Уголовный кодекс 1995 года

Статья 211 Уголовного кодекса РСФСР предусматривала уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта при наступлении определенных последствий: причинение существенного материального ущерба, легких или менее тяжких телесных повреждений, а также смерти.

Тяжесть причиненных телесных повреждений определялась экспертами согласно Правилам судебно — медицинского определения степени тяжести телесных повреждений, утвержденных Приказом Минздрава СССР от 11 декабря 1978 г. N 1208. В соответствии с Указом Президента РФ с января 1993 г. уголовная ответственность за причинение материального ущерба и легких телесных повреждений исключена.

С 1 января 1997 г. вступил в действие новый Уголовный кодекс РФ, ст. 264 которого также предусматривает уголовную ответственность за нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие определенные последствия: причинение по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также по неосторожности смерть человека. Таким образом, в новом Уголовном кодексе вновь введена уголовная ответственность за причинение крупного ущерба, который должен превышать 500 минимальных размеров заработной платы. Причем в эту сумму не входят дополнительные связанные с аварией расходы: оплата буксировки поврежденного автомобиля, услуг эксперта по составлению калькуляции и т.д., а определяется этот ущерб лишь исходя из стоимости ремонта автомобиля, повреждения груза и т.д.

Даже самые простые подсчеты показывают, что как бы не был поврежден автомобиль отечественного производства, вряд ли виновника такой аварии удастся привлечь к уголовной ответственности, поскольку такая большая стоимость ремонта возможна только при повреждении автомобилей иностранного производства. Например, на поврежденный в результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль джип «Гранд чероки» калькуляция может быть составлена и на сумму 235 млн. руб., а новый автомобиль «ГАЗ-31029» стоит чуть более 40 млн. руб.

Уголовная ответственность согласно новому Уголовному кодексу за причинение легкого вреда здоровью вообще отсутствует, что вызывает естественное удивление: в случае сильного повреждения автомобиля виновника можно привлечь к уголовной ответственности, а при причинении водителю и нескольким пассажирам легкого вреда здоровью (например, сотрясение головного мозга) нет.

Поскольку новый Уголовный кодекс предусматривает теперь ответственность не за причинение телесных повреждений, а вреда здоровью, то Приказом Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. N 407 с 1 января 1997 г. введены в действие Правила судебно — медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью. Разница в причинении «телесных повреждений» и «вреда здоровью» заключается в том, что определенные повреждения (например, царапины, ссадины и т.д.) не влекут за собой никакого вреда здоровью и поэтому они не подлежат классификации. Как уже обратили внимание читатели, для привлечения к уголовной ответственности необходимо наличие, в основном, двух вещей: нарушения Правил дорожного движения и наступления в результате этого определенных последствий. Степень тяжести телесных повреждений определяется на основании заключений судебно — медицинских экспертов и, как правило, сомнению не подвергается, а основной вопрос, который решается по делу, — наличие в действиях, например, водителя нарушений требований Правил дорожного движения.

Однако судебно — медицинские эксперты — тоже люди и могут ошибаться. Нельзя также исключить и недобросовестность людей, которые, к сожалению, особенно в последнее время, идут на различные злоупотребления и пытаются доказать виновность водителя в причинении им телесных повреждений, которых не было, лишь с одной целью — получения материальной компенсации в возмещение «причиненности вреда».

Осенью 1996 г. на территории Московской области водитель грузового автомобиля, находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершил наезд на стоявший на проезжей части, из-за технической неисправности, легковой автомобиль. В результате водитель последнего получил повреждения шеи и был доставлен в больницу. По факту данной аварии было возбуждено уголовное дело и через несколько дней к следователю пришел человек, который заявил, что также находился в легковом автомобиле и в результате наезда получил такие же, как и водитель, повреждения. В подтверждение своих слов он представил выписку из истории болезни, из которой усматривалось, что он поступил в ту же больницу, что и пострадавший, но на день позже. Водители как легкового, так и грузового автомобилей категорически отрицали факт наличия этого человека вообще на месте аварии.

Следователь тщательно проверил это обстоятельство и установил, что «пострадавший» по стечению обстоятельств в тот же день попал по своей вине в аварию и получил повреждение шеи. Через своего знакомого врача он узнал о поступлении в больницу пострадавшего водителя и решил воспользоваться моментом, чтобы получить компенсацию с организации, являющейся владельцем грузового автомобиля.

Уголовное дело по факту причинения телесных повреждений этому «пострадавшему» следователь прекратил и передал материалы для возбуждения уголовного дела и привлечения к ответственности за ложный донос и покушение на хищение денежных средств.

Как уже отмечалось выше, если водитель не допустил нарушений безопасности движения и эксплуатации транспорта, то он не должен нести никакой ответственности даже в случае гибели людей. Если же он допустил эти нарушения, но это не повлекло за собой указанных в статье Уголовного кодекса последствий, то водителя можно привлечь лишь к административной ответственности.

Так, например, водитель К., в период действия Уголовного кодекса РСФСР, обвинялся в том, что управляя служебным автомобилем, принадлежащим крупной коммерческой фирме, совершил на пешеходном переходе наезд на пожилую женщину, причинив ей в результате этого менее тяжкие телесные повреждения, т.е. временную нетрудоспособность на срок свыше 21 дня. Нарушение Правил дорожного движения со стороны водителя никаких сомнений не вызывало. Представителем потерпевшей по делу был признан муж пострадавшей, который заявил гражданский иск на колоссальную сумму, мотивируя тем, что жена в результате данной аварии стала инвалидом I группы и приложил в подтверждение этого соответствующий документ.

Причем группа инвалидности была установлена через два месяца после случившегося, что подтверждало его слова. На предварительном следствии услугами адвоката не воспользовался, а пригласил его лишь участвовать в деле при рассмотрении в суде. Ознакомившись с материалами уголовного дела, у адвоката, естественно, зародились сомнения в причине получения пострадавшей инвалидности самой высокой группы в результате причинения этих телесных повреждений. Кроме того, допрос пострадавшей производился дома и ее муж настаивал на рассмотрении дела в суде в ее отсутствие. Юридической консультацией был сделан запрос во ВТЭК по месту жительства пострадавшей. Из ВТЭКа ответили письменно, что действительно ей была установлена I группа инвалидности по заболеваниям: старческой деменции (слабоумию), мистическим нарушениям, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни и повреждениям, полученным за несколько дней до аварии. Был сделан также запрос в поликлинику, откуда подтвердили факт причинения ей телесных повреждений при падении с лестницы за несколько дней до наезда.

В суде адвокату удалось убедить в необходимости проведения комиссионной судебно — медицинской экспертизы, которая в своем заключении отметила, что действительно еще до происшествия у пострадавшей имелись телесные повреждения. Что же касается данного наезда, то причиненные в результате его повреждения относятся к категории легких телесных, повлекших за собой кратковременное расстройство здоровья.

Народный суд вынес в отношении К. оправдательный приговор. Наиболее часто встречающийся при дорожно — транспортных происшествиях вред здоровью, за причинение которого привлекают к уголовной ответственности, это тяжкий вред. Основными признаками причинения такого вреда являются потери зрения, слуха, речи, полная утрата профессиональной трудоспособности, прерывание беременности и т.д.

Наиболее часто встречающиеся при дорожно — транспортных происшествиях обезображение лица происходит при повреждении его осколками стекол автомобиля или при ударе лицом о его выступающие детали. При этом эксперт отмечает в заключении, что сами по себе повреждения являются легкими, но с учетом обезображения лица относятся к категории тяжких.

Однако окончательное решение остается за судом, который с учетом мнения самого пострадавшего и расположения повреждений может и не признать их тяжкими по указанному выше признаку. Причинение каких-либо даже самых незначительных телесных повреждений пожилым людям при дорожно — транспортных происшествия нередко вызывает обострение уже имевшихся у них до этого заболеваний сердца, сосудов головного мозга, легких и т.д., что приводит к их смерти. Причем смерть наступает через несколько недель, а то и месяцев. В связи с этим в судебной практике возникал вопрос: за что водителя надо привлекать к ответственности — за причинение телесных повреждений пострадавшему или за его смерть. Верховный Суд РФ давал разъяснения по конкретным делам, что привлекать к уголовной ответственности за смертельный исход надо тогда, когда между причинением телесных повреждений при наезде и наступлением смерти имеется причинная связь. Если причинной связи нет, то водитель подлежит ответственности только за те повреждения, которые он причинил в результате происшествия.

Осенью 1995 г. водитель П. совершил наезд на пожилую женщину, которая скончалась в больнице. В процессе предварительного расследования была проведена судебно — медицинская экспертиза, в заключении которой эксперт отметил, что пострадавшей были причинены тяжкие телесные повреждения и ее смерть наступила от полученных в результате наезда переломов костей таза, сопровождавшихся воспалением легких, дыхательных путей и мозговых оболочек.

Поскольку расследование проводилось в период действия старого Уголовного кодекса, то П. был привлечен к уголовной ответственности по ст. 211 ч. 2 УК РСФСР, предусматривавшей наказание до 10 лет лишения свободы за нарушение правил безопасности и эксплуатации транспорта, повлекшее смерть потерпевшего. Адвоката П. пригласил участвовать только в суде, где защитник обратил внимание суда на допущенные экспертом при проведении экспертизы существенные нарушения Уголовно — процессуального законодательства РФ, а также на то обстоятельство, что пострадавшая умерла спустя 1 месяц и 19 дней после происшествия. Судом была назначена комиссионная судебно — медицинская экспертиза, которая в своем заключении отметила, что в результате наезда пострадавшей был причинен вред здоровью средней тяжести. Причиной же смерти явилась острая сердечная недостаточность, обусловленная обострением имевшихся у нее заболеваний, которые никакого отношения к происшествию не имеют. Виновность П. в нарушении Правил дорожного движения и наезде на пешехода сомнений не вызывала.

Учитывая изложенное, П. был признан виновным и осужден по ст. 264 ч. 1 УК РФ, т.к. приговор выносился уже в период действия нового Уголовного кодекса. Поскольку в процессе рассмотрения дела было установлено, что пострадавшая сама грубо нарушила Правила дорожного движения, а также то, что П. ранее ни к административной, ни к уголовной ответственности не привлекался, исключительно положительно характеризуется, а максимальное наказание, предусмотренное ч. 1 указанной статьи, до 2 лет лишения свободы, суд осудил П. к наказанию в виде штрафа.

Обжаловать приговор никто не стал.

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
«О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
(вместе с «ОСНОВНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПО ДОПУСКУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К
ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»)

www.lawmix.ru

Главная | Семейный кодекс РФ

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 декабря 1995 года

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Глава 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА СЕМЕЙНЫХ ПРАВ

Раздел II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

Глава 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

Статья 25, устанавливающая момент прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу, применяется при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 года (пункт 3 статьи 169 данного документа).

Глава 5. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА

Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

Глава 6. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

Глава 7. ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ

О применении статьи 34 см. статью 169 настоящего Кодекса.

О применении статьи 35 см. статью 169 настоящего Кодекса.

О применении статьи 36 см. статью 169 настоящего Кодекса.

О применении статьи 37 см. статью 169 настоящего Кодекса.

Глава 8. ДОГОВОРНЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ

Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУПРУГОВ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ

Раздел IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Глава 10. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Раздел V. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

О порядке рассмотрения дел о взыскании алиментов см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 9.

Глава 13. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Глава 14. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СУПРУГОВ И БЫВШИХ СУПРУГОВ

Глава 15. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДРУГИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Глава 16. СОГЛАШЕНИЯ ОБ УПЛАТЕ АЛИМЕНТОВ

Глава 17. ПОРЯДОК УПЛАТЫ И ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТОВ

Раздел VI. ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Глава 18. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, см. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ.

Глава 19. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ

Глава 20. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД ДЕТЬМИ

Глава 21. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ

Раздел VII. ПРИМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Раздел VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

29 декабря 1995 года

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

ozpp.ru

Уголовный кодекс 1995 года

28 апреля 1995 года N 66-ФЗ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР И КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Принят
Государственной Думой
24 марта 1995 года

Одобрен
Советом Федерации

Статья 1. Внести в Уголовный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст. 591; 1982, N 49, ст. 1821; 1990, N 1, ст. 3; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 21, ст. 232; 1991, N 18, ст. 567; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 47, ст. 2664) следующие изменения и дополнения:

1. Статьи 132, 133 и 133.1 изложить в следующей редакции:

«Статья 132. Воспрепятствование осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, либо права участвовать в референдуме, либо воспрепятствование работе избирательных комиссий (комиссий по проведению референдума) или членов избирательных комиссий (комиссий по проведению референдума), соединенное с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, а также уничтожением имущества или угрозой уничтожения имущества, —

наказывается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия, совершенные должностным лицом путем злоупотребления своим служебным положением либо лицом, в отношении которого гражданин являлся материально или по службе зависимым, —

наказываются лишением свободы на срок от одного года до трех лет или штрафом от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Статья 133. Подлог, подделка избирательных документов (документов референдума), заведомо неправильные подсчет голосов или установление результатов выборов (референдума)

Подлог, то есть внесение членом избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), должностным лицом или лицом, удостоверяющим правильность подписного листа, в избирательные документы (документы референдума), в том числе в списки избирателей и в подписные листы, заведомо ложных сведений, записей, или подделка, подчистка указанных документов, пометка их другим числом, а равно составление и выдача этими лицами заведомо ложных документов, заведомо неправильные подсчет голосов или установление результатов выборов (референдума) —

наказываются лишением свободы на срок до трех лет или штрафом до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Подделка документов, указанных в части первой настоящей статьи, либо умышленное искажение результатов выборов (референдума), совершенные иным лицом, —

наказываются лишением свободы на срок до двух лет или штрафом до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Понуждение к совершению действий, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, соединенное с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, а также уничтожением имущества или угрозой уничтожения имущества, а равно совершенное путем злоупотребления должностным лицом своим служебным положением, —

наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет или штрафом от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 133.1. Нарушение избирательного законодательства (законодательства о референдуме) лицом, ранее подвергавшимся административному взысканию

Нарушение избирательного законодательства (законодательства о референдуме), совершенное лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за такие же нарушения, —

наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до двух лет или штрафом до двухсот минимальных размеров оплаты труда.».

Статья 2. Внести в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст. 909; 1985, N 40, ст. 1398; 1986, N 6, ст. 176; N 23, ст. 638; 1987, N 27, ст. 961; 1988, N 12, ст. 341; N 31, ст. 1005; 1989, N 10, ст. 246; N 50, ст. 1477; 1990, N 1, ст. 3; N 10, ст. 287; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 21, ст. 232; 1991, N 15, ст. 492; N 18, ст. 567; N 52, ст. 1867; 1992, N 3, ст. 86; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 894; 1993, N 32, ст. 1231; N 33, ст. 1313; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453; Российская газета, 1995, 15 марта, N 52) следующие изменения и дополнения:

1. Статьи 40.1 — 40.5 изложить в следующей редакции:

«Статья 40.1. Воспрепятствование осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательной комиссии

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо права участвовать в референдуме, а равно нарушение тайны голосования —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц — от двадцати до ста минимальных размеров оплаты труда.

Воспрепятствование должностными лицами работе избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума) либо вмешательство должностных лиц в работу указанных комиссий или в деятельность членов избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), связанную с исполнением ими своих обязанностей, —

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до ста минимальных размеров оплаты труда.

Непредставление избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума) должностными лицами необходимых для ее работы сведений и материалов или невыполнение ими решения комиссии, принятого в пределах ее полномочий, —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 40.2. Проведение агитации в период ее запрещения

Проведение агитации в связи с выборами (референдумом) в период ее запрещения федеральным законом, законом или иным нормативным правовым актом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 40.3. Распространение ложных сведений о кандидате

Распространение о кандидате в депутаты или на выборную должность путем опубликования либо иным способом ложных сведений в целях влияния на исход выборов —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц — от двадцати до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 40.4. Нарушение прав члена избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), наблюдателя или иностранного (международного) наблюдателя

Нарушение установленных законом прав члена избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), доверенного лица избирательного объединения или кандидата в депутаты, наблюдателя или иностранного (международного) наблюдателя —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 40.5. Нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей

Нарушение членом избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума) права граждан на ознакомление со списком избирателей (списком лиц, имеющих право на участие в референдуме), либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, либо отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (список лиц, имеющих право на участие в референдуме), либо неисполнение решения суда об исправлении списка избирателей (списка лиц, имеющих право на участие в референдуме) в установленный срок —

влечет наложение на виновного члена избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума) штрафа в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда.».

2. Дополнить Кодекс РСФСР об административных правонарушениях следующими статьями:

«Статья 40.6. Выдача гражданам избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования) в целях предоставления им возможности голосования за других лиц

Выдача членом избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума) гражданам избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования) в целях предоставления им возможности голосования за других лиц —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 40.7. Отказ работодателя в предоставлении отпуска для участия в выборах (референдуме)

Отказ администрации (работодателя) предоставить зарегистрированному кандидату в депутаты или на выборную должность, доверенному лицу кандидата либо члену избирательной комиссии предусмотренный законом отпуск для участия в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (референдума) —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 40.8. Нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации

Нарушение средством массовой информации, журналистом условий проведения предвыборной агитации, предусмотренных избирательным законодательством (законодательством о референдуме), —

влечет наложение на главного редактора, иное ответственное лицо либо журналиста штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 40.9. Изготовление или распространение анонимных агитационных материалов

Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (референдума) агитационных печатных материалов, не содержащих информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск, —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 40.10. Умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов

Умышленное уничтожение, повреждение портретов кандидатов в депутаты или на выборную должность, плакатов с их биографиями, иных агитационных печатных материалов, вывешенных на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственника или иного владельца этих объектов, —

влекут наложение штрафа в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 40.11. Непредставление или неопубликование отчетов о расходовании средств на подготовку и проведение выборов (референдума)

Непредставление кандидатом, лицом, избранным депутатом или на выборную должность, либо избирательным объединением (избирательным блоком) сведений о размерах поступлений (пожертвований) в избирательные фонды и об источниках создания избирательных фондов, а также отчета обо всех произведенных затратах на проведение выборов —

влечет наложение штрафа на кандидата, лицо, избранное депутатом или на выборную должность, либо уполномоченного представителя избирательного объединения в размере от десяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Неопубликование председателем избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума) или заменяющим его лицом в установленный законом срок отчета о расходовании бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти или в органы местного самоуправления (референдума), а также сведений и отчетов, указанных в части первой настоящей статьи, —

влечет наложение штрафа в размере до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 40.12. Незаконное принятие пожертвований кандидатом либо избирательным объединением (избирательным блоком)

Незаконное принятие кандидатом в депутаты или на выборную должность либо избирательным объединением (избирательным блоком) пожертвований в любой форме от иностранного государства, иностранного гражданина или иностранной организации, от международной организации или международного общественного объединения, от российских юридических лиц с иностранным участием —

влечет наложение штрафа на кандидата либо уполномоченного представителя избирательного объединения (избирательного блока) в сумме, равной трехкратному размеру пожертвования, и конфискацию предметов пожертвования.

Статья 40.13. Непредоставление либо неопубликование сведений об итогах голосования или о результатах выборов

Непредоставление председателем участковой избирательной комиссии для ознакомления гражданину Российской Федерации или иностранному (международному) наблюдателю сведений об итогах голосования, обязательных для предоставления в соответствии с действующим законодательством, —

влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

То же деяние, совершенное председателем территориальной избирательной комиссии, а также нарушение им сроков опубликования либо неполное опубликование установленных избирательным законодательством (законодательством о референдуме) сведений об итогах голосования на выборах (референдуме) —

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Те же деяния, совершенные председателем окружной избирательной комиссии, а также нарушение им сроков опубликования либо неполное опубликование установленных избирательным законодательством (законодательством о референдуме) сведений о результатах выборов (референдума) —

влекут наложение штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Те же деяния, совершенные председателем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, —

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Те же деяния, совершенные Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, —

влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.».

3. Статью 202 изложить в следующей редакции:

«Статья 202. Районные (городские) народные суды (народные судьи)

Народные судьи районных (городских) народных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40.1 — 40.13, 44, 46.1, 49, 49.1, 104.1, 137, 146, 146.3 — 146.6, 150, 150.2, 151, 156, 158, частью третьей статьи 162, статьями 164.1, 165 — 165.3, 165.5 — 165,6, 165.8, 166.1, 167, 171.1 — 171.3, 183.1, 183.2, 193.1, 193.2 настоящего Кодекса.».

4. Часть вторую статьи 247 изложить в следующей редакции:

«При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40.1 — 40.13, 46.1, 49, 137, 150, 150.2, 151, 158, частью третьей статьи 162, статьями 165 — 165.3, 165.5, 165.8, 166.1, 167, 171.1 — 171.3, 183 — 183.3 настоящего Кодекса, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. В случае его уклонения без уважительных причин от явки по вызову органа внутренних дел, пограничных войск или народного судьи это лицо может быть органом внутренних дел (милицией) подвергнуто приводу.».

5. Часть вторую статьи 257 изложить в следующей редакции:

«Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40.1, 40.2, 40.4 — 40.6, 40.10, 44, 153, 158, частями первой, второй и третьей статьи 162 и статьями 165 — 165.3, 165.5 настоящего Кодекса, рассматриваются в течение суток; предусмотренных статьями 137, 146.3 — 146.5, 150, 150.2, 150.3, 151 и 166.1 настоящего Кодекса, — в течение трех суток; предусмотренных статьями 46.1 и 49 настоящего Кодекса, — в пятидневный срок; предусмотренных статьями 93 — 95, 146, 156, 165.6 настоящего Кодекса, — в семидневный срок.».

6. Часть первую статьи 274 изложить в следующей редакции:

«Постановление народного судьи по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40.1 — 40.13, 44, 46.1, 49, 49.1, 104.1, 137, 150, 150.2, 151, 158, частью третьей статьи 162, статьями 164.1, 165 — 165.3, 165.6, 166.1, 167, 171.1 — 171.3 настоящего Кодекса, может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим народным судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.».

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН Москва, Кремль. 28 апреля 1995 года. N 66-ФЗ

www.vologod.izbirkom.ru

Уголовный кодекс Российской Федерации

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) — основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации — России.

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, подписан Президентом 13 июня 1996 года и вступил в силу с 1 января 1997 года, сменив Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, применявшийся до тех пор.

Содержание

История принятия

Работа над проектами нового кодифицированного уголовного законодательства началась сразу после распада СССР. Первый проект Уголовного кодекса был внесён Президентом России в Верховный Совет 19 октября 1992 года, он уже предусматривал многие изменения, определившие облик нового уголовного законодательства России: приоритет охраны жизни и здоровья человека, верховенство норм международного права и гуманизация ответственности за преступления небольшой тяжести; тем не менее, этот проект так и не был рассмотрен Верховным Советом, поскольку был отвергнут Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе [1] .

В 1993—1994 годах велась также работа по разработке альтернативных проектов Уголовного кодекса. Если Особенная часть этих проектов в целом совпадала с проектом 1992 года, то в Общей части имелись значительные расхождения: предусматривались такие новации, как введение уголовной ответственности юридических лиц, разделение уголовного законодательства на кодифицированное и некодифицированное, понижение возраста уголовной ответственности, введение кары как цели наказания и т. д. [2]

В октябре 1994 года на рассмотрение в Государственную Думу поступают два проекта Уголовного кодекса: президентский (основанный на проекте 1992 года) и депутатский (основанный на итогах разработки альтернативных проектов); начинается долгая и кропотливая работа по согласованию двух проектов, в ходе которой было рассмотрено более 2 000 замечаний, поступивших от депутатов [3] . Наконец, 19 июня 1995 года проект принимается Государственной Думой в третьем чтении, однако Совет Федерации его отклоняет. 24 ноября 1995 года Государственная Дума, проголосовав в четвёртый раз, повторно принимает проект, но в декабре на него накладывает вето Президент; создаётся новая согласительная комиссия и проект отправляется на повторную доработку [3] .

Наконец, 24 мая 1996 года окончательный вариант Уголовного кодекса РФ принимается Государственной Думой. 5 июня 1996 года он одобряется Советом Федерации, а 13 июня 1996 года он подписывается Президентом России.

Отличия от предыдущих актов

Принятый в 1996 году Уголовный кодекс Российской Федерации сменил Уголовный кодекс РСФСР 1960 года. Среди наиболее существенных изменений можно назвать достаточно полное отражение в нём новых экономических и политических реалий российского общества, переход к приоритетной защите прав и свобод человека, а не интересов государства, усиление ответственности за наиболее тяжкие преступления и снижение ответственности за преступления небольшой тяжести, совершённые впервые, новые основания освобождения от уголовной ответственности и другие нововведения, призванные усилить профилактический потенциал уголовного закона [4] .

Значительно изменена была Особенная часть: введено около 70 новых составов преступлений, декриминализовано более 80 составов, ранее предусматривавшихся УК России; в диспозиции и санкции практически всех статей, которые перешли из УК РСФСР в УК России, были внесены изменения [5] .

Уголовное законодательство Российской Федерации

В Российской Федерации в соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации принятие уголовного законодательства отнесено к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Органы власти субъектов Российской Федерации не имеют права принимать акты уголовного законодательства.

В соответствии со статьей 105 Конституции России, органом, уполномоченным принимать федеральные законы, является Государственная дума.

Хотя истории уголовного права России известны некодифицированные акты уголовного законодательства, с середины XIX века российское уголовное законодательство является кодифицированным. В настоящее время в России также действует кодифицированный уголовный закон — Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие 1 января 1997 года.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Уголовного кодекса, он является единственным уголовным законом, подлежащим применению на территории России. Все остальные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс. Поэтому все законодательные акты такого характера принимаются в форме изменений и дополнений к Уголовному кодексу.

В условиях военного времени допускается принятие самостоятельного уголовного закона об уголовной ответственности за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке (часть 3 статьи 331 УК РФ).

Уголовный кодекс Российской Федерации основан на Конституции России, общепризнанных принципах и нормах международного права, а также на нормах, содержащихся в международно-правовых обязательствах России [6] .

Структура Уголовного кодекса

Кодекс представляет собой кодифицированный нормативный акт (кодекс), отличающийся внутренним единством и состоящий из двух частей (Общей и Особенной).

Общая часть включает 6 разделов, 16 глав и статьи 1 — 104³. Её нормы определяют общие принципы и положения уголовного права, пределы действия уголовного закона во времени и в пространстве, понятие и категории преступлений, лиц, подлежащих уголовной ответственности, понятие вины, её форм и видов, положения, касающиеся неоконченной преступной деятельности, соучастия в преступлении, наказания, его видов, целей и порядка назначения, случаи, когда лицо может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, понятие и содержание иных мер уголовно-правового характера.

Особенная часть кодекса состоит из шести разделов, девятнадцати глав и статей 105—360, и описывает составы конкретных преступлений, а также перечисляет санкции (виды и размеры наказаний) за их совершение. Система Особенной части УК России отражает приоритеты уголовно-правовой охраны: на первое место в ней ставятся преступления против личности, и только затем преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества.

Уголовно-правовые нормы содержатся в статьях кодекса, при этом в одной статье может содержаться как одна, так и несколько уголовно-правовых норм [7] . Большинство статей кодекса делится на части, которые выделяются в отдельный абзац и имеют цифровое обозначение (1, 2, 3 и т. д.). Части статей включают пункты, имеющие буквенное обозначение. Кроме того, в некоторых статьях Особенной части кодекса есть примечания, где раскрываются уголовно-правовые понятия или формулируются уголовно-правовые институты.

В кодексе применяется сплошная нумерация статей, глав и разделов. Если в кодекс включаются новые статьи или главы, нумерация уже существующих не изменяется, а добавившиеся статьи или главы получают номер наиболее близкой по содержанию структурной единицы кодекса с добавлением цифрового обозначения, записываемого через точку или верхним индексом: 104.1 или 104¹. В случае исключения статьи нумерация других статей также не изменяется, а на месте исключённой статьи делается соответствующая запись.

Действие УК России во времени

Порядок введения в действие Уголовного кодекса России изложен в специальном федеральном законе «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». Согласно ему, Уголовный кодекс России вступил в силу с 1 января 1997 года, за исключением некоторых положений. Согласно ст. 4 этого закона, отдельные положения о наказаниях вводятся в действие по мере создания необходимых условий для их исполнения, но не позднее определённого срока: нормы о наказании в виде обязательных работ — не позднее 2004 года, о наказании в виде ограничения свободы — не позднее 2005 года, и о наказании в виде ареста — не позднее 2006 года.

В федеральных законах, вносящих изменения и дополнения в УК России, также может указываться особый срок вступления их в силу. Если такой срок не указан, используется общий порядок, изложенный в Федеральном законе от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно ему, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. Официальными также являются тексты законов, которые размещаются (публикуются) на «Официальном интернет-портале правовой информации» [8] . При этом отсчёт 10-дневного срока начинается от даты публикации в «Парламентской газете» или «Российской газете» [9] , либо от даты размещения на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно ст. 9 УК России, преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. При этом временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. В продолжаемых преступлениях этот момент определяется моментом совершения последнего из действий, в длящихся — моментом добровольного или принудительного прекращения преступления [10] .

В порядке исключения уголовному закону может придаваться обратная сила, то есть его действие распространяется на лиц, совершивших преступление до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Ст. 10 УК России устанавливает, что обратную силу имеет уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление. Ни в каких других случаях обратная сила уголовному закону придаваться не может, это запрещено ст. 54 Конституции России.

В случае, если новый уголовный закон декриминализует (признаёт непреступным) какое-либо деяние, с момента его вступления в силу должны быть прекращены все уголовные дела о таком деянии, по которым ведётся предварительное расследование или судебное рассмотрение, а лица, уже отбывающие наказание за такое деяние, подлежат освобождению [11] . Согласно ч. 2 ст. 10 УК России, если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Спорным является вопрос о возможности применения обратной силы закона, если декриминализация происходит в силу изменения нормативного акта другой отрасли права, к которому делает отсылку Уголовный кодекс (например, Правил дорожного движения). В одном из своих определений Конституционный суд России дал такое толкование закона: «декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного закона, либо ограничения объема уголовно-правового регулирования в результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на данном основании административную или иную более мягкую ответственность» [12] . В другом случае Конституционным судом России установлено, что положения об обратной силе относятся только к нормам уголовного закона, а не к нормам законодательства, относящегося к другим отраслям права [13] ; нужно отметить, что с данным толкованием согласились не все члены Конституционного суда: судьи Т. Г. Морщакова и А. Л. Кононов выразили противоположное особое мнение.

В практике встречаются случаи, когда в период между совершением преступления и вынесением приговора уголовный закон изменяется неоднократно, причём «промежуточный» уголовный закон является более мягким (вплоть до декриминализации деяния), чем действовавший в момент совершения деяния или действующий в момент вынесения приговора.

Так, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ была признана утратившей силу с 8 декабря 2011 года статья 129 УК РФ, предусматривавшая ответственность за клевету. Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 141-ФЗ (вступивший в силу с 10 августа 2012 года) вновь ввёл ответственность за клевету (ст. 128 1 УК РФ). В результате закон от 7 декабря 2011 года приобрёл характер промежуточного уголовного закона, на время отменившего уголовную ответственность за преступление. Аналогичная ситуация возникла в связи со вступлением в действие УК РФ 1 января 1997 года. Ч. 3 ст. 126 УК («Похищение человека») в редакции данного нормативного акта предусматривала наказание от 5 до 15 лет лишения свободы. Ст. 125 1 УК РСФСР, действовавшая до 1 января 1997 года предусматривала за аналогичное деяние наказание от 10 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой, а редакция ч. 3 ст. 126 УК, вступившая в силу с 12 февраля 1999 года — наказание от 8 до 20 лет лишения свободы.

В такой ситуации возникает вопрос о применении промежуточного уголовного закона к деяниям, совершённым до его вступления в силу, если вынесение приговора осуществляется после вступления в силу нового уголовного закона. Позиции учёных и судебной практики по данному вопросу являются противоречивыми и неустойчивыми. Так, после принятия УК РСФСР 1960 года в судебной практике наблюдались как примеры неприменения промежуточного уголовного закона, так и его применения; Верховный суд СССР при этом встал на позицию неприменения такого закона [14] . В. Н. Кудрявцев указывал, что «промежуточный» закон не может применяться, так как он не действовал ни в момент совершения преступления, ни при рассмотрении дела судом [15] . Противоположной точки зрения придерживались такие учёные, как Л. Зайцев, И. Тишкевич, И. Горелик [16] , Н. Д. Дурманов [17] , Я. М. Брайнин [18] и др.

Современные российские учёные [19] и судебная практика [20] придерживаются точки зрения, согласно которой промежуточному уголовному закон придаётся обратная сила.

Действие УК России в пространстве

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовного кодекса России он распространяет своё действие на всю территорию Российской Федерации (территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве). К территории Российской Федерации для целей определения границ действия УК России относятся:

  • Суша — земельная территория, находящаяся в пределах Государственной границы России, в том числе территория эксклавов (Калининградская область, Медвежье-Саньково, деревня Дубки).
  • Внутренние воды рек, озёр и иных водоемов, находящихся в пределах Государственной границы России.
  • Внутренние морские воды Российской Федерации, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации [21] .
  • Территориальное море Российской Федерации — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от указанных в международных правовых актах исходных линий (линия наибольшего отлива вдоль берега и др.) [21] .
  • Недра — часть земной коры в границах территории России, расположенная ниже почвенного слоя (земной поверхности, дна водоёмов) и простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения [22] .
  • Воздушное пространство — воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем [23] . Законодательством не установлен максимальный предел высоты, являющейся верхней границей воздушного пространства; в международной практике обычно принимается, что открытое космическое пространство, на которое распространяется международный режим, начинается с высоты 100—110 км [24] .
  • Континентальный шельф — морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, но не менее 200 морских миль, если иное не установлено международным договором РФ [25] .
  • Исключительная экономическая зона России — морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации, имеющий протяжение 200 морских миль от исходных линий территориального моря (если иное не установлено международным договором РФ) [26] .

На территории континентального шельфа уголовная юрисдикция России не распространяется на покрывающие его воды и воздушное пространство и в связи с этим осуществляется только в отношении преступлений, связанные с нарушением режима этой территории (в том числе касающихся находящихся на них искусственных объектов: буровых установок, искусственных островов, подводных кабелей) [27] . Аналогичным образом обстоит ситуация и с осуществлением уголовной юрисдикции на территории исключительной экономической зоны: она распространяется только на деяния, связанные с незаконным созданием в ней зон безопасности и использованием её природных ресурсов [28] .

Действие Уголовного кодекса России распространяется также на пилотируемые объекты, запускаемые Российской Федерацией в космическое пространство [29] , приписанные к порту или аэропорту России водные и воздушные суда под флагом или с опознавательными знаками России, находящиеся в открытом море или открытом воздушном пространстве, а также военно-морские корабли и военные воздушные суда, находящиеся под флагом или опознавательными знаками России (независимо от их места нахождения).

Международным правом устанавливаются ограничения в отношении осуществления уголовной юрисдикции России по преступлениям, совершённым на борту морских судов под флагом иностранных государств, находящихся в пределах территориального моря России, и воздушных судов таких государств, находящихся в пределах воздушного пространства России. Ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года устанавливает, что юрисдикция прибрежного государства распространяется только на случаи, когда последствия преступления распространяется на прибрежное государство, либо преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море, либо если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель государства флага обратится с просьбой о помощи к местным властям, либо если эти меры необходимы для пресечения незаконного оборота наркотических или психотропных средств.

Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года устанавливает, что в отношении преступлений, совершённых на борту воздушных судов других государств, находящихся в территориальном воздушном пространстве, уголовная юрисдикция осуществляется лишь если преступление имеет последствия на территории государства, либо совершено гражданином (резидентом) или в отношении гражданина (резидента) такого государства, либо направлено против безопасности государства, либо связано с нарушением правил воздушных полётов, либо если вмешательство требуется для выполнения международных обязательств данного государства.

Таким образом, в отношении всех прочих преступлений, совершённых на борту воздушных и морских судов применяется закон государства флага. Это же относится и к морским и воздушным судам России, находящимся в пределах территориального моря и воздушного пространства иностранных государств.

Международным правом могут устанавливаться исключения из территориальной уголовной юрисдикции России. Одним из наиболее известных таких исключений является дипломатический и консульский иммунитет.

УК России также распространяет своё действие на граждан России и постоянно проживающих в России лиц без гражданства, совершивших преступление на территории иностранного государства, при условии, что в отношении их не имеется решения суда этого государства (принцип гражданства), а также на военнослужащих воинских частей России, дислоцирующихся за пределами России (если иное не предусмотрено международным договором). Применение мер ответственности в этом случае (в соответствии с изменениями, внесёнными в УК России в 2006 году) не ставится в зависимость от того, считается ли совершённое деяние преступлением в иностранном государстве (ст. 12 УК России).

Ответственности по УК России подлежат также иностранные граждане и лица без гражданства, не являющиеся резидентами России, если совершённое ими преступление направлено против интересов России или её граждан или резидентов (реальный принцип действия уголовного закона), либо ответственность за данное деяние предусматривается международным договором Российской Федерации (универсальный принцип действия уголовного закона).

Направления совершенствования уголовного законодательства России

Уголовный кодекс России постоянно изменяется, за 10 лет его действия (с 1 января 1997 года по 1 января 2007 года) было принято 25 законов, внёсших в него более 300 изменений [30] .

Учёными называются следующие основные направления совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации [31] :

  • Разработка новых, более эффективных видов наказания и совершенствование существующих с целью снизить долю лишения свободы в структуре применяемых наказаний.
  • Обновление и совершенствование норм об экономических преступлениях в связи с развитием правовой базы экономических отношений, появлением их новых форм.
  • Обновление и совершенствование норм об ответственности за совершение преступлений террористического характера, а также норм, направленных на противодействие организованной преступности.
  • Разработка норм уголовного законодательства, предназначенных для применения во время военных действий и в боевой обстановке.
  • Имплементация в уголовное законодательство норм международного права, приведение УК России в соответствие международным правовым актам.
  • Декриминализация многих преступлений небольшой тяжести с установлением за них административной ответственности.

dic.academic.ru

Смотрите так же:

  • Две палаты конституционного суда Две палаты конституционного суда Н.В.Витрук | Г.А.Гаджиев | Л.М.Жаркова (с июня 1997) | А.Л.Кононов | Т.Г.Морщакова | Ю.Д.Рудкин | Н.В.Селезнев | О.И.Тиунов | Б.С.Эбзеев | В.Г.Ярославцев ________________________________ С 20 февраля 1995 […]
  • Приказ 257 мвд приложения Приказ 257 мвд приложения Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля1995 г. N 907 МИНИСТЕРСТВОВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 5 июля 1995 г.N 257 ОБ УТВЕРЖДЕНИИНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ […]
  • Какой штраф предусмотрен за езду без страховки Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2018 году Штраф за езду без страховки ОСАГО составляет 800 рублей. С 1 июля 2018 года изменений в штрафах за отсутствие ОСАГО нет. Также при управлении без полиса ОСАГО возможно получить штраф 500 […]
  • Могут ли гаишники проверять страховку Обязан ли водитель предъявлять полис ОСАГО инспектору ДПС? Здравствуйте! обязан ли водитель предъявлять полис осаго инспектору ДПС для проверки? Без аварийной обстановки Ответы юристов (2) Добрый день, Валерий! В соответствии с п.2.1.1 […]
  • Закон рф о гражданстве российской федерации от 28 ноября 1991 г Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 17 июня 1993 г., 6 […]
  • Закон 443-1 о собственности в рсфср Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г. С изменениями и дополнениями от: 24 июня 1992 г., 14 мая, 24 декабря […]

Обсуждение закрыто.