Судья конституционного суда российской федерации имеет права

Порядок назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации

В настоящее время деятельность Конституционного Суда РФ регулируется Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». К кандидатам на пост судьи Конституционного Суда РФ предъявляются повышенные требования: возраст не менее 40 лет, безупречная репутация, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права. Будучи судьей Конституционного Суда РФ, нельзя быть депутатом любых представительных органов, занимать государственные должности, иметь частную практику, а также участвовать в политической деятельности. Полномочия судей Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены или прекращены только в порядке и по основаниям, предусмотренным законом.

Назначение судей на должность производится в индивидуальном порядке, что означает проводимое по каждой кандидатуре отдельное тайное голосование.

В Совете Федерации голосование по кандидатурам на вакантные места судей Конституционного Суда РФ, представленным Президентом РФ, проводится в два этапа. Порядок внесения кандидатур, представленных Президентом РФ Совету Федерации, определяется на первом этапе. На втором этапе проводится назначение на вакантные места судей Конституционного Суда РФ.

На первом этапе голосование проводится тайно с использованием бюллетеня, в который включаются все представленные Президентом РФ кандидатуры в судьи Конституционного Суда РФ, и определяется количество голосов членов Совета Федерации, поданных за включение каждой из кандидатур в бюллетень для тайного голосования.

Дополнительное голосование проводится Советом Федерации, если две или более кандидатуры наберут одинаковое число голосов, с тем чтобы определить порядок их включения в бюллетень для тайного голосования по назначению на вакантные места судей Конституционного Суда РФ.

Второй этап голосования может проводиться в три тура. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа депутатов Совета Федерации. Голосование в три тура может не проводиться, если один из кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ наберет необходимое число голосов уже в первом туре голосования.

Федеральный конституционный закон от 08.02.2001 № 1-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон „О Конституционном Суде Российской Федерации”» увеличил срок пребывания судьи Конституционного Суда РФ в должности с 12 до 15 лет, а также устранил верхний предел пребывания в должности, который ранее составлял 70 лет. В 2005 г. были внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничиваются сроком, однако установлен предельный возраст пребывания в этой должности – 70 лет. На председателя Конституционного Суда РФ предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется. Судья Конституционного Суда РФ имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 05.02.2007 № 2-ФКЗ с даты начала осуществления Конституционным Судом РФ конституционного судопроизводства в г. Санкт-Петербурге местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ является г. Санкт- Петербург.

Основанием для освобождения судьи от должности является личное письменное заявление судьи об отставке до истечения срока его полномочий. Судья, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи. Данное положение призвано обеспечить беспрепятственную работу Конституционного Суда РФ, для которого выбытие одного человека может поставить под угрозу работу палаты либо всего суда.

Представление Совету Федерации о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ может сделать только сам Конституционный Суд РФ большинством не менее 2/3 от общего числа судей.

studme.org

§ 2. Статус судьи Конституционного Суда РФ

Судьи Конституционного Суда РФ независимы, несменяемы, неприкосновенны и т.д.
Вместе с тем применительно к членам Конституционного Суда имеются особенности в порядке их назначения, сроках полномочий, полномочиях, организации работы, которые определяются Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Судьи Конституционного Суда РФ не избираются, а назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, представленных Президентом РФ. Назначенного на должность судьи Конституци

онного Суда Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге (ст. 10).
Срок полномочий членов Конституционного Суда — 15 лет (ч. 1 ст. 12). Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ — 70 лет[239]. Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель избираются на три года. По истечении этого срока они подлежат переизбранию. Полномочия же самого Суда определенным сроком не ограничены. Назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, текст которой отражает специфику осуществляемых этими судьями полномочий: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более» (ч. 2 ст. 10 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.
Для членов Конституционного Суда установлены более высокий возрастной ценз — не менее 40 лет и другие квалификационные требования — стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права, включая моральный ценз — наличие безупречной репутации.
По сравнению с другими судьями должность судьи Конституционного Суда обусловлена большим числом правовых запретов: они не могут быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, они не только не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, но и поддерживать их материально. Им запрещена всякая политическая деятельность, в том числе участие в политических акциях, политическая пропаганда и агитация, участие в избирательных кампаниях, присутствие на съездах и конференциях политических партий и движений и т.д. Судьи Конституционного Суда не могут входить в руководящий состав не только политических партий, но и любых других политических объединений (ст. 11).

Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение в вопросе, который изучает, принят к рассмотрению или может стать предметом рассмотрения Суда. Этот запрет обусловлен интересами беспристрастного рассмотрения дел, по сути дела, лишает судей Конституционного Суда возможности публично размышлять о проблемах Конституции, участвовать в публичных дискуссиях. Комментируя свое избрание на пост Председателя Конституционного Суда РФ, В.Д. Зорькин обратил внимание на два важных аспекта: если право называют математикой свободы, то в этом смысле судьи Конституционного Суда РФ должны ощущать центр свободы в виде Конституции РФ; вмешиваться в политику недопустимо ни для Конституционного Суда, ни для судьи, а сама она должна быть облечена в право1.
Закрепляя несменяемость судей Конституционного Суда, Закон (ст. 17) устанавливает основания приостановления их полномочий. Это допускается лишь по двум основаниям: если в отношении судьи возбуждено уголовное дело или он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, а также в случае болезни судьи, лишающей его способности выполнять свои обязанности.

Такая акция осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления указанных оснований.
Временное отстранение судьи Конституционного Суда от исполнения им своих обязанностей, каковым по сути является приостановление его полномочий по указанным основаниям, исключает возможность его участия в заседаниях Конституционного Суда, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие- либо документы и иную информацию. Однако это не лишает его других гарантий, установленных законом и, как правило, не препятствует получению заработной платы и иного вознаграждения за труд (кроме случаев, когда он подвергнут аресту).
Что касается прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ, т.е. его полного отстранения от исполнения должностных обязанностей, оно может быть сделано по следующим основаниям: нарушение порядка назначения на должность судьи (производится Советом Федерации по представлению Конститу

ционного Суда); истечение срока полномочий судьи; личного письменного заявления об отставке до истечения срока полномочий; утрата судьей гражданства РФ; вступивший в законную силу обвинительный приговор в отношении судьи; совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи (производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда, принятому большинством не менее 2/з от общего числа судей); продолжение, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершение действий, не совместимых с должностью судьи; неучастие в заседаниях Суда и уклонение от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин; признание недееспособным, безвестно отсутствующим или объявление в установленным порядке умершим; смерть судьи.
Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.
Наличие того либо иного основания для прекращения полномочий судьи констатирует сам Конституционный Суд РФ. Принятое им решение направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии (ст. 18).
Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Он не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Суде, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении своими полномочиями.
За совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении норм закона, Федерального закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики, на судью Конституционного Суда (по решению Суда) может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или прекращения полномочий судьи (ст. 15).
Снятие неприкосновенности с конституционных судей вправе произвести только сам Конституционный Суд. Занимая особое место в судебной системе, Конституционный Суд не имеет организационно отделенных органов судейского сообщества (собрания судей, съезды и советы судей, квалификационные коллегии), а функции и полномочия последних выполняет он сам. Назначен
ным на должность судьи Конституционного Суда указом Президента РФ присваиваются квалификационные классы[240].
Независимо от сроков пребывания в должности все судьи Конституционного Суда имеют равные права. Им предоставлены значительные материальные гарантии независимости — материального и социального обеспечения, уровень которых не может быть ниже аналогичных гарантий судей иных федеральных судов[241], а также гарантий безопасности, соответствующих их высокому статусу.

uchebnik.online

17. 17Права и обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Занятия и действия, не совместимые со статусом судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

В силу природы КС и единства принципов конституционного судопроизводства судьи конституционныз судов, как правило, осуществляют следующие права: участвуют во всех заседаниях КС суда с правом голоса; имеют право выражать свое мнение по обсуждаемым вопросам; обладают другими правами, предусмотренными конституцией и законами. Судья КС РФ обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его участие в осуществлении конституционного правосудия, в частности имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях. Судьи КС РФ несут и ряд обязанностей. Обязанности КС вытекают из тех запретов, которые устанавливаются для них путем перечисления занятий и действий, не совместимых со статусом судьи КС РФ. Обязанности: добросовестно, беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел; участвовать во всех заседаниях КС, в голосованиях при рассмотрении дел; не давать консультации заинтересованным государственным органам, должностным лицам и гражданам до принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции КС; не высказывать публично свою позицию по вопросам, которые изучаются или приняты к рассмотрению КС, до принятия решения по этим вопросам; воздерживаться от действий в интересах других лиц и организаций; не допускать занятий и не совершать действий, не совместимых с должностью КС РФ. Существуют прямые запреты для судей КС РФ. В ФКЗ о КС РФ закрепляется несовместимость занятия должности КС со следующими видами деятельности: Депутатом Совета Федерации, Госдумы, иных представительных органов; занятием государственной должности; партийной, политической деятельностью, деятельностью коммерческого характера; общественной деятельность; осуществлять защиту и представительства, кроме законного представительства в суде.

18. 18Приостановление и прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Основания приостановления полномочий судьи Конституционного суда РФ и юридические последствия приостановления судейских полномочий предусмотрены ст. 17 ФКЗ. Полномочия прекращаются в случаях, если: 1. В отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 2. Судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. Приостановление полномочий осуществляется по решению КС РФ, принимаемому не позднее месяца со дня выявления оснований к их приостановлению. Судья КС, полномочия которого приостановлены не вправе участвовать в заседаниях КС, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицами и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию. Конституционный суд приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением КС РФ, за исключением случая временного неисполнения обязанностей по состоянию здоровья. Полномочия судьи конституционного суда могут быть досрочно прекращены ввиду различных оснований, которые можно классифицировать на: 1. Извинительные (судья становится судьей в отставке) : достижение предельного возраста (70 лет); личное письменное заявление об отставке; признание недееспособным по решению суда ; м.б. прекращено так же и по состоянию здоровья. Так же может и без статуса судьи в отставке: смерть; объявление умершим; объявление пропавшим. 2. Неизвинительные (права быть судьей в отставке нет) : нарушение порядка назначения на должность; утрата гражданства; вступивший в законную силу обвинительный приговор; совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи; продолжение судьей несмотря на предупреждение занятий и действий не совместимых с деятельностью судьи КС РФ; неучастие в заседаниях или уклонение от голосования свыше 2 раз подряд без уважительных причин. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению КС РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

studfiles.net

Конституционный суд РФ. Досье

31 января председателем Конституционного суда назначен Валерий Зорькин

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 января 2018 года Совет Федерации РФ назначил Валерия Зорькина председателем Конституционного суда (КС) на новый шестилетний срок. Он возглавляет КС с 1991 года с перерывом в 1993-2003 годах.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и полномочиях Конституционного суда РФ.

Конституционный суд РФ — высший, «самостоятельный и независимый», судебный орган конституционного контроля. Его деятельность связана не с применением законодательных норм, а с обеспечением их соответствия Конституции. В своих решениях суд предлагает свое понимание определенных положений основного закона, обязательное для всех государственных органов власти в России.

Полномочия, порядок формирования и деятельность КС регулируются Конституцией (ст. 125, 128) и федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года.

История КС РФ

Предшественником Конституционного суда РФ являлся Комитет конституционного надзора СССР. 21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателем Комитета директора Института философии и права Уральского отделения АН СССР Сергея Алексеева. Комитет должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора и главного государственного арбитра СССР и др. В декабре 1991 года этот орган прекратил свое существование.

Биография председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина

12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил закон «О Конституционном Суде РСФСР». 30 октября 1991 года состоялось его первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года — первое заседание, на котором был признан неконституционным указ президента Бориса Ельцина, объединявший в одно ведомство министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Самым долгим делом за всю историю Конституционного суда (слушания длились почти полгода) стала проверка конституционности указов президента РСФСР, которыми в августе 1991 года были приостановлены, а затем прекращены деятельность компартий Советского Союза и РСФСР. В рамках этого же дела суд проверял конституционность самих партий — КПСС и КП РСФСР. В итоге КС принял компромиссное решение: он признал, что сращивание партийных структур с госвластью недопустимо, одновременно указав на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно, невозможен и запрет на объединение людей с теми или иными убеждениями.

В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов РФ уточнил статус суда, определив его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя, и дополнил соответствующими статьями действующую Конституцию РФ.

21 сентября 1993 гожа Ельцин подписал указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе», предусматривающий роспуск Съезда народных депутатов, Верховного совета и местных советов в регионах. Согласно данному акту, действие Конституции РФ в части, противоречащей указу, «прекращалось». В тот же день Конституционный суд опубликовал свое заключение, в котором указ президента был признан незаконным, а полномочия главы государства — прекращенными в связи с нарушением им основного закона.

7 октября 1993 года Ельцин приостановил деятельность КС. После принятия нового основного закона в декабре 1993 года суд был реорганизован. 21 июля 1994 года был принят федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», определивший его статус и полномочия. Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Также был расширен судейский состав — с 15 до 19 человек. Новый состав КС был назначен Советом Федерации в феврале 1995 года.

В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с 12 до 15 лет. В марте 2005 года в закон были внесены поправки, которые установили, что полномочия судей ограничены не сроком, а возрастом: со дня назначения и до достижения 70 лет.

23 декабря 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о переезде Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург. В столице было организовано представительство КС. Первое заседание суда после переезда состоялось 27 мая 2008 года в здании Сената.

В июне 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, в соответствии с которым председатель КС и его заместители стали назначаться Советом Федерации по представлению главы государства (ранее они избирались на эти должности судьями КС). Срок их полномочий был увеличен с 3 до 6 лет. Кроме того, была ликвидирована должность судьи-секретаря и введена новая — второго заместителя председателя КС.

В 2014 году была расширена компетенция КС в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения противоречий между российским законодательством и международными правовыми актами.

В 2015 году КС установил порядок включения правовых норм, выраженных в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в российское национальное законодательство. Суд установил, что решения ЕСПЧ в случае их противоречия российской Конституции не подлежат исполнению.

Полномочия КС

Конституционный суд полномочен проверять на соответствие конституции все законодательные и нормативные акты высших органов государственной власти РФ и субъектов Федерации, в том числе подписанные, но не вступившие в силу международные договоры. Такие проверки проводятся по запросам президента и правительства, одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Верховного суда, органов власти субъектов РФ.

КС принадлежит право разрешать споры о компетенции между государственными органами власти как на федеральном, так и на региональном уровнях власти. Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении таких споров обладает любой из участвующих в нем органов госвласти.

По запросу президента, Федерального собрания, правительства и органов законодательной власти регионов КС дает толкование конституции. По жалобам граждан России на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в каждом конкретном случае. Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Согласно ст. 104 основного закона, КС вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Кроме того, по запросу президента или Верховного суда он проверяет конституционность проведения референдума в России.

Постановления КС являются окончательными и обжалованию не подлежат. Они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционный суд, согласно ст. 128 основного закона, состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Вопрос о назначении судьи рассматривается Советом Федерации в течение двух недель с момента получения представления президента. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием большинством голосов сенаторов.

Главой суда является его председатель, который назначается на должность Советом Федерации по представлению президента из числа действующих судей КС сроком на шесть лет. Таким же образом назначаются два его заместителя.

Полномочия судей не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. На председателя положение о предельном возрасте не распространяется.

Согласно закону, полномочия судьи Конституционного суда могут быть прекращены по личному заявлению об отставке, из-за утраты российского гражданства, после вступления в силу обвинительного приговора в отношении судьи. А также в случае совершения поступка, «порочащего честь и достоинство судьи», занятия предпринимательской деятельностью, неучастия в заседаниях КС или уклонения от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин, неспособности по состоянию здоровья или другим причинам в течение десяти месяцев подряд исполнять обязанности судьи и др.

Решение о прекращении полномочий судьи принимается самим Конституционным судом.

Аппарат КС

В аппарат Конституционного суда входят: секретариат, управление государственной службы и кадров, финансовое управление, управление делами, представительство Конституционного суда в Москве и др. Для обеспечения деятельности руководства КС и судей также созданы секретариаты председателя и его заместителей, а также аппараты судей.

Согласно данным Росстата на конец 2016 года, численность сотрудников аппарата Конституционного суда РФ составляла 233 человека, их среднемесячная зарплата — 136 тыс. руб.

tass.ru

Смотрите так же:

  • Повысились ли детское пособие Ежемесячная выплата на первого ребенка с 2018 года Президент РФ В. Путин предложил с 2018 года выплачивать ежемесячное пособие на первого ребенка до достижения им 1,5 лет в размере 10 523 рубля. В конце декабря 2017 года в этих целях […]
  • 582 приказ министерства Приказ Министерства экономического развития РФ от 15 марта 2017 г. № 107 "О внесении изменений в Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития […]
  • Субсидии в головинском районе Субсидии в головинском районе Районные отделы жилищных субсидий. САО Черняховского, д.15, к.1 Гоголева Светлана Николаевна района Аэропорт в Центре госуслуг Мои документы ул. Викторенко, д. 2/1 района Сокол в Центре […]
  • Билеты правил дорожного движения рк Решать экзаменационные билеты ПДД 2018 онлайн Сдать тест-экзамен по экзаменационным билетам ПДД-онлайн Чтобы успешно сдать теоретический экзамен по правилам дорожного движения в ГИБДД (ГАИ), необходимо научиться правильно отвечать на […]
  • Как подорожает страховка в 2018 году Вот как подорожает полис ОСАГО с 1 сентября 2018 года Вот что изменится в ОСАГО в ближайшие несколько лет Со вчерашнего дня известно о надвигающемся новом поднятии тарифов обязательного страхования гражданской ответственности (стоимости […]
  • Справка о заработке для исчисления пенсии в рб Помощь: Оформление справки для начисления пенсии ОФОРМЛЕНИЕ СПРАВКИ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИИ Регулирование вопросов пенсионного законодательства для работников бюджетной сферы В соответствии со ст.5 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О […]

Обсуждение закрыто.