Трейлерные суда

Трейлерные и контейнерные суда

По данным отечественных и иностранных источников в книге обобщены и систематизированы сведения о конструктивных особенностях и оборудовании трейлерных и контейнерных судов и их экономической эффективности. В книге приведена краткая историческая справка о развитии судов с горизонтальной погрузкой и выгрузкой (паромные, транспортно-десантные и трейлерные суда) и с вертикальной погрузкой (контейнерные суда); освещена история возникновения и развития судов с горизонтальной погрузкой в русском и советском морском и речном флоте и за рубежом.
Книга может представить интерес для широкого круга читателей судостроителей, проектировщиков портов, эксплуатационников, а также учащихся судостроительных, морских и речных учебных заведений.

Введение
РАЗДЕЛ I. ТРЕЙЛЕРНЫЕ СУДА
Глава 1. Возникновение трейлерных морских судов на базе развития
судов с горизонтальной погрузкой и выгрузкой
§ 1. Исторический обзор
§ 2. Современные железнодорожные паромы
§ 3. Автомобильные паромы
§ 4. Транспортно-десантные суда
§ 5. Возникновение трейлерных судов
Глава 2. Особенности трейлерных судов
§ 6. Типы трейлеров и методы их погрузки и выгрузки
§ 7. Типы трейлерных судов
§ 8. Выбор главных размерений и основных характеристик
§ 9. Требования в отношении непотопляемости, остойчивости и балластировки
§ 10. Конструкция корпуса
§ 11. Устройства и оборудование
§ 12. Оборудование жилых и служебных помещений
§ 13. Современные трейлерные суда
РАЗДЕЛ II. КОНТЕЙНЕРНЫЕ СУДА
Глава 1. Развитие контейнерных перевозок
§ 1. Исторический обзор
Глава 2. Особенности контейнерных судов
§ 2. Контейнеры, их типы, размеры и конструкции
§ 3. Типы контейнерных судов
§ 4. Выбор главных размерений и основных характеристик
§ 5. Требования в отношении непотопляемости, остойчивости и балластировки
§ 6. Конструкция корпуса
§ 7. Устройства и оборудование
§ 8. Современные контейнерные суда
РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРЕЙЛЕРНЫХ И КОНТЕЙНЕРНЫХ СУДОВ
Глава 1. Направления (линии) трейлерных и контейнерных перевозок, условия эксплуатации судов, экономический анализ параметров судов и их конструктивных особенностей
§ 1. Основные направления трейлерных и контейнерных перевозок и условия эксплуатации трейлерных и контейнерных судов на этих направлениях (линиях)
§ 2. Влияние конструктивных особенностей, характерных для трейлерных и контейнерных судов, на ускорение и стоимость грузовых операций
§ 3. Выбор оптимальных скоростей хода и водоизмещения
Глава 2. Экономическая эффективность трейлерных и контейнерных судов
§ 4. Исходные данные эксплуатационно-экономических расчетов
§ 5. Экономическая эффективность использования трейлерных и контейнерных судов. Стоимость постройки, себестоимость перевозки, рентабельность и валютная эффективность
§ 6. Сравнение трейлерных и контейнерных судов с сухогрузными судами Общие выводы и перспективы развития трейлерных и контейнерных судов
Литература

www.morkniga.ru

Классификация судов

Различные типы судов принято классифицировать по назначению и ряду основных признаков, отличающих суда одного и того же назначения друг от друга: по району плавания, материалу корпуса, способу движения, роду двигателя, типу движителя (устройства, приводящего судно в движение) и др.

1. По назначению все суда распределяют на несколько основных групп: транспортные, технические, вспомогательные, специальные, служебные, промысловые и спортивные.

Транспортные суда. Эти суда предназначены для перевозки пассажиров и грузов (в морском флоте их называют торговыми). К ним относятся: пассажирские, грузопассажирские, грузовые суда и суда-паромы.

Пассажирскими называют суда, перевозящие более 12 пассажиров и их багаж, а на транзитных линиях — почту.

Грузопассажирские суда предназначены для одновременной перевозки пассажиров и грузов; отличаются от пассажирских наличием грузовых трюмов.

Грузовые суда по роду перевозимого груза подразделяют на сухогрузные, наливные и комбинированные.

Сухогрузными называют суда, перевозящие различные грузы в упаковке, насыпью или навалом (зерно, лес, уголь, песок, щебень и др.); бывают самоходные и несамоходные. Несамоходные речные суда называют баржами, а морские — лихтерами.

Универсальные сухогрузные суда перевозят различные генеральные штучные грузы (груз промышленного производства в упаковке: ящики, бочки, мешки, тюки и др.).

К специализированным сухогрузным судам относятся: суда, перевозящие массовые грузы (зерно, песок, щебень и др.); контейнерные и трейлерные суда, т. е. суда для перевозки грузов, упакованных в специальные ящики-контейнеры, что сокращает время стоянки под выгрузкой и погрузкой; лесовозы, рудовозы и другие суда, предназначенные для перевозки определенных грузов.

Наливными (танкерами) называют суда, перевозящие жидкие грузы (бензин, нефть, молоко и др.). Несамоходные грузовые наливные суда называют баржами.

Комбинированные суда (углелесовозы, хлопколесовозы, нефтерудовозы и др.) предназначены для перевозок не одного, а двух-трех видов грузов, что очень выгодно при доставке их в различные места назначения.

Суда-паромы представляют собой самоходные суда, предназначенные для перевозки автомобилей (грузовых и легковых), Железнодорожных составов и людей.

В речном флоте к транспортным судам относятся, кроме вышеперечисленных, буксиры и толкачи, предназначенные для перемещения несамоходных судов и плотов. В морском флоте буксиры и толкачи относятся к вспомогательным судам.

Технические суда. Судами технического флота называют суда, предназначенные для углубления и очистки водных путей. К ним относятся: землечерпательные снаряды; землесосы; суда, обслуживающие эти снаряды, — шаланды, шаландеры (специальные буксировщики); водолазные станции, взрывные склады и другие технические суда.

Вспомогательные суда. Такие суда, не принимая непосредственного участия в перевозке грузов и пассажиров, помогают транспортным судам выполнять эти операции. В группу вспомогательных судов входят: санитарные станции, плавучие мастерские, плавучие доки и различные перегружатели (зерноперегружатели, насосные станции, бензостанции и др.), плавучие магазины, плавучие заправщики, понтоны разного типа, плавучие склады и другие вспомогательные суда, предназначенные для обслуживания транспортного флота.

Вспомогательные суда (дебаркадеры, плавучие мастерские, санитарные станции, перегружатели разного рода, очистные станции, станции для промывки котлов и др.)» которые большую часть навигации стоят на одном месте без движения, называют стоечными судами.

Специальные суда. Они обеспечивают нормальную и безаварийную эксплуатацию судов на водных путях; могут быть самоходными или стоечными в зависимости от назначения. К ним относятся: гидрографические, лоцмейстерские суда, плавучие маяки, водолазные боты, пожарные суда, спасательные базы и судоподъемные понтоны и др.

Служебные суда. Они выполняют разнообразную работу, связанную с обеспечением нормальной эксплуатации судов. В группу судов служебного флота входят: ледоколы — суда, приспособленные для вскрытия ледяного покрова и плавания во льдах; морские буксиры или буксирные суда, обеспечивающие буксировку на специальном тросе несамоходных или больших самоходных судов; толкачи и толкачи-буксиры — суда, работающие на внутренних водных путях для передвижения несамоходных судов.

Промысловые суда. Суда промыслового флота добывают рыбу, китов, морского зверя, крабов и морские растения, перерабатывают их и транспортируют на береговые или плавучие базы.

Спортивные суда. Эти суда предназначены для проведения спортивных соревнований.

2. По месту и району плавания различают: морские суда (неограниченного и ограниченного плавания: с удалением от портов-убежищ на определенное расстояние, рейдовые и прибрежного плавания); суда внутреннего плавания — речные и озерные и суда смешанного плавания, перевозящие между морскими и речными портами грузы без их перевалок.

3. По материалу корпуса подразделяют на металлические, деревянные, пластмассовые, железобетонные и композитные суда.

Корпуса металлических судов изготовляют из металла (стали или легких сплавов). Наиболее широкое применение в судостроении для постройки судов и корпусных конструкций получила сталь. Из легких сплавов (сплавов алюминия) строят корпуса быстроходных судов (типов: «Ракета», Метеор», «Заря» и др.) и относительно небольших специальных судов: на подводных крыльях (СПК), на воздушной подушке (СВП), спортивно-гоночных, быстроходных мотолодок. Легкие сплавы уменьшают массу корпуса и судовых конструкций по сравнению со стальными на 40—60%, что позволяет увеличить скорость движения таких судов.

Корпуса деревянных судов (баржи, катера, лодки) изготовляют из дерева; пластмассовых — из стеклопластиков или пластмасс. Пластмассы имеют малую плотность и достаточную механическую прочность, поэтому масса корпуса мелких пластмассовых судов (спортивных, разъездных, парусных, шлюпок) по сравнению со стальными в 3—4 раза меньше.

Корпуса железобетонных судов делают из железобетона, представляющего сочетание строительного бетона со стальными стержнями специального профиля; композитных — из двух различных материалов: набор корпуса — из стали, обшивку — из дерева. Ввиду сложности ремонта композитных корпусов от их постройки отказались.

4. По средству движения различают: самоходные суда, имеющие механический двигатель, т. е. собственную движительную установку, используемую для приведения судна в движение; несамоходные суда, передвигающиеся по воде при помощи других судов (буксировщиков или толкачей).

5. По роду главного двигателя различают: пароходы, главным двигателем которых являются паровые поршневые машины; турбоходы— морские суда мощностью свыше 5000 л. е., двигатель — паровая турбина; теплоходы, имеющие в качестве главных двигателей двигатели внутреннего сгорания; газотурбоходы, двигателями которых являются газовые турбины; дизель-электроходы, энергия их главных двигателей передается на движители через электродвигатели; атомоходы, у которых источником тепловой энергии является атомный реактор, они могут быть турбоходами или турбоэлектроходами в зависимости от того, чем приводится во вращение гребной вал.

6. По типу движителя самоходные суда подразделяют на колесные, винтовые и водометные.

Колесные суда приводятся в движение гребными колесами: бортовыми или кормовыми в зависимости от места установки на судне.

Винтовые суда — с помощью гребных винтов, погруженных в воду (наиболее распространенные судовые гребные винты), или воздушных винтов (пропеллеров), которые устанавливают на небольших спортивных судах и глиссерах, а также на СВП — суда на воздушной подушке. По количеству гребных винтов винтовые суда бывают одно-, двух-, трех- и четырехвинтовыми.

Водометные суда приводятся в движение специальными насосами, которые всасывают воду через специальные трубы в передней части судна (или под днищем, ближе к середине корпуса) и затем выбрасывают водяную струю в воду (подводный выброс). Реакция выбрасываемой струи создает упорное давление, под действием которого судно движется вперед. Преимуществами таких движителей являются хорошая защита от попадания на лопасти водомета посторонних предметов и обеспечение хорошей проходимости судов на мелководье, в узкостях и на засоренных фарватерах.

7. По роду движения по воде различают: суда, плавающие на поверхности воды (водоизмещающне), скользящие по поверхности воды (глиссирующие), суда на подводных крыльях и воздушной подушке.

Водоизмещающие (или плавающие) суда держатся на плаву за счет гидростатических (поддерживающих) сил, выталкивающих корпус судна из воды. Величина этих сил по закону Архимеда равна весу воды, вытесненной корпусом судна.

Глиссирующие (или скользящие) суда — это быстроходные мелкосидящие суда, совершающие движение по способу глиссирования.

Корпус таких судов имеет плоское, V-образное или вогнутое днище, поставленное под малым углом к поверхности воды (статическое положение судна); по днищу (ближе к корме) делают ряд уступов, называемых реданами.

При достижении определенной скорости движения за реданами у днища возникают вертикальные подъемные силы, обеспечивающие всплытие («выход на редан») корпуса глиссера; в воде остается только кормовая часть днища. Заметное всплытие корпуса судна по отношению к его статическому положению уменьшает сопротивление воды движению. При плавании на взволнованной поверхности носовая часть корпуса глиссера ударяется о волны, что создает некоторые неудобства при его эксплуатации.

Суда на подводных крыльях имеют корпус, в подводной части (под днищем) которого установлены металлические пластины (крылья). Крылья размещены в носовой, кормовой и средней (на некоторых судах) частях днища под некоторым углом (углом атаки) к набегающей воде.

При достижении определенной скорости хода на крыльях возникает подъемная сила, которая приподнимает корпус судна над поверхностью воды и уравновешивает массу судна при движении. В воде остаются крылья, обтекаемые крепежные стойки крыльев, рули и движители (винт с валопроводом). Выход корпуса судна из воды резко уменьшает сопротивление воды движению, поэтому суда на подводных крыльях развивают большую скорость хода (более 60 км/ч).

У судов на воздушной подушке (СВП) при движении между днищем и поверхностью воды образуется воздушная прослойка — «подушка» за счет нагнетаемого воздушным насосом сжатого воздуха. Чтобы воздух не уходил из-под днища, судно имеет прорезиненную «юбку».

Архитектурные типы морских судов. Форма основного корпуса судна; расположение на нем различных надстроек и рубок; число, расположение и конструктивные особенности палуб; размещение машинного отделения в корпусе и другие признаки, отражающие особенности назначения, определяют архитектурный тип судна.

Размещение на корпусе судна надпалубных помещений: бака, юта, надстроек и рубок характеризует следующие архитектурные типы морских судов (рис. 1):
трехостровные с тремя надстройками, размещенными по длине корпуса в виде выступающих «островов»: бак — в носу, средняя надстройка — в средней части корпуса и ют — в корме. К судам такого типа относятся сухогрузные суда;
двухостровные с баком 5 и ютом. Машинное отделение (МО) размещено в корме. Это танкеры или суда для перевозки сыпучих грузов;
с удлиненным баком для увеличения всхожести судна на волну. К судам такого типа относятся спасательные суда, буксирные и др.;
с удлиненным ютом; такой тип характерен для промысловых судов;
квартердечные с приподнятой на 0,8—1,0 м кормой; МО и служебные промысловые трюмы расположены в корме. Этот тип характерен для промысловых судов;
со сплошной надстройкой по всей длине (шельтердечные). Суда такого типа делают не менее чем двух- и трехпалубными; это пассажирские суда или современные промысловые базы для приема и переработки продукции;
гладкопалубные шельтердечные со сплошной надстройкой внутри корпуса. Такой тип судна имеет вырезы в наружных бортах для обеспечения грузовых операций с применением контейнеров и трейлеров.

www.stroitelstvo-new.ru

Виды морских судов

В зависимости от вида груза для его морской транспортировки подбирается и тип судна. Морские гражданские суда бывают промышленными и транспортными. Транспортные, в свою очередь разделяются на наливные – танкеры, газовозы, и сухогрузы. Сухогрузы могут быть судами общего назначения и специализированными – контейнеровозы, лесовозы, балкеры, ролкеры, рефрижераторные суда. Есть специальные суда – паромы и буксиры, а также грузопассажирские. К отдельной группе относятся суда технического флота. Помимо вышеуказанных, существуют множество других судов, тип которых зависит от района плавания, грузоподъемности и класса двигателя.

Сухогрузные суда общего назначения – самый распространенный тип. Такие суда предназначены для перевозки генеральных грузов, негабаритных и крупнотоннажных, в том числе для перевозки негабаритного оборудования. Для проведения погрузочно-разгрузочных работ они оборудованы кранами и стрелами. Грузы могут иметь любую упаковку – ящики, бочки, тюки и т.д. Сухогрузные суда располагают двумя палубами и объемными грузовыми трюмами, в том числе рефрижераторными.

Специализированные сухогрузные суда предназначены для транспортировки однородных грузов, от названия которых и происходит тип судов – контейнеровозы, лесовозы, рефрижераторные, ролкеры, балкеры, скотовозы.

Морскими рефрижераторными судами перевозят продукты питания. Грузоподъемность таких судов – 8 – 12 тысяч тонн. Их грузовые трюмы оборудованы холодильными установками, в которых можно поддерживать температуру от +6 до -20 градусов Цельсия, имеют усиленную вентиляцию для сохранности фруктов и овощей. Производственно-транспортные морские рефрижераторные суда способны замораживать свежую продукцию.

Контейнеровозы предназначены для транспортировки упакованного в стандартный ISO контейнер груза. Контейнерное судно имеет грузоподъемность 8 – 20 тысяч тонн, длину – 80 – 400 м, вместимость – 250 – 18 000 контейнеров. Благодаря высокой автоматизации таких судов их экипаж может состоять из 10 – 14 человек. Контейнеризация грузов облегчает максимально быстрое и безопасное экспедирование в порту СПб и других российских и зарубежных портах.

Трюмы контейнеровозов оснащены вертикальными направляющими для облегчения загрузки морских контейнеров друг на друга и исключения их смещения при качке судна. Кроме трюмов контейнеры грузят также на палубу, закрепив их штангами, цепями, талрепами. Загрузка таких судов очень быстрая, производится с использованием козловых кранов.

Лихтеровозы – разновидность контейнеровозов, используются для транспортировки плавучих барж. Баржи выгружаются с лихтеровоза прямо на воду для дальнейшей буксировки к причалам. Такую систему применяют в тех портах, где нет возможности для прохода к причалам больших судов.

Ролкеры – грузовые паромы, трейлерные суда типа Ро-Ро имеют возможность горизонтальной погрузки колесной техники – автомобилей, сельхозтехники, ж/д вагонов и др. Техника сама либо с помощью терминальных тягачей заезжает на судно. Грузоподъемность ролкеров – 1 – 10 тысяч тонн, обладают высокой скоростью загрузки/выгрузки. В его корпус загружают накатные грузы, а палубу используют для перевозки контейнеров.

Балкеры – однопалубные суда для бестарной перевозки навалочных и насыпных грузов – угля, щебня, руды, стройматериалов, зерновых, песка и др. Имеют большую грузоподъемность (около 150 тысяч тонн) и невысокую скорость хода. Большинство балкеров не оснащены погрузочными устройствами, и грузы в них загружают портовой погрузочной техникой. Некоторые из них имеют ленточные транспортеры для выгрузки грузов из трюмов.

Лесовозами, как правило, однопалубными судами, доставляется лес и пиломатериалы.

Танкеры – однопалубные суда грузоподъемностью до 400 тысяч тонн используются для транспортировки нефтепродуктов и других наливных грузов. На их верхней палубе имеется множество труб для налива и слива груза с помощью насоса. Танкеры оснащены двойными бортами и двойным дном для предотвращения выливания грузов в окружающую среду. Благодаря поперечным стенкам грузового отсека некоторые такие суда могут одновременно транспортировать до 5 типов наливных грузов. Разгружаются танкеры возле далеко выступающих причалов.

Газовозы осуществляют морские перевозки различных сжиженных газов. Они имеют вкладные цистерны прямоугольной, цилиндрической или сферической формы. Для выполнения разгрузочных операций морские газовозы оборудованы системой трубопроводов, насосами и компрессорами.

Морские паромы предназначены для перевозки автопоездов, ж/д вагонов, пассажиров. Грузоподъемность их колеблется от 300 до 60 тысяч тонн. Техника на морской паром заезжает через носовые и кормовые рампы, бортовые лацпорты. У парома может быть несколько палуб. Автомобильно-пассажирский паром в среднем способен перевезти 900 – 1000 пассажиров и 150 – 200 автомобилей, а железнодорожный – около 50 вагонов.

Морские скотовозы способны перевозить за один рейс до 22 тысячи голов живого скота. Животные доставляются на судно с помощью автопоездов-скотовозов либо железнодорожным составом. Такие суда оборудованы мощной системой вентиляции, а корм из спецхранилища подается конвейерами.

Буксир и буксир-толкач – это движущие средства для самоходных и несамоходных судов. С помощью буксов-толкачей приводятся в движение несамоходные суда.

canavara-group.ru

Трейлерные суда

Сухогрузные суда общего назначения являются наиболее распространенным типом и предназначены для доставки генеральных грузов, а также негабаритных и крупнотоннажных. Они оснащены кранами и стрелами для погрузочно-разгрузочных работ. Грузы могут быть упакованы самыми различными способами – в ящиках, в тюках, в бочках и т.д. Сухогрузы (сухогрузные суда) имеют две палубы и объемные грузовые трюмы, которые занимают основную часть корпуса. В качестве погрузочной техники применяются краны грузоподъемностью до 200 тонн. Как правило, на современных судах такого типа есть один рефрижераторный трюм, предназначенный для перевозки грузов с определенным температурным режимом.

Специализированные сухогрузные суда транспортируют однородные грузы и называются по типу перевозимого груза — лесовозы, контейнерные, рефрижераторные, скотовозы, ролкеры, балкеры.

Морские рефрижераторные суда используются для перевозки продуктов (овощи, мяса, фруктов). Их грузоподъемность достигает 8-12 тысяч тонн. Грузовые трюмы таких судов оборудованы холодильными установками и имеют хорошую теплоизоляцию. В зависимости от требования клиента в трюмах может поддерживаться температура от +6 до -20 o С.

Некоторые морские рефрижераторные суда имеют очень мощные холодильные установки, которые способны не только поддерживать необходимую температуру, но и осуществить быстрое замораживание товара (производственно-транспортные морские рефрижераторные суда). Некоторые суда, которые предназначены для перевозки овощей и фруктов, имеют усиленную вентиляцию грузовых трюмов.

Контейнерные суда (контейнеровоз) предназначен для транспортировки груза, упакованного в стандартный ISO контейнер. Длина контейнерного судна колеблется от 80 до 400 м, грузоподъемность — 8 – 20 тысяч тонн, вместимость — 250 — 18 тыс. контейнеров. Такие суда могут быть настолько автоматизированы, что экипаж может составлять всего 10-14 человек.

Трюм морского контейнеровоза оснащен вертикальными направляющими, которые облегчают загрузку морских контейнеров (контейнера ставятся один на другой) и исключают их смещение при качке судна. После загрузки контейнеров в трюмы, их загружают на палубу, там они крепятся специальными приспособлениями: штангами, цепями, талрепами.

Погрузочно-разгрузочные работы проходят в десятки раз быстрее, чем в сухогрузных судах общего назначения, так как в трюмы грузят стандартные морские контейнеры с грузом, а не штучные грузы — различных габаритов и тоннажа. Разгрузка такого судна происходит с использованием портовой грузоподъемной техники — козловые краны грузоподъемностью до 25 тонн.

Разновидностью контейнеровозов являются лихтеровозы — суда для транспортировки плавучих барж. Такие баржи, грузоподъемностью 370-2000 тонн, выгружают с лихтеровоза на воду, после чего буксируют к необходимому причалу. Лихтеровозы используют в тех местах, где большие суда не проходят по какой либо причине.

Ролкеры (трейлерные суда, судно типа ро-ро) тип грузовых транспортных судов, с возможностью горизонтальной погрузки техники, на колесной базе, через откидную корму — грузовые и легковые автомобили, ж/д вагоны и т.д. Техника загружается на судно самозаездом или с помощью терминальных тягачей грузоподъемностью до 30 тонн. Грузоподъемность таких судов — 1 – 10 тысяч тонн. Основным преимуществом ролкера считается высокая скорость загрузки/выгрузки. Корпус ролкера загружается накатной техникой, а палуба используется для перевозки морских 20- и 40- футовых контейнеров. Ролкер является по своей сути паромом, только грузовым.

Балкер — это тип судна для перевозки навалочных и насыпных грузов без тары, используется для перевозки угля, стройматериалов, зерновых, песка, щебня, руды. Балкеры, это однопалубные суда, от других отличаются большой грузоподъемностью (около 150 тысяч тонн) и небольшой скоростью хода. Трюмы балкеров имеют наклонные стенки (нижняя и верхняя часть) для самораспределение сыпучего груза. Большинство таких судов не имеют погрузочных устройств, их загружают с помощью портовой погрузочной техники. Некоторые балкеры оснащают ленточными транспортерами, которые выгружают из трюма груз, так называемые саморазгружающиеся суда.

Лесовозы — служат для доставки леса (кругляка) и пиломатериалов, как правило – однопалубные. Морские лесовозы усиленны ледовыми подкреплениями, которые позволяют заходить в порты Полярного бассейна.

Танкер является наиболее распространенным видом транспортных судов, используется для транспортировки нефтепродуктов и прочих наливных грузов. Танкер, это однопалубное судно, его грузоподъемность достигает до 400 тысяч тонн. Верхняя палуба такого судна оснащена множеством труб, через которые происходит налив и слив груза. Грузовая часть таких судов делится поперечными и продольными переборками на грузовые танки (отсеки), которые заполняются наливным грузом. Танкер имеет насосное отделение, с помощью которого происходит разгрузка наливного груза. Такие суда оснащены двойным дном и двойными бортами — для предотвращения попадания груза в окружающею среду. Некоторые суда такого типа могут одновременно перевезти до 5 типов наливных грузов. Разгрузка танкеров происходит возле далеко выступающих причалов, от которых идут нефтепроводы к берегу.

Газовозы осуществляют перевозки различных газов (пропан, метан, аммиак), которые перевозятся в сжиженном состоянии. Морские газовозы имеют вкладные цистерны цилиндрической, прямоугольной и сферической формы. Например, газовозы, для доставки метана, который перевозится при температуре до -160 oС, имеют цистерны прямоугольной формы. Морские газовозы оборудованы насосами, системой трубопроводов, компрессорами — для выполнения разгрузочных операций.

Морские паромы бывают пассажирские, автомобильно-
железнодорожные, железнодорожные, автомобильно-пассажирские, которые связывают наземные дорожные магистрали. Они предназначены для перевозки ж/д вагонов, автопоездов, пассажиров. Их грузоподъемность колеблется от 300 до 60 тысяч тонн. Для заезда техники на морской паром используются кормовые и носовые рампы, а также бортовые лацпорты. Паром может иметь несколько палуб, колесная техника перемещается по ним с помощью лифтов или по аппарелям. На паромах имеются пассажирские помещения, бары, рестораны, развлекательные центры для пассажиров. В
среднем, автомобильно-пассажирский паром способен перевезти 150-200 автомобилей и 900-1000 пассажиров, а железнодорожный — до 50 ж/д вагонов. Для выгрузки автомобилей из парома используют сквозную систему- заезд и выезд колесной техники через разные ворота.

Морской ж/д паром

Буксир, Буксир-Толкач – это движущее средство для несамоходных и самоходных судов. Буксиры-толкачи, в отличие от буксиров, приводят в движение несамоходные суда.

Особым типом транспортных судов являются морские скотовозы . Такими судами являются «Stella Deneb», «Becrux». Becrux может перевезти одним рейсом около 16 тысяч голов скота, Stella Deneb — 22 тысячи голов. Becrux имеет девять палуб для скота, «Stella Deneb» — шесть. Доставка скота на судно происходит с помощью автопоездов-скотовозов или железнодорожным составом. Морские суда для перевозки скота оборудованы мощной системой вентиляции, состоящей из нескольких десятков вентиляторов. Корм для животных находится в спецхранилище, которое состоит из бункеров. Функция бункеров заключается в доставки корма на палубы судна. Из каждого бункера корм подается на множество конвейеров, которые доставляют его «потребителю».

В случае падежа скота его выбрасывают за борт – где туша станет добычей для морских хищных рыб.

glg-russia.ru

Трейлерные суда

Гуру метрополитена

Группа: Ревизоры
Сообщений: 27 685
Регистрация: 11.1.2006
Из: Москва, Тульская

Судно — корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хозяйственных и военных задач, научных исследований, водного спорта и др.

По назначению различают суда: транспортные, промысловые, промышленно-хозяйственные, административно-служебные, военные, научно-исследовательские, судообслуживающие.

Транспортные суда подразделяют на грузовые, пассажирские и грузопассажирские.

Промысловые суда делятся на добывающие (рыболовные, китобойные, краболовные, водороследобывающие и др.), добывающе-перерабатывающие (например, траулеры-рыбозаводы, морозильные траулеры) и суда обслуживания промысла.

Промышленно-хозяйственные суда включают: промышленно-добывающие (рудодобывающие, нефтепромышленные, драги, соледобывающие снаряды и др.), подъёмно-монтажные (например, портостроительные суда, плавучие краны), дноуглубительные (землечерпательные и землесосные снаряды, грунтоотвозные и др.), лесопромышленные (сплоточные, лесосплавные и др.), сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные и др.), энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные), суда связи (кабелеукладочные, кабелеремонтные, радиосвязные и др.), для очистки акваторий (нефтемусоросборщики и др.).

Административно-служебные суда включают инспекторские (рыбонадзорные, суда для охраны заповедников), милицейские, пограничные, таможенные суда, правительственные яхты. Военные суда подразделяются на боевые корабли, военно-транспортные и обеспечивающие (так называемые вспомогательные) суда.

В число научно-исследовательских входят суда для комплексных океанических исследований и для проведения специальных исследований (геофизических, гидробиологических и др.).

К судообслуживающим судам относятся: буксирные, перегрузочные (например, плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческо-приёмные (бункеровщики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды, мусора и др.), причальные (плавучие пристани, дебаркадеры), ледоколы (линейные и портовые), навигационные (гидрографические, плавучие маяки и др.), спасательные, ремонтные (плавучие мастерские, доки, дегазационные станции и др.), посыльно-разъездные (например, лоцманские) и учебные.

По району плавания суда подразделяют на морские, внутреннего и смешанного плавания.

Морские суда бывают неограниченного и ограниченного плавания (с установлением района эксплуатации или допустимого расстояния от берега, порта-убежища). Категорией ледовых подкреплений определяются допустимый район и возможность плавания морских судов во льдах с ледоколом или без него. По конструктивному типу морские суда подразделяют на полнонаборные суда, допускающие приём грузов до осадки, соответствующей минимальному надводному борту, и суда с избыточным надводным бортом; разновидность последних — шельтердечные суда.

Суда внутреннего плавания делят на 4 категории: для малых рек, больших рек, водохранилищ и крупных озёр, морских заливов. суда смешанного морского и внутреннего плавания сочетают прочность корпуса и мореходные качества, необходимые морским судам, с малой осадкой судов внутреннего плавания.

Суда бывают самоходные (с механическим двигателем, парусные, гребные) и несамоходные(буксируемые). Самоходные суда по типу энергетической установки делят на атомные, дизельные (теплоходы), паротурбинные и газотурбинные (паро- и газотурбоходы), суда с паровой машиной (пароходы), суда с приводом гребного винта от электродвигателя — электроходы.

По принципу движения на воде различают суда плавающие (водоизмещающие), глиссирующие, на подводных крыльях и на воздушной подушке. суда, способные погружаться для работы под водой, называются подводными, все остальные — надводными.

В глубокой древности возникла необходимость преодолевать водные преграды и использовать реки, озёра, моря как охотничьи угодья и как удобные пути для передвижения и перевозки грузов. Вначале в качестве плавучих средств применялись древесные стволы и др. плавающие предметы. Первыми судами, по-видимому, можно считать примитивные плоты из скрепленных друг с другом стволов или обломков деревьев. Связанные деревья не переворачивались в воде, на них можно было плавать достаточно долго и безопасно; плоты-катамараны из брёвен до сих пор используются во многих странах. В течение тысячелетий на озёрах Титикака и Чад, а также в Древнем Египте применялись плоты из камыша и папируса. В Ассирии для преодоления водных преград пользовались надутыми мешками из шкур животных (бурдюками); такие средства продолжают использоваться и в XX веке, например в Далмации (Югославия).
К каменному веку восходит искусство постройки лодок из древесных стволов, которые выдалбливали или выжигали изнутри и обтёсывали снаружи (челны-однодеревки). В северных странах издавна применяются лёгкие и манёвренные челноки, изготовляемые из коры, на каркасе (наиболее известны берестяные каноэ индейцев Северной Америки) или из натянутых на каркас шкур (например, алеутские каяки). В Междуречье в VIII веке до н. э. были известны круглые лодки (корзины, обтянутые кожей или покрытые снаружи смолой); грузоподъёмность таких судов достигала 100 т. В Восточной Бенгалии делали круглые лодки — тигары из обожжённой глины.

Развивающееся судоходство требовало увеличения размеров судна. На челны-однодеревки прилаживали по бокам один или несколько рядов досок, которые защищали от волн и увеличивали вместимость; так строились на территории Восточной Европы так называемые набойные лодьи (IV век), насады (XI век), казацкие чайки (XVI век), астраханские бударки (XIX век). Однако только конструирование судов из деревянных частей с отдельным каркасом (так называемом набором) и обшивкой позволило значительно увеличить их размеры; при этом стало возможным изменять форму корпуса и соотношения главных измерений судов, улучшая их мореходность. В Древнем Египте в третьем тысячелетии до н. э. строили суда из пригнанных, проконопаченных и просмолённых по швам кусков дерева, образующих обшивку и набор.

Суда финикийцев уже в X веке до н. э. имели основные элементы конструкции современных судов (киль, шпангоуты, штевни, наружную обшивку); деревянные внутренние крепления сделали ненужными обычные для египетских судов натяжные сооружения из канатов и балок, укрепляемые над палубой и вдоль бортов. Обшивка судна выполнялась из досок, сначала тёсаных, а затем пилёных. Отдельные части обшивки и деревянного набора скреплялись деревянными гвоздями, шипами, а впоследствии — медными и железными скобами и гвоздями.

Первые плавучие средства передвигались по течению или с помощью простейших судовых движителей — шестов и вёсел. Паруса были известны с третьего тысячелетия до н. э., они изготовлялись из шкур, тростниковых циновок, деревянных планок. Долгое время паруса выполняли вспомогательную роль, их ставили только при попутном ветре, а при безветрии суда двигались и маневрировали с помощью вёсел. Вёсла на гребных судах располагали по всей длине судна в 1, 2 и 3 яруса (например, римские униремы, биремы, триремы), каждое весло обслуживало до 10 гребцов. В VII веке появились универсальные гребные суда — галеры, а в XVI веке более крупные галеасы, на которых уже значительную роль играли паруса. Узкие и манёвренные гребные суда использовались ещё в XVIII веке, главным образом в качестве военных кораблей. На широких и вместительных грузовых судах более эффективным движителем был парус. Чисто парусные суда появились в X-XIII веках в Средиземноморье, Скандинавии, Китае. С развитием техники управления парусами и лавирования суда получили возможность двигаться и против ветра, меняя галсы. Для управления гребными н парусными судами использовали широкие рулевые вёсла (с одного или обоих бортов) или одно рулевое весло в кормовой части, где впоследствии был установлен руль. С XII-XIII веков в Западной Европе строились пригодные для океанских плаваний нефы, каравеллы и другие парусные суда. Наивысшего развития парусные суда достигли во второй половине XIX века; длина их составляла 90 м, ширина 15-17 м, грузоподъёмность 5 тысяч т, скорость 33 км/ч и более.

Для предохранения деревянной подводной части судна от разрушения финикийцы обшивали её металлом (свинцовыми пластинами), с начала XVIII века нижнюю часть корпуса покрывали тонкими медными листами. Предложения применять в судостроении железо вместо дерева относятся к середине XVII века, но только в 1787 англичанин Дж. Уилкинсон построил первое железное судно длиной. 21,5 м. Со второй половины XIX века железо как судостроительный материал начало уступать место более прочной стали. Изготовление корпусов судна целиком из металла позволило увеличить их прочность н уменьшило относительную массу (по отношению к водоизмещению). Корпуса крупных стальных судов стали разделять на водонепроницаемые отсеки, устраивать двойное дно, что повысило их безопасность. Переход от клёпки к сварке ещё более повысил прочность, надёжность и долговечность судов.

В XVIII веке делались попытки использовать для движения судов энергию пара. Первый речной деревянный пароход «Клермонт» с паровой машиной в качестве главного судового двигателя и гребными колёсами по бортам был построен в 1807 в США Р. Фултоном. В России в 1815 регулярные рейсы между Кронштадтом и Петербургом стало совершать деревянное паровое судно «Елизавета». Колёсный пароход из железа «Вулкан» был спущен со стапелей в 1818 в Великобритании. В первой половине XIX века на морских пароходах стали устанавливать гребные винты, которые на волнении оказались значительно эффективнее гребных колёс. На рубеже XIX и XX веков в качестве судовых двигателей начали использовать паровые турбины (в 1894 в Великобритании был построен турбоход «Турбиния») и двигатели внутреннего сгорания (в 1903 в России был спущен на воду дизель-электроход «Вандал»). К середине XX века появились суда с энергетическими установками, работающими на ядерном топливе (Атомный ледокол «Ленин»).

Устройство и типы судов

Важнейшая характеристика судна — его эксплуатационные качества, которые численно выражают эксплуатационно-технические характеристики, или тактико-технические данные: скорость, район и дальность плавания, автономность, энерговооружённость, уровень автоматизации производственных процессов, надёжность, ремонтопригодность, обитаемость и другие, а для транспортных — также грузоподъёмность, грузо- и пассажировместимость, регистровая вместимость и приспособленность к грузовым операциям (для грузовых судов). Специфические свойства судв как плавучих сооружений — так называемые мореходные качества (плавучесть, остойчивость, качка, ходкость, управляемость, непотопляемость). Учёт этих свойств при создании судна связан с выполнением комплекса научно-исследовательского и конструкторских работ (обоснование технико-эксплуатационных требований, проектирование, модельные испытания).

При создании судов используются: теория проектирования судна, теория корабля, строительная механика корабля, теория судовых механизмов и машин, технология постройки, экономика судостроительного производства, а также действующие правила постройки, определяемые классификационными обществами, и т. д. Обоснование и создание нового судна длится несколько лет.

Важнейшие технико-эксплуатационные характеристики судна определяются основными элементами: главными размерениями (длиной, шириной, высотой борта на середине длины судна и т. д.), дедвейтом, водоизмещением, типом и мощностью главных двигателей, вместимостью. Самоходное судно состоит из корпуса с надстройками и рубками, судовых устройств и систем, энергетической установки с движителями, навигационного оборудования, средств связи. Корпус судна разделяется палубами, поперечными и продольными переборками на отсеки, в которых располагают энергетические установки, трюмы, твиндеки и т.д. На морских судах междудонное пространство в корпусе используется для хранения топлива и пресной воды, а также водяного балласта. Корпуса судов изготовляются из стали, лёгких сплавов, дерева, железобетона, пластмасс и др. конструкционных материалов. Надстройки и рубки размещаются на верхней палубе и содержат каюты для экипажа и пассажиров, общественный, хозяйственные и служебные помещения.

В рубках (рулевой, штурманской и радиорубке) устанавливаются навигационное оборудование и судовые средства связи, сигнализации н управления, обеспечивающие безопасное плавание судна, определение его местоположения, связь с берегом и т. д.

Внешняя форма и принципиальная компоновка определяют архитектурно-конструктивный тип судна, в частности его характеризуют: форма носовых и кормовых обводов, размеры и расположение надстроек судовых и рубок, продольная погибь верхней палубы (седловатость), место расположения энергетической установки, число палуб и трюмов, число и размеры грузовых люков, бортовых, носовых и кормовых портов.

Судовые устройства и судовые системы обеспечивают безопасную эксплуатацию судна и сохранность перевозимых грузов, комфортабельные условия для экипажа и пассажиров. Энергетическая установка состоит из главных и вспомогательных механизмов и аппаратов и предназначена для обеспечения движения судна, снабжения электроэнергией, паром, водой, сжатым воздухом судовых механизмов, устройств и систем, а также средств управления. Наибольшее распространение получили дизельные энергетические установки. Автоматизированные энергетические установки работают без постоянной вахты в машинном отделении; управление и контроль за работой ведётся дистанционно, в том числе из рулевой рубки. Основной тип применяемых на судах движителей — гребные винты.

Развитие судов идёт по пути их универсализации и специализации, причём специализация, например, транспортного судна обусловливается не только видом перевозимого груза, но и технологией его перегрузки. Например, сухогрузные суда в целях сокращения времени и ликвидации ручного труда при погрузке и выгрузке, удобной укладки грузов строятся с большим раскрытием трюмов, с грузовыми устройствами или без них; суда универсального назначения — с 1-3 грузовыми люками по ширине судна, с кранами грузоподъёмностью около 25-30 т. Широкое развитие получили суда для перевозки пакетов или контейнеров с унифицированными размерами — контейнеровозы, трейлерные суда и др. Принципиально новый вид транспортных судов — лихтеровозы, перевозящие лихтеры (плавучие контейнеры с одним трюмом грузоподъёмностью до 1000 т). Лихтеровозы бывают одно- и трёхпалубные, двухкорпусные; снабжаются мощными грузоподъёмниками. Самые крупные из сухогрузных судов — суда для перевозки навалочных и насыпных грузов. Среди них универсальные навалочники и узкоспециализированные рудовозы, цементовозы, углевозы. Жидкие грузы наливом (нефть, жидкое топливо, смазочные масла, сжиженные газы и т. п.) перевозят в танкерах, наибольшие из которых по размерам превосходят все другие суда.

Получают применение составные суда для транспортировки навалочных грузов, леса, нефти и др. в прибрежном и океанском плавании. Грузоподъёмность составных судов 5-50 тысяч т, скорость до 30 км/ч, мощность главных двигателей достигает 10 Мвт. Составное судно включает грузовую и энергетическую секции с жёстким или гибким счальным устройством. Грузовая секция — несамоходная баржа с якорным, швартовным, а иногда и грузовым устройством, балластно-осушительной системой; управление устройствами и системами — дистанционное (с энергетические секции).

Современные пассажирские суда, игравшие до середины XX века большую роль в перевозке пассажиров на дальние расстояния (например, из Западной Европы в Австралию), используются главным образом для многодневных туристических. рейсов (круизов), кратковременных прогулок и местного сообщения. Туристические суда — комфортабельные и, как правило, крупные, рассчитанные на несколько сотен пассажиров. Суда местного сообщения отличаются быстроходностью, многие из них — суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке.

Повышение провозоспособности судов достигается в первую очередь увеличением их грузоподъёмности и скорости, обусловливаемым интенсификацией обработки судов в портах, снижением удельных эксплуатационных расходов и пр. Наиболее быстро растет грузоподъёмность судов для перевозки массовых грузов (нефти, сжиженных газов, руды, удобрений и др.), увеличение размеров танкеров и навалочных судов ограничивается глубинами в портах, каналах и проливах. Снижение энергозатрат обеспечивается совершенствованием обводов, движительно-рулевого комплекса и энергетической установки. Весьма интенсивный рост производительности грузовых операций обусловлен значительным повышением грузоподъёмности и скорости контейнеровозов, лихтеровозов и судов с горизонтальным способом грузовых операций. К 70-м годам XX века для водоизмещающих судов почти достигнут рациональный предел скорости. Наибольшие перспективы роста скорости (до 100- 200 км/ч) у судов на подводных крыльях и воздушной подушке.

forum.nashtransport.ru

Смотрите так же:

  • Образец купли продажи земельного участка с участием несовершеннолетних НАСТОЛЬНАЯ КНИГА НОТАРИУСА В двух томах Том I Учебно-методическое пособие Издание 2-е, исправленное и дополненное Раздел I. Организация нотариата Раздел II. Правила совершения отдельных видов нотариальных действий Глава 6. Общие условия […]
  • Шпаргалка налоги и налогообложение Налоги и налогообложение. Шпаргалка. В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Налоги и […]
  • Пособие в псо это Пособие в псо это Понятие и классификация пособий по ПСО Понятие и классификация пособий по ПСО Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам в установленных законом случаях в целях возмещения им утраченного заработка либо […]
  • Как оформить замену рамы Сообщества › Грузовики и Автобусы › Блог › Замена рамы и кабины. Всем доброго дня. Правда ли то, что сейчас нельзя менять раму и кабину у грузового автомобиля?всем заранее спасибо за ответ. Комментарии 44 Заменил кабину на КамАЗе 5320, […]
  • Выплата пенсий в апреле 2018 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 29 марта 2018 Выплата и доставка пенсий отделениями почтовой связи будет произведена в апреле 2018 […]
  • Законы ману даты Законы ману даты Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра — одна из двадцати […]

Обсуждение закрыто.