Виды наказаний по соборному уложению 1649

Система наказаний по Соборному уложению 1649 года

В первые годы правления Алексея Михайловича Романова в январе 1649 года на Земском соборе был принят кодекс законов Русского государства, получивший название Соборного уложения 1649 г.Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. Оставался основным законом в России вплоть до первой половины XIX в.

Соборное уложение 1649 г. – свод правовых норм, составленный на основе принятых на совместном заседании Боярской думы, священного собора и выборных от населения правовых актов.

Источники соборного уложения 1649 г.:

Судебники 1497 и 1550 гг.;

указные книги приказов;

приговоры боярской думы;

решения Земского собора;

Стоглав 1551 г. и другие священные книги;

литовское и византийское (греческое) законодательство;

уже после 1649 г. в комплекс правовых норм Уложения вошли новоуказные статьи:

а) «О разбоях и душегубстве» (1669 г.);

б) « О поместьях и вотчинах» (1667 г.);

в) « О торговле (1653 г.,1677 г.).

государственное право (главы I-IX);

устав судопроизводства и судопроизводства(главы X-XV);

вещное право (главы XXI-XXII);

уголовное Уложение и процесс (главы XXI-XXII);

добавочные статьи о стрельцах, казаках, корчмах (главы XXII-XXV);

Соборное уложение 1649 г. впервые определяло статус главы государства как самодержавного и наследного царя.

В Соборном уложении 1649 г. содержался комплекс норм, регулирующий важнейшие стороны государственного управления:

прикрепление крестьян к земле (глава XI);

изменение положения «белых слобод» вследствие посадской реформы (глава XIX);

закрепление перемены статуса вотчины и поместья (главы XVI -XVII);

регламентация работы органов местного самоуправления (глава XXI);

установление режима въезда и выезда (глава XI).

Рассмотрим подробнее уголовное право и процесс по Соборному уложению 1649 г.

Уголовное право и процесс в соответствии с Соборным уложением 1649 г. имели отличия от ранее существовавших норм. В Соборном уложении 1649 г. впервые появились термины «преступление» и «вина».

Согласно Соборному уложению 1649 г. в качестве субъектов преступления могли признаваться все лица независимо от их сословной принадлежности. В случае преступления группой лиц преступников делили на главных и второстепенных (соучастников). Среди соучастников различали пособников, попустителей, недоносителей, укрывателей.

Преступления различали на умышленные, неосторожные и случайные.

Согласно Соборному уложению 1649 г. признаками объективной стороны признавались:

смягчающие обстоятельства (неконтролируемость действий, которая была вызвана оскорблением или угрозой);

отягчающие обстоятельства (повторность преступления, размеры вреда, особый статус объекта или предмета преступления).

Объектами преступлений, по Соборному уложению 1649 г. являлись церковь, государство, семья, личность, имущество, нравственность.

преступления против церкви (богохульство, совращение православного в другую веру, прерывание литургий);

государственные преступления (убийство (или покушение на убийство) царя или члена его семьи, бунт, измена, заговор);

преступления против порядка управления (неявка ответчика в суд, сопротивление приставу, самовольный выезд за границу, принесение ложной присяги, дача ложных показаний, ложное обвинение, изготовление фальшивых грамот и печатей, незаконное содержание питейных заведений, и самогоноварение);

преступление против благочиния (содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества, недозволенная запись в заклад);

должностные преступления (лихоимство, неправосудие, подлоги по службе, воинские преступления);

преступления против личности (убийство, нанесение увечья, оскорбления, побои);

имущественные преступления (татьба, разбой, грабеж, мошенничество, поджог, насильственное завладение чужим имуществом, порча чужого имущества);

преступления против нравственности (непочитание родителей детьми, сводничество, «блуд» жены, половая связь господина с рабой).

Наказания установленные Соборным уложением 1649 г.:

в Соборном Уложении применение смертной казни предусматривалось почти в 60 случаях (даже курение табака наказывалось смертью). Смертная казнь делилась на квалифицированную (колесование, четвертование, сожжение, залитие горла металлом, закапыванием живьем в землю) и простую (отсечение головы, повешение);

членовредительские наказания (отсечение руки, ноги, урезание уха, носа, губы, вырывание глаза и ноздрей);

телесные (болезненные) наказания (сечение кнутом в публичном месте);

тюремное заключение (от 3 дней до 4 лет либо неопределенный срок);

ссылка (в монастыри, остроги, крепости и др.);

бесчестящие наказания (лишение чести и прав);

церковные наказания (покаяния, епитимья, отлучение от церкви, ссылка в монастырь и др.).

Для системы наказаний были характерны следующие признаки:

1. Индивидуализация наказания. Жена и дети преступника не отвечали за совершенные им деяния

2. Сословный характер наказания выражался в том, что за одни и те же преступления разные субъекты несли разную ответственность (за аналогичное деяние боярин наказывался лишением чести, а простолюдин – кнутом, гл. X Уложения).

3. Неопределенность в установлении наказания. Этот признак связан с целью наказания – устрашением. В приговоре мог не указываться вид наказания и использовались такие формулировки: «как государь укажет», «по вине» или наказать «жестоко». Если даже вид наказания был определен, неясным оставался способ его исполнения («наказать смертью») или мера (срок) наказания (бросить «в тюрьму до государева указа»).

Принцип неопределенности дополнялся принципом множественности наказания. За одно и то же преступление могло быть установлено сразу несколько наказаний – битьё кнутом, урезание языка, ссылка, конфискация имущества. За кражу наказания устанавливались по нарастающей: за первую кражу – битье кнутом, урезание уха, два года тюрьмы и ссылка; за вторую – битье кнутом, урезание уха, четыре года тюрьмы; за третью – смертная казнь. Неопределенность в установлении наказания оказывала дополнительное психологическое воздействие на преступника.

Кроме того, в Уложении 1649 года содержались постановления об охране чести и здоровья царя, о порядке проведения суда и исполнении наказаний. За действия, направленные против государственного порядка, собственности и жизни феодалов во многих случаях определялась смертная казнь, осужденных сажали на кол, колесовали, четвертовали.

В судебном процессе, по Соборному уложению 1649 г. различались две формы: суд и розыск (сыск).

Суд, который делился на сам суд и «вершение» (вынесение приговора, решения). «Суд» начинался с подачи челобитной. Приставом осуществлялся вызов в суд ответчика, который представлял, поручителей. Доказательствами в суде были свидетельские показания, письменные доказательства, крестное целование, жребий.

Розыск (сыск) применялся по делам, затрагивающим государственный интерес и наиболее важным уголовным делам. Розыск мог начаться с заявления потерпевшего, с обнаружения факта преступления (поличного), с «язычной молвы» (обычного наговора, не подтвержденного фактами обвинения).

По мысли составителей уложения, подобные устрашения должны были помочь установлению общественного порядка и укреплению государственной власти. Соборное уложение 1649 г. отвечало интересам господствующего класса дворян. Вместе с тем Соборное уложение 1649 г. закрепляло новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма. В уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства, открыта дорога для построения новой, более рациональной и современной правовой системы.

biofile.ru

Виды наказаний по соборному уложению 1649

Самыми распространенными видами нака-

заний были смертная казнь, телесные нака-

зания, тюремное заключение, ссылка, конфискация имущества, отстра-

нение от должности, штрафы.

По Псковской судной грамоте смертная казнь (без указания вида)

назначалась за пять составов преступлений, по судебникам — в двенад-

цати случаях, по Уложению —- в тридцати шести (но за счет расширения

«жестоких и нещадных» наказаний — фактически в шестидесяти случа-

ях). «Лихие люди» подвергались этому наказанию независимо от состава

совершенного ими преступления.

Наиболее распространенными видами смертной казни были повеше-

ние и отсечение головы. В документах XV в. упоминается утопление в

реке. К квалифицированным видам смертной казни относились: четвер-

тование, сожжение в срубе, железной клетке или открытом костре, коп-

чение на медленном огне. Законодательно сожжение было закреплено

Соборным Уложением и практиковалось до конца XVIII в. (по делам

религиозным и к поджигателям).

Уже в первой половине XVI в. в приговорах судов упоминается о

таком виде казни, как залитие горла расплавленным металлом (фальши-

Уложение установило для женщин-мужеубийц особый вид казни —

закапывание живой по горло в землю (обычно смерть наступала через

два-три дня). С XVI в. широко применялось посажение на кол, заимст-

вованное из польско-литовского уголовного законодательства.

Членовредительные наказания (часто основанные на принципе та-

лиона) включали отсечение руки (за кражу, должностной подлог, поку-

шение на господина), клеймение, урезание ушей, ноздрей и носов (за

повторную татьбу, продажу табака), языка (за ложную присягу). Винов-

ных в убийстве родителей разрывали клещами.

Болезненные наказания включали битье кнутом и батогами публично

у приказа, на торгу. Это наказание начало практиковаться с XV в.; в

Судебнике 1550 г. оно применяется в шестнадцати статьях, в Уложе-

нии — в ста сорока случаях. Торговая казнь, как правило, соединялась с

другими наказаниями — тюремным заключением, высылкой, штрафом,

иногда предваряя смертную казнь.

Битье кнутом могло длиться до трех дней, число ударов — по усмот-

рению судьи. Этот вид наказания сохранялся до середины XIX в. На

практике обычно наносили тридцать — пятьдесят ударов, часто это на-

казание приводило к смерти. Иногда в приговоре прямо предписывалось:

«забить до смерти».

Битье батогами (тонким гибким прутом) также бывало простым или

нещадным («вместо кнута»). Эта процедура называлась «правеж» и

первоначально являлась средством принуждения к исполнению судебно-

го решения по имущественным искам. Длительность «правежа» зависела

от искомой суммы долга (обычно за 100 рублей на «правеж» стояли

месяц). На «правеж» ставился ответчик, либо его поручитель, либо

зависимые от ответчика люди (крестьяне и холопы).

Тюремное заключение упоминается еще в XI—XII вв., когда в темни-

цы заключались еретики. Вначале тюремное заключение применялось

лишь как предварительная мера, но с XVI в. (Судебник 1550 г.) стало

самостоятельным наказанием. В Уложении этот вид наказания упомина-

ется более сорока раз и как мера предварительная, и как основное наказа-

ние. Срок наказания колебался от трех дней до пожизненного заключения.

Тюрьмы были земляные, деревянные и каменные, монастырские и

опальные (для политических заключенных). В монастырских тюрьмах,

как и в других, осуществлялись охрана заключенных и их использование

на тюремных работах, в политических тюрьмах полностью исключались

любые контакты с заключенными.

Тюремные сидельцы кормились либо за счет родственников, либо на

подаяние, получаемое ими во время прохода под стражей по городу.

Собранное подаяние делилось между всеми заключенными.

Ссылка упоминалась еще в Русской Правде («поток»), в XIII в.

известны эпизоды ссылки в монастыри, отдаленные районы Руси и за

границу. Политическая ссылка (впервые примененная в конце XVI в. по

делу царевича Дмитрия) предполагалась пожизненной. Отбывших тю-

ремный срок и «гулящих» людей ссылали в пограничные отдаленные

Разновидностью ссылки, применяемой к представителям аристокра-

тической верхушки, была опала: в начале XVI в. несколько сотен знат-

ных родов подверглись опале по указу великого князя. Об опале упоми-

нают Судебник 1550 г. и Соборное Уложение.

В Соборном Уложении впервые появились бесчестящие наказания,

начиная с самых мягких (выговор в присутствии понятых) и кончая

«выдачей головой». Сюда входило «отнятие чести», т.е. лишение званий

или понижение в чине (например, перевод из бояр в дворяне). Исполняе-

мое наказание регистрировалось в Разрядной книге.

Судебник 1550 г. специально определил такой вид наказания, как

отрешение от должности и запрет занимать такую должность в буду-

щем, а Стоглав и Соборное Уложение расширили сферу применения

этого наказания (помимо судейских чинов, к поместникам и волостелям).

Штрафы разных размеров и видов применялись Русской Правдой.

Там они были компенсационной (за ущерб) мерой, а с XIV в. стали

средством для искупления вины. Убытки истца возмещались из имуще-

ства преступника (татя, разбойника и их соучастников). Характерно, что

сумма иска определялась самими разбойниками на пытке; как минимум,

она составляла четверть предъявленного иска.

Русская Правда говорит о «продаже» как о штрафе за преступление,

поступившем в казну или суд. Размер «продажи» определялся судом.

Судебник 1550 г. в качестве штрафной санкции вводил «пеню», взыски-

ваемую с должностных лиц за лихоимство, за понесение бесчестья. Ви-

новный уплачивал еще вознаграждение потерпевшему: эту санкцию су-

дебники применяли по многим видам преступлений, Уложение ограничи-

ло ее применение (в восьми случаях) только в преступлениях, посягавших

на имущество, честь и здоровье частного лица.

Размеры платы за бесчестье дифференцированы: было бесчестье про-

стое, двойное и тройное. К этому добавлялась сложная шкала штрафных

санкций за каждый вид телесного повреждения. При невозможности

расплатиться с истцом ответчик либо выдавался ему «головой на прода-

жу», т.е. холопство до отработки долга (Судебник 1497 г.), либо подвер-

гался «правежу» (Соборное Уложение).

Наиболее тяжелое имущественное наказание — конфискация иму-

щества («разграбление» по Русской Правде). В XIV в. эта мера стала

применяться к имуществу «отъехавших» от великого князя бояр, в

XVI в. она стала называться «великим разорением». Судебники ввели

конфискацию в качестве дополнительного наказания для «лихих людей»

и за злоупотребления по должности. Порядок конфискации регламенти-

рован в Соборном Уложении: конфискации подвергалось как движимое,

так и недвижимое имущество, имущество жены политического преступ-

ника и его взрослого сына. Все поступало в государственную казну

(судебники предусматривали передачу части конфискованного имущест-

Соборное Уложение предусматривало конфискацию в отношении об-

виненных в разбое, укрывательстве разбойников, нарушении правил про-

shpargalki.ru

44.Система наказаний по Соборному Уложению 1649 г.

Наказания по Соборному Уложению и их цели:

Для системы наказаний были характерны следующие признаки: 1)индивидуализация наказания 2)сословный характер наказания 3)неопределенность в установлении наказания (это было связано с целью наказания — устрашением) 4)множественность наказания — за одно и то же преступление могло быть установлено сразу несколько наказаний: битье кнутом, урезание языка, ссылка, конфискация имущества.

Цели наказания: Устрашение и возмездие, изоляция преступника от общества была второстепенной целью. Публичность наказаний и казней имела социально-психологическое значение: многие наказания (сожжение, утопление, колесование) служили как бы аналогами адских мук.

В Соборном Уложении применение смертной казни предусматривалось почти в 60 случаях. Смертная казнь делилась на квалифицированную (колесование, четвертование, сожжение, залитие горла металлом, закапывание живьем в землю) и простую (повешение, отсечение головы).

Членовредительские наказания включали: отсечение руки, ноги, урезание носа, уха, губы, вырывание глаза, ноздрей. Эти наказания могли применяться как дополнительные или как основные.

Увечащие наказания, кроме устрашения, выполняли функцию обозначения преступника.

К болезненным наказаниям относилось сечение кнутом или батогами в публичном месте (на торгу).

Тюремное заключение, как специальный вид наказания, могло устанавливаться сроком от 3дней до 4 лет или на неопределенный срок.

Как дополнительный вид наказания (или как основной) назначалась ссылка

Имущественные наказания были следующих видов: продажа, пеня, конфискация.

Становление и развитие абсолютизма в России в конце XVIIXVIII вв.

Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных, политических предпосылок. Возникновение абсолютной монархии в России относится ко второй половине XVII в. В это время возникают буржуазные отношения. Возрастает соответственно и роль посадского населения в политической жизни страны, появляются первые мануфактуры. Ускоренному развитию промышленности способствовала проводимая правительством Петра I экономическая политика меркантилизма, которая выражалась в предоставлении мануфактурам льгот; в ограждении купечества от иностранной конкуренции и других мерах. Феодально-крепостнические отношения создавали ограниченные возможности для развития торговли, поскольку феодальное хозяйство основано на мелком крестьянском натуральном хозяйстве, которое не было высокопродуктивным. Существование старых аграрных отношений при возникновении новых форм нарождающегося буржуазного государства — одна из основных особенностей российского абсолютизма. Этот период в России «характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийских рынок».

Таким образом происходит переход от натуральной формы хозяйства к товарному. Россия того времени славилась своими ярмарками. В результате развития товарно-денежных отношений возникла возможность содержать громоздкий бюрократический государственный аппарат, в том числе и многочисленную армию. Указом Петра I «О единонаследии», а также отмена местничества в 1682 г. и издание в 1722 г. Табели о рангах. В результате светские феодалы были превращены в единое сословие, получившее при Петре I название «шляхетства», а в дальнейшем именуемое дворянством. Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю.

Возникновение абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим

Поскольку абсолютизм есть не что иное, как выражение определенной исторически обусловленной формы классовых противоречий феодального общества, его изучение должно проводиться в самой тесной связи с проблемой классовой борьбы. В ХVП в. народные движения получили широкое распространение на территории России. Специфической особенностью исторического развития России в ХVП в. явилось то, что создание бюрократического аппарата было использовано абсолютной монархией для укрепления господства дворянского сословия.

Анализируя становление абсолютизма в России, он отметил некоторые особенности складывания данной формы правления: слабость сословно-представительных учреждений; финансовую независимость самодержавия в России, наличие больших материальных и людских ресурсов у монархов, их самостоятельность в отправлении властных полномочий; складывание новой правовой системы; формирование института неограниченной частной собственности; беспрерывное ведение войн; ограничение привилегий даже для господствующих сословий; особую роль личности Петра I.

Высшие органы власти и управления периода абсолютизма

Абсолютная монархия — форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти. В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты и происходит максимальная концентрация власти. В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподнес Петру I титул императора. Россия становится империей.

Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

1699—1710 гг. — частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;

1710—1719 гг. — ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы;

1719—1725 гг. — образование новых органов отраслевого управления для коллегий, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления, финансово-налоговой реформы, создание правовой основы для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

Центральные органы управления (Боярская Дума и приказы) переходят в новые структуры. Боярская Дума к концу XVII в. превращается в периодически созываемое совещание приказных судей. Она становится контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

В 1711 г. Боярскую Думу заменяет новый бюрократический орган. Принципы его формирования и деятельности существенно отличались.

Приказы. При сокращении числа центральных приказов возрастала численность приказных губ, местных органов приказного управления. В конце XVII в. было произведено укрупнение, объединение отраслевых и территориальных приказов. Параллельно происходило создание специальных приказов, осуществлявших контрольную деятельность по отноше­нию к большой группе других приказов (например, Счетный приказ). Приказ тайных дел: административный орган, подчиненный непосредственно царю.

В 1711 г. был образован Сенат как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя. Статус нового органа не был детализирован. Сенат становится постоянно действующим органом. Компетенции Сената: судебная и организационно-судебная дея­тельность, финансовый и налоговый контроль, внешнетор­говые и кредитные полномочия.

Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора.

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: были назначены Сенатом президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Местные органы управления Российской Империей (начало XVIII в. – 1775 г.).

Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.

Преобразование местных органов управления началось в городах. В Москве была создана Бурмистерская палата, которой были подчинены все выборные органы местного управления (губы). В состав бурмистерских губ входили: бурмистры (выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли президенты. В 1702 г. отменяется институт губных старост, и их функ­ии передаются воеводам, управляющим делами совместно с выборными дворянскими советами.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. Во главе губернии — губернатор или генерал-губернатор, объединявшие административную, судебную и военную власть. В ходе реформы 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд — провинция — губерния. В качестве основного административного, финансового и судебного органа в губернии выступала канцелярия. С 1713 г. при губернаторе учреждаются ландраты (советники) из местных дворян.

В 1719г.- вторая областная реформа. Суть ее: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы или воеводы. Делились провинции на округа-дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора Юстиции, Вотчинная) располагали на местах собственным разветвленным аппаратом из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль играли такие местные конторы, как камерских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-казначейства (прием и расходова­ние денежных сумм по указам воеводы и камериров).

В 1718—1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления. Созданы новые органы — магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более бюрократической и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

В начале XVIII в. сложилось две контрольные системы — прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Обязанности фискалов: доносить о государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами).

Реорганизация управления церковью и превращение ее в государственное учреждение. Ликвидация патриаршества и образование Синода.

Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими интересами церкви. Соборные уложения стали юридическим препятствием для концентрации земельной собственности церкви и расширении ее юрисдикции. С 1722 г. вступление в духовное сословие стало жестко регламентироваться: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие сорокалетнего возраста. Часть духовенства стало подвергаться военному призыву, на часть духовенства была распространена подушная подать. В 1718 г. Духовный регламент учредил высший орган церковного управления Синод. (1721)духовная коллегия а с ней и ее учредительный акт — духовный регламент. Синод -постоянный собор со значением прежней патриаршей власти. Особенность синода была в том, что ему были подчинены и иноверческие церкви (лютеранская и католическая), а также отчасти нехристианские исповедания. Контроль за деятельностью Синода был возложен на светсткого чиновника. Создается специальная комиссия, распоряжавшаяся всем церковным имуществом, проводится отмена торговых привилегий духовенства. Управление церковными землями переходит к органам, ведавшим гос.имуществом.

Первоначальный состав синода: президент, два вице-президента, четыре асессора и четыре советника. В Синоде были представители всех классов духовенства: архиереи, настояли монастырей, протопопы. С 1722 вводится должность обер-прокурора, который выбирался “из офицеров доброго человека”. Правовое положение обер-прокурора было точно таким же, как у генерал-прокурора при сенате. Он имел право останавливать незаконные решения и доносить о них государю. 1726 — отмена вице-президентства и разделение синода на 2 департамента: синод и коллегию экономии, состоявшая из светских лиц, и которая подчинилась ведомству сената (1738).

Император — фактически глава русской православной церкви. Церковь превратилась в государственное учреждение наравне с любой другой коллегией (к некоторыми оговорками). Таким образом, монарх превратился в юридического главу церкви. Решения монарха не подвергались обсуждению. Идеологическая роль церкви была потеряна.

дела церковного управления

управление духовными учебными заведениями

хозяйственные и частно-гражданские дела

Синод состоял из епархий и архиереев в губерниях, духовных консисторий и всей иерархии духовных властей белого и черного духовенства.

Общественное устройство Российской Империи. Правовое положение дворянства. Табель о рангах 1722 г. Классные чины.

Особенностью общественного строя данного периода было стремление государства к четкой правовой регламентации положения каждого из четырех сословий, на которые делилось все население страны: дворянства (шляхетства), духовенства, крестьян, городского населения. В рассматриваемый период происходило дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян. Только дворяне могли владеть землей, что давало им право эксплуатировать крепостных крестьян. По Указу о подушной переписи от 26 января 1718 г. было законодательно закреплено привилегированное положение дворянства как неподатного сословия в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать. Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне.

Служба для дворян при Петре I являлась обязательной и пожизненной, т.е. не ограниченной определенным сроком. В 1730 г. был установлен 25-летний срок их службы, которая начиналась с 20 лет, причем один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.

Все прежние разряды служивых людей были соединены вместе, в одно сословие — шляхтехство. Все нижние чины (как знатные, так и из «простого люда») одинаково могли дослужиться до высших чинов. Порядок такой выслуги был точно определён «Табелем о рангах» (1722 г.). В «Табели» все чины были распределены на 14 рангов или «чинов» по их служебному старшинству. Каждый, достигший низшего 14 ранга, мог надеяться занять высшую должность и занять высший ранг. «Табель о рангах» заменил принцип родовитости принципом выслуги и служебной пригодности. Петр требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте и математике, а не обученных лишал права жениться и получить офицерский чин. Принятие Табели о рангах свидетельствовало о ряде новых обстоятельств. Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.

По манифесту Петра III (1762 г.) «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы.

Духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Вскоре последовал ряд указов, решительно сокращавших самостоятельность духовенства. Особой чистке подверглись монастыри. Им запрещалось владеть вотчинами и угодьями. Жить они должны были за счет своего труда. Также был издан указ, запрещающий просить и подавать милостыню, но он встретил очень сильный протест и непослушание. При Петре духовенство стало превращаться в такое же сословие, имеющее свои права и обязанности, как шляхетство и горожане. В результате духовных реформ Петра святейшему синоду теперь стало не на что опереться — духовенство разгромлено и поставлено в положение слуг правительства, связанных исходящими от него распоряжениями.

Тяжелым бременем на крестьянские хозяйства ложились рекрутские наборы. Крестьяне должны были ежегодно направлять по одному рекруту с каждых 20 дворов. Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами. Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов и сборов.

Шел процесс оформления городского сословия. Согласно регламенту Главного магистрата 1721 г. посадское городское население делилось на знатных, регулярных граждан и «подлых» людей. В 1785 г. была опубликована «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Население города (мещане) разделялось на шесть частей (разрядов).

Итак, в конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами. А государство продолжало смотреть на сословия также, как и ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Все подданные жили не для себя, а «для государева и земского дела», должны были быть послушным орудием в руках государства.

Источники права периода абсолютизма (конец XVII XVIII вв.)

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение, чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В 18в. сложились следующие основные формы закона: 1) манифесты, 2) уставы, 3) регламенты, 4) указы, 5) жалованные грамоты, 6) инструкции. Манифесты – законы, которые объявляли в особо важных случаях волю императора в форме обращения к населению или отдельным группам населения. Среди правовых актов этой группы следует выделить Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству(1762г.), Манифест о секуляризации церковных имуществ(1764г.). Манифесты извещали также о смерти императора и о вступлении на престол наследника. Жалованные грамоты – законы, в которых указывались права и привилегии того или иного сословия. Так, в 1785г. ЕкатеринаII была издана Жалованная грамота дворянству и в том же году Жалованная грамота городам. Уставы – сборники законов, регламентирующих порядок деятельности какого-либо ведомства или отрасли управления. В них содержались также нормы материального и процессуального права. Первым в 18в. был издан Воинский устав 1716г., охватывающий правила организации и деятельности армии. В 1720г. был принят Морской устав, в котором упоминались и меры наказания за преступления, совершаемые при исполнении морской службы. В 18в. были изданы также Устав о векселях(1729), Устав благочиния(1728), Таможенный устав. Регламентами называются законы, определяющие организацию, порядок прохождения дел и функции того или иного учреждения, например Коллегий. В 1720г. был издан общий для всех коллегий Генеральный регламент, устанавливавший порядок службы во всех гос. учреждениях Российской империи. Указы – форма законов, издававшихся по самым различным вопросам права, а в некоторых случаях определявшие компетенцию соответствующих должностных лиц. Наиболее значительными были Указ о единонаследии(1714), Табель о рангах(1722), Указы о подушной подати, о форме суда(1723). Инструкции – законы, которые устанавливали права и обязанности различного рода должностных лиц, например губернаторов, воевод и т.д.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Что такое политика гражданства Путин подписал закон по вопросам гражданства РФ Документ снимает препятствия для получения гражданства украинцами, а также закрепляет текст присяги МОСКВА, 30 июля. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, касающийся вопросов […]
  • Налог на субаренду помещения Кто платит налог за сдачу в субаренду помещения? Здравствуйте! Арендовала помещение 42 кв м под парикмахерскую, при этом всего заняла 25кв м , а остальные 17 кв м планирую сдать в субаренду, причем по цене арендодателя ( т.е никаких […]
  • Федеральный закон 396 фз ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 декабря 2013 года №396-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 22.02.2014 г. №20-ФЗ (вступ. в силу […]
  • Закон о тишине ремонт москва Можно ли делать ремонт в выходные и праздничные дни Согласно основным положениям закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» строительные работы в выходные дни должны проводиться с определенными временными […]
  • Приказ мвд 705 Приказ МВД России от 7 ноября 2016 г. N 705 "О признании утратившим силу приказа МВД России от 5 февраля 2016 г. N 61" Приказ МВД России от 7 ноября 2016 г. N 705"О признании утратившим силу приказа МВД России от 5 февраля 2016 г. N […]
  • Приказ 25 ржд РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 25.12.2007 N 2423р (ред. от 04.02.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ТИПОВ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПЛОМБИРОВАНИЯ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ОАО "РЖД" (в ред. […]

Обсуждение закрыто.