Виды уголовно исполнительного наказания

Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права

1.7. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права

Норма уголовно-исполнительного права – это общеобязательное, формально определённое правило поведения, направленное на урегулирование общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовного воздействия.

Норма уголовно-исполнительного права – исходный структурный элемент её системы. Совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения в сфере исполнения наказаний, образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Например, институт обязательных работ, институт поощрений и взысканий, применяемых к осужденным, лишенным свободы, и др. Объединение норм и институтов образовывает систему уголовно-исполнительного права.

Нормы уголовно-исполнительного права можно подразделить на виды по различным основаниям. По функциональной роли нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на исходные нормы (нормы-принципы (ст. 8 УИК РФ), нормы-дефиниции (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК РФ)) и нормы-правила, составляющие большую часть норм уголовно-исполнительного права.

Нормы-правила уголовно-исполнительного права в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения классифицируются на регулятивные, поощрительные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-правовых отношений. Они делятся на обязывающие, управомачивающие и запрещающие. Обязывающие нормы устанавливают требования к субъектам совершать определённые действия (ст. 34, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 112 УИК РФ и др.). Управомачивающие нормы предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 103 УИК РФ). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают требования к субъектам воздержаться от определённых действий, которые оцениваются законом как неправомерные (ч. 6 ст. 50, ч. 2 ст. 95, ч. 6 ст. 103 УИК РФ).

Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения осужденных (ст. 57, ч. 5 ст. 104, ст. 113 УИК РФ).

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания, обеспечивают реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 29, 38, 46, 102, 115 УИК РФ).

По правовой природе нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные (ст. 11, 12, 74, 115 УИК РФ) и процессуальные (ст. 15, 78, 114, 117 УИК РФ).

Значительная часть норм уголовно-исполнительного права относится к бланкетным (ч. 7 ст. 12, ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 105 УИК РФ) и ссылочным (ч. 8 ст. 74, ч. 3 ст. 87, ч. 1 ст. 107, ч. 3 ст. 113 УИК РФ).

В структуре нормы уголовно-исполнительного права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза представляет собой юридический факт (событие, действие, состояние), при наличии которого уголовно-исполнительная норма должна действовать. Гипотеза может быть вынесена за пределы нормы и являться общей для многих норм (ст. 7, 16, 74 УИК РФ) или содержаться в самой норме (ст. 51, 85, 96, 97 УИК РФ). Диспозиция содержит модель поведения субъектов и участников правоотношений, определяет их права и обязанности. Санкция нормы уголовно-исполнительного права предусматривает определённые последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как негативными (меры взыскания), так и позитивными (меры поощрения). Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что они, размещаясь в отдельных статьях (ст. 57, 71, 113, 115 УИК РФ), применяются за нарушения либо за добросовестное выполнение правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту – осужденным, иные субъекты и участники правоотношений несут ответственность в соответствии с положениями других отраслей права (административного, трудового, гражданского, уголовного).

netprava.ru

Виды уголовно исполнительного наказания

4.3. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения

Под нормой уголовно-исполнительного права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов и участников правоотношений (государственных и муниципальных органов, учреждений, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан), направленное на урегулирование общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия.

Норма уголовно-исполнительного права – исходный структурный элемент ее системы. Совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения в сфере исполнения наказаний, образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Например, институт обязательных работ, институт поощрений и взысканий, применяемых к осужденным, лишенным свободы, и др. Объединение норм и институтов образовывает систему уголовно-исполнительного права.

Нормы уголовно-исполнительного права можно подразделить на виды по различным основаниям (рис. 3). По функциональной роли нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на исходные нормы (нормы-принципы (ст. 8 УИК РФ), нормы-дефиниции (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК РФ)) и нормы-правила поведения, составляющие большую часть норм уголовно-исполнительного права.

Нормы-правила поведения уголовно-исполнительного права в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения классифицируются на регулятивные, поощрительные и охранительные.

Рис. 3. Классификация норм уголовно-исполнительного права

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-правовых отношений. Они делятся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие. Обязывающие нормы устанавливают требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 34, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 112УИКРФидр.). Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 103 УИК РФ). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные (ч. 6 ст. 50, ч. 2 ст. 95, ч. 6 ст. 103 УИК РФ).

Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения осужденных (ст. 57, ч. 5 ст. 104, ст. 113 УИК РФ).

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания, обеспечивают реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 29, 38, 46, 102, 115 УИК РФ).

По правовой природе нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные (ст. 11, 12, 74, 115 УИК РФ) и процессуальные (ст. 15, 78, 114, 117 УИК РФ).

Значительная часть норм уголовно-исполнительного права относится к бланкетным (ч. 7 ст. 12, ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 105 УИК РФ) и ссылочным (ч. 8 ст. 74, ч. 3 ст. 87, ч. 1 ст. 107, ч. 3 ст. 113 УИК РФ).

В структуре нормы уголовно-исполнительного права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза представляет собой юридический факт (событие, действие, состояние), при наличии которого уголовно-исполнительная норма должна действовать. Гипотеза может быть вынесена за пределы нормы и являться общей для многих норм (ст. 7, 16, 74 УИК РФ) или содержаться в самой норме (ст. 51, 85, 96, 97 УИК РФ). Диспозиция содержит модель поведения субъектов и участников правоотношений, определяет их права и обязанности. Санкция нормы уголовно-исполнительного права предусматривает определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как негативными (меры взыскания), так и позитивными (меры поощрения). Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что они, размещаясь в отдельных статьях (ст. 57, 71, 113, 115 УИК РФ), применяются за нарушения (добросовестное выполнение) правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту – осужденным, иные субъекты и участники правоотношений несут ответственность в соответствии с положениями других отраслей права (административного, трудового, гражданского, уголовного).

Уголовно-исполнительные правоотношения урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. В структуре уголовно-исполнительных правоотношений различают следующие элементы.

1. Субъекты правоотношений – физические и юридические лица – обладатели определенных субъективных прав и обязанностей, установленных нормами уголовно-исполнительного права. Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений являются учреждения и органы, исполняющие наказания, их должностные лица и осужденный. К участникам (в отличие от субъектов обладают меньшим объемом прав и обязанностей) этих правоотношений относятся органы государственной власти и местного самоуправления, судьи, прокуроры, депутаты, представители общественных объединений, родственники осужденных и др.

2. Содержание уголовно-исполнительных правоотношений образуют фактическое поведение субъектов и совокупность их субъективных прав и обязанностей. Эти права и обязанности принадлежат обоим субъектам. Праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Если один субъект имеет какую-то обязанность, то другой имеет встречное обязанности право. Например, осужденный имеет право на личную безопасность, которое в свою очередь порождает обязанность должностного лица учреждения, исполняющего наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы, принять меры по обеспечению личной безопасности этого осужденного (ст. 13 УИК РФ). Права и корреспондирующие обязанности субъектов образуют взаимосвязанную систему и определяют содержание уголовно-исполнительных правоотношений.

3. Объект уголовно-исполнительных правоотношений – это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. В качестве объектов конкретных уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать отдельные блага (например, свидания осужденных к лишению свободы, краткосрочные выезды за пределы исправительного учреждения и т.п.).

4. Юридические факты представляют собой конкретные жизненные обстоятельства (действия или события), в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения. Действия – обстоятельства, связанные с волей субъектов правоотношений (правомерные или неправомерные поступки осужденного), события – обстоятельства, не связанные с волей субъекта (например, истечение срока наказания, назначенного судом). Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (отбывание уголовного наказания, нахождение осужденного в браке, в розыске и др.). Главным юридическим фактом, порождающим отношения в сфере исполнения (отбывания) уголовного наказания, является вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Уголовно-исполнительные отношения прекращаются по отбытию осужденным назначенного ему уголовного наказания.

www.e-reading.mobi

Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

СТ 2 УИК РФ

1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов.

2. Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

Комментарий к Ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Уголовно-исполнительное законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, регулирующих комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения и отбывания наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

2. Уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит из УИК РФ и других федеральных законов. Следовательно, предполагается существование иных, не перечисленных в ч. 1 ст. 2 УИК РФ, законодательных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.

3. Решение отдельных вопросов, связанных с исполнением наказаний, подлежит регулированию соответствующими федеральными законами.

В настоящее время применение указанных мер регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» .
———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316.

Положения УИК РФ в отношении порядка исполнения таких видов наказаний, как штраф и конфискация имущества, урегулированы Федеральными законами от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» . Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает применение иных федеральных законов, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказаний.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590.

Указанные законы, как действующие, так и подлежащие принятию, образуют отрасль законодательства, которая регулирует исполнение наказаний, и составляют первую группу нормативных правовых актов.

4. По статье 2 УИК России основным нормативным актом уголовно-исполнительного законодательства является УИК РФ, который регулирует исполнение всех видов наказаний.

В УИК РФ сформулированы цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его соотношение и взаимосвязь с международно-правовыми актами; определена система принципов данной отрасли законодательства; детально урегулирован как общий, так и специальный правовой статус осужденных применительно к различным видам наказаний.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ закрепил систему исполнения наказаний, систему контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказания; предусмотрел контроль органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органов местного самоуправления; установил ведомственный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, а также общественный контроль.

5. Система исполнения наказаний включает в себя порядок и условия исполнения наказаний, правовой статус осужденных и администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, порядок применения средств исправления осужденных.

uikod.ru

7. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И СТРУКТУРА НОРМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

jSl Норма уголовно-исполнительного права устанавлива- 1 ет правила, в соответствии с которыми регулируются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Нормы уголовно-исполнительного права устанавливают права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений и детально регулируют их деятельность.

В уголовно-исполнительном праве выделяют группы норм:

(йг бланкетные — правила поведения, содержащие ссылку на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания. Пример бланкетной нормы согласно ч. 2 ст. 103 УИК РФ: осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде; |йг отсылочные — правила поведения, содержащие отсылку к другим нормам УИК РФ. Отсылочные нормы имеют внутриотраслевое значение и позволяют избегать дублирования норм. Пример отсылочной нормы согласно ч. 3 ст. 113 УИК РФ: досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее трех месяцев со дня наложения взысканий, указанных в п. «а» и «б» ч. 1 ст. 115 УИК РФ и п. «а» и «б» ст. 136 УИК РФ, и не ранее шести месяцев со дня отбытия взысканий, указанных в п. «в», «г», «д» и «е» ч. 1 ст. 115 УИК РФ.

Нормы уголовно-исполнительного права классифицируются по отдельным видам в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения:

Iisr регулятивные — правила поведения, устанавливающие права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. Они делятся на:

а) обязывающие (содержат требование к субъекту уго- ловно-исполнительных отношений совершать определенные действия. Пример: согласно ч. 1 ст. 129 УИК РФ осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц);

б) уполномочивающие (устанавливают меру возможного поведения субъекта уголовно-исполнительных отношений в рамках, установленных законом. Пример: в соответствии с ч. 10 ст. 132 УИК РФ в случае несогласия осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказания он вправе обжаловать решение о переводе в установленном законом порядке);

в) запрещающие (содержат требования к субъектам уголовно-исполнительных отношений воздержаться от совершения определенных действий, которые являются неправомерными.

|Ur поощрительные — правила поведения, которые призваны стимулировать правопорядочное поведение, исправление осужденных. Пример: согласно ч. 1 ст. 57 УИК РФ за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду администрацией исправительного центра к осужденным к ограничению свободы могут применяться следующие меры поощрения: благодарность, разрешение на проведение за пределами исправительного центра выходных и празднич- ных дней, разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы исправительного центра, денежная премия, досрочное снятие ранее наложенного взыскания);

рЗ» охранительные — правила поведения, которые обеспечивают защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения уголовного наказания. Пример: согласно ч. 2 ст. 102 УИК РФ осужденный должен возмещать ущерб, причиненный исправительному учреждению, дополнительные затраты, связанные с пресечением его побега, а также его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью.

Нормы уголовно-исполнительного права классифицируются по отдельным видам в зависимости от предмета правового регулирования: К®* материальные — нормы, устанавливающие содержание правила поведения;

Структура нормы права:

0 гипотеза — условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Гипотеза может

процессуальные — нормы, устанавливающие условия и порядок реализации правил поведения. В уголовно-исполнительном праве выделяют также нормы: Кйг специальные, устанавливающие цели, задачи, принципы уголовно-исполнительного права или отдельных его институтов и определяющие основные понятия в данной отрасли права. Специальные нормы реализуются в форме норм-задач (ст. 1 УИК РФ), норм-принципов (ст. 8 УИК РФ), норм-дефиниций (ст. 9 УИК РФ); цйГ организационно-технические— нормы, которые не содержат дополнительных обязанностей и прав участников правоотношения и содержатся в основном в правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

содержаться как в самом тексте нормы, так и за ее пределами;

0 диспозиция — правило поведения субъектов и участников уголовно-исполнительного правоотношения, определяющая их права и обязанности;

0 санкция — предусмотренные нормой уголовно-ис- полнительного права последствия нарушения установленных ею правил поведения. Отличие санкций норм уголовно-исполнительного права от норм уголовного права состоит в том, что они могут находиться в другой статье, но применяются за нарушение правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к осужденным.

lawbook.online

Понятие, содержание, виды и структура норм уголовного права

Норма уголовно-исполнительного права — модель должного поведения субъектов и участников правоотношений (государственных органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан). В нормах устанавливаются правила, в соответствии с предписаниями которых регулируются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Виды норм уголовного права.

1. По целевой направленности:

    регулятивные (правоустановительные) — устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. Они подразделяются:

а) обязывающие — устанавливают требования к субъектам совершать определенные действия, что обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов;
б) запрещающие — устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные;
в) управомочивающие — предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом;

  • правоохранительные — призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения уголовного наказания, способствуют реализации иных норм уголовно-исполнительного права;
  • дефинитивные, которые подразделяются на:

    а) нормы-принципы;
    б) нормы-задачи;
    в) нормы-дефиниции;

  • поощрительные — направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправления осужденных. Особенность поощрительных норм уголовно-исполнительного права состоит в том, что они предоставляют право на поощрение только одному субъекту — администрации учреждения или органа, исполняющего наказание;
  • 2. По объему:

    1. основные;
    2. конкретизирующие;

    3. По содержанию:

    1. материальные;
    2. процессуальные.

    Структура норм уголовно-исполнительного права:

    1. гипотеза — условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за пределы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для большинства норм. В ряде норм гипотеза содержится в самом нормативном акте;
    2. диспозиция — сердцевина нормы, правило поведения субъектов и участников правоотношений, определяет права и обязанности. Нормы права и статьи закона не обязательно совпадают;
    3. санкция — предусмотренное нормой права последствие нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права в отличие от норм уголовного права является то, что они могут находиться в другой статье, но применяются за нарушение правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Санкции применяются только к одному субъекту — осужденным, иные субъекты и участники несут ответственность в соответствии с нормами административного или трудового права.

    Содержание норм уголовно-исполнительного права.

    Права и обязанности субъектов, исполняющих и отбывающих наказание, регламентируют их деятельность в двух направлениях: при исполнении наказания и применении исправительного воздействия.

    be5.biz

    Смотрите так же:

    • Международный частный спор Лекция 1. Международное частное право в системе российского права 1.3. Система международного частного права Международное частное право, как и многие отрасли права, делится на две части: Общую и Особенную. В Общей части рассматриваются […]
    • Возврат налога на доходы физических лиц Возврат налога на доходы физических лиц Налоговый советник ъ Налоговая декларация 3-НДФЛ ( + ) Возврат подоходного налога в любом регионе России Контакты Главная > Услуги > Возврат подоходного налога Возврат подоходного налога […]
    • Что относится к принципам российского гражданства 4.2.1. Понятие и принципы гражданства Российской федерации Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных […]
    • Приказы на начало учебного года 2018-2018 Годовой календарный график на 2018-2019 учебный год Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий, расписанием звонков. Продолжительность […]
    • Приказ о минимальной заработной плате 2018 года Актуально на: 7 марта 2018 г. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России применяется для (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ ): регулирования оплаты труда; определения размеров пособий по временной […]
    • Главный специалист суда Главный специалист суда Пензенский областной суд объявляет об открытии вакантных должностей: - консультанта в отделе анализа и обобщения судебной практики - 2 ед. Квалификационные требования: высшее юридическое образование, стаж работы по […]

    Обсуждение закрыто.