Вне закона преступления и наказания

Тема искупления греха (по роману «Преступление и наказание»)

Вся жизнь моя в грехах погребена.
В. Жуковский

Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, который исследовал в своем творчестве характеры людей, доведенных до “безумия” неустроенностью жизни, своими ошибочными теориями или обстоятельствами, в которых они оказались. Благополучные, уравновешенные люди писателя не интересовали. Человек, “стоящий на краю пропасти”, доведенный до отчаяния, интересует писателя своей психологией: что способствовало тому, что человек оказался на этой грани, как можно помочь ему, есть ли предел падению человека?
Достоевский — писатель-гуманист, поэтому решает все вопросы с этой позиции. Ему не столько надо изобразить падшего или доведенного до отчаяния человека, сколько создать некий “рецепт”, помогающий этим людям сохранить или заново обрести достоинство, гордость, веру.
Так, в романе “Преступление и наказание” писатель исследует психологию убийцы и его муки после свершения преступления. Раскольников убивает, чтобы доказать себе — он “не тварь дрожащая, а право имеет. ”. Пренебрегая общепринятыми правилами морали, Родион Романович хочет доказать, что есть люди, для которых убийство — не преступление, а достижение каких-то своих целей. К таким людям он первоначально относит и себя. Решив убить никчемную старуху-процентщицу, Раскольников надеется искупить свою вину “сотней добрых дел”, отдав ее деньги нуждающимся. Но все это хорошо в теории, на бумаге, а в жизни происходит не так, как планировалось. Убийство старухи потянуло за собой второе. Раскольников вынужден убить ее сестру Лизавету, вернувшуюся не вовремя домой и ставшую свидетельницей преступления: “Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках, и смотрела в оцепенении на убитую сестру. Увидев его, выбежавшего, она задрожала, как лист. но все-таки не вскрикнула и медленно, задом, стала отодвигаться от него. Он бросился на нее с топором. Она так и рухнула. ”
Теория героя, созданная искусственно, терпит крах при первом же столкновении с реальной жизнью. Родион Романович мучается и страдает из-за своего рокового поступка. Он поставил себя вне общества, вне закона и теперь не знает, как вернуться в круг людей, среди которых живет. Раскольников отвергает дружбу Разумихина, любовь матери и сестры; он боится их “испачкать” своим преступлением, и только в Соне Мармеладовой видит товарища по несчастью, способного его понять.
Узнав о преступлении Раскольникова, Соня жалеет его, хочет облегчить его душу. Она предлагает ему покаяться, чтобы очиститься: “Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Тогда Бог опять тебе жизни пошлет”.
В разговоре с Соней Родион Романович признается, что убил не “старушонку, а себя”. Но признаться и просить прощения за содеянное он еще не хочет. Герой мечется, переживает, доходит в своих страданиях до грани безумия, но сознаться нет сил. Только поняв, что следователь Порфирий Петрович все знает, больше того, объясняет Раскольникову его собственные поступки и мотивы, психологическую основу преступления, доведенный муками совести до отчаяния, Раскольников является с повинной, тихо, с расстановками, но внятно выговаривая:
— Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил. Но это не было еще покаянием, а лишь минутной слабостью, как думает о себе герой. Он сам строго судит себя, но “ожесточенная совесть его не нашла никакой ужасной вины. он стыдился, что погиб так слепо. ”
Первоначально на каторге он чувствует лишь уязвленную гордость, и только терпеливая Соня, ее любовь и забота возрождают Раскольникова к жизни. Это перерождение произошло незаметно даже для него самого. Родион Романович и Соня “хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были худы и бледны, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”.

5210 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно. » (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Тема падения и духовного возрождения человека в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Тема искупления греха (по роману «Преступление и наказание»)

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

www.litra.ru

Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

licey.net

«Группы смерти» вне закона: Дума вводит уголовное наказание за доведение детей до суицида

Депутаты Госдумы РФ в среду, 24 мая, единогласно приняли во втором чтении два законопроекта, которыми вводится более суровая уголовная ответственность за попытку доведения несовершеннолетних до самоубийства, а также устанавливается механизм пресечения такой противоправной деятельности в сети. В третьем чтении изменения в федеральное законодательство парламент может принять уже 26 мая.

Разработчиком инициатив выступила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. В соавторах — несколько десятков депутатов, а также члены Совета Федерации. Все поправки к документам, одобренные нижней палатой во втором чтении 24 мая, носят технический характер и не влияют на основную суть законодательных изменений.

Первый законопроект предполагает внесение поправок в УК РФ. Ответственность по статье 110 УК «Доведение до самоубийства» законодатели предлагают ужесточить. Санкция статьи, по их мнению, должна составить от двух до шести лет лишения свободы. Сейчас максимальное наказание за такое преступление — пять лет.

Законопроектом эта статья УК расширяется. Вводится повышенная ответственность за доведение до самоубийства или за покушение на самоубийство в отношении двух и более лиц, несовершеннолетних, беременных женщин, заведомо беспомощных или находящихся в зависимости от виновного лиц. Ужесточения касаются также тех случаев, когда действия носят организованный, групповой или публичный характер. За преступления такого рода законодатели предлагают наказывать лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.

Кроме того, парламентарии хотят ввести в УК новую статью 110.1, предусматривающую ответственность (до двух лет тюрьмы) за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства. Под склонением законодатели имеют в виду уговоры, предложения, подкуп и даже обман при отсутствии признаков доведения до самоубийства.

За содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или предметов, пригодных для сведения счётов с жизнью, либо устранением препятствий к совершению суицида, а также за обещание скрыть средства или орудия совершения самоубийства эта же статья предусматривает лишение свободы на срок до трёх лет.

Если такие преступления совершены в отношении детей и других категорий граждан в обстоятельствах, указанных в 110-й статье, виновному грозит до четырёх лет заключения. А в случае, если действия повлекли самоубийство, — до семи лет.

Ещё одна новая статья (110.2) вводит уголовную ответственность (до четырёх лет лишения свободы) за организацию деятельности, ставящей своей целью побуждение к совершению самоубийства путём призывов или распространения информации о способах его совершения. Если эти действия связаны с публичным выступлением, использованием средств массовой информации или интернета, то максимальная санкция составит до шести лет заключения.

В примечании к статье говорится, что подозреваемый может быть освобождён от ответственности, если добровольно прекратит соответствующую деятельность и поспособствует раскрытию преступлений.

Ирина Яровая поясняла, что эти составы могут применяться за организацию «групп смерти» и игр суицидальной тематики.

Следить за противоправной активностью в соцсетях будет Роскомнадзор. Согласно ещё одному одобренному во втором чтении законопроекту, которым вносятся изменения в закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений совершеннолетних» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ведомство должно будет сообщать в МВД об обнаружении в интернете такого контента.

По словам Яровой, сегодня эта норма не действует — Роскомнадзор может только блокировать противоправный контент, но те, кто его создаёт, остаются безнаказанными.

Новые формы преступлений

В пояснительной записке к проекту поправок в УК приводится статистика Следственного комитета России: в 2016 году 720 несовершеннолетних ушли из жизни, совершив суицид, а за последние три года зафиксировано более 2,2 тыс. смертей.

Авторы законопроекта отмечают, что за рамками официальных данных правоохранителей остаётся множество случаев, когда несовершеннолетние пытались свести счёты с жизнью. «Анализ причин свидетельствует о появлении новых форм преступных действий, оказывающих влияние на сознание ребёнка и мотивацию его поведения, которые не охватываются действующими составами Уголовного кодекса РФ», — говорится в документе.

Стоит отметить, что количество уголовных дел по действующей статье 110 УК крайне невелико.

Так, согласно статистике Верховного суда РФ, в 2016 году за такие преступления были осуждены по основному составу лишь десять человек.

Попали в сети

Инициатива об ужесточении законодательства в этой сфере была поддержана президентом Владимиром Путиным, который отметил, что те, кто пропагандирует суицид среди подростков, выбирает детей с неокрепшей психикой или находящихся в сложной жизненной ситуации. Ранее инициативу также поддержали в СК РФ, МВД РФ, Министерстве образования и Роскомнадзоре.

Менять законодательство в Госдуме и Совфеде решили после череды публикаций в СМИ, посвящённых «группам смерти» в соцсетях, вызвавшей широкий общественный резонанс.

В частности, весной прошлого года «Новая газета» написала о серии закрытых групп во «ВКонтакте», которые якобы организуют самоубийства подростков, оказывая на них психологическое давление. В итоге в рамках возбуждённого СК по Санкт-Петербургу уголовного дела администратору упоминаемой в статье группы — 21-летнему жителю Подмосковья Филиппу Будейкину — было предъявлено обвинение по одному эпизоду преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ. Будейкин признал вину. Уголовные дела по аналогичным преступлениям за последнее время были возбуждены ещё в нескольких регионах.

Ранее RT сообщал о проведённом общественным движением «Молодые юристы России» мониторинге соцсети «ВКонтакте» на предмет сообществ, потенциально опасных для детей и подростков. Активисты проанализировали группы с числом подписчиков более 100 тыс. человек. «Призывы к суициду» по итогам анализа общественники выявили лишь в 1,5% публикаций, в числе которых содержались так называемые околосуицидальные материалы. Однако даже в этом контенте, как отмечали авторы исследования, нет прямого призыва к самоубийству.

Широкие понятия

Юристы, свою очередь, отмечают, что введение в УК новых норм приведёт к росту числа уголовных дел.

«Скорее всего, дела будут возбуждаться не по 110-й статье УК, а по новым нормам, предусматривающим ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства и организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства, — комментирует ситуацию RT управляющий партнёр юридической компании BMS Law Firm Алим Бишенов. — На фоне борьбы с пропагандой суицида среди подростков вполне можно ожидать резкого роста обвинительных приговоров по таким статьям».

При этом собеседник RT отмечает, что сформулированы новые нормы таким образом, что возможно их неоправданное применение. «Больше всего пострадают администраторы тех сообществ в соцсетях, в отношении которых можно предположить, что они пропагандируют суицид, — говорит Бишенов. — Однако проблема в том, что пропаганда суицида как такового — очень широкое понятие, ведь речь может идти не только о реальном склонении детей к самоубийству, но и просто о записях, посвящённых тематике смерти, которая очень популярна среди подростков».

«Администраторами многих групп как раз и являются несовершеннолетние либо молодые люди в возрасте 18-20 лет, деятельность которых не является преступной, но формально может подпадать под составы преступлений, предусмотренные новыми нормами», — поясняет RT Алим Бишенов.

Председатель Московской коллегии адвокатов «Тер-Акопов и партнёры» Георгий Тер-Акопов в беседе с RT отмечает, что, исходя из последних скандальных событий, связанных со склонением детей к суициду, менять подход к выявлению и пресечению таких преступлений было необходимо.

«Я бы не сказал, что статья 110 УК — неработающая, но применяется она действительно со скрипом из-за того, что сложно собирать доказательную базу. При этом, исходя из появившейся больной моды в соцсетях, где молодёжь вовлекается в секты, где на них оказывают психологическое давление, под тем или иным соусом склоняют к суициду, нужно было либо менять подход правоохранителей к выявлению и пресечению таких организаций, либо расширять законодательство», — говорит юрист.

Адвокат отмечает, что говорить о проблемах правоприменения новых норм можно будет лишь спустя какое-то время. «У нас должна начать складываться судебная практика, а далее, если будут разногласия и много апелляционных жалоб на решения судов, Верховный суд даст полные разъяснения о векторах применения этой нормы, чтобы устранить все возможные ошибки», — резюмирует Тер-Акопов.

russian.rt.com

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Слайды проводы на пенсию Сценарий Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Подготовка к празднику Зал оформлен цветами, шарами, […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]

Обсуждение закрыто.