Учебно-наглядные пособия изобразительные

Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения

1). учебно-наглядные пособия (УНП);

2). учебно-методическая литература (УМЛ);

3). учебно-производственное и лабораторное оборудование и материалы (УПО);

4). технические средства обучения (ТСО). Таким образом, первый ряд нашей классификации включает в себя все основные типы средств обучения, разделенные на четыре класса (рис.3).

Рис.3 Классы средств обучения

Приступая к анализу учебно-наглядных пособий, необходимо определить содержание и объем этого понятия, поскольку в литературе по этому вопросу существуют различные мнения.

Например, Баранов С. П. [2,с.51] предлагает подразумевать под термином «наглядные пособия» любые наглядные средства обучения, в том числе диафильмы, кинофильмы и телепередачи, поскольку их цель «создать у детей представления, чувственные образы для лучшего понимания учебного материала».

Таким образом, под учебно-наглядными пособиями (УНП) понимается такой класс средств обучения, который обеспечивает у учащихся формирование точных и конкретных образов предметов и явлений действительности без помощи дополнительных технических устройств.

Дальнейшую классификацию класса УНП будет производить по признаку подобия наглядного пособия оригиналу, взятому в его естественной обстановке. Учебно-наглядные пособия предназначены для реализации зрительной формы наглядности.

Молибог А. Г. [10,с.115] приводит следующие формы зрительной наглядности: натуральная, изобразительная, схематическая и символическая.

Известно, что в качестве УНП могут служить как реальные предметы, рассматриваемые вне их естественных условий и приспособленные к процессу обучения, так и изображения предметов и явлений действительности, а также их отображение с помощью схем, знаков и символов.

Исходя из этого Молобог А.Г. [10,с.120] выделяет следующие три группы учебно-наглядных пособий:

натуральные пособия, к которым относятся приборы и инструменты, детали машин и материалы, коллекции различных минералов и т. п.;

К группе знаковых пособий следует отнести пособия, использующие схематическую наглядность (чертежи, электрические, кинематические и другие схемы, рабочие тетради) и пособия с символической формой наглядности (формулы, графики, диаграммы).

Наиболее многочисленная и емкая группа УНП — это изобразительные пособия. При дальнейшей классификации этой группы целесообразно выделить плоскостные (двухмерные) пособия, дающие более или менее точное изображение объекта изучения на плоскости (плакаты, рисунки, фотографии) и объемные, которые дают трехмерное представление об изучаемом объекте. В свою очередь объемные пособия образуют еще один уровень классификации (рис.4), который составляют статические (макеты, муляжи) и динамические пособия (действующие модели, отображение предметов и явлений действительности словами и знаками естественных и искусственных языков [2,с.56].

Экспериментальное исследование воображения детей старшего дошкольного возраста
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МОУ ДО «Центр развития ребенка — д/с №345», общеразвивающего вида. Количество испытуемых 30 человек, по 15 человек из экспериментальной и контрольной групп. Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развити .

Психологические основы непроизвольной памяти младших школьников
Развитие передовой философской общественной и естественнонаучной мысли оказывало свое положительное влияние на разработку специальных вопросов психологической науки, в том числе и вопросов психологии памяти. В связи с этим в развитии отечественной и зарубежной психологии были не только общие черты, .

Дошкольное образование периода XIX — начала XX вв. в России
Теория такого сложного, изменчивого объекта, как единый процесс воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста, не появляется вдруг. Она есть результат длительного исторического опыта. Каждый последующий этап ее развития предполагает критическое освоение идей прошлого. Но не каждый из .

www.eduinterest.ru

Учебно-наглядные пособия изобразительные

Использование наглядных средств в обучении воздействует на эмоции студентов, обогащает круг представлений студентов, способствует организации их внимания, содействует развитию речи, мышления, наблюдательности, придает учебному материалу большую доступность, обеспечивает его запоминание, развивает творческое воображение, оказывает эстетическое и этическое воздействие на студентов.

На правильный выбор средств обучения преподавателя ориентирует классификация по совокупности двух признаков: поставленной дидактической задаче и способу ее реализации.

Классификация средств обучения

Все многообразие средств, применяемых в учебном процессе для демонстрации изучаемых объектов, воздействия на эмоции обучаемых, обеспечения связи мышления с изучаемыми явлениями, подразделяется на следующие группы: учебно-наглядные, вербальные и технические средства обучения (ТСО).

Учебно-наглядные пособия (натуральные, изобразительные, знаковые) — это совокупность средств обучения, предназначенных для демонстрации изучаемых объектов и обеспечивающих формирование конкретных образов предметов и явлений действительности. По способу отображения объекта изучения учебно-наглядные пособия делятся на натуральные, изобразительные и знаковые.

Натуральные пособия. Все наглядные пособия различают по главному признаку — отношению к предмету в натуре. Предмет в натуре занимает особое место, поскольку его непосредственно изучают. Изображения предметов — это пособия, способствующие созданию конкретных представлений о нем. Натуральные пособия представляют собой образцы объектов окружающей среды как природного (гербарий, макрои микропрепараты); так и искусственного (инструменты, муляжи, макеты) происхождения. Натуральные средства природного происхождения могут не только рассматриваться, но и ощупываться. Посредством осязания можно определить, является ли поверхность гладкой или шероховатой, а сам предмет гибким — или упругим.

Такие объекты, свойства которых познаются не только зрительными, но и осязательными и другими ощущениями, широко используются в учебном процессе при подготовке будущих медицинских работников. Изобразительные пособия дают изображения изучаемого объекта. Не все предметы могут быть показаны в учебном кабинете, поэтому большое значение в учебном процессе имеет демонстрация схем, фотографий, рисунков, картин. Изобразительные пособия могут быть плоскостными (плакаты, рисунки, фотографии) и объемными (макеты, муляжи, динамические плакаты и стенды и др.). На фотографиях и рисунках реальные объекты представлены в одной плоскости. В обучении более продуктивными являются рисунки, так как в качестве наглядного материала они имеют значительные преимущества: с помощью рисунка можно показать свойства предмета раздельно от целого (клапаны сердца, например), отделить существенное от несущественного, показать наиболее типичные черты объекта. На рисунках объект изображают схематически, упрощенно, подчеркивая то, что важно для познания. Фотографии и рисунки используют, если натуральные средства отсутствуют, имеют большие размеры или очень сложны, а также если объект очень трудно изучать (анатомия человека, например). В зависимости от условий учебного процесса фотографии и рисунки могут быть взяты из книги, их функции могут выполнять диапозитивы, диафильмы. По фотографиям и рисункам студенты могут составлять описания, делать выводы, анализировать профессиональные ситуации. Задача преподавателя заключается в том, чтобы при помощи объяснений, постановки различных вопросов направить внимание студентов на наиболее существенное в содержании наглядного материала. Таблицы, схемы так же, как и рисунки и фотографии, служат для схематического изображения того или иного учебного материала, дают возможность увидеть в четкой и компактной форме его структуру, легче запомнить и воспроизвести в памяти учебный материал.

pedlib.ru

Изобразительные наглядные пособия

Виды учебно-методических пособий

1) Натуральные наглядные пособия

· подлинные предметы – применяют при рисовании с натуры, при объяснении задания;

· плоские предметы простой и сложной формы;

· предметы объемной формы: цилиндрической, конической, сферической, граненой, комбинированной.

А) Рисунки:

· цветов и различных пород деревьев;

· животных, птиц, фигуры человека в фасовой и профильной характеристике (в спокойном состоянии и различных трудовых и спортивных движениях);

· натюрмортов с разных точек зрения;

· пейзаж (различные линии горизонта);

Б) Таблицы:

· стилизации растительных и животных форм;

· последовательности выполнения рисунка разных заданий;

· по основам цветоведения;

1. Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графически выражает последовательность и степень выполнения рисунка, но прежде всего указывает на узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности натуры, которые будут разъяснены педагогом.

2. Каждый этап работы охватывает сравнительно небольшой объем работы учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его.

3. Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком.

4. Рисунки выполняются очень четко и ясно.

5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как ими пользоваться.

6. Таблицы должны иметь заголовки, рассказывающие основную цель работы.

В) Альбомы:

— наборы открыток с репродукциями произведений изобразительного искусства.

Г) Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи с музыкой, стихами, сказками.

ЭКРАННЫЕ ПОСОБИЯ (ДИАПОЗИТИВЫ, ДИАФИЛЬМЫ, ЭПИПРОЕКЦИИ, КИНОФИЛЬМЫ)

Экранные наглядные пособия создают эмоциональный настрой, способствуют формированию образа и дают возмож­ность всем учащимся рассматривать детали крупного изображения, что не всег­да возможно при рассматривании репро­дукции даже большого размера. Особен­но необходимы экранные пособия при про­ведении уроков-бесед об изобразительном искусстве и при уточнении зрительных представлений.

Диапозитив — это фотографическое позитивное изображение на стекле или пленке. Пленочные диапозитивы, напеча­танные фотографическим способом на по­зитивную пленку, разрезают на кадры, которые помещают в рамку. Изображение диапозитива, спроецированное на экран, образует световую кар­тину крупного размера. Существенные преиму­щества экранного пособия — яркость и четкость изображения.

Изображение диапозитива на экране неподвижно. Это дает учителю возможность держать изображение на экране столько времени, сколько не­обходимо по ходу урока. (книгу Г. В. Карпова и В. А. Романина «Технические средства обучения» М., 1972).

Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм,- это диапо­зитивы, напечатанные на кинопленке и соединенные в одну непре­рывную ленту. В диафильмах изображение сопровождается текстом, который состав­ляет с изображением одно целое.

Эпископические проекции. На экран проецируются не только диапозитивы на прозрачной основе, но и непрозрачные изображе­ния, выполненные на бумаге: рисунки, репродукции картин, фото­графии, художественные открытки, таблицы. Проекция непрозрач­ных изображений называется эпископической. Эпипроекции имеют меньшую освещенность изображения на экране и требуют более тщательного затемнения помещения. Для получения нормальной освещенности экрана проекционный аппарат устанавливается в 3—5 м от экрана.

Материал для эпипроекции подбирается из различных журна­лов и книг. Серия иллюстраций на определенную тему, подобранных и наклеенных на бумажную ленту, называется эпифилъмом. При демонстрации ленту с иллюстрациями кладут на предметный столик эпидиаскопа и плавно передвигают на нем от одной иллюстрации к другой.

Кинофильм — это кинопленка с нанесенными на нее позитивны­ми изображениями. На пленке звукового фильма, кроме кадров, да­ется фонограмма для синхронного воспроизведения звука с быстро-сменяющимися кадрами кинофильма.

Видеофильмы – современные экранные пособия. Они представляют собой фильмы, выпущенные промышленным способом и выполненные учителем самостоятельно с помощью видеокамеры.

studopedia.ru

Учебно-наглядные пособия

Учебно-наглядные пособия. Наглядные пособия – для чего они нужны.

И для учителя, и для ученика очень важен и полезен переход к предоставлению информации наглядно, к таким формам учебной деятельности, которые можно определить как поисково-исследовательские. Поэтому сложно переоценить значимость, которую представляют для более успешного усваивания материала учебно-наглядные пособия. Наглядные пособия по разнице в использовании можно разделить на индивидуальные и общеклассные. Полезным будет привлекать к изготовлению наглядных пособий самих учеников – это стимулирует выработку трудовых навыков, поможет более прочно и сознательно овладевать знаниями и умениями, а также имеет огромное воспитательное и образовательное значение. Даже ученикам младших классов по силам изготовить простейшие модели и таблицы.

Основные принципы обучения, которые должны осуществляться во время урока, это систематичность, наглядность, учет возрастных возможностей. Необходим также индивидуальный подход. Использование на уроках различных наглядных средств возбуждает внимание учащихся, способствует развитию и более основательному усвоению материала, помогает экономить затрачиваемое на объяснение время. Формирование хороших пространственных и количественных представлений, развитие у учащихся речи, логического мышления, обобщение на основе анализа конкретных явлений – помощью в этом выступят учебно-наглядные пособия. Наглядные пособия, изготовленные, к примеру, для математики, где присуща абстрактность, характер и применение средств наглядности будут различаться с пособиями по гуманитарным предметам. В изучении истории, биологии, географии наглядные пособия служат для показа предлагаемых к изучению объектов. Для того чтобы помочь учащимся составить правильное и полное впечатление о растении или животном, о каком-либо природном явлении, событии и т.д., надо показать им это в как можно более естественном виде и при этом позаботиться, чтобы все нужные детали были хорошо различаемы.

Учебно-наглядные пособия. Наглядные пособия – как использовать их с наибольшим эффектом

Наглядные пособия нуждаются в правильном подборе – это дает возможность использовать их при обучении более эффективно. Принято подразделять пособия на изобразительные и натуральные. Например, натуральные наглядные пособия, которые используют для уроков математики – это предметы окружающей среды. Изобразительные наглядные пособия – в основном образные, это предметные картинки, таблицы с изображениями различных фигур и предметов, или изображения таких предметов и фигур из дерева, бумаги, картона, других материалов. Также это могут быть наглядные экранные пособия, диапозитивы, диафильмы, учебные фильмы. Наглядные пособия в процессе обучения используют для разных целей. Это может быть знакомство с новым материалом, закрепление умений, навыков и знаний, проверка из усваивания. При использовании наглядных пособий как источника знаний необходимо учитывать, что его обязанностью является подчеркивать самое существенное в материале – то есть то, что станет основой для обобщения, а кроме этого, показывать и второстепенное значение. При знакомстве с новым материалом с целью конкретиризования знаний, которые предлагаются для усваивания, используются учебно-наглядные пособия. Наглядное пособие в этом случае выступает как иллюстрированное подкрепление словесных объяснений. Материал будет усваиваться значительно лучше с применением таких пособий, так как в работу включены несколько анализаторов – речевые, двигательные, зрительные, слуховые. Ученики при этом не только овладевают знаниями, но и учатся самостоятельно работать с наглядными пособиями. Учителю, в свою очередь, предлагается всячески поощрять их к самостоятельному использованию наглядных средств. Воспроизведение того, что было воспринято наглядно, предлагается практиковать путем словесного описания, моделирования, рисования.

Зачастую учебно-наглядные пособия используются, чтобы проверить умения и знания учащихся. Но следует знать, что на уроке необходимо применять материал в количестве не больше необходимого – чтобы эффективно использовать учебно-наглядные пособия. Наглядное пособие, которое используются везде, где только можно, создает вероятность добиться отрицательного результата – ученики отойдут в сторону от поставленной задачи. Вот факты из практики: первоклассников обучают выбирать нужное действие для решения арифметических задач. Для этой цели можно использовать, например, картинку, где изображены котята, сидящие в корзинке, и рядом те, что из корзинки выбрались. Ребенок рассматривает картинку и отвечает на поставленный в задаче вопрос, пользуясь при этом не арифметическим действием, а просто пересчитав котят. В этом случае наглядность не только не помогает, но и задерживает формирование умения выбирать действие над числами, которые даны в условии.

Учебно-наглядные пособия. Наглядные пособия – помощь в создании образного представления

Несмотря на всеобщую компьютеризацию школ, применение наглядных пособий при обучении формирует более образные представления вместе с непосредственным восприятием предметов. Предметная наглядность широко применяется в преподавании естественных наук – здесь имеется возможность дать не только зрительное представление о предмете изучения, но и раздать предметы по рукам (некоторые экспонаты можно понюхать, попробовать на вкус), поработать с изучаемыми предметами и явлениями более плотно – это могут быть растения с листьями, цветком, корнем, а также минералы, части скелета, химические элементы и другие учебно-наглядные пособия. Наглядное пособие используется в обучении в следующих вариантах: демонстрационные изобразительные пособия, предметы окружающей нас обстановки, иллюстрации, дидактический материал, различного рода таблицы – познавательные, справочные, тренировочные, инструктивные, а также счетные и измерительные приборы. Основные признаки хороших наглядных средств – доступность и достоверность содержания, удобный для фронтальной работы формат, соответствующая назначению яркость и красочность изображения, аккуратность и эстетичность, соответствие содержанию предлагаемого к изучению материала.

shkolnaya-liga.ru

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое «НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ» в других словарях:

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ВИЗУАЛЬНЫЕ — НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ВИЗУАЛЬНЫЕ. См. визуальные наглядные пособия … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ВИЗУАЛЬНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ — ВИЗУАЛЬНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ. Средства обучения, предназначенные для восприятия с помощью зрительного анализатора. К В. н. п. относятся кодопозитивы (картины, схемы, таблицы, демонстрируемые с помощью кодоскопа), диапозитивы, диафильмы,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПОСОБИЯ НАГЛЯДНЫЕ — ПОСОБИЯ НАГЛЯДНЫЕ. См. наглядные пособия … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Наглядные средства обучения и пособия — 2.9. Наглядные средства обучения и пособия часть учебной техники, представляющая собой экранно звуковые средства, печатные пособия, натурные объекты, модели, муляжи и т.п., передающие содержание через изображение, звук, анимацию и кинесику. … … Официальная терминология

НАГЛЯДНЫЙ — МЕТОД 88 нужно понимать несравненно шире, даже не в смысле чувственного восприятия, а как упражняемость, выработку навыков самостоятельной работы, почему собственно говоря самый термин «наглядность» можно признать не отвечающим… … Большая медицинская энциклопедия

Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ИСТОРИЯ — в школе, уч. предмет, содержание к рого составляют основы ист. знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в разл. жизненных ситуациях. Среди др. гуманитарных предметов И. занимает одно из… … Российская педагогическая энциклопедия

ИСТОРИЯ в школе — уч. предмет, содержание к рого составляют основы ист. знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в разл. жизненных ситуациях. Среди др. гуманитарных предметов И. занимает одно из ведущих мест … Российская педагогическая энциклопедия

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения … Википедия

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (АВСО) — АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (АВСО). Учебные наглядные пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации. Подразделяются на визуальные (зрительные) средства (видеограммы) – рисунки, таблицы, схемы, репродукции… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

methodological_terms.academic.ru

Смотрите так же:

  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]
  • Закон кирхгофа спектральная плотность Закон Кирхгофа Кирхгоф, опираясь на второй закон термодинамики и анализируя условия равновес­ного излучения в изолированной системе тел, установил количественную связь между спектральной плотностью энергетической светимости и спектральной […]
  • Самые маленький налоги в мире Страны с низкой и нулевой ставкой подоходного налога Порядок взимания налога на доходы физических лиц имеет свои особенности в каждой конкретной стране. В некоторых странах ставка подоходного налога для всех одинакова вне зависимости от […]
  • Как написать претензию в налоговую Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец Актуально на: 13 июля 2017 г. Жалоба на бездействие налогового органа (образец) Если плательщик считает, что налоговики бездействовали в то время, когда должны были действовать, и из-за […]
  • Получение субсидии по смерти Порядок оформления пособия на погребение Смерть близкого человека еще никогда не приносила радости. Но, как бы ни было плохо, необходимо всегда знать о том, как получить пособие на погребение? Кто может получить эту выплату? Кто […]

Обсуждение закрыто.