Танцы с законами

Need4Dance

Энциклопедия по хореографии

Основные законы композиции танца

Эта статья написана для вдохновения хореографов-постановщиков и напоминания им о законах композиции танца. Опираясь на исследовательскую работу, заслуженного артиста РФ, профессора В. И. Панферова, я кратко изложу весь материал, пользуясь его авторской терминологией.

В. И. Панферов выделил пять законов:

  1. Закон единства драматургического и хореографического содержания
  2. Закон единства музыкального и танцевального выражения
  3. Закон целостности композиции
  4. Закон актуальности
  5. Закон контраста

Итак, подробнее о каждом.

Закон единства драматургического и хореографического содержания

Существуют танцы представляющие собой набор движений, не связанных единым содержанием. Такие постановки доставляют эстетическое удовольствие зрителям во время их исполнения, но особо не запоминаются. Как противоположность, существуют композиции с продуманной драматургией отраженной в танцевальных движениях. Такие танцы запоминаются зрителю больше. Этот закон равно применим ко всем видам и формам композиции танца, от простого сценического танца до многоактного балета.

Следовательно перед началом постановки хореографического произведения, следует продумать его будущую содержательную основу. Иногда прибегают к помощи сценаристов. Получив чью-то разработку драматургической основы, хореограф-постановщик должен освоить ее и перевести на язык танца.

Закон единства музыкального и танцевального выражения

Этот закон связывает танец с музыкой. После разработки содержательной основы следует подобрать музыку, соответствующую замыслу постановщика. В идеале музыка заказывается композитору и создается по пожеланиям хореографа. Но естественно бывает, что музыка услышанная хореографом рождает у него в голове зрительный образ танца и он создает танцевальную композицию на эту музыку.

Музыка всегда диктует темп, ритм, эмоциональную нагрузку. Расхождение между танцевальной лексикой и музыкой разрушает целостность композиции. Необходимо находить равновесие в эмоциональной отдаче музыки и танца. Не может быть спокойный и размеренный танец под сильную и насыщенную музыку и наоборот.

Закон целостности композиции

Для того, чтобы перемещение исполнителей по сцене в танцевальной композиции не были случайными и хаотичными – они должны двигаться в едином музыкальном ритме, исполнять одинаковые движения, перемещаться по единому рисунку, изображать единый процесс, выражать единое состояние.

Три условия закона целостности

Ни одно движение, ни одна фигура, ни один исполнитель не может быть сокращен без ущерба для целого.

Части композиции, отдельные фигуры или движения не могут меняться местами без ущерба для содержания.

Ни один новый элемент танцевальной композиции не может быть присоединен к завершенному целому.

Закон целостности обуславливает взаимопонимание между исполнителями композиции и зрителем, воспринимающим ее.

Закон актуальности

Движения и рисунки танца, а также его фигуры и их соотношение с развитием действия должны быть типичными для изображения эпохи

В композиции должно присутствовать ощущение движения во времени, что сделает ее «живой», эмоциональной, художественно наполненной

Необходимо добиться новизны танцевальной композиции

Закон контраста

Существенную роль в композиции танца играют контрасты плоскостного и объемного построения, контрасты рисунков танца, контрасты движений танца, контрасты динамики, контрасты образов танца и т.д. Например круговой рисунок танца сменяется линейным, быстрое движение сменяется медленным и т.п.

Зная эти законы, не следует вгонять себя в рамки и бояться сделать не правильно. Законы созданы, чтобы их нарушать. Развивайтесь, пробуйте новые приемы, делайте постановки, творите! А в заключении, хочется сказать, что эти законы лишь малая часть теории построения композиции танца. Но будут и другие полезные статьи для хореографов-постановщиков.

Ждем Ваших отзывов, статей и комментариев!

Благодарю!

Материал:

Панферов В. И. Основы композиции танца: экспериментальный учебник

для студентов вузов, колледжей и училищ культуры и искусства/

ЧГАКИ. Челябинск. – 2001. – 120с.

Автор статьи: Чучуганов С.

need4dance.ru

Танцы с законами

Танец по законам физики

Вчера в Театре балета «Щелкунчик» состоялся единственный в Екатеринбурге концерт «LehrerDance» —молодого театра танца из США, уже успевшего завоевать симпатии публики по всему миру. Нам удалось не только побывать на концерте и ощутить магию этого театра, но и побеседовать с его художественным руководителем, хореографом и создателем стиля Lehrer dance Джоном Лерером.

Джона Лерера мы застали перед спектаклем рядом с гримеркой, где он проворно гладил многочисленные костюмы своих танцоров. Поприветствовав нас широкой голливудской улыбкой, Джон предложил побеседовать, не отходя от гладильной доски. Так, с утюгом в руках, хореограф рассказал, чем стиль lehrer dance отличается от других танцевальных направлений, должны ли танцоры болеть звездной болезнью и как в споре найти призвание всей жизни.

— Джон, вы впервые в Екатеринбурге?

—Нет, в первый раз я приехал сюда в 1999 году на две недели как преподаватель. Сейчас город совершенно изменился: очень много новых зданий, в том числе небоскребов… Город выглядит прекрасно! В субботу у нас будет возможность погулять по его улицам и поближе познакомиться с ним. А еще мы были в Театре оперы и балета! Нам, к сожалению, очень редко удается посмотреть какие-то представления во время гастролей, так что было очень приятно нарядиться, прийти в театр, наконец-то расслабиться и посмотреть прекрасную постановку.

— Ваш театр знаменит своим уникальным «атлетичным» стилем. Расскажите о нем поподробнее?

— Я начал создавать этот стиль в 2007 году, но до этого я очень долго придумывал его, пока был танцором. Основа lehrer dance – это модерн, и я добавил к нему джаза. Главное отличие моего стиля в том, что все танцовщики, прежде всего, атлетичны. И юноши, и девушки очень спортивные. И к танцу мы подходим с точки зрения физики: ведь, будучи людьми, все мы подвержены физическим законам. Мы пытаемся понять, как сделать движение максимально атлетичным, используем кинетическую энергию и законы гравитации. Когда их постигаешь, то, как правило, танцевать становится гораздо легче.

— Расскажите о своей труппе: какими качествами должен обладать артист, танцующий Lehrer dance?

— Сейчас у меня постоянная труппа. Кого-то из танцоров я заметил еще в университете, наблюдал за ними во время учебы и, когда они выпускались, позвал их к себе в труппу; остальные прошли прослушивание. Все танцовщики пришли из разных областей танца, у них разный танцевальный опыт, у каждого – свои уникальные способности и возможности. Но все мы работаем в стиле «Lehrer dance» — это нас и объединяет.

От танцора я всегда требую трех вещей: он должен быть способен танцевать в моем стиле, привносить в этот танец какие-то свои навыки и идеи, а главное – быть хорошим, милым человеком. Никакой звездной болезни!

—Танец, как и любой другой вид искусства, это способ сказать что-то миру. О чем вы сейчас чувствуете потребность говорить миру посредством танца?

— В первую очередь, через свой танец я хочу показать миру артистизм, атлетизм. Также я считаю, что выражаемые в танце идеи должны быть доступны: я хочу, чтобы люди, которые смотрят наши спектакли, смеялись, были тронуты до глубины души и чтобы они были вовлечены в спектакль.

— Как началась ваша танцевальная карьера? Каким было первое впечатление?

— Я начал танцевать… на спор. Мне тогда было 19, моя подружка была танцовщицей в колледже, а я — спортсменом. Она училась лучше, чем я, и я говорил ей: «Ну, конечно, ты же занимаешься танцами – вот и успеваешь лучше». И она ответила: «Если ты считаешь, что это так просто, давай поспорим, что ты не сможешь танцевать так же хорошо, как я». И вот так моя жизнь изменилась.

— А что случилось с девушкой?

— Она занялась карьерой, и сейчас у нее своя чудесная жизнь… Но спор все-таки выиграл я!

Жизнерадостно хохотнув над собственной шуткой, Джон вновь широко улыбнулся, поблагодарил за беседу и умчался настраивать своих танцоров – до спектакля оставалось чуть больше часа, и хореограф заметно нервничал. Впрочем, поводов для волнения не было: во время просмотра создавалось ощущение, что эти танцовщики физически неспособны ошибаться. Казалось, они взлетают чуть выше, чем это в принципе возможно, и задерживаются в воздухе чуть дольше, чем позволяют законы гравитации.

Восемь танцоров, каждый из которых – представитель определенного танцевального направления, от классического балета до джаз-модерна, от брейк-данса до гимнастики – существует на сцене как одно целое, буквально подхватывая друг друга на лету. Они органичны в каждом из семи спектаклей, несмотря на разнообразие тем и настроений. Джон Лерер ставит не столько о том, что его волнует, сколько о том, что вдохновляет. А вдохновляет хореографа, в первую очередь, красота: он видит ее в беспечности американской молодежи, в особой атмосфере жизни племени чукчей, в женщине, в прекрасных, мощных, сильных телах, которые становятся не только инструментом создания спектакля, но и средством выразительности, и темой для размышлений.

Используя все возможности своей физической природы, артисты не ограничиваются одним лишь языком тела – они прекрасно владеют мимикой и мгновенно «заряжают» зрителя мощной энергетикой. Зал то смеется, то замирает от восхищения – и, кажется, дышит в одном ритме с музыкой и движениями танцовщиков. «Выключиться» из спектакля практически невозможно. И не столь важно, что захватывают не какие-то глобальные переживания, а прежде всего, эстетическая составляющая. В конце концов, порой, в жизни нам так недостает именно красоты. И если ее нехватка достигла пика, спектакли «Lehrer dance» — отличное лекарство от этой болезни.

xn--80atdujec4e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai

У танцев свои законы

Законы?! У танцев?! Как руками-ногами двигать? А за нарушение — что.

Нет, речь пойдет вовсе не о том, какими должны быть танцевальные па: тут словами не научишь. А вот как танцевать, не нарушая при этом правил этикета, — об этом поговорить можно и нужно. Потому что правила эти складывались веками. Они просты, но обязательны.

Если вы танцуете медленный танец , в контакте с партнером, то позвольте ему вести вас, доверьтесь ему, будьте послушной. Нет ничего нелепее, чем пара, в которой дама тащит за собой партнера. Лучше поискать другое место, где можно проявить инициативу.

Прижиматься к партнеру или нет , как себя с ним вести — дело такта и воспитанности, но помнить о том, что вы на людях, отнюдь нелишне.

Разговаривать ли во время танца? Строгие правила хорошего тона напоминают, что беседа должна отойти на второй план, когда играет музыка и в разговор вступает тело, но это — строгие, тут можно быть подемократичнее. Не стоит только громко подпевать, особенно если подкачали слух или голос.

Как отвечать на приглашение? Если вы одна и пригласивший вас незнакомый мужчина трезв, не держит руки в карманах, не курит, приглашая вас, и вообще выглядит прилично и вам симпатичен, — можете согласиться, кивнув и улыбнувшись. После танца кавалер должен проводить вас на место и поблагодарить. Вы улыбнетесь ему в ответ. Продолжение может последовать, а может и не последовать, никто никому ничем не обязан.

А если вы с подругой или с мамой? По идее мужчина должен попросить у старшей из вас разрешения пригласить младшую, но если старшая вдруг приняла это приглашение на свой счет, ни в коем случае нельзя дать ей понять, что она ошиблась. Пусть потанцует, получит удовольствие, у вас еще все впереди!

Если вы с другом или с мужем , тот, кто подошел, должен попросить у вашего спутника разрешения пригласить вас, и тут уж ему решать, достоин ли претендент стать вашим кавалером. Это не тот случай, когда надо спорить или проявлять самостоятельность. Если сопровождающий вас мужчина уже дал согласие на то, чтобы вы потанцевали с этим человеком, а вам этого делать не хочется, надо сейчас ж покинуть зал или площадку. Это тот случай, когда женщина не может сказать «нет» после того, как ее спутник сказал «да». Что поделаешь — встречаются еще рецидивы патриархата.

В какой ситуации вы можете отказаться от приглашения? На публичной танцплощадке можно отказать незнакомому человеку, избрав удобный, не оскорбительный для него предлог («Извините, устала, хочу отдышаться. »). В своей компании не принять приглашения знакомого считается неприличным. Но если он не совсем трезв, вы имеете полное право отказаться с ним танцевать. И лишь в таком случае!

Женщина, только что отказавшаяся с кем-то танцевать , не должна сразу ж выходить на площадку с другим партнером — зачем обижать человека? Кстати, и мужчина, которому отказано, согласно этикету, не должен сразу ж приглашать другую даму, особенно — соседку первой, это совсем уж неприлично!

Считается невежливым весь вечер танцевать с одним и тем ж человеком, даж в своей компании.

Женщина никогда не должна использовать танец, в том числе и «белый», как повод представиться мужчине, который ей издали понравился. Надо найти другую возможность, чтобы познакомиться!

К слову, когда объявляется «белый танец» , этикет предписывает, чтобы женщина выбирала будущего партнера только из тех, с кем уже потанцевала хотя бы один раз. Мужчина обязан принять приглашение.

И последнее. Танцплощадка принадлежит всем. Это значит, что здесь не место ни для демонстрации туалетов, ни для виртуозных номеров соло. Ну а про то, что танцы требуют особой заботы о чистоте тела, говорить излишне, это и так ясно, верно?

m.woman.ru

«Танцующий в пустыне» в российском прокате

В российский прокат выходит картина «Танцующий в пустыне» британского режиссера Ричарда Реймонда об иранском танцоре, своим искусством восставшем против системы. В свете снятия с Ирана санкций, европейских визитов иранского лидера и акций феминисток этот фильм смотрится совсем иначе. Рассказывает ЕЛЕНА КРАВЦУН.

В год, когда Иран вступает в новую постсанкционную эру, на экраны выходит фильм, основное действие которого происходит в не таком уж и далеком 2009 году и основано на реальных событиях. Сегодня лидер этой страны всеми силами показывает, что его государство не против привлечения западного капитала и всяческого выгодного сближения. Эти обоюдные ласки доходят до обидных курьезов, когда в Италии, чтобы не дай бог не оскорбить веру дорогого гостя, прикрывают наготу античных статуй, считающихся вообще-то культурным достоянием принимающей стороны. Зато европейских ценностей, свободы слова и вина на столе гордо держатся французы, тоже принимавшие главу Ирана на днях. Причем именно Франция крайне популярна среди иранских диссидентов, в парижской эмиграции до сих пор живут многие противники режима. В новом фильме «Танцующий в пустыне» британского режиссера Ричарда Реймонда и этой теме найдется место.

«Танцующий в пустыне» — реальная история самоопределения молодого поколения иранцев, в стране которых такое бесхитростное и радостное явление, как танцы на публике, согласно исламским законам, находится под запретом, а женщина не имеет права появляться на улице без хиджаба. О богатом гедонистическом наследии персидского царя Дария, Сасанидов или даже иранской монархии, свергнутой в 1979 году вследствие Исламской революции, и речи не идет. Два года назад мир поразила история ареста в Иране фанатов Фаррелла Уильямса, решивших поучаствовать во флешмобе и записавших на видео танец под песню «Happy». Неудивительно, что в этой стране, ведущей двойную лицемерную жизнь (недаром учитель говорит герою картины: «Наша страна — это два параллельных мира, которые существуют рядом, на улице ты видишь один, а за закрытыми дверями процветает второй»), до сих пор есть чудовищно устаревшее наказание — удары плетью. Первым танцевальным впечатлением героя фильма, хореографически одаренного юнца Авшина Гаффариана из Мешхеда (Рис Ричи), становится американская мелодрама «Грязные танцы», найденная им в коробке со старыми DVD. Чудом он попадает в подпольную школу, где звучит рок-н-ролл, можно рисовать абстракцию и быть свободным в своих художественных проявлениях. Здесь Авшин тайно смотрит кинохронику, запечатлевшую великую звезду балета Рудольфа Нуреева, и мечтает когда-нибудь научиться танцевать, как его кумир. Однако сторонников у продвинутой школы среди местного населения находится очень мало, зато противников, бьющих окна и обзывающих учеников «подстилками цэрэушников», предостаточно.

Когда Гаффариан оказывается в Тегеранском университете, у него появляются друзья-единомышленники, которые открывают ему волшебный мир YouTube через прокси-сервер в обход цензуры. Вместе с ними он организовывает тайный танцевальный класс, где по видеороликам они начинают учиться языку тела. К ним присоединяется девушка Элайя (Фрида Пинто), выделяющаяся технической оснащенностью: ее мать при монархии была солисткой балета и научила дочь необходимым пируэтам. Днем молодежь блюдет шариат, а ночью предается обычным для этого возраста забавам: танцует в секретных клубах, пьет почему-то водку «Белуга», употребляет наркоту и спорит о политике. Между Гаффарианом и Элайей завязывается слезливый роман: для пущей мелодраматичности создатели картины заставили их вместе преодолевать не только кризис системы, но и наркотическую ломку «героини на героине». В фильме в избытке содержатся хореографические этюды в стиле «следи за рукой», напоминающие опыты в contemporary dance Ханса ван Манена, с одной стороны, а с другой — танцы из фильма Вима Вендерса о великой Пине Бауш. Судьбоносной кульминацией для героев становится решение показать наконец свои экзерсисы хоть кому-нибудь из внешнего мира. Их представление в бескрайних песках, вдалеке от города и лишних глаз, кардинально меняет жизни героев. Ясного ответа, почему же танец в исламе запрещен, фильм не дает. Этот вопрос скользкий и для самих мусульман: по сути, разговоры на эту тему мало чем отличаются от споров фанатов комиксов, кто обладает большей силой — Тор или Бэтмен? Прямого канонического текста, запрещающего танец, в Коране нет, зато ученых, трактующих слова пророка, великое множество, как и различных религиозных течений.

«Танцующий в пустыне», не попади он во внешнеполитический контекст, смотрелся бы просто как очередная эмоциональная мелодрама, в которой нет ни экшена «Операции «Арго»», ни шокирующих подробностей документалистики. Однако он акцентирует внимание зрителя на том, что вообще-то, несмотря на мудрые официальные речи седовласого и внешне весьма благообразного иранского лидера, внутри страны продолжают сохраняться внушительные противоречия и нарушения прав человека.

www.kommersant.ru

5.3. Придворные танцы наших дней

5.3. Придворные танцы наших дней

Было бы ошибкой считать, что времена придворных интриг давно в прошлом. Там, где есть власть, — всегда есть короли, придворные и челядь. Поэтому вам следует научиться вести себя как истинный придворный и в совершенстве освоить некоторые тонкости придворного этикета. Вот какие правила и законы современных «придворных танцев» вам следует усвоить и применять на практике.

Не привлекать к себе чрезмерного внимания. Чем больше вы на виду и чем больше говорите о своих и чужих делах — тем больше подозрений и недовольства вызываете. Учитесь держаться в тени и говорить о себе меньше, чем о других.

Не создавать себе репутацию трудоголика. Никогда не показывайте, что много работаете и прикладываете много усилий для достижения той или иной цели. Чем беспечнее вы выглядите, тем больше восхищаются вашим талантом. Если окружающие узнают, каких усилий вам стоило добиться цели — восхищение пропадет, а значит, пострадает и ваша репутация ценного специалиста.

Нужно быть заметным. Постоянно лезть на глаза вышестоящему начальству — глупо и неуместно, но и находиться полностью в тени — занятие бесперспективное. Создавайте свой индивидуальный образ, будьте на виду, но не мозольте глаза.

Не становиться льстецом. Льстить нужно и можно, но не чрезмерно. Грубая лесть не вызывает доверия ни у начальника, ни у равных вам по положению людей. К тому же она существенно занижает в глазах окружающих ваши собственные способности.

Уметь менять стиль общения. Не равняйте всех под одну гребенку, учитесь видеть, какого склада характера ваш собеседник и соответственно меняйте свой стиль общения. Кроме того, в манере общения учитывайте также положение вашего собеседника. Ложные идеи равенства только вредят.

Не приносить дурных вестей. Ищите любые возможности для того, чтобы не сообщать дурные новости начальнику. Пусть это делает кто-то другой, и неприязнь вышестоящего руководства достанется тоже ему.

Не быть фамильярным. Даже если начальник вас любит и выделяет, не следует это подчеркивать и демонстрировать свою близость к нему. Никогда не будьте фамильярным и развязным в общении с начальством — это только его привилегия.

Избегать критики. Никогда не следует прямо критиковать свое руководство, даже если оно далеко и не слышит. Давайте советы осторожно и уклончиво.

Не просить. Ничто так не раздражает вышестоящих, как просьбы об одолжениях. Просить можно только в случае крайней необходимости, и никогда — от имени других людей или друзей.

Радоваться чужим успехам. Критикуя равных себе по положению и подчиненных, не перегибайте палку. Радуйтесь их успехам и не скупитесь на похвалу — таким образом вас не только заметят и выделят, но и воспримут более лояльно и дружелюбно.

Владеть своими эмоциями. Умение скрывать свои чувства и управлять эмоциями дорогого стоит и очень помогает в жизни и карьере.

Шагать в ногу со временем. Быть современным и продвинутым человеком — означает быть понятным. Но не следует слишком вырываться вперед, авангардисты всегда остаются белыми воронами.

Не объединяться. Никогда не принимайте ничью сторону, кроме своей собственной. Нельзя связывать себя обязательствами и терять независимость, нельзя отдавать предпочтение одной из сторон. Разделяй и властвуй — это золотое правило прекрасно действует и в наши дни.

self.wikireading.ru

Смотрите так же:

  • Выплата налога на недвижимость Как осуществить возврат налога на имущество Возврат налога на имущество чаще называют имущественным вычетом. Он представляет из себя часть доходов физического лица, необлагаемую налогом НДФЛ. Проще говоря, покупая недвижимость, можно […]
  • Так на сколько увеличится пенсия в 2018 году Пенсии с 1 июля 2018 года В связи с активными обсуждениями предстоящих изменений в пенсионной системе России, направленных на повышение доходов российских пенсионеров, среди населения активно распространяется информация о возможном […]
  • Узаконить перепланировку люберцы Перепланировка в Люберцах Жилье в типовых многоэтажках советских времен и активно возводимых новостройках часто не соответствует современным потребностям людей, поэтому некоторые из них задумываются о перепланировке […]
  • Пример заполнения купли продажи Договор-купли продажи. Как правильно заполнить Экономьте время на оформлении договоров! Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов. Узнать больше >> Автоматическое заполнение типовых форм документов Фирменные […]
  • Налог на прибыль областной бюджет Налог на прибыль в 2018 году в России. Система расчета и особенности Бизнесмены платят налог на прибыль и продолжать это делать и в 2018 году. Деление между федеральным и региональным бюджетами сохранится. Стало известно, что планируется […]
  • Адвокаты по уголовным делам в вологде Адвокаты в Вологде - консультация юриста Услуги юристов и адвокатов в Вологде по недвижимости по наследственным делам по земельным вопросам по жилищным вопросам по семейным делам по гражданским делам по уголовным делам по […]

Обсуждение закрыто.