Сумма неустойки по контракту

Сумма неустойки по контракту

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Как считать неустойку по контракту для государственных и муниципальных нужд? Судебная практика

Доля ставки рефинансирования может быть определена договором (увеличена).

В практике встречаются случаи споров между сторонами по поводу правильности расчета неустойки (пени), и в частности правомерности деления полученной суммы неустойки на 360 дней.

Например, в п. 5.2. договора сторонами установлена ответственность поставщика в случае просрочки поставки товара в размере одной десятой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пени) ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Истцом предъявлена ко взысканию неустойка в сумме 231 840 руб. за период с 23.10.2010 по 12.11.2010, исчисленная по формуле: 1 380 000 руб. x 8% /10 x 21 = 231 840 руб., где 1 380 000 руб. — сумма контракта, 8% — ставка рефинансирования ЦБ РФ, 1/10 — определенная договором доля ставки рефинансирования, 21 — количество дней просрочки.

По мнению ответчика, расчет неустойки , определенный п. 5.2 договора, подлежит делению на триста шестьдесят дней в году.

Суды не согласились с позицией ответчика о необходимости деления полученной суммы неустойки на 360 дней, указав, что пункт 5.2 договора свидетельствует о согласовании сторонами размера неустойки, подлежащей применению в случае нарушения обязательства. То обстоятельство, что размер неустойки определен в размере 1/10 от ставки рефинансирования, не дает оснований для уменьшения ее размера путем деления на триста шестьдесят дней в году. ( Постановление ФАС Центрального округа от 28.11.2011 по делу N А35-3045/2011)

По другому делу: решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2010 г. заявленные истцом требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 4 519 руб. 09 коп. неустойки, в удовлетворении остальной части требований отказано.

Удовлетворяя требования истца в части, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку неустойка исчисляется исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, имеющей характер годовых процентов, она должна исчисляться из расчета количества дней в году, в связи с чем размер неустойки, по мнению суда, составил 4 519 руб. 09 коп.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 г. указанное решение суда изменено: с ответчика в пользу истца взыскано 1 301 496 руб. 76 коп. неустойки, государственная пошлина в размере 26 014 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.

Изменяя решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что размер неустойки (пени) за нарушение стороной обязательств по государственному контракту должен быть не менее 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, поэтому, поскольку при расчете неустойки судом первой инстанции по формуле — сумма долга x 7,75% / 300 / 360 дней в году x на количество дней просрочки — уже произведено деление ставки рефинансирования ЦБ РФ, повторное деление полученного результата на 360 дней не соответствует закону.

Суд апелляционной инстанции, изменяя решения суда первой инстанции в части подлежащей взысканию неустойки правильно руководствовался положениями ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», и указал, что поскольку при расчете неустойки уже произведено деление ставки рефинансирования ЦБ РФ, повторное деление полученного результата на 360 дней, произведенное судом первой инстанции, не соответствует закону. ( Постановление ФАС Московского округа от 18.02.2011 N КА-А40/315-11 по делу N А40-28954/10-62-293)

Вернуться к оглавлению обзора судебной практики : Взыскание неустойки, пени, штрафа за просрочку . Размер, расчет, формулы. Судебная практика

logos-pravo.ru

Расчет пени (неустойки) по 44-ФЗ пример

Недобросовестное исполнение государственных контрактов влечет за собой ущерб не только для сторон, но и для простых граждан. Поэтому за такие нарушения на виновника накладывается взыскание. Если речь идет о несоблюдении сроков выполнения своих обязательств, то виновная сторона должна будет уплатить пени в соответствующем размере.

Что такое пени и в каких случаях они выплачиваются

Из норм Налогового Кодекса РФ следует, что пени – это денежная сумма, которая выплачивается стороной по договору в случае просрочки исполнения взятых на себя обязательств. Гражданский Кодекс приравнивает понятия пени и неустойки. Целью их взыскания становится компенсация причиненного ущерба.

Обязанность по уплате пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, заключенному по 44-ФЗ возложена на стороны статьей 34. Такое взыскание может быть наложено как на поставщика, так и на заказчика. При этом порядок расчета и выплаты такой неустойки должен быть прописан в контракте.

Сторона может быть освобождена от выплаты пени, если докажет, что нарушение ей обязательств произошло под действием обстоятельств непреодолимой силы или по вине второй стороны. Обжалование назначенной неустойки производится в судебном порядке.

Расчет пени для заказчика

В соответствие с частью 5 статьи 34 в случае просрочки оплаты поставленных по государственному контракту товаров или услуг на заказчика накладывается обязательство по выплате пени в сумме, равной 1/300 ставки рефинансирования от невыплаченной суммы. Отсчет дней просрочки ведется от суток, следующих за крайней датой исполнения обязательств.

Рассмотрим пример. Итоговая стоимость контракта составляет 600 000 рублей. Крайняя дата оплаты поставленных товаров – 11 мая. Заказчик перечислил деньги на счет поставщика только 22 мая. Переведена была вся сумма полностью. Таким образом, заказчик просрочил исполнение обязательств на 11 дней. Ставка рефинансирования на тот момент зафиксирована на уровне 11%. Следовательно, пеня будет рассчитываться по следующей формуле:

Цена контракта * (1/300 * ставку рефинансирования) * кол-во дней просрочки = 600 000 *(1/300 * 0,11) * 11 = 2420 рублей

Стороны не вправе самовольно изменять размер пени. Если заказчик отказывается выплачивать неустойку, поставщик вправе требовать этого чрез суд.

Расчет пени для поставщика

Внимание, в связи с введением в действие новых норм постановленем Правительства № 1042 от 30.08.2017 г. порядок расчета неустойки для поставщика изменился, читайте об изменённых правилах здесь.

Расчет пени, подлежащих к уплате поставщиком, проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ за номером 1063 от 25 ноября 2013 года. Неустойка будет определяться, исходя из объема невыполненных обязательств и длительности просрочки.

Формула для вычисления размера пени следующая:

Пени = (Цена контракта – Стоимость уже выполненных обязательств) * Размер ставки

Ставка высчитывается по формуле: Ставка = Ставка рефинансирования * Коэффициент К * Кол-во дней просрочки

Коэффициент К высчитывается по формуле: Кол-во дней просрочки/ Срок исполнения обязательств * 100%. При этом для расчета ставки коэффициент К выбирается по таблице (приведена ниже).

Расчетное значение коэффициента К в %

Значение для расчета ставки

goszakupkirf.ru

Пени и штрафы: расчет по Закону № 44-ФЗ

Нарушение договорных обязательств всегда ущемляет интересы добросовестного контрагента, однако если это касается госзакупок, то в итоге в качестве пострадавшей стороны выступают обычные граждане. По этой причине методы расчета штрафных санкций и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, законодатель оговаривает отдельно. Сегодня расчет штрафов и пеней осуществляется в соответствии с «Правилами определения размера штрафных санкций, которые начисляются при ненадлежащем исполнении предусмотренных контрактом обязательств (исключение составляют просрочка исполнения обязательств, а также размер пени, начисляемой за каждый из дней просрочки обязательств)».

Давайте на примерах рассмотрим, каким образом определяется сумма неустойки и как в государственном контракте прописывать раздел, касающийся ответственности сторон сделки.

Ответственность заказчика

Размер пени, взыскиваемой в случае просрочки выполнения обязательств заказчика, Правила не регулируют, поэтому нужно ориентироваться непосредственно на нормы Закона № 44 «О контрактной системе…». Статьей 34 (часть 5) этого Закона размер неустойки определен как 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый из дней просрочки от суммы, которая не уплачена в срок (начиная со дня, который следует после того, как истечет срок исполнения договорного обязательства). С 1.01.2016 ставка рефинансирования приравнена к ключевой.

Например, при контрактной цене в 500 тысяч рублей дата последнего перечисления суммы оплаты поставщику – 20 марта, по факту же средства в полном объеме были перечислены 31 марта. В этом случае расчет пени за полный период будет выглядеть так:

  • 500 тыс. рублей x (11% х 1/300) x 11 (число дней с 21 по 31 марта) = 2016,67 руб.

Допустим, вовремя было перечислено лишь 200 тыс. рублей, остальные же 300 тыс. рублей были просрочены. В этом случае расчет будет следующим:

  • 300 тыс. рублей x (11% х 1/300) x 11 (число дней с 21 по 31 марта) = 1210,00 руб.

Размер пени не разрешается изменять по согласованию сторон, поскольку Закон № 44 (статья 34, часть 5) такую возможность не предусматривает.

Размер штрафов за иные нарушения контракта, совершенные заказчиком (кроме просрочки), должен устанавливаться фиксированной суммой прямо в контракте. Причем Правилами строго регламентирован размер штрафных санкций в зависимости от контрактной цены (пункт 5 Правил).

Размер штрафа, который взыскивается с заказчика при ненадлежащем исполнении им обязанностей по госконтракту, таблица № 1.

Шкала контрактной цены не совсем корректно сформулирована, поэтому встает вопрос: какой необходимо прописать размер штрафа, если контрактная цена составляет, например, ровно 50 млн рублей. Однако в этом случае предсказать поведение заказчика нетрудно: наверняка в контракте будет предусмотрен меньший размер штрафа. Аналогичная ситуация возникает также в случае определения размера штрафных санкций поставщика.

Возможно, Вас также заинтересует:

Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.

Тем, кто впервые участвует в госзакупках, нужно знать многое: с чего начинать подготовку, кто является заказчиками, как искать лучшие закупки, как подать заявку, что такое финансовое обеспечение.

Мы подготовили инструкцию, которая включает пять шагов. Изучите её, и вы обязательно одержите победу.

Ответственность, возникающая у поставщика (подрядчика, исполнителя)

Для поставщиков, которые просрочили исполнение контракта, расчет пени проводится по более сложной схеме по сравнению с расчетом пени недобросовестным заказчикам. В общем виде формулу определения размера пени можно представить так (пункт 6 Правил):

П = С х (Ц – В), где:

  • Ц – это контрактная цена;
  • В – это стоимость контрактного обязательства, исполненного в установленный срок (определяют на основании документов, свидетельствующих о приемке товаров, оказании услуг, исполнении работ, включая исполнение отдельных этапов контрактов);
  • С – это размер ставки.

Если с компонентами В и Ц вопросов возникнуть не может, то ставку (С) рассчитывают в несколько этапов. Формула, определяющая размер ставки, сама по себе несложная (пункт 7 Правил):

С = ДП х СЦБ, где:

  • ДП – это количество просроченных дней;
  • СЦБ – это установленный размер ставки рефинансирования, действующей на момент уплаты пени, который определяется, учитывая коэффициент К.

Коэффициент К, который зависит от того, сколь серьезная просрочка допущена поставщиком, рассчитывается тоже несложно (пункт 8 Правил):

К = (ДП/ДК) x 100%, где:

  • ДК – это срок исполнения контрактного обязательства (количество дней);
  • ДП – это количество просроченных дней.

На следующем этапе определяется величина, на которую нужно умножить ставку рефинансирования для получения СЦБ (данный показатель определяется, основываясь на размере коэффициента К) (пункт 8 Правил).

Правила нахождения коэффициента, на который нужно умножить ставку рефинансирования, зависящий от коэффициента К, таблица № 2

Тут мы опять видим некорректное определение диапазонов шкалы: к примеру, непонятно, как проводить расчет ставки при коэффициенте К, который равен 50%. Наверное, с течением времени шкалу величин данного коэффициента приведут в более привычный вид: от 0 до 49%, от 50 до 99%, а также 100% и больше.

Давайте проведем расчет размера пени на примерах.

Цена контракта – 500 тыс. рублей, срок его исполнения – 30 дней, просрочка – 9 дней, контракт не исполнен в оговоренный срок.

Сначала определяем коэффициент (К):

К = 100% х (9 / 30) = 30%

Так как это значение попало в диапазон «от 0 до 50%», то при расчете ставки (С) будет использован СЦБ, который равен 0,01 от уровня ставки рефинансирования (11,0%).

С = (0,11 х 0,01) x 9 = 0,0099 (0,99%)

Теперь переходим к расчету пени (наше значение В равно нулю, так как контракт не исполнен даже частично):

П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 0,99% = 4950,00 рублей

Представив, что поставщик исполнил контракт частично, при расчете пени нужно учесть, в какую сумму оценена исполненная часть. Например, акт о приемке свидетельствует об исполненной стоимости контракта в 200000 рублей:

П = (500 тыс. рублей – 200 тыс. рублей) x 0,99% = 2970,00 рублей

Представим, что все данные такие же (контрактная цена – 500 тыс. рублей, срок выполнения контракта составляет 30 дней, причем частичного исполнения нет), просрочка составляет 18 дней. Опять начинаем с того, что рассчитываем коэффициент К:

К = (18 / 30) x 100% = 60%

Разумеется, автоматически изменяется коэффициент К, который необходимо учитывать, поскольку он соответствует диапазону «от 50% до 100%», следовательно, ставка рефинансирования (11,0%) умножается на 0,02:

С =18 х (0,11 х 0,02) = 0,0396 (3,96%)

По сравнению с первым примером итоговая ставка, при помощи которой производится исчисление пени, существенно выросла, а размер пени увеличился:

П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 3,96% = 19800 рублей

Наконец, проведем расчет пени при серьезной просрочке исполнения контрактных обязательств, которые полностью превышают срок их исполнения, к примеру, на 42 дня:

К = (42 / 30) x 100% = 140%

У диапазона значений коэффициента К опять изменения. Теперь его значение «100% и больше», значит, ставку рефинансирования (11,0%) необходимо умножить на коэффициент 0,03:

С = (0,11 х 0,03) x 42 = 0,1386 (13,86%)

Итоговый размер пени составит:

П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 13,86% = 69,3 тыс. рублей

О том, как снизить начисленные пени читайте в этой статье.

Для поставщиков предусмотрены и штрафы, применяемые при любом ненадлежащем исполнении обязательств, исключая просрочку.

Размеры штрафных санкций, которые взыскиваются с поставщика (подрядчика, исполнителя) при ненадлежащем исполнении им обязательств по государственному контракту (Правила, пункт 4), таблица № 3

В сравнении с размерами просрочки размеры штрафных санкций более внушительны, что способно неблагоприятно повлиять на исполнение контрактных обязательств. Например, если срок исполнения контракта заканчивается, а подрядчику не удается качественно выполнить работу, то не имеет смысла ее сдавать в незавершенном виде: существенно «дешевле» исполнить контракт, допустив просрочку. Если же в подобном случае некачественный результат работ будет сдан, то поставщик вынужден будет уплатить штраф и исправить имеющиеся недостатки. Это приведет к следующей ситуации: работа будет качественно выполнена после того, как истечет срок исполнения контрактных обязательств, следовательно, заказчику удастся взыскать также пеню за просрочку, ведь Закон № 44 и Правила не содержат на это прямого запрета.

Совсем недобросовестно

Правилами не определено, каким образом устанавливаются штрафные санкции за неисполнение обязательств (здесь имеется в виду только ненадлежащее исполнение контракта либо просрочка его исполнения).

Принимая Закон № 44 (в первоначальной редакции), законодателем не было упомянуто об ответственности, наступающей в случае неисполнения контракта. Поправки в Закон № 44 (части 5, 6 и статья 34 части 8) внесены лишь в конце 2013 г. В итоге эти нормы предусматривают, что штраф, налагаемый за ненадлежащее исполнение либо неисполнение контрактных обязательств, необходимо закрепить в контракте фиксированной суммой, определяемой с учетом Правил. Однако в самих Правилах говорится лишь о просрочке или ненадлежащем исполнении обязательств. Понятно, что при неисполнении контрактных обязательств именно обеспечение исполнения контракта гарантирует интересы заказчика, к примеру, выплатой по гарантии банка (Закон № 44, статья 45), поставщика же занесут в реестр недобросовестных поставщиков (Закон № 44, статья 104).

Вопрос: «Требуется ли вносить изменения в действующий контракт, который был заключен в 2013 г. на 2014 г., касающиеся размера неустойки по причине принятия новых правил?»

Заказчик обязан прописать в проекте заключаемого контракта ответственность в случае его неисполнения в виде зафиксированной суммы штрафных санкций (Закон № 44, статья 34, часть 4). Самое простое, что в такой ситуации можно сделать для того, чтобы предупредить претензии ФАС РФ – это изменить формулировку контракта так, чтобы фиксированная сумма штрафных санкций распространялась на «ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязанностей по контракту».

Условия неопределенности

Закон освобождает сторону от выплаты неустойки (пени, штрафа), если она докажет, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательства, которое предусмотрено контрактом, случилось вследствие вины другой стороны либо по причине непреодолимой силы (Закон № 44, статья 34, часть 9).

Фиксированный размер штрафа должен быть рассчитан уже на стадии разработки конкурсной документации. Отметим, что сделать это затруднительно, так как итоговая цена контракта, на основании которой исчисляется штраф, будет известна лишь после определения победителя конкурса. По этой причине в контракт можно включить пункт, содержащий незаполненные поля, к примеру: «За ненадлежащее исполнение либо неисполнение условий Контракта Поставщик должен уплатить Заказчику штрафные санкции, размер которых составляет ____ % от контрактной цены, определенной в пункте ____ Контракта, (это составляет ____ рублей)».

На стадии заключения контракта в пустые поля должны быть вписаны соответствующие значения. При уверенности заказчика, что начальная цена по результатам госзакупки не снизится до такого уровня, чтобы попасть в иной диапазон, может быть сразу указан конкретный процент (к примеру, в закупочной документации цена контракта составляет 3,5 млн рублей, а по результатам конкурса победителем признают участника, предложившего 2,9 млн рублей).

Отметим, что по Закону № 44 размер пени должен быть прописан в контракте (статья 34, часть 7). Очевидно, что в таком случае положения Правил можно просто продублировать.

Исключения из правил

Стоит напомнить, что по Закону № 44 (статья 34, часть 15) заказчик вправе не исполнять требование, касающееся обязательного закрепления в контракте сумм неустойки и штрафных санкций, если закупка проводится у единственного поставщика:

  • на сумму, которая не превышает 100 тыс. рублей (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 4);
  • на заключение договора на посещение театра, зоопарка, концерта, кинотеатра, музея, цирка, спортивного мероприятия или выставки (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 15);
  • если закупаются лекарственные препараты (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 28).

Количество просмотров: 11801

fksrf.pro

Выплата неустойки по контракту

Вопрос-ответ по теме

В рамках исполнения федеральной целевой программы, наша организация, являющаяся бюджетным учреждением и действующая от своего имени, заключила договор на поставу дорогостоящего оборудования. В соответствие с соглашением, подписанным нами с нашим учредителем, данный договор финансируется за счет субсидий, предоставляемых на осуществление капительных вложений. В связи с нарушение Поставщиком сроков поставки оборудования по данному договору, мы выставили Поставщику неустойку (пени). Подлежит ли сумма полученной нами неустойки (пени) возврату в бюджет, или же эта сумма поступит в самостоятельное распоряжение нашего учреждения?

Сумма полученной неустойки (пени) подлежит возврату в бюджет.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Бюджетного кодекса, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, в том числе штрафы, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджетов.

Дополнительно сообщаем, что письма Минфина России с разъяснениями по заданному Вами вопросу, выпущенные в разное время, не содержат единого подхода.

В связи с отсутствием у федерального органа власти, ответственного за формирование политики в бюджетной сфере, единообразной позиции по данному вопросу, целесообразно уточнит у ГРБС, куда должны поступать пени и штрафы, начисленные по контракту, оплата по которому осуществляется за счет субсидий из бюджета. Также целесообразно обратиться за разъяснениями в Минфин России.

Оформление исполнения контракта в части выплаты неустойки

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственного (муниципального) контракта, исполнение указанным должником возникших обязательств должно регламентироваться гражданским законодательством (с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством) и договором.

В отношении уплаты неустойки кредитору — публично-правовому образованию необходимо иметь в виду, что согласно положениям ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (далее — Бюджетный кодекс) средства от применения мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ.

При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно нормам ст. 40 Бюджетного кодекса зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Учитывая вышеуказанные нормы, в целях оплаты денежного обязательства государственного (муниципального) заказчика — получателя бюджетных средств по государственному (муниципальному) контракту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем по указанному контракту своих обязательств, условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании ст. 313 ГК РФ, что исполнение обязательства исполнителя по государственному (муниципальному) контракту по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы РФ возложено на государственного (муниципального) заказчика.

В указанном случае начисление по исполнению денежного обязательства по государственному (муниципальному) контракту производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов).

Оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов) при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.

В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 160.1 Бюджетного кодекса учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов) по государственному (муниципальному) контракту на основании вышеуказанных актов приемки осуществляют подведомственные главному администратору доходов администраторы доходов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов о наделении полномочиями.

Аналогичная позиция содержится в письме Министерства финансов РФ от 26 декабря 2011 г. № 02-11-00/5959 .

Поэтому до возникновения правоприменительной практики советуем вам руководствоваться данной позицией Министерства финансов РФ.

Письмо Минфина России от 17.09.2015 № 02-08-07/53443

Положениями статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗв контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Так, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вышеуказанные нормы законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основываются на положениях статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. При этом кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Таким образом, уплата поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неустойки (штрафа, пени) является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им условий гражданско-правовой сделки.

Согласно положениям статьи 41 БК РФ средства от применения мер гражданско-правовой ответственности в случае, если стороной договора является получатель бюджетных средств, действующий от имени публично-правового образования, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и подлежат зачислению в соответствующий бюджет по агрегированному коду бюджетной классификации 000 1 16 90000 00 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба» с применением соответствующих кодов подстатей, элементов доходов бюджетов в соответствии с Указаниями.

www.pro-goszakaz.ru

Неустойки по контракту

21.10.2016 года нами был заключен контракт на кап ремонт, сроком выполнения работ до 31 октября 2016 г. на 1683000

31.10.2016 г. был заключено доп. соглашение на увеличение цены контракта на 137 000. Таким образом, сумма Контракта составила 1 820 000.

Смету на 137000 проверенную в центре по ценообразованию, мы получили только 06.12.2016 г.

Акты направили 12.12.2016 г.

По факту выполнено в рамках контракта работ на сумму 1600000, так как объемы в смете изначально были завышены.

Акты направили 12.12.2016 г. на сумму 1600000 (с учетом 137000 по доп соглашению). Соглашение о расторжении контракта на сумму 220000 есть.

19.12.2016 г. заказчик нам прислал требование об уплате неустойки, на сумму 229 320.00 (1820000*12,6%) (К=42/10=0,03)

Вопрос: 1. Почему расчет неустойки идет от 1820, а не от фактически выполненных и указанных в соглашении о расторжении (1600)?

2. Можем ли мы рассчитывать на списание 50% суммы неустойки (заказчик отказывается нам списывать, объясняя тем, что работы выполнены не в полном объеме)?

3. Можем ли мы в судебном порядке оспорить срок просрочки: ведь смету на доп работы мы получили только 06.12.2016 г (акт о передаче нам сметной документации от центра по ценообразованию есть)?

21 Декабря 2016, 14:24 Сабина, г. Курск

Ответы юристов (2)

Сабина, добрый день!

согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.03.2016 N 190
«О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)»

Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления,
осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 годахв соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ч. 1.1. ст. 95 касается контрактов заключенных до вступления в силу 44-ФЗ, у вас раз будет допсоглашение формально он вроде исполнен в полном объеме будет

3. Предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней)
и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке:
а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней)
не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней)
превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик:
предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней)
превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.

Вопрос: 1. Почему расчет неустойки идет от 1820, а не от фактически выполненных и указанных в соглашении о расторжении (1600)?
Сабина

больше денег взыскать, однако согласно п. 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063

6. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц — В) x С,
где:
Ц — цена контракта;
В —стоимость фактически исполненного в установленный срокпоставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С — размер ставки.

+ при таком расчете получается неустойка больше 5%, т.е. списание только половины в соот. с первым актом который я привел

3. Можем ли мы в судебном порядке оспорить срок просрочки: ведь смету на доп работы мы получили только 06.12.2016 г (акт о передаче нам сметной документации от центра по ценообразованию есть)?
Сабина

1. Почему расчет неустойки идет от 1820, а не от фактически выполненных и указанных в соглашении о расторжении (1600)?

Потому что, цена контракта с учетом дополнительного соглашения составила 1 820 000 рублей.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016

)Статья 34. Контракт

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а вслучаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральнымзаконом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

2. Можем ли мы рассчитывать на списание 50% суммы неустойки (заказчик отказывается нам списывать, объясняя тем, что работы выполнены не в полном объеме)? 9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Суд вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (п. 1 ст. 333 ГК РФ).
В связи с этим необходимо учитывать следующее.
1. Если должник является коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем либо некоммерческой организацией, деятельность которой приносит доход, ему следует подать обоснованное заявление о снижении неустойки (п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7). Данное заявление (ходатайство) подается по правилам ст. 159 АПК РФ.
Возражения относительно исковых требований не могут рассматриваться как заявление о несоразмерности неустойки и ходатайство о ее снижении (подтверждение данного вывода см. в Правовых позициях высших судов).
Кроме того, должник обязан доказать, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (п. 2 ст. 333 ГК РФ, п. 77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).
2. В случае когда неустойка взыскивается с иных лиц, суд может снизить ее размер на основании ст. 333 ГК РФ как по заявлению должника, так и по собственной инициативе, если установит очевидную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).
3. Размер неустойки за просрочку денежного обязательства не может быть уменьшен ниже средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, существующих в соответствующие периоды просрочки в месте жительства кредитора или месте его нахождения, если кредитором является юридическое лицо (п. п. 1, 6 ст. 395 ГК РФ, п. 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).
4. При уменьшении неустойки за нарушение неденежного обязательства предусмотренные п. 6 ст. 395 ГК РФ правила о снижении процентов на сумму долга (процентов за пользование чужими денежными средствами) не применяются, если иное не установлено законом (п. 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).
Внимание! Условие договора об ограничении или запрете применения ст. 333 ГК РФ является ничтожным (п. 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).

Если докажете что ненадлежащее исполнение обязательств (не выполнение работ в полном объеме) произошло не по вашей вине

3. Можем ли мы в судебном порядке оспорить срок просрочки: ведь смету на доп работы мы получили только 06.12.2016 г (акт о передаче нам сметной документации от центра по ценообразованию есть)?

Да в судебном порядке вы можете оспорить срок просрочки.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Смотрите так же:

  • Какой процент пени по налогам Какие пени и штрафы взимаются за неуплату в срок налогов по налоговому уведомлению? На основании налогового уведомления налогоплательщики — физические лица уплачивают следующие имущественные налоги (абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 […]
  • Отсрочка уплаты госпошлины районный суд Отсрочка уплаты госпошлины районный суд Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Правило дз Автогрейдер ДЗ 122 Автогрейдер марки ДЗ – самоходная строительная машина среднего класса, предназначенная устройства профиля поверхности грунта, перемещения сыпучих материалов и очистки дорожного полотна. ДЗ-122: дорожный работник […]
  • Споры по защите деловой репутации Споры по защите деловой репутации Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • 8 статья защиты прав потребителей 8 статья защиты прав потребителей Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Вакансии няня в москве с проживанием Вакансии няня в москве с проживанием Идеальные Люди • Москва Требуется няня с проживанием к девочке 4-х лет Работа - Свежие вакансии от прямых работодателей России калейдоскоп услуг • Москва Гросс/год: 50 000 руб. Няня с […]

Обсуждение закрыто.