Тарас бульба законы запорожья

Сочинение на тему Запорожская Сечь: её нравы и обычаи в повести Тарас Бульба, Гоголь читать бесплатно

Запорожская Сечь: её нравы и обычаи

Повесть «Тарас Бульба», написанная Н. В. Гоголем, описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства. Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь «гнездом», откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.

Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье. Сюда со всей Украины приезжали казаки в поисках приюта. Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.

Так поступили и главные герои пьесы – Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием. Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей «школой жизни». Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно. Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.

Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения. Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.

Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг. Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство. За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими. Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины. По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.

В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками. В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета. Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.

www.sdamna5.ru

Нравы и обычаи Запорожской Сечи (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

Головна / Сочинения по литературе / Гоголь Н.В. / Нравы и обычаи Запорожской Сечи (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия, сыновей Тараса Бульбы. Сначала — предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, «. которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей». Потом — сама Запорожская Сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства. В каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар. Несмотря на это все казаки подчинялись кошевому — атаману, «который выбирался из своих же запорожских казаков». Все важные вопросы решали сообща, на общем собрании.

Прием в Сечь был прост — надо было сказать: «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели.

Законов на Сечи было мало, но они были слишком жестокими. Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось позором для всего казачества. Казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину. Каждый, проходящий мимо, обязан был ударить его дубиной. Это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал. Не платившего должника привязывали к пушке. Он сидел там до тех пор, пока кто-нибудь из друзей не выкупал его. Но больше, чем воров и должников, на Сечи не любили убийц. За убийство кара была жесточайшая: «Вырыли яму, пустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб с убиенным. Потом обоих засыпали землей». .

Каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое Отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества». Сам он именно так считал. Поэтому и убил своего сына Андрия, когда узнал, что тот предал товарищей и Отечество.

Казаки всему учились сами, «юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв». Главным занятием запорожцев была война. «Победить или погибнуть» — таков девиз казаков, который они писали на своем оружии.

И все же, мне кажется, что никакие исторические заслуги не могут оправдать жестокости казаков к своим же соплеменникам и к людям иной веры. Хотя и запорожцев никто не щадил: вспомним страшную казнь Остапа и Тараса Бульбы.

Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа.

www.ukrtvory.com.ua

Урок про литературе: «Запорожская Сечь» на страницах повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Разделы: Литература

Цели урока:

  • познакомить с исторической эпохой в художественном произведении;
  • проверить знание учащимися текста произведения;
  • развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать произведение.

Оборудование:

  • иллюстрации учащихся;
  • репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
  • толковый словарь С.И.Ожегова.

Словарная работа:

  • Закон
  • Брань

I. Ход урока:

Сегодняшний урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожская Сечь на страницах повести». Какая она, Запорожская Сечь, и каковы её законы (правила)? На этот вопрос необходимо найти ответ. Сначала поработаем с записью на доске. Предлагаю вам восстановить текст, который поможет нам выяснить, что является самым дорогим в жизни запорожских казаков.

«Ваша нежба – чистое … (поле) да добрый … (конь).
Сабля – вот ваша …. ( матерь) !
(Запорожье) …. – вот где наука, так наука!
Там вам школа».

Беседа:

— Кому из героев принадлежат эти слова? (Тарасу Бульбе)

— Можем ли мы считать, что Тарас Бульба – воин? (да; сабля, конь, поле).

— А кто может так утверждать, что Запорожская Сечь – школа? ( тот, кто сам прошел в эту школу).

— А что значит школа ?

Знакомство с Запорожской Сечью начинается задолго до появления в ней Тараса Бульбы с сыновьями.

Обратимся к началу 1 главы.

— Вспомните, о ком Тарас Бульба сначала сказал «экий ты смешной какой», а потом – «добрый будет козак»? ( о сыне Остапе ).

— Меняется мнение Тараса Бульбы об Остапе, и если да, почему?(меняется, так как увидел в своем сыне воина, казака. Это важно было Тарасу ).

II. Работа с текстом.

Начинаем работу с текстом.

Зачитаем из 1 гл. от слов «чтоб я стал гречкосеем …» до слов «я так поеду с вами на Запорожье»

— С каким чуством произносит Тарас «Я козак!»? А чем же он гордится?

— А как автор оценивает поведение в этот момент – какие здесь оценки: прямые, косвенные?

— Как вы объясните словосочетание «бранная тревога»? (по словарю С.И.Ожегова – брань – битва, война).

Вспомните текст: жена видела мужа 2-3 дня в год, а потом несколько лет не было о нем слуха.

— Где же проходила жизнь казаков? (в походах и битвах)

Сделаем вывод. Кто наши казаки? Что для них главное?

Казаки – воины. Главное для них: «чистое поле, добрый конь, матерь-сабля».(обращение к началу урока, к записи на доске)

Продолжаем работать с текстом.

1) Как же откликнулись друзья на решение Тараса поехать в Сечь? (одобрительно).
2) Решение Тараса друзья оценили, как «доброе дело».
3) Как вы это понимаете это словосочетание ( доброе – надо понимать как нравственное)
4) Что значит для героев Гоголя, для нас читателей «доброе дело»?

III. Сейчас я вам предлагаю решить кроссворд

Он поможет вам представить, где располагалась Сечь.

Вопросы:

1. Как называлась речка, впадавшая в Днепр? (Татарка)
2. Сколько дней были в пути Тарас и его спутники, направляясь в Сечь? (три дня)
3. Как назывался остров, где располагалась Сечь? (Хортица)

Вот теперь экскурсоводы познакомят вас с историей Запорожской Сечи.

Экскурсия по воображаемому музею «История Запорожской Сечи»

Оформление музея:

  1. иллюстрация — общий вид Запорожской Сечи;
  2. оружие запорожцев – запорожские пушки, мортиры и ядра, сабля, пороховница, нагайка.
  3. отличительные знаки, атрибуты запорожского войска.
  4. репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Содержание сообщения экскурсоводов:

1 – й:

Приглашаем в наш музей. Мы поможем вам представить историческую эпоху 15 -17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ними вело борьбу украинское казачество.

2 – й:

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.

1 – й:

Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).

2 – й:

Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.

Сечь состояла из шести – десяти куреней (селения), которые были похожие на отдельные, независимые республики.

1 – й:

Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:

  • обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц. Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре — кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.
  • какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек — наделенный силой и властью?
  • какие ещё фигуры привлекают ваше внимание?
  • кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?
  • о чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?
  • как художник относится к казакам? (И.Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны её границ от хищных и жестоких набегов)

Учитель: я думаю, что рассказ экскурсоводов и репродукция картины И.Репина помогут вам представить и Запорожскую Сечь и могучих запорожцев.

V. Продолжение работы с текстом.

— А что же происходит с героями повести? Мы опять возвращаемся к тексту и понаблюдаем за происходящим.

1) Что же увидели Тарас и его сыновья, подъезжая к Запорожской Сечи? (Кузницы; запорожца; тесные улочки)
2) Чтение текста от слов « Первый, кто попался им …» до слов «умевшую только гулять да палить …»

— Как автор охарактеризовал увиденное героями? Почему? («Довольно смелая картина»)

Автор здесь не только высказывает свое мнение, но и характеризует качество.

— Отметьте в тексте, что помогает представить казака? (Запорожец – лев, гордо закинутый чуб, шаровары алого сукна запачканные дегтем = гордые, сильные, презирающие роскошь)

3) Чтение текста от слов «Наконец они минули предместье …» до слов «пустился бы право, пустился сам бы в танец!»

— Найдите и прочитайте слова автора, обращенные к Сечи и запорожцам. ( Так вот она, Сечь. )

— А почему Сечь – это гнездо?

(Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах)

— Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Докажите.

— Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?

— Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?

— Почему казаки подержали Тараса?

— Как вы понимаете словосочетание «бранное дело» ?

— Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?

— Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)

Вывод: Какая же она, Запорожская Сечь?

(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры.)

VI. Проверка на внимательность. Работает весь класс.

Работа с карточками. Восстановите авторский текст и ответьте на вопрос, как автор относится к Запорожской Сечи и её обитателям?

Авторский текст: «Вот то …..(гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие, как ….(львы)! Вот откуда разливается ….(воля) и казачество на всю Украину!»

VII. Домашнее задание.

Прочитать главы 5 – 8 и подготовиться к устному рассказу на тему «запорожцы в бою».

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Запорожская Сечь (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Вот откуда разливается воля

и казачество на всю Украину!

Н. Гоголь. Тарас Бульба

Свою повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь посвятил борьбе вольного казачества с угнетавшими его польскими панами за национальную независимость. Поляки угнета­ли крестьян, преследовали все национальное, пытались на­садить свою веру, культуру, чуждый украинцам образ жиз­ни. Именно в это тяжелое время опорой казацкой вольно­сти, сторожевым постам Украины не только против Польши, но и против турецких захватчиков стала Запо­рожская Сечь.

Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни — и вот перед нами развора­чивается яркий и живой образ «колыбели» вольного каза­чества. Много страниц в повести посвящено описанию За­порожской Сечи и борьбе запорожских казаков против за­хватчиков. Воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю.

Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило на поляков страх и ужас: «. все, что могло спасаться, спасалось. Все подыма­лось и разбегалось. Все знали, что трудно иметь дело с сей закаленной вечной бранью толпой, известной под име­нем запорожского войска. »

Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как во­площение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь — царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прослав­ляет законы и нравы Запорожской Сечи: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и креп­кие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!»

Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что «нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь».

Несмотря на то, что в перерыве между битвами Сечь представляла собой «какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой», здесь цари­ли строгие (и даже жестокие порой), но справедливые за­коны. Превыше всего ценились в казачьей вольнице чув­ство товарищества и уважение к старшим, поэтому любое преступление против этих добродетелей сурово каралось. За воровство казака могли забить насмерть у позорного столба, должника приковывали цепью к пушке, пока кто-нибудь из товарищей его не выкупит или не заплатит за него долг. Самая страшная казнь полагалась за смерто­убийство. Материал с сайта //iEssay.ru

В остальном же «Сечь представляла необыкновенное явление». Она состояла из отдельных независимых куре­ней, которых было больше шестидесяти. Во главе куреня стоял куренной атаман, которого еще называли «батьком» за то, что в его руках были деньги, одежда, питание, топли­во. Из казаков «никто ничем не заводился и не держал у себя», даже личные деньги отдавались «под сохран» курен­ному атаману.

Во главе казацкого войска стоял выборный старши­на — кошевой, и казаки очень гордились возможностью самоуправления.

Таким образом, Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любо­вью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчиками.

iessay.ru

Нравы и обычаи Запорожской Сечи (по повести Н. В, Гоголя «Тарас Бульба»)

Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда выле­тают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!

В XVI веке на украинских землях западнее Днепра хозяйничала польская шляхта. Часть украинской знати приняла католичество, ополячилась, чтобы сохранить и увели­чить свои привилегии. Но простой люд упорно сопротивлялся, хранил язык, веру, обычаи предков. Опорой всем стремившимся к независимости была Запорожская Сечь — воль­ное казачество, обосновавшееся в низовьях Днепра на острове Хортица.

За полверсты до Сечи находилось предместье, в котором жили кузнецы, кожевни­ки, крамари, люди всех наций. Предместье «одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей».

Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней — военных подразделений, «кото­рые очень походили на отдельные, независимые республики». Куренями же назывались

.. жилые помещения. Они были покрыты дерном или войлоком, обнесены небольшими земляными валами, возле некоторых были установлены пушки. Посередине Сечи рас­полагался майдан, где собиралась рада.

В Сечи царил дух демократии. Между запорожцами были товарищеские отношения. Все важнейшие вопросы казацкой общины решались на обшей сходке — раде. На раде казаки выбирали кошевого атамана и старшину: судью, писаря, есаулов. В куренях избирали куренного атамана.

Принимали в Сечь всех, кто сюда приходил. Никто не спрашивал у пришельцев, «откуда они, кто они и как их зовут». Кошевой, к которому они являлись, интересовался только, веруют ли пришедшие во Христа, ходят ли в церковь, и просил их перекреститься.

Казаки не обременяли себя никаким вещами. Всё — «деньги, платья, весь харч, сала­мата, каша и даже топливо» — хранилось у куренного атамана, который «обыкновенно носил название батька».

Законы общежития в этой своевольной республике были довольно суровыми. Воровство даже какой-нибудь безделицы считалось «поношением всему козачеству». Проворовавшегося привязывали к позорному столбу и дубиной забивали насмерть. Не платившего должника приковывали к пушке, где он сидел до тех пор, пока его не вы­купят. Страшная казнь полагалась за смертоубийство. Убийцу опускали в яму, поставив поверх него гроб с телом убитого, и заживо засыпали землей.

Военному искусству в Сечи обучали во время боя. «Юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв». Промежутки же между ними «козаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки». Все свободное от битв время «отдавалось гульбе — признаку широкого размета душевной воли». Это было какое-то беспрерывное шумное пиршество. Но когда наступало время битвы, «бесшабашные и веселые между сражениями» казаки преображались в «закаленных в битвах рыцарей», для которых дороже всего на свете боевые товарищи, вера во Христа, свобода и неза­висимость родной земли.

Н. В. Гоголь восхищался Запорожской Сечью и был убежден, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.

sochineniya.info

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.