Статьи о несовершеннолетних правонарушителях

Статья 22. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

Статья 22. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

См. Инструкцию по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, утвержденную приказом МВД РФ от 1 сентября 2012 г. N 839

1. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел:

1) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;

3) доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.

2. В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:

1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 26 настоящего Федерального закона;

3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

6) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

3. Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются:

1) приговор суда или постановление судьи — в отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи;

2) постановление судьи — в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2 — 6 пункта 2 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 4 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

4. Несовершеннолетние, указанные в подпунктах 3 — 6 пункта 2 настоящей статьи, могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается министром внутренних дел Российской Федерации.

Материалы на несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3 — 6 пункта 2 настоящей статьи, представляются судье в порядке и в срок, которые установлены статьей 31.1 настоящего Федерального закона, для решения вопроса о дальнейшем содержании или об освобождении несовершеннолетних.

5. Начальник центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел или его заместитель незамедлительно, но не позднее чем через 24 часа уведомляет прокурора по месту нахождения этого центра о помещении в него лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

6. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток, в который не входят:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в подпункт 1 пункта 6 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) период карантина, объявленного органом управления здравоохранением или медицинской организацией, в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в подпункт 2 пункта 6 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена медицинской организацией и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ в подпункт 3 пункта 6 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) время рассмотрения жалобы или представления прокурора на приговор суда или постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

7. Ответственность за нарушение срока содержания несовершеннолетних в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел возлагается на должностных лиц органов и учреждений, по вине которых было допущено указанное нарушение.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ статья 22 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.1, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7.1. Переписка несовершеннолетнего с органами, осуществляющими контроль за деятельностью центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежит. Корреспонденция несовершеннолетних, адресованная указанным органам и должностным лицам, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляется по принадлежности.

Переписка несовершеннолетнего с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим центром временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.

Проведение беседы членами общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, с несовершеннолетними по вопросам обеспечения их прав в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел осуществляется в условиях, позволяющих представителю администрации центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел видеть их, но не слышать.

8. Должностные лица центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел пользуются правами, предусмотренными пунктом 6 статьи 13, пунктом 10 статьи 15 и пунктом 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

base.garant.ru

Статьи о несовершеннолетних правонарушителях

Психолого-педагогическая работа с несовершеннолетними в условиях закрытых учреждений является одним из наиболее эффективных способов коррекции девиантного поведения подростков, совершивших правонарушения и общественно опасные деяния. Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП УМВД РФ по ПК в городе Владивостоке) – краевое учреждение закрытого типа, занимающееся работой с несовершеннолетними правонарушителями (подростками и молодыми людьми до 18 лет), как стоящими, так не состоящими ранее на учете в ПДН, но совершившими общественно опасное деяние. В Центр подростки помещаются по решению суда. По статистике большинство подростков, попадающих в Центр, не достигли 15 лет (60 %), при этом большая часть из них – мальчики. Девочек из общего числа поступающих в год (200-250 детей) составляет не более 20 человек. Большинство подростков – выходцы из социально-неблагополучных семей. Половина из них являются воспитанниками детских домов, остальные воспитываются в неполных семьях[1].

Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей является учебно-воспитательным, профилактическим учреждением закрытого типа, в котором установлены жесткие режимные условия пребывания несовершеннолетних, изолирующие воспитанников от широкого социального окружения. Подростки, которые помещаются в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, отличаются устойчивым девиантным поведением, сформировавшимся на фоне сложной семейной ситуации, плохой успеваемости в школе, частыми прогулами, неусвоенности норм поведения со взрослыми, с учителями, со сверстниками, вредными привычками, дающими возможность получать «быстрое удовольствие» вместо внимания и заботы взрослых.

Орлов П.П., Фардзинова З.А. в статье «Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями как фактор улучшения криминогенной ситуации на территории Владивостокского городского округа», – показывают, что несовершеннолетними правонарушителями подростки становятся в силу недостаточной профилактической работы с детьми «групп риска» [2].

Причины, приведшие подростков к правонарушениям, коренятся в недостатках семейного и школьного воспитания, особенностях протекания пубертатного периода и в специфике влияния внешкольной среды на формирование целей, ценностей и образа поведения подростков. Несмотря на схожесть причин, приводящих подростков к правонарушениям, у каждого из них свои особенности и привычки, приводящие к девиантному поведению, которое является основным признаком неблагополучия, семейного и социального. Подростки, помещенные в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, нуждаются в коррекции поведения и усвоении социально приемлемых образцов поведения.

Иванов Е.В. в статье: «Психолого-педагогическая модель с несовершеннолетними правонарушителями в условиях закрытого учреждения», – высказывает мнение, что «криминальное поведение – это результат последовательного прохождения личностью деструктивных стадий. В основе первой стадии лежат мотивы самоутверждения, социальная дезадаптация. Вторая стадия характеризуется развитием девиаций отклоняющейся формы поведения. Третья имеет специфические черты (привычки), закрепляющиеся в поведении, которое принято называть аддиктивным. Последовательная деструкция личности связана с различными аддикциями (наркотическими, алкоголическими, сексуальными и т.п.), приводящими к совершению ряда проступков и правонарушений, которые обозначаются дефиницией «делинквентное поведение », и способствует вовлечению несовершеннолетнего в преступный мир. Такое поведение может называться криминальным» [3].

Работники Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей создают условия для коррекции поведения подростка путем включения его в строго нормированный и регламентированный учебно-воспитательный процесс. В Центре соблюдается строгий режим дня, немного различающийся в будние и выходные дни. С утра – подъем, зарядка, гигиенические процедуры, завтрак и занятия по общеобразовательной программе, днем – групповые занятия и прогулки, а также индивидуальнее занятия с воспитанниками, вечером – время для игр и чтения. На протяжении дня за воспитанниками ведется наблюдение. Ни один воспитанник Центра не передвигается свободно по помещению и территории учреждения.

В выходные дни распорядок дня дополнен воспитательными программами, индивидуальными и групповыми занятиями. Во время групповых занятий центр посещают представители общественности, которые общаются с воспитанниками. Двадцать четыре часа в сутки в течение тридцати дней подростки находятся под наблюдением в изолированном от внешнего мира пространстве Центра, размещенного в здании бывшего типового детского сада.

За время пребывания в Центре подростки должны усвоить навыки поведения связанные с соблюдением режима дня и режима питания, правила личной гигиены и режим труда и отдыха. Усвоение данных навыков является физиологической основой самодисциплины, поскольку большая часть подростков, помещенных в Центр, какое-то время оставались без надзора родителей или родственников, организующих и регламентирующих их повседневную их жизнь. Благодаря режиму, у подростков нормализуется пищеварение и сон, появляются силы для учебы и коллективных занятий. По словам сотрудников Центра, в процессе медосмотра выясняется, что в 70 % случаев из воспитанников имеют вес ниже нормы. Отдельной проблемой являются вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков, токсикомания).

В условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, в силу специфики контингента воспитанников и особенностей учебно-воспитательного процесса, не удается создать коллектив воспитанников, который бы мог влиять на вновь поступивших подростков, в силу ограниченности времени пребывания, но коллективные методы воспитания и обучения применяются широко. Например, обучение по школьным предметам проводят учителя из средней общеобразовательной школы № 18 города Владивостока. С подростками проводятся беседы на правовые, этические темы, различные игровые занятия в группах. Занятия направлены на формирование нравственных установок, здорового образа жизни, формирования хороших привычек, таких как личная гигиена, формирование желания к занятию спортом, а также добродетельных качеств (уважения, вежливости, хорошего отношения к другим), формирования правовой культуры и гражданской позиции. Коллективные методы воспитания и обучения позволяют в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей создать воспитательную среду, насыщенную «нормативными вводными» (гигиеническими, этическими, правовыми и др.), что позволяет воспитанникам сформировать систему адекватных требованиям современного общества и их возрасту ориентиры поведения, создать условия для коррекции девиантного поведения и облегчить их социализацию.

Однако у каждого несовершеннолетнего правонарушителя есть своя индивидуальная история, приведшая его к правонарушению и к проблемам с социализацией. Во многих случаях давление негативного личного опыта и несформированность адекватных возрасту социальных навыков и знаний требует от работников Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей выстраивать индивидуальную траекторию коррекционной работы с воспитанником. При этом специфической особенностью индивидуальной траектории обучения и воспитания несовершеннолетнего правонарушителя является временный запрет воспитаннику занимать позицию субъекта выбора в части поведения, деятельности, общения – самореализации в целом. Данный запрет связан с тем, что коррекционная работа строится на замещении сложившихся под влиянием неблагоприятных социокультурных обстоятельств моделей поведения, образцами приемлемого поведения и формирования установки на следование этим образцам. На формирование и закрепление социально приемлемых образцов поведения требуется не менее трех недель, хотя по свидетельствам работников Центра, есть «очень запущенные случаи», когда подростки среднего школьного возраста ведут себя «как Маугли», обнаруживая не только несформированность навыков чтения и письма, но и навыков гигиены, вежливого общения не только со сверстниками, но и со взрослыми: они беспричинно агрессивны, обзываются, дерутся, плюются, дерзят. В этих случаях дисциплинарные телесные, эмоциональные и умственные практики Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей принимают формы жестких коррекционных воздействий.

Индивидуальная траектория коррекции девиантного поведения несовершеннолетнего правонарушителя представляет собой целенаправленную образовательно-воспитательную программу, включающую в себя элементы диагностики, группового и индивидуального обучения, мер воспитательного воздействия и формирования мотивации на устойчивое изменение поведения и успешную социализацию. Со стороны работников Центра, педагогов школы и представителей общественных организаций осуществляется психолого-педагогическая диагностика, поддержка и сопровождение.

Девиантное поведение ребенка и подростка является сплавом отношений, отражающих взаимосвязь уровней семейного, школьного воспитания и отношения ребенка к себе и условиям жизнедеятельности в целом. Отсюда у работников Центра, занимающихся воспитанием, возникает потребность в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних правонарушителей, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательная и социализирующая работа.

Целью психолого-педагогической диагностики несовершеннолетних, помещенных в Центр временного содержания, является выявление причин приведших к правонарушениям. Состояние, отношение, уровень воспитанности несовершеннолетнего оцениваются с точки зрения соответствия норме и степени отклонения от неё, а также возможных психолого-педагогических механизмов коррекции девиантности.

Психологическая диагностика осуществляется в следующих направлениях: выявление особенностей характера и психо-эмоционального состояния, детско-родительские отношения и отношения со сверстниками. При помощи стандартных методик специалист-психолог устанавливает уровень социализации подростка, уровень усвоения им системы ценностей, норм, знаний, культуры поведения. Диагностика уровня социализации предусматривает выявление отклонений и в интеллектуально-личностном развитии, эмоционально-волевой сфере, сформированности социально-ролевого поведения, стиля общения и статуса подростка в группе сверстников.

Педагогическая диагностика осуществляется в следующих направлениях: определение уровня знаний и умений, соответствующих возрасту подростка и программе за соответствующий класс общеобразовательной школы, определение познавательной потребности и общей направленности на приобретение знаний, например, отношение к учению, к выполнению домашних заданий, к учебным предметам.

Данные по конкретному несовершеннолетнему заносятся в индивидуальную карту личного дела, которая включает описание психолого-социального развития ребенка, а также его медицинские характеристики. Затем составляется план коррекции развития, в соответствии с которым выстраивается индивидуальная траектория коррекции девиантного поведения – это персональный путь, своего рода «дорожная карта» реализации личностного потенциала каждого воспитанника.

Воспитанник сможет продвигаться по индивидуальной траектории только в том случае, если будет нормализировано его психо-эмоциональное состояние, если с ним начнут заниматься по школьным предметам, учитывая реальный уровень его знаний и степень отставания от программы, если ему будут даны соответствующие его возрасту и правовому статусу установки поведения и деятельности, показаны и закреплены образцы адекватного поведения.

Поскольку количество несовершеннолетних в Центре не велико (количество детей варьируется в пределах 40 человек в месяц), педагоги и психологи подбирают оптимальные формы и темпы индивидуального обучения и общения под конкретного воспитанника, применяют те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям, приучают воспитанника рефлексивно осознавать свое настоящее и прошлое поведение, осознавать свой реальный уровень знаний и умений, корректировать свою деятельность и эмоциональные реакции в соответствии с социальными и этическими нормами. На данном этапе формируется, по определению Паатовой, «реабилитационно-воспитательная ситуация». Во многом методика работа с детьми и подростками в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Владивостока стоится на создании реабилитационно-воспитательных ситуаций, рекомендованных Паатовой М.Э.

Реабилитационно-воспитательная ситуация включает в себя ряд факторов, актуализация которых побуждает подростка к переосмыслению сложившегося негативного жизненного опыта, создает условия для запуска внутренних механизмов для позитивного самоизменения и самовосстановления: 1) создание ситуаций успеха воспитанника в социально значимой деятельности, актуализация желания вновь пережить это чувство, преодолевая все возрастающие трудности; 2) «столкновения» с событиями, миром вещей, поступков, где пробуждается желание усовершенствовать себя, переживание дефицита компетентности; 3) рефлексия собственного продвижения по пути нравственного становления в процессе самоизменения [4].

Также широко применяется методика личностно-ориентированного обучения Хуторского А.В. В соответствии с данной методикой [5], учителя предоставляют подросткам возможность освоить эмоционально-образные и логические виды умственной деятельности. В условиях малой группы учителя учитывают индивидуальные особенности подростков, их интересы, предлагают различные способы работы с учебным материалом, выявляют особенности усвоения учебного материала, учитывая степень отставания от школьной программы. Подростку при таком подходе к обучению и воспитанию необходимо научиться оценивать свои способности и возможности, научиться прикладывать усилия для получения положительной оценки, заново или с нуля формировать поле конструктивно направленных интересов, и четко представлять свои дальнейшие перспективы, напрямую зависящие от его поведения, успеваемости прилежности.

На групповых занятиях педагогами и воспитателями проводятся беседы и дискуссии на темы: «Вежливость», «Правила поведения в общественных местах», направленные на развитие, наработку навыков этикета, культуры речи, поведения в обществе и бесконфликтного общения. Воспитатели совместно с психологами-наркологами Приморского краевого наркологического центра проводят для несовершеннолетних правонарушителей тренинги о вреде курения и употребления наркотических и психотропных средств, а также беседы на тему «Алкоголизм и его последствия». Большую роль в перевоспитании несовершеннолетних играют встречи с представителями общественности, многие из которых направлены на формирование правового, патриотического и нравственного воспитания. Для этого проводятся встречи и мероприятия с представителями кинологических служб, юрисконсультами, которые проводят уроки правового информирования. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию: воспитанникам устраивают встречи с представителями совета ветеранов, представителями общественных советов боевых братств, представителями православного духовенства.

В результате применения сочетания групповых и индивидуальных методик у воспитанника формируется отсутствующий пласт установок поведения, общественных, нравственных и правовых.

Индивидуальную траекторию коррекции воспитания условно можно разделить на несколько этапов:

I этап: процесс адаптации воспитанника к новым условиям, распорядку дня, воспитанникам центра, круглосуточному надзору, к ограничению действий;

II этап: адаптация, привыкание к процессам диагностики, опросам, применяемым к каждому воспитаннику;

III этап: подключение воспитаннике к групповым занятиям, где происходит принятие им новых установок, форм поведения, которые становятся присущи только ему.

На третьем этапе воспитанник уже полностью включен в групповую работу. Важным на этом этапе становится принятие нравственных установок, которые в дальнейшем будут определять его поведение в обществе.

Приведем примеры работы с воспитанниками Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП УМВД РФ по ПК в городе Владивостоке).

Воспитанник Центра, мальчик 14 лет, помещен в центр за кражу велосипедов. До помещения в Центр проживал в неполной семье с матерью. На начальном этапе работы с ним были проведены психологические диагностические тесты на агрессивность, тесты визуальной психодиагностики, тест Люшера, тесты на общение в группе, в результате которых выявлена высокая степень агрессивности в общении со сверстниками и взрослыми. В результате педагогической диагностики выявлен малый интерес к учебе, проблемы с вербализацией ответов на вопросы, установлено, что уровень знаний не соответствует возрасту. В результате медицинской диагностики было установлена склонность к употреблению спиртных напитков.

В процессе групповых занятий, ролевых игр, взаимодействий с другими воспитанниками в центре степень агрессии уменьшилась, стал сговорчив и с охотой шел на контакт со взрослыми. Процесс адаптации к условиям прошел удовлетворительно, но сохранился страх перед выполнением просьб и поручений. На занятиях в группе проявляет интерес к рисованию и моделированию самолетов из бумаги, задает вопросы, участвует в дискуссиях со старшими. В ролевых играх немного пассивен, редко занимает активную позицию, чаще отстранен. Также к нему были применены индивидуальные формы перевоспитания, адаптации: индивидуальные занятия с преподавателем, беседы с психологом и с сотрудником правоохранительных органов.

Другой подросток – девочка 10 лет, проживающая с отцом. Мать не принимает участие в воспитании дочери. Попала в учреждение за хищение денежных средств из торгового павильона. На диагностических тестах с психологом была контактна, свободна в общении, сразу раскаялась в содеянном. Согласно педагогической диагностике, девочка проявляет интерес к учебе, но неусидчива и нетерпелива. В процессе нахождения в центре смогла выработать терпение и внимание. В групповых играх и занятиях активно проявляет себя, общается с другими воспитанниками, идет на контакт первая. Процесс адаптации прошел положительно. Также были применены и индивидуальные и групповые техники коррекции поведения: профилактические беседы, индивидуальные встречи.

Индивидуальный подход к каждому воспитаннику в описанных случаях, согласно которой проходил их процесс адаптации, ресоциализации и профилактики девиантного поведения помог подростку пройти процесс реабилитации, принять правильные установки, с помощью специалистов пересмотреть свое поведение, научиться работать в группе, наработать навыки поведения в обществе.

Есть и случаи, когда подросток попадает в центр за антиобщественное деяние, причина которому – общение с группой подростков ассоциативного поведения. Такой подросток проживает в полной семье, в хороших условиях и проявляет себя как послушный и положительный. Диагностические тесты разного характера указывают только на то, что он связан с компанией, которая и склоняет его к употреблению спиртных напитков, к грабежам и разбоям. В таком случае, задача специалистов направлена на формирование «моделей защиты», согласно которой он научится быть устойчивым к влиянию к подобного рода компаний, научится говорить «нет» в ситуациях подобного выбора и уходить из-под деструктивного влияния группы.

Согласно опросу воспитателей и психолога учреждения было выяснено, что индивидуальный подход необходим еще и, потому что в Центр помещены подростки разных возрастных групп, разной степени адаптации, педагогической запущенности и с различными социальными проблемами. По словам работников Центра, некоторых подростков просто необходимо исключить из привычной для них социальной среды, чтобы уменьшить ее деструктивное влияние на них. Как правило, попадая в жестко организованную среду Центра, более комфортную или наоборот некомфортную для них, подростки ведут себя совершенно иначе, чем вели себя дома, в школе и на улице. Работники центра отмечают, что несовершеннолетние правонарушители достаточно восприимчивы к работе с ними, сохраняют способность быть коммуникабельными и адаптивными к изменению условий проживания, общения и воздействиям на них.

Статистика, ведущаяся в Центре, показывает, что количество рецидивов совершения общественно-опасных деяний и возвращений в центр временного содержания сокращаются. Согласно статистическим данным, за 2016 год количество уменьшилось с 23 до 19, по сравнению с предыдущим годом. Данные показатели, свидетельствуют об эффективности мер коррекционного воздействия на воспитанников. Путем применения аналитического, статистического методов и метода опроса фокус-группы, удалось выяснить, что построение индивидуальных траекторий коррекции поведения необходимо для каждого из воспитанников. Причем формирование индивидуальной траектории коррекции поведения воспитанника формируется в процессе его встраивания в коллективные ритмы (следование распорядку дня, обязательная образовательная программа, тренинговые занятия в группе). Индивидуальная траектория коррекции поведения каждого из воспитанников помогает сотрудникам, воспитателям понять реакцию несовершеннолетнего на разницу между групповыми ритмами и тем, как он себя ощущает в них, и индивидуальным встраиванием. Задача специалиста, сотрудника и воспитателя состоит в том, чтобы факторы внешнего надзора за воспитанником, воспитательные процессы, нравственные установки центра перешли установки самодисциплины и внутреннего контроля самого подростка за своим поведением и эмоциями, что в дальнейшем, что позволит уменьшить количество повторных приводов несовершеннолетних в закрытые учреждения.

По окончании срока пребывания несовершеннолетнего составляется индивидуальная педагогическая характеристика, заключение и рекомендации психолога о возможных путях и методах коррекции поведения. Также составляется заключение о выявленных причинах, способствующих совершению правонарушений, а также рекомендации по применению дальнейших методов воспитания и образования с целью преодоления социальной дезадаптации, профилактики и предупреждения совершения повторных правонарушений [6].

После того, как подросток покинет стены Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей надзор и профилактическая работа с ним и с семьей, в которой он находится, не прекращается. Инспектор ПДН, совместно с педагогами школы, в которой он учится, участковым, представителем органов опеки, иногда, с представителем лечебного учреждения осуществляют контроль за его дальнейшей социализацией и реабилитацией.

applied-research.ru

Несовершеннолетние правонарушители и меры ответственности подростков

За прошедшие сутки в полицейских сводках зарегистрировано три общественно-опасных деяния, совершенных несовершеннолетними. Все они связаны с тайным хищением имущества и совершены подростками, которые не подлежат уголовному преследованию.

Так, в г. Петропавловске-Камчатском 13-летний школьник похитил из кармана куртки, оставленной в холле учебного заведения, сотовый телефон, принадлежащий третьекласснику.

В с. Мильково 10летний подросток, воспользовавшись беспечностью автовладельца, украл из оставленной незапертой машины портмоне, в котором находились деньги, документы и банковская карта.

В с. Манилы девочка 9-ти лет, пришедшая в гости с родителями, похитила 10 тысяч рублей из куртки хозяина дома.

В соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее на момент совершения преступления возраста 16 лет. По нескольким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность наступает с 14 лет. Именно с четырнадцатилетнего возраста подросток будет отвечать, например, за убийство, кражу, грабеж, разбой, вымогательство. При этом согласно ст. 61 Уголовного кодекса Российской Федерации: несовершеннолетие виновного – смягчающее обстоятельство, которое учитывается судом при вынесении приговора.

Если подросток совершил преступление до 11 лет, то «наказывают» родителей: привлечение к административной ответственности по ст. 5.35 (Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних). Санкция статьи предусматривает максимальный штраф в размере 500 рублей. Сам подросток, будет поставлен на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних для проведения с ним профилактической работы. Еще, по решению суда, до достижения возраста уголовной ответственности он может быть направлен в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) на срок до 30 суток.

Системность совершения противоправных деяний приводит к постановке вопроса о направлении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, к которым относятся спецшколы, спецучилища, специальные коррекционные школы, входящие в систему Министерства образования.

Стоит отметить, что в период летних каникул, когда у ребят появляется много свободного времени, число правонарушений и преступлений, совершаемых подростками, как правило, увеличивается. Если несовершеннолетние остаются безнаказанными (во многих случаях потерпевшие не хотят писать в полицию заявления, учитывая возраст детей) то, как показывает практика, они вновь нарушают закон.

Инспекторы по делам несовершеннолетних рекомендуют родителям обеспечивать на летнее время своим детям досуговую занятость, уделять им больше внимания, знать круг общения своих детей, поддерживать отношения с родителями подростков, с которыми их ребенок проводит время. Только внимательный контроль, любовь и забота со стороны взрослых, а не потворствование негативным качествам личности ребенка позволит воспитать гармоничную личность, человека с высоким уровнем ответственности и правосознания.

Пресс-служба УМВД России по Камчатскому краю

41.xn--b1aew.xn--p1ai

Смотрите так же:

  • Приказ мвд 200 по дежурной части Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" (с изменениями и […]
  • Приказ минздрава no 982н от 29112012 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (с […]
  • Закон г москвы от 26012005 3 Закон г. Москвы от 6 июня 2012 г. N 22 “О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве” Настоящий Закон устанавливает организационные, правовые и экономические основы научно-технической и инновационной деятельности в […]
  • Приказ по фгос основной школы Приказ по фгос основной школы Глушковского района Курской области Авторизация Нормативно - правовая база Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413 "Об утверждении федерального государственного […]
  • Закон об эффективности энергосбережения Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 107-ФЗ “О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской […]
  • Закон о бухгалтерском учете и отчетности 2013 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, […]

Обсуждение закрыто.