Статья 262 ук рф с комментарием

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

СТ 262 УК РФ.

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы
и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение
значительного ущерба, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет,
либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными
работами на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 262 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются природные территории, взятые под особую охрану, — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

К ним относятся: а) государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

2. Объективная сторона преступления состоит из деяния в виде нарушения режима особо охраняемых природных территорий, последствия в виде причинения значительного ущерба и наличия причинной связи между ними.

3. Значительный ущерб — понятие оценочное, определяется в каждом конкретном случае с учетом категории особо охраняемых территорий, их экологической и экономической значимости, возможности дальнейшего использования территории, например, как курорта и т.д.

www.ugolkod.ru

Статья 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Текущая редакция ст. 262 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарий к статье 262 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере общественного порядка; дополнительный — отношения в сфере охраны ценных природных объектов и территорий. Предмет преступления — режим заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, а также соответствующих природных парков, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительные местностей и курортов, а также территорий, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники;
2) объективная сторона: действия, выражаемые в нарушении режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых природных территорий. Нарушение режима может быть выражено в виде загрязнения соответствующего объекта, нарушение порядка нахождения на объекте, незаконное строительство, незаконные археологические раскопки, любое техногенное или антропогенное вмешательство, которое затрагивает нормальное течение жизнедеятельности охраняемой природной территории и приводит к общественно опасным последствиям;
3) субъект: лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Преступление считается оконченным с момента причинения соответствующему природному объекту значительного ущерба.

При разрешении вопроса о том, причинен ли в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории значительный ущерб, судам надлежит исходить из конкретных обстоятельств дела, в частности категории особо охраняемых природных территорий, их экономической, социальной, исторической, культурной, научной значимости, способности природного ресурса к самовосстановлению, количества и стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды. В необходимых случаях суд привлекает соответствующих специалистов либо экспертов.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (раздел 2 — государственные природные заповедники, раздел 3 — национальные парки, раздел 4 — природные парки, раздел 5 — государственные природные заказники, раздел 6 — памятники природы, раздел 7 — дендрологические парки и ботанические сады, раздел 8 — лечебно-оздоровительные местности и курорты);
2) ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 1 — основные понятия о нарушениях в сфере охраны окружающей природной среды, гл.9 — природные объекты, находящие под особой охраной, гл.14 — ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды);
3) ЗК РФ ст. 95 — земли особо охраняемых природных территорий;
4) ЛК РФ (ст. 103 — правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);
5) ВК РФ (ст. 66 особо охраняемые водные объекты);
6) ГрК РФ (ст. 49 — экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в том числе на землях особо охраняемых природных территорий);
7) ФЗ «О животном мире» (ст. 23 охрана животного мира и среды его обитания в особо охраняемых природных территориях);
8) ФЗ «Об экологической экспертизе» (ст. 11 и 12 — объекты государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней);
9) ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (ст. 16 — организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, гл.6 — разрешение споров в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов);
10) ФЗ «Об охране озера Байкал» (гл.2 — режим охраны Байкальской природной территории);
11) акты Президента РФ:
— Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012);
— указ от 04.02.94 N 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»;
12) акты Правительства РФ:
— постановление от 31.03.2009 N 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»;
— постановление от 27.01.2009 N 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) » (вместе с «Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»);
— постановление от 07.11.2008 N 822 «Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы»;
— постановление от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»;
— постановление от 26.12.2001 N 900 «Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение»;
— постановление от 30.08.2001 N 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории»;
13) акты Минприроды России:
— приказ от 09.11.2012 N 376 «Об утверждении Положения о Забайкальском национальном парке»;
— приказ от 09.11.2012 N 380 «Об утверждении Положения о национальном парке «Куршская коса»;
— приказ от 25.10.2012 N 344 «Об утверждении Положения о государственном природном заповеднике «Хакасский»;
— приказ от 29.06.2012 N 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора»;
— приказ от 08.12.2011 N 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам»;
— приказ от 01.08.2011 N 658 «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования»;
— приказ от 16.07.2007 N 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях»;
— приказ от 22.04.2003 N 342 «Об утверждении основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года»;
14) иные акты:
— приказ Росприроднадзора от 14.06.2007 N 165 «О совершенствовании работы государственных инспекций по охране заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации охраны государственных природных заповедников и национальных парков»);
— приказ Госкомэкологии РФ от 23.07.98 N 448 «Об утверждении «Перечня нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений»;
— письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»;
— приказ Минприроды России и Минобороны РФ от 25.01.2013 N 26/39 «Об утверждении Порядка взаимодействия воинских частей и государственных природоохранных учреждений на особо охраняемых природных территориях федерального значения при обеспечении режима особой охраны»;
— постановление Правительства РСФСР от 18.12.91 N 48 «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации».

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (суды должны проверять, какие требования режима, установленные для каждой категории особо охраняемых природных территорий, были нарушены, и указывать это в приговоре, ином судебном решении);
2) приговором Адлерского районного суда г.Сочи от 22.08.2011 установлено, что гр.П. с привлечением гр.А. при помощи экскаватора, в русле реки Мзымта, г.Сочи, произвели выборку гравийно-песчаной смеси в общем количестве 39000 кг, чем причинил значительный материальный ущерб на общую сумму 415369,50 руб. Подсудимый гр.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 262 УК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.;
________________
URL: http://rospravosudie.com/court-adlerskij-rajonnyj-sud-g-sochi-krasnodarskij-kraj-s/act-100056814/
3) приговором Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 19.01.2011 гр.Г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 262 УК РФ. Преступление совершено им при следующих обстоятельствах. Так, гр.Г. 04.09.2010 в 07 часов 00 минут, имея умысел на нарушение природоохранного законодательства и осознавая, что нарушает режим особо охраняемых природных территорий и природных объектов, действуя умышленно, дал указание рабочим гр.Б. и гр.С. на выборку и вывоз гравийно-песчанной смеси из русла реки Сочи, расположенной возле автомобильного моста по улице Леселидзе Хостинского района города Сочи, который согласно распоряжению Правительства РФ от 12.04.96 N 591-р (в настоящее время утратило силу) отнесен к курортам федерального значения в границах курортов и рекреационных зон санитарной охраны города-курорта Сочи. После чего 04.09.2010 в период времени с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут гр.Б. и гр.С. произвели выборку и погрузку в автомобиль марки транзитный номер N 10 тонн 260 килограмм гравийно-песчаной смеси. Согласно произведенному расчету Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея, государству Российской Федерации действиями гр.Г. был причинен значительный материальный ущерб на сумму 127210 рублей. Суд назначил гр.Г. наказание в виде штрафа в сумме пятьдесят тысяч рублей.

________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18344942/16000340/

Консультации и комментарии юристов по ст 262 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 262 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

oukrf.ru

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 262 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — отношения по охране особо ценных в экологическом плане природных территорий и природных объектов.

Перечень и правовой режим особо охраняемых природных территорий и природных объектов устанавливаются системой законов и подзаконных нормативных актов. К ним, в частности, относятся: Федеральные законы от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. от 25.06.2012) ; от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 25.06.2012) , от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (в ред. от 18.07.2011) и от 07.05.2001 N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2008) ; Закон о животном мире, ЛК (ст. ст. 59, 102 — 107); ЗК; нормативные акты регионального значения.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 46. Ст. 5554; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6455; РГ. 2011. N 159; 2012. N 144.

СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; N 19. Ст. 1752; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 13. Ст. 1464; N 21. Ст. 2455; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5742, 5748; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6455; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7043; 2012. N 26. Ст. 3446.

СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2220; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5417; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2009. N 1. Ст. 17; РГ. 2011. N 159, 160.

СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748.

Конкретизируется правовой режим особо охраняемых территорий и объектов природной среды в индивидуальных нормативных актах о них, например в таких, как Положение о государственных природных заповедниках в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48 (в ред. от 23.04.1996) .
———————————
СП РСФСР. 1992. N 4. Ст. 25; САПП РФ. 1992. N 9. Ст. 604; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 190; 1996. N 18. Ст. 2153.

2. Предмет преступления — особо охраняемые природные территории и природные объекты .
———————————
В диспозиции ст. 262 УК, в отличие от ее названия, говорится только о природных территориях. На самом деле следует иметь в виду и то и другое.

С учетом различий в статусе и режиме особо охраняемых территорий устанавливаются следующие их категории (ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»):

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки, в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Природные объекты по смыслу преамбулы Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» составляют находящиеся на особо охраняемых территориях объекты (элементы) животного, растительного мира; эталонные участки нетронутой природы; отдельные урочища, балки (пади), скальные образования, водоемы и т.п.

Для квалификации содеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательству объект был взят под особую охрану государства, поскольку в принципе охране подлежат все элементы природной среды: земля, воздух, воды, животный и растительный мир, недра и др.

Заповедниками объявляются государственные федерального значения изъятые полностью из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земли, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Заказниками являются государственные территории (акватории) федерального или регионального значения, имеющие особую ценность для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается деятельность, противоречащая целям создания заказников или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями федерального значения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

С учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей на территориях национальных парков выделяются функциональные зоны с различным режимом: а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов, на территории которой допускается строго регулируемое посещение; в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; г) рекреационная, предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта; д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; ж) хозяйственного значения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Памятниками природы являются отдельные уникальные невосполнимые природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства: участки живописных или исторически ценных местностей; эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.д.).

К другим особо охраняемым государственным природным территориям относятся природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и теоретическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

На территориях природных (как и национальных) парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов с различным режимом охраны.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями федерального и регионального значения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство, особенности режима конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти РФ или субъекта РФ, принявшими решение об образовании этих учреждений.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты — это территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами: минеральными водами, лечебными грязями, рапой лиманов и озер, лечебным климатом, пляжами и т.п. Для лечебно-оздоровительных местностей, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в остальных случаях — округа санитарной охраны. Режим таких территорий определяется Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», а также Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425 (в ред. от 04.09.2012) .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5218; 2006. N 30. Ст. 3408; 2011. N 9. Ст. 1246; 2012. N 37. Ст. 5002.

3. С объективной стороны преступление состоит в нарушении режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, повлекшем причинение значительного ущерба.

Нарушение режима охраны может выражаться в незаконном проведении работ, строительстве, движении транспорта, в уничтожении, разрушении, повреждении или иной порче природных объектов, незаконном пользовании природными ресурсами, загрязнении и ином негативном воздействии, несанкционированном посещении, создании фактора беспокойства птиц и зверей (например, шум, пролет на самолете ниже установленной высоты) и т.д.

Последствия в виде причинения значительного ущерба являются обязательным признаком преступления. Признание ущерба значительным зависит от категории особо охраняемых территорий и объектов; их экономической и социальной (исторической, культурной, научной, медицинской и т.д.) значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам (см. коммент. к ст. ст. 247, 248, 250, 254, 257, 260, 261), их количества и других обстоятельств.

Между нарушением режима, допущенным виновным, и последствиями необходимо установить причинную связь.

Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента причинения значительного ущерба.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Содержание ее аналогично изложенному в ст. 257 УК.

6. Если нарушение режима особо охраняемой территории выразилось в загрязнении вод заповедника или заказника (ст. 250), незаконной добыче водных животных и растений (ст. 256), незаконной охоте (ст. 258) и других преступлениях, где заповедники и заказники как место преступления предусмотрены в качестве обязательного признака состава, квалифицировать содеянное следует по этим статьям. Однако, если такие деяния повлекли причинение значительного ущерба заповеднику или заказнику как целостной экосистеме, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 262 и ст. ст. 250, 256, 258 УК и др.

Аналогичная квалификация содеянного будет и в том случае, если какое-либо иное экологическое преступление сопряжено с нарушением режима особо охраняемых территорий и причинением значительного ущерба, но эти территории не предусмотрены в качестве обязательного признака в его составе, например, при загрязнении атмосферы (ст. 251 УК), уничтожении или повреждении лесов (ст. 261 УК), уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК).

Рассматриваемое преступление следует отграничивать от административных правонарушений (ст. 8.39 КоАП) по последствиям. Обязательным признаком преступления являются последствия в виде причинения нарушением значительного ущерба. При совершении проступка наказуемо само нарушение установленного режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов либо нарушение, повлекшее причинение им незначительного ущерба.

stykrf.ru

Статья 262 ук рф с комментарием

Надо будет обязательно подарить подруге модное платье, а куплю я его тут

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Комментарий к статье 262 УК РФ.

1. Преступление посягает на отношения в области охраны особо ценных в экологическом плане природных территорий и объектов. Их перечень и правовой режим устанавливаются в ряде нормативных актов РФ: Федеральных законах «Об охране окружающей среды»; от 14.03.95 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 30.12.2001) ; от 23.02.95 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» , а также в иных нормативных актах.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.
СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.

Конкретизируется правовой режим особо охраняемых территорий и объектов в индивидуальных нормативных актах о них: Положении о государственных природных заповедниках в РСФСР от 18.12.91 ; Положении о национальных природных парках Российской Федерации от 10.08.93 ; Общем положении о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации от 25.01.93 N 14; Примерном положении о государственных природных заказниках в Российской Федерации, утвержденном Приказом МПР России от 10.01.96 N 20; Положении о памятниках природы федерального значения, утвержденном Приказом МПР России от 25.01.93 N 15 ; Положении об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения от 07.12.96 N 1425 (в ред. от 20.12.2002) . Все подзаконные нормативные акты должны быть приведены в соответствие с Федеральными законами «Об особо охраняемых природных территориях» и «Об охране окружающей среды».
———————————
СП РФ. 1992. N 4. Ст. 182; САПП РФ. 1992. N 9. Ст. 604; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 190; 1996. N 18. Ст. 2153.
САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3180.
Российские вести. 1993. 18 февр.
СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5799; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5418.

2. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования таких территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (п. 1, 2 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
С учетом различий в статусе и режиме особо охраняемых территорий устанавливаются следующие их категории: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); б) национальные парки (федерального значения); в) природные парки (субъектов РФ); г) государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов РФ); д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ); е) дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения); ж) лечебно-оздоровительные местности, курорты (федерального, регионального и местного значения) и иные особо охраняемые территории.
Перечисленные особо охраняемые территории и объекты образуют природно-заповедный фонд. Решениями органов государственной власти они изымаются полностью или частично из хозяйственного оборота. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации (п. 4, 5 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий, в том числе зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, биологические станции, микрозаповедники и др.
3. Для квалификации содеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательству объект был взят под особую охрану государства, поскольку в принципе охране подлежат все элементы природной среды: земля, воздух, воды, животный и растительный мир, недра и др.
4. С объективной стороны преступление выражается в нарушении действием или бездействием режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, повлекшем причинение значительного ущерба.
Нарушение режима может состоять в проведении работ, уничтожении или повреждении природных объектов, незаконном пользовании природными ресурсами, загрязнении и ином негативном воздействии, несанкционированном посещении и создании фактора беспокойства птиц и зверей и т.д.
Детализируется режим в конкретном (на базе общего) положении об особо охраняемом объекте и территории, например Положение о памятнике природы регионального значения «Серебряный бор» в г. Москве.
5. Вопрос о признании ущерба значительным зависит от конкретных обстоятельств и решается при рассмотрении дела с учетом: категории особо охраняемых территорий и объектов; их экономической и социальной (исторической, культурной, научной, медицинской и т.д.) значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам (см. коммент. к ст. 250, 251, 254, 256, 257, 260), их количества и других обстоятельств.
Между нарушением режима, допущенным виновным, и последствиями необходимо установить причинную связь.
6. С субъективной стороны преступление характеризуется умыслом или неосторожностью.
7. Ответственность по данной статье несут физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.
8. Если нарушение режима особо охраняемой территории выразилось в совершении на территории заповедника или заказника загрязнения вод (ст. 250 УК), незаконной добычи водных животных и растений (ст. 256 УК), незаконной охоты (ст. 258 УК) и других преступлений, где заповедники и заказники как место преступления предусмотрены в качестве обязательного признака состава, квалифицировать содеянное следует по этим статьям.
Однако, если такие деяния повлекли причинение существенного ущерба заповеднику или заказнику как целостной экосистеме, содеянное, на наш взгляд, необходимо квалифицировать также и по комментируемой статье по совокупности.
Аналогичная квалификация содеянного будет и в том случае, если какое-либо иное экологическое преступление сопряжено с нарушением режима особо охраняемых территорий, но эти территории не предусмотрены в его составе в качестве обязательного признака, например, при загрязнении атмосферы (ст. 251 УК), уничтожении или повреждении лесов (ст. 261 УК), уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК).

www.ukrf.net

Ст. 262 УК РФ с комментариями

Статья 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов — размещена в Особенной части Девятого раздела Двадцать шестой Главы Уголовного Кодекса РФ. Короткая статья состоящая из одной части текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 262 УК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлёкшее причинение значительного ущерба,
— наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарии к статье 262 УК РФ

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения в области особо охраняемых природных территорий и природных объектов. К ним относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особо охранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они изъяты полностью или частично из хозяйственного использования (см. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 25.06.2012)). Различаются следующие категории указанных территорий:

  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендрологические парки и ботанические сады;
  • лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий.

Объективная сторона данного преступления выражается в нарушении режима любой категории особо охраняемых территорий, если такие действия (бездействие) причинили значительный ущерб, который является оценочным признаком.

Субъективная сторона комментируемого преступления по отношению к общественно опасным последствиям характеризуется как умышленной (косвенный умысел), так и неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

xn—-8sbahjdg1bucp4cc.xn--p1ai

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Слайды проводы на пенсию Сценарий Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Подготовка к празднику Зал оформлен цветами, шарами, […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]

Обсуждение закрыто.