Таблица налогов 2011

Региональные налоги и сборы

Транспортный налог

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ.

Транспортный налог с 1 января 2003 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 28 «Транспортный налог») и законами субъектов РФ о налоге.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения транспортным налогом.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования гл. 28 Налогового кодекса, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.

Объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, установлен в п. 2 ст. 358 Налогового кодекса.

Налоговая база определяется в зависимости от типа транспортного средства (табл. 16.1).

Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в размерах, указанных в ст. 361 Налогового кодекса. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Порядок исчисления налога. Сумма налога, если иное не предусмотрено НК, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, рассчитывается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Порядок, сроки уплаты налога и налоговая отчетность. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес с 1 января 2004 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 29 «Налог на игорный бизнес») и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес выступают организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Игорным бизнесом признается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Объектами налогообложения являются:

  • игровой стол;
  • игровой автомат;
  • касса тотализатора;
  • касса букмекерской конторы.

Налоговая база по каждому из объектов налогообложения определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, указанных в ст. 369 Налогового кодекса (табл. 16.2).

Налоговые ставки по налогу на игорный бизнес

Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Порядок и сроки уплаты налога. Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период. Таким образом, налог должен уплачиваться ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций с 1 января 2004 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 30 «Налог на имущество организаций») и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 Налогового кодекса, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налогоплательщиками налога признаются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Объекты налогообложения определены НК в зависимости от типа налогоплательщика (табл. 16.3).

Объекты налогообложения налогом на имущество организаций

Не признаются объектами налогообложения:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению:

  • по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
  • для каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  • в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
  • в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с гл. 30 Налогового кодекса.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами принято считать первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при определении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки отражаются в законах субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговые льготы по налогу на имущество организаций определены в ст. 381 Налогового кодекса.

Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок и сроки уплаты налога. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают исчисленную сумму налога.

Налоговая отчетность. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

be5.biz

Проверяем уведомления об уплате физлицом транспортного, земельного и имущественного налогов

В какую налоговую инспекцию нужно уплатить имущественный налог, если собственность зарегистрирована в одном городе, а налогоплательщик – в другом? Ответ в Базе знаний службы Правового консалтинга
в интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Сейчас всем гражданам-владельцам облагаемого налогом движимого и недвижимого имущества налоговые органы рассылают уведомления об уплате имущественных налогов. В них указываются само имущество, налоговая ставка для расчета налога, а также сумма налога. Кроме того, в уведомлении можно найти информацию и о наличии недоимки или переплаты за предыдущие периоды. Но прежде чем оплачивать налог, проверьте, вся ли содержащаяся в уведомлении информация достоверна. Мы расскажем, на что стоит обратить внимание, а также разберем некоторые спорные вопросы по уплате этих налогов.

Получение уведомления и уплата налога

В текущем году уведомления направляют не территориальные налоговые инспекции, а региональные филиалы ФКУ «Налог-сервис» ФНС России». При этом в случае возникновения вопросов по-прежнему нужно будет обратиться в ту налоговую, которая исчислила налог (информация о ней содержится в уведомлении). Рассылка уведомлений началась с 1 апреля 2015 года.

Раньше, до 31 декабря 2014 года, действовало правило, по которому если налогоплательщику уведомление по каким-либо причинам не высылалось, то и налог он не должен был платить. Но с 1 января 2015 года вступило в силу новое положение НК РФ, которое обязывает собственников сообщить в налоговую инспекцию о наличии облагаемого налогом имущества, если по такому имуществу уведомление получено не было. Сделать это нужно в срок до 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

При обращении в налоговую необходимо будет предоставить копии документов, подтверждающих право собственности на имущество, а также право на применение льгот (если у налогоплательщика есть основания для их применения).

Заявлять в налоговую нужно только в отношении того имущества, по которому ранее уведомлений собственник не получал. За сокрытие такого имущества и неуплату по нему налога в настоящее время ответственности не предусмотрено. Однако уже с 1 января 2017 года за несообщение о наличии облагаемого налогом имущества придется заплатить штраф в размере 20% от суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ в новой редакции, п. 12 ст. 1 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Но ожидать уведомления до конца года вовсе и не обязательно. Сроки рассылки уведомлений можно посмотреть на официальном сайте ФНС России по каждой налоговой инспекции. Если к указанному сроку уведомление так и не получено, то стоит обратиться в налоговую инспекцию по месту постановки на учет имущества (или по месту своего жительства, если речь идет о движимом имуществе) за дубликатом уведомления.

Также в налоговую стоит обратиться и в случае утери уведомления. При этом никаких заявлений писать не нужно – инспекторы при личном визите налогоплательщика распечатают новое уведомление и квитанцию на уплату налога.

ОБРАЗЕЦ

Сообщение о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами

Итак, уведомление на руках, но прежде чем оплатить его, стоит проверить содержащуюся в нем информацию.

Прежде всего, обратите внимание на период, за который начисляется налог. В соответствии с законодательством налоговые органы имеют право взыскивать налог не более, чем за три года, предшествующих году направления уведомления (абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ). Таким образом, в 2015 году в уведомлении об уплате налога могут быть указаны только 2012-2014 года. Если же в уведомлении указаны более ранние периоды, то налог за них уплачивать не нужно. Однако во избежание спорных ситуаций рекомендуем обратиться в территориальную налоговую по месту постановки на учет имущества (или в налоговую инспекцию по месту своего жительства при уплате транспортного налога) для корректировки уведомления. При этом нужно заполнить форму заявления, которая прикладывается к уведомлению, или же указать на неточности в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России.

Сумма налога также будет зависеть и от того, сколько месяцев в отчетном году собственник владел имуществом. В соответствии с положениями НК РФ если налогоплательщик приобретает (теряет) право собственности на имущество в налоговом периоде, то налог рассчитывается с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (п. 3 ст. 362, п. 7 ст. 396, п. 5 ст. 408 НК РФ).

При этом для земельного налога и налога на имущество физлиц действует следующее правило. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то месяц возникновения (прекращения) указанного права принимается за полный месяц. Если же наоборот, возникновение права собственности произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) права при определении коэффициента не учитывается (п. 7 ст. 396 НК РФ, п. 5 ст. 408 НК РФ).

ВАЖНО ЗНАТЬ

Обратите внимание, что если общая сумма налога составит менее 100 руб., то налоговый орган посылать уведомление не будет. Единственное исключение, если налог начислен за предыдущие налоговые периоды (абз. 3 п. 4 ст. 52 НК РФ). Поэтому, если собственник владеет имуществом, но уведомление в срок не получил, ему стоит обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации имущества для получения уведомления и квитанции на оплату налога.

А вот для расчета транспортного налога все проще – месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации автомобиля в течение одного календарного месяца указанный месяц также принимается за один полный месяц (п. 3. ст. 362 НК РФ).

Заявление, прилагаемое к уведомлению, стоит заполнить и в случае обнаружения арифметических ошибок, указания неверного объекта налогообложения, ставки или иной информации. После направления заявления следует дождаться ответа налоговой инспекции с откорректированным уведомлением. Зачастую это может занять много времени, ведь в соответствии с законодательством отвечать на письменные заявления госорганы обязаны в течение 30 календарных дней со дня регистрации документа (п. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ). НК РФ специального срока для ответа на подобное заявление налогоплательщика не содержит. Поэтому если ошибки, содержащиеся в уведомлении, не влияют на сумму подлежащего уплате налога, мы рекомендуем все же уплатить налог, не дожидаясь ответа инспекции. Ведь если окажется, что ошибки в уведомлении не было, а срок уплаты налога уже наступил, то инспекция начислит пени за просрочку платежа (п. 2 ст. 57, ст. 75 НК РФ).

Напомним, что с 1 января 2015 года установлен единый срок уплаты транспортного, земельного и налога на имущество для физлиц – 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ). Оплатить налог можно как в отделениях банков, так и на официальном сайте ФНС России в разделе «Заплати налоги».

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся спорные ситуации в связи с начислением налогов.

У налогоплательщиков нередко возникает вопрос, как заплатить налог, если транспортное средство находится в угоне. Чтобы не платить налог за угнанную машину, собственник должен предоставить в налоговый орган подлинник справки, выданной органом МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.) и подтверждающей факт угона (подп. 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, далее – Методические рекомендации), и написанное в произвольной форме заявление. Копию справки инспекция также примет, но в этом случае ей придется направить запрос в ОВД для подтверждения ее подлинности. После проверки налоговая пересчитает транспортный налог, скорректировав период нахождения транспортного средства в собственности налогоплательщика. При этом стоит учесть, что месяц, в котором автомобиль был угнан, будет включен в расчет (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 9 августа 2013 г. № 03-05-04-04/32382, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2011 г. № 16-15/015742).

БЛАНКИ

Заявление о перерасчете транспортного налога в связи с угоном автомобиля

Заявление о перерасчете транспортного налога в связи с продажей (передачей) другому лицу

Заявление о прекращении регистрации транспортного средства в связи с его продажей (передачей) другому лицу

Случается и такая ситуация, когда автомобиль уже продан, а уведомление об уплате налога на него все же приходит. Прежде всего, стоит проверить за какой именно период рассчитан налог. Ведь в соответствии с законодательством, даже если машина находилась в собственности менее месяца, за нее придется заплатить налог (п. 3. ст. 362 НК РФ). Но бывает и так, что новый покупатель просто не поставил на регистрационный учет автомобиль. В этом случае собственнику необходимо обратиться в любое регистрационное отделение ГИБДД с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в отношении него в связи с продажей другому лицу (п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации). Для этого также потребуется копия договора купли-продажи транспортного средства.

У бывшего собственника нет обязанности сообщать в налоговую о прекращении регистрации транспортного средства в отношении него – это должно сделать отделение ГИБДД (п. 39 Методических рекомендаций). Но если такая информация не поступила, то налогоплательщик может предоставить в налоговый орган полученную в ГИБДД справку о снятии транспортного средства с учета либо копию ПТС с отметкой о новом владельце вместе с заявлением о перерасчете налога.

Наиболее часто встречающейся спорной ситуаций с уплатой этого налога является его неправильный расчет или применение несоответствующей ставки налога.

Чтобы проверить расчет земельного налога, нужно знать кадастровую стоимость участка, а также налоговую ставку. Кадастровую стоимость можно узнать, найдя соответствующий участок на Публичной кадастровой карте или же на сайте Росреестра в разделе «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»). Также кадастровую стоимость можно найти в кадастровом паспорте земельного участка.

ОБРАЗЕЦ

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, направляемый в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

Что касается налоговых ставок, то их можно узнать на официальном сайте ФНС России. Зависят они от категории земли, узнать которую также можно на Публичной кадастровой карте. Обращаем внимание, что ставки устанавливаются не субъектами федерации, а муниципальными образованиями, поэтому для различных городов, сел, городских и сельских поселений, находящихся в одном регионе, ставки налога могут быть разными.

Если собственник считает, что кадастровая стоимость существенно отличается от рыночной, то первую можно оспорить. Это можно сделать, обратившись в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра или в суд (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; далее – Закон № 135-ФЗ). Для обращения в комиссию нужно составить заявление о пересмотре кадастровой стоимости. В соответствии с положениями Закона № 135-ФЗ к заявлению нужно приложить следующие документы:

  • справку о кадастровой стоимости земли;
  • отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка (выдается независимым оценщиком). Стоимость оценки будет зависеть от месторасположения участка и его назначения (например, оценка участка под индивидуальное жилищное строительство в Подмосковье обойдется примерно в 8-15 тыс. руб.);
  • положительное экспертное заключение в отношении отчета об оценке рыночной стоимости, подготовленное специалистами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (обычно его предоставляет сам же оценщик);
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на землю (например, свидетельство о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (например, налоговая инспекция исходила из неверной площади участка), в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений (ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Справку о кадастровой стоимости земли можно получить из государственного кадастра недвижимости, подав заявление в территориальное подразделение Росреестра, многофункциональный центр или заполнив соответствующую электронную форму на сайте Росреестра. В последнем случае ответ на запрос формируется в течение пяти рабочих дней и по выбору заявителя направляется либо на электронную почту, либо на почтовый адрес заявителя, либо в выбранный территориальный офис Росреестра. Услуга эта платная и цена будет зависеть от того, в каком виде будет предоставлен ответ, – в электронном (150 руб.) или на бумаге (400 руб.) 1 .

Рассматривать поданное заявление комиссия будет в течение месяца. После того как решение будет принято, в течение пяти рабочих дней с этого момента заявитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения (абз. 26 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Если комиссия приняла положительное решение и кадастровая стоимость земельного участка была пересмотрена, то расчет земельного налога будет производиться уже по новым данным. Однако тут есть нюанс. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о новой кадастровой стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости (абз. 5 ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ). Иными словами, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в 2015 году, то (если удалось добиться ее снижения), новая стоимость будет применяться при исчислении имущественных налогов за 2015 и последующие годы (Определение ВС РФ от 6 марта 2015 г. № 304-КГ15-356, письмо ФНС России от 27 марта 2015 г. № БС-4-11/[email protected] «О земельном налоге», письмо ФНС России от 26 марта 2015 г. № БС-4-11/[email protected] «О земельном налоге», письмо ФНС России от 14 апреля 2015 г. № БС-4-11/[email protected] «О земельном налоге»). Пересчитать налог за 2014 год исходя из новой стоимости не получится.

Налог на имущество

С этим налогом сложности также могут возникнуть с выбором налоговой базы и порядком его расчета. Прежде всего стоит учесть, что с 1 января 2015 года регионы могут перейти на исчисление налога на имущество граждан исходя из кадастровой стоимости недвижимости (п. 1 ст. 402 НК РФ, Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ). Некоторые субъекты федерации уже воспользовались этой возможностью, остальные должны перейти на исчисление данного налога с использованием кадастровой стоимости до 1 января 2020 года.

Однако нововведение будет действовать только для налогов, начисленных за 2015 и последующие годы, налог по предыдущим периодам должен рассчитываться по старым правилам – исходя из инвентаризационной стоимости имущества.

Налог на имущество физлиц за 2015 год будет рассчитываться по кадастровой стоимости в следующих субъектах Российской Федерации: Республики Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Коми, Мордовия, Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Амурская, Архангельская области и Ненецкий АО, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Ярославская области, Забайкальский край, Москва, Ханты-Мансийский АО-Югра и Ямало-Ненецкий АО (по данным ФНС России).

Ставки налога зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения и могут устанавливаться представительными органами местного самоуправления в определенных границах (см. табл.)

Таблица. Ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости облагаемых объектов (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц»)

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов обложения

www.garant.ru

Минимальный налог – 2011: время платить

Понятие «минимальный налог» есть только в гл. 26.2 НК РФ, регулирующей порядок применения упрощенной системы налогообложения. И касается оно только тех «упрощенцев», которые выбрали объект налогообложения «доходы минус расходы». В каких случаях уплачивается минимальный налог? Какие особенности и проблемы связаны с его уплатой?

Порядок исчисления и уплаты минимального налога прописан в п. 6 ст. 346.18 НК РФ:

  • налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в установленном порядке;
  • сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ;
  • минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога;
  • налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями п. 7 ст. 346.18 НК РФ.

Рассмотрим по порядку приведенные положения действующего налогового законодательства.

Плательщики минимального налога. Минимальный налог исчисляют и уплачивают при определенных условиях только те «упрощенцы», которые применяют объект налогообложения «доходы минус расходы». Налогоплательщики с объектом налогообложения «доходы» минимальный налог не исчисляют и не уплачивают.

Ставка минимального налога. Ставка минимального налога равна 1%.

Налоговая база при уплате минимального налога. Это, наверное, единственный случай в налоговом законодательстве, когда при уплате налога меняется налоговая база. «Упрощенцы», выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», при исчислении налога при УСНО налоговой базой признают денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (ст. 346.18 НК РФ). При исчислении же минимального налога налоговой базой являются доходы.
Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы для минимального налога, определяются на основании ст. 346.15 НК РФ, то есть учитываются:

  • доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При определении налоговой базы не учитываются:

  1. доходы, указанные в ст. 251 НК РФ;
  2. доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам 0, 9, 15%, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ;
  3. доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам 9 и 35%, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ, в порядке, установленном гл. 23 НК РФ.

В 2011 году много вопросов налогоплательщиков было связано с учетом выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ согласно программам, утверждаемым соответствующими органами государственной власти, и средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Указанные средства отражаются «упрощенцами» в составе доходов пропорционально расходам в особом порядке. Встает вопрос, нужно ли учитывать данные суммы при расчете минимального налога? Ответ содержится вПисьме ФНС РФ от 21.06.2011 № ЕД-4-3/[email protected] «О применении отдельных положений Федерального закона от 07.03.2011 № 23 ФЗ»: учитывая, что суммы указанных выплат на содействие самозанятости безработных граждан и средств финансовой поддержки в виде субсидий отражаются в составе внереализационных доходов, то данные доходы подпадают под налогообложение минимальным налогом в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

За какой период исчисляется минимальный налог? Минимальный налог исчисляется только за налоговый период, то есть один раз в год. Согласно ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Соответственно, по итогам отчетных периодов – I квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года – минимальный налог не исчисляется.

По итогам отчетных периодов «упрощенцы» исчисляют только авансовые платежи по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Даже при получении по итогам отчетных периодов убытков минимальный налог не исчисляется и не уплачивается, в этом случае не уплачивается и авансовый платеж по налогу при УСНО.

Таким образом, минимальный налог рассчитывается и уплачивается при заполнении налоговой декларации по итогам календарного года.

Особое внимание хотелось бы обратить на обязательность начисления и уплаты авансовых платежей даже при получении убытков. Например, «упрощенец» заранее знает, что по итогам налогового периода он выйдет на уплату минимального налога, допустим, у него есть убытки за предыдущие налоговые периоды. Сохраняется ли у него в этом случае обязанность по уплате авансовых платежей за I, II и III кварталы? Да. Глава 26.2 НК РФ предусматривает уплату авансовых платежей, которые исчисляются в соответствии со ст. 346.21 НК РФ. При превышении доходов над расходами налогоплательщики обязаны уплачивать авансовые платежи за I квартал, полугодие и девять месяцев.

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм авансовых платежей по налогу с налогоплательщика взыскивается пеня в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ). При этом сегодня налоговые органы при начислении пени должны руководствоваться Постановлением Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование», согласно которому, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Как сказано в Письме Минфина РФ от 21.01.2010 № 03 11 06/2/5, указанный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, исчисленных за I квартал, полугодие и девять месяцев, меньше суммы минимального налога, уплаченного за налоговый период в порядке, установленном п. 6 ст. 346.18 НК РФ.

Что же касается уплаты авансовых платежей, финансисты настаивают на обязательности их уплаты по итогам отчетных периодов: порядок уплаты налога и авансовых платежей по налогу, установленный гл. 26.2 НК РФ, обязателен для всех налогоплательщиков, перешедших на применение УСНО, в том числе и для налогоплательщиков, которые по итогам предыдущих налоговых периодов получили убытки (Письмо Минфина РФ от 01.04.2011 № 03 11 06/2/42).

Порядок уплаты минимального налога. Рассчитать минимальный налог обязаны все «упрощенцы», выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», а вот уплатить его вместо налога при УСНО должны только те из них, у кого за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Из этого следует, что уплачивается по итогам календарного года только один налог: налог при УСНО за налоговый период либо минимальный налог. Определяющим критерием является то, какой из этих двух налогов больше. На практике возможно только два случая, когда вместо налога при УСНО уплачивается минимальный налог:

  • если по итогам налогового периода налогоплательщик получил убыток, и, соответственно, сумма налога при УСНО равна нулю;
  • если исчисленная в общем порядке сумма налога при УСНО меньше суммы исчисленного минимального налога.

Рассмотрим на примерах.

Пример 1.

ООО «Меридиан» применяет УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы». По итогам 2011 г. получен следующий финансовый результат:

  • доход, учитываемый при УСНО, – 1 000 000 руб.;
  • расход, учитываемый при УСНО, – 1 100 000 руб.

Поскольку расходы превышают доходы, налоговая база за 2011 год равна нулю.
Минимальный налог за 2011 год равен: 1 000 000 х 1% = 10 000 руб.
С учетом того, что по итогам налогового периода за 2011 год получен убыток, уплате подлежит минимальный налог в размере 10 000 руб.

Пример2.

ООО «Меридиан» применяет УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы». По итогам 2011 г. получен следующий финансовый результат:

  • доход, учитываемый при УСНО, – 1 000 000 руб.;
  • расход, учитываемый при УСНО, – 950 000 руб.

Налоговая база равна: 1 000 000 950 000 = 50 000 руб.
Налог при УСНО за 2011 год: 50 000 х 15% = 7 500 руб.
Минимальный налог за 2011 год равен: 1 000 000 х 1% = 10 000 руб.

С учетом того, что налог, исчисленный в общем порядке (7 500 руб.), меньше суммы минимального налога (10 000 руб.), уплате подлежит минимальный налог в размере 10 000 руб. Сумма налога, исчисленного в общем порядке в размере 7 500 руб., не уплачивается.

Разницу между налогом, исчисленным в общем порядке, и минимальным налогом в размере 2 500 руб. (10 000 7 500) можно учесть в качестве расходов при определении налоговой базы следующего налогового периода, то есть в 2012 году, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Разъяснения по вопросам исчисления и уплаты минимального налога даны также в письмах Минфина РФ от 03.06.2010 № 03 11 11/155, от 11.05.2011 № 03 11 11/118, ФНС РФ от 14.07.2010 № ШС-37-3/[email protected], от 22.04.2011 № КЕ-4-3/[email protected], УФНС по г. Москве от 09.12.2010 № 16 15/[email protected]

Учет разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке. «Упрощенец» имеет право учесть разницу между минимальным налогом и налогом при УСНО, исчисленном в общем порядке, в расходах.

В данном случае надо иметь в виду несколько моментов.
Во-первых, это право налогоплательщика, а не его обязанность, то есть он может и не учитывать эту разницу, а просто забыть про нее. Если «упрощенец» принял решение воспользоваться таким правом, это надо отразить в учетной политике для целей налогового учета.

Во-вторых, воспользоваться этим правом можно только в следующие налоговые периоды. У «упрощенцев» нередко встает вопрос, можно ли учесть указанную разницу уже при расчете авансовых платежей в следующем налоговом периоде? Согласно разъяснениям, представленным в Письме Минфина РФ от 15.06.2010 № 03 11 06/2/92, разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, исчисляется при определении налоговой базы по итогам налогового периода. При этом указанная разница включается в расходы только при исчислении налоговой базы по итогам следующих налоговых периодов. Главой 26.2 Кодекса не предусмотрен порядок включения вышеназванных разниц в расходы за какой либо отчетный период следующих налоговых периодов.

Хотя, если читать ст. 346.18 НК РФ дословно, мы не найдем в ней слов «по итогам налогового периода», все таки это достаточно вольное трактование финансистами положений НК РФ, но данное мнение придется отстаивать в суде.
В-третьих, на сумму указанной разницы можно увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями п. 7 ст. 346.18 НК РФ. Это означает, что даже при наличии убытков можно учесть эту разницу в расходах. Отметим, что никаких ограничений по переносу убытков, включая разницу по минимальному налогу, действующее законодательство не предусматривает (за исключением срока переноса убытка – десять лет), то есть в следующие налоговые периоды можно включить всю сумму убытка, полученного за предыдущий период, и сумму минимального налога, уплаченного за этот же период, в полном объеме (Письмо Минфина РФ от 20.06.2011 № 03 11 11/157).

На практике бывает так, что по каким то причинам не учли разницу между минимальным налогом и налогом при УСНО, исчисленным в общем порядке в следующем налоговом периоде. Можно ли ее учесть, например, через налоговый период? Финансисты считают, что, поскольку абз. 4 п. 6 ст. 346.18 НК РФ не содержит положений, ограничивающих учет указанных сумм расходов в будущих налоговых периодах, можно включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, например, за 2005 – 2006 годы в расходы при исчислении налоговой базы за 2007 год (Письмо Минфина РФ от 07.09.2010 № 03 11 06/3/125).

Можно ли учесть сумму минимального налога, уплаченного за предыдущий налоговый период в случае получения убытков, если изменен объект налогообложения? Такой вопрос был рассмотрен в Письме Минфина РФ от 27.04.2011 № 03 11 11/106. Ситуация достаточно распространенная: «упрощенец» применял объект налогообложения «доходы минус расходы», получил убыток за налоговый период, уплатил минимальный налог, но затем поменял объект налогообложения на «доходы». По мнению налогоплательщика, он вправе учесть сумму минимального налога, уплаченного в связи с применением УСНО (объект «доходы минус расходы») за предыдущий налоговый период, в счет будущих платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО (объект «доходы»). Но мнение финансистов по данному вопросу прямо противоположное: при изменении объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, на объект налогообложения в виде доходов включение в состав расходов вышеуказанной суммы разницы невозможно. При этом сумма минимального налога, уплачиваемого в установленном ст. 346.18 Кодекса случае, не может считаться излишне уплаченной.

Отражение сумм минимального налога в налоговой декларации. Форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому при УСНО, утверждена Приказом Минфина РФ от 22.06.2009 № 58н.

Сумма минимального налога рассчитывается в разделе 2 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога» налоговой декларации по строке 270. Для этого значение показателя по строке 210 (сумма полученных доходов за налоговый период) умножается на 1 и делится на 100 (стр. 210 x 1 / 100). Затем полученное значение указывается в разделе 1 «Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» по строке 090 «Сумма минимального налога, подлежащая уплате за налоговый период» в случае, если сумма минимального налога больше суммы исчисленного налога за налоговый период, указанной по строке 260.

Срок уплаты минимального налога. Отдельных сроков для уплаты минимального налога гл. 26.2 НК РФ не установлено, то есть согласно п. 7 ст. 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период п. 1 и 2 ст. 346.23 НК РФ.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 346.23 НК РФ налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщиками – индивидуальными предпринимателями – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, минимальный налог уплачивается в бюджет организациями не позднее 31 марта, а индивидуальными предпринимателями – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
А если «упрощенец» утратил право на применение УСНО в течение налогового периода и уплате подлежит минимальный налог, в какие сроки налогоплательщик должен его уплатить? Налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. Фактически для таких налогоплательщиков окончание налогового периода по налогу в связи с применением УСНО совпадает с датой окончания отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором утрачено право на применение УСНО. Но при этом гл. 26.2 НК РФ не установлено для таких налогоплательщиков каких либо особенностей, касающихся изменения продолжительности налогового периода.

По мнению налоговиков, высказанному в Письме от 10.03.2010 № 3 2 15/[email protected], налогоплательщики, утратившие право на применение УСНО в течение календарного года, обязаны исчислять и уплачивать минимальный налог в общем порядке не позднее срока, определенного п. 7 ст. 346.21 НК РФ. При этом, по мнению ФНС, данные налогоплательщики вправе исчислить и уплатить минимальный налог и до наступления установленного срока в добровольном порядке.

Коды КБК для уплаты минимального налога. Минимальный налог уплачивается на отдельный код бюджетной классификации (КБК), отличный от кодов КБК для налога, уплачиваемого
при УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Коды КБК приведены в таблице (Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», Приказ ФНС РФ от 20.01.2011 № ММВ-7-1/[email protected] «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 05.12.2008 № ММ-3-1/[email protected]»). Таким образом, в 2012 году сам минимальный налог, а также пени и штрафы по нему уплачиваются на приведенные коды КБК.

www.klerk.ru

Смотрите так же:

  • Транспортный налог какой налоговый период Транспортный налог Налоги и налоговая система Налоговый кодекс Российской Федерации Транспортный налог До 2003 г. налогообложение транспортных средств базировалось на двух налогах — налоге с владельцев транспортных средств и […]
  • Иск об ограничении общения с ребенком образец Исковое заявление об ограничении родительских прав Решив ограничить родителя или обоих родителей в правах, что по сути значит лишить из права на личное воспитание, необходимо ознакомиться с требованиями Семейного и […]
  • Федеральный закон о предоставлении информации Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ"Об […]
  • Ставка на транспортный налог 2018 год москва Ставка транспортного налога на 2018 год МСК Транспортный налог в 2018 году в Москве и области Транспортный налог на автомобиль расчитывается и уплачивается согласно статье 28 налогового кодекса. Порядок его уплаты такой: ГИБДД, в которой […]
  • Приказ 91 по минздраву Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2011 г. N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения и социального […]
  • Свода правил 42133302011 «СП 42.13330.2011 СВОД ПРАВИЛ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* Издание официальное Москва 2011 СП . » МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ […]

Обсуждение закрыто.