Уголовное наказание за пирамиду

Путин ввел уголовную ответственность за создание финансовых пирамид

Президент России Владимир Путин одобрил поправки в Уголовный кодекс, вводящие уголовную ответственность за организацию финансовых пирамид. Соответствующий документ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.

В законе пирамида определяется как организация, занимающаяся привлечением денежных средств и имущества граждан и компаний, при которой дивиденды им выплачиваются исключительно за счет новых участников.

Материалы по теме

Страховой Гербалайф

Пирамида на капремонте

Согласно поправкам, за привлечение средств в крупном размере (более 1,5 миллиона рублей) предусматривается штраф до миллиона рублей или принудительные работы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на тот же срок. За особо крупный размер (более шести миллионов рублей) привлеченных средств организаторам пирамиды грозит более жесткое наказание. Речь идет о штрафных санкциях до 1,5 миллиона рублей, принудительных работах на срок до пяти лет либо лишении свободы на срок до шести лет.

Поправки были приняты Госдумой 15 марта и одобрены Советом Федерации 23 марта. Ранее были приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), в соответствии с которыми организаторы финансовых пирамид в случае, если их деятельность не носит признаков уголовного преступления, будут подвергаться наказанию в виде административных штрафов.

По данным МВД России, в 2014 году в России работали более 160 организаций, имеющих признаки финансовых пирамид, от противоправной деятельности которых пострадали более 9 тысяч граждан, а сумма причиненного ущерба составила 1,7 миллиона рублей. В связи с наличием уже причиненного ущерба было возбуждено более 200 уголовных дел по статье «мошенничество».

m.lenta.ru

Уголовная ответственность за привлечение средств граждан в финансовые пирамиды (Соловьев И.)

Дата размещения статьи: 15.10.2016

Наши граждане на протяжении десятилетий не были избалованы особой зажиточностью. Однако каждый человек хочет жить лучше, хочет, чтобы исполнялись заветные желания, решить тот или иной наболевший вопрос. Сделать это без денежных средств подчас бывает просто невозможно.

Человек задумывается о том, откуда взять деньги, продумывает те или иные варианты, примеривает на себя различные предложения и возможности. Вот тут и попадают в поле зрения те, кто с первого взгляда способен помочь человеку. Это либо кредитный кооператив, либо иное «учреждение», привлекающее средства граждан под высокие проценты и обещающее сказочную прибыль. Но в данном случае счастливого конца истории ждать вряд ли следует. Практически на 100 процентов человек попадает в сферу деятельности финансовой пирамиды.
Кто же попадает в их сети? Во-первых, это люди менее финансово грамотные, менее финансово активные. Это могут быть люди старшего поколения, незащищенные слои населения, люди с невысоким уровнем дохода, которым обещают золотые горы. С другой стороны, есть группа людей, которые в принципе подвержены и даже где-то гонятся за риском. Рискуют, сознательно участвуют в этом, считают, что они смогут вовремя забрать деньги.
По оценкам психологов, примерно 5 процентов людей, даже потеряв один раз деньги, второй раз наступят на те же грабли. Нынешние пирамиды принципиально отличаются от привычных махинаций 90-х. Форм стало больше, причем многие аферы проворачиваются в Интернете, где отследить их практически невозможно. Есть несколько признаков, о которых постоянно говорят эксперты, пытаясь уберечь людей от опрометчивого поступка, именно по ним вполне возможно отличить пирамиду, хоть сетевую, хоть офлайновую:
— обещание завышенного дохода (конечно же, надо задуматься, а за счет каких таких финансовых операций или каких вложений это обещание будет обеспечено — гарантировать доходность и возвратность денежных средств пока могут только банки, вклады которых застрахованы государством);
— использование различных привлекательных терминов, предложений, вовлечение друзей, знакомых (предлагается посоветовать данное предложение близким, даже получить процент за привлечение новых людей);
— схожесть логотипов, названий с крупными банками из первой десятки или ассоциирование с государственной атрибутикой (например, «Сберфинанс», «Держава», «Стройинвестфинанс» и др.).
Автор отметил, что на протяжении достаточно длительного времени законодательство и правоприменительная практика значительно отставали от темпов и размаха деятельности финансовых пирамид.
Во-первых, в действующем законодательстве не было прописано понятие «финансовая пирамида». А отсутствие регулирования порождало новые подобные организации. Во-вторых, до сих пор у нас не было и четких заслонов на уровне уголовного законодательства, на уровне государственной политики. Если говорить откровенно, то финансовые пирамиды — это пережиток 90-х гг., когда у нас насчитывалось более 1800 финансовых пирамид. За все это время были разорены миллионы человек на этой деятельности, а к уголовной ответственности привлечены всего девять человек.
Степень циничности доходила до того, что всем известный г-н Мавроди практически безнаказанно умудрился в течение двух лет дурить людей, учредив МММ-2010 и МММ-2011 и действуя не только на территории России, но раскинув свои щупальца не территории сопредельных государств — Казахстана и Белоруссии. И ведь самое интересное, что люди шли, вкладывали деньги, рассчитывая остаться в выигрыше. Однако понятно, что долго так продолжаться не могло, ведь безнаказанность и отсутствие четкого правового регулирования стимулировали появление все новых и новых организаций, рассчитывающих поживиться накоплениями своих сограждан.

К сведению! По данным МВД России, только в 2014 г. в России работали более 160 организаций, имеющих признаки финансовых пирамид, от противоправной деятельности которых пострадали более 9 тыс. граждан, а сумма причиненного ущерба составила сотни миллионов рублей. В связи с наличием уже причиненного ущерба было возбуждено более 200 уголовных дел по статье «Мошенничество».

Так, в мае 2016 г. Следственной частью Следственного управления УМВД России по Курганской области расследовано уголовное дело по факту организации финансовой пирамиды. Установлено, что подозреваемый под видом руководителя коммерческой организации, работающей на рынке ценных бумаг, создал преступное сообщество для хищения денежных средств граждан в особо крупном размере. Для участия в данном преступном сообществе он привлек пять соучастников, над которыми осуществлял руководство.
Подозреваемый разработал схему хищения денежных средств, сообщая гражданам, что при инвестировании своих денег в его организацию впоследствии они получат доход, превышающий первоначальный взнос в несколько раз. Таким образом, в период с января по август 2013 г. участники преступного сообщества завладели денежными средствами граждан на сумму, превышающую 39 млн руб.
В ходе следствия было установлено и допрошено 1756 вкладчиков, проживающих в Курганской, Тюменской и Свердловской областях, проведено 213 судебных экспертиз. В целях возмещения причиненного материального ущерба у обвиняемых изъяты денежные средства на сумму более двух миллионов рублей, наложен арест на имущество на общую сумму более 15 млн руб.
В отношении обвиняемых избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
В настоящее время уголовное дело по обвинению шести граждан в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 210, ч. 1 ст. 174, ч. 1 ст. 174.1, и четырех преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, направлено в суд для рассмотрения по существу.
Достаточно часто противоправная деятельность не имеет широкого и межрегионального масштаба. Преступники действуют в своем районе, среди знакомых людей. Но от этого их деятельность не становится менее общественно опасной. А скорее наоборот: граждане с большим доверием относятся к своему земляку и, не подозревая подвоха, передают ему денежные средства. Так, в г. Лениногорске оперативники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Татарстан совместно с сотрудниками Главного следственного управления МВД по Республике Татарстан пресекли деятельность организации, которая занималась привлечением денежных средств граждан под проценты.
Полицейские установили, что житель Лениногорска, являясь директором кредитно-потребительского кооператива, заключал договоры займа и тем самым привлек денежные средства граждан на сумму более 5 млн руб., принимал только наличными. В ходе дальнейших оперативно-разыскных мероприятий оперативники выявили аналогичные факты хищения денежных средств и в Набережных Челнах, где по такой же схеме работал данный кооператив, но под другим названием. Таким образом, с 2009 по 2015 гг. представители кредитно-потребительского кооператива привлекли и похитили денежные средства, принадлежащие 26 жителям республики.
В настоящее время Главным Следственным Управлением МВД по Республике Татарстан по факту хищения денежных средств возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 «Мошенничество» Уголовного кодекса Российской Федерации. Максимальное наказание, предусмотренное санкциями данной статьи, — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.
Однако преступления данного вида совершаются не только в регионах, но и в крупных финансово-промышленных центрах. Так, в мае 2016 г. сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Москве совместно с полицией Юго-Западного округа задержали участников этнической группы, организовавшей деятельность финансовой пирамиды под видом микрофинансовой организации.
Как установили полицейские, злоумышленники вводили в заблуждение вкладчиков, обещая ежемесячно выплачивать им проценты по заключенным договорам займов. Кроме того, подозреваемые организовали незаконное изготовление и выдачу свидетельств.
В ходе 7 обысков изъяты документы, поддельные печати, свыше 100 договоров займов, а также иные вещественные доказательства противоправной деятельности группы. По предварительным данным, ущерб от деятельности группы составил около 20 млн руб.
По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 «Мошенничество» Уголовного кодекса Российской Федерации. Одной из задержанных избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, второй — подписка о невыезде.
При этом основной причиной совершения таких противоправных деяний является корыстная мотивация их организаторов. Жажда красивой жизни, ее дорогостоящих атрибутов в виде элитного жилья, автомобилей, отдыха на лучших мировых курортах и побуждает лиц к планированию и реализации своих преступных замыслов. Так, Следственным управлением УМВД России по г. Хабаровску в апреле 2016 г. возбуждено уголовное дело в отношении двух хабаровчан, которые вовлекли граждан в финансовую пирамиду и нанесли им многомиллионный ущерб.
В УМВД России по г. Хабаровску обратились порядка 50 человек, которые стали жертвами мошеннических действий двух граждан. Фактически злоумышленники никакой предпринимательской деятельности не вели. Проценты гражданам выплачивались за счет денежных средств, полученных от новых заемщиков. С гражданами заключался договор займа сроком от трех месяцев до одного года под 30% годовых с ежемесячной выплатой процентов. По окончании срока займа клиентов убеждали заключить новый договор займа на более выгодных условиях с увеличением процентных выплат. На первоначальном этапе граждане получали ежемесячные выплаты фактически из своих же денежных средств и из денежных средств, полученных от новых заемщиков.
Помимо хабаровских офисов дополнительные офисы были открыты злоумышленниками также в Хабаровском крае, Еврейской автономной области и Новосибирской области.

Обратите внимание! В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции установили, что полученные денежные средства расходовались подозреваемыми на их личные нужды, в том числе на приобретение дорогостоящей техники, автомобилей, путешествия за рубеж и др. Всего злоумышленниками было привлечено более 56 млн руб., принадлежавших потерпевшим. В настоящее время один из организаторов незаконного бизнеса водворен в изолятор временного содержания, в отношении второго избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

Возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере» Уголовного кодекса Российской Федерации.
Отметим, что полученный в таких случаях противоправным путем доход не является объектом налогообложения, а в полном объеме должен быть направлен на погашение нанесенного гражданам материального и морального ущерба.
Стимулируют к активизации деятельности мошенников также и кризисные явления в экономике, когда многие граждане оказываются просто дезориентированы в финансовом и правовом плане. Не зная, куда вложить оставшиеся средства, не доверяя банковским структурам и не имея опыта и навыков работы с ценными бумагами и иными доступными финансовыми инструментами, они все же решаются на риск в ожидании чуда — высоких процентов и итоговой прибыли.
Конечно же, в таких условиях вопрос законодательного регулирования ответственности за создание финансовых пирамид встал особенно остро. В принятом в марте этого года поистине долгожданном Законе дается определение финансовой пирамиды.
Она определяется как организация, занимающаяся привлечением денежных средств и имущества граждан и компаний, при которой дивиденды им выплачиваются исключительно за счет новых участников при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества.

Обратите внимание! Согласно поправкам за привлечение средств в крупном размере (более 1,5 млн руб.) предусматривается штраф до миллиона рублей, принудительные работы на срок до четырех лет либо лишение свободы на тот же срок. За особо крупный размер (более шести миллионов рублей) привлеченных средств организаторам пирамиды грозит более жесткое наказание. Речь идет о штрафных санкциях до 1,5 млн руб., принудительных работах на срок до пяти лет либо лишении свободы на срок до шести лет.

Поправки были приняты Госдумой 15 марта и одобрены Советом Федерации 23 марта. Ранее были приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), в соответствии с которыми организаторы финансовых пирамид в случае, если их деятельность не носит признаков уголовного преступления, будут подвергаться наказанию в виде административных штрафов.
Новый Закон позволяет пресекать деятельность финансовых пирамид на первоначальном этапе их выхода на рынок как в результате самостоятельной оперативно-разыскной деятельности, отработки территории обслуживания участковыми уполномоченными и оперативными сотрудниками, так и в ходе работы по обращениям и заявлениям граждан. Формально, как только перечисленный им объем денежных средств превысит 1,5 млн руб., при наличии ряда признаков может наступать уголовная ответственность.
Кроме того, должен быть переформатирован сам процесс доказывания. Теперь он должен быть ориентирован в первую очередь не на сбор доказательств о совершенном хищении денежных средств путем обмана или злоупотребления доверием, а на то, что дивиденды выплачиваются исключительно за счет новых участников, а также на то, что у данной организации отсутствовала инвестиционная и предпринимательская деятельность, связанная с использованием привлеченных денежных средств в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств. Однако отметим, что появление новой уголовно-правовой нормы вовсе не исключает возможности квалификации действий организаторов финансовых пирамид по соответствующим частям ст. 159 УК РФ (мошенничество). В ряде случаев наказание по данной статье является более жестким, чем по специальной норме, предусматривающей ответственность за создание финансовой пирамиды. Таким образом, действия злоумышленников могут быть квалифицированы как по ст. 172.2 «Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества» УК РФ — в части создания финансовой пирамиды, так и по ст. 159 «Мошенничество» УК РФ — в части хищения денежных средств граждан путем обмана или злоупотребления доверием. Соответственно, по совокупности лица, нарушившие закон, должны будут привлекаться к более строгой ответственности, что вполне соответствует общественной опасности данного вида противоправного деяния.
В связи с этим особую значимость приобретает своевременное изъятие документации финансовой пирамиды, ее черной бухгалтерии, снятие показаний и объяснений с ее работников и потерпевших. Также важно отметить, что полученные злоумышленниками средства граждан являются преступно полученными доходами и поэтому налогообложению не подлежат. В случае изъятия данных средств они должны быть возвращены законным владельцам, то есть тем лицам, которые будут признаны потерпевшими в рамках возбужденного уголовного дела. Привлечение организаторов финансовой пирамиды к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно лишь в случае законного приобретения на привлеченные средства какого-либо имущества или осуществления предпринимательской деятельности и неуплаты соответствующих налогов с этой деятельности или имущества.
Остается надеяться, что новые нормы, помимо того, что станут мощным профилактическим заслоном злоумышленникам, оперативно заработают, а правоприменители, вооруженные новыми возможностями, активизируют работу по противодействию финансовому мошенничеству, смогут пресечь в зародыше замышляемые преступления по созданию финансовых пирамид, помогут сохранить в это непростое время так нужные гражданам финансовые ресурсы.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

lexandbusiness.ru

Больше не занимать

Уголовный кодекс теперь дополняется новой статьей 1722, предусматривающей наказание за организацию классической финансовой пирамиды. Таковой считается деятельность по привлечению денег у населения и компаний, при которой выплата доходов происходит исключительно за счет вложенных средств вновь прибывших участников. Законная инвестиционная или предпринимательская деятельность в таких организациях при этом вообще не ведется.

Если организатору финансовой пирамиды удалось привлечь таким способом более полутора миллионов рублей, то ему грозят санкции в виде штрафа в миллион рублей, либо принудительные работы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до года или без такового.

При привлечении денег в пирамиду в особо крупном размере (свыше шести миллионов рублей) наказание ужесточается. В этом случае создателю пирамиды придется заплатить от полутора миллионов рублей, либо провести пять лет за принудительными работами, либо сесть в тюрьму сроком до шести лет.

По мнению адвоката компании «Деловой фарватер» Сергея Литвиненко, уголовная ответственность за организацию финансовых пирамид вполне целесообразна. «Это соизмеримо с ущербом, который приносят финансовые пирамиды. Они затрагивают большое количество людей, вредя им, а безнаказанность или небольшое наказание приводят к распространению финансовых пирамид, поскольку их организаторы не получают по заслугам и при этом богатеют, обманывая граждан», — отмечает собеседник «Российской газеты».

Ранее в России также были введены штрафы за привлечение денег населения в финансовые пирамиды и рекламу таких организаций. За эти действия физлицам придется заплатить от пяти до пятидесяти тысяч рублей, должностным лицам — от 20 до 100 тысяч рублей, юридическим лицам — от 500 тысяч до миллиона рублей.

В январе 2016 года заместитель начальника Следственного департамента МВД Олег Даньшин заявлял, что в начале года в производстве находилось около двухсот уголовных дел, посвященных финансовым пирамидам. По оценке ведомства, общая сумма ущерба от работы таких организаций для физлиц и компаний составила больше 20 миллиардов рублей.

По словам представителя МВД, в основном от деятельности финансовых пирамид страдают обычные граждане, доверившие их организаторам личные сбережения.

rg.ru

Ответственность за создание финансовых пирамид в Российской Федерации и Республике Казахстан

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Дата публикации: 03.07.2017

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Чудиновских М. В. Ответственность за создание финансовых пирамид в Российской Федерации и Республике Казахстан [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 120-123. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12712/ (дата обращения: 08.08.2018).

В качестве объекта исследования выбрано законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан. В работе использован метод сравнительно-правового анализа. На первом этапе определены экономические и правовые признаки финансовых пирамид, на втором этапе проведено сравнение законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан. По результатам сравнительного анализа предложены рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: финансовые пирамиды, уголовная ответственность, Российская Федерация, Республика Казахстан

Понятие финансовой пирамиды, ее экономические иправовые признаки. Вусловиях развития рыночных отношений Российская Федерация и все страны постсоветского пространства столкнулись с проблемой финансовых пирамид. Несмотря на большой отрицательный опыт, который возник у граждан в 90-е годы от деятельности «МММ», «Хопер-Инвеста», «Властелины», и в наше время создатели финансовых пирамид продолжают привлекать людей.

На основании анализа научной литературы [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10] можно выявить наиболее значимые признаки финансовых пирамид. К ним следует отнести:

  1. Обещание высокой гарантированной доходности вложений (выше среднерыночной доходности), быстрого обогащения, получения высокой прибыли. При средней ставке банковских вкладов до 10 % годовых, создатели финансовых пирамид привлекают потенциальных жертв доходностью в 30 %, 50 %, а иногда и 100 % годовых.
  2. Отсутствие специальных лицензий на осуществление деятельности. Деятельность на финансовых рынках России и Казахстана подлежит обязательному лицензированию. Однако финансовые пирамиды осуществляют свою деятельность не только без лицензии, но часто даже без государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
  3. Использование финансовых инструментов, не описанных действующим законодательством. Необходимо констатировать то, что финансовое законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан обладает определенной инерцией. Например, сравнительно недавно в нормативных актах появилось регулирование рынка Форекс [9]. Создатели финансовых пирамид ссылаются на возможность заработка путем вложения в ценные бумаги, золото, недвижимость.
  4. Агрессивная реклама. Экономический эффект от создания финансовой пирамиды тем сильнее, чем активнее ее реклама. В настоящее время реклама финансовых пирамид с традиционных носителей переместилась в Интернет. Отсутствие должного законодательного и государственного контроля за рекламой в Интернете создает благоприятные условия для быстрого продвижения финансовых пирамид.
  5. Выполнение обязательств перед частью инвесторов за счет поступления финансовых средств от новых вкладчиков. Этот критерий является основным при уголовно-правовой квалификации деяния. Несмотря на данные обещания, привлеченные средства сначала тратятся на поддержание видимости успешной деятельности и обогащение создателей. Реальная инвестиционная деятельность не осуществляется.
  6. Неизбежный крах финансовой пирамиды, в результате которого причиняется ущерб лицам, внесшим денежные средства. Исторический опыт показывает, что ущерб может исчисляться миллионами, а в ряде случаев и миллиардами рублей [3]. Интересен тот факт, что многие люди, даже осознавая риск потери средств, вступают в финансовые пирамиды, мотивируя свое поведение тем, что они успеют получить прибыль до ее краха.

В целях противодействия деятельности по созданию финансовых пирамид и вовлечению в нее граждан необходимо повышение уровня финансовой грамотности, а также установление уголовной ответственности. Далее представлены результаты сравнительного анализа уголовной ответственности за создание финансовых пирамид в Республике Казахстан и Российской Федерации.

Ответственность за создание финансовых пирамид по законодательству Республики Казахстан. В Республике Казахстан ответственность за создание финансовых пирамид предусмотрена статьей 217 Уголовного кодекса [1]. Данная статья дает определение понятию «финансовая пирамида»: «организация деятельности по извлечению дохода (имущественной выгоды) от привлечения денег или иного имущества либо права на него физических и (или) юридических лиц без использования привлеченных средств на предпринимательскую деятельность, обеспечивающую принятые обязательства, путем перераспределения данных активов и обогащения одних участников за счет взносов других» [1]. В представленном определении основной акцент сделан на описании модели финансовой пирамиды, при которой выплаты одним участникам осуществляются за счет других.

Уголовная ответственность за создание и руководство финансовой пирамидой установлено независимо от величины ущерба. Минимальным наказанием является штраф или лишение свободы на срок до трех лет. Положительно следует оценить установление наказания в виде конфискации имущества.

В случае, если деяние совершенно в крупном размере, срок лишения свободы составляет от трех до семи лет. Если же преступление совершено в особо крупном размере, срок лишения свободы составляет от пяти до двенадцати лет. Наиболее строгое наказание установлено для лиц, которые создали финансовую пирамиду, занимая при том ответственную государственную должность — помимо лишения свободы и конфискации предусмотрено пожизненное лишение права занимать определенные должности.

Специфика установления ущерба по законодательству Республики Казахстан заключается в том, что он определяется не фиксировано в национальной валюте, а привязывается к величине «месячных расчетных показателей». Это показатель устанавливается ежегодно с учетом инфляции и составляет в 2017 г. 2269 тенге. Особо крупным размером ля статьи 217 является размер ущерба более 5 тыс. месячных расчетных показателей. Эта сумма составляет примерно 2 млн. рублей. Установление величины крупного ущерба представляется небезупречным с учетом перспектив гармонизации законодательства Евразийского экономического союза. Представляется, что в перспективе необходимо либо установить размеры ущерба в единой валюте, либо в евро или долларах.

Ответственность за создание финансовых пирамид по законодательству Российской Федерации. Несмотря на остроту проблемы финансовых пирамид в Уголовный кодекс Российской Федерации статья 172.2. «Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества» была введена лишь в 2016 г [2]. До введения этой статьи создатели финансовых пирамид привлекались к ответственности по статье «Мошенничество» [4].

Новая статья не использует термин «финансовая пирамида». Вместо этого дается определение: «организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц в крупном размере, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества». На основании представленного определения можно выделить следующие особенности установления уголовной ответственности:

– необходимо наличие крупного ущерба (подчеркнем, что законодательство Республики Казахстан предусматривает ответственность независимо от суммы ущерба);

– отсутствие инвестиционной или иной законной предпринимательской деятельности. При этом важно, что привлеченные средства должны использоваться в сопоставимом объеме. Так, если создатель финансовой организации привлек 100 млн. руб., то именно эти средства и должны использоваться для предпринимательской деятельности. Использование небольшой суммы на реальное инвестирование не позволит избежать уголовной ответственности.

За совершение деяния в крупном размере российским законодательством предусмотрен штраф в размере до одного миллиона рублей, либо принудительные работы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на срок до четырех лет. Российское законодательство не предусматривает таких мер наказания как конфискация или дисквалификация.

В ч. 2 ст. 172.2 УК РФ предусмотрен квалифицированный вид преступного деяния, отличающийся от основного состава предметом совершения преступления, а именно совершением деяния в особо крупном размере. В соответствии с примечанием ст. 169 УК РФ, особо крупным размером является стоимость, превышающая девять миллионов рублей. За совершение деяния в особо крупном размере установлен штраф в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет.

Заключение. Подводя итог проведенному исследованию, следует положительно оценить внимание российского законодателя к проблеме финансовых пирамид. Статья 172.2 УК РФ устанавливает ответственность за подобные деяния. Однако сравнение российского законодательства с законодательством Республики Казахстан показало, что предусмотренное наказание является пока недостаточно серьезным. Представляется целесообразным ввести в российское законодательство в качестве наказания конфискацию имущества, а также предусмотреть возможность по дисквалификации виновных лиц. В перспективе уголовное законодательство Российской Федерации и Республика Казахстан нуждается в гармонизации в целях борьбы с международной финансовой преступностью.

  1. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.05.2017 г.)//Казахстанская правда от 9 июля 2014 г. № 132 (27753)
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
  3. Алабердеев Р. Р., Латов Ю. В. Финансовые пирамиды как форма непроизводительного предпринимательства // Пространство экономики. 2010. № 2. С.35–43
  4. Белицкий В. Ю. Формирование понятия мошенничеств, совершенных по принципу «Финансовых пирамид» // Известия АлтГУ. 2010. № 1–2. С.73–76
  5. Горловская И. Г, Гимадиева И. И. Финансовые пирамиды: понятие, признаки, проблемы // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2011. № 3. С.166–171
  6. Кушу С. О, Ануфриева И. С. К вопросу о финансовых пирамидах // Научный вестник ЮИМ. 2015. № 4. С.8–11
  7. Назарова Н. Л., Семенченко О. Д. Уголовно-правовая квалификация деятельности финансовых пирамид // Вестник КГУ. 2016. № 4. С.232–235
  8. Сафаров И. Г. Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества: юридико-технический анализ // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 4 (26). С.112–114
  9. Чудиновских М. В. Мошенничество на рынке Форекс: пути профилактики и противодействия // Актуальные вопросы противодействия преступности: теория и практика. Сборник научных статей участников Международной научно-практической конференции (Коломна, 29 апреля 2016 г.). — Коломна, 2016. — С. 504- 509
  10. Чудиновских М. В., Батурина Я. М. Финансовые пирамиды: понятие, признаки, законодательные средства противодействия// Право в современном обществе: актуальные вопросы. Сборник материалов международной заочной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2013. — С. 77–79.

moluch.ru

За финансовые пирамиды предлагают сажать на 10 лет

Приравнять компании, которые не гарантируют обещанной гражданам доходности вложений, к финансовым пирамидам, а наказание за их организацию увеличить до 10 лет лишения свободы — такие поправки в УК предлагает внести Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Документ отправлен в Центробанк и Минфин. В регуляторе уже поддержали инициативу. Ужесточение наказания за финансовое мошенничество необходимо, как и механизм компенсации потерь, считают эксперты.

Максимальный срок лишения свободы за создание финансовых пирамид сейчас равен шести годам. Такое наказание предусмотрено в ст. 172.2 Уголовного кодекса (УК). В Федеральном общественно-государственном фонде по защите прав вкладчиков и акционеров предлагают ужесточить меру наказания и увеличить срок тюремного заключения до 10 лет. В фонде уже подготовили соответствующие поправки в УК и отправили их в ЦБ и Минфин. Документ есть у «Известий», его получение подтвердили в регуляторе.

Фонд по защите прав вкладчиков и акционеров — это некоммерческая организация, которая выплачивает компенсации вкладчикам, пострадавшим от противоправных действий нелицензированных финансовых компаний. Структура работает с 1995 года. Там посчитали, что статья за организацию финпирамид не работает из-за недостаточно жестких санкций. Фактически на мошенников не действует страх перед неотвратимостью наказания по УК за организацию финансовых пирамид, рассказали «Известиям» в фонде.

Еще один аргумент фонда в пользу ужесточения наказания за организацию финпирамид состоит в том, что на практике компании, привлекающие от граждан деньги, часто вкладывают их в неликвидные активы связанных организаций. Из-за этого россияне теряют деньги.

Центробанк в 2015 году обнаружил 200 пирамид, в 2016-м — 180, в 2017-м — 130, рассказали «Известиям» в пресс-службе Банка России. Ущерб граждан от финансовых пирамид на конец декабря превышает 20 млрд рублей, подсчитали в МВД. В производстве следственных органов находится около 200 уголовных дел о финансовых пирамидах.

В Фонде по защите прав вкладчиков и акционеров предложили еще одну новеллу, рассказал представитель организации. Нужно обязать компании, привлекающие средства граждан, обеспечивать обязательства по доходности вложений, принятые при заключении договора на обслуживание.

— Все компании, которые этого не делают, должны приравниваться к финпирамидам. Все эти меры позволят более активно привлекать мошенников к ответственности, — убеждены в фонде.

В Центробанке заинтересованы в том, чтобы законодательство на финансовом рынке отвечало актуальным вызовам времени, заявил представитель регулятора.

В МВД отказались комментировать проект нормативно-правового акта, который разрабатывает сторонняя организация. В Минфине не ответили на запрос «Известий».

Перед ужесточением наказания для организаторов пирамид нужно оценить нынешнюю правоприменительную практику. Если действующие нормы не работают, то можно рассмотреть увеличение тюремного срока для преступников, отметил председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.

— Правильно, что финпирамиды хотят приравнять к мошенничеству, — считает управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова. — 10 лет тюремного срока за организацию финпирамид пока достаточно — нужно посмотреть, как будет вестись делопроизводство в течение года.

Если преступников ужесточение наказания не испугает, срок нужно повысить еще на пять лет, добавила аудитор.

Инициатива фонда носит только психологический характер — напугать, рассудил партнер компании «Рустам Кумаров и партнеры» Дмитрий Горбунов. Но само по себе ужесточение наказания без дополнительных механизмов восстановления прав потерпевших мало функционально, добавил он.

— Нужно предусматривать стимулирующие правовые механизмы к компенсации причиненного ущерба. Иначе преступнику проще отсидеть, понимая, что на свободе его ждут похищенные капиталы в офшорах, — отметил Дмитрий Горбунов.

Финансовые пирамиды несут большую социальную опасность, поэтому и наказание за незаконное обогащение за счет денег населения должно соответствовать причиненному ущербу. Ужесточение санкций против организаторов пирамид необходимо. Но и гражданам следует быть осторожнее с обещаниями высоких доходов за короткий срок.

iz.ru

Смотрите так же:

  • Кто имеет право назначать судебную экспертизу Судебная экспертиза 23 апреля 2014 года на сайте ВАС РФ было опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ от 4 апреля 2014 г. № 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" (далее – […]
  • Приказа минтранса россии от 21082013 273 Приказ Министерства транспорта РФ от 2 декабря 2015 г. N 348 "О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N […]
  • Приказы министерства здравоохранения 214 Приказ Министерства здравоохранения Забайкальского края от 15 мая 2013 г. N 214 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Забайкальского края от 12 апреля 2011 г. N 129" (утратил силу) Приказ Министерства здравоохранения […]
  • Закон 151-фз о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых […]
  • Приказ мз 535 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными […]
  • 15 закона 129-фз Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в […]

Обсуждение закрыто.