Ставка налога на прибыль по странам

Какой налог на прибыль платят в других странах?

Несмотря на мировые тенденции по унификации национальных систем налогообложения, развиваемых различными международными организациями, такими, как ОЭСР или Европейский союз, во многих государствах особенности корпоративного налога – налога на прибыль – продолжают сохраняться. Альберт Юсуфов, ведущий юрисконсульт КСК групп, рассказывает об особенностях налогообложения в различных государствах.

Эстония

Эстония является членом Европейского союза, при этом система налогообложения в стране совершенно уникальная. В этом прибалтийском государстве объектом обложения корпоративным налогом является не реализация товаров, работ и услуг, как в большинстве стран мира, а лишь распределение прибыли, накопившейся в компании. Ставка налога составляет 20/80 от распределяемой прибыли.

Благодаря данной особенности эстонские компании могут не платить корпоративный налог до момента распределения прибыли, что делает эстонское налоговое законодательство очень благоприятным для международных торговых компаний.

Мальта

Мальта, как и Эстония, является членом Европейского союза. Ставка корпоративного налога в Мальте составляет 35%. Однако особенность мальтийского налогового законодательства позволяет быстро и гарантированно возвращать 6/7 от суммы уплаченного налога. Это возможно в силу действия системы условного начисления налога.

Какие серые схемы используют компании, чтобы уйти от налогов? Эта система работает в отношении мальтийских компаний, у которых выручка от бизнеса на территории Мальты не превышает 10% в общей сумме выручки, то есть в отношении мальтийских компаний, занимающихся международным бизнесом в той или иной форме, а также при условии выплаты дивидендов собственнику мальтийской компании.

Мальтийские компании, отвечающие указанным выше требованиям, по итогам года уплачивают налог по ставке 35%, а затем в течение 14 дней возвращают 6/7 от уплаченной суммы. Это означает, что эффективная ставка налога составляет лишь 5%.

Такая система используется многими международными холдинговыми компаниями.

Кипр

Налоговое законодательство Кипра хорошо знакомо российским налоговым юристам и при этом с первого взгляда в законодательстве Кипра каких-либо особенностей нет. Ставка корпоративного налога составляет 12,5%.

Однако в кипрском законодательстве существует большое количество институтов, позволяющих эффективно снижать ставку налога. Одним из таких институтов является так называемый вычет условного процента. Данный институт позволяет кипрским компаниям уменьшать налоговую базу по корпоративному налогу. Суть данного института заключается в том, что вклады в уставный капитал кипрской компании приравниваются к займам для целей налогообложения, то есть проценты (условные) по суммам таких вкладов включаются в расходы.

Офшорные государства

В мире существует более 20 государств, в которых законодательно установлено отсутствие местного корпоративного налога. Для этого необходимо выполнять, как правило, единственное условие – не вести деятельности на территории данного государства.

Примеры таких государств – Британские Виргинские острова, Панама, Белиз, Маршалловы острова, Гибралтар, острова Кука, Ангилья, Каймановы острова, Бермудские острова и другие.

Особым образом хотелось бы выделить Объединенные Арабские Эмираты. В данном государстве существует развитое налоговое законодательство, которое отличается тем, что в нем предусматривается возможность создания как обычных компаний, так и офшорных. Более того, компании из ОАЭ в большинстве государств не будут считаться офшорными, несмотря на то, что фактически они таковыми являются.

Сингапур

Корпоративный налог в Сингапуре построен на территориальном принципе. Стандартная ставка корпоративного подоходного налога составляет 17%. Но данная ставка применяется лишь к тем доходам, которые получены внутри Сингапура, а все иностранные доходы – освобождаются от налогообложения.

Иностранным доходом считается доход, который получают сингапурские компании, не имеющие счетов в сингапурских банках, не ведущие транзит грузов через территорию Сингапура и не имеющие среди своих контрагентов других компаний из Сингапура.

При соблюдении вышеназванных условий прибыль сингапурской компании освобождается от налогов. Благодаря этому сингапурские компании имеют существенные преимущества при ведении различных видов международного бизнеса.

США

В налоговом законодательстве США следует выделить две особенности. Первая особенность заключается в том, что корпоративный налог взимается по ставкам, возрастающим по прогрессивной шкале. При этом ставка налога может составлять от 15% до 39%.

Вторая особенность заключается в том, что в США фактически не существует единой налоговой системы, так как в каждом штате имеется свое собственное законодательство, в том числе налоговое. Таким образом, в США имеется пятьдесят одна налоговая система: 50 систем штатов плюс федеральная система. Ставки корпоративного налога в штатах разные и составляют от 0% (Невада, Техас, Вашингтон, Южная Дакота, Вайоминг, Огайо) до 12% (Айова).

m.xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai

Научно-исследовательский журнал

Comparative analysis of profit taxes in Russia and other countries

Барбашева Яна Александровна, Крыш Елена Константиновна, Фрайс Вероника Эдуардовна
1. Студентка группы ЭМ-253305
2. Студентка группы ЭМ-253305
Высшая школа экономики и менеджмента, ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
3. Старший преподаватель кафедры «Финансов, денежного обращения и кредита»
г. Екатеринбург, Россия

Barbasheva Iana Alexandrovna, Krysh Elena Konstantinovna, Frais Veronika Eduardovna
1. Student of group ЭМ-253305
2. Student of group ЭМ-253305
Graduate School of Economics and Management, Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin
3. Head-teacher of department Financial markets and insurance ,
Yekaterinburg, Russia

Аннотация: Налоговая система является одним из основных рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику страны. Одним из главных источников бюджета во многих странах выступает налог на прибыль. Размер данного налога является определяющим для ведения предпринимательской деятельности как местных, так и иностранных компаний, а, следовательно, определяет привлекательность страны для ведения бизнеса.

Abstract: The tax system is one of the main instruments by which government influences on the economy. One of the main budget source in many countries is a profit tax. The amount of this tax is determinant of doing business for local and international companies. Therefore, it determines the attractiveness of the country for business activities.

Ключевые слова: налоговая система, налоги, налог на прибыль

Keywords: tax system, tax, tax rate, VAT, personal income tax, profit tax, corporate tax

Налог на прибыль – это прямой налог, который взимается с прибыли компании, то есть профицита её деятельности за вычетом всех издержек (затраты на изготовление и продажу товаров). Данный налог помогает реализовать как фискальную функцию государства, так и регулирующую, стимулируя развитие определенных отраслей, в которых нуждается государство.

Налог на прибыль существует в той или иной форме во всех развитых странах. В целом, уровень ставки налога показывает насколько фирмы подвержены налоговому давлению со стороны государства. Хотя это и не является главным показателем степени стимулирования бизнеса государством и его налоговой нагрузки, так как во многих странах компании подвержены ещё и иному фискальному давлению за счёт других налогов. Тем не менее, можно сделать определённые выводы из межстранового анализа налога на прибыль организаций.

Ниже приведено описание практик различных государств по регулированию налогообложения прибыли организаций. В разрезе одного отдельного налога на прибыль выявлены недостатки российской налоговой системы через призму сравнения с системами стран, наиболее привлекательных для ведения бизнеса.

В Российской Федерации налог на прибыль введен в 1992 году и первоначально назывался «налог на прибыль предприятия», с 1 января 2002 года официально переименован в «налог на прибыль организации».

Данный налог регулируется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации [1]. Согласно статье 246 данного кодекса, налогоплательщиками налога на прибыль являются все российские организации (банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации и пр.), находящиеся на общей системе налогообложения, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников Российской Федерации [2].

В РФ прослеживается тенденция по снижению налога на прибыль. Так в 1992 году согласно закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций” устанавливалась ставка 32% для предприятий и 45% бирж, брокерских контор и предприятий по прибыли от посреднических операций и сделок. С 2002 года налог регламентируется главой 25 НК РФ, и ставка была снижена до 24% (см. Диаграмма 1). С 1 января 2009 года фиксированная базовая ставка налога составляет 20%, при этом с 2017 года 17% направляются в региональный бюджет и лишь 3% — в федеральный (ранее 18% и 2% соответственно). Для отдельных категорий налогоплательщиков субъекты федерации имеют право снижать ставку налога, который зачисляется в субфедеральные бюджеты, но не ниже 13,5%. Также некоторые организации вправе применять налоговую ставку 0% налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, например, организации, осуществляющие образовательную и медицинскую деятельность.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, рассчитанной бухгалтерским методом. При действующей в России трёхуровневой системе налогообложения налог на прибыль взимается исключительно на федеральном уровне.

Ежегодно налог на прибыль организаций составляет около 3,3% доходов федерального бюджета.

Рисунок 1. Изменение налога на прибыль в РФ

Швейцария – страна с одной из самых стабильных экономик в мире. Она не является членом Евросоюза и налоги в ней, при всей своей сложности и запутанности, одни из самых низких в Европе.

Швейцария — конфедеративное государство, состоящее из центрального штата и 26 кантонов, как и в России, в ней действует трёхуровневая система налогообложения. Налоги делятся на федеральные, кантональные и муниципальные. Однако, в отличие от РФ, некоторые налоги в Швейцарии дифференцированные, то есть поступают в несколько уровней сразу: одни и те же налоги оплачиваются по фиксированной ставке в федеральный бюджет и потом ещё в бюджеты кантонов и муниципалитетов, которые сами регулируют размер налогов.

Ещё одно из главных отличий швейцарской налоговой системы – это прогрессивная шкала налогообложения. На всех уровнях с увеличением облагаемой суммы увеличивается и ставка налога.

Налог на прибыль платится на двух уровнях. На федеральном уровне установлена средняя ставка налога на прибыль в 8,5%, но ставка может варьироваться от 3,63% до 9,8%: чем больше получает организация, тем больше ставка. Кантональная ставка может колебаться от 12% до 22% в зависимости от местоположения компании, однако по режиму налогообложения “смешанной компании” кантональная ставка может быть снижена. Фактически существует 26 ставок налога на прибыль компании на кантональном уровне.

США, страна с одной из самых мощных экономик, имеет один из наиболее высоких налогов на прибыль в мире. Ведение бизнеса внутри страны представляется невероятно дорогим, поэтому многие производители предпочитают выносить производства за пределы США.

В США принципы уплаты налога на прибыль корпорации схожи со Швейцарией. Он платится отдельно в три уровня: федеральный, налоги штата и местный.

Федеральное налогообложение прибылей корпораций в США определяется Разделом 11 Кодекса внутренних доходов. Ставка федерального налога сохраняется неизменной вот уже два десятилетия. Американские компании платят налоги со всех своих доходов, включая те, которые получены за рубежом за исключением разрешенных законом вычетов (скидок).

Федеральный налог является единым для всех штатов. Ставка начинается с 15% и с увеличением дохода доходит до 35% (см. Таблица 1) и зависит от размера полученной прибыли, то есть облагается по прогрессивной шкале. В каждом штате действует абсолютно разное налогообложение. Так в штатах Невада, Южная Дакота, Вайоминг и Вашингтон налог на прибыль корпорации отсутствует. В Огайо взимается налог с оборотов компании, а не с прибыли. В ряде штатов (Алабама, Колорадо, Пенсильвания и др.) действует единая фиксированная ставка в пределах 4 — 9,99%, в других же (Аляска, Луизиана, Небраска и др.) действует прогрессивная шкала налогообложения в пределах 0 — 12%. Местные налоги зависят от района (каунти) или города, они довольно незначительные и в многих регионах отсутствуют вообще.

Согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, в среднем репрезентативная ставка для американских корпораций составляет около 24%.

В 2017 году Президент США Дональд Трамп предложил налоговую реформу, в которой включено снижение налога на прибыль компаний с 35% до 15%, это будет касаться как корпораций, так и малого и среднего бизнеса. Министр финансов США Стивен Мнучин назвал ставку налога на прибыль «самой сложновычисляемой и неконкурентной в мире». Правительство США утверждает, что это позволит снизить дефицит бюджета.

Размер федеральной ставки налога на прибыль корпорации в США.

Австралия – высокоразвитое индустриально-аграрное государство, развитие которого происходит по своему сценарию, не похожему ни на один в мире. Налоговая система в Австралии имеет три уровня: федеральный, региональный и местный (налоги общин). Налог на прибыль компаний взимается на федеральном уровне. Данный налог – второй по значимости источник поступлений в бюджет страны. Подоходный налог с компаний обеспечивает 14-15 % федерального бюджета, а подоходный налог с физических лиц — более половины.

Плательщиками налога являются компании-резиденты и нерезиденты. Компании-резиденты, зарегистрированные в Австралии или же осуществляющие свою деятельность в Австралии и имеющие там головное руководство, уплачивают налог с валовой прибыли, полученной на территории страны и за её пределами. Нерезиденты — те, кто имеют в Австралии лишь дочерние предприятия или другие постоянные представительства и уплачивают налог с прибыли, полученной в Австралии. Чтобы избежать двойного налогообложения прибыли, полученной за границей, Австралия заключила более 40 договоров с другими государствами о взаимозачете налогов в подобных ситуациях. Субъектами налогообложения являются исключительно корпорации и ассоциации, а не их собственники. Товарищества и совместные предприятия не платят налог на прибыль, их члены включают полученную долю прибыли в свою налоговую декларацию. [8]

В отличие от налога на доходы физических лиц, для которых действует прогрессивная ставка, налог на прибыль корпораций облагается по фиксированной ставке. Данный налог введён в 1981 году. Свою максимальную отметку в 49% он достигал в 1986 году. С 2002 года и по сей день действует ставка 30% и пониженная ставка в 28,5% для малого бизнеса. [7]

Если компания терпит убытки, обязанность по уплате налога сохраняется и переносится на прибыль будущих периодов, подобный зачёт может происходить в течение неограниченного срока, при условии сохранения не менее 50% постоянного состава акционеров.

ОБЪЕДИНЁННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ

В отличии от многих стран налоги не являются основной статьёй доходов ОАЭ. Основой экономики выступает производство и экспорт нефти и газа, а также привлечение иностранных инвестиций.

Поскольку мусульманское право является основой законодательства ОАЭ, это накладывает значительный отпечаток на устройство государства. Поэтому в законодательстве отсутствует единый документ, содержащий основные принципы налогообложения в стране. Источниками налогового права выступают отдельные нормативы Эмиратов, а также акты администраций свободных экономических зон (СЭЗ).

Налог на прибыль компаний, ведущих свою деятельность на территории ОАЭ, взимается в пользу местных бюджетов. Для компаний действует прогрессивная ставка налога от 10% (начиная с 1 млн. дирхам) до 55% (свыше 5 млн. дирхам). Но плательщиками налога на прибыль чаще всего являются нефтегазовые предприятия, банковские организации (ставка налога — 20%), отели и рестораны, и это касается исключительно местных рынков. Если компания является международным нефтетрейдером, то налогообложение не применяется. Корпоративный налог в пределах некоторых свободных экономических зон начинает действовать только спустя 15 лет налоговых каникул или не предусмотрен вообще. Налоговые каникулы очень легко продлить. [9]

Ставки налога на прибыль для эмиратов Дубаи, Абу-Даби и Шарджа

Налоговое законодательство ОАЭ считается одним из самых эффективных в мире для ведения бизнеса. Именно уникальная система налогообложения позволяет привлекать огромное количество иностранных инвестиций в страну.

Создание Европейского союза (ЕС) в 1992 году повлекло за собой различные интеграционные процессы, в том числе и унификацию законодательств стран-участниц. Однако фискальные системы по-прежнему имеют значительные различие. Налоговые отчисления в Германии отчисляются по уровням бюджетной системы, налог на прибыль корпораций является совместным налогом и делится в пропорции 50 на 50 между федеральным и земельным бюджетами. Основная ставка корпоративного налога составляет 15%. Однако эффективная ставка составляет в среднем 30%, так как помимо налога на прибыль налогоплательщик уплачивает солидарную надбавку в размере 5,5% от суммы налога и муниципальные налоги, варьирующиеся от 14 до 17%. “Солидарный взнос” нужен для экономического возрождения новых земель, возникших после объединения Германии. Суммарная ставка может возрасти до 45%, если владелец у корпорации один, если собственников несколько ставка остается в размере 30%.

Налогоплательщиками налога на прибыль предприятий являются все юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты. Иностранные предприятия, не получившие статус резидента, то есть не имеющие зарегистрированного офиса на территории страны, а также резиденты, являющиеся некоммерческими организациями и госучреждениями, налог уплачивают с прибыли, полученной от деятельности внутри страны. Для них определена пониженная ставка. Остальные субъекты — с прибыли, полученной внутри страны и за рубежом.

Корпоративный налог отчисляется ежеквартально, по истечению года заполняется итоговая налоговая декларация.

Экономика Китая признана самой быстроразвивающейся экономикой в мире на сегодняшний день, за последние 30 лет темпы её роста достигли 10%. Однако в качестве последствия за такой значительный качественный рывок Китай получил угрозу перегрева собственной экономики. В связи с этим был принят ряд реформ, коснувшихся и системы налогообложения.

В начале 2009 года вступили в силу изменения во Временные нормы и правила КНР «О налоге на добавленную стоимость», Китай отказался от НДС производственного типа в пользу НДС потребительского. [10] Это привело к возможности вычета суммы налога из стоимости не только приобретаемых материалов, но и основных средств предприятия. Для отдельных групп товаров и услуг ставка налога составляет 0%, 13% или 17%. А с 1 мая 2016 года был отменён налог на прибыль предприятий, вместо него китайские компании будут выплачивать НДС, последние изменения были введены для повышения собственной продуктивности предприятий, за счёт уменьшения правительственных доходов. В условиях снижения темпов роста экономики Китая и недостаточно активного восстановления мировой экономики, власти КНР решили больше внимания уделять экспансионистской фискальной политике.

Для наилучшего понимания сути поднятого вопроса к сравнению были выбраны несколько стран с различными принципами начисления и уплаты налога на прибыль предприятий. Несмотря на все глобализационные, унификационные процессы, происходящие в мире, в том числе и попытки, стандартизировать законодательства государств — членов международных организаций, сложно встретить единые механизмы налогообложения. Различия налоговых систем стран создают условия для налоговой конкуренции в создании наиболее эффективных условий развития страны. К аспектам развития относится привлечение иностранных инвестиций, частных капиталов. Поэтому выбор той или иной страны будет зависеть от правил исчисления налога на прибыль организаций, от уровня налоговой нагрузки в целом, от удобства налогового администрирования, прозрачности и стабильности налоговой системы.

Сравнение налога на прибыль разных стран должно было выявить характерные отличия российских принципов уплаты налога на прибыль, в особенности недостатки, и наметить пути совершенствования системы.

В целом было выяснено, что система данного налога в Российской Федерации лояльна по отношению к налогоплательщику, взимается лишь 20% валовой прибыли. В таких странах как США, Германия, Австралия ставка поднимается на значительно более высокий уровень (30-45%). Налоговая нагрузка легко просчитывается, не имеется дополнительных сборов (Германия).

С другой стороны, существуют государства с более низкой эффективной ставкой (ОАЭ), и с сильной системой контроля налогоплательщиков (США).

Таким образом, можно сделать вывод, что в разрезе налога на прибыль организаций, Россия является привлекательной страной для инвестиций.

edrj.ru

Какой налог на прибыль платят в других странах?

Несмотря на мировые тенденции по унификации национальных систем налогообложения, развиваемых различными международными организациями, такими, как ОЭСР или Европейский союз, во многих государствах особенности корпоративного налога – налога на прибыль – продолжают сохраняться. Альберт Юсуфов, ведущий юрисконсульт КСК групп, рассказывает об особенностях налогообложения в различных государствах.

Эстония

Эстония является членом Европейского союза, при этом система налогообложения в стране совершенно уникальная. В этом прибалтийском государстве объектом обложения корпоративным налогом является не реализация товаров, работ и услуг, как в большинстве стран мира, а лишь распределение прибыли, накопившейся в компании. Ставка налога составляет 20/80 от распределяемой прибыли.

Благодаря данной особенности эстонские компании могут не платить корпоративный налог до момента распределения прибыли, что делает эстонское налоговое законодательство очень благоприятным для международных торговых компаний.

Мальта

Мальта, как и Эстония, является членом Европейского союза. Ставка корпоративного налога в Мальте составляет 35%. Однако особенность мальтийского налогового законодательства позволяет быстро и гарантированно возвращать 6/7 от суммы уплаченного налога. Это возможно в силу действия системы условного начисления налога.

Эта система работает в отношении мальтийских компаний, у которых выручка от бизнеса на территории Мальты не превышает 10% в общей сумме выручки, то есть в отношении мальтийских компаний, занимающихся международным бизнесом в той или иной форме, а также при условии выплаты дивидендов собственнику мальтийской компании.

Мальтийские компании, отвечающие указанным выше требованиям, по итогам года уплачивают налог по ставке 35%, а затем в течение 14 дней возвращают 6/7 от уплаченной суммы. Это означает, что эффективная ставка налога составляет лишь 5%.

Такая система используется многими международными холдинговыми компаниями.

Кипр

Налоговое законодательство Кипра хорошо знакомо российским налоговым юристам и при этом с первого взгляда в законодательстве Кипра каких-либо особенностей нет. Ставка корпоративного налога составляет 12,5%.

Однако в кипрском законодательстве существует большое количество институтов, позволяющих эффективно снижать ставку налога. Одним из таких институтов является так называемый вычет условного процента. Данный институт позволяет кипрским компаниям уменьшать налоговую базу по корпоративному налогу. Суть данного института заключается в том, что вклады в уставный капитал кипрской компании приравниваются к займам для целей налогообложения, то есть проценты (условные) по суммам таких вкладов включаются в расходы.

Офшорные государства

В мире существует более 20 государств, в которых законодательно установлено отсутствие местного корпоративного налога. Для этого необходимо выполнять, как правило, единственное условие – не вести деятельности на территории данного государства.

Примеры таких государств – Британские Виргинские острова, Панама, Белиз, Маршалловы острова, Гибралтар, острова Кука, Ангилья, Каймановы острова, Бермудские острова и другие.

Особым образом хотелось бы выделить Объединенные Арабские Эмираты. В данном государстве существует развитое налоговое законодательство, которое отличается тем, что в нем предусматривается возможность создания как обычных компаний, так и офшорных. Более того, компании из ОАЭ в большинстве государств не будут считаться офшорными, несмотря на то, что фактически они таковыми являются.

Сингапур

Корпоративный налог в Сингапуре построен на территориальном принципе. Стандартная ставка корпоративного подоходного налога составляет 17%. Но данная ставка применяется лишь к тем доходам, которые получены внутри Сингапура, а все иностранные доходы – освобождаются от налогообложения.

Иностранным доходом считается доход, который получают сингапурские компании, не имеющие счетов в сингапурских банках, не ведущие транзит грузов через территорию Сингапура и не имеющие среди своих контрагентов других компаний из Сингапура.

При соблюдении вышеназванных условий прибыль сингапурской компании освобождается от налогов. Благодаря этому сингапурские компании имеют существенные преимущества при ведении различных видов международного бизнеса.

США

В налоговом законодательстве США следует выделить две особенности. Первая особенность заключается в том, что корпоративный налог взимается по ставкам, возрастающим по прогрессивной шкале. При этом ставка налога может составлять от 15% до 39%.

Вторая особенность заключается в том, что в США фактически не существует единой налоговой системы, так как в каждом штате имеется свое собственное законодательство, в том числе налоговое. Таким образом, в США имеется пятьдесят одна налоговая система: 50 систем штатов плюс федеральная система. Ставки корпоративного налога в штатах разные и составляют от 0% (Невада, Техас, Вашингтон, Южная Дакота, Вайоминг, Огайо) до 12% (Айова).

Спасибо! Вам отправлено письмо с подтверждением подписки.

kskgroup.ru

Налоги в Европе

Несмотря на интеграционные процессы, происходящие в Европе последние десятилетия после подписания Маастрихтского договора в 1992 году (договора о Европейском союзе), принятие различных директив Евросоюза, унифицирующих законодательство ЕС, налоговые режимы и порядок уплаты налогов в различных странах Евросоюза по-прежнему могут значительно различаться. Еще больше разнообразия у стран, не входящих в ЕС.

В Европе достаточно сложно встретить, например, абсолютно стандартизированные механизмы налогообложения тех или иных видов доходов, не говоря уже о налоговых ставках и преференциальных режимах.

Более того, встречаются совершенно уникальные налоговые режимы и правила. Например, режим «смешанной компании» в Швейцарии, налоговая система Монако или Эстонии, правила определения резидентного статуса физических лиц в Великобритании и др. Далеко не во всех странах ЕС установлены правила налогообложения иностранных контролируемых компаний (так называемые правила CFC), которые, кстати, введены в РФ с 2015 года.

Поэтому разный уровень налоговой нагрузки, особенности местного законодательства заставляют бизнес предельно внимательно относиться к выбору страны для ведения бизнеса или проживания.

В то же время различия налоговых систем европейских стран создают условия для так называемой налоговой конкуренции юрисдикций за создание наиболее привлекательных условий для частного капитала. Поэтому выбор той или иной страны зависит не только от уровня налоговой нагрузки, но и от удобства налогового администрирования, прозрачности и стабильности налоговой системы.

Проанализировав данные европейских стран, авторы исследования сравнили их по ряду параметров с такими крупнейшими экономиками мира, как США, Япония и Китай.

Было показано, что Евросоюз несколько уступает США в части администрирования процессов исчисления и уплаты налогов, а также подачи налоговой отчетности налогоплательщиками. Также Евросоюз демонстрирует относительно низкие (по сравнению с Японией, Китаем и США) ставки по корпоративному налогу на доходы. Даже несмотря на то, что Китай и Япония значительно снизили указанные ставки (в 2008 и 2012 годах соответственно), они остаются выше средней ставки по ЕС.

Наконец, налоговая нагрузка на оплату труда на примере средней номинальной ставки налога на доходы физических лиц в Евросоюзе ниже ставок приведенных азиатских стран и США. Однако такой вывод был бы полностью справедлив и корректен как раз при относительно унифицированной системе налогообложения оплаты труда в странах ЕС, чего не наблюдается в современной Европе. Дело в том, что в странах ЕС с прогрессивной шкалой налогообложения и возможностью начисления муниципальных налогов и дополнительных сборов реальная эффективная ставка может быть значительно выше и достигать 57% (Швеция) при ставках в Японии 50,84%, Китае – 45% (на 2014 год).

Налоговая политика государств нередко меняется в зависимости от экономических целей властей, поэтому немаловажным фактором привлекательности стран для международного капитала или выбора места жительства является стабильность правил налогообложения и общего уровня налогового бремени. Безусловно, при этом интересует не декларируемый показатель стабильности, а показатель, подтвержденный в исторической перспективе. С этой точки зрения представляет интерес реакция наиболее сильных и слабых экономик Евросоюза на кризис 2008 года в части изменения налоговых ставок по некоторым ключевым налогам.

Так, три наиболее мощных государства Евросоюза (Германия, Франция, Италия) не повышали налоги на прибыль корпораций (а Германия и Италия даже снизили), что, помимо прочего, позволило сохранить инвестиционную привлекательность государств и дестимулировать отток капитала.

В трех наименее мощных экономиках ЕС (Латвии, Люксембурге, Эстонии) также не произошло роста налога на прибыль и на доходы физических лиц. В Эстонии и Латвии дефицит бюджета компенсировался в основном ростом НДС (НСО) и акцизов.

В отношении налога на доходы физических лиц тенденции были аналогичными: ставка налога в Германии и Италии осталась прежней, в Латвии, Люксембурге и Эстонии колебания были незначительными. Во Франции резкое повышение максимальной ставки налога с 41% до 45% являлось следствием выполнения президентом Франсуа Олландом своего предвыборного обещания: в частности, он заявлял о намерении повысить налог в отношении состоятельных граждан с целью компенсации эффекта от отмены режима экономии, действовавшего при Николя Саркози.

Рассмотрим основные правила налогообложения в некоторых популярных для российского бизнеса государствах.

С 5 декабря 1998 года действует соглашение между правительством РФ и правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (в редакции протокола от 7 октября 2010 года). Отличительными чертами этого документа (далее СОДН) является отсутствие налогов у источника при выплате процентов на Кипр, возможность применять льготную ставку налога на дивиденды в размере 5% (одна из самых низких в Европе) и прочие преимущества.

Налог на прибыль

  • – Налогом на прибыль облагаются компании, являющиеся резидентами Республики Кипр (в отношении общемирового дохода), а также нерезиденты – в части прибыли, возникающей от источников на территории страны.
  • – Резидентом Кипра признается компания, управление которой осуществляется на территории государства, при этом факт регистрации компании на Кипре не имеет значения для определения резидентства.
  • – Ставка налога на прибыль составляет 12,5% (до 2013 года ставка составляла 10% и была самой низкой в Европе; увеличение налога продиктовано необходимостью поддержки банковской системы в период финансового кризиса).
  • – Доходы от прироста капитала облагаются отдельным налогом по ставке 20%. Однако подлежит налогообложению только прибыль от продажи недвижимого имущества на Кипре, а также акций компаний, владеющих недвижимостью на Кипре и не котирующихся на валютных биржах.
  • – Дивиденды, полученные компанией, являющейся резидентом Республики Кипр, не облагаются у получателя налогом на прибыль, независимо от того, является ли источник выплаты резидентом.
  • – Кипр не имеет разработанных правил трансфертного ценообразования. Однако, согласно ст. 33 кипрского закона о налоге на доходы, все трансакции между связанными сторонами должны осуществляться на основе правила «вытянутой руки», исходя из справедливой оценки цены сделок, активов и нормальных коммерческих взаимоотношений. Причем указанное требование касается также трансакций с нерезидентами Кипра.
  • – В Республике Кипр нет норм, касающихся налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

Налог у источника

– Налогом у источника облагаются только роялти, выплачиваемые нерезиденту. Ставка налога составляет 10%, за исключением выплат роялти в отношении фильмов и телевизионных передач (ставка составляет 5%). СОДН могут быть установлены более низкие ставки.

Дополнительным сбором, возлагаемым на резидентов Кипра, является так называемый налог на оборону (special contribution for defense, SCD), введенный в 1984 году при попытке найти средства для финансирования военного бюджета республики для защиты от Турции, которая в 1974 году ввела войска, и по сей день занимающие около 40% территории острова.

При налоговом планировании, подразумевающем использование кипрской компании, целесообразно принимать во внимание SCD, так как существенную часть общей налоговой нагрузки может составить именно налог на оборону.

– Налог на оборону не взимается в отношении дивидендов, полученных как от резидентов, так и от нерезидентов, за некоторыми исключениями (ставка налога в этом случае составляет 17%). Налог на оборону взимается в отношении процентных выплат, полученных не от основного вида деятельности (например, компаниями, которые не могут подтвердить свой статус как финансовая компания), по ставке 30% (до 29 апреля 2013 года ставка составляла 15%). Налог на оборону в отношении арендных платежей составляет 3% в отношении 75% от суммы платежа.

– Стандартная ставка налога – 19% (с 13 января 2014 года). До 2012 года ставка составляла 15%, в 2012-м была повышена до 17%, а в 2013-м – до 18%. Рост ставок НДС, наряду с ростом ставок корпоративного налога и налога на оборону, был вызван антикризисными мерами.

– В отношении ряда товаров и услуг возможно применение пониженных ставок в 8% и 13% (также повышенных в 2014 году с отметок 5% и 9% соответственно).

Налогообложение доходов физических лиц

– Как и в большинстве европейских юрисдикций, физические лица – резиденты Кипра облагаются налогом в отношении общемирового дохода. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников на территории Республики Кипр.

– Резидентом Кипра признается лицо, находящееся непрерывно на территории Республики более 183 дней в течение года.

– Налог на доходы исчисляется по прогрессивной шкале: суммы дохода до 19 500 евро не облагаются налогом; для доходов от 19 501 до 28 000 евро ставка составляет 20%; от 28 001 до 36 300 евро – 25%; от 36 301 до 60 000 евро – по ставке 30%; свыше 60 000 евро – по ставке 35%.

– Дивиденды, процентные выплаты и арендные платежи в адрес резидентов облагаются налогом на оборону по ставкам 17%, 30% и 3% соответственно.

Налог на недвижимое имущество

– Налог на недвижимое имущество взимается в отношении недвижимости по ставкам, варьирующимся от 0,6% до 1,9%. Налоговой базой является рыночная стоимость недвижимого имущества, определенная на дату 1 января 1980 года.

– Если стоимость недвижимости, определенная на 1 января 1980 года, меньше 12,5 тыс. евро, то собственник-физлицо не облагается налогом.

Налог на прибыль

– Субъектами налога на прибыль в Германии являются налогоплательщики неограниченной (налогообложение доходов по всему миру) и ограниченной (с доходов от источников в Германии) налоговой обязанностью по уплате налога. Иностранные компании, не имеющие постоянного представительства в Германии, а также резиденты, являющиеся некоммерческими организациями и государственными учреждениями, несут ограниченные обязательства по налогу на доходы.

– Налоговым резидентом Германии считается организация, имеющая на территории Германии зарегистрированный офис или место эффективного управления. До 2008 года все компании, зарегистрированные в Германии, признавались резидентами, однако с 1 ноября 2008 года такие компании могут определять (выбирать) резидентства по месту нахождения центра управления, оставаясь зарегистрированными в Германии.

– Базовая ставка налога на прибыль составляет 15% (до 2008 года ставка составляла 25%). Эффективная ставка составляет в среднем 30%, так как, помимо налога на прибыль, налогоплательщик уплачивает «солидарный взнос» (Solidaritaetszuschlag) в размере 5,5% от суммы налога и муниципальные налоги, варьирующиеся от 14% до 17%.

– В Германии, как и в остальных странах EU, действуют общеевропейские правила исчисления и уплаты косвенных налогов, установленные нормами Евросоюза (Directive 2006/112).

– Базовая ставка налога составляет 19%. Возможно применение пониженных ставок в 7% (в отношении прибыли от реализации товаров первой необходимости и гостиничных услуг) и 0% (в отношении прибыли от экспорта или внутрисоюзных поставок).

Налогообложение доходов физических лиц

– Налогом на доходы физических лиц облагаются как резиденты (в отношении любого дохода), так и нерезиденты Германии. Помимо налога на доходы, налогоплательщики уплачивают солидарный взнос в размере 5,5% от суммы налога, а лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, – налог на предпринимательство (Gewerbesteuer).

– Ставки налога в Германии составляют 0%, 14%, 23,97%, 42% и 45%, однако пороговые суммы, к которым они относятся, различаются в зависимости от субъекта обложения (одиночный налогоплательщик или супружеская пара). Для одиночных налогоплательщиков пороговые суммы составляют 8 354, 13 469, 52 881 и 250 730 евро соответственно. Для супружеских пар, заявивших о совместном обложении дохода семьи, ставки составляют 16 708, 26 939, 105 763, 501 461 евро соответственно.

Налог на недвижимое имущество физических лиц

– Налог на недвижимое имущество взимается в местные бюджеты. Сумма налога рассчитывается как произведение стоимости недвижимости и федеральной ставки налога (0,35%), а также местных коэффициентов, которые могут варьироваться в пределах от 280% до 810%. Таким образом, эффективная ставка налога может колебаться от 0,98% до 2,84% от стоимости недвижимости.

Подробный отчет читайте по ссылке.

Налог на прибыль

– Налогом на прибыль облагаются прибыли резидентов по всему миру, а также прибыли нерезидентов от источников в Чехии.

– Резидентом Чехии является компания, зарегистрированная в этой стране или управляемая из нее.

– Стандартная ставка налога на прибыль в Чехии составляет 19%.

– Доходы от прироста капитала облагаются в составе налога на прибыль.

– Предусмотрены пониженные ставки на прибыль от инвестиционных и паевых фондов в размере 5%.

– Законодательство Чехии содержит нормы о регулировании трансфертного ценообразования – в частности, установлено, что сделки между зависимыми лицами должны осуществляться в соответствии с правилом «вытянутой руки».

– В Чехии нет норм, касающихся обложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

– Выплаты лицам, проживающим в стране, с которой у Чехии нет соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения или соглашения об обмене информации, также подлежат обложению по ставке 35%.

– Проценты и роялти, выплачиваемые чешской компанией в адрес компаний, имеющих постоянное представительство в Чехии или зарегистрированных в ЕС, не подлежат обложению налогом при соблюдении ряда условий.

– Стандартная ставка НДС составляет 21%. Предусмотрена пониженная ставка НДС в размере 15% на основные продукты питания, лекарства, печатную продукцию, медицинское оборудование, отопление, социальное жилье. Нулевая ставка предусмотрена для экспорта товаров, поставок внутри ЕС, международные транспортные услуги.

– Освобождены от налогообложения финансовые услуги, операции с недвижимостью и т. д.

– Плательщиком НДС становятся компании, чей оборот превышает 1 млн чешских крон (

36 тыс. евро) за 12 месяцев (за исключением необлагаемой деятельности). Указанное правило не распространяется на нерезидентов.

Налогообложение доходов физических лиц

– Налогом облагаются резиденты – в отношении всего дохода, а также нерезиденты – в отношении дохода от источников в Чехии.

– Стандартная ставка налога составляет 15%.

– Доход от предпринимательской деятельности, превышающий 48-кратный размер средней заработной платы в год, облагается дополнительным налогом солидарности по ставке 7%.

– Прибыль от передачи недвижимого имущества включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Налог на недвижимое имущество физических лиц

– Налогоплательщиком являются владельцы недвижимости или земельных участков на территории Чехии. В зависимости от места расположения, площади недвижимости или земельного участка применяются различные коэффициенты для исчисления налога.

– Также предусмотрен налог с продажи недвижимости в Чехии по ставке 4%.

worldtaxes.ru

Смотрите так же:

  • Отказ от подписи приказа об увольнении Акт об отказе от подписи В случае отказа расписаться в официальном или ином документе не стоит нервничать – составьте акт об отказе от подписи. Как и акт об отказе от получения, такой документ фиксирует тот факт, что лицо поставлено в […]
  • Пособия ветеранам труда самарской области Как ветеранам труда Самарской области получить поддержку от государства Для потенциальных ветеранов труда Самарской области, как получить указанный статус является ключевым моментом. Законодательство, как федеральное, так и региональное […]
  • Оборванные правила Правила безопасности вблизи оборванного провода воздушной линии электропередач Одной из наиболее распространенных аварийных ситуаций в электрических сетях является обрыв провода воздушной линии электропередач. Как правило, большую […]
  • Пособие опекаемому ребенку Какие льготы и пособия положены опекунам и опекаемым в 2018 году Людям, заботящимся о чужих ребятишках, недееспособных и престарелых гражданах, полагаются определенные социальные льготы. Для опекунов детей предусмотрены одни привилегии. А […]
  • Трудовой стаж более 35 лет Перерасчет пенсии за большой стаж работы С приближением пенсии многих граждан интересует зависимость будущего обеспечения от количества отработанных лет. С появлением в законодательстве изменений перестает применяться понятие общий […]
  • Исковое заявление на выписку из дома бланк Оформляем иск о выписке из квартиры Иск о выписке из квартиры – это легальная возможность по суду снять жильца с регистрационного учета. Ведь снять с регистрационного учета человека, прописанного в квартире, без его согласия можно только […]

Обсуждение закрыто.