В международный криминальный суд

Международный уголовный суд

Международный уголовный суд (МУС), юрисдикция которого тщательно сформулирована в Римском статуте, является первым постоянным международным судом, созданным на договорной основе для содействия прекращению безнаказанности за многочисленные тяжкие преступления, совершенные в XXI веке.

МУС является самостоятельным по отношению к Организации Объединенных Наций международным органом. Местопребыванием Суда является Гаага, Нидерланды. Хотя его расходы покрываются в основном за счет начисленных взносов государств-участников, он также может принимать добровольные взносы правительств, международных организаций, физических лиц, корпораций и других образований.

Международное сообщество давно стремилось создать постоянный международный суд, а в 20 веке на основе консенсуса были приняты определения геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений. Нюрнбергский и Токийский процессы рассматривали военные преступления, преступления против мира и преступления против человечности, совершенные в ходе Второй мировой войны.

Созданные в 1990-х годах в конце «холодной войны» трибуналы, такие как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии и Международный уголовный трибунал по Руанде стали результатом консенсуса в понимании, что безнаказанность неприемлема. Однако, с учетом того, что созданы они были только для рассмотрения конкретных преступлений, совершенных в конкретное время и в условиях конкретных конфликтов, сложилось мнение, что нужен независимый и постоянный условный суд.

В июле 1998 года в Риме 120 государств — членов ООН приняли Римский статут, ставший юридической основой для учреждения постоянного международного уголовного суда.

Римский статут вступил в силу 1 июля 2002 года, после того, как его ратифицировали 60 государств.

www.un.org

Бурунди покинуло Международный уголовный суд

Первым государством, покинувшим Международный уголовный суд (МУС), стало Бурунди — страна на юго-востоке Африки, передает агентство Associated Press.

Представитель МУС рассказал журналистам, что официальный выход Бурунди состоялся в пятницу. Год назад руководство страны известило генерального секретаря ООН (Пан Ги Муна — прим.ред) о намерении покинуть организацию.

Отметим, что Бурунди стало первой африканской страной, реализовавшей на деле желание окончательно покинуть МУС. В прошлом году о подобных планах заявляли ЮАР и Гамбия. Власти этих стран обвиняли суд в том, что он слишком много внимания уделяет Черному континенту. Тем не менее ЮАР передумала покидать организацию весной этого года, а новое руководство Гамбии в феврале.

Международный уголовный суд — первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за военные преступления, геноцид, преступления против человечества. Был учрежден на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Свою работу организация официально начала с 1 июля 2002 года.

Местопребыванием МУС является Гаага, но по желанию суда заседания могут проходить в любом другом месте. МУС не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры ООН, но может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Напомним, в ноябре 2016 года российский президент Владимир Путин подписал распоряжение о выходе России из соглашения по Международному уголовному суду (Римского статута). По поручению главы государства министр иностранных дел России Сергей Лавров уведомит об этом генерального секретаря ООН. Причиной для выхода из Римского статута стала позиция МУС по Крыму. Прокурор организации Фату Бенсуда ранее заявила, что ситуация в Крыму является вооруженным конфликтом между России и Украиной.

mir24.tv

В международный криминальный суд

Международный уголовный суд (МУС), который занимается делами о геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечества, может с 17 июля рассматривать дела о применении силы против суверенитета, территориальной целостности или независимости стран, пишет The Guardian.

Поправки, наделившие МУС такими полномочиями, ратифицировали 35 стран, таким образом, их руководители могут быть осуждены в случае, если они начнут войну. Лидеры других государств, не ратифицировавших поправки, могут предстать перед судом за такие преступления в случае, если такое решение примет Совет Безопасности ООН.

Великобритания поправки не ратифицировала, отмечает газета. «Иронично, что Британия, мужественно противостоявшая Гитлеру, отказалась ратифицировать международный закон против агрессии, — сказал газете Джофри Робертсон, судья Специального суда по военным преступлениям в Сьерра-Леоне. — И нелепо, учитывая, что нам сейчас стоит использовать этот закон, чтобы осудить российскую агрессию, которая заключается в направлении агентов с полонием и «Новичком» для убийства наших граждан».

По его словам, под трибунал теперь могут попасть политики и командиры, отдающие приказ вторгнуться на территории другой страны. Однако обратной силы закон не имеет, поэтому поддержавшему вторжение в Ирак теперь уже бывшему премьеру Великобритании Тони Блэру ничего не грозит, подчеркнул Робертсон.

Римский статут, учредивший МУС, вступил в силу с 2002 года, по данным ООН, его подписали 138 стран, ратифицировали 123. Россия, подписавшая, но не ратифицировавшая статут, в 2016 году уведомила ООН о том, что не собирается этого делать. Перед этим прокурор МУС Фату Бенсуда сравнил присоединение Крыма с международным вооруженным конфликтом.

Юрисдикция МУС в делах об актах агрессии была закреплена в статуте суда в 1998 году, но страны-подписанты договорились приостановить ее до того момента, как будет согласовано определение агрессии, пишет юридический портал Scottish Legal News. Определение было согласовано участниками договора в 2010 году. В декабре 2017 года ассамблея МУС решила, что у суда не будет юрисдикции по обвинениям в агрессии против стран, не ратифицировавших Римский статут, однако они могут попасть под суд в случае резолюции Совбеза ООН.

Россия является постоянным членом Совбеза и обладает правом вето.

Игнорировать и оставлять без судебного внимания такие опасные преступления не следует, сообщила РБК юрист в области международного права, кандидат юридических наук Марина Силкина.

«Ситуация, которая сейчас складывается в отношении международной юрисдикции и судов, которые будут отвечать за рассмотрение дела, закономерна. Это актуальная тема. Огрехи, приказы и распоряжения, которые отдаются в таких ситуациях, должны быть квалифицированы, и в случае наступления ответственности должно последовать наказание», — заявила она.

В связи с тем что Россия отказалась от работы и юрисдикции Международного уголовного суда в Гааге, все решения, которые принимаются указанным судом или применительно к указанному суду, для России не имеют никакой юридической силы и исполняться на ее территории не будут, сказал РБК член совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества Евгений Корчаго.

По его словам, целесообразность закона зависит от правоприменения. «Мы видели на практике по уголовному делу в отношении (бывшего президента Югославии Слободана. — РБК) Милошевича, что можно держать много лет под следствием руководителя государства и в конечном итоге, несмотря на отсутствие обвинений, он будет находиться за решеткой. А в отношении тех руководителей, которые принимали спорные решения и потом от них отказывались — например, (бывший госсекретарь США. — РБК) Колин Пауэлл, который потряс пробиркой, и после этого разбомбили независимое государство Ирак, или премьер-министр Великобритании, который признался, что решение о бомбежках было принято по непроверенным данным, — они как раз уголовной ответственности не понесли», — сказал Корчаго.

www.rbc.ru

Гаага, гудбай

Россия приняла решение выйти из соглашения по Международному уголовному суду в Гааге, которое не ратифицировала более шестнадцати лет. В Кремле это распоряжение президента объяснили защитой национальных интересов страны. Связан ли отказ России от участия в соглашении с заявлениями прокурора суда об оккупации Крыма, много ли потеряет Москва в связи этим решением и как оно отразится на и без того напряженной международной обстановке, выясняла «Лента.ру».

Что случилось?

Президент России Владимир Путин в среду, 16 ноября, подписал распоряжение о выходе России из соглашения по Международному уголовному суду (МУС). «Принять предложение Минюста России (…) не стать участником Римского статута Международного уголовного суда», — говорится в тексте документа. Отмечается, что это решение было согласовано с другими органами власти — Верховным судом России, Генпрокуратурой, Следственным комитетом.

Министерству иностранных дел поручено уведомить генерального секретаря ООН Пан Ги Муна об этом решении. Распоряжение вступает в силу со дня подписания главой государства.

Что такое МУС?

Международный уголовный суд призван осуществлять правосудие от имени мирового сообщества, рассматривая дела о самых тяжких преступлениях: геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности. Он стал первым постоянным международным судом, работающим на основе договоренностей стран. Суд при этом не входит в структуру ООН, хотя может открывать дела по представлению ее Совета безопасности.

Устав суда — Римский статут — разрабатывался при участии России. Он был принят на Дипломатической конференции полномочных представителей под эгидой ООН в 1998 году, вступил в силу в 2002 году и начал действовать годом позже. Россия подписала документ 13 сентября 2000 года, однако до сих пор не ратифицировала его.

Где был документ 16 лет?

России потребовалось время для оценки деятельности МУС, считает доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС Кира Сазонова: «Необходимо было увидеть суд в действии, чтобы решить вопрос о целесообразности ратификации, поскольку ратификация повлекла бы за собой весьма серьезные правовые последствия».

Вслед за ратификацией тяжкие преступления, совершенные гражданами России или на ее территории, стали бы подсудны МУС, а пока на Москву, так же как на Вашингтон и Пекин, юрисдикция международной инстанции не распространяется. Вместе с тем Россия принимала участие в работе суда в качестве наблюдателя.

Чем обидели Россию?

За день до того, как стало известно о решении России выйти из Римского статута МУС, его прокурор Фату Бенсуда сочла присоединение Крыма к России войной с Украиной и оккупацией ее территорий. В документе уточняется, что конфликт между Москвой и Киевом начался 26 февраля 2014 года, когда российские войска установили контроль над территориями соседнего государства без согласия властей Украины. Поэтому с 18 марта 2014 года, в соответствии с правилами ведения боевых действий, Крым и Севастополь находятся под оккупацией. По данным прокурора, российские власти, в частности, совершают на полуострове бессудные убийства и похищения, проводимые вооруженной группировкой «самообороны Крыма», заключают и угрожают сексуальным насилием тем, кто не признал референдум.

В Кремле назвали формулировки суда как по Крыму, так и по Донбассу противоречащими реальности. Пресс-секретарь главы государства подчеркнул, что население Крыма высказало свою позицию на референдуме, а ситуация на Донбассе — это внутриукраинский конфликт.

А из статута зачем выходить?

Россия вышла из соглашения по МУС, руководствуясь национальными интересами, заявил Песков.

Инстанция не оправдала надежд мирового сообщества, которое ожидало, что она станет «подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия», утверждают в МИД. Неэффективность работы суда отмечалась, в частности, в Генассамблее и Совбезе ООН. «Показателен факт: за 14 лет своей работы МУС вынес всего четыре приговора, израсходовав при этом более миллиарда долларов», — говорится в заявлении ведомства.

Доверие к МУС подорвано, в частности, его отношением к грузино-осетинскому конфликту 2008 года: суд предъявил обвинения в адрес югоосетинских ополченцев и российских военнослужащих. Еще в январе этого года представитель МИД Мария Захарова предупреждала, что Москва может пересмотреть свое отношение к гаагскому суду после такого решения.

Заявление прокурора МУС об оккупации Крыма и Севастополя, опубликованное накануне, в числе причины выхода из соглашения, однако, не называлась.

По чьим стопам пошла Москва?

О выходе из-под юрисдикции Международного уголовного суда 26 октября объявила Гамбия. Министр информации страны Шериф Боджанг назвал инстанцию расистским судом, «созданным для наказания и унижения цветных, особенно африканцев». В подтверждение своих слов он напомнил, что девять из десяти дел, находящихся на рассмотрении суда, касаются Африки. Кроме того, подчеркнул представитель Гамбии, за время существования МУС не был осужден ни один западный военный преступник.

Незадолго до этого о выходе из МУС заявила ЮАР, объяснив свое решение противоречием между национальным законодательством о неприкосновенности высокопоставленных лиц и требованием суда арестовать президента Судана Омара аль-Башира. Генсек ООН Пан Ги Мун тогда выразил сожаление в связи с решением Южной Африки и заявил, что суд играет центральную роль в борьбе с безнаказанностью. Он призвал государства повышать эффективность инстанции, а в случае претензий решать вопросы в рамках ассамблеи.

МИД России назвал «демарш Африканского союза» понятным на фоне неэффективности работы Международного уголовного суда.

Что потеряет Россия?

Россия де-юре не была под юрисдикцией Международного уголовного суда, так как не ратифицировала Римский статут, поэтому терять ей особо нечего. «Никаких серьезных негативных последствий России эта акция не принесет», — подтверждает депутат Михаил Емельянов. Наоборот, добавил он, страна «освобождается от тех обязательств, которые неправомерно ограничивали наш суверенитет».

Международная инстанция в Гааге неоднократно дискредитировала себя и была далека от принятых юридических стандартов, а потому участие в ней бесполезно, добавил первый зампред думского комитета по законодательству Емельянов.

Расследования суда, касающиеся России, носят чуть ли не заказной характер, уверен первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. Решение по грузино-осетинскому конфликту было принято спустя семь лет, что говорит о том, что суду важен не столько результат многолетних расследований, сколько сам факт их назначения, отмечает сенатор.

Как изменится наше положение в мире?

На фоне ангажированности заявлений МУС о Крыме, по мнению экспертов, Россия своим выходом из Римского статута в очередной раз подчеркивает свою позицию по крымскому вопросу и конфликту на юго-востоке Украины.

Выходом из Римского статута дело может не ограничиться: у Москвы есть все основания оспорить документ прокурора МУС о Крыме, заявил глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев. Это очередной пример массированной атаки Киева и его сторонников на Россию и их попытки узаконить антироссийскую оценку событий 2013-2014 годов на Украине, резюмировал сенатор.

m.lenta.ru

Международный уголовный суд

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года.

В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Резиденция — Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Содержание

Государства-участники

Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории — подсудными ему) по факту ратификации Римского статута.

К октябрю 2010 года Римский статут ратифицировали 114 государств во всём мире. [1] Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду; среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран.

По состоянию на октябрь 2010 года 31 государство-участник МУС относятся к африканским государствам, 15 — к азиатским, 18 — из Восточной Европы, 25 — из Латинской Америки и Карибского бассейна и 25 — из «Западной Европы и других государств». [2]

Состав суда

Международный уголовный суд состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет ассамблеей государств участников суда, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей представляют Восточную Европу, 2 — Азию, 3 — Африку, 4 — Латинскую Америку, а остальные 7 — Западную Европу и другие государства.

Компетенция

Составы преступлений

Внутренняя компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:

  1. Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
  2. Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.
  3. Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

Территория и гражданство

В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.

Однако у этого принципа есть два исключения: во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления.

Порядок возбуждения дел

Важно подчеркнуть, что МУС — это «последнее прибежище». Он действует только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть обвинение.

Эта система, так называемая система дополнительности, оставляет государствам первичную ответственность расследования и выдвижения обвинений по международным преступлениям. В отличие от созданных ad hoc трибуналов ООН по бывшей Югославии и по Руанде, компетенция государства имеет приоритет над компетенцией международного суда.

Однако, если следственная и прокурорская деятельность, предпринятая некоторым государством, не соответствует международным процессуальным стандартам или имеет целью защиту связанного с преступлением лица от юрисдикции МУС, этот последний имеет право осуществить правосудие по данному случаю.

Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:

  • прокурор государства-участника передаёт Суду некоторую ситуацию;
  • Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию;
  • прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе (proprio motu).

В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.

Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определёнными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор.

Функционирование суда

После занявшего примерно три года процесса формирования института Международный суд является полностью функциональным. Прокурору передавались дела по ситуациям в Уганде, Демократической Республике Конго и Центральноафриканской Республике. Кроме того, Совет Безопасности ООН передал Суду вопрос о ситуации в суданском регионе Дарфур.

Начались и рассмотрения Судом конкретных дел. Был арестован и предан Международному уголовному суду гражданин Демократической Республике Конго Томаса Лубангу Дьило, лидера «Союза конголезских патриотов», участника итурийского конфликта. Он обвинялся в призыве на воинскую службу детей в возрасте до 15 лет и использовании их в военных действиях. Начало суда над Лубангой планировалось на январь 2007 года, затем на июнь 2008 года, но оба раза откладывалось по процедурным соображениям. Суд начался 26 января 2009 года. 14 марта 2012 года Лубанга был признан виновным по предъявленным ему обвинениям.

Кроме того, прокурор выдал ордеры на арест 5 членов вооружённого формирования в Уганде, обвиняемых в похищении тысяч детей, которых они насильно вербовали в свои ряды либо использовали в качестве домашней прислуги или сексуальных рабов.

21 июля 2008 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента Судана Омар аль-Башира по обвинению в геноциде в связи с конфликтом в Дарфуре. Таким образом аль-Башир стал первым действующим главой государства, против которого было выдвинуто обвинение органом международной юстиции. [3] [4]

27 июня 2011 Международный уголовный суд выдал ордеры на арест ливийского лидера Муаммара Каддафи, его сына Саифа аль-Ислама и главы ливийской разведки Абдуллы аль-Сенусси, обвинив их в преступлениях против человечности. Главный прокурор МУС Луис Морено-Окампо в мае просил выдать ордеры за «предумышленное» убийство демонстрантов в Ливии после того, как Совет безопасности ООН обратился с данным вопросом к суду. В своем постановлении МУС сообщил, что существуют «достаточные основания», чтобы считать, что Каддафи, его сын и аль-Сенусси совершили преступления, попадающие под юрисдикцию суда, и что следует выдать ордер на их арест. Проведение арестов, однако, является сложной задачей для МУС ввиду отсутствия собственной полиции, что заставляет суд полагаться в этом деле на страны-участницы. [5]

В марте 2012 г. Международный уголовный суд признал виновным Томаса Лубангу Дьило виновным в вербовке детей для участия в боевых действиях. Это был первый обвинительный вердикт МУС. [6]

dic.academic.ru

Смотрите так же:

  • Налог с продаж россия 2014 История вопроса На первом этапе налог с продаж отдельно выделялся в цене при розничных продажах. Доходы от налога распределялись между союзным и республиканскими бюджетами. По итогам 1991 г. они составили 0,34% ВВП в союзный бюджет и 1,3% […]
  • Закон специальный стаж Закон специальный стаж 2.2 Специальный стаж / Трудовой стаж Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного […]
  • Субсидия мвд калмыкии Субсидия мвд калмыкии Сегодня, 20 мая состоялось открытие второго комплекса 110-квартирного жилого дома, построенный в рамках социальной поддержки сотрудников и ветеранов регионального министерства внутренних дел. Церемонию открытия […]
  • Приказ по рентгену Приказ по рентгену О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СЛУЖБЫ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ Современные тенденции развития здравоохранения, направленные на наиболее эффективное использование ресурсов, внедрение новых медицинских технологий, значительное повышение […]
  • Курсы налоги алматы Налоговый консультант первой категории Центр повышения квалификации и коммерциализации АО «Финансовая Академия», в рамках сотрудничества с ОО «Палата налоговых консультантов», проводит курсы по подготовке и сдаче квалификационных […]
  • Экологические права гражданина рф Экологические права гражданина рф Экологические права граждан закреплены в следующих международных и государственных нормативных документах. В международном законодательстве это: Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей […]

Обсуждение закрыто.