Виды формально-логических законов

§ 1. Понятие формально- логического закона

Рассмотрение этого вопроса следует начать с определения родового понятия «закон». Закон есть существенная, внут­ренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие.

На основе этой общей дефиниции определим категорию «закон мышления». Закон мышления — это внутренняя, существенная, устойчивая, необ­ходимая, повторяющаяся связь между элемента­ми мысли и самими мыслями. Источники этих связей объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей бытия, преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. От­сюда порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей. Этот процесс в мышлении осуществ­ляется по двум направлениям: а) содержательному (процесс отражения в сознании объективных связей реальных вещей и их свойств); б) формальному (установление связей между формами мысли). Первое направление реализуется в диалектических законах и изучается диалектической логикой, а второе — в формально-логическких законах и изучается формальной логикой.

Формально-логическими называются законы структурно-смысловой связи элементов мысли между собой, придающие ей определенную форму, посредством которой выражается содержание мысли. В них отражены устойчивые черты внутренней структуры мыслительного процесса, отложился многовековый опыт практической деятельности человека, отражены общие свойства и стороны действительности. Однако законы формальной логики нельзя абсолютизировать даже в сфере мышления. Они – важный момент в комплексе условий, определяющих истинность наших знаний, но только отдельный момент, а не все условия; их действие правомерно в ос­новном в пределах логической формы, а с содержанием мысли они связа­ны лишь косвенно.

Различают следующие виды формально-логических законов:

1) законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления — или с понятием, или с суждением, или с умозаключением. На основе этих законов выведены конкретные правила, которые в данном пособии рассма­тривались при анализе каждой из названных форм мышления (например, закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия, зако­ны распределенности терминов в простых суждениях, законы различных ви­дов умозаключений и т.д.);

2) законы, которые имеют всеобщий характер для мышления, проявля­ются во всех его формах. Это основные формально-логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их называют основными потому, что они:

— распространяют свое влияние на всю сферу мыслительной деятельности;

— лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями;

— используются в процессе умозаключений и доказательств;

— отражают важные свойства правильного мышления: определенность, логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность.

Первые три закона были выявлены и сформулированы древнегреческим мудрецом Аристотелем, закон достаточного основания — немецким филосо­фом XVIII века Г.В. Лейбницем.

Необходимо иметь в виду, что выделение четырех формально-логических законов осуществляется только в традиционной формальной логике, которая и является объектом нашего изучения. Логика же современная (в частности, математическая, символическая) утверждает, что логических законов бес­конечно много и нет оснований делить их на основные и второстепенные. Кроме того, построены логические системы, в которых не являются закона­ми, например, закон исключенного третьего (интуиционистская логика, не­которые системы многозначной логики), закон противоречия (паранепротиворечивая логика).

Однако, абстрагируясь от этого и оставаясь в рамках традиционной логики, обратимся к анализу основных формально-логических законов, которые играют вaжную роль в мыслительной деятельности юристов.

Логика . включает принципы определения, классификации, правильного. употребления терминов, предикации, доказательств и рассуждений.

формальной логики к решению повседневных проблем, с которыми я. сталкиваюсь и как человек, и как ученый? Если подумать, меня. большему научила практика, а не логика.

служит нам основным ориентиром в лабораторной практике. Та полуинтуитивная логика, которой пользуется каждый.

позитивизма, последователь Огюста Конта. В «Системе логики» (т 1-2,1843) разработал.сменялась логикой, логика математикой, математика языками.

Американский философ, логик, математик, естествоиспытатель Родоначальник. прагматизма Выдвинул принцип, согласно которому содержание понятия целиком.

Поэтому говорят не просто о законах логики, а о законах и правилах логики (см. об этом: Свинцов В.И. Логика.

Этим он оказал величайшую услугу -знанию. Указав философии новую цель, Аристотель дал ей и средства для достижения этой дели, которое заключаются в его логике.

Довольно часто эти два способа конфронтируют между собой. Логика отвергает интуицию, интуиция задавливает логику.

На начальном этапе эти взаимоотношения были максимально тесными (упомянем хотя бы позицию раннего Рассела, считавшего логику «сущностью философии»).

натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога из своего творения к самому. себе в человеческом духе В конце снова оказывается логика — на этот раз.

www.bibliotekar.ru

Виды формально-логических законов

48. Основные формально-логические законы. Законы мышления исторически сложились в результате взаимодействия между человеком и объективной действительностью в процессе преобразования и познания ее. В законах мышления человека отложился многовековой опыт практической общественной деятельности. В них нашли свое логическое выражение наиболее массовидные черты внешнего мира, его качественная определенность. При этом мышлении, выступая как специфическое отражение объективной реальности в сознании человека, протекает не хаотично, а закономерно. Это означает, что элементы мысли, как и мысль в целом, находятся в закономерной связи между собой. Вот почему логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления. Содержание и специфика основных законов логики. Понятие о логическом законе — существенная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие => «закон мышления» — это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями. Источники этих связей объективны. Законы мышления явл. обобщ. отражением закономерностей внешнего мира, преобразован.в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Отсюда, порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей. Этот процесс идет по двум направлениям: содержательному (отражение связей реальных вещей); формальному (отражение связей форм мысли). Первое направление реализуется в диалектических законах и изучается диалектической логикой, а второе — в формальнологических законах и изучается формальной логикой. В логических законах выражены существенные, устойчивые и необх. черты внутр. структуры мысл. процесса, которая исторически сложилась на осн. объективных св-в и отн-й природного мира. Вот почему сами законы логики носят объективный характер. Поэтому люди не могут по своему усмотрению изменять или «диктовать» новые логич.законы. Законы логики воспринимаются как аксиома — истина, не требующая доказательства. Законы логики составляют важный и обязательный момент в системе условий, определяющих истинность наших мыслей. Логическая правильность и стройность мышления необходимы, но недостаточны для объективной истинности выводного знания. Отсюда вытекает следующее положение: законы формальной логики нельзя абсолютизировать, они не распространяются на внешний мир; их применение ограничено сферой мышления, а их действие правомерно лишь в пределах логической формы, а не содержания мысли. Необходимо обратить внимание на то, что хотя логические законы релятивны, они не выступают в качестве простой условности или произвольного измышления разума. Такие законы — результат отражения внешнего мира в сознании человека. Только адекватно и научно осмысленная формальная логика раскрывает объективную основу логической формы законов человеческого мышления и тем самым доказывает их необходимость во всяком процессе научного познания объективной реальности. Различают следующие виды формально-логических законов: 1)законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления -или с понятием, или с суждением, или с умозаключением. На основе этих законов были выведены конкретные правила, которые рассматривались в предыдущих главах данного учебного пособия. 2) законы, которые имеют всеобщий характер, действуют во всех формах абстрактного мышления. Их называют основные формально-логические законы. Это — закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их называют основными потому, что они: действуют во всяком мышлении; лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями; используются в процессе умозаключений и доказательств; отражают важные свойства правильного мышления: определенность, логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность. Первые три закона были выявлены и сформулированы древнегреческим философом Аристотелем, закон достаточного основания — немецким философом XVIII в. Г.В. Лейбницем.

Необходимо иметь в виду, что выделение четырех формально-логических законов осуществляется только в традиционной логике, которая и является объектом нашего изучения. Логика же современная (в частности, математическая, символическая) показала, что логических законов бесконечно много и нет оснований делить их на основные и второстепенные. Закон тождества. Сущность закона: каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о пред мете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода. Записывается закон так: а есть а или а = а (для суждений), А есть А или А = А (для понятий). Т.о., закон тождества требует, чтобы в процессе определенного рассуждения всякая мысль была тождественной самой себе, а разные мысли никогда не отождествлялись. В мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила (принципа). Он означает, что в ходе рассуждений нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Нельзя также тождественные мысли выдавать за противоположные, а противоположные за тождественные. Закон тождества предъявляет к мыслительному процессу человека следующие требования. Во-первых, в процессе рассуждения мысль должна быть тождественна самой себе (т.е. тождество предмета мысли). Отсюда следует, что двусмысленность предмета в ходе логических рассуждений недоступна. Вот почему весьма важно, чтобы в дискуссии, научной полемике понятия употреблялись в одном и том же смысле. В мышлении нарушение закона тождества проявляется тогда, когда человек дискутирует не по обсуждаемой теме, а произвольно подменяет один предмет обсуждения другим, употребляет понятия не в том смысле, в каком это принято. Т.о., мышление будет логичным и истинным при таком условии, когда в ходе рассуждения каждое понятие будет мыслиться в строго определенном значении. Во-вторых, в процессе рассуждения о каком-либо предмете, нельзя подменять этот предмет другим. Вместе с тем следует подчеркнуть один важный аспект. Он связан с тем, что закон тождества позволяет в ходе рассуждения осуществлять не подмену, а замену предмета мысли. Это означает переход от обсуждения одной проблемы к другой. При этом переход к другому вопросу не должен подменять содержание предыдущего. Это положение имеет важное значение для практической деятельности людей, в том числе в сфере экономической и юридической. Таким образом, в мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила. Реализуясь в нормах и принципах мыслительной деятельности, данный закон требует исключения в ходе рассуждений произвольного изменения предмета мысли, подмены мысли о предмете.

Закон противоречия : два несовместимых друг другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них обязательно ложно: а не есть не- a. Данный закон имеет большое значение в мыслительном процессе. Сформулированное требование закона противоречия выражает объективные свойства самих вещей. Как мы уже отмечали, любой предмет качественно определен. Качественная определенность означает, что присущие предмету свойства, а также и само его существование, не могут быть и не быть, принадлежать и не принадлежать ему в одно и то же время в одном и том же отношении. При этом необходимо иметь в виду, что закон противоречия действует в определенных границах, он распространяется не на все суждения, а только на несовместимые. Напомним, что несовместимыми называются суждения, которые одновременно не могут быть истинными. При логическом правильном мышлении наши рассуждения, отражающие самые глубокие противоречия предметного мира, остаются непротиворечивыми. Существование реальных противоречий не нарушает законов формальной логики — о противоречивых процессах необходимо мыслить непротиворечиво, логически правильно. При этом важно знать и соблюдать на практике условия закона противоречия. Во-первых, в процессе мышления необходимо утверждать принадлежность предмету (явлению) одного признака и в то же время отрицать принадлежность данному предмету (явлению) другого признака. Во-вторых, противоречия между суждениями не будет, если в ходе мыслительного процесса рассматриваются различные предметы (или явления). Например: «Петров читает повесть А.С. Пушкина «Дубровский» и «Иванов читает поэму А. Блока «Двенадцать». В-третьих, противоречия не будет, если в ходе мышления что-либо утверждается и в то же время отрицается относительного одного предмета (явления), но рассматриваемого в различное время. Возьмем пример, основанный на анализе преподавателем ответа обучаемого в начале и в конце экзамена. Преподаватель может сказать: «Ответ Николаева был неточным» и «Ответ Николаева был верным, точным и доказательным». В-четвертых, противоречия в суждении не будет, если один и тот же предмет (явление) нашей мысли рассматривается в различных отношениях. Например: «Николай Слесарев — перворазрядник (по гимнастике)» и «Николай Слесарев не является перворазрядником (по боксу)» В данном случае противоречия не будет, так как предметы мысли в этих суждениях берутся в разных отношениях . Необходимо иметь в виду, что нарушение закона противоречия носит весьма серьезный характер, ибо при допущении логических противоречий можно было бы доказать фактически любое ложное утверждение. В таких условиях, естественно, наука совершенно не могла бы развиваться, прогрессировать, а мышление человека и его познание превратились бы в хаотичные и бессистемные образования. Значение закона противоречия и заключается в том, что он обеспечивает достижение истины. Логически непротиворечивая мысль может оказаться ложной по содержанию, но истинная мысль никогда не может быть логически противоречивой по своей структуре. Таким образом, знание закона противоречия позволяет избежать субъективных противоречий, сделать мышление непротиворечивым и исключающим логическое заблуждение. Вместе с тем, настаивая на исключении логических противоречий, не следует пытаться втиснуть все многообразие противоречий в прокрустово ложе логики.

Закон исключенного третьего: два противоречащих исключенного суждения и тоже время и в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными или ложными. Одно — необходимо истинно, а другое — ложно; третьего быть не может. Записывается: или а, или не-а .

Реально такие связи образуются из следующих пар суждений:

— «Это S есть Р» и «Это S не есть Р» (единичные суждения);

— «Все S есть Р» и «Некоторые S не есть Р» (суждения А и Q),

— «Ни одно S не есть Р» и «Некоторые S есть ^»( суждения Е и I ).

Подобно закону противоречия закон исключенного третьего отражает последовательность и противоречивость мышления. Он не допускает противоречий в мыслях и устанавливает, что два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными (на это указывает и закон противоречия), но и одновременно ложными. Если ложно одно из них, то другое необходимо истинно. Значение закона состоит в том, что он указывает направление в отыскании истины: возможно только два решения вопроса «или-или», причем одно из них (и только одно) необходимо истинно. Закон исключенного третьего требует ясных, определенных ответов, указывая на невозможность отвечать на один и тот же вопрос в одном и том же смысле и «да», и «нет», на невозможность искать нечто среднее между утверждением чего-либо и отрицанием того же самого. Согласно этому закону, необходимо уточнять наши понятия, чтобы можно было давать ответы на альтернативные вопросы. «Солнце взошло или не взошло?» Представим себе такую ситуацию: солнце наполовину вышло из-за горизонта. Как ответить на этот вопрос? Закон исключенного третьего требует, чтобы понятия уточнялись для возможности давать ответы на такого рода вопросы. В случае с восходом солнца мы можем, например, договориться считать, что солнце взошло, если оно чуть-чуть показалось из-за горизонта. В противном случае следует считать, что оно не взошло. Дело в том, что недопустимо абсолютизировать закон исключенного третьего. Формула «или-или» имеет относительный характер. Она применима лишь тогда, когда высказываются противоречивые суждения о таких предметах, от процесса изменения которых в ходе рассуждения и получения вывода можно абстрагироваться. В познании нередко возникают неопределенные ситуации, которые отражают переходные состояния, имеющиеся как в материальных явлениях, так и в самом процессе познания. когда мы не знаем, какова степень подтверждения долгосрочного прогноза погоды или развития какого-либо явления; рассуждения о будущих единичных событиях типа: «Через сто лет не будет ни газет, ни журналов; информация будет распространяться только с помощью компьютеров». Т.о., закон исключенного третьего, не рассматривая самих противоречий объективного мира, не допускает признания одновременно истинными или одновременно ложными два противоречащих друг другу суждения. В этом и состоит его важное значение для теоретической и практической деятельности юриста или экономиста.

Закон достаточного основания: всякая мысль может быть признана истинной только тогда, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснована. Записывается: А есть потому, что есть В. В приведенной логической схеме данного закона: — А — это логическое следствие, т.е. мысль, которая вытекает из предыдущей мысли; — В — логическое основание, т.е. мысль, из которой вытекает другая мысль. Закон достаточного основания является отражением всеобщей взаимосвязи, существующей между предметами и явлениями в окружающем мире. Т.о., достаточное основание — это любая другая мысль, уже проверенная и признанная истинной, из которой с необходимостью вытекает истинность другой мысли. Выдвигая общее положение о необходимости достаточного основания, логика не дает определенных указаний, при каких условиях основание можно считать достаточным. Здесь помогает практика. Закон достаточного основания требует обоснованности всякого положения, но он не может указать, каким должно быть конкретное содержание данного основания. Это определяется содержанием соответствующей отрасли знания. Т.о.связь логического основания и логического следствия являются отражением в мышлении объективных, в том числе и причинно-следственных связей, которые выражаются в том, что одно явление (причина) порождает другое явление (следствие). Закон достаточного основания имеет важное теоретическое и практическое значение для любой сферы деятельности человека. Фиксируя внимание на суждениях, обосновывающих истинность выдвинутых положений, этот закон помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу.

В целом же, необходимо отметить, что формально-логические законы в содержательном плане представляют собой свойства мысли, которые выражают существенные особенности абстрактного мышления и лежат в основе всех умственных операций. При этом объективной основой формально-логических законов выступает качественная определенность предметов, их относительная устойчивость и взаимная обусловленность.

pigulsky.narod.ru

Основные формально-логические законы (2)

Главная > Контрольная работа >Логика

НОУ ВПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

по дисциплине «Логика»

на тему: «Основные формально-логические законы»

Выполнил: студент гр. 42 юсз

1. Содержание и специфика основных формально-логических законов стр.4

2. Закон тождества стр.8

3. Закон противоречия стр.10

4. Закон исключенного третьего стр.13

5. Закон достаточного основания стр.15

Список литературы стр.18

Законы мышления исторически сложились в результате взаимодействия между человеком и объективной действительностью в процессе преобразования и познания ее. В законах мышления человека отложился многовековой опыт практической общественной деятельности. В них нашли свое логическое выражение наиболее общие черты внешнего мира, его качественная определенность. При этом мышлении, выступая как специфическое отражение объективной реальности в сознании человека, протекает не хаотично, а закономерно. Это означает, что элементы мысли, как и мысль в целом, находятся в закономерной связи между собой. Вот почему логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления. 1

Наиболее простые и вместе с тем необходимые связи выражаются в основных формально-логических законах: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти законы называются основными, потому что выражают важные свойства правильного мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Они имеют необходимый и всеобщий характер, действуют во всяком процессе мышления независимо от того, в какой форме он протекает.

Формально-логические законы сложились в результате многовековой практики человеческого познания как отражение самых обычных свойств и отношений предметов действительности, — их качественной определенности, относительной устойчивости. Ведь каждый предмет, несмотря на происходящие с ним изменения, остается относительно определенным предметом с присущими ему свойствами, позволяющими отличать его от других предметов. 2

Цель данной работы — изучить основные законы формальной логики:

1. дать определение понятиям «закон», «закон мышления»;

2. изучить виды и сущность законов формальной логики;

3. изучить содержание и специфику основных законов логики: закона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего, закона достаточного основания.

1. Содержание и специфика основных формально-логических законов.

Прежде чем рассмотреть содержание и специфику законов логики целесообразно определить родовое понятие «закон».

Закон есть существенная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие.

На основе этой общей дефиниции определим категорию «закон мышления».

Закон мышления — это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями. Источники этих связей — объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей внешнего мира, преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Отсюда, порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей. Этот процесс идет по двум направлениям:

· содержательному (отражение связей реальных вещей);

· формальному (отражение связей форм мысли).

Первое направление реализуется в диалектических законах и изучается диалектической логикой, а второе — в формально-логических законах и изучается формальной логикой.

В логических законах выражены существенные, устойчивые и необходимые черты внутренней структуры мыслительного процесса, которая исторически сложилась на основе объективных свойств и отношений природного мира. Вот почему сами законы логики носят объективный характер. Поэтому люди не могут по своему усмотрению изменять или «диктовать» новые логические законы. Законы логики воспринимаются как аксиома — истина, не требующая доказательства. Обладая характером всеобщности в сфере мышления, эти законы являются обязательными с точки зрения их соблюдения во всех областях научного знания и на любом уровне познавательного процесса. Естественно, что одних логических законов недостаточно, чтобы обеспечить истинность наших суждений, умозаключений. Законы логики составляют важный и обязательный момент в системе условий, определяющих истинность наших мыслей. Логическая правильность и стройность мышления необходимы, но недостаточны для объективной истинности выводного знания. Отсюда вытекает следующее положение: законы формальной логики нельзя абсолютизировать, они не распространяются на внешний мир; их применение ограничено сферой мышления, а их действие правомерно лишь в пределах логической формы, а не содержания мысли. 3

Необходимо обратить внимание на то, что хотя логические законы условны, они не выступают в качестве простой условности или произвольного измышления разума. Такие законы — результат отражения внешнего мира в сознании человека. Только адекватно и научно осмысленная формальная логика раскрывает объективную основу логической формы законов человеческого мышления и тем самым доказывает их необходимость во всяком процессе научного познания объективной реальности.

Различают следующие виды формально-логических законов.

Во-первых, законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления — или с понятием, или с суждением, или с умозаключением. На основе этих законов были выведены конкретные правила, которые рассматривались в предыдущих главах данного учебного пособия.

Во-вторых, законы, которые имеют всеобщий характер, действуют во всех формах абстрактного мышления. Их называют основные формально-логические законы. Это — закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их называют основными потому, что они:

· действуют во всяком мышлении;

· лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями;

· используются в процессе умозаключений и доказательств;

· отражают важные свойства правильного мышления: определенность, логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность.

Первые три закона были выявлены и сформулированы древнегреческим философом Аристотелем, закон достаточного основания — немецким философом XVIII в. Г.В. Лейбницем.

Необходимо иметь в виду, что выделение четырех формально-логических законов осуществляется только в традиционной логике, которая и является объектом нашего изучения. Логика же современная (в частности, математическая, символическая) показала, что логических законов бесконечно много и нет оснований делить их на основные и второстепенные. Кроме того, построены логические системы, в которых не являются законами, например, закон исключенного третьего (например, интуиционистская логика, некоторые системы многозначной логики), закон противоречия.

Отражая связи и отношения предметов действительности, согласуясь с ее законами, законы формальной логики не являются непосредственно законами самих вещей и явлений. Это отличает их от диалектических законом мышления, представляющих собой отраженный в человеческой голове законы развития внешнего мира. Формально-логические законы — это законы правильного построения и связи мыслей. Выражая необходимые условия правильного мышления, они действуют в любом рассуждении, в познании любых предметов и явлений, в том числе в познании сложных диалектических процессов.

Зная законы, текст законов и матевировку их внутренней логики у нас есть

возможность сравнить эти законы и показать их сходство и различие, а также взаимопроникновение одного закон в другой:

1. Первый закон — закон тождества демонстрирует логику одинаковых понятий и суждений, в то время, как второй закон непротиворечия демонстрирует о логической несовместимости разных в том числе противоположных суждений, то есть два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными.

2. В тоже время формально-логические нарушения как закона тождества, так и закона непротиворечия — это противоречие неправильных рассуждений,

затрудняющих познание действительности и демонстрирует

3. Третий закон — закон исключённого третьего демонстрирует наложение или сочетание первого и второго закона. Если двух понятий, одно истинно, а другое ложно, то следовательно тождества нет и в то же время, если одно

истинно, а другое ложно, то больше ничего утверждать нельзя по закону

непротиворечия, таким образом третье суждение исключается. В тоже время такое различие в известной мере натянуто, так как закон исключённого третьего логичен сам по себе и нарушение данного закона и признание существования третьего суждения одновременно с двумя противоположными непременно приводит к путанице, к нарушению формальной логики, а проще говоря, к бессмыслице. Также закон непротиворечия и за исключением третьего выражает последовательность и не допускает противоречия в мыслях. Вместе с тем закон исключённого третьего представляет собой дальнейшее развитие закона непротиворечия, устанавливая, что два противоположных суждения не могут быть не только одновременно истинными, но и одновременно ложными, следовательно, если одно суждение истинно, то другое неизбежно ложно (и третьего не дано).

4. В отличие от первых трёх законов которые можно выразить формулой, Закон достаточного основания, формулы не имеет, так как носит содержательный характер и указывает на необходимость доказать какое-либо понятие или суждение и их соответствие действительности. Но поскольку истина всегда относительна, постольку на каждом этапе развития человечества вполне могут появляться новые более совершенные доказательства какого-либо понятия.

5. Как и первые три закона, Закон достаточного основания сопутствует

логическому мышлению, а его нарушения недостаточная аргументация каких-либо положений и суждений по прежнему приводит к путанице и алогичности. 4

works.doklad.ru

Основные формально-логические законы

Основные формально-логические законы

Первый закон логики — закон тождества — гласит: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание». Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим.

Следующий логический закон — закон противоречия: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». По мнению исследователей, впервые этот закон был сформулирован Аристотелем. Закон противоречия он считал основным принципом мышления.

Против непоследовательности в наших рассуждениях направлен и закон исключенного третьего. Он гласит: «Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно». Этот закон, как и предыдущий, был сформулирован Аристотелем. Латинская формулировка этого закона звучит так: «Третьего не дано» (tertium non datur).

Правильное мышление должно быть не только определенным, последовательным и непротиворечивым, но также и доказательным. Этого требует закон достаточного основания: «Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана». Этот закон был сформулирован немецким мыслителем Лейбницем. Он выразил его в виде следующего принципа: «Все существующее имеет достаточное основание для своего существования».

Закон достаточного основания отражает важнейшую особенность окружающего мира: в природе и обществе все взаимосвязано и взаимообусловлено. Ни одно явление не может произойти, если оно не подготовлено предшествующим развитием.

Закон достаточного основания не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительного подтверждения истинности наших мыслей. Обоснованность высказываний — важнейшее требование, предъявляемое к речи.

Формально-логические законы — это законы правильного мышления, соблюдение которых делает рассуждения ясными, четкими, последовательными и непротиворечивыми, обоснованными и доказательными.

Рассмотрим пример доказательства:

«Раздосадованный Рутилов сказал:

— Ты, Арнольд Борисыч, и не будешь никогда быком, потому что ты — форменная свинья.

— Врешь, — угрюмо сказал Передонов.

— Нет, не вру, и могу доказать, — злорадно сказал Рутилов.

— Докажи, — потребовал Передонов.

— Погоди, докажу, — с тем же злорадством в голосе ответил Рутилов. Оба замолчали… Вдруг Рутилов сказал:

— Арнольд Борисыч, а у тебя есть пятачок?

— Есть, да тебе не дам, — злобно ответил Передонов. Рутилов захохотал.

— Как есть у тебя пятачок, так как же ты не свинья! — крикнул он радостно» (Ф. Сологуб. Мелкий бес).

Здесь тезисом является утверждение «Арнольд Борисыч — свинья»; аргументы: «У свиньи есть пятачок», «У Арнольда Борисыча есть пятачок». В качестве демонстрации использована дедуктивная форма умозаключения, называемая силлогизмом.

Что касается видов доказательства, то различают доказательства прямые и косвенные.

При прямом доказательстве

тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. Например: Данное учебное заведение действительно является крупнейшим университетом нашего города. Именно в этом вузе преподают многие известные ученые города, высокий процент выпускников этого вуза составляет коммерческую и научную элиту Новосибирска. Материально-техническая база университета впечатляет: лаборатории, оснащенные современным оборудованием, обилие компьютерных классов, богатейшая библиотека, фонды которой постоянно пополняются, новый спорткомплекс и т. п.

Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения — антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение об истинности тезиса. Например: Мне довелось недавно услышать мнение, что данное учебное заведение не соответствует статусу университета. Действительно, сегодня нелегкие времена переживают некоторые вузы… Однако в результате последней государственной аттестации этого вуза в очередной раз подтвердилось, что именно в этих стенах преподают многие известные ученые города, высокий процент выпускников этого вуза составляет коммерческую и научную элиту Новосибирска. Материально-технической базе этого учебного заведения могли бы позавидовать другие вузы: лаборатории, оснащенные современным оборудованием, обилие компьютерных классов, богатейшая библиотека, фонды которой постоянно пополняются, новый спорткомплекс и т.п. Безусловно, эти объективные характеристики позволяют считать данное учебное заведение университетом.

ayp.ru

Смотрите так же:

  • Разбор слов Пребывание Разбор слов Пребывание ПРЕБЫВА́НИЕ, -я, ср. 1. Состояние по глаг. пребывать (во 2 знач.). Пребывание у власти. □ В последние дни пребывания в Гонконге погода значительно изменилась. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Месяцы пребывания в штабе […]
  • Заявление на переоформление лицевого счета неучастника бюджетного процесса Заявление на переоформление лицевого счета неучастника бюджетного процесса УФК по г. Москве официальный сайт официальный сайт Казначейства Россииwww.roskazna.ru Переоформление лицевых счетов неучастников бюджетного […]
  • Судебно-строительная экспертиза при минюсте Судебно-строительная экспертиза при минюсте В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом на территории Омской области пройдут акции и мероприятия: 30.11.2017 года семинар «Если вы пишете о СПИДе» для студентов факультетов журналистики […]
  • Федерального закона от 12 января 1996 года 7-фз Электронное образование в Республике Татарстан Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33» РТ г. Набережные Челны Визитная карточка ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N […]
  • Сборник законов ссср 1938-1975 Alib.ru > Сборник Законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1967. В двух томах. | Законодательство, право (Цена: 450 руб.) Вы выбрали купить: Сборник Законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР. […]
  • Мед экспертиза наркотики Судебно-медицинская экспертиза наркотико-содержащих веществ, как элемент процесса доказывания библиографическое описание:Судебно-медицинская экспертиза наркотико-содержащих веществ, как элемент процесса доказывания / Ушаков И.В. // […]

Обсуждение закрыто.