Верховенство и господство правовых законов

52. Верховенство права и закона

Положение о верховенстве права и закона является одной из важнейших характеристик правового государства (наряду с разделением властей и связанностью государства и граждан взаимными правами и обязанностями). Вместе с тем объективно существующее несовпадение права и закона заставляет рассматривать верховенство права и верховенство закона раздельно. В литературе даже отмечается, что идея верховенства права исторически значительно старше идеи верховенства закона.

Верховенство закона означает:

а) верховенство конституции;
б) особую процедуру принятия и изменения закона;
в) обязательное соответствие всех иных нормативных актов закону;
г) наличие механизмов реализации и защиты закона;
д) конституционный надзор, обеспечивающий непротиворечивость всей законодательной системы.

Верховенство (господство) права предполагает прежде всего наличие законов с правовым содержанием (правовых законов), а также связанность государственной власти с правовыми законами, то есть правом.

В марте 1990 г. в Москве и Ленинграде состоялся семинар, посвященный «верховенству права», на котором с докладами выступили 15 ведущих российских и американских юристов — ученых и практиков. Американский профессор Джон Нортон Мур в своем докладе выделил пять основных принципов верховенства права:

  1. правительство народа, управляемое народом и существующее для народа;
  2. разделение властей и принципы взаимосвязи между законодательной, исполнительной и судебной властью;
  3. представительная демократия, процедурные и существенные ограничения в отношении правительственных действий, направленных против частных лиц (защита личной свободы и личного достоинства);
  4. ограниченное правительство и федерализм;
  5. судебное разбирательство независимой системой судебных органов как центральный механизм проведения конституционных законов в жизнь.

Продвинуть принципы верховенства права в жизнь стремится Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В июне 1990 г. в Копенгагене состоялось историческое заседание СБСЕ по Человеческому Измерению, на котором 35 государств, входящих в СБСЕ, заявили о своем намерении поддерживать и выдвигать принципы справедливости, которые определяют основу верховенства права. Они считают, что «верховенство права означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность при достижении и приведении в исполнение демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантированную учреждениями, обеспечивающими рамки ее наиполнейшего выражения».

rudiplom.ru

Верховенство права и верховенство закона, их соотношение

Верховенство Закона — господство нормативного акта, принимаемого высшим законодательным органом страны, над иными подзаконными актами. В данном случае верховенство закона рассматривается как принцип законности, под которым понимается подзаконных нормативных актов и актов право применения предписаниям конституции и законам. Это означает, что ни один подзаконный акт не может противоречить закону,а акт правоприменения должен приниматься в точном соответствии с нормами закона. Особая процедура принятия закона, регулирование им наиболее важных общественных отношений и предопределяют ту роль, которую он играет в правовой системе государства. В этом смысле принцип верховенства закона действует только в странах романо-германской системы права (к которым относится и РФ). В других правовых системах закон не занимает главенствующего места в ряду источников права, нередко уступая по значению (в теории или на практике) судебному прецеденту, религиозному предписанию или правовому обычаю. Особый аспект имеет принцип Верховенство Закона в федеративных государствах, где он является выражением государственного суверенитета на всей территории страны. ФЗ имеют высшую силу по тем вопросам, которые отнесены к исключительному ведению федерации или совместному ведению. Ситуация, когда законы субъектов федерации противоречат общефедеральным, может привести к «войне законов» — крайне негативному и нежелательному явлению, подрывающему правовые основы федерального государственного устройства. Верховенство Закона можно рассматривать и как формальный принцип правового государства (формальный потому, что в демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву). В данном контексте Верховенство Закона означает ограничение государства правовыми предписаниями, закрепленными в форме закона.

Верховенство (господство) права предполагает прежде всего наличие за­конов с правовым содержанием (правовых законов), а также связанность го­сударственной власти с правовыми законами, то есть правом.

Пять основных принципов верховенства права:

— правительство народа, управляемое народом и существующее для народа;

— разделение властей и принципы взаимосвязи между законодательной, исполнительной и судебной властью;

— представительная демократия, процедурные и существенные ограниче­ния в отношении правительственных действий, направленных против част­ных лиц (защита личной свободы и личного достоинства);

— ограниченное правительство и федерализм;

— судебное разбирательство независимой системой судебных органов как центральный механизм проведения конституционных законов в жизнь.

studopedia.ru

Признаки правового государства

В числе основных признаков правового государства выделяют следующие.

Верховенство и господство права (в широком смысле) и закона (в более узком)

Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства — современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе и т.п.

Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя — человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и др.). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в косм случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» их.

В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Различного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс.

Основной закон правового государства — конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модем, общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Ее приоритет — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.

Верховенство закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

Принцип разделения властей

Данный принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаст общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она контролируется народом и специальными конституционными органами, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она выполняет функции подзаконной власти, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин волен обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве вершится только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой — его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития

Это третий признак правового государства, включающий в себя: а) приоритет прав и свобод личности; б) социальную защищенность; в) социальную справедливость.

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, в пределах которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено».

Правовой характер свободы индивида выражается в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них — это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т.д. Степень развитости и гарантированность свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными, социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.

Отношения между государством и гражданином должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права [1] .

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения [1] .

Правовой характер взаимной ответственности государства и личности — важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех, и прежде всего государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

Четкое разграничение функций общества и государства

Понятия государства и общества не тождественны, их следует различать.

Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Взаимная ответственность личности и государства

Она проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции нрав и свобод, своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению.

В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства, он может обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.

Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что они входят в систему права Российской Федерации. С учетом теории и практики международного права под общепризнанными принципами и нормами следует понимать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. К этому следует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязательными и Российской Федерацией. Без такого признания они не могут стать частью ее правовой системы.

Источниками общепризнанных принципов и норм международного права по смыслу ст. 38 Статута Международного суда ООН (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) являются:

1) международные конвенции (как общие, так и специальные);

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными народами.

Исходя из этого общепризнанные принципы и нормы международного права могут иметь договорно-правовую форму (например, Устав ООН), существовать в форме международного обычая (в частности, принцип свободы открытого моря). Некоторые из них носят смешанный характер, являясь для одних государств обычными, а для других — договорными нормами.

Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

  • [1] См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Указ. соч. С. 69.
  • [2] См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Указ. соч. С. 69.

studme.org

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА» в других словарях:

Верховенство закона — основополагающий принцип законности, предполагающий исключительность закона, т.е. признание его высшей юридической силы по отношению ко всем иным нормативным правовым актам. Все иные нормативные и ненормативные акты должны издаваться в… … Элементарные начала общей теории права

Верховенство Закона — главенство закона в деятельности государственной власти при разработке и утверждении нормативных подзаконных актов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над ею же издаваемыми подзаконными нормативными актами … Юридический словарь

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над выпускаемыми ей нормативными актами и инструкциями … Юридическая энциклопедия

Верховенство закона — Либерализм Идеи Свобода Капитализм · Рынок … Википедия

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — (priority of law) главенство, безусловный приоритет закона. Важнейший принцип организации общественной и государственной жизни, использования власти … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над выпускаемыми ей нормативными актами и инструкциями … Энциклопедический словарь экономики и права

верховенство закона — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над ею же издаваемыми подзаконными нормативными актами … Большой юридический словарь

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над ею же выпускаемыми нормативными актами и инструкциями … Большой экономический словарь

ЗАКОННОСТЬ (верховенство закона) — неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. 3. один из элементов демократии и правового государства … Большой юридический словарь

dic.academic.ru

27. Верховенство права и механизм его реализации

Господство закона — неотъемлемый признак правового государства. Господство закона не означает его всесилие, не означает, что право в нашем обществе может служить панацеей от всех наших бед, что достаточно принять хороший закон и любая острая проблема будет решена.

Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и характерной его чертой является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы общества.

По Конституции России (ст. 10), в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы. Грубым нарушением равноправия граждан является установление ничем не оправданных привилегий для отдельных граждан, введение номенклатурных должностей, на которые не распространяются общие правила приема на работу и увольнения, давление лиц, пользующихся служебным положением, на правоохранительные органы для обеспечения таких решений этих органов, которые устраивали бы их подопечных, и т. п. Иначе говоря, функционирование правового государства предполагает исключение возможности сохранения и воспроизводства в будущем всех форм социально неоправданного, несправедливого правового неравенства, последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости.

Социальная справедливость — обеспечение прав человека. В распределительных

отношениях — это соответствие между

действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом. В нашей стране при характеристике взаимоотношений государства с гражданами многие годы было принято подчеркивать их ответственность перед государством, рассматривать права и свободы граждан как своеобразный дар государства гражданам, за который они ему должны быть благодарны.

Правовое государство предстает как сочетание субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности. Для формулирования такого рода взаимоотношений требуется прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей, умение пользоваться этими правами не только в своих, но и в общественных интересах. Все законы должны быть опубликованы.

«Закон подлежит официальному опубликованию, — указывается в Конституции РФ (ст. 15). — Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Одной из важных характерных черт правового государства, связанных с его взаимоотношением с гражданами, является наличие развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми могут столкнуться граждане. Провозглашенная Конституцией правовым государством Российская Федерация на деле таким государством пока не является. В ней все еще не обеспечено верховенство закона. Наоборот, делаются попытки объявить «полноценной правовой базой для возникновения, прекращения и изменения общественных отношений» указы Президента Российской Федерации, подзаконный характер которых объявляется неочевидным. Построение в России правового государства потребует больших усилий со стороны и государства, и всех его граждан в деле преодоления всех этих трудностей и недостатков, и простых решений на этом пути нет. ц:’!

texts.news

Смотрите так же:

  • Старостин прокурор Заместители прокурора РТ СТАРОСТИН Сергей Петрович Заместитель прокурора Республики Татарстан, старший советник юстиции. Родился 26 февраля 1967 года в г. Казани. В 1990 году окончил Казанский государственный университет по специальности […]
  • Панин адвокат Панин адвокат Дополнительное знание языков: испанский. Профессиональный опыт: практикует с 1990 года. Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности №02240/2386 выдано на основании решения от 15 марта […]
  • Постановление о назначении бухгалтерской экспертизы ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы Документы приведены по УПК РСФСР и судебно-бухгалтерской экспертизы Г о род Энск 12 февраля 1990 г. Следователь следственного отдела управления внутренних дел исполкома Энского […]
  • Добавка к пенсии на детей Добавка к пенсии на детей Ажиотаж вокруг перерасчета пенсий вызвал массовые обращения граждан в отделения Пенсионного фонда по всей стране, в том числе, в Карелии. Ажиотаж вокруг перерасчета пенсий вызвал массовые обращения граждан в […]
  • Постановления пленума верховного суда рф от 10022000 6 Постановления пленума верховного суда рф от 10022000 6 ООО "Судебно-экспертная служба "ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ" пр. Михаила Нагибина, 14 а, оф. 631 А +7(863) 310-71-54 8 (909) 43-45-739 Главное меню Библиотека Документы РСФСР, […]
  • Кому можно не платить налог на имущество Льготы по налогу на имущество физических лиц Актуально на: 20 февраля 2017 г. Налог на имущество физических лиц является местным налогом (п. 2 ст. 15 НК РФ). Он устанавливается НК РФ и нормативными актами органов муниципальных образований […]

Обсуждение закрыто.