная собственность) подпорные гидротехнические сооружения могут находится в различных формах собственности (государственной, муниципальной, частной). При этом установление на создаваемый на водотоке водный объект иной кроме федеральной формы собственности не имеет правовых оснований.
Вопросы, касающиеся прав собственников гидротехнических сооружений, урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Так, собственник гидротехнического сооружения имеет права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением как объектом недвижимости и обязан соблюдать требования, установленные статьей 9 указанного закона.
Собственник водоподпорного гидротехнического сооружения на водотоке, предполагающий помимо эксплуатации гидротехнического сооружения использование образованного указанным сооружением водного объекта, обязан приобрести право пользования водным объектом в порядке и по основаниям, установленным главой 3 Водного кодекса, и не вправе нарушать права третьих лиц, касающиеся общедоступности и безвозмездного использования водного объекта в личных целях, в том числе права по использованию водного объекта для целей рыболовства, товарного рыбоводства и охоты.

Таким образом действующее законодательство не препяствует приобрести земельный участок в аренду или на праве собственности с обязательным оформлением права пользования водным объектом (ручьем) и получением разрешения на строительство гидротехнического сооружения.

Уже разобрались. Прокуратура права. Вам остается только брать землю и строиться там, как я указал выше. Только придется строить пруд — копань.

Прокуратура может и права, но если прочитать решение, которое выложил Илья Казаков, то договор расторгли потому, что он был заключен неуполномоченным органом, местной администрацией, а следовало его заключать с федеральным органом. Если Вы заключите договор аренды с уполномоченным федеральным органом и договор водопользования, то я полагаю проблем быть не должно, т.к. этом случае все будет в рамках закона. Водный объект останется в собственности государтсва, а Вы им будете только пользоваться.

Нет, это уже будет ваша собственность

Если Вы возьмете участок в аренду, а иначе у вас и не получится, то земля как была государственной, так и останется государственной, Вы в любом случае будете только владельцем, на срок аренды, и пользователем. Максимум, на что Вы получите право собственности, на гидротехническое сооружение, которое построите с соотвествующим разрешением.

Уточнение клиента

«Если Вы заключите договор аренды с уполномоченным федеральным органом и договор водопользования, то я полагаю проблем быть не должно, т.к. этом случае все будет в рамках закона.»

ХМ! Договор заключается с собственником и при наличии земельного участка. Но участка до его формирования нет в кадастре! Если я обращусь с заявлением в в Росимущество, то получу отрицательный ответ. Т.к. в их собственности такого участка нет! В соответствии с законом о «О введении в действие Земельного кодекса» распоряжение землями чья собственность не разграничена осуществляет местная районная администрация! С ней по логике и надо заключать договор аренды! (Или покупки такого участка) После строительства плотины остается заключить договор водопользования? По идее тогда требование прокуратуры в лучшем случае должно быть замена лица в обязательстве? (Если аренда)

17 Февраля 2016, 23:20

Получается так, если земля федеральная, то и пруд будет федеральным (правило следования пруда судьбе земли), если земля будет у вас в собственности, то все зависит от того будет пруд проточным (частью федеральной реки), или вы сможете оформить его как находящийся в пределах участка и не соединенный с рекой, то ваш.

Уточнение клиента

«оформить его как находящийся в пределах участка и не соединенный с рекой!»

Если это было возможным, то это был бы КОПАНЬ!

17 Февраля 2016, 23:34

Сформировать земельный участок не самая большая проблема, обратитесь с соотвествующим заявлением в муниципальный орган.

Статья 11.3. ЗК РФ Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
1. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Статья 11.10. ЗК РФСхема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.

11. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.

После того как схема будет изготовлена сведения внесут в кадастр, следовательно будет образован земельный участок и Вы уже сможете обратиться в Росимущество. Правда боюсь им придется долго объяснять почему договор должен заключаться именно с ними.

Договор водопользования Вам необходимо заключать на ручей, а после того как построите гидротехническое сооружение на пруд, иначе Вам не дадут разрешение на на постройку гидротехнического сооружения.

m.pravoved.ru

Смотрите так же:

  • 15 закона 129-фз Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в […]
  • Ликвидация муниципального имущества О продаже на аукционе имущества ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Федина А.И., членов коллегии […]
  • На бесплатное обучение имеют право Ответы на вопросы В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) обучающимся предоставляется академическое право на одновременное […]
  • Судимость дипломная Судимость и её значение Введение 2 Глава 1. Общие положения о судимости: историко-правовой аспект 4 § 1. Развитие судимости в уголовном законодательстве 4 § 2. Понятие судимости 7 § 3. Функции и значение судимости 11 Глава 2. Прекращение […]
  • Федеральный закон от 6 октября 1999 г No 184-фз Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный […]
  • Правила обгона скорость Глава 12. Обгон, встречный разъезд ПДД он-лайн ПДР на Беларускай мове Rules of the road ПДД для Android ПДД для iPhone ПДД в формате FB2 Стаж водителя Административная ответственность Уголовная ответственность История […]

Обсуждение закрыто.