Свода правил 42133302011

«СП 42.13330.2011 СВОД ПРАВИЛ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* Издание официальное Москва 2011 СП . »

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВОД ПРАВИЛ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО.

ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА

И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

СНиП 2.07.

01-89* Издание официальное Москва 2011 СП 42.13330.2011 Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки — постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».

Сведения о своде правил 1 ИСПОЛНИТЕЛИ: ЦНИИП градостроительства, ОАО «Институт общественных зданий», ГИПРОНИЗДРАВ, ОАО «Гипрогор»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации (ТК 465) «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики 4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 28 декабря 2010 г. № 820 и введен в действие с 20 мая 2011 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 42.13330.

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет © Минрегион России, 2010 Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Минрегиона России II СП 42.13330.2011 Содержание Введение……………………………………………………………….IV 1 Область применения……………………………………………. 1 2 Нормативные ссылки………………………………………………. 1 3 Термины и определения……………………………………………..

4 Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений………………………………. 2 5 Жилые зоны…………………………………………………………..7 6 Общественно-деловые зоны………………………………………..10 7 Параметры застройки жилых и общественно-деловых зон…….

8 Производственные зоны, зон

Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Учитывались также требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и сводов правил системы противопожарной защиты.

Работа выполнена авторским коллективом: руководитель темы — П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН;

Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепанов, канд. техн. наук, советник РААСН; Н.С. Краснощекова, канд. с/х наук, советник РААСН; Н.Б. Воронина; Г.Н. Воронова, советник РААСН; В.А. Гутников, канд. техн. наук, советник РААСН;

Э.В. Сарнацкий, чл.-корр. РААСН; З.К. Петрова, канд. архит.;

С.К. Регаме, О.С. Семенова, канд. техн. наук, советник РААСН;

С.Б. Чистякова, академик РААСН; с участием ОАО «Институт общественных зданий»: А.М. Базилевич, канд. архит.;

А.М. Гарнец, канд. архит.; ГИПРОНИЗДРАВ: Л.Ф. Сидоркова, канд. архит., М.В. Толмачева; ОАО «Гипрогор»: А.С. Кривов, канд. архит.; И.М. Шнайдер.

1 Область применения

1.1 Настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.

1.2 Настоящий свод правил направлен на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития поселений, охрану здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, сохранение памятников истории и культуры, защиту территорий поселений от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также на создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства.

1.3 Требования настоящего документа с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания.

Поселки городского типа (городские, рабочие, курортные) следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения.

1.4 Поселки при находящихся вне городов предприятиях и объектах, не имеющие статуса поселков городского типа, следует проектировать по ведомственным нормативным документам, а при их отсутствии — по нормам, установленным для сельских поселений с такой же расчетной численностью населения.

П р и м е ч а н и е — При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать мероприятия по гражданской обороне в соответствии с требованиями специальных нормативных документов.

2 Нормативные ссылки В настоящем своде правил использованы ссылки на нормативные, правовые, нормативно-технические документы и стандарты Российской Федерации, которые включены в перечень законодательных и нормативных документов, приведенный в справочном приложении А.

П р и м е ч а н и е – При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное 2 СП 42.13330.2011

4.5 Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций.

Перспективы развития сельского населенного пункта должны быть определены на основе схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений в увязке с формированием агропромышленного и рекреационного комплексов, а также с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений.

4.6 Территорию для развития городов необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарногигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий.

4.7 При разработке генеральных планов городов и сельских населенных пунктов необходимо исходить из оценки их экономико-географического, социального, производственного, историко-архитектурного и природного потенциала. При этом следует:

учитывать административный статус городов и сельских поселений, прогнозируемую численность населения, экономическую базу, местоположение и роль в системе расселения (агломерации), а также природно-климатические, социальнодемографические, национально-бытовые и другие местные особенности;

исходить из комплексной оценки и зонирования территории города и пригородной зоны, их рационального использования, имеющихся ресурсов (природных, водных, энергетических, трудовых, рекреационных), прогнозов изменения экономической базы, состояния окружающей среды и ее влияния на условия жизни и здоровья населения, социально-демографической ситуации, включая межгосударственную и межрегиональную миграцию населения;

предусматривать улучшение экологического и санитарно-гигиенического состояния окружающей среды поселений и прилегающих к ним территорий, сохранение историко-культурного наследия;

определять рациональные пути развития поселений с выделением первоочередных (приоритетных) и перспективных социальных, экономических и экологических проблем;

учитывать перспективы развития рынка недвижимости, возможность освоения территорий через привлечение негосударственных инвестиций и продажу гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды.

4.8 При планировке и застройке городов и других поселений необходимо зонировать их территорию с установлением видов преимущественного функционального использования, а также других ограничений на использование территории для осуществления градостроительной деятельности.

СП 42.13330.2011

Перечень функциональных зон документов территориального планирования может включать зоны преимущественно жилой застройки, смешанной и общественноделовой застройки, общественно-деловой застройки, производственной застройки, смешанной застройки, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные зоны, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, в том числе зоны размещения военных и иных режимных объектов, зоны кладбищ, прочие зоны специального назначения.

4.9 Границы территориальных зон устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки с учетом:

а) возможности сочетания в пределах одной зоны различных видов существующего и планируемого использования территории;

б) функциональных зон и параметров их планировочного развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

в) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

г) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;

д) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства.

4.10 Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

а) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

б) красным линиям;

в) границам земельных участков;

г) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

д) границам муниципальных образований, в том числе внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

е) естественным границам природных объектов;

ж) иным границам.

4.11 Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки.

4.12 Состав территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются градостроительным регламентом, правилами застройки с учетом ограничений, установленных градостроительным, земельным, природоохранным, санитарным, иным специальным законодательством, настоящими нормами, а также специальными нормами.

В составе территориальных зон могут выделяться земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами, предназначенными для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования земель общего пользования определяется органами местного самоуправления.

4.13 При выделении территориальных зон и установлении регламентов их использования необходимо учитывать также ограничения на градостроительную

4 СП 42.13330.2011

деятельность, обусловленные установленными зонами особого регулирования. В их числе: зоны исторической застройки, историко-культурных заповедников; зоны охраны памятников истории и культуры; зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округа санитарной и горно-санитарной охраны; санитарно-защитные зоны;

водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; зоны залегания полезных ископаемых; зоны, имеющие ограничения для размещения застройки в связи с неблагоприятным воздействием природного и техногенного характера (сейсмика, сход лавин, затопление и подтопление, просадочные грунты, подрабатываемые территории и др.).

4.14 Санитарно-защитные зоны производственных и других объектов, выполняющие средозащитные функции, включаются в состав тех территориальных зон, в которых размещаются эти объекты. Допустимый режим использования и застройки санитарно-защитных зон необходимо принимать в соответствии с действующим законодательством, настоящими нормами и правилами, санитарными правилами, приведенными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, а также по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологического надзора.

В районах, подверженных опасному воздействию природных и техногенных факторов, при зонировании территории поселений необходимо учитывать приведенные в настоящих нормах ограничения на размещение зданий и сооружений, связанные с длительным пребыванием большой численности людей.

В районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом сейсмического микрорайонирования. При этом под зоны жилой застройки следует использовать земельные участки с меньшей сейсмичностью.

В районах, подверженных радиационному загрязнению территорий поселений, при зонировании необходимо учитывать возможность поэтапного изменения режима использования этих территорий после проведения необходимых мероприятий по дезактивации почвы и объектов недвижимости.

4.15 При составлении баланса существующего и проектного использования территории поселения за основу необходимо принимать зонирование территории, определяемое 4.6 настоящих норм, указывая в составе выделяемых территориальных зон соответствующие категории земель, установленные земельным законодательством Российской Федерации.

В составе баланса существующего и проектного использования земель поселений необходимо выделять земли государственной собственности (федерального значения, субъектов Российской Федерации), муниципальной собственности, частной и иной собственности в увязке с данными градостроительного и земельного кадастров.

4.16 Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, предусматривая:

— компактное размещение и взаимосвязь территориальных зон с учетом их допустимой совместимости;

— зонирование и структурное членение территории в увязке с системой общественных центров, транспортной и инженерной инфраструктурой;

— эффективное использование территорий в зависимости от ее градостроительной ценности, допустимой плотности застройки, размеров земельных участков;

— комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природноклиматических, историко-культурных, этнографических и других местных особенностей;

СП 42.13330.2011

— эффективное функционирование и развитие систем жизнеобеспечения, экономию топливно-энергетических и водных ресурсов;

— охрану окружающей среды, памятников истории и культуры;

— охрану недр и рациональное использование природных ресурсов;

— условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в соответствии с требованиями нормативных документов.

В районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов, а также рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения и имеющих повышенную пожарную и взрывопожарную опасность.

В исторических городах следует обеспечивать сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривая разработку и осуществление программ и проектов комплексной реконструкции и регенерации исторических зон с учетом требований раздела 14.

Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с функциональной и планировочной организацией территории сельских муниципальных образований.

4.17 В крупнейших и крупных городах необходимо предусматривать комплексное использование подземного пространства для размещения в нем сооружений транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений, сооружений инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.

Размещение объектов в подземном пространстве допускается во всех территориальных зонах при выполнении санитарно-гигиенических, экологических и противопожарных требований, предъявляемых к данным объектам.

4.18 В районах, подверженных действию опасных и катастрофических природных явлений (землетрясения, цунами, сели, наводнения, оползни и обвалы), зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы.

В сейсмических районах функциональное зонирование территории следует предусматривать на основе микрорайонирования по условиям сейсмичности. При этом под застройку следует использовать участки с меньшей сейсмичностью в соответствии с требованиями СП 14.13330.

В районах со сложными инженерно-геологическими условиями под застройку необходимо использовать участки, требующие меньших затрат на инженерную подготовку, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений.

4.19 Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры.

6 СП 42.13330.2011

Примечания 1 В сейсмических районах необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения, а также пожаровзрывоопасных.

2 В исторических городах следует обеспечивать всемерное сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривать разработку и осуществление программ по комплексной реконструкции исторических зон, реставрации памятников истории и культуры.

3 При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо обеспечивать условия для беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СП 59.13330.

4.20 Участки садоводческих товариществ необходимо размещать с учетом перспективного развития городских и сельских поселений за пределами резервных территорий, предусматриваемых для индивидуального жилищного строительства, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания, как правило, не более 1,5 ч, а для крупнейших и крупных городов — не более 2 ч.

5.1 Жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, несовместимые с требованиями настоящих норм, не допускается размещать в жилых зонах.

В жилых зонах размещаются жилые дома разных типов (многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности; блокированные; усадебные с приквартирными и приусадебными участками); отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения с учетом требований раздела 10 настоящих норм; гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты.

Допускается размещать отдельные объекты общественно-делового и коммунального назначения с площадью участка, как правило, не более 0,5 га, а также мини-производства, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду (включая шум, вибрацию, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия), за пределами установленных границ участков этих объектов. Размер санитарно-защитных зон для объектов, не являющихся источником загрязнения окружающей среды, должен быть не менее 25 м.

П р и м е ч а н и е — К жилым зонам относятся также территории садово-дачной застройки, расположенной в пределах границ (черты) поселений. Развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в отношении этих зон необходимо предусматривать в объемах, обеспечивающих на перспективу возможность постоянного проживания.

5.2 Планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.

5.3 Для предварительного определения общих размеров жилых зон допускается принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.: в городах – при средней этажности жилой застройки до 3 этажей – 10 га для застройки без земельных участков

СП 42.13330.2011

и 20 га – для застройки с участком; от 4 до 8 этажей – 8 га; 9 этажей и выше – 7 га; в сельских поселениях с преимущественно усадебной застройкой – 40 га.

Для районов севернее 58о с. ш., а также климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА (СНиП 23-01) указанные показатели допускается уменьшать, но не более чем на 30 %.

При определении размера территории жилых зон следует исходить из необходимости поэтапной реализации жилищной программы. Объем жилищного фонда и его структура определяются на основе анализа фактических и прогнозных данных о семейном составе населения, уровнях его дохода, существующей и перспективной жилищной обеспеченности исходя из необходимости обеспечения каждой семьи отдельной квартирой или домом. Для государственного и муниципального жилищного фонда – с учетом социальной нормы площади жилья, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

П р и м е ч а н и е — Укрупненные показатели приведены при средней расчетной жилищной обеспеченности 20 м2/чел.

Расчетные нормативы жилищной обеспеченности допускается уточнять в региональных градостроительных нормативах.

5.4 Территории жилой зоны организуются в виде следующих функциональнопланировочных жилых образований:

— квартал (микрорайон) – основной планировочный элемент застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до га. В квартале (микрорайоне) могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории;

— район – формируется как группа кварталов (микрорайонов), как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.). Площадь территории района не должна превышать 250 га.

Примечания 1 Район, квартал (микрорайон) являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории.

2 При разработке документов по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории квартала или микрорайона, необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой и требуемый уровень социального и культурнобытового обслуживания населения для квартала (микрорайона) в целом.

3 В кварталах и микрорайонах жилых зон не допускается размещение объектов городского значения, а также устройство транзитных проездов на территории групп жилых домов, объединенных общим пространством (двором). Территория групп жилых домов, как правило, не должна превышать 5 га.

5.5 При планировочной организации жилых зон следует предусматривать их дифференциацию по типам застройки, ее этажности и плотности, местоположению с учетом историко-культурных, природно-климатических и других местных особенностей. Тип и этажность жилой застройки определяются в соответствии с социально-демографическими, национально-бытовыми, архитектурнокомпозиционными, санитарно-гигиеническими и другими требованиями, предъявляемыми к формированию жилой среды, а также возможностью развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и обеспечения противопожарной безопасности.

8 СП 42.13330.2011

В состав жилых зон могут включаться:

зона застройки многоэтажными жилыми домами ( 9 этажей и более);

зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5—8 этажей, включая мансардный);

зона застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный);

зона застройки блокированными жилыми домами;

зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными земельными участками.

В районах компактного проживания малочисленных народностей при формировании жилых зон и выборе типа жилищ необходимо учитывать исторически сложившийся уклад жизни населения.

П р и м е ч а н и е — В региональных и местных градостроительных нормативах, правилах землепользования и застройки, а при их отсутствии – в градостроительной документации допускается уточнять типологию жилой застройки, а также предусматривать дополнительные ограничения по размещению отдельных объектов в зонах жилой застройки.

5.6 Расчетные показатели объемов и типов жилой застройки должны производиться с учетом сложившейся и прогнозируемой социально-демографической ситуации и доходов населения. При этом рекомендуется предусматривать разнообразные типы жилых домов, дифференцированных по уровню комфорта в соответствии с таблицей 2. Средний расчетный показатель жилищной обеспеченности зависит от соотношения жилых домов и квартир различного уровня комфорта и определяется расчетом.

5.7 Размер земельного участка при доме (квартире) определяется региональными градостроительными нормативами с учетом демографической структуры населения в зависимости от типа дома и других местных особенностей с учетом приложения Д.

Предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются органами местного самоуправления. Допускается для ведения личного подсобного хозяйства выделение части земельного участка, недостающей до установленной максимальной нормы, за пределами жилой зоны.

5.8 При реконструкции жилой застройки должна быть, как правило, сохранена и модернизирована существующая капитальная жилая и общественная застройка.

Допускаются строительство новых зданий и сооружений, изменение функционального использования нижних этажей существующих жилых и общественных зданий, надстройка зданий, устройство мансардных этажей, использование надземного и подземного пространства при соблюдении санитарно-гигиенических, противопожарных и других требований настоящих правил. При этом необходимо также обеспечивать нормативный уровень обслуживания населения в соответствии с требованиями раздела 10 настоящих норм, а также модернизацию инженерной и транспортной инфраструктур.

5.9 Границы, размеры и режим использования земельных участков при многоквартирных жилых домах, находящихся в общей долевой собственности членов товарищества – собственников жилых помещений в многоквартирных домах (кондоминиумах), определяются в градостроительной документации с учетом законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

5.10 Планировочная организация жилых зон сельских поселений должна определяться в увязке с размещением производственных объектов при соблюдении требований их взаимной совместимости.

Жилые зоны не должны пересекаться дорогами I, II и III категорий, а также дорогами, предназначенными для движения сельскохозяйственных машин.

5.11 В сельских населенных пунктах следует предусматривать преимущественно жилые дома усадебного и коттеджного типов, допускаются многоквартирные малоэтажные жилые дома, блокированные жилые дома с земельными участками при домах (квартирах) (приложение Д).

Для жителей многоквартирных жилых домов хозяйственные постройки для скота и птицы могут выделяться за пределами жилой зоны; при многоквартирных домах допускается устройство встроенных или отдельно стоящих коллективных подземных хранилищ сельскохозяйственных продуктов, площадь которых определяется региональными градостроительными нормативами, а при их отсутствии – заданием на проектирование.

6 Общественно-деловые зоны

6.1 Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, 10 СП 42.13330.2011 административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В перечень объектов недвижимости, разрешенных к размещению в общественноделовых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

В исторических городах в состав общественно-деловых зон могут включаться памятники истории и культуры при соблюдении требований к их охране и рациональному использованию, приведенных в разделе 14 настоящих норм.

6.2 Общественно-деловые зоны следует формировать как центры деловой, финансовой и общественной активности в центральных частях городов, на территориях, прилегающих к магистральным улицам, общественно-транспортным узлам, промышленным предприятиям и другим объектам массового посещения.

По типу застройки и составу размещаемых объектов общественно-деловые зоны городов могут подразделяться на многофункциональные (общегородские и районные) зоны и зоны специализированной общественной застройки.

6.3 В многофункциональных (общегородских и районных) зонах, предназначенных для формирования системы общественных центров с наиболее широким составом функций, высокой плотностью застройки при минимальных размерах земельных участков, преимущественно размещаются предприятия торговли и общественного питания, учреждения управления, бизнеса, науки, культуры и другие объекты городского и районного значения, жилые здания с необходимыми учреждениями обслуживания, а также места приложения труда и другие объекты, не требующие больших земельных участков (как правило, не более 1,0 га) и устройства санитарно-защитных разрывов шириной более 25 м.

6.4 В составе общегородской многофункциональной зоны могут быть выделены ядро общегородского центра, зона исторической застройки, в том числе ее особые сложившиеся морфотипы застройки. Конкретные регламенты определяются градостроительной документацией, территориальными строительными нормами и правилами застройки.

В исторических городах ядро общегородского центра допускается формировать полностью или частично в пределах зоны исторической застройки при условии обеспечения целостности сложившейся исторической среды. При этом необходимо сохранять, восстанавливать и развивать наряду с общественной исторической застройкой жилую застройку, обеспечивая комплексность функционирования среды.

Тип и этажность жилой застройки в исторических зонах определяются проектом на базе историко-градостроительных исследований, выявляющих функциональные и архитектурно-пространственные особенности развития исторического города, его историко-культурные традиции, и устанавливающих требования и рекомендации к реконструкции существующей застройки, в том числе регламенты по использованию надземного и подземного пространства.

6.5 Зоны специализированной общественной застройки формируются как специализированные центры городского значения – административные, медицинские, научные, учебные, торговые (в том числе ярмарки, вещевые рынки), выставочные, спортивные и другие, которые размещаются как в пределах городской черты, так и за ее пределами.

СП 42.13330.2011

При размещении указанных зон следует учитывать особенности их функционирования, потребность в территории, необходимость устройства автостоянок большой вместимости, создание развитой транспортной и инженерной инфраструктур, а также степень воздействия на окружающую среду и прилегающую застройку.

6.6 Смешанные зоны формируются в сложившихся частях городов, как правило, из кварталов с преобладанием жилой и производственной застройки. В составе этих зон допускается размещать: жилые и общественные здания, учреждения науки и научного обслуживания, учебные заведения, объекты бизнеса, промышленные предприятия и другие производственные объекты (площадь участка, как правило, не более 5 га) с непожароопасными и невзрывоопасными производственными процессами, не создающие шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений, загрязнений атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, превышающих установленных для жилой и общественной застройки норм, не требующие устройства санитарно-защитных зон более 50 м, подъездных железнодорожных путей, а также не требующие большого потока грузовых автомобилей (не более 50 автомобилей в сутки в одном направлении).

Прочитайте интересные книги о жизни.

При реконструкции и упорядочении чересполосного размещения сложившейся жилой и производственной застройки в смешанных зонах в случае невозможности устранения вредного влияния предприятия на окружающую среду следует предусматривать уменьшение мощности, перепрофилирование предприятия или отдельного производства или его перебазирование за пределы смешанной зоны в производственную зону.

Площадь территории, для которой может быть установлен режим смешанной производственно-жилой зоны, должна быть не менее, га: в городах: – 10, в сельских поселениях – 3.

6.7 В малых городах и поселках в районах усадебной застройки, а также в сельских поселениях допускается формировать смешанные зоны с включением малых предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, а также других производственных объектов, размещение которых допустимо в жилых зонах.

В сельских поселениях по согласованию с органами санитарноэпидемиологического надзора в составе смешанных зон допускается размещать малые предприятия, мини-фермы и другие сельскохозяйственные объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон шириной более 50 м.

7 Параметры застройки жилых и общественно-деловых зон

7.1 Расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 14 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СП 52.13330, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в разделе 15 настоящего свода правил.

Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой 2-3 этажа – не менее 15 м; 4 этажа – не менее 20 м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат – не менее 10 м. В условиях реконструкции и в других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также

12 СП 42.13330.2011

обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

На площадках сейсмичностью 8 баллов и выше расстояния между длинными сторонами секционных жилых зданий должны быть не менее двух высот наиболее высокого здания.

В районах усадебной и садово-дачной застройки расстояния от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должны быть не менее 6 м, а расстояния до сарая для содержания скота и птицы – в соответствии с 8.6 настоящих норм. Расстояние от границы участка должно быть не менее, м: до стены жилого дома – 3; до хозяйственных построек – 1. При отсутствии централизованной канализации расстояние от туалета до стен соседнего дома необходимо принимать не менее 12 м, до источника водоснабжения (колодца) – не менее 25 м.

Примечания 1 Допускается блокировка жилых домов, а также хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом противопожарных требований, приведенных в разделе 15 настоящего свода правил.

2 Указанные нормы распространяются и на пристраиваемые к существующим жилым домам хозяйственные постройки.

7.2 Расстояние от границ участков производственных объектов, размещаемых в общественно-деловых и смешанных зонах, до жилых и общественных зданий, а также до границ участков дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и отдыха следует принимать не менее 50 м.

7.3 В сельских поселениях и в районах усадебной застройки городов размещаемые в пределах жилой зоны группы сараев должны содержать не более 30 блоков каждая.

Сараи для скота и птицы следует предусматривать на расстоянии от окон жилых помещений дома не менее, м: одиночные или двойные – 10, до 8 блоков – 25, свыше 8 до 30 блоков – 50.

Площадь застройки сблокированных сараев не должна превышать 800 м2.

Расстояния между группами сараев следует принимать в соответствии с разделом 15 настоящего свода правил.

Расстояние от сараев для скота и птицы до шахтных колодцев должно быть не менее 20 м.

П р и м е ч а н и е — Допускается пристройка хозяйственного сарая (в том числе для скота и птицы), гаража, бани, теплицы к усадебному дому с соблюдением требований санитарных и противопожарных норм.

7.4 Площадь озелененной территории квартала (микрорайона) многоквартирной застройки жилой зоны (без учета участков школ и детских дошкольных учреждений) должна составлять, как правило, не менее 25 % площади территории квартала.

П р и м е ч а н и е — В площадь отдельных участков озелененной территории включаются площадки для отдыха, для игр детей, пешеходные дорожки, если они занимают не более 30 % общей площади участка.

7.5 В кварталах (микрорайонах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природно-климатических и других местных условий. Состав площадок и размеры их территории должны определяться территориальными нормами или правилами застройки. При этом общая площадь территории, занимаемой площадками для игр детей, отдыха взрослого

СП 42.13330.2011

населения и занятий физкультурой, должна быть не менее 10 % общей площади квартала (микрорайона) жилой зоны.

Размещение площадок необходимо предусматривать на расстоянии от окон жилых и общественных зданий не менее, м:

для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………..12 для отдыха взрослого населения…………………………………………………..10 для занятий физкультурой (в зависимости от шумовых характеристик*)…….………………………….……………………….…..…10— для хозяйственных целей………………………………………….……..………..20 для выгула собак…………………………………………………….……..………40 для стоянки автомашин…………………………………………. ….по таблице 10 * Наибольшие значения принимать для хоккейных и футбольных площадок, наименьшие – для площадок для настольного тенниса.

Расстояния от площадок для сушки белья не нормируются; расстояния от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, а также до границ детских дошкольных учреждений, лечебных учреждений и учреждений питания следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание – не более 100 м (для домов с мусоропроводами) и 50 м (для домов без мусоропроводов).

П р и м е ч а н и е — Допускается уменьшать, но не более чем на 50 % удельные размеры площадок: для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физкультурой в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД, IIА, и IVА, IVГ, в районах с пыльными бурями при условии создания закрытых сооружений для хозяйственных целей, при застройке зданиями 9 этажей и выше; для занятий физкультурой при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона для школьников и населения.

7.6 Плотность застройки жилых, общественно-деловых и смешанных зон следует принимать в соответствии с региональными градостроительными нормативами с учетом установленного зонирования территории, типа и этажности застройки, дифференциации территории по градостроительной ценности, состояния окружающей среды, природно-климатических и других местных условий.

Предельные значения коэффициентов застройки и коэффициентов плотности застройки территории кварталов (микрорайонов) жилых, общественно-деловых и смешанных зон приведены в приложении Г. В региональных градостроительных нормативах при соответствующих обоснованиях допускается уточнение (увеличение или уменьшение) предельно допустимых значений плотности застройки различных зон, а также установление более дифференцированных показателей плотности с учетом величины города и типа застройки.

Расчетная плотность населения микрорайона при многоэтажной комплексной застройке и средней жилищной обеспеченности 20 м2 на 1 чел. не должна превышать 450 чел/га.

7.7 При комплексной реконструкции сложившейся застройки и в других сложных градостроительных условиях допускается при соответствующем обосновании уточнять настоящие нормативные требования заданием на проектирование по согласованию с местными органами архитектуры и градостроительства, органами государственного санитарно-эпидемиологического и природоохранного надзора и государственной противопожарной службы. При этом необходимо обеспечивать улучшение санитарногигиенических и экологических условий проживания населения, а также снижение пожарной опасности застройки.

СП 42.13330.2011

При реконструкции жилой и общественной застройки с надстройкой этажей, включая мансардные этажи, их размеры и конфигурацию необходимо определять с учетом нормативной продолжительности инсоляции и освещенности в соответствии с разделом 14 настоящего свода правил.

При реконструкции 5-этажной жилой застройки в районах массового строительства по условиям инсоляции и освещенности допускается надстройка до двух этажей, не считая мансардного, если расстояния между длинными сторонами зданий не менее 30 м (при широтной, меридиональной и диагональной ориентации) и 15 м между длинными сторонами и торцами жилых зданий, расположенных под прямым углом, раскрытым на южную сторону горизонта.

В исторических зонах надстройка мансардных этажей допускается при соблюдении общего стилевого единства исторической среды, сохранении исторически сложившегося визуально-ландшафтного восприятия памятников истории и культуры.

7.8 В зонах чрезвычайной экологической ситуации и зонах экологического бедствия, определенных в соответствии с критериями оценки экологической обстановки территорий, не допускается увеличение существующей плотности жилой застройки без проведения необходимых мероприятий по охране окружающей среды.

8 Производственные зоны, зоны транспортной и инженерной инфраструктур

8.1 В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

— коммунальные зоны – зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;

— производственные зоны – зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду, как правило, требующие устройства санитарно-защитных зон шириной более 50 м, а также железнодорожных подъездных путей;

— иные виды производственной (научно-производственные зоны), инженерной и транспортной инфраструктур.

В производственных зонах допускается размещать сооружения и помещения объектов аварийно-спасательных служб, обслуживающих расположенные в производственной зоне предприятия и другие объекты.

Примечания 1 При размещении и реконструкции предприятий и других объектов на территории производственной зоны следует предусматривать меры по обеспечению их безопасности в процессе эксплуатации, а также предусматривать в случае аварии на одном из предприятий защиту населения прилегающих районов от опасных воздействий и меры по обеспечению безопасности функционирования других предприятий. Степень опасности производственных и других объектов определяется в установленном законодательством порядке в соответствии с техническими регламентами.

2 При реконструкции объектов сложившейся производственной застройки, являющихся памятниками истории и культуры, необходимо предусматривать меры по сохранению их исторического облика.

8.2 В пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома, гостиницы, общежития, садово-дачную застройку, дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с

СП 42.13330.2011

обслуживанием производства. Территория санитарно-защитных зон не должна использоваться для рекреационных целей и производства сельскохозяйственной продукции.

П р и м е ч а н и е — Участки санитарно-защитных зон предприятий не включаются в состав территории предприятий и могут быть предоставлены для размещения объектов, строительство которых допускается на территории этих зон. Оздоровительные, санитарно-гигиенические, строительные и другие мероприятия, связанные с охраной окружающей среды на прилегающей к предприятию загрязненной территории, включая благоустройство санитарно-защитных зон, осуществляются за счет предприятия, имеющего вредные выбросы.

8.3 В составе производственных зон городов могут формироваться промышленные зоны, предназначенные для размещения преимущественно промышленных предприятий в зависимости от санитарной классификации производств, научно-производственные, коммунально-складские.

«ООО «ТюменНИИгипрогаз» СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ Геология и геофизика Разработка и эксплуатация месторождений углеводородов и строительство скважин Тюмень УДК 06:622.279.23/. ББК 33.361 С23 Редакционная коллегия: В. Н. Маслов (председатель), д. т. н.; М. Н. Гагарин; А. В. Красовский, к. т. н.; Д. В. Мариненков, к. т. н.; М. И. Меркушев, к. э. н.; А. Н. Нестеренко, к. т. н.; С. А. Скрылев, к. г.-м. н.; Р. А. Соколовский, к. г.-м. н.; В. Ф. Штоль, к. т. н. Сборник научных трудов ООО. »

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 марта 2004 г. N 15/1 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Список изменяющих документов (в ред. Приказа Минрегиона России от 01.06.2012 N 220, Приказа Минстроя России от 16.06.2014 N 294/пр) Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищнокоммунальному комплексу. »

«ООО «АФ «Эксклюзив Консалтинг» ОГРН 1115024003852, ИНН 5024121109 117246, г. Москва, Научный проезд, 13 к.310 Тел.: +7 (495) 972-61-42 E-mail: [email protected] НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ за март 2015 года Оглавление Государство, гражданское, акционерное право Строительство Бухгалтерский учет и отчетность Аудит Налоговый контроль Налог на добавленную стоимость (НДС) Налог на прибыль Налог на имущество организаций Транспортный налог Страховые взносы Налоги физических лиц (НДФЛ. »

«Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия География. Том 24 (63). 2011 г. №1. С.109-120. УДК 628.394.1:574.5 (262.54) ОКЕАНОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ СОВРЕМЕННОГО АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОСИСТЕМУ КЕРЧЕНСКОГО ПРОЛИВА Панов Б.Н.1, Ломакин П.Д.2, Жугайло С.С.1, Авдеева Т.М.1, Спиридонова Е.О.1 Южный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии, г. Керчь Морской гидрофизический институт НАН Украины, г. Севастополь В. »

«Вестник ТГАСУ № 4, 2015 49 УДК 726.5 МОНИЧ ГАЛИНА ИЛЬДАРОВНА, магистрант, [email protected] МАНОНИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, канд. ист. наук, доцент, [email protected] Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, АРХИТЕКТУРА МЕЧЕТЕЙ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА В статье рассматривается исламская культовая архитектура и воссоздается целостная картина исламского конфессионального строительства на территории Томской губернии на. »

«Итоги проведения II Инвестиционно-строительного форума «Крым-2015» 15 16 мая 2015 года, г. Ялта 15-16 мая 2015 г. в г. Ялта, гостиничный комплекс «Ялта-Интурист», при поддержке Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Союза строителей Республики Крым и Общероссийской Общественной Организации «Деловая Россия», прошел II Инвестиционно-строительный форум «Крым-2015». Организатором Форума выступил «Экспертно-информационный центр Крыма и г. Севастополя». На форуме обсуждались. »

«Федеральный центр ценообразования в замглавы министерства или ведомства о назначении проверки посещать здания и помещения, используемые СРО, если это отвечает целям проверки. строительстве будет передан в ведение Росстроя Сотрудники госорганов будут направлять в уполномоченные органы сведения и материалы, связанные с нарушениями действующего Федеральный центр ценообразования в строительстве и законодательства РФ членами СРО, для решения вопросов о проведении промышленности строительных. »

«ПРОТОКОЛ от 24 марта 2015 года № 1 Общего собрания членов Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство по повышению качества строительства в г. Томске и Томской области Основание для созыва Общего собрания – решение Совета Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство по повышению качества строительства в г. Томске и Томской области (согласно п. 8.8 Устава). Дата проведения 24 марта 2015 года. Время проведения 10:00-13:00 Место проведения Общего собрания – г. Томск, пр. »

«Публичный доклад руководителя МБДОУ ДС №10. 2014-2015 учебный год Публичный доклад руководителя МБДОУ ДС №10 за 2014-2015 учебный год 1. Общие характеристики учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направлений развития воспитанников №10 «Родничок» создано и зарегистрировано постановлением Главы города Озёрска Челябинской области от11.04.2000 года № 265-рп. Расположено в. »

«Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Специалист в области территориального планирования и градостроительного проектирования» Москва Содержание Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций.. 3 1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности 1.2. Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням). »

«Документ предоставлен системой Гарант http://www.garant.ru Свод правил СП 42.13330.2011 СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 г. N 820) Urban development. Urban and rural planning and development Дата введения 20 мая 2011 г. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* Введение Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и. »

«Достижения в области сейсмостойкого строительства в новыx экономическиx условияx. Опыт государств-участников СНГ (Доклад Министерства градостроительства Республики Армения на XXXV заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ) Предисловие Современные крупные города невозможно представить без многоэтажных зданий и сооружений. Многоэтажные здания обладают важным композиционным качеством определять силуэт города, формировать. »

«В Минстрое обсудили реализацию пунктов «дорожной карты» 28 мая в здании Минстроя России под «Оптимизация требований к составу и содержанию председательством заместителя министра строительства разделов проектной документации объектов капитального и жилищно-коммунального хозяйства Российской строительства. Промежуточные итоги общественной Федерации Натальи Антипиной состоялось рабочее экспертизы ПП РФ № 87 и направления дальнейшей совещание по вопросу реализации пунктов 11 и 15 Плана работы», а. »

«Бюллетень новых поступлений за 2015 год Юг России в Великой Отечественной войне: 63.3(2) тропы памяти [Текст] : сб. науч. ст. / [Под ред. Ю 1 И.В. Ребровой]; ГОУ КубГТУ ВПО. Краснодар : Изд-во КубГТУ, 2011 (31502). 278 с. ISBN 978Рос-4Кр) Строительство сельских зданий и сооружений из 631.2 сборных унифицированных железобетонных деталей С 863 / Гринберг М.И. и др. М. : Стройиздат, 1969. 221 с. 728.9 Чеботарев О.Н. 664.7 Технология муки, крупы и комбикормов : учеб. Ч-343 пособие; лаб. практикум. »

«Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ № 4 (88) ОТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС К ДИНАМИЧНОМУ РАЗВИТИЮ ПОСТРАДАВШИХ РАЙОНОВ Минск 2011 Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г., стала крупнейшей техногенной катастрофой XX века, в которой в наибольшей степени пострадали Беларусь, Украина и Россия. Для нашей республики, имеющей намного меньшие территорию, демографический и экономический. »

«Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики АУ «Центр энергосбережения» Минстроя Чувашии Технико-экономическое обоснование мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности (для промышленных предприятий и ресурсоснабжающих организаций) Чебоксары 2014 год Оглавление Общие положения 1 Установка турбоагрегата (турбоустановки) малой мощности 2 Внедрение регулируемого электропривода 2.1 Внедрение регулируемого электропривода насоса 2.2. »

«ПРОЕКТ ЛЕСОУСТРОИТЕЛЬНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Проект лесоустроительной инструкции подготовлен авторским коллективом в составе: Черных Валерий Леонидович, заведующий кафедрой лесной таксации и лесоустройства ПГТУ, д.с.-х.н., профессор, Трейфельд Рудольф Фрицевич, генеральный директор ООО «Лесэкспертиза», к.с.-х.н., Гиряев Михаил Дмитриевич, заведующий кафедрой лесоустройства и охраны леса МГУЛ леса, д.с.-х.н., Кашпор Николай Николаевич, заместитель генерального директора ЗАО «ВНИИЦЛЕСРЕСУРС», к.э.н. »

«Департамент градостроительной политики города Москвы Управление научно-технической политики ГУП «НИИМОССТРОЙ» НАУКА МОСКОВСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ 2013 Аннотированный сборник выполненных НИР № 2 (19) Москва 2013 УДК 69 НАУКА – МОСКОВСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ Аннотированный сборник выполненных НИР № 2 (19) 2013 с. 71 Редакционная коллегия А.Ю.Степанов, канд.техн.наук (председатель), М.П.Буров, д-р экон.наук, В.Ф.Коровяков, д-р техн.наук, В.К.Шерстнева Государственное унитарное предприятие. »

«1 РОСВОДОКАНАЛ СОДЕРЖАНИЕ 3 Обращение Генерального директора и Президента ГК «РОСВОДОКАНАЛ» 5 О Группе компаний «РОСВОДОКАНАЛ» 6 Сфера деятельности и основные виды услуг 7 Основные финансовые показатели 8 Структура Группы 11 Система корпоративного управления 13 Взаимодействие с заинтересованными сторонами 15 Принципы организации работы ГК «РОСВОДОКАНАЛ» 16 Государственно-частное партнерство 16 Инвестиции 19 Тарифообразование 20 Участие Компании в развитии отрасли 23 Устойчивое развитие —. »

«mitragrup.ru тел: 8 (495) 532-32-82 ООО «МИТРА ГРУПП»; Юр. Адрес: 129128, г. Москва, пр-д Кадомцева, д. 15, пом. III, ком. 18А; Факт. адрес: г. Москва, ул. Ленинская слобода, д.19; ОГРН: 1147746547673; ИНН: 7716775139; КПП: 771601001; Банк: Московский банк ОАО «Сбербанк России»; р/с: 40702810738000069116; к/с: 30101810400000000225; БИК: 044525225 ОТЧЁТ № 562797-Н об оценке рыночной стоимости, двухкомнатной квартиры, общей площадью 139,0 кв. м., расположенной по адресу (строительный): г. Москва. »

www.nauka.x-pdf.ru

Смотрите так же:

  • Приказ гибдд 605 Приказ МВД России от 7 августа 2013 г. N 605 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к […]
  • Архангельская экспертиза проектной документации ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ от 22 февраля 2011 г. № 38-пп ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ от 22 февраля 2011 г. № 38-пп ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 февраля 2011 г. № […]
  • Заверенные синей печатью Копии сертификатов и деклараций о соответствии После прохождения сертификации или декларирования, заявитель получает на руки оригиналы соответствующих разрешительных документов в единичном экземпляре. При этом согласно законодательству, […]
  • Федеральный закон n 138-фз Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ"О лотереях" С изменениями и дополнениями от: 21 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г., […]
  • Материнский капитал в ставропольском крае 2018 Материнский капитал в Ставрополе и Ставропольском крае В 2011 году в Ставропольском крае официально появилась программа регионального материнского капитала для многодетных семей. Однако позже местные власти неоднократно переносили сроки […]
  • О присяжных заседателя закон Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ"О присяжных заседателях […]

Обсуждение закрыто.