Субъектов права публичной собственности

2. Субъекты публичной собственности

В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником). Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности — государственную и муниципальную собственность. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т. е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Ведь муниципальные образования не являются государственными образованиями (из чего исходил и ранее действовавший российский Закон о собственности). Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования — собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы ( ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК), что не делает их собственниками соответствующего имущества1.

Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуж-дателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Владельцами принадлежащих государству акций или долей участия приватизированных предприятий выступают соответствующие фонды государственного имущества. А при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды от имени отчуждателя выступают соответствующие таможенные органы. Приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы.

1 Ср. ст. 8 и 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 12. Ст. 1378).

Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

Действующее российское законодательство не использует понятия всенародное достояние («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект1. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима.

www.bibliotekar.ru

Субъектов права публичной собственности

Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования.

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник.

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права.

Субъекты права публичной собственности

Публично-правовые образования как субъекты права публичной собственности. Понятие публично-правового образования, как и публичной собственности, является новым для российской правовой науки. В советский период в законодательстве и в литературе, как правило, говорилось об абстрактном советском государстве. В настоящее время вопрос о субъекте права публичной собственности приобретает практическую значимость.

Очевидно, что публично-правовые образования характеризуются множественностью субъектов. К ним относится не только Российская Федерация в целом, но и субъекты Федерации, и муниципальные образования. Ясно также и то, что они неоднородны. Российская Федерация и ее субъекты являются государственными образованиями, а представляющие их органы входят в систему органов государственной власти. В отличие от них органы местного самоуправления не относятся к органам государственной власти, хотя и обладают определенными властными полномочиями.

В настоящее время традиционна концепция, согласно которой субъектом права является публично-правовое образование, обладающее двойным статусом. С одной стороны, оно обладает властными полномочиями, с другой — является самостоятельным и равноправным участником гражданско-правовых отношений. В современной литературе предлагается и иной подход, заключающийся в разграничении двух одноименных лиц: в публично-правовых отношениях действует публично-властная организация, а в гражданских — хозяйственная публичная организация. Это два разных субъекта, которые только носят одно название.

Дискуссии о субъектах права публичной собственности. Вопрос о субъектном составе права публичной собственности на протяжении многих лет остается спорным.

В советский период после закрепления в законодательстве господства государственной социалистической собственности в литературе долгое время не мог быть установлен субъект права государственной собственности. Одна за другой появлялись и сменяли друг друга разные теории:

собственности государственных органов как обособленно хозяйствующих субъектов;

товарной собственности государства;

В конце концов господствующее положение в науке получила концепция единого фонда, по которой единым и единственным собственником государственного имущества признавалось само Советское государство.

www.preiskurant.ru

Субъекты права государственной собственности

В связи с переходом к обществу с рыночной экономикой Российская Федерация, субъекты РФ, как государственные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ). Российская Федерация отказалась от иммунитета в качестве особого субъекта права в сфере гражданских правоотношений внутри страны.

Вместе с тем общее положение государства, выступающего в качестве субъекта права собственности, отличается от правового положения других субъектов права собственности рядом только ему присущих признаков.

Во-первых, государство как обладатель властных полномочий наделено правом в нормативном порядке определять пределы осуществления принадлежащего ему права собственности.

Во-вторых, право государственной собственности должно осуществляться в публичных интересах.

Применительно к праву государственной собственности ст. 214 ГК устанавливает правило о множественности субъектов государственной собственности, носителями которой выступает либо Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственности), либо ее субъекты в отдельности – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Федерации).

Статья 72 Конституции РФ предусматривает возможность нахождения в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Совместное ведение вопросами собственности в отношении указанных объектов означает прежде всего решение на основе договора вопросов отнесения государственного имущества к федеральной собственности либо к собственности субъектов РФ, но не предполагает установления общей совместной собственности субъектов РФ, на территории которых расположены данные объекты, и Российской Федерации в целом.

При этом Российская Федерация, субъекты Российской Федерации продолжают сохранять за собой самостоятельный правовой титул собственников и самостоятельную имущественную ответственность по принятым ими обязательствам (п. 5 ст. 126 ГК).

Управление государственной собственностью и реализация правомочий собственника осуществляются соответственно государственными органами власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 125 ГК).

Систему государственных органов, осуществляющих правомочия собственника государственного имущества соответственно от имени Российской Федерации, субъектов РФ в пределах предоставленных им правомочий, определяемых в законодательном порядке, возглавляют высшие органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, руководители, законодательные органы, правительства субъектов РФ).

Среди государственных органов Российской Федерации, осуществляющих правомочия собственника, важное место принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимуществу), основные функции которого определены в Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432[539] и Федеральному казначейству Российской Федерации, полномочия которого в сфере осуществления полномочий Российской Федерации как собственника регулируется постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 «О Федеральном казначействе»[540].

Содержание полномочий Росимущества и Федерального казначейства, выступающих от имени федерального государства по осуществлению принадлежащего ему права собственности в имущественных отношениях, регулируемых федеральным законодательством, изложено в гл. 7 настоящего учебника.

Органами государственной власти, осуществляющими правомочия собственника в субъектах Российской Федерации, являются министерства, ведомства и иные государственные органа, определенные Конституцией республик, уставами края, области, городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга), автономной области, автономного округа.

Содержание права государственной собственности

Осуществляемые Российской Федерацией и субъектами Российской Федерацией полномочия, составляющие содержание права собственности на принадлежащее имущество, предопределяются двумя видами правового режима имущества, установленного статьей 214 ГК РФ о праве государственной собственности.

Имущество, закрепляемое за государственными предприятиями и учреждениями, передается ими во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (первый вид).

На праве хозяйственного ведения имущество, принадлежащее государству, закрепляется за государственными унитарными предприятиями (ст. 294 ГК), на праве оперативного управления – за казенными предприятиями, учреждениями (ст. 296 ГК).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации на федеральном уровне и государственную казну на уровне каждого субъекта Российской Федерации (второй вид).

Указанное имущество находится в непосредственном владении, пользовании и распоряжении соответственно Российской Федерации каждого субъекта Российской Федерации и осуществляется государственными органами власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участвуя в экономической жизни общества, государство может учреждать и передавать часть своего имущества в собственность юридическим лицам, в частности, государственным корпорациям, которые создаются и действую в целях управления государственным имуществом.

В связи с особым правовым статусом и с публично-правовым характером выполняемых функций право собственности государственной корпорации на переданное ей государством имущество не имеет автономного характера. Оно производно от права государственной собственности и существует параллельно с правом государственной собственности на имущество государственной корпорации.

Юридическая природа права собственности государственной корпорации на принадлежащее ей имущество определяется «в рамках однообъектной сложноструктурной модели права собственности на одно и то же имущество, применяемого в режиме рассредоточенного во времени действия права собственности. В период существования государственной корпорации право России на переданное ей государственное имущество приостанавливается. Оно восстанавливается на переданное корпорации имущество и приобретается государством на имущество, заново созданное и приобретенное государственной корпорацией во время ее действия»[541]

Право пользованияозначает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность целенаправленно извлекать из имущественных ценностей выгоду в интересах всего народа Российской Федерации, субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право распоряжения субъектов права государственной собственности заключается в их возможности определять юридическую судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.

В науке гражданского права существует точка зрения, в соответствии с которой право распоряжения государства заключается «в установлении им порядка владения и пользования народным достоянием, распределении имущества, определении наилучших правовых форм, в которых должно осуществляться управление государственной собственностью»[542], т.е. по существу сводится к праву государства путем издания законодательных актов, а также административных актов самому устанавливать рамки своих прав собственника и пределы их осуществления.

Нельзя не учитывать, что государство, субъекты РФ как политические суверены не могут не воздействовать на установление границ содержания права собственности. Вместе с тем государство как субъект права собственности выполняет не только публично-правовые функции, но и функции частноправового характера. В частноправовых имущественных отношениях право распоряжения государства имеет иное содержание и практически не отличается от права распоряжения субъектов других форм собственности.

studopedia.org

Право публичной собственности

В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником). Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности — государственную и муниципальную собственность.

Государство как субъект права собственности занимает особое место среди других субъектов собственности. Объясняется это следующими обстоятельствами:

  1. государство до 1990 г. было собственником подавляющей части имевшегося в стране имущества, а государственная собственность признавалась ведущей по отношению к другим формам собственности;
  2. государство как собственник имело ряд преимуществ по сравнению с другими собственниками;
  3. государство как собственник было единым;
  4. в настоящее время положение изменилось – государство стало множественным субъектом, часть его имущества передана другим субъектам, а его полномочия собственника уравнены с полномочиями других субъектов.

Право государственной собственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, закрепляющих три полномочия собственника Российской Федерации и ее субъектов по отношению к государственному (общенародному) имуществу. Эти нормы образуют институт права государственной собственности.

Право государственной собственности в субъективном смысле – принадлежащие государству три полномочия собственника, которые осуществляются с учетом общенародных интересов.

Государственное имущество должно использоваться субъектами государственной собственности по его целевому назначению.

Субъектами права государственной собственности являются: Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. К субъектам Российской Федерации относятся республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Часть субъектов, за исключением республик, объединяется двумя понятиями: национально-государственные и административно-территориальные образования.

Объекты права государственной собственности имеют свои особенности:

  • их круг не ограничен;
  • в круг объектов права государственной собственности входит имущество, составляющее исключительную собственность государства (которая используется только в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд, она не может находиться в частной собственности). К таким объектам относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа и другие природные объекты; объекты культурно-исторического наследия, имущество государственной казны, объекты ядерной энергетики, ядовитые и наркотические вещества и т.д.

Круг этих объектов определен в ст. 71 Конституции РФ и в приложении 1 к постановлению Верховного Совета РСФСР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабри 1991 г. Правомерность выделения объектов, являющихся достоянием народа (лечебно-оздоровительные местности и курорты), и особо ценных объектов национального наследия в особую группу объектов государственной собственности ставится под сомнение некоторыми цивилистами, несмотря на то, что этим объектам посвящены специальные законы;

  • имущество, находящееся в собственности государства, делится на две части: закрепленное за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и не закрепленное за юридическими лицами (оно составляет государственную казну);
  • в государственную казну входят средства федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других внебюджетных фондов Российской Федерации, Фонда Центрального банка РФ, золотой запас, Алмазный фонд, валютный фонд;
  • объектом взыскания кредиторов по долгам государства может быть только имущество, не закрепленное за юридическими лицами. Таким объектом являются средства бюджета;
  • имущество, являющееся государственной собственностью, подлежит регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъектов РФ). Реестр этот ведется Министерством государственного имущества РФ.

Основания (способы) возникновения и прекращения права государственной собственности:

  • общегражданские (характерные и для других субъектов гражданского права);
  • специальные способы (характерные только для государства) — национализация, реквизиция, взимание налогов и обязательных платежей, переход государству по праву наследования выморочного имущества, принудительное изъятие имущества, в том числе путем выкупа его. Специальным основанием прекращения права на государственное имущество является его приватизация.

Государство осуществляет права собственника, действуя при этом в хозяйственном обороте через свои органы, обладающие соответствующей компетенцией. Главным среди них является Министерство государственного имущества РФ. (До 1997 г. этот орган назывался Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом.) В числе остальных органов следует назвать: Российский фонд федерального имущества при Правительстве РФ, Федеральное казначейство, Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ (созданы в 1993 г.).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. В качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляются представительным органом с учетом мнения населения муниципального образования и в его интересах. Муниципальным образованием является такое образование, в котором имеется орган самоуправления. К таким образованиям относятся: города, районы в городах, поселки, деревни и др.

Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами трех видов:

  • представительными (выборными органами);
  • органами местного самоуправления;
  • муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объекты права муниципальной собственности разнообразны по своему составу: это средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Особенности муниципального имущества:

— муниципальное имущество подобно государственному делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, другая — составляет казну муниципального образования, включающую в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;

— среди объектов муниципальной собственности есть такие, которые являются исключительно муниципальной собственностью, т.е. изъяты из гражданского товарооборота. Это муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта;

— объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения данной территории, т.е. имеют целевой характер.

Основания возникновения права муниципальной собственности делятся на два вида: общегражданские и специальные.

К специальным основаниям относятся:

  • поступление денежных средств от приватизации;
  • денежные суммы, уплаченные в виде налогов и штрафов;
  • плата за пользование природными ресурсами;
  • государственное имущество, переданное в муниципальный фонд;
  • денежные средства, отчисленные Российской Федерацией от собранных налогов, и денежные средства, выделенные ею для реализации отдельных государственных полномочий;
  • имущество, которое не может принадлежать собственнику (ст. 238 ГК);
  • имущество, выкупленное у собственника.

Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью сводятся к следующим действиям:

  • передаче муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим лицам или отчуждение ее, т.е. совершение сделок с муниципальным имуществом;
  • созданию муниципальных предприятий и учреждений;
  • определению цели, условий, порядка деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • самостоятельному распоряжению средствами местного бюджета;
  • осуществлению приватизации недвижимого муниципального имущества (доходы от приватизации полностью поступают в местный бюджет).

be5.biz

Право публичной собственности

В отечественном законодательстве, наряду с юридическими лицами и гражданами, государство – публично-правовое образование – традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права. Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются: а) наличие у них особых властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; б) осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Право государственной собственности прежде всего характеризуется спецификой ее субъектов, в роли которых выступают:

1) Российская Федерация (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность);

2) субъекты РФ – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность), но не их органы власти и управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность в соответствии со ст. 130 Конституции не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. Вместе с тем, в силу ее публичного характера структура этой собственности во многом схожа с государственной. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом (п. 1 ст. 215 ГК).

Помимо разделения публичной собственности на государственную и муниципальную, имеет значение разграничение объектов публичной собственности между ее субъектами. В Российской Федерации оно осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В силу данного нормативного правового акта объектами исключительно федеральной собственности являются, в частности, ресурсы континентального шельфа, имущество Вооруженных Сил, объекты оборонного производства, предприятия важнейших отраслей народного хозяйства. При этом многие объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов РФ (предприятия атомного и энергетического машиностроения, предприятия автомобильного транспорта и т.п.). В государственной собственности находятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Круг объектов государственной собственности не ограничен, в него входят даже вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК). Однако следует иметь в виду, что это не в коей мере не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота. В этом проявляется одно из главных различий правового режима двух видов публичной собственности. К муниципальной собственности принадлежат преимущественно объекты, расположенные на территории соответствующего городского или сельского поселения и обслуживающие его нужды (муниципальный жилищный фонд, объекты местной инженерной инфраструктуры, торговли и т.п.).

От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований права собственников осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также лица, указанные в ст. 125 ГК. Например, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, Росимущество, в частности, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, а также полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

По сравнению с частной собственностью основания приобретения и прекращения права публичной собственности весьма специфичны. Так, например, процессы приватизации и национализации имущества для субъектов частной и публичной собственности играют диаметрально противоположную роль. Для публичных субъектов приватизация является одним из оснований прекращения права государственной или муниципальной собственности, а национализация – одним из оснований ее возникновения.

В соответствии с Законом о приватизации могут быть приватизированы: а) предприятия и другие имущественные комплексы; б) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты; в) земельные участки; г) жилые помещения; д) акции открытых акционерных обществ. При этом переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

Специфическими для приобретения права публичной собственности являются такие формы, как конфискация имущества у частных лиц по суду, передача публичным субъектам бесхозяйных вещей и другие формы обращения имущества в публичную собственность. Некоторые из видов данного имущества передаются федеральным органам исполнительной власти, в частности Минфину России. Речь идет, к примеру, о драгоценных металлах и драгоценных камнях, именуемых «ценностями».

studme.org

Смотрите так же:

  • Приказы о выдаче дипломов Информация о готовности дипломов доктора и кандидата наук, аттестатов профессора и доцента , свидетельств о признании иностранных ученых степеней и ученых званий (их дубликатов) Обновлено 24 июля 2018 г. Все дипломы, аттестаты и […]
  • Правила работы на стажировку Правила работы на стажировку 7.1. Стажировка проводится под руководством ответственного обучающего лица для категории персонала, указанной в разделе 4 Правил. 7.2. Стажировка осуществляется по программам, разработанным для каждой […]
  • Ипотека 214 закон Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Калькулятор транспортного налога новосибирск Калькулятор транспортного налога новосибирск Расчет транспортного налога для жителей г. Новосибирска и Новосибирской области производится в соответствии с действующим Законом Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О […]
  • Нотариус в районе смоленской Нотариусы Смоленск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Батракова Лариса Никитична Телефон: +7(4812)557495 Адрес: […]
  • Официальный сайт железнодорожного районного суда барнаула Официальный сайт железнодорожного районного суда барнаула Председателю Черногорского городского суда Республики Хакасия От ООО "Бюро Судебного Взыскания" Заявление об ускорении рассмотрения дела 06.02.2017 на Судебный участок № 5 […]

Обсуждение закрыто.