Устав европейского суда

Оглавление:

Адвокат в ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ)

Важнейшей задачей данной организации является защита свобод и прав человека тех государств, которые приняли участие в Конвенции. Кроме того, работа Европейского суда заключается в рассмотрении вопросов, которые относятся к применению и толкованию Конвенции, среди которых в частности жалобы отдельных лиц и межгосударственные дела.

Контроль над исполнением решения суда Европейского Союза

Контроль над соответствующим исполнением решения суда, в соответствии со ст. №46 Конвенции, осуществляется Комитетом совета Европы. При этом в сферу деятельности данной структуры входит надзор за осуществлением своевременных выплат компенсации. Кроме того, Комитет обязан осуществлять контроль над тем, как государство, принимающее участие в Конвенции, исправляет обнаруженные расхождения норм своего внутреннего права со стандартами Европейского Совета.

Согласно Уставу Совета, невыполнение решения суда ведет к приостановлению членства, а также может стать причиной исключения государства из состава Совета. Длительная практика Суда ЕС не знает прецедентов невыполнения решений странами, являющимися членами Совета ЕС, что свидетельствует об эффективности работы организации.

Основные функции Суда

Суд ЕС расположен во Франции в г. Страсбург и не является постоянно действующим. Заседания, как правило, проводятся в течение одной недели каждого месяца. В состав организации входит количество судей, равное количеству государств, которые являются членами Совета Европы, но не более одного представителя от одного государства. Выбор судей проводится Парламентской Ассамблеей из кандидатов, предоставленных государствами, сроком не более девяти лет. При этом со вступления в должность, действующие судьи не имеют права осуществлять какую-либо другую деятельность и занимать должность, несовместимую с требованиями поста, беспристрастностью и независимостью.

Суд Европейского союза имеет право рассматривать жалобы, которые поданы на государства, признавшие его юрисдикцию, а также дела в отношении государств, согласившихся на рассмотрение конкретного дела в суде ЕС.

После принятия протокола №9 Конвенции, дела могут быть переданы суду к рассмотрению не только странами, но и лицами, группой лиц, или же неправительственными организациями. В случае, при котором дело передается в суд самим заявителем, в соответствие с Протоколом №9, рассмотрение жалобы может быть отклонено. Данное решение может приниматься группой судей, в составе из трех человек, среди которых находится также судья — представитель заинтересованного государства. В этом случае, при принятии единогласного решения, дело передается к рассмотрению в Комитет министров.

Рассмотрение дела осуществляется камерами (палатами), в составе которых девять судей. Членами ex officio при этом являются: председатель, заместитель председателя и судья (гражданин государства, которое является стороной в процессе). В случае, где судья от государства берет самоотвод, или в связи со сложившимися обстоятельствами не может принять участие в процессе — государством назначается специальный судья. Назначение остальных членов суда проводится по жребию.

Палата, из трех судей может, а при определенных обстоятельствах и обязана, отказаться от рассмотрения дела в пользу юрисдикции Большой палаты, которая в особых случаях, оговоренных регламентом, может отказаться от юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда.

Особенности жалоб

Жалоба принимается к рассмотрению судом на основе предоставленных заявителем и другими участниками спора письменных и устных замечаний. Начало процедуры письменное и подразумевает рассмотрение предъявленных документов и памятных записок. На этом этапе судом проводятся слушания, являющиеся открытыми, после чего за закрытыми дверями судьями проводятся прения. Далее, принимается решение о том, имели ли место нарушения прав человека, прописанных в Конвенции.

В обязанности суда ЕС входит контроль над неукоснительным соблюдением норм Конвенции, а также их исполнением государствами-участниками. Подобная задача осуществляется посредством рассмотрения и решения конкретных дел, которые приняты к производству. Началом рассмотрения могут послужить: индивидуальная жалоба (подается физическим лицом, или группой лиц). Также это может быть жалоба неправительственной организации. Кроме того, суд ЕС вправе принимать жалобы о предположительных нарушениях Конвенции одной из стран, входящих в состав Совета Европы по отношению к другому государству, входящему в состав Совета.

В обязанности суда входит рассмотрение конкретных жалоб для установления факта допущения нарушения прав, обозначенных Конвенцией. Суд имеет право присудить удовлетворение претензий заявителя в виде денежной компенсации морального ущерба и вреда. Кроме того, суд также имеет право присудить возмещение выигравшей стороне расходов и издержек.

prof-sommer.ru

Устав европейского суда

Общая информация

Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами — участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами — участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством — членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский Суд к концу 1998 г. рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции, а также нормы Протоколов, дополняющие этот раздел, применяются так, как они истолкованы в решениях Европейского Суда.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2 «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все те права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского Суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.

В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.

В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Россией.

В-пятых, для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского Суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более, что в соответствии со статьей 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами — членами Совета Европы решений Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со статьей 46 Конвенции надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство — участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства — ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств — участников Конвенции.

www.echr.ru

Устав европейского суда

Глава I. Общие положения

(Возможность отдельных отступлений)

Положения данного раздела не лишают Суд возможности сделать отступление от них в целях рассмотрения конкретного дела, проведя, в соответствующих случаях, консультации со сторонами.

(Распоряжения по практическим вопросам производства)

Председатель Суда может давать распоряжения по практическим вопросам производства, особенно таким, как явка на слушания и представление состязательных бумаг и других документов.

(Гласность судебного разбирательства)

1. Слушания носят открытый характер, кроме случаев, когда, в соответствии с пунктом 2 данного правила, в силу исключительных обстоятельств Палата примет иное решение либо по своей инициативе, либо по требованию стороны или любого другого заинтересованного лица.

2. Пресса или публика могут не допускаться на слушания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению Палаты, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

3. После регистрации жалобы, доступ ко всем документам, переданным на хранение в Секретариат, за исключением приобщенных к делу в рамках переговоров о дружественном урегулировании, предусмотренных правилом 62, является открытым, кроме случаев, когда Председатель Палаты, по основаниям, изложенным в пункте 2 данного правила, примет иное решение либо по своей инициативе, либо по требованию стороны или любого другого заинтересованного лица.

4. Любое требование о соблюдении конфиденциальности, выдвинутое согласно вышеизложенным пунктам1и 3, должно быть мотивированным и указывать, следует ли полностью или частично закрыть доступ к слушанию или, в зависимости от обстоятельств, документам.

(Языки, на которых ведется судопроизводство)

1. Официальными языками Суда являются английский и французский.

2. До принятия решения о приемлемости жалобы всякое общение с заявителями, действующими на основании статьи 34 Конвенции, или их представителями, а также состязательные бумаги заявителей должны быть, если не на одном из официальных языков Суда, то на одном из официальных языков государств-участников Конвенции.

3. (a) После объявления дела приемлемым или в связи со слушаниями, всякое общение с такими заявителями или их представителями, а также состязательные бумаги заявителей должны быть на одном из официальных языков Суда, если только Председатель Палаты не даст разрешение продолжить использование официального языка государства-участника Конвенции.

(b) Если такое разрешение предоставлено, Секретарь принимает необходимые меры для обеспечения устного или письменного перевода замечаний или показаний заявителя.

4. (a) Всякое общение с государствами-участниками Конвенции или третьими сторонами, а также их состязательные бумаги должны быть на одном из официальных языков Суда. Председатель Палаты может разрешить использование языка, не являющегося официальным.

(b) Если такое разрешение предоставлено, сторона, которая обратилась с подобной просьбой, несет ответственность за обеспечение устного или письменного перевода на английский или французский языки устных доводов или сделанных письменных заявлений.

5. Председатель Палаты может предложить, чтобы государство-ответчик обеспечило перевод своих письменных материалов, представленных на официальном или одном из официальных языков этого государства, с целью способствовать пониманию этих материалов заявителем.

6. Любой свидетель, эксперт или иное лицо может выступать в Суде на своем родном языке, если он или она в недостаточной степени владеет одним из двух официальных языков. В этом случае Секретарь принимает необходимые меры для обеспечения устного или письменного перевода.

(Представительство государств-участников Конвенции)

Представительство государств-участников Конвенции осуществляется уполномоченными лицами, которым могут помогать адвокаты и советники.

1. Физические лица, неправительственные организации или группы частных лиц, в соответствии со статьей34Конвенции, могут первоначально подать жалобу самостоятельно или через представителя, назначенного согласно пункту 4 данного правила.

2. После уведомления государства-ответчика, согласно пункту 3(b) правила 54, о поступлении жалобы, Председатель Палаты может сделать распоряжение о представительстве заявителя в соответствии с пунктом 4 данного правила.

3. После объявления решения о приемлемости жалобы такое представительство должно осуществляться на любом слушании, назначенном Палатой, или при обмене состязательными бумагами, кроме случаев, когда Председатель Палаты примет иное решение.

4. (a) Представительство заявителя осуществляется лицом, допущенным к адвокатской практике в любом из государств-участников Конвенции и постоянно проживающим на территории одного из них, или любым иным лицом, утвержденным Председателем Палаты.

(b) В случаях обязательного представительства Председатель Палаты может разрешить заявителю самому представлять свое дело, при условии, что в случае необходимости заявитель воспользуется помощью адвоката или другого утвержденного представителя.

(с) В исключительных обстоятельствах и на любой стадии производства Председатель Палаты может, если сочтет, что обстоятельства или действия адвоката или другого лица, назначенного согласно предыдущим подпунктам, это оправдывают, дать распоряжение о том, что соответствующее лицо более не может представлять заявителя или помогать ему, а заявителю следует найти другого представителя.

5. Адвокат или другой утвержденный представитель, или сам заявитель, желающий получить разрешение самостоятельно представлять свое дело, должен в достаточной степени владеть одним из официальных языков Суда. Однако Председатель Палаты, согласно пункту 3 правила 34, может дать разрешение на использование языка, не являющегося официальным.

(Сообщения, уведомления и вызовы в Суд)

1. Сообщения или уведомления, направленные представителям или адвокатам сторон, считаются направленными сторонам.

2. Если Суд сочтет, что для какого-либо сообщения, уведомления или вызова в Суд, которое предназначено другим лицам, помимо представителей или адвокатов сторон, необходимо содействие со стороны правительства того государства, на территории которого должно быть передано такое сообщение, уведомление или вызов в Суд, то Председатель Суда обращается непосредственно к этому правительству в целях обеспечения соответствующих возможностей.

3. Это же правило применяется в случаях, когда Суд решит провести или обеспечить проведение расследования на месте с целью установления фактов или собирания доказательств, и если судебный приказ о явке предназначен лицу, которое постоянно проживает на этой территории или должно ее будет пересечь.

(Подача состязательных бумаг)

1. Письменные объяснения или иные документы могут быть поданы только в сроки, установленные Председателем Палаты, или, в соответствующих случаях, предусмотренных настоящими Правилами, судьей-докладчиком. Письменные объяснения или иные документы, поданные с нарушением этих сроков или любых распоряжений по практическим вопросам производства, предусмотренных правилом 32, не приобщаются к материалам дела, кроме случаев, когда Председатель Палаты примет иное решение.

2. При установлении, соблюдены ли сроки, упомянутые в пункте 1, дата определяется по заверенной дате отправки документа или, если таковая отсутствует, по фактической дате его получения Секретариатом.

(Предварительные судебные меры)

1. По просьбе стороны в деле или любого другого заинтересованного лица, или по своей инициативе Палата или, в соответствующих случаях, ее Председатель может указать сторонам на предварительные меры, которые, по мнению Палаты, следует принять в интересах сторон или надлежащего осуществления проводимого расследования.

2. Уведомление о таких мерах направляется Комитету министров.

3. Палата может запросить у сторон информацию по любому вопросу, связанному с выполнением любой указанной предварительной меры.

(Срочное уведомление о жалобе)

В случае любой срочной необходимости Секретарь, с разрешения Председателя Палаты, может, без ущерба для осуществления любых других процессуальных действий и с использованием любого доступного средства, информировать государство-участника Конвенции, имеющего отношение к жалобе, о факте ее подачи и предметном содержании.

(Очередность рассмотрения дел)

Палата рассматривает жалобы в порядке очередности, который определяется их готовностью к рассмотрению. Однако она может принять решение о разбирательстве конкретной жалобы в приоритетном порядке.

1. По просьбе стороны в деле, или третьей стороны или по своей инициативе Палата может собирать любые доказательства, которые, по ее мнению, способны прояснить обстоятельства дела. Палата может, inter alia, предложить сторонам представить письменные доказательства, а также заслушать любое лицо в качестве свидетеля, эксперта, или в любом ином качестве, если предполагаемые показания или заявления могут содействовать выполнению ее задач.

2. На любой стадии разбирательства Палата может направить одного или нескольких своих членов, или других членов Суда с целью выяснения обстоятельств и проведения расследования на месте, а также для того, чтобы собрать доказательства иным образом. Она может привлечь независимых сторонних экспертов к оказанию помощи такой делегации.

3. Палата может обратиться к любому лицу или организации по своему выбору с просьбой получить информацию, выразить мнение или подготовить доклад по любому конкретному вопросу.

4. Стороны оказывают Палате или ее делегации содействие в осуществлении любых мер по собиранию доказательств.

5. В случаях, когда, согласно положениям предыдущих пунктов, доклад подготовлен или другие меры приняты по просьбе государства-заявителя или государства-ответчика, оно несет связанные с этим расходы, если Палата не примет иное решение. В других случаях Палата решает, должен ли нести расходы Совет Европы или они должны быть возложены на заявителя или третью сторону, по чьей просьбе был подготовлен доклад или были приняты иные меры. Во всех случаях размер издержек определяется Председателем Палаты.

(Объединение в одно производство и совместное

1. Палата по просьбе сторон или по своей инициативе может объединить две жалобы и более в одно производство.

2. Председатель Палаты может, после проведения консультаций со сторонами, сделать распоряжение о совместном разбирательстве жалоб, переданных в ведение одной Палаты, без ущерба для решения Палаты об объединении жалоб в одно производство.

(Исключение и восстановление жалобы в списке дел,

1. Если государство-заявитель уведомляет Секретаря о своем намерении не добиваться рассмотрения дела, Палата может исключить жалобу из списка дел, подлежащих рассмотрению в Суде согласно статье 37 Конвенции, при условии что другое заинтересовано в этом деле государство согласно с таким прекращением дела.

2. Решение об исключении жалобы, которая была объявлена приемлемой, выносится в форме постановления. Если это постановление становится окончательным, Председатель Палаты направляет его Комитету министров, для того, чтобы последний мог, в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Конвенции, осуществлять надзор за исполнением любых обязательств, с которыми могло быть связано прекращение дела, дружественное урегулирование или разрешение этого вопроса.

3. В случае исключения жалобы из списка дел, вопрос судебных издержках решается по усмотрению Суда. Если в решении об исключении жалобы, которая не была объявлена приемлемой, присуждаются издержки, Председатель Палаты направляет это решение Комитету министров.

4. Суд может восстановить жалобу в своем списке, если придет к выводу, что это оправдано исключительными обстоятельствами.

www.echr.ru

Центр содействия Международной Защите

50 вопросов о Европейском суде

Кратко о ЕС

Европейская конвенция по правам человека

1. Когда была принята Конвенция?

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, более знакомая нам под названием «Европейская Конвенция по правам человека», была открыта для подписания 4 ноября 1950 года в Риме и вступила в силу3 сентября 1953 года. Конвенция закрепила отдельные права и свободы, признанные во Всеобщей декларации прав человека, и основала международный судебный орган компетентный выносить постановления в отношении государств, которые не выполняют принятые на себя обязательства.

2. Что такое протокол к Конвенции?

Протокол к Конвенции — это документ, который дополняет первоначальный текст Конвенции одним или несколькими правами, а также вносит изменения в ее отдельные положения. Протоколы, вносящие в список прав Конвенции дополнительные права, являются обязательными только для государств, которые их подписали и ратифицировали. Протокол не имеет обязательной силы для государства, которое подписало, но не ратифицировало его.На сегодняшний день было принято 14 дополнительных протоколов.

3. Какие права предусмотрены Конвенцией?

Государство, подписавшее Конвенцию, именуемое также «Государство — участник Конвенции», признает и гарантирует основные гражданские и политические права своих граждан, а также любого другого лица, на которое распространяется действие его законов.Конвенция предусматривает, в частности, право на жизнь, право на справедливое судебное разбирательство, право на уважение частной и семейной жизни, свободу выражения мнения, свободу мысли, совести и религии, право на уважение частной собственности. Она также запрещает пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание, рабство и принудительные работы, безосновательное и незаконное заключение под стражу, дискриминацию в использовании прав и свобод, гарантируемых Конвенцией.

4. Изменяется ли Конвенция?

Да. Конвенция изменяется, главным образом благодаря толкованию ее положений Судом. Практика Суда превратила Конвенцию в действующий механизм; так, она расширила гарантируемые Конвенцией права и позволила их применение в ситуациях, которые не были предусмотрены во время принятия Конвенции.Конвенция также изменяется посредством протоколов, которые дополняют ее новыми правами, как, например, в случае с вступлением в силу в июле 2003 года Протокола № 13 об отмене смертной казни при любых обстоятельствах, или с вступлением в силу в апреле 2005 года Протокола № 12 о запрещении дискриминации.

5. Должны ли национальные судебные органы применять Конвенцию?

Конвенция может применяться на национальном уровне. Ее положения включены в законодательство государств — участников Конвенции, которые призваны соблюдать права, сформулированные в Конвенции. В силу этого, национальные судебные органы обязаны применять положения Конвенции. Несоблюдение государством прав частного лица дает последнему право подать жалобу, что может повлечь за собой осуждение данного Государства.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)

6. Каков состав Суда?

Число судей, входящих в состав суда, равно количеству государств — участников Конвенции (47 судей на сегодняшний день).

7. Каков порядок избрания судей?

Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, поданного каждым государством и включающего в себя три кандидатуры. Они избираются со сроком полномочий на девять лет и не могут быть переизбраны.

8. Действительно ли судьи являются независимыми?

Каждый судья действует самостоятельно и не представляет интересы государства, от имени которого он был избран. Судьи полностью независимы и не могут заниматься любой другой деятельностью, несовместимой с принципом независимости и беспристрастности.

9. Может ли национальный судья заседать по делу, которое затрагивает интересы его государства?

Национальный судья не может заседать в качестве единоличного судьи. В исключительных случаях он может быть приглашен на заседание комитета. Но национальный судья всегда входит в состав Суда, который рассматривает дело, переданное в данную палату. Он заседает в палате из семи судей или в Большой Палате из 17 судей.

10. Что такое Секретариат Суда?

Секретариат Суда – это подразделение, которое оказывает Суду юридическую и административную помощь в осуществлении судопроизводства. В его состав входят юристы, административные работники, технический персонал и переводчики.

11. Каков бюджет Суда?

Расходы по содержанию Суда берет на себя Совет Европы. Бюджет Суда является частью бюджета Совета Европы, который финансируется за счет взносов государств – членов Совета Европы. Размер взноса устанавливается по шкале расчетов с учетом количества населения и размера валового национального продукта.Бюджет Суда покрывает расходы на содержание судей, зарплату служащих и расходы на обслуживание (информационную систему, официальные визиты, переводы, публикации, представительские расходы, юридическую помощь, миссии для проведения расследований и так далее).

12. Может ли меняться состав Суда при рассмотрении дел?

Да. Суд может заседать в четырех основных составах.Явно неприемлемые жалобы рассматриваются единоличным судьей. Комитет из трех судей единогласным решением может признать жалобу приемлемой и рассмотреть ее по существу в делах, в отношении которых уже существует хорошо установленная судебная практика. Жалоба может быть также передана на рассмотрение палаты из семи судей, которая выносит решение большинством голосов, главным образом в отношении приемлемости и по существу дела.В исключительных случаях, Большая Палата из 17 судей рассматривает дела, направленные ей одной из палат в порядке уступки юрисдикции, или в результате удовлетворения ходатайства сторон о передаче дела на рассмотрение Большой Палатой. Основная часть постановлений выносится одной из палат.

13. В чем состоит разница между палатой и секцией?

Секция – это административная единица, палата – это юридическое подразделение Суда, образованное в рамках секции.Суд состоит из пяти секций, в рамках которых созданы палаты. Каждая секция включает в свой состав президента, вице-президента и несколько судей.

14. Каков состав палат и Большой Палаты?

Каждая палата включает в свой состав президента секции, в ведение которой передано дело, национального судью, то есть судью, избранного от имени государства, против которого подана жалоба, и пяти судей, назначаемых президентом секции в порядке очередности.Большая Палата состоит из Президента Суда, вице-президентов, президентов секций, а также национального судьи и судей, выбранных согласно жребию. Судьи, принимавшие участие в заседании палаты, которая вынесла постановление, не могут заседать в Большой Палате, если она рассматривает дело по ходатайству сторон.

15. В каких случаях дела передаются на рассмотрение Большой Палатой?

Большая Палата принимает дела к рассмотрению в двух случаях: в результате их передачи на рассмотрение по ходатайству сторон или при уступке юрисдикции одной из палат.После вынесения палатой постановления стороны могут попросить о передаче дела на рассмотрение Большой Палатой. Такая передача может иметь место только в исключительных случаях. Решение о передаче дела в Большую Палату на рассмотрение по ходатайству сторон принимается коллегией Большой Палаты.Дело может быть также передано в Большую Палату в результате уступки юрисдикции одной из палат, что может также иметь место только в исключительных случаях. Если дело, находящееся на рассмотрении одной из палат, поднимает серьезный вопрос, касающийся толкования положений Конвенции, или если решение может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением, палата может уступить юрисдикцию в пользу Большой Палаты.

16. Может ли один из судей отказаться от участия в заседании по делу?

Да, судья даже обязан отказаться от участия в заседании по делу, если он, каким бы то ни было образом, был причастен к фактам по данному делу до его рассмотрения Судом. Таким образом, судья заявляет самоотвод от участия в рассмотрении дела. Его замещает другой судья или судья ad hoc, если речь идет о национальном судье.

17. Что означает понятие «судья ad hoc»?

Судья ad hoc назначается государством, являющимся стороной по делу. Он принимает участие в рассмотрении дел на заседании, в котором национальный судья не может принять участия, отказывается или освобождается от участия в нем.

18. Какова компетенция Суда?

Суд не может возбудить дело по собственной инициативе. В компетенцию Суда входит вынесение постановлений по результатам рассмотрения предполагаемых нарушений Европейской Конвенции о защите прав человека. Для этого в Суд должна быть подана индивидуальная или межгосударственная жалоба.

Рассмотрение жалоб в ЕСПЧ

19. Кто может обратиться в Суд?

Конвенция различает два вида жалоб: индивидуальные жалобы, поданные в Суд частным лицом, группой частных лиц или неправительственной организацией, которые считают, что их права были нарушены; и межгосударственные жалобы, поданные одним государством против другого государства.С момента образования Суда, бóльшая часть заявлений была подана частными лицами, обратившимися в Суд с жалобой на одно или несколько предполагаемых нарушений Конвенции.

20. Против кого может быть подана жалоба?

Жалоба может быть подана против одного или нескольких государств, которые ратифицировали Конвенцию. Жалоба, поданная против государства, которое не ратифицировало Конвенцию, или, например, против частного лица, будет признана неприемлемой.

21. Каков порядок подачи жалобы в Суд?

Частное лицо может подать жалобу лично. При этом на начальной стадии рассмотрения жалобы участие адвоката необязательно. Для обращения в Суд необходимо послать надлежащим образом заполненный формуляр жалобы и приложить к нему соответствующие документы. Однако, тот факт, что жалоба была зарегистрирована в Суде, не означает ее приемлемости и обоснованности ее подачи.Конвенция предусматривает «простую» подачу жалобы в Суд, для того, чтобы каждый человек, независимо от того, является ли он малоимущим или находится в труднодоступной местности на территории государства – участника Конвенции, мог обратиться в Суд. Поэтому рассмотрение жалобы в Суде также является бесплатным.

22. В чем заключается разница между индивидуальной и межгосударственной жалобой?

Бóльшая часть жалоб, находящихся в производстве Суда, подана частными лицами и носит индивидуальный характер. Одно государство также может подать жалобу против другого государства – участника Конвенции; речь идет, таким образом, о межгосударственной жалобе.

23. Должен ли адвокат представлять интересы заявителя в Суде?

На первоначальной стадии рассмотрения жалобы участие адвоката необязательно, что дает каждому человеку возможность подать жалобу непосредственно в Суд. Однако участие адвоката становится необходимым на стадии, когда Суд доводит до ведома правительства государства-ответчика жалобу для того, чтобы оно могло предоставить свои замечания по делу. Заявителю может быть предоставлена материальная помощь для оплаты юридических услуг, если есть такая необходимость на данной стадии процедуры.

24. Кто может защищать интересы заявителя в Суде?

Суд не располагает списком адвокатов, уполномоченных защищать интересы заявителей в Суде. Это право дается юристу, имеющему право заниматься юридической практикой на территории государства – участника Конвенции, или лицу, уполномоченному на это президентом палаты, которая рассматривает данную жалобу.

25. Каковы этапы рассмотрения жалобы в Суде?

Процедура рассмотрения жалобы, поданной в Суд, включает в себя два основных этапа: рассмотрение жалобы на предмет ее приемлемости и по существу предъявленных претензий. Период рассмотрения жалобы также делится на несколько стадий. Единоличный судья признает жалобу неприемлемой в деле, где неприемлемость очевидна; его решения не подлежат обжалованию.Комитет выносит решение или постановление, являющееся окончательным, в делах, в отношении которых уже существует хорошо установленная судебная практика.Палата сообщает государству-ответчику о жалобе для того, чтобы правительство могло предоставить свои замечания по жалобе, после чего замечания предоставляют обе стороны. Учитывая большое количество дел, находящихся в производстве Суда, в исключительных случаях Суд может принять решение о необходимости проведения слушания по делу. Палата выносит постановление, которое становится окончательным только по истечении трех месяцев, срока, в течение которого заявитель или правительство могут ходатайствовать о направлении дела на рассмотрение Большой Палатой. Если коллегия Большой Палаты принимает дело, оно будет пересмотрено и, при необходимости, будет проведено слушание. Постановление Большой Палаты является окончательным.

26. Каковы условия приемлемости?

Жалоба должна отвечать определенным требованиям, иначе она будет признана неприемлемой, и поднимаемые вопросы не будут рассмотрены Судом по существу. В Суд можно обратиться после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Это означает, что заявитель предварительно должен подать жалобу о нарушении своих прав в соответствующие судебные инстанции, вплоть до высшего судебного органа государства-ответчика. Таким образом, государству предоставляется возможность устранить предполагаемое нарушение на национальном уровне.Предметом жалобы должно быть нарушение одного или нескольких прав, закрепленных в Конвенции. Суд может рассматривать только те жалобы, которые касаются нарушения прав, изложенных в Конвенции. Заявитель должен обратиться в Суд в течение шести месяцев с момента вынесения окончательного судебного решения по данному делу. Подобным решением, как правило, является постановление высшего судебного органа государства-ответчика. Нарушение Конвенции должно напрямую касаться заявителя и затрагивать его личные интересы, нанесенный ущерб должен быть значительным. Разумеется, что заявитель может подать жалобу против государств – участников Конвенции, но не против других государств или частных лиц.

27. Может ли государство или неправительственная организация принимать участие в рассмотрении жалобы?

Да, они могут подать жалобу в Суд. Президент Суда может им также разрешить принять участие в качестве третьей стороны.

28. Что такое третья сторона?

Президент Суда может разрешить частному лицу, которое не является заявителем, или государству-участнику Конвенции, которое не является государством-ответчиком по делу, принять участие в процедуре. В данном случае мы говорим об участии третьей стороны. Частное лицо или государство, выступающее в качестве третьей стороны, может также предоставить свои письменные замечания или принять участие в слушании по делу.

29. Может ли Суд назначать экспертов или заслушивать свидетелей?

Да. В исключительных случаях, Суд может организовывать миссии с целью проведения расследования, выезжая в отдельные государства, для того, чтобы установить факты, на которых основаны некоторые жалобы. Таким образом, делегация Суда может собирать свидетельские показания и проводить расследование на месте.Суд может назначать экспертов, как, например, в случае, когда Суд просит врачей-экспертов провести медицинское обследование заявителей, находящихся в заключении.

30. Проводит ли Суд открытые судебные заседания?

Процедура рассмотрения жалоб в Суде является письменной, но Суд может принять решение о проведении слушания по отдельным делам. Слушания проходят во Дворце прав человека, в Страсбурге. Они являются открытыми, за исключением случаев, когда президент палаты, рассматривающей дело, или Большая Палата принимает решение о проведении слушания за закрытыми дверями. Таким образом, как правило, пресса и публика могут присутствовать в зале заседания, где проводится слушание; для этого достаточно представить на проходной пресс-карту или удостоверение личности. Все слушания снимаются на кинопленку и в тот же день транслируются на интернет-сайте Суда, начиная с 14 часов 30 минут (по местному времени).

31. Что такое предварительные возражения?

Предварительные возражения — это доводы, выдвигаемые государством-ответчиком, которые, по его мнению, препятствуют рассмотрению жалобы по существу.

32. Что такое мировое соглашение?

Это соглашение между сторонами, которое приводит к прекращению производства по делу. Если заявитель и государство-ответчик приходят к соглашению о прекращении взаимного спора, чаще всего это выражается в перечислении определенной денежной суммы заявителю. После изучения условий мирового соглашения, и если Суд приходит к выводу, что соблюдение прав человека не требует продолжения рассмотрения жалобы, Суд прекращает производство по делу. Суд всегда побуждает стороны к достижению мирового соглашения по делу. Если подобное соглашение не достигнуто, Суд приступает к рассмотрению жалобы по существу.

33. Может ли Суд применить предварительные меры?

Суд может обязать государство, против которого была подана жалоба, принять определенные меры до вынесения Судом решения по делу. В большинстве случаев, Суд просит государство-ответчика воздержаться от выполнения отдельных действий, и обычно речь идет о высылке граждан в страну, где им грозит смертельная опасность или применение пыток.

34. Являются ли совещания Суда открытыми?

Нет, совещания Суда проводятся за закрытыми дверями.

35. Бывают ли случаи, когда государство-ответчик отказывается содействовать работе Суда?

Случается, что отдельные государства воздерживаются и даже отказываются передавать Суду информацию и документы необходимые для рассмотрения дела.

В таком случае Суд может вынести постановление о нарушении государством положений статьи 38 Конвенции (обязанность способствовать и создавать благоприятные условия для рассмотрения дела).

36. Каков срок рассмотрения жалобы в Суде?

Определить срок рассмотрения жалобы в Суде не представляется возможным.Суд делает все возможное для того, чтобы жалобы были рассмотрены в течение трех лет после их подачи, но иногда рассмотрение отдельных жалоб занимает больше времени, а некоторые жалобы рассматриваются в более короткий срок.Длительность производства в Суде, естественно, зависит от сути рассматриваемого дела, подразделения, в которое оно было передано, готовности сторон предоставить Суду необходимую информацию, и, конечно, от других факторов, как, например, проведения слушания или передачи дела в Большую Палату.Некоторые жалобы Суд может признать срочными и рассмотреть их в приоритетном порядке, в частности, в случаях, когда физическая целостность заявителя находится под угрозой.

Решения и постановления ЕСПЧ

37. В чем заключается разница между решением и постановлением?

По общему правилу решение выносится единоличным судьей, комитетом или палатой Суда. Оно выносится на предмет приемлемости, а не по существу дела. Часто палата рассматривает одновременно вопрос о приемлемости и по существу дела, в таком случае, палата выносит постановление.

38. Является ли постановление обязательным для государства-ответчика?

Постановление о нарушении Конвенции является обязательным для государства-ответчика, и государство должно его исполнить. Комитет Министров Совета Европы следит за исполнением постановлений, в частности, за тем, чтобы денежные суммы, присужденные Судом в качестве компенсации за ущерб, нанесенный заявителям, были выплачены.

39. Может ли постановление быть обжаловано?

В то время как решения о неприемлемости и постановления, вынесенные комитетом или Большой Палатой, являются окончательными и не могут быть обжалованы, стороны могут подать заявление о передаче дела на рассмотрение в Большую Палату в течение трех месяцев после объявления палатой постановления. Заявление о передаче дела в Большую Палату рассматривается коллегией судей, которая принимает решение о необходимости такой передачи.

40. Каков порядок исполнения постановлений Суда?

После вынесения постановления о нарушении Конвенции Суд передает досье Комитету Министров Совета Европы, который вместе с государством-ответчиком и отделом исполнения постановлений определяет способ исполнения вынесенного постановления и меры по предупреждению новых идентичных нарушений. Это выражается в принятии общих мер, в частности, во внесении изменений в законодательство, и в случае необходимости, в принятии мер индивидуального характера.

41. Каковы последствия вынесения постановления о нарушении Конвенции?

Государство-ответчик обязано принимать меры для предотвращения новых подобных нарушений Конвенции, в противном случае Суд может вынести повторное постановление. Такая практика побуждает государство-ответчика приводить национальное законодательство в соответствие с положениями Конвенции.

42. Что такое справедливая компенсация?

Если Суд выносит постановление об имевшем место нарушении и констатирует причиненный заявителю вред, он может назначить денежную сумму в качестве компенсации за нанесенный ущерб. Комитет Министров следит за тем, чтобы присужденные Судом суммы были выплачены заявителям.

43. Что такое «пилотное дело»?

В течение последних лет Суд разработал новую процедуру, появление которойсвязано с большим наплывом жалоб, содержащих однородные вопросы, называемые также системными проблемами. Это проблемы, которые возникают в результате несоответствия национального законодательства положениям Конвенции.Согласно новой процедуре Суд рассматривает одну или несколько аналогичных жалоб, а также откладывает на определенный срок рассмотрение целой серии подобных им жалоб. Вынося постановление по «пилотному делу», Суд призывает государство-ответчика привести национальное законодательство в соответствие с положениями Конвенции и с этой целью намечает общие меры по устранению данного нарушения. Таким образом, Суд рассматривает другие аналогичные «пилотному делу» жалобы.

44. Что такое особое мнение судьи?

Судья может высказать свое особое мнение по делу, в рассмотрении которого он принимал участие. Особое мнение приобщается к вынесенному постановлению. В нем судья в письменной форме излагает основания, по которым он согласен с большинством судей, или мотивирует свое несогласие с мнением большинства судей.

Деятельность ЕСПЧ

45. Какое количество дел находится в производстве Суда?

Суд является заложником своего успеха: около 50 000 новых жалоб поступает в Суд каждый год. Отзвук, который получают некоторые постановления Суда, и растущее признание среди граждан государств-участников Конвенции оказывают значительное влияние на количество обращений, поступающих ежегодно в Суд.

46. Нарушений каких прав касается большая часть жалоб?

Более половины всех жалоб, поступивших в Суд с момента его образования, касаются нарушения статьи 6 Конвенции, в которой речь идет о праве на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки. Так 58% нарушений, констатированных Судом, касаются нарушений статьи 6 (права на справедливое судебное разбирательство) и статьи 1 Протокола № 1 (права на защиту собственности). Вместе с тем, примерно в 11% случаев Суд пришел к выводу о серьезных нарушениях Конвенции, касающихся права на жизнь или запрещения пыток, а также бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (статьи 2 и 3 Конвенции).

47. Эффективно ли применение предварительных судебных мер?

В то время как, в основном, государства-участники Конвенции следуют предписаниям Суда в отношении применения предварительных судебных мер, иногда некоторые из них не выполняют указания Суда. В таких случаях Суд, как правило, выносит постановления о несоблюдении обязательств, принятых ими в соответствии с требованиями статьи 34 (право на подачу индивидуальной жалобы).

48. Рассматривает ли Суд общественные вопросы?

Сегодня Суд рассматривает вопросы, которые нельзя было предвидеть во время подписания Конвенции в 1950 году. В течение 50 лет, Суд вынес постановления по многим вопросам, касающимся нашего общества: по вопросам, связанным с правом на проведение аборта, оказанием содействия в самоубийстве, полным личным досмотром, подневольным трудом в домашнем хозяйстве, правом на установление своего происхождения, в случае, если при рождении ребенка мать пожелала сохранить анонимность, усыновлением ребенка лицами с гомосексуальной ориентацией, ношением исламского платка в учебных заведениях, защитой источников информации журналистов, дискриминацией цыган, или вопросами, связанными с защитой окружающей среды.

Будущее ЕСПЧ

49. Что такое Протокол № 14?

Протокол № 14, целью которого является обеспечение долгосрочной эффективной работы Суда на основе оптимальной сортировки и рассмотрения жалоб, предусматривает, в частности, создание новых судебных подразделений для работы с простыми делами, вводит новое условие приемлемости (причинение «значительного ущерба») и устанавливает срок полномочий судей на девять лет, без права переизбрания. Он вступил в силу 1 июня 2010 года.

50. Каковы проекты новых реформ?

Независимо от ратификации Протокола № 14, было принято решение о необходимости продолжить реформу правового механизма Конвенции. В ноябре 2006 года группа Советников, состоящая из заслуженных юристов, представила Комитету Министров свой отчет. Группа порекомендовала, в частности, создание нового механизма по сортировке дел и разработке Устава по отдельным структурным аспектам деятельности Суда, который предусматривал бы более гибкую процедуру внесения поправок, нежели порядок внесения изменений в международные договоры, действующий для Конвенции. В настоящее время Комитет по правовым вопросам и правам человека Совета Европы рассматривает различные предложения.

Июль 2012, (с) Европейский суд по правам человека

© 2012—2017, РОО «Центр содействия международной защите»

www.ip-centre.ru

Смотрите так же:

  • Пособия для развития детей 5-6 лет Дидактические пособия по развитию речи «Сказки» (для детей 4–6 лет), «Алфавит» (для детей 5–7 лет) Ирина Ильяшенко Дидактические пособия по развитию речи «Сказки» (для детей 4–6 лет), «Алфавит» (для детей 5–7 лет) Запоминание сказок […]
  • Права арендатора муниципальной собственности Статья 22. Аренда земельных участков 1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим […]
  • Приказ 13-44 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 октября 2017 г. № 869н “Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения” В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ […]
  • Приказ мвд 446 от 1996 Приказ мвд 446 от 1996 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 2001 года N 1181/572 МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ […]
  • Наказание по ст пдд Какие наказания за повторные нарушения ПДД Ужесточенные меры наказания за повторное нарушение ПДД позволяют обезопасить других участников дорожного движения от вероятности попадания в ДТП. Водителю, совершившему такой проступок, грозит […]
  • Взыскание налога нк рф Взыскание налога нк рф Статья 47 НК (налогового кодекса) РФ Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя 1. В случае, […]

Обсуждение закрыто.