Вид основания для пребывания

Правовой статус иностранного гражданина в РФ

Чашин А.Н.,
главный редактор

Законно пребывать на территории России иностранный гражданин может в рамках одного из следующих режимов:

  • временного пребывания;
  • временного проживания;
  • постоянного проживания.

Режим временного пребывания. Особенности этого режима пребывания иностранца в России обусловливаются целью, сроком и условиями оформления визы либо миграционной карты.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (абз. 9 ч. 1 ст. 2 Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан»).

Режим временного пребывания иностранца в России отличается от иных режимов своей срочностью и относительной кратковременностью.

Срок временного пребывания иностранца на территории РФ равен:

  • сроку действия визы – при визовом режиме (абз. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»);
  • 90 суткам – при безвизовом режиме, если иной срок не установлен законом (абз. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»). Указанный 90-суточный срок может быть как продлен (до 180 суток), так и сокращен по решению Правительства РФ. Нормативное обоснование – ст. 5.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан».
  • обеспечение национальной безопасности;
  • поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов;
  • содействие в приоритетном порядке трудоустройству российских граждан;
  • иные политические цели.

Правительство вправе принимать решение об изменении срока временного пребывания иностранных граждан, въехавших на территорию РФ в безвизовом порядке:

  • в отношении отдельных категорий иностранных граждан;
  • в отношении территории одного, нескольких либо всех субъектов РФ.

Одновременно с сокращением срока пребывания иностранных граждан отдельных категорий на территории РФ либо некоторых из ее регионов Правительство обязано принять решение о сроках выезда иностранных граждан, которых касается сокращение сроков, из страны.

По истечении срока временного пребывания иностранный гражданин обязан покинуть территорию Российского государства, за исключением следующих случаев:

  1. если продлено действие документа, дающего основание для временного пребывания на территории РФ (например, продлено действие визы);
  2. если получен новый документ, дающий основания для временного пребывания на территории РФ (например, получена новая виза).

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче ему разрешения на работу или патента либо при продлении срока их действия.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в безвизовом порядке и заключившего трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ.

Режим временного проживания. Под действие этого режима подпадают иностранные граждане, получившие соответствующее разрешение. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Вне квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

  • родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;
  • признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;
  • имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;
  • состоящему в браке с российским гражданином, имеющим место жительства в РФ;
  • осуществившему инвестиции в РФ в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
  • поступившему на военную службу на срок его военной службы;
  • являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи;
  • имеющему ребенка, состоящего в гражданстве РФ;
  • имеющему сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, состоящих в российском гражданстве и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными либо ограниченными в дееспособности;
  • несовершеннолетнему, а также совершеннолетнему, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) – иностранным гражданином, относящимся к одной из перечисленных выше категорий;
  • несовершеннолетнему, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) – российского гражданина;
  • достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя)
  • российского гражданина;
  • в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом. Заявление о выдаче разрешения на временное проживание подается в территориальный орган ФМС России.

Согласно п. 38 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (утв. приказом ФМС РФ от 29.02.2008 № 40)1 иностранный гражданин одновременно с подачей заявления представляет:

  • 4 личные фотографии размером 35 × 45 мм в черно-белом или цветном исполнении с четким изображением лица анфас без головного убора, в том числе 2 фотографии на несовершеннолетних детей;
  • документы, удостоверяющие личность и гражданство;
  • документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий наличие или отсутствие судимости у заявителя;
  • вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, который подтверждает проживание иностранного гражданина вне государства его гражданской принадлежности;
  • свидетельство о браке;
  • свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт – при его наличии);
  • документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в РФ для проживания с нотариально заверенной подписью ребенка;
  • сертификат об отсутствии у заявителя и членов его семьи ВИЧ-инфекции;
  • документ, подтверждающий, что заявитель и члены его семьи не больны наркоманией и не страдают ни одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ.

1 Российская газета. 2008. № 106.

Согласно п. 39 того же Регламента иностранный гражданин, которому разрешение может быть выдано без учета квоты, дополнительно представляет следующие документы:

– свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР или РФ органом ЗАГС, а в случае его отсутствия паспорт гражданина СССР образца 1974 г. (для лиц, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР или родившихся на территории РФ);

  • свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери, а также документы, подтверждающие нетрудоспособность заявителя (для лиц, признанных нетрудоспособными и имеющих дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ);
  • свидетельство о рождении и паспорт нетрудоспособного родителя, а также документы, подтверждающие нетрудоспособность родителя (для лиц, имеющих хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ);
  • свидетельство о браке и паспорт супруга, а в случае совместного проживания с заявителем детей, являющихся иностранными гражданами, – документы, подтверждающие родство или факт усыновления (удочерения), а также совместное проживание (для лиц, состоящих в браке с российским гражданином, имеющим место жительства на территории РФ);
  • письмо руководителя организации, привлекшей инвестиции, об осуществлении данным иностранным гражданином инвестиций в размере, установленном Правительством РФ (для лиц, осуществивших инвестиции в РФ);
  • контракт о прохождении военной службы (для лиц, поступивших на военную службу в РФ);
  • свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов его семьи, переселяющихся совместно с ним в РФ (для лиц, являющихся участниками программы);
  • свидетельство о рождении ребенка (для лиц, имеющих ребенка, состоящего в российском гражданстве);
  • свидетельство о рождении и паспорт гражданина РФ сына или дочери, а также копию решения суда о признании лица недееспособным или об ограничении в дееспособности (для лиц, имеющих недееспособного либо ограниченно дееспособного совершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве РФ);
  • свидетельство о рождении, а также документы, подтверждающие факт усыновления (удочерения) либо установления опеки или попечительства (для несовершеннолетних лиц, получающих разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем));
  • документ о недееспособности или ограничении в дееспособности, выданный полномочным органом иностранного государства (для совершеннолетнего лица с пороком дееспособности).

Срок принятия решения по такому заявлению составляет 6 месяцев (ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»). В течение этого шестимесячного срока территориальный орган ФМС России в соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» направляет запросы о наличии либо отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание:

  • в органы безопасности;
  • службу судебных приставов;
  • налоговые органы;
  • органы социального обеспечения;
  • органы здравоохранения;
  • органы внутренних дел;
  • другие заинтересованные органы.

Срок исполнения запроса составляет два месяца.

По итогам рассмотрения заявления принимается одно из двух решений: либо о выдаче решения на временное проживание иностранного гражданина в РФ, либо об отказе в выдаче такого разрешения.

Основания отказа в выдаче разрешения на временное проживание закреплены в ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан». Согласно ч. 1 этой статьи разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается в случаях, если он:

  • выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или ее граждан;
  • финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
  • в течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;
  • представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
  • осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
  • имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с Федеральным законом;
  • неоднократно в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения на законных основаниях;
  • выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;
  • находится за пределами РФ более 6 месяцев;
  • заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, признанный впоследствии недействительным в судебном порядке;
  • является больным наркоманией;
  • не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
  • страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих;
  • прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок в территориальный орган ФМС России требующиеся документы;
  • подпадает под действие решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ;
  • ранее передавался между государствами в соответствии с международным договором о реадмиссии;
  • в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в течение 180 суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Действие последнего из перечисленных оснований не распространяется на иностранного гражданина:

  • размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта РФ, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание;
  • обучающегося по очной форме обучения в среднем специальном, высшем учебном заведении (в том числе в аспирантуре) РФ;
  • пенсионера или инвалида;
  • относящегося к иным категориям лиц, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

В случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание территориальный орган ФМС России, принявший такое решение, выдает указанному иностранному гражданину соответствующее уведомление либо направляет соответствующее уведомление в форме электронного документа на адрес электронной почты иностранного гражданина.

В течение одного года с момента отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранный гражданин не вправе повторно обращаться в территориальный орган ФМС России (ч. 6 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»).

Если основания для отказа отсутствуют, территориальный орган ФМС России обязан выдать разрешение на временное проживание иностранного гражданина в РФ. Требования к содержанию разрешения на временное проживание установлены ч. 7 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан». Этот документ должен содержать следующие обязательные элементы:

  • фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов) иностранного гражданина;
  • дату и место рождения иностранного гражданина;
  • пол иностранного гражданина;
  • гражданство иностранного гражданина;
  • номер и дату принятия решения о выдаче разрешения;
  • срок действия разрешения;
  • наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение.

Ежегодно иностранный гражданин, временно проживающий в России, обязан направлять в территориальный орган ФМС России уведомление о подтверждении своего проживания в РФ. К уведомлению должен быть приложен документ, подтверждающий размер и источник дохода иностранного гражданина за очередной год (справка о доходах, копия налоговой декларации и др.) (ч. 9 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»).

Началом отчетного периода является день, следующий за днем получения разрешения на временное проживание, так как в соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ)1 течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно п. 1 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Следовательно, концом отчетного периода являются число и месяц, аналогичные числу и месяцу начала течения срока, но относящиеся к следующему календарному году.

Например, гражданин М. Твистер получил разрешение на временное проживание в РФ 15 марта 2011 г. Начало течения отчетного года в этом случае – 16 марта 2011 г., а окончание – 16 марта 2012 г.

На подачу уведомления иностранному гражданину дается по общему правилу двухмесячный срок. Началом течения срока на подачу уведомления считается день, следующий за днем окончания отчетного года. В нашем примере это 17 марта 2012 г. Согласно ч. 1 п. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

В нашем примере для иностранного гражданина М. Твистера последним днем подачи уведомления будет 17 мая 2012 г.

Как известно, месяцы года различаются между собой по количеству дней. В соответствии с ч. 3 п. 3 ст. 192 ГК РФ если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

При исчислении сроков подачи уведомления необходимо принимать во внимание и иные правила исчисления сроков.

Так, согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Статьей 194 ГК РФ закреплен порядок совершения действий в последний день срока.

Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

1 Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

В нашем примере иностранный гражданин М. Твистер не пропустит срок подачи уведомления в территориальный орган ФМС России, если 17 мая 2012 г. направит этот документ заказным почтовым отправлением (с объявленной ценностью). При наличии уважительных причин срок подачи уведомления может быть продлен до шести месяцев.

Требования к содержанию уведомления установлены ч. 10 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан». Этот документ должен содержать следующую обязательную информацию:

  • имя иностранного гражданина, временно проживающего в РФ, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее – при наличии);
  • место проживания данного иностранного гражданина;
  • место работы и продолжительность осуществления трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание;
  • период нахождения за пределами РФ в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание (с указанием государств выезда).

Правила подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в РФ, а также форма уведомления утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 № 211.

Несколько иной порядок получения разрешения на временное проживание установлен для иностранных граждан, имеющих право на безвизовое пребывание на территории РФ. В соответствии с ч. 2 и 5 ст. 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

  • заявление о выдаче разрешения на временное проживание;
  • документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый РФ в этом качестве;
  • миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в РФ или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание;
  • документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (в течение 30 суток со дня подачи заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание);
  • сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (в течение 30 суток со дня подачи заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание);
  • свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе (в течение года со дня въезда в РФ).

1 Собрание законодательства РФ. 2007. № 4. Ст. 526.

Отметка о принятии от иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание проставляется в его миграционной карте. В случае представления заявления в форме электронного документа уведомление, подтверждающее принятие указанного заявления, направляется заявителю также в форме электронного документа (ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»).

При безвизовом режиме срок рассмотрения заявления сокращается до 60 суток (ч. 8 ст. 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»). Разрешение на временное проживание иностранного гражданина в РФ может быть аннулировано по тем же основаниям, по которым в его выдаче может быть отказано. Дополнительным основанием аннулирования разрешения является решение суда, которое вступило в законную силу и которым лишен родительских прав или ограничен в родительских правах в отношении ребенка, состоящего в гражданстве РФ, иностранный гражданин, находящийся на территории РФ в качестве родителя российского ребенка.

Об аннулировании разрешения на временное проживание иностранного гражданина в РФ ему высылается уведомление. В течение одного года с момента аннулирования ранее выданного разрешения иностранный гражданин не вправе повторно обращаться в территориальный орган ФМС России (ч. 6 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»).

Постоянное проживание. Постоянным является проживание иностранного гражданина в РФ на основании вида на жительство.

Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган ФМС России по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого РФ в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. В указанное уведомление вносятся следующие сведения:

  • имя данного иностранного гражданина, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее – при наличии);
  • место проживания иностранного гражданина;
  • место (места) работы и продолжительность осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения вида на жительство;
  • период нахождения иностранного гражданина за пределами РФ в течение очередного года со дня получения вида на жительство (с указанием государств выезда);
  • размер и источники дохода иностранного гражданина за очередной год со дня получения вида на жительство.

Форма и порядок подачи уведомления устанавливаются Правилами подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 № 211.

Особенности правового статуса. Правовой статус иностранных граждан несколько отличается от правового статуса россиянина. В основном это касается свободы передвижения и отношения к избирательному праву. Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утвержден Пос та нов лением Правительства РФ от 11.10.2002 № 7542. В настоящее время в этот перечень входят:

  • территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО);
  • территории с регламентированным посещением для иностранных граждан (их перечень, в свою очередь, установлен Постановлением Правительства РФ от 04.07.1992 № 470 (в ред. от 23.12.2009) «Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан»3);
  • территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение;
  • территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;
  • территории закрытых военных городков;
  • территории (объекты), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции;
  • зоны экологического бедствия;
  • пограничная зона;
  • объекты и организации Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований;
  • объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

1 Собрание законодательства РФ. 2007. № 4. Ст. 526.
2 Собрание законодательства РФ. 2002. № 41. Ст. 3995.
3 Собрание актов Президента и Правительства РФ, 13.07.1992.

Часть 1 ст. 12 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» лишает иностранных граждан как активного, так и пассивного избирательного права, а равно права на участие в референдуме на федеральном и региональном уровнях, допуская участие постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан к избирательному процессу на муниципальном уровне и к местному референдуму. Право на участие в местных выборах и референдуме для иностранных граждан продублировано в ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1, ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»2, абз. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3. Обязательным условием реализации такого права является наличие международного договора РФ с государством, гражданином которого является лицо, постоянно проживающее на территории российского муниципального образования.

1 Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
2 Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
3 Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

www.s-yu.ru

Миграционный форум Санкт-Петербурга

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, подлежат учету по месту пребывания, а лица, проживающие на основании РВП или вида на жительство, вправе зарегистрироваться по месту жительства. Учету по месту пребывания также подлежат мигранты, оформившие РВП и вид на жительство, в следующих двух случаях:

  1. При отсутствии у них места жительства.
  2. В случае нахождения в помещении, не являющимся местом жительства.

Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и регистрации по месту жительства регламентирован Федеральным законом от 18.06.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете».

Определение термину «место пребывания иностранного гражданина» дано во 2 статье вышеупомянутого закона. В соответствии с указанной статьей, местом пребывания иностранного гражданина признается то место, которое не является местом его жительства, но в котором гражданин находится, временно проживает либо осуществляет трудовую деятельность.

Постановка на учет осуществляется миграционным органом на основании поступившего уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (ст.20 Закона о миграционном учете). Обязанность подать такое уведомление возложена на принимающую сторону иностранного гражданина (ч.3 ст.20 Закона о миграционном учете), то есть на гражданина, предоставившего иностранцу помещение для проживания, или организацию, в которой он осуществляет трудовую деятельность.

Вместе с тем закон предусматривает случаи, когда уведомление может быть подано иностранным гражданином лично. Так иностранец, имеющий в собственности жилое помещение, вправе самостоятельно заявить его в качестве места своего пребывания. Кроме того, если в силу уважительных причин, принимающая сторона не может направить в орган ГУВМ уведомление, мигрант подает его самостоятельно. Уведомление может быть подано непосредственно в Управления по вопросам миграции по месту пребывания гражданина, либо направляет через отделение почтовой связи. В Санкт-Петербурге подать уведомление о прибытии можно также через многофункциональный центр. Согласно п.47 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 29.08.2013 года № 364, в приеме уведомления может быть отказано в двух случаях:

  • если бланк уведомления заполнен с нарушением установленных требований к его форме и содержанию, или не поддается прочтению,
  • а также в случае отсутствия документов, предоставление которых является обязательным.

Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. Согласно примечанию, уведомление о прибытии заполняется на русском языке, разборчиво, ручкой с черными или темно-синими чернилами, заглавными печатными буквами и цифрами. В уведомлении о прибытии указываются установочные данные гражданина, ФИО принимающей его стороны, адрес пребывания и сроки, до которых гражданин планирует находиться по указанному адресу. В соответствии с п.32 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9, срок постановки на учет по месту пребывания не может быть более, чем на срок, в течение которого гражданин может законно находиться на территории РФ. Как правило, срок пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных законом. В связи с этим, граждане, имеющие патент, могут продлить учет на срок действия патента, то есть на тот срок, на который он оплачен. То же самое касается и граждан, которым срок пребывания продлен в соответствии с законом по иным основаниям.

В случае успешной подачи уведомления на руках у заявителя остается отрывная часть бланка с отметкой о его принятии. Именно она подтверждает факт постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Следует различать постановку на учет по месту пребывания и продление учета. Закон рассматривает их, как две абсолютно разных процедуры. Так, в соответствии с п. 42 Правил осуществления миграционного учета, при изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ, принимающая сторона обязана в течение 3-х рабочих дней с момента возникновения указанных обстоятельств, обратиться в миграционный орган с заявлением, составленным в произвольной форме, дополнительно предоставив заполненный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и «необходимые документы». В Правилах не указано, какие именно необходимые документы принимающая сторона обязана предоставить для продления срока учета по месту пребывания, логично предположить, что они должны подтверждать обстоятельства его продления.

По общему правилу, срок постановки на учет по месту пребывания не может превышать 7 суток с момента прибытия иностранного гражданина в место пребывания[1]. Стоит учитывать, что для отдельных категорий иностранных граждан международными соглашениями и федеральными законами установлены специальные сроки постановки на учет. В отличие от общего правила, международные соглашения предлагают исчислять срок постановки на учет не с момента прибытия иностранца в место пребывания, а с момента его въезда в РФ.

Например, в связи со вступлением в действие Договора о Евразийском экономическом союзе, граждане государств – членов союза (Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении), прибывавшие в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, освобождаются от необходимости постановки на учет (направления уведомления), в случае, если срок их пребывания с момента въезда в РФ[2] не превышает 30 суток.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от исполнения обязанности по направлению уведомления, если срок их пребывания с момента въезда в РФ не превышает 90 суток.

Граждане Казахстана освобождены от обязанности иметь на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 30 дней со дня въезда в РФ (п.1 ст.1 Соглашения от 7.06.2012 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации).

Граждане Украины освобождены от обязанности вставать на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 90 дней со дня въезда в РФ (Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года (подписан в г. Киеве 30.10.2004).

Граждане Таджикистана также освобождены от обязанности вставать на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 15 дней со дня въезда в РФ (Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 08.02.2013).

Так же федеральный закон устанавливает категории граждан, неподлежащих постановке на учет по месту пребывания. Все они перечислены в ч.6 ст.20 Закона о миграционном учете. К ним относятся:

  • Иностранные граждане, прибывшие в РФ на срок, не превышающий 7 дней, за исключением граждан, находящихся в гостинице, пансионате, санатории, доме отдыха, туристической базе, а также граждан, проходящих лечение и обследование в условиях стационара. В этом случае за постановку на учет отвечает администрация соответствующего учреждения, принявшего иностранного гражданина.
  • Главы иностранных государств, председатели правительств, члены правительственных и парламентских делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в РФ на основании приглашения органа власти.
  • Моряки, при условии их нахождения на территории порта (портового города) не более 24 часов, а также в случае выезда указанных лиц за пределы порта (портового города) в экскурсионных целях.
  • Иностранные граждане, являющиеся членами экипажей самолетов, бригад поездов, иных транспортных средств, участвующих в международном сообщении, при условии нахождения указанных лиц на территории аэропорта или вокзала (станции).
  • Моряки, пилоты, являющиеся членами экипажей военных кораблей и самолетов (иных летательных аппаратов), за исключением случаев вынужденной остановки указанных лиц вне основного состава своих экипажей на срок более 3 дней.

Иностранный гражданин подлежит регистрации по месту пребывания каждый раз при въезде на территорию России, поскольку в соответствии со ст.27 Закона о миграционном учете, при выезде за пределы Российской Федерации он снимается с учета. Аналогичные положения содержатся и в п.37 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. В соответствии с указанными правилами, основанием для снятия с миграционного учета является поступление от пограничных органов сведений о выезде иностранного гражданина за пределы РФ.

Гражданин (его принимающая сторона) обязан сообщать подлинную информацию о месте своего нахождения в РФ. Предоставление в миграционный орган ложных сведений о месте пребывания также влечет административную ответственность в виде штрафа и выдворения с последующим запретом на въезд[3].

Ребенок может быть поставлен на учет по месту пребывания по адресу пребывания его родителей. Постановка ребенка на учет по месту пребывания осуществляется на основании уведомления, поданного принимающей стороной, а регистрация по месту жительства по заявлению родителей. Если родители пребывают (проживают) по разным адресам, место пребывания (проживания) ребенка определяется по их соглашению. Аналогичные правила действуют и в отношении регистрации несовершеннолетних иностранных граждан по месту жительства. В Санкт-Петербурге миграционные органы нередко отказывают в регистрации детей в нежилых помещениях, однако подобная практика была признана незаконной[4].

[1] Вопреки ошибочному мнению, согласно общему правилу, срок постановки на учет начинается исчисляться не со дня въезда иностранного гражданина в РФ, а со дня его прибытия в место пребывания, то есть помещение, не являющееся местом жительства гражданина, по адресу которого он подлежит постановке на учет в соответствии с федеральным законом.

[2] Важно обратить внимание, что срок постановки на учет указанным гражданам нужно исчислять не со дня прибытия в место пребывания, а со дня их въезда в РФ.

[3] При решении вопроса о наличии в действиях иностранного гражданина состава правонарушения, необходимо учитывать позицию Конституционного Суда, изложенную в Постановлении от 19 июля 2017 г. N 22-П. По мнению Суда, мигрант обязан состоять на миграционном учете по адресу нахождения принимающей стороны – физического лица или организации, с которым у него есть законная правовая связь. В данном случае адрес постановки на учет и место фактического проживания мигранта могут не совпадать. Во всех иных случаях мигрант обязан состоять на учете по месту своего фактического проживания.

[4] Решение Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 года (дело № 78-КГ17-9). В указанном решении Суд пришел к выводу, что у миграционного органа есть обязанность зарегистрировать ребенка по месту жительства в помещении, в котором зарегистрированы и проживают его родители, в том числе и нежилом.

ufms.spb.ru

Смотрите так же:

  • Законы ману даты Законы ману даты Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра — одна из двадцати […]
  • Приказ фсин о новой системе Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 6 марта 2018 г. № 183 “О повышении размеров окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной […]
  • Образец приказа по сокращению сотрудника Приказ об увольнении по сокращению штата (образец) Обновление: 9 октября 2017 г. Образец приказа об увольнении по сокращению штата Трудовым законодательством установлена строгая процедура увольнения работников в связи с сокращением […]
  • Федеральный закон от 2 мая 2018 года 122-фз Изменения в законодательстве в июне 2018 года Хозяйственная деятельность 1. Внесены поправки в Гражданский кодекс РФ относительно финансовых сделок, банковских вкладов, счетов и расчетов.Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ "О […]
  • Виза для граждан рф в корею Визы в Южную Корею Гражданам России и СНГ для въезда в Республику Корея с 1 января 2014 года не требуется виза, при условии, что срок их пребывания не превышает 60 дней, а целью визита является туризм, посещение друзей или родственников, […]
  • Приказ рф 51н от 31012011 Приказ рф 51н от 31012011 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 июня 2001 года N 229 О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям *О) (с изменениями […]

Обсуждение закрыто.